Научная статья на тему 'Развитие лидерских качеств у воспитанников, обучающихся в учебном заведении интернатного типа'

Развитие лидерских качеств у воспитанников, обучающихся в учебном заведении интернатного типа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
LEADERSHIP QUALITIES / CADET EDUCATION / GROUP STRUCTURE / FACTORS OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антоненко Евгений Николаевич, Лобанов Сергей Геннадьевич, Смагина Лариса Николаевна

Целью исследования являлся анализ особенностей формирования лидерских качеств в условиях кадетского образования. Определяя миссию кадетского образования формирование будущих лидеров общества, авторы последовательно выделяют приоритетные задачи развития лидерских качеств с учётом специфических факторов обучения в учебном заведении интернатного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антоненко Евгений Николаевич, Лобанов Сергей Геннадьевич, Смагина Лариса Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The aim of the study was to analyze the characteristics of the formation of leadership qualities in a cadet education. Defining the mission of military education the formation of future leaders of society, the authors consistently allocate priorities for the development of leadership qualities, taking into account the specific factors of training in a boarding school.

Текст научной работы на тему «Развитие лидерских качеств у воспитанников, обучающихся в учебном заведении интернатного типа»

Б) расшифруйте слова: 18,16,9,1 (роза) 1,19,20,18,1 (астра) 20,32,13,30,17,1,15 (тюльпан) 4,13,15,10,16,13,21,19 (гладиолус) Цветы. 7. Запишите слова с безударной гласной Я: Монета в пять копеек (пятак) (пять) Дерево с красными плодами (гроздьями) (рябина)

Школьная отметка (пятерка) Детская игра (пятнашки) (пятна) Какое слово здесь лишнее. Обоснуйте свой ответ. (Лишнее слово рябина, безударную гласную в этом слове нужно запомнить).

Помогает в выработке умения подбирать подходящие по смыслу слова работа над сравнениями. Дается текст, а сравнения должны подыскать сами учащиеся:

а. Трактор шумел, как ... .

б. На солнце засверкали ягоды земляники, словно. .

В работе над словом существует проблема, которая состоит в том, что учащиеся, не зная правописание многих слов, которые им следовало бы употребить в своей письменной речи, избегают их, так как не умеют пользоваться орфографическим словарем.

Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию.

При обобщении полученных знаний о слове можно использовать различные средства обучения.

Одним из известных видов орфографической игры является кроссворд, содержащий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти. Использование на уроках тематических кроссвордов помогает повысить грамотность учащихся, активизировать их внимание, разнообразить урок.

Расширение орфографического опыта представляет собой целенаправленный процесс включения учащихся в решение орфографических проблем на основе имеющихся базовых знаний и умений, это целенаправленный процесс усвоения орфографических знаний, умений, способов деятельности и самоконтроля, помогающих решать орфографические задачи: обеспечивать грамотное письмо, предупреждать ошибочное написание.

Таким образом, процесс организации формирования навыков грамотного письма должен осуществляться наиболее успешно, если он реализуется на основе интеграции методов, средств развивающей и традиционной системы обучения.

Список литературы:

1. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. - М., 1998.

2. Рождественский Н.С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания. - М., 1961.

3. Соловейчик М.С. Знакомство с первыми орфограммами и начало работы над орфографической зоркостью школьников// Соловейчик М.С. Первые шаги в изучении языка и речи. - М., 2000. - С.52-68.

РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ВОСПИТАННИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА

Антоненко Евгений Николаевич

старший воспитатель (начальник курса) ФГКОУ Краснодарское президентское кадетское училище,

г. Краснодар Лобанов Сергей Геннадьевич воспитатель, ФГКОУ Краснодарское президентское кадетское училище,

г. Краснодар Смагина Лариса Николаевна воспитатель, ФГКОУ Краснодарское президентское кадетское училище,

г. Краснодар

АННОТАЦИЯ

Целью исследования являлся анализ особенностей формирования лидерских качеств в условиях кадетского образования. Определяя миссию кадетского образования - формирование будущих лидеров общества, авторы последовательно выделяют приоритетные задачи развития лидерских качеств с учётом специфических факторов обучения в учебном заведении интернатного типа. ABSTRACT

The aim ofthe study was to analyze the characteristics of the formation of leadership qualities in a cadet education. Defining the mission of military education - the formation offuture leaders of society, the authors consistently allocate priorities for the development of leadership qualities, taking into account the specific factors of training in a boarding school.

Ключевые слова: лидерские качества, кадетское образование, групповая структура, факторы обучения.

Keywords: leadership qualities, cadet education, group structure, factors of training

Формирование лидеров в обществе - не стихийный процесс, его важно организовывать в ходе воспитания и обучения детей для того, чтобы будущие граж-

дане России обладали многогранной культурой личности, умели эффективно разрешать конфликты, цивилизованно общаться, сотрудничать, обладать качествами,

необходимыми для успешной жизни современного человека. Формирование лидерских качеств - это формирование активного отношения к происходящим событиям, развитие способности рефлексировать, осознавать свои ценности, установки и умения, оказывать влияние на людей, превращая их в единомышленников, направляя их усилия на достижение общих социально значимых целей.

Современные кадетские школы-интернаты, возобновленные в 80-х гг. XX века, берут свое начало в отечественных традициях кадетских корпусов, в которых воспитывались подростки из семей офицеров российской армии. На сегодняшний день в России в первую очередь через кадетское образование решается задача по формированию национальной элиты, будущих лидеров общества. Миссия президентских кадетских училищ - воспитать гражданина и патриота России, готового к профессиональному служению государству на гражданском и военном поприще. Здесь закладывается фундамент личности, интенсивно формируются базовые социальные установки, основы мировоззрения, привычки, развиваются познавательные способности, эмоционально-волевая сфера, складываются многообразные отношения с окружающим миром. Вполне закономерно, что такой гражданин должен обладать лидерскими качествами, чтобы регулировать взаимоотношения в группе, отстаивать базовые национальные ценности российского общества в межгрупповом общении, не только влиять на формирование внутригрупповых ценностей, но и зачастую символизировать их.

Задача развития лидерских качеств у воспитанников кадетского училища представляется сложной вследствие различий индивидуальных особенностей личности обучающихся, их разного социального опыта, уровня развития коммуникативных навыков. Между специалистами, теоретиками и практиками, до сих пор продолжается спор на тему: «лидерами рождаются» или же «лидерами становятся». Некоторые из них убедительны в том, что кто-то, несомненно, от рождения обладает задатками, которые делают его в будущем лидером, в то время как другие убеждены, что при условии определенного правильного сочетания образования и воспитания лидера можно сформировать. Вторая позиция, на наш взгляд, даёт больше веры в силы и возможности развития лидерских качеств у каждого воспитанника. Важно, чтобы каждый кадет проникся убеждением, что любой человек может стать лидером, если будет работать над собой.

Лидерская позиция характеризуется ответственным отношением к себе, другим членам группы, людям, природе, миру; готовностью взять на себя ответственность при решении проблемных ситуаций. Каждый член группы в соответствии со своими деловыми и личностными качествами, вкладом в общее дело, развитостью чувства долга и ответственности, благодаря признанию группой его заслуг и способности оказывать влияние на окружающих занимает определенное положение в системе групповой организации, т. е. в ее структуре. Групповая структура с этой точки зрения представляет собой своеобразную иерархию статусов ее членов. Одна из важных особенностей структуры -

ее гибкость и динамичность. Это значит, в процессе общественно полезной деятельности для каждого члена группы всегда открыта возможность изменить свой статус в лучшую сторону, приобрести уважение, авторитет и признание товарищей.

Следует отметить ряд факторов обучения в учебном заведении интернатного типа, а именно в президентском кадетском училище, которые, на наш взгляд, обеспечивают успешность решения задачи формирования лидерских качеств.

Во-первых, это наличие в президентском кадетском училище общепринятой системы норм и правил, основанных на духовно - нравственной традиции российского воинства.

Во-вторых, в учреждении интернатного типа процессы групповой динамики протекают особенно ярко по причине «закрытости» данного типа учреждений, обуславливающей насыщенность, а главное, неизбежность тесных контактов «всех со всеми».

В-третьих, построение жизнедеятельности воспитанников, основано на имитации отношений и быта в военной организации, что позволяет установить эффективный контроль за поведением воспитанников.

В-четвертых, в структуре президентского кадетского училища работает социально-психологическая служба, которая решает задачи психологической диагностики, психопрофилактики, коррекции и развития личности воспитанников, проектирования индивидуальной траектории воспитания и обучения.

В-пятых, возраст воспитанников кадетского училища (11 - 17 лет) считается периодом интенсивного формирования черт характера и становления личности. Именно в этом возрасте появляется потребность и способность к саморазвитию. Это является хорошей основой для формирования лидерских качеств.

Таким образом, работа по развитию лидерских качеств воспитанников в Краснодарском президентском кадетском училище включает следующие основные направления: развитие позитивной самооценки и положительной Я-концепции, умения сказать «Нет», умения повести за собой, взять на себя ответственность в сложных жизненных ситуациях, совершенствование саморегуляции, целеполагания, обучение навыкам принятия ответственных решений. В училище создаются социальные ситуации и событийные мероприятия для формирования у воспитанников внешних и внутренних ценностных ориентиров, уверенности в себе, целеустремленности, навыков социального общения, развития креативности и самосознания.

Список литературы:

1. Евтихов О.В. Тренинг лидерства: Монография. - СПб.: Речь, 2007. - 256 с.

2. Лухменева Е.П. Актуальность формирования лидерских качеств воспитанников кадетского корпуса // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов, 2010. - №4. - С. 111-112.

3. Чернышев А.С. Психолого-педагогические подходы к обучению основам организаторской деятельности социально одаренных детей // Сб. матер. Всерос. форума «Обучение. Воспитание. Развитие». -Сочи, 2015. - С. 113-118.

4. Шалагинова Л.В. Психология лидерства. СПб.: Речь, 2007. - 464 с.

5. Шевченко М.Ф. Как стать успешным? Программа занятий для старшеклассников. - СПб.: Речь, 2007. - 208 с.

КРЕАТИВНОЕ ЗАНЯТИЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДОЛОГИИ НФТМ-ТРИЗ В ДИСЦИПЛИНЕ «МЕХАНИКА МАТЕРИАЛОВ И КОНСТРУКЦИЙ»

Лукьянов Михаил Николаевич

Старший преподаватель кафедры «Сопротивление материалов», Университет машиностроения,

г. Москва

Рабичева Татьяна Сергеевна

студент, Университет машиностроения, г. Москва

АННОТАЦИЯ

В работе представлена разработка формирования инженерного мышления студентов в процессе изучения курса «Механика материалов и конструкций» с применением технологий НФТМ-ТРИЗ, необходимого для проведения расчетов и проектирования конструкций на основе условий прочности, жесткости и устойчивости, а также овладения методикой экспериментальных исследований и проведения испытаний. Приведено описание структурного креативного лекционно-практического занятия по теме «Определение напряжений и перемещений в балке при плоском поперечном изгибе». ABSTRACT

The paper presents the development of the formation of engineering thinking of students in the study of the course "Mechanics of Materials and Structures" by technologies NFTM-TRIZ required for the calculation and design of structures based on the terms of strength, stiffness and stability, as well as mastering the technique of experimental research and testing. The description of the structure of creative lectures and practical classes on "Determination of stresses and displacements in the beam at a plane transverse bending."

Ключевые слова: Креативное занятие, НФТМ-ТРИЗ, творческое мышление

Keywords: Creative activity, NFTM-TRIZ, creative thinking

Процессе профессиональной подготовки студентов подразумевает развитие креативного мышления, под которым понимается способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению [6].

Творческое мышление связывают обычно не только с расширением уже поставленной кем-то задачей, но и со способностью самостоятельно увидеть и сформулировать проблему. Техническое творчество реализуется в результате инженерной деятельности, направленной на разработку новых технических решений на основании известных закономерностей [3]. Эффективным средством развития творческого мышления преодоление проблемных ситуаций, многовариантный поиск решения, но наиболее действенным является теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

В данной работе представлен план креативного лекционно-практического занятия по дисциплине «Механика материалов и конструкций» с использованием блочной системы (НФТМ-ТРИЗ). НФТМ-ТРИЗ -это практико-ориентированная система образования [4]. Креативное лекционно-практическое занятие включает в себя блоки: мотивация, содержательная часть, психологическая разгрузка, универсальный развивающий объект (УРО), перерыв, интеллектуальная разминка («о-креатив») содержательная часть, компьютерная интеллектуальная поддержка, резюме. Последовательность блоков четко определена и представлена в информационной карте (табл. 1). В результате креативного лекционно-практического занятия студент получает знания по практическим приемам проведения расчетов на прочность и жесткость, выбору оптимальных вариантов решения, осваивает методику самостоятельного решения с получением конечного

числового результата. Эффективность проведения креативных лекционно-практических занятий с применением системы НФТМ-ТРИЗ основана на том, что студенты сами предлагают варианты решений задач и самостоятельно определяют пути достижения этих решений.

Данная методика помогает студенту всесторонне анализировать исходные данные и вскрывает потенциальные возможности известного знания как инструмента для решения задачи.

Основные идеи НФТМ-ТРИЗ [5]

1. Предусматривает замену репродуктивной деятельности студентов в учебном процессе на поисковую творческую познавательную деятельность, отказ от готовых знаний и образцов. Переход от школы памяти к школе мышления.

2. Студент из объекта обучения (традиционная система) становится субъектом развития (творческой личностью), а знания - средством реализации некоторой созидательной деятельности.

3. Базируется на новых дидактических принципах как дополнении классических. Они являются основанием инновационной структуры креативных занятий. Они направлены на формирование творческой личности ее физического и нравственного здоровья, креативности, интеллекта, профессионализма.

4. В корне меняет традиционно сложившуюся педагогическую технологию на креативную и дает для этого новые средства для ее организации и реализации в учебном процессе - информационная карта для студента и информационная карта для преподавателя.

5. Вводит в учебные планы для студентов новый междисциплинарный цикл дисциплин по методологии технического творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.