Научная статья на тему 'Развитие социального опыта у обучающихся кадетской школы в процессе воспитания'

Развитие социального опыта у обучающихся кадетской школы в процессе воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДЕТСКАЯ ШКОЛА / ВОСПИТАНИЕ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПРОСТРАНСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ / CADET SCHOOL / EDUCATION / MODELING / SELF-REALIZATION SPACE / SCHOOL AND FAMILY INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронкова Галина Викторовна

В условиях реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года актуализируется внимание к кадетской системе воспитания, обладающей особым потенциалом в развитии у детей патриотизма, духовности, нравственности. Акцентируется внимание на развитии у кадетов социального опыта. Специфика кадетских школ обусловлена тем, что регламенты жизни и распорядок дня воспитанников основаны на общевоинских уставах, жестко регламентированы и находятся под постоянным контролем воспитателей и администрации учреждения. При этом подчеркивается необходимость создания условий для развития воспитанников как свободных личностей, способных к саморазвитию, принятию решений, самореализации. На формирование у кадетов такого социального опыта ориентирована разработанная модель воспитания обучающихся в кадетской школе.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the context of the implementation of the Strategy for the Development of Education in the Russian Federation for the period up to 2025, attention is being paid to the Cadet system of education, which has a special potential in the development of patriotism among children, respect for the history and culture of the native country, spirituality and morality, honor and dignity, duty and readiness for service to the Fatherland. The article focuses on the development of social experience in students, which is regarded as one of the goals and results of the educational process. The specificity of the Cadet schools is conditioned by the fact that the rules of life and the daily routine of the pupils are based on the AllMilitary Charters, are strictly regulated and are constantly monitored by the teachers and the administration of the institution. At the same time, the need to create conditions for the development of pupils as free personalities capable of self-development, to make decisions, to realize their own abilities, plans and projects is emphasized. The developed model of the education of students in the cadet school is oriented towards the formation of such social experience among the cadets. The model will ensure the formation of cadets’ experience of self-determination in choice situations, development of leadership qualities, an active creative position, readiness for self-realization in social practice. Examples of the educational activities of the Cadet School, the structural subdivision of the State Security Service of the School No. 1770 («Moscow Cadet Music Corps (Girls)» and «Moscow Cadet Music Corps (boys)»), indicate ways for the Cadets to prepare for self-actualization in creative activity; components of the educational process in the cadet school, the traditions of the general educational institution with musical cadet classes, the important role of the family in the organization of the educational process in the cadet school.

Текст научной работы на тему «Развитие социального опыта у обучающихся кадетской школы в процессе воспитания»

Г. В. Воронкова. Развитие социального опыта у обучающихся...

УДК 371. 8

DOI: 10 .23951/1609-624Х-2018-1-73-76

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА У ОБУЧАЮЩИХСЯ КАДЕТСКОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ

Г. В. Воронкова

Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, Москва

В условиях реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года актуализируется внимание к кадетской системе воспитания, обладающей особым потенциалом в развитии у детей патриотизма, духовности, нравственности. Акцентируется внимание на развитии у кадетов социального опыта. Специфика кадетских школ обусловлена тем, что регламенты жизни и распорядок дня воспитанников основаны на общевоинских уставах, жестко регламентированы и находятся под постоянным контролем воспитателей и администрации учреждения. При этом подчеркивается необходимость создания условий для развития воспитанников как свободных личностей, способных к саморазвитию, принятию решений, самореализации. На формирование у кадетов такого социального опыта ориентирована разработанная модель воспитания обучающихся в кадетской школе.

Ключевые слова: кадетская школа, воспитание, моделирование, пространство самореализации, взаимодействие школы и семьи.

Воспитание в современной России является приоритетом государственной социальной и образовательной политики. Реализуется утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. Повышение социального статуса воспитания в российском обществе актуализирует внимание к кадетской системе воспитания, в которой российским обществом традиционно видится бесценный потенциал развития у подрастающих поколений патриотизма, уважения к истории и культуре родной страны, истоки духовности, нравственности, эталоны чести и достоинства, долга и служения Отечеству.

Приказом Минобрнауки России от 25 мая 2016 г. № 618 введены в действие полномочия Межведомственного совета по кадетскому образованию, представляющего собой, по словам почетного председателя Общероссийского союза кадетских объединений «Открытое содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России» А. И. Владимирова, «первый в истории России общественно-государственный Совет, который на уровне Правительства РФ выдвинул цель возрождения в России исторического кадетского образования и его развития в современном виде, отвечающем национальным интересам страны и народа» [1]. Советом подготовлен проект Концепции кадетского образования в Российской Федерации, который в 2017 г. планируется внести на утверждение в Правительство РФ [2]. В Концепции подробно охарактеризована специфика кадетского воспитания, которая связывается с жесткой регламентацией жизнедеятельности

воспитанников, отношений старших и младших, обязательностью ношения специальной (военной) формы одежды и знаков различия. В ней отмечается, что «регламенты жизни и распорядок дня воспитанников основаны на общевоинских уставах, жестко регламентированы и находятся под постоянным (круглосуточным) контролем воспитателей и администрации учреждения» [2]. Вместе с тем в Концепции подчеркивается, что «воспитательная компонента кадетского образования должна обеспечивать подготовку и воспитание своих питомцев как свободных личностей, способных к саморазвитию, к принятию решений, к реализации собственных способностей, планов и проектов...; активных членов общества, желающих и способных создать свою семью и воспитать детей, а также имеющих свою жизненную позицию и собственное мнение и способных отстаивать его перед государством» [3].

Очевидна необходимость развития в современных условиях такой модели воспитания кадетов, которая позволила бы формировать у них опыт самоопределения в ситуациях выбора, развивать лидерские качества, активную созидательную позицию, готовность к самореализации в социальной практике. В настоящей научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работе решается задача моделирования пространства самореализации обучающихся в условиях кадетской школы во взаимодействии с семьей.

В настоящее время после объединения ряда образовательных учреждений, которое в последние годы практикуется в Москве, кадетская школа стала структурным подразделением ГБОУ Школы № 1770: «Московский кадетский музыкальный кор-

Вестник ТГПУ (TSPUВи!Шт). 2018. 1 (190)

пус (девочки)», «Московский кадетский музыкальный корпус (мальчики)». Режим дня школы с кадетскими классами предполагает нахождение воспитанников в учебном заведении с 9.00 до 18.45 по 5-дневной рабочей неделе. Образование осуществляется на тендерной основе. Мальчики и девочки обучаются в разных зданиях, но участвуют в совместных проектах и мероприятиях разного уровня.

Прием в кадетские классы школы осуществляется в 5-й класс на конкурсной основе по итогам тестирования, музыкального прослушивания и заключения медицинской комиссии. Срок обучения -7 лет. Основное общеобразовательное обучение проводится на основе российской федеральной программы и дополнительное обязательное обучение по программе детских музыкальных школ. Школа с кадетскими классами - государственное образовательное учреждение, в котором наряду с общеобразовательными дисциплинами изучаются основы военной службы, военной связи, медицинской подготовки, общевоинские уставы. Одним из отличий школы с кадетскими классами от общеобразовательных учреждений является кадетская форма, парадная и повседневная, погоны, эмблемы, исторически сложившиеся знаки отличия.

По окончании обучения выпускники кадетских классов получают два образования: общее, в котором наряду с основными дисциплинами особое внимание уделяется информационным технологиям, изучению иностранных языков, и музыкальное по учебному плану детской музыкальной школы.

В программу обучения также включены блоки эстетического воспитания (хореография, этикет), спортивного развития (большой теннис, восточные единоборства, шахматы, футбол, занятия в тренажерном зале, занятия в бассейне), а также профессиональная подготовка (подготовка водителей транспортных средств категории «В»).

В режим дня воспитанников включены трехразовое усиленное питание, специально разработанное для кадетского корпуса, дневная прогулка. Для выполнения домашних заданий в режиме дня воспитанникам отводится время самоподготовки с привлечением ресурсов библиотеки, медиатеки и компьютерной техники с выходом в Интернет.

В данной работе мы опирались на результаты фундаментальных и прикладных исследований ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания российской академии образования», положения о том, что подготовка к самоопределению является ведущей целью современного образования и что успешной, по утверждению И. В. Вагнер, она может быть только в том случае, если обучающимся «есть из чего выбирать, учреждением образования обеспечено пространство для осуществления учеником самостоятельного выбора форм и ви-

дов деятельности, если ему предоставлены образцы успешной самореализации, для каждого учащегося создана ситуация успеха, каждому подростку оказана поддержка в проектировании личностного роста..., а высоконравственная, гармонично развитая личность является одной из основных ценностей и целей коллективной деятельности...» [3, с. 8].

Пространство самореализации - базовый компонент развиваемой в школе модели воспитания кадетов. Модель предполагает создание таких совокупных условий, когда доступные обучающемуся виды деятельности в науке, творчестве, музыке, спорте становятся фактором, формирующим творческую составляющую личности. Владение опытом гражданско-общественной деятельности, умение взаимодействовать, работать в коллективе, выполнять различные социальные роли - требования к компетентности субъектов в современном мире, поэтому образовательный процесс необходимо строить на основах корпоративного взаимодействия: взаимопонимание, позитивный настрой, авторитетность учителей и родителей, активность субъектов образовательного процесса, продуктивность взаимодействия [4].

Важным аспектом образования в кадетских классах являются традиции кадетского образования, основанные на воинских обычаях и ритуалах, соблюдение кодекса чести кадетов, связывающие воспитанников узами дружбы и товарищества, верность кадетскому братству [5-7].

Модель воспитания кадетов предполагает создание условий для включения их в социально и личностно значимую деятельность по разным направлениям: трудовую, творческую, эстетически ориентированную, экологическую и др. [8-10]. Музыкальное образование и творчество - особенность кадетских классов. Традиционными являются гастрольные туры в составе музыкального военного оркестра, систематические полевые сборы, военно-спортивный лагерь «Патриот», посещение действующих военных гарнизонов, где воспитанники находятся в обстановке, максимально приближенной к армейской. Кадеты школы в составе духовых и инструментальных оркестров неоднократно принимали участие в музыкальных гастрольных поездках по Италии, Японии, Китаю, Франции. Музыкальный ансамбль и хор занимают призовые места в городских и международных конкурсах и фестивалях. Неизменным атрибутом всех торжественных общешкольных мероприятий является выступление старшего и среднего оркестров юношей кадетской школы и ансамбля барабанщиц девушек.

В образовательном учреждении с музыкальными кадетскими классами важную воспитательную роль имеют традиции кадетского движения [11, 12]. Бесе-

Г. В. Воронкова. Развитие социального опыта у обучающихся.

ды с воспитанниками «кадетской школы» и их ро- модель воспитания кадетов позволяет обеспечить

дителями показали, что респонденты отмечают позитивную динамику социального опыта обуча-

значимость наличия таких символов и ритуалов, ющихся, интенсивное развитие таких актуальных

как: знамя и эмблема «кадетской школы», единая для подростков видов социального опыта, как

кадетская форма по уставу учреждения в зависи- опыт самоопределения, принятия решений в ситу-

мости от погодных условий, медали и отметки на ациях выбора, самореализации в разных видах

погонах за определенные достижения. Освещает творческой деятельности, ролевого взаимодейст-

деятельность «кадетской школы» газета Москов- вия, общения, проектирования индивидуального

ского кадетского музыкального корпуса «Музы- маршрута в коллективной деятельности, разработ-

КАдетства», девизом которой являются слова: «С ки и реализации собственных проектных замы-

честью по жизни пройти». В целом реализуемая слов и др.

Список литературы

I. Владимиров А. И . Тезисы выступления на заседании Совета Минобрнауки России по кадетскому образованию . URL: http://www. kadet . ru/lichno/vlad_v/DokladAIV(18 . 10 .16 .pdf (дата обращения: 01. 10 .2017) .

2 . Основы Концепции и Государственного стандарта кадетского образования в России (проект) . URL: http://www. kadet. ru/OSSNKR/

Kontseptsiya . htm (дата обращения: 01. 10 .2017) .

3 . Вагнер И . В . Механизмы развития у школьников опыта самоопределения в ситуациях выбора в условиях реализации программ воспи-

тания и социализации . Ч . 1: Проектирование пространств самореализации школьников в рамках программы воспитания и социализации // Вопросы науки . 2014 . № 1 (6) . С . 7-14 .

4 . Вагнер И . В ., Волосовец Т. В . Развитие воспитания посредством реализации профессионального стандарта «Специалист в области

воспитания» // Сибирский пед . журн . 2017 . № 1. С . 7-11.

5 . Вагнер И . В . Механизмы развития у школьников опыта самоопределения в ситуациях выбора в условиях реализации программ воспи-

тания и социализации. Ч . 2: Реализация программы воспитания и социализации школьников в форме длительной игры // Вопросы науки .2014 . № 1 (6) .С .15-21.

6 . Вагнер И . В . Механизмы развития у школьников опыта самоопределения в ситуациях выбора в условиях реализации программ воспи-

тания и социализации . Ч . 3: Социальное проектирование: проектная деятельность как форма реализации детских социальных инициатив // Вопросы науки . 2014 . № 1 (6) . С . 22-29 .

7 . Вагнер И . В . Экспертиза качества программ воспитания и социализации общеобразовательного учреждения и оценка их влияния на

развитие у школьников социокультурного опыта // Августовские педагогические чтения - 2014: сб . материалов Междунар . науч . симпозиума / под ред . проф . И . В . Вагнер . М . , 2014 . С . 26-39 .

8 . Вагнер И . В . Социокультурный опыт личности в контексте проектирования содержания воспитания и реализации ФГОС // Профессио-

нальный проект: идеи, технологии, результаты . 2011. № 1. С . 19-28 .

9 . Вагнер И . В . Длительная игра как форма реализации программы воспитания: метод . пособие . М . : Русское слово, 2015 . 141 с.

10 . Вагнер И . В . Проектный калейдоскоп в программе воспитания и социализации младших школьников: пространство проектных инициа-

тив: метод . пособие по социальному проектированию . М . : Русское слово, 2015. 144 с.

II. Вагнер И . В . Экология детства и воспитание в контексте культуры глобального общества // Вестник Международной академии наук (Русская секция) . 2015 . № 1 (17) . С . 31-35 .

12 . Вагнер И .В ., Ткачева А . Н . Экология детства в информационном обществе: фактор педагогической культуры // Вестник Международной академии наук (Русская секция) . 2015 . № 1 (17) . С . 27-30 .

Воронкова Галина Викторовна, соискатель ученой степени кандидата педагогических наук, Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования (ул. Макаренко, 5/16, Москва, Россия, 105062). E-mail: ippdrao@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 30.10.2017.

DOI: 10 .23951/1609-624X-2018-1-73-76

DEVELOPMENT OF SOCIAL EXPERIENCE OF THE CADET SCHOOL TRAINEES IN THE EDUCATION PROCESS

G. V. Voronkova

Institute of Childhood, Family and Socialization Research of the Russian Academy of Education, Moscow, Russian Federation

In the context of the implementation of the Strategy for the Development of Education in the Russian Federation for the period up to 2025, attention is being paid to the Cadet system of education, which has a special potential in the development of patriotism among children, respect for the history and culture of the native country, spirituality and morality, honor and dignity, duty and readiness for service to the Fatherland. The article focuses on the development of social experience in students, which is regarded as one of the goals and results of the educational process. The specificity

Вестник ^m (TSPUBulletin). 2018. 1 (190)

of the Cadet schools is conditioned by the fact that the rules of life and the daily routine of the pupils are based on the AllMilitary Charters, are strictly regulated and are constantly monitored by the teachers and the administration of the institution. At the same time, the need to create conditions for the development of pupils as free personalities capable of self-development, to make decisions, to realize their own abilities, plans and projects is emphasized. The developed model of the education of students in the cadet school is oriented towards the formation of such social experience among the cadets. The model will ensure the formation of cadets' experience of self-determination in choice situations, development of leadership qualities, an active creative position, readiness for self-realization in social practice. Examples of the educational activities of the Cadet School, the structural subdivision of the State Security Service of the School No. 1770 («Moscow Cadet Music Corps (Girls)» and «Moscow Cadet Music Corps (boys)»), indicate ways for the Cadets to prepare for self-actualization in creative activity; components of the educational process in the cadet school, the traditions of the general educational institution with musical cadet classes, the important role of the family in the organization of the educational process in the cadet school.

Key words: cadet school, education, modeling, self-realization space, school and family interaction.

References

I. Vladimirov A. I . Tezisy vystupleniya na zasedanii Soveta Minobrnauki Rossii po kadetskomu obrazovaniyu [Abstracts of presentations at the Board meeting of the Ministry of education of Russia in the cadet education] (in Russian) . URL: http://www. kadet. ru/lichno/vlad_v/ DokladAIV(18 . 10 .16 . pdf (accessed 01. 10 . 2017) .

2 . Osnovy Kontseptsii i Gosudarstvennogo standarta kadetskogo obrazovaniya v Rossii (proekt) [The bases of the Concept and State standard of

military education in Russia (draft)] . (in Russian) . URL: http://www. kadet. ru/OSSNKR/Kontseptsiya . htm (accessed 01. 10 . 2017) .

3 . Wagner I . V. Mekhanizmy razvitiya u shkol'nikov opyta samoopredeleniya v situatsiyakh vybora v usloviyakh realizatsii programm vospitaniya i

sotsializatsii . Chast' 1. Proektirovaniye prostranstv samorealizatsii shkol'nikov v ramkakh programmy vospitaniya i sotsializatsii [Mechanisms of development of schoolchildren's experience of self-determination in situations of choice in terms of programmes of education and socialization . Part 1. Designing spaces of self-realization of pupils in the framework of the program of education and socialization] . Voprosy nauki, 2014, vol . 1 (6), pp . 7-14 (in Russian) .

4 . Wagner I . V. , Volosovets T. V. Razvitiye vospitaniya posredstvom realizatsii professional'nogo standarta "Spetsialist v oblasti vospitaniya"

[Development of education through the realization of professional standards «Experts in the field of socialization»] . Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal - Siberian Pedagogical Journal, 2017, vol . 1, pp . 7-11 (in Russian) .

5 . Wagner I . V. Mekhanizmy razvitiya u shkol'nikov opyta samoopredeleniya v situatsiyakh vybora v usloviyakh realizatsii programm vospitaniya i

sotsializatsii . Chast' 2: Realizatsiya programmy vospitaniya i sotsializatsii shkol'nikov v forme dlitel'noy igry [Mechanisms of development of schoolchildren's experience of self-determination in situations of choice in terms of programmes of education and socialization Part 2 The implementation of a program of education and socialization of schoolchildren in the form of a continuous game] . Voprosy nauki, 2014, vol . 1 (6), pp . 15-21 (in Russian) .

6 . Wagner I . V. Mekhanizmy razvitiya u shkol'nikov opyta samoopredeleniya v situatsiyakh vybora v usloviyakh realizatsii programm vospitaniya i

sotsializatsii Chast' 3 Sotsial'noye proektirovaniye: proektnaya deyatel'nost' kak forma sotsial'nykh initsiativ [Mechanisms of development of schoolchildren's experience of self-determination in situations of choice in terms of programmes of education and socialization Part 3 Social design: design activity as a form of realization of children's social initiatives] . Voprosy nauki, 2014, vol . 1 (6), pp . 22-29 (in Russian) .

7 . Wagner I . V. Ekspertiza kachestva programm vospitaniya i sotsializatsii obshcheobrazovatel'nogo uchrezhdeniya i otsenka ikh vliyaniya na

razvitiye u shkol'nikov sotsiokul'turnogo opyta [Examination of the quality programs of education and socialization of educational institution and estimation of their influence on the development of pupils social and cultural experience] . Avgustovskiye pedagogicheskiye chteniya - 2014: sbornik materialov Mezhdunarodnogo nauchnogo simpoziuma. Pod red . prof. I . V. Wagner [August pedagogical readings - 2014 . Proceedings of the international scientific e-conference . Edited by Professor I . B . Wagner] . Moscow, 2014 . Pp . 26-39 (in Russian) .

8 . Wagner I . V. Sotsiokul'turnyy opyt lichnosti v kontekste proektirovaniya soderzhaniya vospitaniya i realizatsii FGOS [Socio-cultural experience of

personality in the context of designing the content of education and implementation of GEF] . Professional'nyy proekt: idei, tekhnologii, rezultaty, 2011, vol . 1, pp . 19-28 (in Russian).

9 . Wagner I . V. Dlitel'naya igra kak forma ralizatsii programmy vospitaniya: metodicheskoye posobiye [Continuous game as a form of realization of

the program of education: teaching aid] . Moscow, Russkoye slovo Publ . , 2015 . 141 p . (in Russian) .

10 . Wagner I . V. Proektnyy kaleydoskop v programme vospitaniya i sotsializatsii mladshikh shkol'nikov: prostranstvo proektnykh initsiativ:

metodicheskoye posobiye po sotsial'nomu proektirovaniyu [Project kaleidoscope in the program of education and socialization of younger students: the space project initiatives: teaching aid on social engineering] . Moscow, Russkoye slovo Publ ., 2015. 144 p . (in Russian) .

II. Wagner I . V. Ekologiya detstva i vospitaniye v kontekste kul'tury global'nogo obshchestva [Childhood ecology and education in the context of the culture of global society] . Vestnik Mezhdunarodnoy akademii nauk (Russkaya sektsiya) - Herald of the International Academy of Science (Russian section), 2015, vol 1 (17), pp 31-35 (in Russian)

12 . Wagner I . V. , Tkacheva A. N . Ekologiya detstva v informatsionnom obshchestve: faktor pedagogicheskoy kul'tury [Childhood ecology in the information society: factor of the pedagogical culture] . Vestnik Mezhdunarodnoy akademii nauk (Russkaya sektsiya) - Herald of the International Academy of Science (Russian section), 2015, vol . 1 (17), pp . 27-30 (In Russian) .

Voronkova G. V., Institute of Childhood, Family and Socialization Research of the Russian Academy of Education (ul. Maka-renko, 5/16, Moscow, Russian Federation, 105062). E-mail: ippdrao@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.