УДК 159.922 (19.00.01)
Ю. В. Овчинникова, А. В. Гычев, Н. К. Грицкевич
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Рассматриваются психолого-педагогические средства развития творческих способностей подростков в условиях учреждения дополнительного образования, в качестве которых выступает программа психологопедагогических воздействий, обеспечивающая создание и соблюдение психологических условий для развития творческих способностей подростков с учетом специфики объединения журналистики учреждения дополнительного образования детей. Описываются критерии оценки эффективности развития творческих способностей подростков с использованием системы творческих заданий.
Ключевые слова: творческие способности, креативность, подростки, программа развития творческих способностей, критерии эффективности развития творческих способностей.
Исторически сложившаяся традиция в учреждениях дополнительного образования такова, что обучение изначально ориентировано не на внешние цели и ценности, а на актуальные потребности, желания и возможности, не на достижения предшествующих и заранее известных результатов, а на активацию и поддержку творческих инициатив учащихся. Для того чтобы способствовать творческой самореализации воспитанников учреждений дополнительного образования, необходимо создать особую среду, подразумевающую творческую атмосферу в коллективе, преобладание активных методов работы и интенсивного взаимодействия участников, отношение сотрудничества педагогов и детей, доверительность и взаимный интерес друг к другу, участие в производстве интеллектуальных и материальных ценностей, в социально значимой деятельности [1, с. 17]. Помимо этого среда, в которой творчество могло бы актуализироваться, должна обладать высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариантностью (богатством возможностей). Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых, многовариантность обеспечивает возможность их нахождения. Огромная роль в этом процессе отводится педагогам, которые должны уметь выявлять индивидуальные особенности ребенка и помогать ему их развивать. Для этого учителям необходимо самим владеть методами исследования личностных особенностей. Совершенствование технологий подготовки преподавателей в рамках послевузовского образования с привлечением современных форм и средств обучения является благородной задачей современной педагогики и смежных наук [2, с. 57].
Л. Б. Ермолаевой-Томиной на основе исследований зарубежных психологов был систематизирован ряд принципов стимулирования развития творческих способностей детей. Один из них говорит о том, что «педагоги должны научиться видеть творческие проявления учеников не только во время
учебных занятий, но и в любой другой деятельности» [3, с. 121]. Для этого учащихся надо включать в разнообразные виды деятельности. Творческие способности лучше всего проявляются именно в той деятельности, к которой у ребенка имеются специальные способности. Поощрение проявления специальных способностей учащихся может способствовать формированию у них индивидуального стиля деятельности, характеризующегося креативностью. В самом общем виде креативность понимается как общая способность к творчеству. Креативность (от лат. сгеа1ю - созидание) - это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления [4, с. 23]. Так, К. Роджерс понимает под креативностью способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения [5, с. 75].
Творческие способности личности могут развиваться с самых ранних этапов формирования человека. Р. Милгрем пыталась понять, можно ли предсказать творческие способности взрослых, ориентируясь на увлечения подростков. В лонгитюд-ном исследовании она показала, что если семья поддерживает интересы ребенка в подростковом возрасте (не обязательно внутри школы), он продолжает это увлечение в дальнейшем [6, с. 235]. В подростковом возрасте ярко проявляются литературно-творческие способности. Об этом свидетельствует склонность каждого третьего подростка к продуктивной работе в том или ином жанре литературного творчества, что часто выражается в написании стихов, очерков, ведении дневников и т. д. Однако с возрастом потребность в литературном творчестве утрачивается, но способности не теряются. По данным Майера, применение различных способов развития креативности увеличивает ее не только в той области, к которой относятся средства, используемые при обучении [7, с. 40]. Так, например, реализация программы дополнительного образования по журналистике свя-
зана с решением задач социально-творческого развития личности, профессиональной ориентации, социализации и личностного становления детей и подростков.
Работа по программе предполагает личностно ориентированный подход, который учитывает индивидуальные особенности учащихся и учит их свободно и творчески мыслить. Занятия журналистикой направлены на развитие и становление личности учащегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, способствуют экспериментальному поиску, развитию способности мыслить нестандартно, реализации потребности в творчестве. Работа в объединении журналистики создает условия для всестороннего развития творческих способностей, интересов и склонностей подростков.
Анализ существующих подходов к развитию креативности позволил сделать вывод об ограниченности отдельных из них, ориентации либо целиком, либо преимущественно на развитие той или иной (чаще всего когнитивной) ее составляющей. Указанный факт обуславливает актуальность нашего исследования.
Цель эксперимента - изучить эффективность программы развития творческих способностей подростков, занимающихся в объединении журналистики учреждения дополнительного образования.
Задачи исследования:
1. Определить уровень развития творческих способностей подростков.
2. Разработать и реализовать программу по развитию творческих способностей подростков.
3. Разработать критерии эффективности программы по развитию творческих способностей подростков.
Гипотеза: развитие творческих способностей подростков будет более эффективным при условии реализации специальной программы психолого-педа-гогического воздействия.
Объект - процесс развития творческих способностей подростков.
Предмет - психолого-педагогические средства развития творческих способностей подростков.
Участниками исследования стали подростки, посещающие объединение журналистики в МБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества» г. Киселевска Кемеровской области. В качестве контрольной группы выступили учащиеся МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Киселевска, которые не являются учащимися учреждений дополнительного образования. В исследовании участвовали подростки в возрасте от 13 до 15 лет, 20 мальчиков и 30 девочек, всего 50 человек. Численность экспериментальной группы составила 25 человек, из них 10 мальчиков и
15 девочек. В контрольную группу вошли 10 мальчиков и 15 девочек, всего 25 человек.
Для исследования были применены: методика самооценки творческих способностей (Е. Е. Туник), опросник креативности Д. Джонсона.
С целью выявления особенностей проявления творческих способностей личности была использована методика самооценки творческих способностей Е. Е. Туник [8, с. 334]. При оценке данных опросника используются четыре параметра, тесно коррелирующие с творческими проявлениями личности: любознательность, воображение, сложность и склонность к риску.
Полученные результаты были проанализированы на основе нормативных данных по креативности для российских испытуемых и представлены в табл. 1.
Таблица 1
Средние значения показателей личностной креативности испытуемых по результатам первичной диагностики (в баллах)
Группа Показатели личностной креативности
Риск Любозна- тельность Слож- ность Вообра- жение
Экспе- римен- тальная группа 15,80 ± 2,96 12,88 ± 2,98 12,64 ± 2,40 11,24 ± 2,05
Конт- рольная группа 15,32 ± 2,36 13,48 ± 2,84 12,60 ± 2,22 11,08 ± 1,91
С целью исследования характеристик творческих проявлений (креативности) был использован опросник креативности Д. Джонсона, состоящий из характеристик творческого мышления и поведения, каждая из которых оценивалась на основе наблюдений эксперта в конкретной ситуации (на занятиях в объединении, классе). Полученные данные представлены в табл. 2.
Таблица 2
Результаты первичной диагностики проявлений креативности (по Д. Джонсону)
Уровень креативности Экспери ная г менталь- руппа Контрольная группа Всего
абс. % абс. % абс. %
Очень низкий 2 8 2 8 4 8
Низкий 14 56 15 60 29 58
Средний 7 28 5 20 12 24
Высокий 0 0 1 4 1 2
Очень высокий 2 8 2 8 4 8
По результатам первичной диагностики значимых различий между параметрами личностной
креативности и творческими проявлениями личности испытуемых контрольной и экспериментальной групп обнаружено не было. В целом испытуемых обеих групп можно охарактеризовать как имеющих низкий средний балл по параметрам личностной креативности (любознательность, воображение, риск, сложность). Для результатов по методике Д. Джонсона средние результаты в обеих группах характеризуются низким и средним уровнем творческих проявлений личности для большинства испытуемых. Следует отметить, что низкие результаты тестирования не свидетельствуют об отсутствии креативности у некоторых испытуемых, так как творческие проявления спонтанны и неподвластны произвольной регуляции, что учитывает использованная диагностическая методика, предназначенная для фактического определения креативных личностей в конкретной выборке на момент тестирования.
Таким образом, можно говорить об однородности групп по развитию параметров и проявлений личностной креативности. Использованные методики позволили получить общие данные о личностной креативности и творческих проявлениях личности, что позволяет дать общую характеристику уровня развития творческих способностей испытуемых.
В соответствии с целями и задачами исследования была разработана специальная программа психолого-педагогических воздействий, которая обеспечила создание и соблюдение психологических условий для развития творческих способностей подростков с учетом специфики объединения журналистики учреждения дополнительного образования детей. Реализация программы «Слово молодых» осуществлялась в творческом объединении «Журналист» МБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества» г. Киселевска Кемеровской области в период с сентября 2008 г. по февраль 2011 г.
Цель программы - создать благоприятные условия для развития творческих способностей подростков, а также их творческой деятельности в объединении журналистики. Программа предусматривает проведение занятий в группах первого и второго года обучения - три раза в неделю по два часа, в группах третьего года обучения - два раза в неделю по три часа. Общее количество часов
в учебном году - 216. Основу обучения составляет практическая деятельность учащихся по программе. Каждое занятие включало в себя несколько видов практических заданий:
- задания и упражнения, направленные на создание психологически комфортного климата на занятии (элементы игровых технологий (В. В. Пе-трусинский)) [9, с. 103-107];
- задания, содержащие приемы развития творческого воображения (В. И. Андреев, Ю. Б. Гатанов) [10] и элементы тренинга креативности (А. Г Грецов) [11];
- психологические коммуникативные тренинги, позволяющие овладеть приемами эффективной коммуникации (элементы коммуникативных тренингов (А. Г Лидерс, К. Фопель)) [12, 13];
- творческие задания и виды деятельности журналистской направленности: создание учебных газет, собственных материалов в изученных жанрах журналистики, написание собственных литературных произведений, подготовка материалов для участия в литературно-творческих и журналистских конкурсах различного уровня и др.
При организации занятий в объединении журналистики соблюдались следующие требования к проведению творческих занятий [14, с. 403]:
- обеспечение реалистического столкновения с проблемой, погружение в нее до ее формулирования, столкновение противоположных понятий, образов, идей на протяжении всего занятия;
- взаимодействие интеллектуальной, волевой, эмоциональной сфер в процессе творчества у всех участников процесса;
- использование приемов, позволяющих соединить процесс мышления с практическими действиями, задействовать психофизический аппарат учащегося, стимулировать неосознаваемые компоненты творческого процесса;
- подключение рефлексивных механизмов в конце каждого этапа занятия;
- доведение любой идеи до оформления, завершение любого начатого дела.
В результате анализа данных повторной диагностики по методике самооценки творческих способностей Е. Е. Туник были отмечены изменения значения средних баллов по исследуемым параметрам креативности, что отражено в табл. 3.
Таблица 3
Сравнительная характеристика средних значений показателей личностной креативности испытуемых
(в баллах)
Группа Показатели личностной креативности
Риск Любознательность Сложность Воображение
до после до после до после до после
ЭГ 15,80 ± 2,96 16,68 ± 2,14 12,88 ± 2,98 15,60 ± 1,78 12,64 ± 2,40 15,72 ± 1,79 11,24 ± 2,05 14,68 ± 1,68
КГ 15,32 ± 2,36 16,20 ± 2,17 13,48 ± 2,84 14,72 ± 2,45 12,60 ± 2,22 14,34 ± 2,43 11,08 ± 1,91 13,00 ± 2,49
В экспериментальной группе достоверные различия обнаружены по показателям «любознательность», «сложность», «воображение» при р < 0,05. По показателю «риск» изменения не значимы. Данный факт объясняется преимущественной ориентацией разработанной программы на развитие параметров «любознательность», «сложность», «воображение». В контрольной группе изменение аналогичных параметров оказалось значимым только для показателя «риск» (прир < 0,05), что, возможно, объясняется особенностями подросткового возраста и спонтанным развитием данного параметра творческих способностей под влиянием посторонних факторов. При сравнении данных диагности-
Примечание. * р < 0,001; ** р < 0,05.
Анализ результатов диагностики в экспериментальной группе по методике Д. Джонсона позволил выявить значимые различия по следующим уровням. Увеличилось число подростков со средним и высоким уровнем креативности (при р <
< 0,05), а число испытуемых с низким уровнем креативности уменьшилось (прир < 0,001). Значимые различия в экспериментальной группе произошли за счет увеличения числа испытуемых со средним и высоким уровнем, чего в контрольной группе мы не наблюдаем. Данные значимые различия можно объяснить именно результатом воздействия программы.
Указанные изменения проявлений креативности у испытуемых экспериментальной группы косвенно свидетельствуют об эффективности программы развития творческих способностей подростков. Значимые различия результатов повторной диагностики в экспериментальной и контрольной группах обнаружены только по среднему (при р < 0,05) и низкому (р < 0,001) уровню проявлений креативности, который у подростков экспериментальной группы существенно выше. Мы не наблюдаем значимых различий по очень высокому уровню проявлений креативности в экспериментальной группе, что может быть объяснено следующим образом.
Предложенная программа главным образом направлена на актуализацию имеющегося творческого потенциала подростков, о чем свидетельствует уменьшение числа испытуемых с низким
ки экспериментальной и контрольной групп выявлены значимые различия по показателям «любознательность», «сложность», «воображение» при р < 0,05. Следует отметить, что использованные задания и виды деятельности по программе ориентированы на развитие всех показателей креативности, но так как между экспериментальной и контрольной группой значимых изменений по показателю «риск» не выявлено, то можно предположить, что этот показатель менее чувствителен именно к данной программе.
Сравнительная характеристика проявлений креативности, представленная в табл. 4, позволила сделать следующие выводы.
уровнем креативности и увеличение числа испытуемых со средним и высоким уровнем. Данный факт объясняется тем, что очень высокий уровень развития творческих проявлений, возможно, обусловлен биологическими факторами, поэтому он в меньшей степени чувствителен к психолого-педа-гогическим воздействиям. Наличие очень высокого уровня проявления креативности предполагает модификацию разработанной программы, а также использования психологических средств, имеющих большую индивидуальную направленность.
Дополнительным критерием эффективности программы являются разработанные нами творческие задания для участников экспериментальной группы, позволяющие определить уровень развития литературных способностей подростков и учитывающие специфику деятельности объединения журналистики. Результаты выполнения задания оценивались по трем уровням: 1) оптимальный; 2) хороший; 3) допустимый. Содержание каждого из уровней было разработано с учетом специфики творческого объединения журналистики. Данные уровни выполнения задания в общем виде можно представить следующим образом:
- оптимальный уровень: работа характеризуется высоким качеством и наличием творческого подхода к выполнению. Работа образна, оригинальна, художественно оформлена. Выдержаны требования, предъявляемые к выбранному жанру; соблюдена тематическая направленность;
Таблица 4
Сравнительная характеристика проявлений креативности (по Д. Джонсону)
Уровень креативности До После
Экспер. группа Контр. группа Всего Экспер. группа Контр. группа Всего
абс. % абс. % абс. % абс. % абс. % абс. %
Очень низкий 2 8 2 8 4 8 0 0 2 8 2 4
Низкий 14* 56 15 60 29 58 0* 0 12* 48 12 24
Средний 7** 28 5 20 12 24 16** 64 8** 32 24 48
Высокий 0** 0 1 4 1 2 5** 20 1 4 6 12
Очень высокий 2 8 2 8 4 8 4 16 2 8 6 12
- хороший уровень: работа характеризуется хорошим качеством исполнения; выдержана тематическая направленность; работа аккуратна, образна. Незначительные ошибки, касающиеся выполнения требований к выбранному жанру исполнения, не нарушающие стилистического единства;
- допустимый уровень: работа характеризуется низким качеством исполнения, не выдержана тематическая направленность, отсутствует творческий подход к выполнению работы. Работа не соответствует требованиям, предъявляемым к выбранному жанру исполнения.
Подобные задания предлагались учащимся в конце второго и третьего годов обучения в учреждении дополнительного образования с целью изучения динамики развития литературно-творческих способностей в процессе реализации программы. Полученные по итогам диагностики результаты представлены в табл. 5.
Таблица 5
Сравнительная характеристика результатов выполнения творческого задания
Уровень выполнения задания 1-й год обучения (вводный срез) 2-й год обучения (промежуточный срез) 3-й год обучения (итоговый срез)
абс. % абс. % абс. %
Оптимальный 3 12 5 20 9 36
Хороший 13 52 14 56 16 64
Допустимый 9* 36 6** 24 0*/** 0
Примечание. * р < 0,01; ** р < 0,05.
Анализ результатов выполнения творческого задания позволили выявить значимые изменения по допустимому уровню выполнения между первым и третьим годом обучения (при р < 0,01) и между вторым и третьим годом обучения (при р <
< 0,05). Отмечается уменьшение числа испытуемых с допустимым уровнем выполнения задания по сравнению со вторым годом обучения и отсутствие на третьем году обучения испытуемых с данным уровнем выполнения задания. Данные изменения можно объяснить именно воздействием программы, учитывающей специфику журналистской деятельности, а также предлагающей подросткам участие в специфических видах деятельности, способствующих развитию литературно-творческих способностей.
В качестве дополнительного объективного критерия эффективности программы по развитию творческих способностей подростков приведем данные об участии подростков объединения в творче-
ских конкурсах и фестивалях различных уровней (табл. 6).
Таблица 6
Сравнительная характеристика творческих достижений учащихся
Уровень конкур- са Количество наград
2008/09 уч. год 2009/10 уч. год 2010/11 уч. год Всего
абс. % абс. % абс. % абс. %
Город- ской 2 50 1 5,88 0 0 3 6,38
Област- ной 1* 25 5 29,41 7* 26,92 13 27,66
Регио- нальный 0* 0 0* 0 5* 19,23 5 10,64
Всерос- сийский 1** 25 11** 64,71 10** 38,47 22 46,81
Между- народ- ный 0* 0 0* 0 4* 15,38 4 8,51
Всего 4*** 100 17*** 100 26*** 100 47 100
Примечание. * р < 0,05; ** р < 0,01; *** р < 0,001.
Анализ творческих достижений подростков по годам обучения позволяет говорить о следующих значимых изменениях. Увеличилось общее количество наград по годам обучения (р < 0,001). Отмечено увеличение количества наград в конкурсах областного (р < 0,05), регионального (р < 0,05), всероссийского (р < 0,01) и международного уровней (р < 0,05).
Изменения объясняются особенностью реализованной программы, предполагающей вовлечение подростков в конкурсную деятельность, и наличием индивидуального подхода к учащимся, основной целью которого является раскрытие творческого потенциала и снятие психологического напряжения и дискомфорта, препятствующего ощущению уверенности в себе.
Резюмируя полученные результаты, можно говорить о том, что разработанная программа эффективна, а значит, создает условия для актуализации творческого потенциала личности подростка, занимающегося в объединении журналистики, и развития его творческих способностей. Для оценки уровня развития творческих способностей целесообразно использовать не только стандартизированные диагностические материалы, но и специально разработанные задания, учитывающие специфику определенной сферы творческой деятельности и позволяющие проанализировать динамику уровня развития специальных творческих способностей.
Список литературы
1. Колков А. И. Рекомендации по определению и развитию способностей, склонностей и общего творческого потенциала человека. Кемерово: Департамент образования и науки Администрации Кемеровской области, 1995. 68 с.
2. Грицкевич Н. К. Структурированные формы электронных средств обучения в системе вузовского и послевузовского образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 7 (85). С. 118-121.
3. Ермолаева-Томина Л. Б. Исследование факторов, детерминирующих индивидуальные различия в проявлении творческой активности // Психология творчества / под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1990. С. 117-130.
4. Творчество: теория, диагностика, технология: словарь-справочник для специалистов в области образования, инноваций и гуманитарных технологий в социальной сфере / под ред. Т. А. Барышевой. СПб.: ООО «Книжный дом», 2008. 293 с.
5. Роджерс К. К теории творчества: взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. С. 74-79.
6. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2011. 448 с.
7. Николаева Е. И. Психология детского творчества. СПб.: Питер, 2010. 240 с.
8. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Психотерапия, 2009. 544 с.
9. Петрусинский В. В., Розанова Е. Г. Искусство общения в играх. М.: Владос, 2007. 160 с.
10. Гатанов Ю. Б. Развитие личности, способной к творческой самореализации // Психологическая наука и образование. 1998. № 1. С. 5-9.
11. Грецов А. Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. СПб.: Питер, 2008. 208 с.
12. Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками. М.: Академия, 2001. 256 с.
13. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? М.: Генезис, 2006. 541 с.
14. Пономарев Я. А. Психология творчества. М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. 703 с.
Овчинникова Ю. В., аспирант.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
E-mail: [email protected]
Гычев А. В., доктор медицинских наук, доцент.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
E-mail: [email protected]
Грицкевич Н. К., кандидат педагогических наук, зав. кафедрой.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 19.04.2012.
Y. V. Ovchinnikova, A. V. Gychev, N. K. Grickevich
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL MEANS FOR DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF ADOLESCENTS AT INSTITUTIONS OF EXTENDED EDUCATION FOR CHILDREN
The article deals with the problem of psychological and pedagogical means for development of creative abilities of adolescents at institutions of extended education for children. One used the special programme of psychological and educational effects which provide the establishment and observation of psychological conditions for the development of creative abilities of adolescents taking into account specificity ofjournalistic circle at institutions of extended education for children. The paper describes the criteria for evaluating the effectiveness of the development creative abilities of adolescents using the system of creative assignments.
Key words: creative abilities, creativity, adolescents, programme for the development of creative abilities, efficiency criteria of the development of creative abilities.
Ovchinnikova Y. V.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, 634061.
E-mail: [email protected]
Gychev A. V.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, 634061.
E-mail: [email protected]
Grickevich N. K.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, 634061.
E-mail: [email protected]