УДК 796.075; 796:338.2; 796:658
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ С АНГОЛЬСКИМИ
ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ
Альберту Жорже Де Азеведо Фернандес, соискатель,
Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье представлены результаты исследования программ боевой и физической подготовки, а также содержания процесса физической подготовки в современных условиях в армии Анголы. В результате этого анализа автором показано, что характер и направленность существующих программ боевой и физической подготовки не в полной мере способствует эффективному повышению боеспособности военнослужащих на различных этапах подготовки к ведению боевых действий и освоения воинской специальности. Это приводит к снижению эффективности военнопрофессиональной деятельности в боевых условиях. Автором был проведен опрос опытных специалистов в сфере физической подготовки и спорта армии Анголы, в результате которого были установлены педагогические условия, необходимых для улучшения качества процесса физической подготовки с ангольскими военнослужащими.
Ключевые слова: армия Анголы; педагогические условия; физическая подготовка; военнослужащие; военно-прикладная направленность.
PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR IMPROVEMENT OF QUALITY OF PROCESS OF PHYSICAL PREPARATION WITH THE ANGOLA MILITARY
MEN
Albert George De Azevedo Fernandez, the competitor,
Military Institute of Physical Training, St.-Petersburg
Annotation
The article presents the results of research of programs of fighting and physical preparation, and the content of process of physical preparation in armies of Angola in modern conditions. Because of this analysis carried out by the author, it has been shown that character and orientation of existing programs of fighting and physical preparation promotes not to the full the effective increase of fighting capacity of military men at various stages of preparation for conducting operations and mastering of the military specialty. It leads to efficiency decrease of military-professional work in fighting conditions. The author has spent the poll of skilled experts in sphere of physical preparation and sports of army of Angola as a result of which the pedagogical conditions, necessary for improvement the quality of process of physical preparation with the Angola military men have been established.
Keywords: army of Angola, pedagogical conditions, physical preparation, military men, military-applied orientation.
Одним из важнейших направлений в совершенствовании системы физической подготовки в армии Анголы является обоснование педагогических условий, необходимых для улучшения качества этого процесса с военнослужащими.
Исследованию различных аспектов данной проблемы посвящено довольно много работ как научно-теоретического, так и прикладного характера. В современных условиях неизмеримо возрастают требования к всесторонней подготовленности личного состава армии Анголы. Важную роль в обучении и воспитании воина играют занятия физической подготовкой. Особую значимость приобретают занятия военно-прикладными упражнениями. В процессе этих занятий личный состав овладевает знаниями боевой техники и оружия, у него формируются умения и навыки, необходимые в бою.
Качества личности развиваются и совершенствуются лишь в процессе их проявления. Чем в большей степени при выполнении той или иной задачи военнослужащий вынужден проявлять физические и психические качества, тем эффективнее идет их разви-
тие [1-5].
В приказах Министра обороны Анголы отмечается необходимость широкого внедрения в практику войск военно-прикладных упражнений и состязаний по ним, позволяющих в наибольшей мере создавать обстановку, которая требует от воинов максимального напряжения сил и проявления качеств, необходимых в бою. Однако опыт ведения боевых действий с сепаратистами, результаты проверок боеготовности воинских частей и подразделений армии Анголы, анализ физической подготовленности военнослужащих свидетельствуют о недостаточном уровне развития физических и специальных качеств у личного состава и, прежде всего, выносливости, быстроты в действиях, ловкости, способности преодолевать естественные препятствия.
В то же время анализ программ боевой и физической подготовки, содержания процесса физической подготовки показывает, что их направленность не в полной мере способствует эффективному повышению боеспособности военнослужащих на различных этапах подготовки к ведению боевых действий и освоения воинской специальности. Управление физической подготовкой в воинских частях и соединениях армии Анголы происходит без учета военно-прикладной направленности данного процесса. Это приводит к снижению эффективности военно-профессиональной деятельности в боевых условиях.
С целью выявления педагогических условий, необходимых для улучшения качества процесса физической подготовки с военнослужащими армии Анголы проводился опрос специалистов по физической подготовке войскового звена и инструкторов по спорту. Всего в опросе приняли участие 127 респондентов. Результаты данного опроса представлены в таблице.
Таблица
Ранговая структура педагогических условий, необходимых для улучшения качества
процесса физической подготовки с ангольскими военнослужащими (п=127)
Значимость (ранговое место) Педагогические условия Ранговый показатель (в %)
1 Приоритетная направленность физической подготовки на формирование военно-прикладных навыков у военнослужащих 19,8
2 Постоянный поиск путей повышения уровня мотивации у военнослужащих к занятиям военно-прикладными видами спорта 18,3
3 Включение в процесс физической подготовки отдельных планов и программ по формированию психологической устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов военно-профессиональной деятельности 17,1
4 Формирование установки у военнослужащих на военно-профессиональное самосовершенствование с использованием военно-прикладных средств физической подготовки 14,3
5 Насыщенность процесса физической подготовки военно-прикладными упражнениями 10,7
6 Активное применение средств физической подготовки для развития смелости, решительности, настойчивости, упорства и других моральноволевых качеств, необходимых в бою 7,9
7 Разработка педагогических мер воздействия на военнослужащих в процессе занятий физической подготовкой для сокращения сроков адаптации к воинской службе 6,7
8 Выработка объективных критериев оценки уровня физической готовности военнослужащих к выполнению боевых задач 5,2
Проведенное исследование показало необходимость придания военно-прикладной направленности процессу физической подготовки в армии Анголы. В процессе тренировок и состязаний по военно-прикладным упражнениям воины овладевают различными
боевыми приемами, развивают быстроту в действиях, ловкость, силу, выносливость, воспитывают смелость, решительность, уверенность в своих силах, инициативу и находчивость, т.е. боевые качества, которые отвечают реальным требованиям боя. Именно в военно-прикладных упражнениях реализуется основной принцип боевой подготовки: учить войска тому, что необходимо в бою.
Военно-прикладные упражнения представляют собой комплекс специальных приемов и действий, взятых из программы боевой подготовки войск. Их содержание определяется с учетом особенностей учебно-боевой деятельности военнослужащих различных видов и родов войск. Каждое упражнение характеризуется своеобразными условиями, структурой и формой приемов и действий и оказывает различное влияние на организм военнослужащего.
ВЫВОД. Проведенное исследование свидетельствует о необходимости пересмотра концептуальных взглядов на физическую подготовку в армии Анголы. Суть этих изменений состоит в организации физической подготовки с ангольскими военнослужащими с целью формирования у них военно-прикладных навыков, необходимых в бою.
ЛИТЕРАТУРА
1. Блахин, Г.Н. Преодоление препятствий : учебник/ Г.Н. Блахин ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 1996. - 269 с.
2. Борисов, А. В. Педагогическая технология организации физической подготовки офицеров радиотехнических частей ВВС ПВО с использованием функциональнодифференцированного подхода // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2008. - № 12 (34). - С. 22-26.
3. Игнашин, Е.А. Педагогическая технология применения средств и методов тренировки для повышения уровня физической подготовленности курсантов-выпускников к несению боевого дежурства // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2007. - № 12 (34). - С. 61-65.
4. Лукашов, В.Н. Военно-прикладные многоборья в системе физической подготовки военнослужащих ВС России : учеб.-метод. пособие / В.Н. Лукашов ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 1998. - 137 с.
5. Савин, М. Н. Структурно-функциональная схема физкультурно-спортивной деятельности спортивных клубов Ракетных войск стратегического назначения // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 3 (49). - С. 81-84.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.42
ОПТИМИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ-МЕТАТЕЛЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ГИПОВЕНТИЛЯЦИОННЫХ РЕЖИМОВ
ДЫХАНИЯ
Владимир Васильевич Чемов, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой,
Сергей Леонидович Гриценко, преподаватель, заслуженный тренер России, Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)
Аннотация
Проанализированы эффекты направленных воздействий на дыхательную функцию в виде дозированных задержек дыхания легкоатлетов-метателей с целью оптимизации деятельности как самой дыхательной системы, так и совершенствования функциональной подготовленности спортсменов.
Ключевые слова: эргогенические средства, задержка дыхания, функциональная подготовленность, тренировочный процесс, легкоатлеты-метатели.