УДК 378
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В УСЛОВИЯХ ГОРНОЙ МЕСТНОСТИ
Игорь Александрович Авдеенко, соискатель,
Олег Николаевич Чибирков, соискатель,
Военный институт физической культуры, филиал Военно-медицинской академии имени
С.М. Кирова, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассматриваются психолого-педагогические условия, необходимые для повышения эффективности военно-профессиональной деятельности военнослужащих в условиях горной местности. Авторы отмечают особую роль развития адаптационных возможностей человека к действию в условиях горной местности. К числу основных психолого-педагогических условий, необходимых для повышения эффективности военно-профессиональной деятельности военнослужащих в условиях горной местности авторы относят: всестороннюю морально-психологическую подготовку военнослужащих к выполнению задач в горной местности; проведение предварительных мероприятий, направленных на адаптацию военнослужащих к выполнению боевых задач в горной местности; проведение мероприятий, направленных на эффективное восстановление боеспособности военнослужащих; принятие правильных решений командирами на выполнение боевых задач с учетом готовности военнослужащих к боевым действиям; планирование и проведение мероприятий, направленных на сплочение воинских коллективов, поддержание воинской дисциплины; подбор и обеспечение военнослужащих специальной экипировкой для повышения эффективности их деятельности в условиях горной местности; разработку индивидуальных программ подготовки для действий военнослужащих в условиях горной местности; организацию правильного питания военнослужащих для повышения эффективности деятельности в условиях горной местности.
Ключевые слова: психолого-педагогические условия, психологическое и физиологическое состояние военнослужащих, факторы природного характера, служебно-боевые действия, адаптация, адаптационные возможности человека, стресс, горная местность, военно-профессиональная деятельность.
PSYCHOLOGY-PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR ENHANCEMENT OF EFFICIENCY OF MILITARY-PROFESSIONAL ACTIVITY OF MILITARY MEN IN THE MOUNTAIN DISTRICT CONDITIONS
Igor Aleksandrovich Avdeenko, the competitor,
Oleg Nikolaevich Chibirkov, the competitor,
Military Institute of Physical Culture, branch of the Kirov Military Medical Academy,
St.-Petersburg
Annotation
The article analyzes the psychology-pedagogical conditions necessary for enhancement of efficiency of military-professional activity of military men in the mountain district conditions. Authors mark a special role of development of adaptable abilities of the person to activity in the conditions of mountain district. Authors include the following items in the number of basic psychology-pedagogical conditions necessary for enhancement of efficiency of military-professional activity of military men in the mountain district conditions: all-round moral and psychological preparation of military men for performance of tasks in mountain district; carrying out of the preliminary actions directed at adaptation of military men to performance of fighting tasks in mountain district; carrying out of the actions directed at effective restoration of military men combat effectiveness; taking the correct decisions by commanders purposed at performance of fighting tasks with taking into account the readiness of military men for operations; planning and carrying out of the actions directed at rallying of military collectives, support of military discipline; selection and provision of military men with special equipment for increase of efficiency of their activity in the conditions of mountain district; working out of individual preparation programs for actions of military men in the conditions of mountain district; the organization of eutrophy of military men for increase of efficiency of activity in the conditions of mountain district.
Keywords: psychology-pedagogical conditions, psychological and physiological condition of military men, factors of natural character, operations, adaptation, adaptable abilities of the person, stress, mountain district, military-professional activity.
Военнослужащие различных силовых структур РФ, решающие служебно-боевые задачи в условиях гор, подвергаются действию ряда факторов, оказывающих существенное влияние на их функциональное состояние. К числу таких факторов относятся: пониженное парциальное давление кислорода во вдыхаемом воздухе, пониженные атмосферное давление, влажность и температура окружающего воздуха, повышенные солнечная радиация, ветер и другие. Кроме того, неблагоприятное психологическое воздействие на воинский коллектив оказывают факторы горной местности, такие как оторванность от естественной среды обитания и социальная изоляция, изменение потока информации, длительное пребывание в замкнутом круге общения, публичность жизни военнослужащего - любое его действие происходит на виду у товарищей) и т.д. Даже в достаточно сплоченном коллективе это проявляется в угнетенном состоянии, угрюмости, неудовольствии, учащении конфликтов [1,2]. Отсюда снижение уровня профессиональной работоспособности и эффективности выполнения задач всем коллективом может обернуться срывом выполнения этой задачи.
На морально-психологическое состояние личного состава значительное влияние оказывают кислородное голодание, недостаток или отсутствие питьевой воды, пищи, а также перепады суточных температур. На высотах свыше 3000 м могут появляться так же галлюцинации и у военнослужащих, не прошедших высотной акклиматизации.
Психогенное воздействие условий горной местности на военнослужащих развивается на вторые-третьи сутки, и выражается в отсутствии сна, сонливости в дневное время вплоть до притупления чувства самосохранения, умеренном возбуждении.
В период пребывания свыше 3-4 суток, отсутствие длительного отдыха, постоянное нахождение в состоянии боевой настороженности, наличие кислородного голодания могут вызывать у личного состава стойкое снижение настроения, тревогу или наоборот -безразличие, а в отдельных случаях - трусость и страх.
Таким образом, можно сказать, что на военнослужащих в условиях гор действует большое количество экстремальных факторов, приводящих к значительному изменению их функционального состояния и снижающих уровень боеспособности воинских коллективов.
С целью определения психолого-педагогических условий для повышения эффективности военно-профессиональной деятельности военнослужащих в условиях горной местности был проведен опрос 87 офицеров имеющих боевой опыт выполнения задач в горах. Результаты этого опроса представлены в таблице 1.
Проведенные исследования свидетельствуют, что адаптационные возможности человека к действию различных климатогеографических, психологических и других факторов военно-профессиональной деятельности достаточно велики, но все же, ограничены нормой реакции, определяемой его генотипом. Одни факторы вызывают формирование достаточно избирательной адаптации к действию именно данного фактора, приводя при этом к снижению устойчивости организма к действию других факторов. Так, например, люди, адаптированные к жаркому климату, плохо приспосабливаются к жизни в северных широтах и наоборот. Есть факторы, которые вызывают формирование перекрестной адаптации, то есть повышение устойчивости организма к различным воздействиям внешней среды. Одним из таких фактором является гипоксия. Повышение устойчивости человека пониженному парциальному давлению кислорода во вдыхаемом воздухе, значительно улучшает уровень его физического здоровья и переносимость действия других экстремальных факторов.
В современных исследованиях выделяют два основных типа адаптационных процессов. Первый тип - это срочная или аварийная адаптация. Ее механизмы связаны с
формированием реакции стресса, аварийной перестройкой нервной и гуморальной регуляции, выбросом ряда резервных стрессовых гормонов, мобилизацией энергетического потенциала. Механизмы срочной адаптации неэкономичны, малоспецифичны, ограничены во времени, поскольку они расходуют легко мобилизуемые резервы организма. Их задача - обеспечить выживание человека в течение короткого периода действия экстремального фактора, иногда с формированием определенного ущерба для физического здоровья в последующем.
Таблица1
Психолого-педагогические условия, необходимые для повышения эффективности военно-профессиональной деятельности военнослужащих _________________________в условиях горной местности (п=87)_________________________
Значимость (ранговое место) Психолого-педагогические условия Ранговый показатель (%)
1 Всесторонняя морально-психологическая подготовка военнослужащих к выполнению задач в горной местности 19,4
2 Проведение предварительных мероприятий, направленных на адаптацию военнослужащих к выполнению боевых задач в горной местности 17,8
3 Проведение мероприятий, направленных на эффективное восстановление боеспособности военнослужащих 15,2
4 Принятие правильных решений на выполнение боевых задач с учетом готовности военнослужащих к боевым действиям 13,3
5 Планирование и проведение мероприятий, направленных на сплочение воинских коллективов, поддержание воинской дисциплины 11,7
6 Подбор и обеспечение военнослужащих специальной экипировкой для повышения эффективности их деятельности в условиях горной местности 9,8
7 Разработка индивидуальных программ подготовки для действий военнослужащих в условиях горной местности 7,2
8 Организация правильного питания военнослужащих для повышения эффективности деятельности в условиях горной местности 5,6
Наиболее специфичный и экономичный второй тип адаптационных процессов -долговременная адаптация. Она связана с определенной структурной перестройкой в организме, при этом включаются механизмы внутриклеточного синтеза и перестройкой ряда биохимических процессов. Долговременная адаптация для своего развития требует соответствующего энергетического обеспечения. Ее формирование оптимально, если выраженность действующего фактора, либо его имитация увеличиваются постепенно. Необходимо учитывать, что длительное и выраженное действие какого либо отрицательного фактора приводит к нарушению функционального состояния даже у высоко адаптированного человека. Это особенно важно, когда речь идет о действии широкой совокупности отрицательных факторов, что наблюдается при выполнении служебно-боевых задач в горной местности.
Срочная и долговременная адаптация, формируется при непосредственном участии выделяющих функций головного мозга и при соответствующих мотивационных и психоэмоциональных уровнях. При отсутствии соответствующих мотивационного настроя и эмоционального фона, не приходится рассчитывать на оптимальное срабатывание адаптационных механизмов.
Для качественной подготовки военнослужащих к выполнению служебно-боевых задач и организации их служебной деятельности в горных условиях необходимо опираться на понимание и на знание закономерностей физиологического и психологического реагирования.
Это обуславливается тем, что в процессе подготовки военнослужащего к служебной деятельности в горных условиях необходимо максимально адаптировать его к действию тех факторов, с которыми ему придется столкнуться. При этом необходимо обращать внимание на то, что генетически обусловленная норма адаптационной реакции у разных людей различная. Следовательно, необходим специальный отбор военных специалистов для действий в горах, исходя из возможности их адаптационной реакции. Необходимо своевременно выявлять и переводить в подразделения, находящиеся на равнине, военнослужащих, которые не способны адаптироваться к высокогорью и тем самым будут влиять на выполнение служебно-боевых задач всем воинским коллективом.
При организации служебной деятельности воинских коллективов в горных условиях, необходимо следить за тем, чтобы рацион питания военнослужащего составлялся таким образом, чтобы обеспечивать наиболее оптимальное развитие процессов адаптации. В настоящее время существующие рационы питания обеспечивают в основном средние энергозатраты. Выполнение военнослужащими служебно-боевых задач в горах требует совершенно другого энергетического обеспечения. Рацион должен включать достаточно большое количество легкоусваиваемого белка, витаминов и микроэлементов как пластической компоненты для развития адаптационных процессов.
Необходимо следить за тем, чтобы экипировка военнослужащего в горах обеспечивала высокую защиту от ветра и действия температурного фактора, поскольку высокую устойчивость к нему выработать достаточно сложно, а декомпенсация к действию одного из отрицательных факторов может вызывать срыв адаптации к действию гипоксии, других факторов и, в конечном счете, потере боеспособности.
Следует помнить, что длительность пребывания военнослужащего в горах не должна превышать физиологические возможности организма при адаптации. При этом необходимо соответствующее обеспечение мотивационного, психоэмоционального фона деятельности.
Для повышения эффективности деятельности военнослужащих в условиях горной местности необходимо разработать и внедрить систему подготовки, которая включала бы в себя формирование устойчивой адаптации, в первую очередь, к действию гипоксиче-ского фактора, а также к значительным физическим нагрузкам. Целесообразно применять существующую на сегодняшний день специальную аппаратуру для проведения гипокси-ческой стимуляции. Использование такой аппаратуры позволит проводить определенную часть горной подготовки в равнинных условиях, в подготовительный период.
Для повышения психоэмоциональной устойчивости следует применять метод выработки способности управления собственными вегетативными функциями и психоэмоциональным состоянием, то есть, проводить так называемые БОС тренинги, с использованием аппаратуры для биологической обратной связи. Данная аппаратура активно выпускается отечественными производителями, например, фирмами «Медиком-МТД», «Биосвязь» и др. и широко используется в медицинских целях.
На наш взгляд, огромное внимание надлежит обратить на организацию соответствующего питания.
Кроме того, следует разработать индивидуальную программу по срокам пребывания военнослужащих в горах, с учетом психофизиологических особенностей организма каждого военнослужащего, обращая внимание на то, что их превышение объективно существенно будет снижать боеспособность воинских коллективов, при этом продумав систему последующей реабилитации.
Также, необходимо разработать и внедрить четкую систему обеспечения военнослужащих для действий в горах соответствующей экипировкой, для защиты от действия климатических факторов.
С целью профилактики психоэмоционального стресса у военнослужащих в горных условиях, необходимо организовать поиск и внедрение новых психотропных препаратов,
не обладающих седативным эффектом и не влияющих отрицательно на психофизиологические функции военнослужащих, тем самым внедрить систему фармакологического обеспечения высокого уровня работоспособности в экстремальных условиях, повышения уровня устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов.
Реализация представленных психолого-педагогических условий показала высокую эффективность. Военнослужащие экспериментальной группы достоверно превосходили испытуемых контрольной группы по всем показателям боевой деятельности в горных условиях. Наиболее весомые различия наблюдались при проведении стрельб из автомата Калашникова после совершения марша на 10 километров в условиях горной местности.
Таким образом, основными психолого-педагогическими условиями, необходимыми для повышения эффективности военно-профессиональной деятельности военнослужащих в условиях горной местности являются: всесторонняя морально-психологическая подготовка подразделений к ведению боевых действий в горной местности; планирование и проведение мероприятий морально-психологического обеспечения, направленных на сплочение воинских коллективов, поддержание правопорядка и воинской дисциплины; принятие (уточнение) решения командиров (начальников) на ведение боевых действий с учетом психологической и физиологической усталости личного состава; обеспечение подразделений всеми видами довольствия; эффективное восстановлением боеспособности, включая психологическую реабилитацию и восстановление духовных сил отдельных военнослужащих и подразделений в целом. Практическая реализация разработанных психолого-педагогических условий позволяет в значительной степени повысить боеготовность военнослужащих для эффективных действий в условиях горной местности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Садовников, В. А. Специальная физическая тренировка курсантов вуза пограничных войск для эффективных боевых действий в условиях горной местности : учебнометодическое пособие / В. А. Садовников ; Калининградский пограничный институт ФСБ РФ. - Калининград : [б.и.], 2009. - 117 с.
2. Сопоцько, А.А. Специальная физическая тренировка и психологическая подготовка военнослужащих к действиям в условиях пустыни и гор : дис. ... канд. пед. наук / Сопоцько А.А. ; Воен. ин-т физ. культуры. - Л., 1981. - 213 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 159.9
КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АЛКОГОЛИЗАЦИИ
ПОДРОСТКОВ
Анатолий Николаевич Алёхин, доктор медицинских наук, профессор,
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ им. А.И.Герцена), Санкт-Петербург Анна Владимировна Локтева, ассистент,
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
(НИУ «БелГУ»)
Аннотация
Статья посвящена изучению особенностей формирования алкогольной зависимости в подростковом возрасте. Анализируются особенности подросткового возраста. Дается краткий обзор подходов к исследованию факторов алкогольной зависимости. Представлены описания клиникоэпидемиологических аспектов формирования алкогольной зависимости у подростков. Обоснована необходимость изучения проблемы формирования алкогольной зависимости в подростковом возрасте.