9. Поваренков, Ю.П. Психология становления профессионала / Ю.П. Поварен-ков. - Ярославль : Изд-во Ярославский гос. пед. ун-т, 2000. - 98 с.
10. Хащенко, В.А. Ценностные ориентации различных социальных групп в условиях разных форм собственности. // Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений / ред. Журавлев А. Д., Шорохова Е.В. - М., 1998. - С. 107-122.
Контактная информация: mama_19@mail.ru
УДК 37.015.3
ВОЕННО-СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКОГО КОРПУСА
Елена Петровна Лухменёва, аспирант,
Оренбургский государственный педагогический университет
Аннотация
В статье представлена модель формирования лидерских качеств воспитанников кадетского корпуса. Военно-спортивная подготовка рассматривается как средство формирования маскулинного стиля лидерства. Отмечается влияние занятий легкой атлетикой, стрельбой, парашютным спортом на процесс формирования лидерских качеств.
Ключевые слова: лидерские качества, маскулинность, военно-спортивная подготовка, кадетский корпус.
MILITARY-SPORTS TRAINING AS A MEAN OF FORMING THE LEADERSHIP QUALITIES AMONG THE PUPILS OF CADET CORPS
Elena Petrovna Luhmenyova, the post-graduate student,
Orenburg State Pedagogical University
Annotation
The article presents a model of leadership qualities of Cadet Corps' pupils. Military-sports training is seen as a form of masculine leadership style. There have been observed the influence of athletics, shooting, parachuting on the formation of leadership skills.
Keywords: leadership, masculinity, military-sports training, cadet corps.
Достаточно актуальной проблемой для исследователей в области психологии, социологии, философии является «кризис маскулинности». Кон И.С. отмечает, что последствия этого кризиса в наибольшей степени отражаются на системе социализации мальчиков. Во многом это связано с феминизацией всей образовательной системы [3]. Исключения составляют учреждения кадетского образования, которые в большинстве своем представляют продукт гендерной социализации, где у воспитанников появляется возможность стать настоящим мужчиной с ярко выраженными лидерскими качествами. Главной особенностью кадетского образования является ранняя профессионализация -формирование у воспитанников духовно - нравственного стержня, лидерских качеств; формирование качеств военного профессионала, готового к обеспечению национальной безопасности на гражданском и военном поприще. Выпускник кадетского корпуса должен быть носителем порядочности, патриотизма, гражданственности, а также уметь оказывать влияние на людей, которые не получили кадетского образования. Добиться этого можно благодаря формированию у воспитанников лидерских качеств.
Цель нашего исследования - теоретическое и экспериментальное обоснование психолого-педагогических условий, способствующих эффективному формированию лидерских качеств воспитанников кадетского корпуса. Разработана и экспериментально апробирована структурная модель формирования лидерских качеств (рис.1).
Цель: формирование лидерских качеств воспитанников кадетского
корпуса
11
Теоретико-методологические основы:
философские учения о личности и её качествах (Конфуций, Платон); зарубежные теории лидерства (Е. Богардус, Р. Стогдилл, Ф. Фидлер ); отечественные концепции формирования лидерских качеств (О.С. Газман, А.Л. Уманский ); теории возрастного развития личности (Л.И. Божович, В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн); положения личностно-деятельностного подхода в формировании лидерских качеств (Е.В. Бондаревская, Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.С. Якиманская); концепция коллективной деятельности (А.С. Макаренко, Л.И. Уманский); гендерные исследования (Т .В. Бендас, И .С. Кон); положения о механизмах самореализации личности (К.А.Абульханова-Славская, А.Маслоу); концепция профессионального взаимодействия психолога и педагога (В .А. Маликова).
ж
Компоненты и их содержание
мотивационно -ценностный
лидерская «Я-концепция»; высокая самооценка; патриотизм
гностический
познавательная активность; восприимчивость к новому
деятельностный
самоконтроль; коммуникативные и организатор ские способности; эмпатия;
эмоциональная устойчивость; смелость
Факторы: социальная среда кадетского корпуса; возраст и пол воспитанников; особенности темперамента; собственная активность воспитанников; наличие лидерских задатков Условия: формирование лидерской «Я - концепции»; организация и включение
воспитанников в специально - организованную деятельность; психологический мониторинг динамики формирования лидерских качеств; эффективное взаимодействие триады «психолог - воспитанник - офицер-воспитатель»
Средства: военно-спортивная подготовка; социально - психологический тренинг;
теоретический спецкурс «Основы лидерства»
Ш
Критерии сформированности лидерских качеств
і ,1 ■і
ценностный информационный практический
осознание знания о лидерстве, владение лидерскими
воспитанниками лидерских качествах, навыками; способность
ценности лидерских эмоционально - брать на себя
качеств, стремление к поведенческих ответственность; умения
лидерству характеристиках лидера самоконтроля
і і
Прогнозируемый результат: сформированность лидерских качеств
Рис.1. Структурная модель формирования лидерских качеств
В разработанной модели определены цель, компоненты, факторы, условия, средства формирования лидерских качеств воспитанников кадетского корпуса, представлена критериально-оценочная система. Как видно из предложенной модели, военноспортивная подготовка является средством формирования лидерских качеств. Мы предположили, что средствами военно-спортивной подготовки могут быть улучшены показа-
тели: самостоятельность, самоконтроль, смелость, эмоциональная устойчивость, высокая самооценка, патриотизм, эмпатия.
Психолого-педагогическое исследование проводилось на базе МОУ «Общеобразовательная школа - интернат с первоначальной летной подготовкой» (Оренбургский кадетский корпус имени И.И. Неплюева). Это многопрофильное учебное заведение, целенаправленно занимающееся подготовкой воспитанников к служению отечеству на военном и гражданском поприще.
Среда кадетского корпуса основана на имитации военной организации жизнедеятельности и быта. С первых дней пребывания воспитанник сталкивается с атмосферой, максимально приближенной к армейской. Военный распорядок способствует четкой организации своей деятельности и в полной мере подготавливает воспитанников к дальнейшей гражданской и военной службе. Военная подготовка является важнейшим фактором становления мужского характера и маскулинного стиля лидерства, который характеризуется «конкурентностью, иерархической структурой власти, высоким контролем со стороны лидера и аналитическим, неэмоциональным решением проблем» [1, с. 289].
Военная подготовка предполагает жесткую регламентацию распорядка дня и норм поведения, подчинение и субординацию, корпусные мероприятия военизированного характера. Воспитанник учится подчиняться, беспрекословно выполнять приказы, владеть эмоциями. «Это владение эмоциями, которое составляет задачу всякого воспитания, может с первого взгляда показаться подавлением чувства. На самом деле оно означает только подчинение чувства, связывание его с остальными формами поведения, целесообразную его направленность» [2, с. 107].
Важная роль в воспитании и обучении воспитанников кадетского корпуса принадлежит физической подготовке. В кадетском корпусе созданы условия для занятий такими видами спорта, как легкая атлетика, плавание, стрелковый спорт, волейбол, футбол, парашютный спорт.
Через занятия спортом воспитанник расширяет границы своих возможностей, закаляет и формирует характер. Спорт является средством не только воспитания, но и самовоспитания. Почти все виды спорта - это соревновательная деятельность, где ярко формируются и проявляются стремление к победе, а это очень важное лидерское качество. Достижение результата в спорте всегда связано с мобилизацией физических и психических качеств воспитанников.
Преодоление сложностей не возможно без мотивации. Если некоторое изменение условий жизни будет восприниматься воспитанником активно, то это будет свидетельством личностного развития, а не просто адаптации. С целью выявления готовности воспитанников к обучению и физическим нагрузкам, мы провели исследование. Выборку составили 150 воспитанников первого года обучения в возрасте 15-16 лет. Отвечая на вопрос анкеты: «Почему вы решили поступить в кадетский корпус?» 105 воспитанников (70%) выбрали ответ «я сам так решил», 23 (15%) выбрали ответ «посоветовали родители, знакомые и я согласился», 13 (9%) - «заставили родители» и только 9 (6%) «так получилась, не знаю». Отвечая на вопрос: «Готовы ли вы к физическим нагрузкам?», 90 воспитанников (60%) ответили, что «да, даже готовился заранее», 30 (20%), что «думаю, что готов, но специально не готовился», 23 (15 %) выбрали вариант «надеюсь, что готов, но боюсь, что будет тяжело» и 7 (5%) выбрали ответ «не знаю». Таким образом, полученные данные свидетельствует о том, что у большинства воспитанников изначально присутствует желание обучаться в кадетском корпусе, мотивация и готовность к занятиям спортом и военной подготовкой.
Большую роль в формировании лидерских качеств играет парашютный спорт. Особенность парашютного спорта в том, что воспитанник оказывается в совершенно новых для него условиях. Воспитаннику приходится бороться со страхом неизвестности, брать ответственность только на самого себя. Лидер должен уметь брать ответственность
на себя в экстремальных ситуациях и парашютный спорт как никакой другой позволяет сформировать это качество.
Занятия парашютным спортом предоставляют возможность подросткам заниматься экстремальной деятельностью социально приемлемым способом. Исследование показало, что у воспитанников, совершивших хотя бы один парашютный прыжок, изменяется система ценностей (жизнь становится главной ценностью), повышается самооценка и смелость.
Занятия легкой атлетикой приучают воспитанника преодолевать трудности, способствуют развитию волевых качеств. Юноша, занимаясь в системе легкой атлетикой, вырабатывает в себе такие качества как целеустремленность, настойчивость, упорство.
Пулевая стрельба способствует нервно-психической устойчивости, моральной нормативности. Воспитанник развивает хладнокровие, выдержку, способности к концентрации, точность.
Командные виды спорта способствуют формированию таких лидерских качеств, как умение работать в команде, эмпатии, взаимопониманию.
В результате повторной диагностики (в конце первого года обучения в кадетском корпусе) у воспитанников повысились следующие показатели: самоконтроль (фактор Р-3 по Кеттеллу), эмоциональная устойчивость (фактор С по Кеттеллу), самооценка (методика Будасси) и смелость (фактор Н по Кеттеллу). Обнаруженная закономерность свидетельствует о важности военно-спортивной подготовки как средства формирования лидерских качеств воспитанников кадетского корпуса.
Таким образом, военно-спортивная подготовка оказывает существенное влияние на процесс формирования лидерских качеств воспитанников кадетского корпуса. Благодаря военно-спортивной подготовке у воспитанников происходит формирование сильного характера, реализуется личностный потенциал, формируется маскулинный стиль лидерства, появляется способность к самоактуализации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бендас, Т.В. Психология лидерства : учеб. пособие / Т.В. Бендас. - СПб. : Питер, 2009. - 448 с.
2. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский ; под ред. В.В. Давыдова. - М. : Педагогика - Пресс, 1996. - 536 с.
3. Кон, И.С. Маскулинность в меняющемся мире / И.С. Кон // Вопросы философии. - 2010. - № 5. - С. 25-35.
Контактная информация: lep2410@mail.ru
УДК 796.015
АНАЛИЗ ВОЗРАСТНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
Светлана Юрьевна Максимова, кандидат педагогических наук, доцент,
Ирина Дмитриевна Скрябина, аспирант,
Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)
Аннотация
В тексте статьи представлены результаты экспериментального изучения особенностей физической подготовленности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Выявленный минимальный уровень отклонений у дошкольников с задержкой психического развития от полноценно развивающихся сверстников в возрастном диапазоне 4-5 лет, позволяет сделать предположение о сенситивности данного периода для коррекционных и развивающих задач адаптивного физического воспитания.