Научная статья на тему 'Социальные условия развития творческих способностей детей'

Социальные условия развития творческих способностей детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2938
358
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / КРЕАТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ / SCIENTIFIC AND METHODIC APPROACHES / DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES / SOCIAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH / CREATIVE TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Ольга Анатольевна, Зайцев Дмитрий Викторович

В статье рассмотрены отечественные и зарубежные научно-методические подходы к развитию творческих способностей детей. Представлены результаты авторского социально-педагогического исследования влияния на уровень творческого потенциала школьников системы креативных заданий, определены приоритетные социальные условия развития творческих способностей детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьева Ольга Анатольевна, Зайцев Дмитрий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL CONDITIONS OF DEVELOPING CHILDREN'S CREATIVE ABILITIES

The article studies home and foreign scientific and methodic approaches to the development of children's creative abilities. It represents the results of the author's social and pedagogical research of the influence of creative tasks' system on the level of schoolchildren's creative potential, defines priority social conditions of the development of children's creative abilities

Текст научной работы на тему «Социальные условия развития творческих способностей детей»

О.А. Григорьева, Д.В. Зайцев

СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ O.A. Grigorieva, D. V. Zaitsev SOCIAL CONDITIONS OF DEVELOPING CHILDREN’S CREATIVE ABILITIES

Исследование проведено в рамках проекта «Развитие детской одаренности и творчества детей на основе комплекса флористических арттехнологий», грант Федерального агентства по образованию по аналитической ведомственной целевой программе «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)».

The research has been made within the limits of the project “Development of children’s natural gifts and creativity on the basis of floristic art-technologies’ complex”, a grant of the Federal Agency on Education on analytical departmental aim program “Development of scientific

potential of high school (2009-2010)”.

Ключевые слова: научно-методические подходы, развитие творческих

способностей, социально-педагогическое исследование, креативные задания.

Key words: scientific and methodic approaches, development of creative abilities, social and pedagogical research, creative tasks.

Аннотация

В статье рассмотрены отечественные и зарубежные научно-методические подходы к развитию творческих способностей детей. Представлены результаты авторского социально-педагогического исследования влияния на уровень творческого потенциала школьников системы креативных заданий, определены приоритетные социальные условия развития творческих способностей детей.

Abstract: The article studies home and foreign scientific and methodic approaches to the development of children’s creative abilities. It represents the results of the author’s social and pedagogical research of the influence of creative tasks’ system on the level of schoolchildren’s creative potential, defines priority social conditions of the development of children’s creative abilities.

^временное общество все больше нуждается в людях активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи, обладающих высокими творческими и интеллектуальными способностями, с активной жизненной позицией и высоким уровнем культуры. Интеллектуальные и творческие ресурсы человека становятся ведущими факторами экономического и социального развития государства. Поэтому создание условий, обеспечивающих выявление и развитие способных и одаренных детей, реализацию их природных возможностей, становится одной из приоритетных социальных задач.

Проблема развития творческих способностей личности привлекает внимание ученых разных областей, поскольку связана с вопросами проектирования гибких моделей образовательного пространства, разработки вариативных форм и методов обучения и воспитания. Так в отечественной психологии сформировалось положение о том, что способности представляют собой психические качества, которые необходимы для той или иной человеческой деятельности, и которые в этой деятельности формируются. Творческие

способности основаны на развитии воображения и характеризуют возможность реализации нестандартного решения познавательных задач. Проблеме способностей посвящены работы Л. Выготского, Л. Венгер, Н. Лейтес, С. Рубинштейн, А. Волкова, Б. Теплова, Л. Прохорова и др. В трудах современных исследователей (Ю. Бабаева, Д. Богоявленская, А. Савенков) творческие способности определяются как креативность («творческость»), рассматриваются как умение творчески мыслить; гибкость, точность, быстрота, оригинальность мышления; нестандартность, неординарность в решении проблем; возможность прогнозирования; способность к созданию нового, идеального; желание проводить исследовательскую деятельность; положительная познавательная мотивация, активность, интерес, увлеченность творческим делом. Указанные компоненты наиболее полно отражают особенности творческой личности.

Развитие творческих способностей, природной одаренности должно в идеале осуществляться с момента рождения ребенка. Одним из наиболее сензитивных возрастов для этого считается период от полутора до пяти лет. Это находит подтверждение и в физиологии. С психологической точки зрения дошкольное и школьное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что у детей наблюдается огромное желание познавать окружающий мир. Родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. В свою очередь, накопление опыта и знаний -это необходимая предпосылка для будущей эффективной творческой деятельности.

Исследователями (А.И. Савенков) признается малая вероятность наследуемости индивидуальных различий в креативности, тогда как считается общепризнанным то, что творческий потенциал личности формируется во всех контактах ребенка со средой. Каждый ребенок рождается с врожденными творческими способностями, но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых (напр., среда, семья, педагоги) позволили развить эти способности вовремя. Так, показательны результаты кросскультурных исследований (Е.П. Торренс) (1. Р. 32), подтверждающие, что: 1) характер культуры влияет на тип креативности и процесс ее развития; 2) развитие креативности не определяется генетически, а зависит от культуры, в которой воспитывался ребенок; 3) не существует прерывности в развитии креативности. Спад в развитии креативности может быть объяснен за счет того, насколько выражены новые требования и стрессовые ситуации, с которыми сталкивается ребенок;

4) спад в развитии креативности можно снять в любом возрасте путем специального обучения.

На основе анализа условий воспитания и наследственности Ю. Гиппенрейтер делает вывод, что факторы среды обладают весом, соизмеримым с фактором наследственности, и могут иногда полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать действия последнего (2. С. 43). В. Дружинин считает, что креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда, а для формирования креативности необходимы следующие условия: 1) отсутствие образца

регламентированного поведения; 2) наличие позитивного образца творческого поведения; 3) создание условий для подражания творческому поведению; 4) социальное подкрепление творческого поведения (3. С. 174).

В исследованиях П. Гальперина, В. Давыдова, Л. Занкова, Н. Менчинской, Я. Пономарева, Д. Эльконина показано, что различные характеристики мышления младших школьников непосредственно зависят от организации учебного процесса, от содержания обучения. Анализ положений о детском творчестве отечественных ученых (Г. Лабунской, П. Пидкасистого,

И. Лернера) позволяет сформулировать следующее определение детского творчества -создание ребенком субъективно нового (значимого для ребенка, прежде всего) продукта (рисунка, лепки, рассказа, танца, песенки, игры, придуманных ребенком), придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих

создаваемый образ (напр., в рисунке, рассказе), придумывание своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п., применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы - на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голосов), проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений. Исследования Н. Поддьякова, И. Лернера, В. Давыдова показали, что творческая деятельность отличительной чертой имеет возможность действовать (создавать) что-либо новое, а для этого также нужны специальные умения и навыки.

Исследование специфики формирования творческих способностей требует выявления условий, в которых осуществляется данный процесс, то есть развивающей среды. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и культурнофункциональных изменений, ориентированных на поиск условий, механизмов и средств создания такой развивающей среды, которая способствовала бы формированию творческих способностей детей, раскрытию их одаренности. Однако в решении данной проблемы существует ряд противоречий, среди которых можно назвать следующие: между стремлением коллектива обеспечить «среду успеха» каждому воспитаннику для выявления и развития их творческого потенциала и недостаточным материально-техническим, информационно-техническим, и дидактическим обеспечением; между потребностями детей в сопровождении их исследовательской и творческой деятельности и недостатком у педагогов знаний об особенностях проявления одаренности, и методах ее выявления и развития; между специфичностью и проблемностью развития творческих способностей детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей. Вместе с тем, ряд важных разработок не доведены до логического конца, до уровня прикладных, т.е. они не могут являться непосредственным руководством для педагогов-практиков. Образовательные учреждения лишь эпизодически занимаются развитием творческих способностей, одарённости детей. Так же актуальным остается вопрос подготовки педагогических кадров, повышения квалификации педагогов.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются: ранее физическое и интеллектуальное развитие детей; создание комплексной развивающей окружающей среды, определяющей онтогенез ребенка; самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей; предоставление ребенку свободы в выборе видов деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом; комфортная психоэмоциональная обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Однако создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима направленная работа по развитию творческого потенциала у детей. Для развития у детей творческих способностей можно предложить следующие меры, направленные на их эффективное развитие: преемственное развитие креативных способностей и детской одаренности в рамках обучения в учреждениях дошкольного (ДОУ), начального школьного (НОШ) и дополнительного образования (УДО); вовлечение детей в деятельность по интересам; организация олимпиад, соревнований, конкурсов; междисциплинарный подход, интеграция программ в процессе обучения; самостоятельное углубленное изучение выбранной проблемы; развитие умений самостоятельно работать; развитие абстрактного мышления и высших умственных процессов; обучение творческим методам работы; пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признание своих способностей; поощрение высоких, нестандартных и содержащих новые идеи результатов; введение в программу школьного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческих способностей; управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой,

игровой с целью развития в ней воображения детей; использование специальных игр, развивающих их творческие способности.

К сожалению, современные образовательные учреждения ещё сохраняют традиционный подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий может привести к снижению интереса к обучению и постепенной потере способности к творчеству. Доказательством этого могут служить результаты исследования, проведенного нами в одной из общеобразовательных школ города Саратова в 2008 году (объем выборочной совокупности - 46 учащихся). В основу проводимого эксперимента была положена гипотеза о том, что развитию творческих способностей может способствовать учет в процессе воспитания и обучения психофизиологических особенностей младших школьников.

Был определен экспериментальный (2Б) и контрольный (2А) классы. Оба класса обучаются по традиционной программе. С целью изучения уровня творческих способностей младшим школьникам предложена методика Е.П. Торренса «Незаконченные фигуры». Работы детей оценивались от 1 до 3 баллов, максимальное количество баллов, которое ребенок мог получить по этой методике - 3 балла, а минимальное - 1 балл. На констатирующем этапе было выявлено, что в экспериментальном классе на низкий уровень развития творческих способностей диагностируется у 79% девочек и 50% мальчиков. У половины мальчиков отмечается средний уровень, а у девочек он не выявлен. В тоже время у мальчиков не эафиксирован высокий уровень творческих способностей, а у 21% девочек он проявляется. В контрольном классе низкий уровень отмечен у половины школьников, независимо от гендерной принадлежности; средний уровень, соответственно у 31% девочек и 38% мальчиков, а высокий - у 19% и 12%, соответственно. На уроках обучающимся предлагались творческие задания, использовались игры и задания на развитие творческого воображения и представлений. Предлагалась творческая работа на дом: напр., образно описать (или нарисовать) случай, произошедший во время каникул. Таким образом, в течение учебного года в экспериментальном классе использовалась система работы по развитию творческих способностей.

На контрольном этапе эксперимента показатели уровня творческих способностей изменились прежде всего в экспериментальном классе. Так, низкий уровень развития креативных способностей наблюдался у половины девочек (снижение на 29%), и у половины мальчиков. Средний уровень определялся у трети девочек и у 38% мальчиков. Число девочек с высоким уровнем практически не изменилось. Таким образом, наблюдается изменение уровня развития творческих способностей у обучающихся: уменьшилось число детей с низким уровнем, повысилось - со средним, и появился высокий уровень у мальчиков. В контрольном классе не обнаружено изменений в уровнях развития творческих способностей у мальчиков и девочек по сравнению с первоначальным исследованием. Интерес представляют результаты исследования уровня творческих

способностей обучающихся в первом классе. Анализ полученных результатов уровня творческих способностей по методу М. Дукаревича выявил, что высокий уровень характерен для 62% мальчиков и 23% девочек. Следовательно, процесс обучения в школе способствует снижению способности к творчеству. Таким образом, значимым

направлением реализации развития творческих способностей является ориентация источника информации в обучении на конкретного обучающегося и замена

репродуктивного стиля обучения творческим, проблемно-поисковым. Развитию

креативности школьников способствует использование в обучении творческих заданий, при выполнении которых учащийся должен сам найти способы решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно новое. При этом современное обучение по-прежнему сводится к запоминанию и воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий. Многие сборники упражнений отличаются однообразием и монотонностью. В них доминируют тренирующие задания, которые не стимулируют к самостоятельной мыслительной деятельности. Необходимо, чтобы педагог

разнообразил их, добавляя творческие задания, при использовании которых на первый план выдвигается самостоятельность учебной деятельности, её исследовательская направленность. Существует также множество вариантов творческой работы детей: сочинения, стихи, картины, рисунки. Эти задания непосредственно способствуют решению задачи творческого развития личности, так как в тот момент, когда ребенок рисует, сочиняет стихи или пишет рецензию на просмотренный фильм, он создает новые идеи или предметы.

Подводя итог рассмотрения проблемы развития творческих способностей у детей, необходимо констатировать, что её сложность обусловлена наличием большого числа разноплановых факторов, определяющих как природу, так и их проявление. В основном эти факторы можно объединить в три наиболее общие группы: 1) природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности; 2) зависимость развития креативности (творческих проявлений) от характера и структуры деятельности; 3) все формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих способностей.

Формирование творческих способностей ребенка обусловлено множеством социальных условий - условия его жизни и воспитания в семье, участие в специальных развивающих занятиях в дошкольных и школьных учреждениях. Музыка, пение, рисование, лепка, игра, декоративно-прикладная, художественная деятельность - все это является благоприятными условиями для развития творческих способностей. На наш взгляд, наиболее продуктивен путь, согласно которому развитие творческих способностей на ранних возрастных этапах (старший дошкольный и младший школьный возраст), должно рассматриваться преимущественно как развитие универсальной способности к творчеству. С возрастом эта универсальная, "общая способность" должна все более приобретать специфические черты и определенную предметную направленность. Главной задачей в этот период выступает развитие общих способностей к поиску адекватного способа реализации личности в определенных видах деятельности.

Библиографический список

1. Torrance E.P. Guiding Creative TalentEnglewoodcliffs. - N.-Y.: Prentice-Hall, 1962.

2. Гиппенрейтер Ю. Общаться с ребенком: КАК? - М.: МГУ, 2000.

3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.