проблемно-деятельностный подход к обучению. Индивидуализация же учебной деятельности курсантов осуществляется в процессе развивающего обучения, причем данный процесс строится не на приспособлении к уровню подготовленности обучаемого путем снижения объективных требований к нему, а на последовательном, целенаправленном его развитии. Следовательно, в процессе индивидуализации учебной деятельности курсантов на основе изучения и учета их индивидуальных особенностей достигается органическое единство комплекса всего служебно-педагогического процесса вуза - воспитания, обучения, развития, образования, самосовершенствования, психологической подготовки и т.п. Формируются личность обучаемого, его способности, характер и др. Это становится возможным при взаимосвязи всех сторон деятельности курсантов в вузе (учебной, служебной, общественной, научной). При этом только личностно-социально-деятельностный подход обеспечивает рассмотрение не только одной учебной функции личности курсанта, но и целостность ее как структурного компонента конкретной педагогической системы.
Рассмотрение индивидуально-психологических особенностей курсантов в процессе служебной и учебной деятельности их в вузе позволяет сделать следующие вышоды:
1. Индивидуально-психологические особенности курсантов входят в педагогическую систему профессионального становления специалистов. Система предусматривает: усвоение знаний, навыжов и умений, личностное развитие, активное отношение к обучению, включение курсантов в систему педагогического общения в вузе. Система развития индивидуальных особенностей, способствующих обучению курсанта, включает в себя взаимообусловленные действия обучаемого и педагога, направленные на то, чтобы привести в соответствие каждый элемент учебной деятельности: восприятие учебной цели, мотивацию, задачи, способы действий (индивидуальные и коллективные), контроль и самоконтроль.
2. Изучение и учет индивидуальных особенностей курсантов обеспечивает органическую и собственно педагогическую связь содержательной и организационно-методической сторон всего служебно-педагогического процесса вуза и процесса обучения курсантов, в частности, на основе личностно-деятельностного подхода к обучению, комплексно затрагивая самые сущностные стороны личности курсанта: направленность, способности, интересы, характер и др.
3. Процессу индивидуализации учебной деятельности курсантов на основе выывления, изучения и учета их индивидуальных особенностей присущи внешние и внутренние противоречия, которые проявляют себя на протяжении длительного времени, пока не произойдут качественные изменения в реальных учебных возможностях обучаемого. Они выступают в качестве подструктуры основных противоречий учебного процесса, вытекают из них и являются психолого-педа-гогическим условием их разрешения на основе вышвленнык путей деятельности обучаемых и педагогов вуза.
4. Индивидуальные особенности личности курсанта в процессе его обучения в вузе не предопределяют результатов его деятельности, но совершенствуются в ходе реализации ее взаимосвязанных и взаимообусловленных сторон: учебной, научной, общественной, служебной, бытовой и др. Причем содержание, форма и методика обучения, имеющие свои особенности, существенным образом влияют на изменение индивидуальнык качеств курсантов в ту или иную сторону.
5. Методами индивидуализации обучения и воспитания курсантов могут быть: вариативность заданий, предлагаемых на выбор с учетом уровня профессиональной направленности и подготовки, индивидуальных особенностей, интересов и возможностей курсантов (вариативность заданий по степени сложности и по степени самостоятельности); развитие самостоятельной работы на основе сочетания коллективных, груп-повык и индивидуальнык форм работы; стимулирование взаимопроверки, самоанализа и самоконтроля курсантами каче-
ства своей работы и уровня профессиональной подготовки; широкое вовлечение курсантов в научную работу по различным проблемам ОВД; индивидуальная самообразовательная работа, определение проблем для углубленного изучения; использование различнык форм материального и морального поощрения творческой работы курсантов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Байчинская К. К. Методологический эскиз к психологии развития взрослого // Психология личности в социалистическом обществе: (Личность и ее жизненный путь). - М., 1990.
2. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. -М., 1987.
3. Кирсанов А. А. Педагогические основы индивидуализазии учебной деятельности учащихся: дис. ... д-ра пед. наук. - Казань, 1982.
4. Коган Л. Н., Руденкин В. Н. Индивидуализация как способ развития личности: (Проблемы, поиски, решения). - Свердловск, 1989.
5. Коротков Э. Н. Технология проблемно-деятельностного обучения в вузе. - М., 1991.
6. Лернер И. Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности при изучении гуманитарных наук: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1971.
7. Махмутов М. И. Проблемное обучение. - М., 1975.
ПСИХОЁОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА
Канд. филос. наук А. И. 1ук, начальник Уральского юридического института канд. филос. наук А. П. Нахимов, канд. пед. наук А. В. Кононов, С. Р. Минязов, начальник отделения ППО УВП
Уральский юридический институт МВД России,
г. Екатеринбург
«Психологическая наука как бы прорвала свою собственную оболочку и становится неотъемлемой составляющей современной социальной практики, и не столько пассивной составляющей этой практики, сколько, в большинстве случаев, ее системообразующим ядром», - подчеркивает академик В. В. Рубцов* . Это определение дает возможность с новых позиций взглянуть на роль и значение практических психологов и психологической службы образовательных учреждений в системе профессиональной подготовки специалистов, в частности вузов МВД России. В настоящее время возможности психологической службы в решении проблем подготовки кадров должным образом не оценены. Даже в нормативно-правовых актах МВД психологической службе придается вспомогательное значение, ограничивающее ее возможности, основным видом деятельности службы предусматривается решение лишь психологических проблем личного состава путем отбора, оказания психологической помощи в период адаптации, психологической подготовки к выполнению служебных задач. Решение этих задач является, безусловно, важным и необходимым делом. Но реальное влияние на процесс формирования личности профессионала, профилактику деформа-
* Психология в XXI веке: пророчества и прогнозы: («круглый стол») // Вопросы психологии. - 2000. - № 1. - С. 19.
ции личности при таком подходе к проблеме психолого-педа-гогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении значительно сужено.
Понимание того, что психологическая служба образовательных учреждений нуждается в изменении своего статуса, организации и функций, прослеживается во многих публикациях и исследованиях последних лет. Но дальше общих предложений авторы не идут, поскольку нет экспериментальных исследований, нет полного всестороннего анализа опыта работы подразделений психологического обеспечения всех образовательный учреждений. При этом группы, отделения, не говоря уже об отделах психологического обеспечения, созданы не во всех образовательный учреждениях МВД России. Во многих из них в составе отдела кадров работают один-два психолога-инспектора, которые не в состоянии выполнить даже минимум мероприятий, предписанных приказами и инструкциями. Не решены до сих пор вопросы подчиненности психологической службы: в некоторых образовательный учреждениях она находится в структуре научно-исследовательского отдела, в других входит в состав кафедры профессиональной педагогики и психологии или учебного отдела. В большинстве образовательный учреждений МВД психологи включены в кадрово-воспитательный аппарат. Организационно это наиболее приемлемый вариант, поскольку основной круг задач психологической службы связан с личным составом. Но как показышает практика многих учебных заведений, включение психологов в воспитательные структурные подразделения приводит к возложению на психологов не свойственных им задач и функций, таких, например, как проведение воспитательный мероприятий, оформление личных дел, служебные расследования и т. д., при том что существуют требования приказа МВД от 26 июня 2000 г. № 690.
В настоящий момент можно констатировать, что психологическая служба образовательных учреждений МВД способна иметь особый статус. Для этого есть все необходимое: нормативно-правовая база, опытные специалисты, методическое обеспечение, опыт работы по отдельным направлениям психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса. В одном из выступлений министра внутренних дел Российской Федерации указано, что для дальнейшего развития психологической службы уже имеется «необходимый кадровый, организационный и интеллектуальный потенциал. Нужно проявить волю, настойчивость и организованность».
Исходя из сказанного, главной целью психолого-педаго-гического сопровождения профессиональной подготовки курсантов мы считаем создание единой концепции всестороннего, комплексного влияния на курсанта. Только психологическая служба института способна обобщить информацию по влиянию всех факторов на курсанта и его жизненное пространство и подготовить соответствующие рекомендации. Решение в этих случаях принимает начальник образовательного учреждения.
Поиск путей совершенствования психолого-педагогичес-кого сопровождения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России приводит к необходимости выделения двух основнык направлений деятельности психологических служб:
1. Задачи, решаемые непосредственно самой психологической службой: диагностика, анкетирование, консультирование, оказание психологической помощи, тренинги, занятия по психологической подготовке и т. п.
2. Задачи, решаемые опосредованно, через руководство образовательного учреждения и руководителей структурных подразделений: оптимизация учебной нагрузки, повышение качества обучения, организация качественного питания и медицинского обслуживания, оптимизация распорядка дня, регулирование физической и психологической нагрузки, своевременное доведение всех норм довольствия, улучшение бытовых условий, создание возможностей для реализации
творческих способностей и увлечений, повышение культурного уровня, формирование готовности к самостоятельной профессиональной деятельности, повышение качества стажировки в органах внутренних дел, установление взаимосвязи с комплектующими органами по отбору абитуриентов и работе с вытускниками и т. п.
При этом психологическая служба осуществляет постоянно действующий мониторинг влияния на курсантов всех звеньев системы. На основе мониторинга определяются причины негативных явлений, позитивного и негативного отношения курсанта к профессиональной подготовке, разрабатываются предложения руководству по нейтрализации негативных и активизации позитивных психологических проявлений в профессиональной подготовке курсантов.
Поэтому одной из главных ее задач является раскрытие возможностей влияния системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса и выделения ее основнык формирующих звеньев, определения вклада этих звеньев в создание оптимальных условий для профессиональной подготовки курсантов. Во многих случаях это возможно сделать только через руководство института. В этом смысле психологическая служба - организатор обратной связи, необходимого элемента эффективного управления образовательным учреждением.
Как показышает опыт работы отдела психологического обеспечения Уральского юридического института МВД России, деятельность психологической службы по эффективному отслеживанию и организации влияния на психологическую среду образовательного учреждения предполагает осуществление следующих видов деятельности:
- мониторинг влияний и реакций на них со стороны курсантов и учебных коллективов;
- выывление причин негативных психических явлений, возникающих у личности и в курсантской среде в целом;
- разработка предложений и рекомендаций руководству по оптимизации влияния факторов на курсантов и формирование морально-психологического климата в коллективах;
- участие в реализации указаний руководства, направ-леннык на совершенствование учебно-воспитательного процесса, с помощью психологических форм и методов работы.
Главное назначение системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса состоит в том, что она постоянно оценивает состояние курсанта, получает всестороннюю информацию о степени влияния всех звеньев учебно-воспитательного процесса на формирование его профессионально значимых личностных качеств. Система позволяет своевременно и оперативно обнаруживать деформирующее влияние на курсанта тех или иных факторов и принимать меры к их устранению либо нейтрализации.
Проведенное исследование позволяет не только объективно-научно рассмотреть работу психологической службы, но и имеет конкретную определенную цель - оказать действенную существенную помощь в организации профессиональной подготовки курсантов. Это целевая установка исследования. Главным человеком в образовательном учреждении является курсант, и психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса строится нами в соответствии с этой установкой. Психологическая служба одновременно является представителем курсантов во всех структурах образовательного учреждения и представителем всех подразделений в курсантском коллективе. Центральное место и роль психологической службы в профессиональной подготовке курсантов определяется исходя не из ее особой исключительности и уникальности, а из того, что решается психологический класс задач, а также из центрального положения психологии курсантов в системе регуляции их поведения и профессиональной подготовки. При инык задачах другая служба может выйти на первый план.
Имеющаяся правовая база позволяет не только осуществлять взаимодействие психологической службы со всеми подразделениями образовательного учреждения, но и входить в управленческие структуры - оперативное совещание, ученый и методический советы, аттестационную комиссию, приемную комиссию и другие органы управления учреждением. Организационно-штатные возможности также позволяют психологической службе иметь особый статус в качестве самостоятельной группы, отделения или даже отдела кадров образовательного учреждения МВД. Это предоставляет возможность руководителю психологической службы непосредственно обращаться к руководству образовательного учреждения с конкретными предложениями и рекомендациями, влияющими на принятие управленческих решений, обязательных для исполнения всеми структурными подразделениями и субъектами учебно-воспитательного процесса. В этом случае можно говорить о дополнении административных методов психологически ориентированными методами управления образовательным учреждением.
В исследовании мы исходили из того, что каждое подразделение института решает узконаправленные задачи в отношении курсантов. Следовательно, руководителей этих подразделений, отделов и служб интересует личность курсанта в определенной плоскости: учебный отдел изучает успеваемость; воспитательный - дисциплину и поведение курсанта; научноисследовательский - склонность курсантов к научной работе; кафедры формируют знания, умения и навыжи по своим направлениям.
Только отдел психологического обеспечения изучает, обследует личность курсанта в целом, выфабатышает рекомендации по всем направлениям деятельности курсанта, анализирует информацию, поступающую от всех подразделений о состоянии личности курсантов. То есть психологическая служба - это единственное подразделение, которое осуществляет системный подход к личности и к коллективу. Таким образом, главной функцией психологической службы выступает координация и интеграция психолого-педагогического влияния на курсантов и коллективы всех подразделений образовательного учреждения МВД.
В этой связи идея психолого-педагогического сопровождения курсантов в процессе учебной и служебной деятельности, которая превалирует в большинстве научных работ последних лет, - слишком узкая функция психологической службы. В настоящее время возникла острая необходимость выяснить, каким образом построена, насколько эффективна вся организация учебно-воспитательного процесса и какое влияние она оказывает на психологию личности курсанта.
Как показывает анализ успешного функционирования психологической службы, наиболее эффективными формами и методами ее работы являются:
1. Ежедневное изучение, обследование курсантов по заявкам и направлениям командиров, подбор и психологическая подготовка состава караулов, индивидуальные консультации, оказание психологической помощи курсантам, проведение тренингов, сеансов релаксации, бесед с курсантами, включенными в группу особого контроля; проведение анализа дисциплинарных проступков, состояния заболеваемости личного состава.
2. Еженедельная оценка морально-психологического состояния личного состава на курсах, опросы общественного мнения, обобщение результатов обращений командиров и курсантов к психологам; анализ выывленных за неделю негативных факторов, воздействующих на курсанта, а также подготовка предложений и рекомендаций по оптимизации жизнедеятельности личного состава для доклада начальнику института, его заместителям и начальникам факультетов.
3. Ежемесячный анализ эффективности мер, принимаемых руководством института по оптимизации морально-
психологического климата в коллективах, и состояния курсантов путем анкетных опросов, бесед и наблюдений, изучения уровня успеваемости и дисциплины; проведение занятий по психолого-педагогической подготовке с офицерами учеб-но-строевык подразделений и младшими командирами совместно с кафедрами боевой, физической подготовки, кафедрой профессиональной педагогики и психологии; проведение занятий по психологической подготовке с курсантами, тренингов; оценка уровня формирования умений и навыжов в стрельбе, физической подготовке; проведение профориентационных мероприятий в лицее милиции, юридических классах, на подготовительных курсах УрЮИ МВД России.
4. Посеместровое изучение уровня успеваемости курсантов, определение отстающих в учебе групп и курсантов, проведение с ними специальных занятий по активизации мыслительных процессов; проведение совместных с научным отделом, отделом кадров и учебным отделом исследований по оценке качества учебно-воспитательного процесса, практики и стажировок, рейтинга преподавателей, состояния дисциплины и организованности в институте, обеспечению личного состава всеми видами довольствия; на основе анализа этих факторов идет подготовка обобщающих предложений и рекомендаций по улучшению качества профессионального становления курсантов.
5. По итогам учебного года анализируются результаты профессионально-психологического отбора, точность прогноза успеваемости, результативность психокоррекционнык мероприятий, опросы выпускников, изучаются отзышы1, поступившие на выпускников из комплектующих органов, и готовятся на их основе предложения руководству по улучшению качества профессиональной подготовки курсантов.
Анализ получаемой из других подразделений информации позволяет своевременно готовить предложения по проведению профилактических мероприятий. Взаимодействие с кафедрами позволяет психологической службе рассматривать не только отношение курсантов к изучаемым дисциплинам, качество преподавания предмета, но и влиять на совершенствование методики обучения, внедрение современный методов преподавания. Взаимодействие психологической службы с учебным отделом строится на основе изучения успеваемости курсантов и учебных групп, результатов рубежного контроля и сессий, учебно-служебного корпуса института. Отстающие курсанты и группы с низкой успеваемостью становятся после этого объектом изучения и проведения психокоррекционных, развивающих мероприятий. В свою очередь, по заявке учебного отдела психологи проводят исследования: «Преподаватель глазами курсанта»; изучение мнения курсантов о расписании занятий и самоподготовке; обеспеченности учебной литературой и деятельности библиотечного комплекса; анализ результатов практик и стажировок курсантов; анализ отзывов на выпускников. Полученные данные позволяют внести коррективы в организацию учебного процесса. Отдел психологического обеспечения ежедневно обменивается информацией с отделом воспитательной работы и отделом кадров. Это позволило в настоящее время строить всю воспитательную работу с курсантами на основе психологических знаний и современных методик психолого-педагогического воздействия на личность и формирование учебных коллективов. Совместно с офицерами-воспитателями психологи принимают участие в общих собраниях курсантов, в работе общественных формирований курсантского самоуправления, мероприятиях по профилактике распространения наркотиков среди курсантов, родительских собраниях, консультировании родителей. Отдел психологического обеспечения разработал предложения по тематике проведения занятий с курсовыми офицерами и младшими командирами. Это позволяет направлять усилия всех звеньев воспитательного воздействия на фор-
мирование и закрепление профессионально значимых личностных качеств у курсантов.
На качество профессиональной подготовки курсантов также влияет и то, что отдел психологического обеспечения проводит углубленное психологическое обследование сотрудников, принимаемых на работу в институт. При этом более подробные психологические характеристики готовятся на командиров взводов и преподавателей, т. е. тех лиц, которые непосредственным образом воздействуют на формирование личности курсантов. Не всегда эти характеристики положительны. Но все они содержат те или иные рекомендации, позволяющие повысить уровень пригодности кандидатов к соответствующей должности. Характеристики носят рекомендательный характер и поэтому до недавнего времени не всегда принимались во внимание старшими начальниками. Однако практика работы молодых сотрудников и преподавателей подтверждала точность прогноза психологов.
Взаимодействие психологической службы с организационно-научным и редакционно-издательским отделом является свидетельством того, что психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса строится на научной основе. Отдел психологического обеспечения самым непосредственным образом участвует в научных исследованиях, проводимых по плану НИР, утвержденному Ученым советом института, а также по плану-заказу ДКО МВД России. Психологическая служба получает своевременную информацию о научных разработках, проводимыгх в ведущих научных центрах МВД России, других образовательных учреждениях.
Особое место в схеме взаимодействия и в системе психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса занимает «Служба доверия». Она действует на основе утвержденного Положения. Общее руководство работой службы осуществляет начальник института. Ему же поступает в обобщенном виде необходимая информация. При этом неукоснительно соблюдаются принципы конфиденциальности и закрытости информации, получаемой от сотрудников или курсантов. Она может быть передана руководству института только с личного согласия обратившегося за помощью, либо без его согласия, но без указания источника информации. За истекший год работы в «Службу доверия» обратилось более 140 курсантов и сотрудников. По их обращению быта оказана помощь или приняты меры управленческого характера.
Обобщив изложенное, можно сделать следующие вы1во-ды о месте и роли психологической службы института МВД России в организации психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса:
1. Психологическая служба является стержнем психоло-го-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса, реализуемого по двум основным направлениям:
- непосредственное решение психологических задач сотрудниками самой службы;
- опосредованное через руководителей различного уровня управления влияние на психологическую среду образовательного учреждения.
2. Ведущая роль психологической службы в деятельности по организации психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса обусловлена системной природой самой психологической реальности, являющейся формой отражения объективных и субъективных факторов, существующих в образовательных учреждениях, оказывающей обратное воздействие на все направления их деятельности.
3. В организационном аспекте роль психологической службы проявляется в инициировании и координации решения проблем оптимизации психологической среды образовательного учреждения.
УCTAHOВKИ ^PCAHTOB ВУЗA МВД KAK ФAKTOP nPO^CCA AДAПTAЦИИ К УЧЕБHO“CЛУЖЕБHOЙ ДЕЯTЕЛЬHOCTИ
Канд. психол. наук А. В. Резепин,
ст. инспектор-психолог
Челябинский юридический институт МВД России
Социализация рассматривается в отечественной психологии как «процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности» (З, З7З). Понимая, что «установка есть состояние психонервной готовности, сложившееся на основе опыта» (S, 810), справедливо сделать следующий вывод. «Если процесс социализации объясняет, каким образом личность усваивает социальный опыт и вместе с тем активно воспроизводит его, то формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках? Только при условии изучения этого механизма можно решить вопрос о том, чем же конкретно регулируется поведение и деятельность человека» (1, 2S1).
Социальные установки можно рассматривать как некий критерий оценки процесса социализации личности, а процесс формирования и усвоения социальных установок можно считать одним из составляющих процесса социализации, что кардинально отличает их от установок индивида типа «set», характеризующих его поведение в отдельных, обособленных случаях, не значимых для группы, общества.
Реальность жизненных отношений постоянно предполагает нарушение равновесия в системе «индивид - среда». Социальная адаптация заключается в восстановлении этого равновесия. Оно достигается путем формирования или смены социальных установок.
Социальная адаптация - это, можно сказать, эмпирическая репрезентация становления и функционирования социальных установок. Их структура, содержание и динамика отражают способы установления равновесия. Процесс социализации невозможно рассматривать без принятия, усвоения и воспроизводства установок личности, являющихся базовыми и направленных на общепринятые ценности общества.
Исследование социальных установок теснейшим образом связано с проблемой перехода от интерпсихологических к интрапсихологическим отношениям, поскольку само понятие «социальная установка» можно в какой-то мере рассматривать как совместную, перекрестную зону между общей и социальной психологией. Если социальная адаптация достигается путем формирования или смены социальных установок, то структура, содержание и динамика социальных установок обусловливают успешность адаптации человека в группе и обществе. При формировании новых социальных установок личности в группе и усвоении новых моделей поведения могут происходить редукция или изменение базовых установок, приобретенных в ходе социализации, так как индивид попадает под влияние групповых норм, ценностей, установок, которые не обязательно соответствуют общепринятым или общественным. Взаимовлияние процессов адаптации и социализации осуществляется, таким образом, через конвергенцию установочных явлений.
Как мы уже отметили, процесс социализации осуществляется путем формирования актуальных социальных установок в обществе и, прежде всего, в системе «индивид - группа» (схема). Разрабатывая схему, мы исходили из того, что существуют групповые (социальные) установки, которые определяют готовность группы реагировать соответствующим образом на основе усвоенного социального опыта, конкретно проявляющиеся в групповых действиях и поступках