Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия обеспечения подготовки курсантов'

Психолого-педагогические условия обеспечения подготовки курсантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Караваев Александр Федорович

В статье идет речь о всестороннем развитии личности офицера, о гармоничном сочетании способностей курсанта и его стремлении овладеть специальностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия обеспечения подготовки курсантов»

УДК 378; 004.891

А. Ф. КАРАВАЕВ

Омская академия МВД России

ПСИХОЛОГО-ПЕДЛГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ

В статье идет речь о всестороннем развитии личности офицера, о гармоничном сочетании способностей курсанта и его стремлении овладеть специальностью.

Как известно, личность человека (а офицера, как представителя государства, в первую очередь) должна обладать высоким развитием всех ее сторон: физической, психологической, духовной, социальной, нравственной, эстетической. К.Маркс писал, что цель должна заключаться в том, чтобы формировать человека "со всем... богатством его существа... всестороннего, глубокого во всех его чувствах и восприятиях..."[5, с.122-123]. Соответственноэтомуввузах МВД России организуются различные виды воспитательной деятельности: идейно-политическое, нравственное, физическое, эстетическое, правовое воспитание и др.

Однако всестороннее развитие личности офицера не означает одинакового, равного развития всех его сторон и способностей. Речь должна идти об определенном, гармоничном их сочетании. Представление о всесторонности, понимаемой как соразмерное развитие всех сторон личности без учета необходимости формирования и удовлетворения доминирующих ее способностей и стремлений, означает не гармоничность, а прямую дисгармонию, ведущую не к расцвету личности, а к стиранию ее индивидуальности, к конформизму.

Известно, что у каждого человека в процессе его формирования и развития обычно выделяются доминирующие качества, склонности к определенному виду деятельности, которые и должны определять его жизненный путь. Выбор юношей профессии офицера, устойчивость мотивов профессиональной деятельности и обусловливает такую доминанту у курсанта как будущего офицера. При этом исследователями установлено, что данная доминанта не вытесняет другие способности человека, а организует и объединяет их вокруг себя, как своеобразный лидер. Следовательно, это не ставит предела гармоничному развитию личности курсанта, а способствует ему..." [2, с.50-52].

Сочетание профессионального образования с овладением основами фундаментальных наук, литературы, искусства и др. — в этом состоит закономерная зависимость формирования гармонично развитой личности офицера. В свое время очень хорошо понятие "культурный человек" охарактеризовал А.В.Луначарский. "Человек, который знает основы и выводы и в технике, и в медицине, и в праве, и в истории и т.д., — действительно образованный человек. Он действительно идет к идеалу всеведения. Но не таким образом, чтобы поверхностно скользить по всему. Он должен иметь свою специальность, но вместе с тем интересоваться и уметь войти в любой круг познаний. Такой человек слышит весь концерт, который играют вокруг него, все звуки для него доступны, все они сливаются в одну гармонию, которую

мы называем культурой... Всякий человек должен знать основы всех наук и всех искусств. Будь вы сапожник или профессор химии, если у вас закрыта душа к любому из искусств, — значит, вы урод, такой же, как если бы у вас не было "одного глаза или если бы были глухими" [4, с.62].

Что же такое гармонично развитый человек? Представляется возможным определить это так. Это индивид, личность, воплощающая в себе наиболее полное и оптимальное умственное (духовное), политехническое (служебно-профессиональное), физическое развитие; это человек, обладающий научным мировоззрением, органически усвоивший нормы общечеловеческой морали, высокую эстетическую культуру; это человек, овладевший научно-сиециаль-ными.знаниями, навыками и умениями, чередующий умственную, специфическую и физическую деятельность; наконец, это индивид, достигший разностороннего и пропорционального физического развития.

Исследование проблемы психолого-педагогического обеспечения (ППО) учебно-воспитательного процесса (УВП) в вузе как средства повышения эффективности подготовки будущих специалистов обусловлено следующими обстоятельствами:

— в условиях реформирования МВД, размывания профессионального "ядра", оттока ведущих специалистов из ОВД, педагогическая реформа высшей школы МВД России требует повышения качества образования. Именно это придает ППО УВП в вузах перестроечную функцию в подготовке курсантов как будущих офицеров МВД;

— усилия педагогической мысли последних лет сосредоточены на создании и совершенствовании такой концепции подготовки офицерского состава, которая опиралась бы на закономерности формирования личности и учитывала специфику профессиональной деятельности современного офицера. Характерной чертой данной концепции выступает лич-ностно-социально-деятельностный подход, который диалектически сочетает классическое и современное, только что народившееся в обучении и воспитании. В данном случае ППО УВП основано на таком подходе, поскольку подготовка курсантов должна осуществляться "в органической взаимосвязи с целостным формированием личности, с учетом всех ее личностных свойств и качеств, установок и мотивов, потребностей, идеалов, опыта и качества, опыта жизни, знаний, навыков, умений и т.п." [2, с.52].

— педагогика высшей школы "привыкла обходиться без глубокого психологического анализа педагогических явлений, психологии личности, коллектива. Психология, в свою очередь, отмежевалась от фундаментальных проблем педагогики. В результате дидактика высшей школы не имеет достаточно науч-

ной основы в виде психологической теории обучения" [13, с.42].

Исследование проблемы ППО УВП в вузе диктуется логикой развития психолого-педагогической науки и основывается на результатах работ педагогов, психологов и социологов. Педагогический анализ истории развития и современного состояния педагогических исследований, связанных с проблематикой повышения качества обучения и воспитания курсантов в вузе, выявление степени соответствия полученных в исследованиях результатов подлинным запросам практики свидетельствует о наличии серьезных противоречий, среди которых мы выделяем следующие:

1) противоречие между научным характером методологического обоснования статуса ППО УВП в вузе на гносеологическом и мировоззренческом уровнях и отсутствием современной концептуально связанной системой психологических понятий, отраженных в категориальном и терминологическом аппарате;

2) противоречие научно-содержательного уровня между закономерностями и принципами педагогического процесса в высшей школе, имеющими под собой психологическую основу, и степенью их отражения в теории и практике подготовки будущего современного офицера в высшем учебном заведении МВД России;

3) противоречие логико-гносеологического и содержательного уровня между современными достижениями психологической теории по формированию личности офицера и практической деятельностью в обучении и воспитании курсантов как будущих офицеров.

Исходя из этого, в вузах необходима педагогическая ориентировка на характерные стороны личности курсанта, которые формируются в процессе его деятельности и общения. Офицеру как "государственному человеку" должна быть присуща содержательная совокупность личностных, деятелъностных, профессионально значимых и социально-политических качеств, характеризующая его как гражданина общества и специалиста профессии.

Следовательно, вуз, как кузница офицерских кадров, должен строить свою деятельность по их подготовке не только в плане обучения и воспитания курсантов, но их развития и психологической подготовки, т.е. в рамках всего педагогического процесса высшей школы. Отсюда вытекает необходимость педагогической деятельности вуза по психолого-педагогическому обеспечению учебно-воспитательного процесса. К мотивам такой деятельности можно отнести:

— стремление устранить существующее несоответствие уровня развития личности офицера современным требованиям демократизирующегося и гуманизирующегося общества;

- побуждение усилить роль качественных параметров в общей и профессиональной подготовке офицера при обучении его в вузе;

— необходимость поднять престиж профессии офицера как гражданина России.

Известно, что офицер, как специалист и как личность, формируется в вузе и развивается в процессе его службы и дальнейшего профессионального становления. Процесс ППО УВП в вузе в настоящее время не в полной мере эффективен и нуждается в перестройке своего содержания, организации и методики. Данный процесс в вузе может быть оптимально действенным, если он являет собой развивающуюся, динамично функционирующую, целостную педагогическую систему, которая;

а) в качестве педагогических условий повышения своей эффективности имеет гуманитаризацию профессионального обучения курсантов, индивидуализацию их воспитания, демократизацию педагогического общения в вузе;

б) основана на комплексном подходе к изучению и учету индивидуальных особенностей курсанта как личности;

в) охватывает все основные стороны деятельности и общения курсанта в их взаимосвязи и взаимообусловленности с учетом личностных сторон курсантов и педагогов;

г) реализуется при последовательном, учебно-воспитательном взаимодействии педагога и курсанта, основанном на личностно-деятельностном подходе и направленном на разрешение противоречий, имеющих место в процессе формирования личности будущего офицера при подготовке его в вузе.

Предполагается, что такая система позволит существенно перестроить процесс ППО УВП в вузе и в значительной мере повысит 'эффективность и качество данного процесса. Вместе с тем, возможно выявление педагогических тенденций непрерывного психолого-педагогического обеспечения деятельности офицера в процессе его службы й дальнейшего профессионального образования.

Библиографический список

1. Барабанщиков A.B., Короткое Н.Э. Об интеллектуальной подготовленности офицерского состава. — М., 1984. - С.52.

2. Биочинский И.В. Психолого-педагогическое обеспечение про-цесса формирования личности в вузе // Тезисы республиканской научно-практической конференции. — Казань, 1988. -С.50-52.

3. КоротковЭ.Н. Развитие творческого мышления офицера в процессе обучения. - М.:ВПА, 1988. - С.42.

4. Луначарский A.B. О народном образовании. — М., 1968. -С.62.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. -Т.42. - С. 122-123.

КАРАВАЕВ Александр Федорович, кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры психологии и педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.