форов. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. - 176 с.
4. Психологические методы в работе с кадрами на АЭС / В.Н. Абрамова, В.В. Белехов [и др.]. - М. : Энергоатомиздат, 1988. - 192 с.
5. Тарабрина, Н.В. Успешность профессиональной деятельности и профессиональная пригодность оператора / Н.В. Тарабрина, Е.О. Лазебная // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15, № 3. - С. 87-95.
6. Третьяков, В.П. Психология безопасности эксплуатации АЭС / В.П. Третьяков. - М. : Энергоатомиздат, 1993. - 176 с.
7. Урядницкая, Н.В. Совладающее поведение в кризисной ситуации тяжелого заболевания / Н.В. Урядницкая // Журнал прикладной психологии. - 1998. - № 3. - С. 24-29.
Контактная информация: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ТЫЛА К ВЫПОЛНЕНИЮ БОЕВЫХ ЗАДАЧ В УСЛОВИЯХ ЛОКАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ
Захар Викторович Бородин, соискатель,
Вольское высшее военное училище тыла и транспорта, г. Вольск
Аннотация
В работе представлены результаты проведенного исследования по разработке педагогической технологии профессиональной подготовки военнослужащих тыла к выполнению боевых задач в условиях локальных конфликтов. В ней представлены факторы, определяющие высокое качество профессиональной подготовки, и педагогические условия, необходимые для повышения уровня их военно-профессиональной подготовленности к выполнению боевых задач в условиях локальных конфликтов.
Ключевые слова: профессиональная подготовка; педагогическая технология; военнослужащие тыла; локальные конфликты.
THE PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF PROFESSIONAL TRAINING OF MILITARY MEN OF BACK TO FULFILMENT OF FIGHTING PROBLEMS IN THE CONDITIONS OF LOCAL CONFLICTS
Zahar Viktorovich Borodin, competitor,
Volsk Higher Military School of Rear and Transport
Annotation
The work presents the results of the study covering the development of educational training technology for rear service persons for carrying out the combat missions in local conflicts. There are factors that determine the quality of training and pedagogical conditions necessary for improving their military and professional efficiency to carry out combat missions in local conflicts.
Key words: training, educational technology, rear service persons, local conflicts.
Успех контртеррористической операции во многом определяется уровнем ее тылового обеспечения. Военный специалист тыла как основная фигура в тыловом обеспечении боевых действий сухопутных войск должен соответствовать требованиям, определяемым современными особенностями ведения боевых действий в условиях локальных конфликтов. Его должны отличать, прежде всего, скорость, точность, надежность действий по тыловому обеспечению войск в условиях дефицита времени и недостатка вспомогательной информации. Поэтому в настоящее время характерным типом мышления и деятельности военного специалиста тыла становится не усвоение готовых научно-теоретических знаний, а творческая деятельность по конструированию новых знаний и способов профессиональной деятельности по проектированию, прогнозированию, моделированию и тыловому обеспечению эффективных боевых действий. Новой научно-познавательной парадигме должен соответствовать и новый
тип обучения, ориентированный непосредственно на профессиональную подготовку специалиста тыла с творческим стилем мышления и деятельности, способного самостоятельно определять направления своего профессионального развития.
В соответствии с данными обстоятельствами изменяется цель обучения - основной системообразующий элемент дидактической системы профессиональной подготовки специалиста тыла. Цель обучения приобретает особенные установки и ориентиры: формирование личности, способной к саморазвитию в процессе профессиональной подготовки, и, как результирующий ориентир, формирование военнопрофессиональной компетентности по вопросам выполнения боевых задач в условиях локальных конфликтов.
На сегодняшний день в специальных исследованиях, посвященных вопросам профессиональной подготовки военных специалистов тыла, не нашли своего отражения вопросы, связанные с выявлением факторов, определяющих качественное развитие военно-профессиональной компетентности у военнослужащих тыла; обоснованием педагогической технологии формирования военно-профессиональной компетентности у военнослужащих тыла для эффективного выполнения боевых задач в условиях локальных конфликтов; установлением критериев уровня её развития.
Проведенное исследование позволило установить основные причины недостаточной профессиональной подготовленности военнослужащих тыла к выполнению боевых задач в условиях локальных конфликтов. К ним относятся: отсутствие должной мотивации у военнослужащих тыла к освоению профессиональных действий для эффективного тылового обеспечения войск в условиях локальных конфликтов; несовпадение необходимых и имеющихся ценностных ориентаций у преобладающего числа военнослужащих тыла к выполнению боевых задач в условиях локальных конфликтов; формирование специальных знаний, навыков и умений без достаточного потенциала к саморазвитию у военнослужащих тыла; декларирование формирования необходимых профессиональных качеств военных специалистов тыла для выполнения боевых задач в условиях локальных конфликтов и отсутствие педагогических технологий их развития в войсках; отсутствие эффективных методов моделирования военнопрофессиональной деятельности специалистов тыла в экстремальных условиях выполнения боевых задач.
Как свидетельствует анализ проведения контртеррористической операции в Чеченской Республике, основные особенности тылового обеспечения войск были тесно связаны с условиями данного региона. Так, значительное влияние на проведение контртеррористической операции и организацию ее тылового обеспечения оказывали: сильнопересеченный рельеф местности; слабое развитие сети дорог; сложность подготовки и содержания путей подвоза и эвакуации; возможность внезапных и резких изменений погоды и водного режима рек; образование горных и снежных обвалов и завалов, оползней и затоплений; экранирующее влияние гор на работу средств связи; размещение подразделений тыла на меньшем, чем в обычных условиях, пространстве -вблизи и вдоль дорог и троп, в местах, имеющих естественную защиту от огневого воздействия, незатопляемых водой в период дождей и паводков и безопасных от горных и снежных обвалов.
При доставке материальных средств частям и подразделениям, действующим на отдельных направлениях, а также в условиях бездорожья, широко использовались авиация, особенно вертолеты. Особое внимание уделялось экипировке личного состава, созданию при нем повышенных запасов боеприпасов, продовольствия, воды, индивидуальных средств медицинского обеспечения.
В результате проведенного исследования были выявлены факторы, определяющие высокое качество профессиональной подготовки военнослужащих тыла к выполнению боевых задач в условиях локальных конфликтов (табл. 1).
Таблица 1
Ранговая структура факторов, определяющих высокое качество профессиональной подготовки военнослужащих тыла к выполнению боевых задач в условиях __________________________локальных конфликтов__________________________
Значимость (ранговое место) Факторы Ранговый показатель (в %)
1 Оптимизация процесса военно-профессиональной подготовки военнослужащих тыла в войсках 19,8
2 Моделирование военно-профессиональной деятельности военнослужащих тыла при выполнении боевых задач 18,2
3 Создание условий для саморазвития военнослужащих тыла 14,5
4 Развитие самоопределенческих позиций и установок у военнослужащих тыла 13,5
5 Увеличение удельного веса практических занятий, связанных с решением боевых задач 10,3
6 Повышение уровня методической подготовленности специалистов, проводящих занятия 9,7
7 Совершенствование системы управления процессом профессиональной подготовки военнослужащих тыла в войсках 7,4
8 Создание эффективной системы контроля за развитием военнопрофессиональной подготовленности к выполнению боевых задач 6,6
Поиск педагогических условий и основных направлений совершенствования системы военно-профессиональной подготовленности специалистов тыла проводился в русле разработки основных теоретических и практических идей, методов и форм оптимизации данного процесса. Выделен ряд концептуальных позиций, рассматриваемых как совокупность педагогических основ, обеспечивающих повышение эффективности профессиональной подготовки специалистов тыла к предстоящей военнопрофессиональной деятельности в условиях локальных конфликтов. Важнейшими из них являются:
1. Развитие мотивации к профессиональной деятельности специалиста тыла, формирование их самоопределенческих позиций и установок осуществляется на всех этапах профессиональной подготовки. При этом важно учесть то, что процесс профессионального развития проходит ряд этапов, стадий, каждая из которых характеризуется присущими ей психолого-педагогическими особенностями.
2. Развитие творческих способностей, поискового характера профессиональной деятельности, способности к оперативной реакции на экспериментальную обстановку - все эти свойства специалиста тыла реализуются при условии постоянного моделирования профессиональной деятельности для эффективных действий в условиях локальных конфликтов.
3. Важнейшим свойством специалиста тыла, позволяющим ему достичь наивысшего уровня в усвоении профессиональных действий в условиях локальных конфликтов, является способность к саморазвитию. Путей формирования данного свойства в области организации и методики процесса профессиональной подготовки много, но важно то, чтобы все они были подчинены логике проблемно-деятельностного подхода к подготовке специалиста тыла.
Важное место занимает и физическая подготовка. Повышение уровня физической подготовленности является одним из важных педагогических условий для эффективного решения боевых задач в процессе проведения контртеррористических операций.
Ранговая структура этих педагогических условий представлена в таблице 2.
Таблица 2
Ранговая структура педагогических условий, необходимых для повышения уровня военно-профессиональной подготовленности специалистов тыла к выполне-__________нию боевых задач в условиях локальных конфликтов (п=88)__________
Значимость (ранговое место) Педагогические условия Ранговый показатель (в %)
1 Мотивационно-творческая активность в процессе профессиональной подготовки 19,4
2 Развитие интеллектуально-логического мышления для решения боевых задач 12,8
3 Насыщенность процесса профессиональной подготовки активными методами обучения 17,6
4 Учёт индивидуальной физической и профессиональной подготовленности военнослужащих тыла к выполнению локальных боевых задач 11,4
5 Включение в содержание профессиональной подготовки специального курса «Военно-профессиональные действия специалистов тыла в условиях локальных конфликтов» 12,3
6 Соблюдение последовательности этапов развития военнопрофессиональной подготовленности 10,8
7 Формирование установки на профессиональное и физическое саморазвитие специалистов тыла 9,2
8 Наличие объективных критериев оценки уровня развития личности и военно-профессиональной подготовленности военнослужащих тыла к выполнению боевых задач 8,5
В результате исследования была научно обоснована и разработана педагогическая технология профессиональной подготовки военнослужащих тыла к выполнению боевых задач в условиях локальных конфликтов, состоящая из трех этапов: предварительного, профессионального совершенствования и аналитико-прогностического. Каждый из этапов имеет свою цель, задачи и содержание (рис. 1).
На первом этапе приоритетными для изучения вопросами являются: оперативное нормирование тылового обеспечения при проведении специальных операций; планирование и прогнозирование тылового обеспечения в условиях локальных конфликтов; на втором - разработка типов планов работы должностных лиц при проведении специальных операций; овладение методами тылового обеспечения для различных условий боевых действий; размещение, защита, охрана и оборона подразделений службы тыла; организация подвоза средств тылового обеспечения в условиях локальных конфликтов; на третьем - организация системы управления учреждениями тыловой службы в специальных операциях; овладение методикой оценки уровня по вопросам тылового обеспечения в условиях локальных конфликтов.
Результаты педагогического эксперимента подтвердили правильность выдвинутой нами гипотезы и показали, что реализация предложенной системы педагогических мер позволяет повысить уровень военно-профессиональной подготовленности военных специалистов тыла.
Как показали исследования, военно-профессиональная подготовленность, являясь одной из существенных сторон подготовки специалиста тыла, характеризует степень овладения им своей специальностью, предполагает наличие у него способностей решать боевые задачи, умения быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям боевой обстановки, уверенности и ответственности при принятии решений. Вместе с тем, в ходе проведенных исследований было установлено, что на качество профессиональной подготовки специалистов тыла влияют не только их субъективные личностные свойства, но и объективные особенности: социальное положение, характер и уровень профессиональной подготовленности.
Рис. 1. Педагогическая технология профессиональной подготовки военнослужащих тыла к выполнению боевых задач в условиях локальных конфликтов
Результаты, полученные в ходе педагогического эксперимента, показали, что реализация предложенной системы педагогических мер позволяет повысить уровень военно-профессиональной подготовленности военных специалистов тыла и указывает на необходимость совершенствования системы профессиональной подготовки данных специалистов.
ВЫВОД
Результаты проведённого педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной педагогической технологии военно-
профессиональной подготовки военнослужащих тыла к выполнению боевых задач в условиях локальных конфликтов.
Контактная информация: [email protected]
ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОБОРСТВА ПО МОДУЛЯМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Алексей Ильич Бояшов, инженер,
Сергей Васильевич Николаев, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский Государственный университет информационных технологий,
механики и оптики (ИТМО)
Аннотация
Рассматривается балльно-рейтинговая технология оценки качества подготовки специалистов в области информационного противоборства при усвоении ими модулей учебных дисциплин образовательной программы, дается классификация основных видов рейтинга, порядок его составления и методика расчета баллов.
Ключевые слова: балльно-рейтинговая технология, типические группы баллов, модуль, аттестационный балл.
THE INTEGRAL EVALUATION OF SPECIALISTS' LEVEL OF TRAINING IN
SPHERE OF INFORMATION WARS BY MODULES OF CLASSROOM
DISCIPLINE
Alexei Ilich Boyashov, engineer,
Sergey Vasilevich Nikolaev, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, The St.-Petersburg State University of Information Technologies, Mechanics and Optics
Annotation
The points-rating technology of assessment of the quality of specialists' training in the field of information confrontation while mastering the modules of educational program’s training courses is analyzed, classification of the main types of ranking procedure and methodology of points' calculation are given
Keywords: points-rating technology, typical group of points, module, qualification test’s point.
ВВЕДЕНИЕ
В связи с переходом на новые технологии обучения возникает необходимость поиска эффективных способов интегральной оценки уровня подготовки специалистов в области информационного противоборства по учебным дисциплинам. Одним из таких способов является учебный рейтинг, методика применения которого рассматривается в данной статье.
РЕЗУЛЬТАТЫ И АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ
Основными целями балльно-рейтинговой технологии являются:
- комплексная оценка качества учебной деятельности обучающихся при усвоении им учебных программ дисциплин;
- стимулирование познавательной деятельности.
В системе высшего профессионального образования (ВПО) выделяют следующие основные виды рейтинга:
а) по предмету или ряду предметов;
б) за некоторой промежуток времени (временной);
в) по отдельным модулям дисциплин.
При построении рейтинга обучающихся по программе подготовки специалистов