менение усвоенной теории на практике инновационными новшествами, приносящий свой индивидуальный творческий вклад в развитие педагогической науки и практики, постоянно стимулирующий в среде педагогической общественности интерес к результатам своего труда; уметь находить оптимальное решение для ряда педагогических задач.
Средний уровень предполагает: определенное владение эффективными нравственно-этическими технологиями, новыми методами, приемами и средствами воспитания школьников; владеет в определенной степени методами самоуправления, самоорганизации, владение самоменеджментом; знание методологических основ и основных категорий педагогической науки и практики, знание закономерностей развития личности, закономерностей психологического и возрастного развития учащихся; не всегда есть желание и результат учить всех без исключения детей; отсутствие применения усвоенных в теории и реализация на практике инновационных новшеств, приносящий свой индивидуальный творческий вклад в развитие педагогической науки и практики, постоянно стимулирующий в среде педагогической общественности интерес к результатам своего труда; попытка диагностировать педагогическое явление и уметь находить оптимальное решение для ряда педагогических задач.
Низкий уровень предполагает: недостаточное владение эффективными нравственно-этическими технологиями, новыми методами, приемами и средствами воспитания школьников; не владеет в определенной степени методами самоуправления, самоорганизации, не знает методов овладения самоменеджментом; слабое знание методологических основ и основных категорий педагогической науки и практики, знание закономерностей развития личности, закономерностей психологического и возрастного развития учащихся; не всегда есть желание и результат учить всех без исключения детей; отсутствие применения усвоенных в теории и реализация на практике инновационных новшеств, приносящий свой индивидуальный творческий вклад в развитие педагогической науки и практики, постоянно стимулирующий в среде педагогической общественности интерес к результатам своего труда; попытка диагностировать педагогическое явление, и уметь находить оптимальное решение для ряда педагогических задач.
Логико-креативный компонент
Высокий уровень предполагает: способность к логическому мышлению; владение будущим учителем математики способности к полноценной аргументации, логической строгостью и стройностью умозаключений; владение логическими умениями; владение педагогическим мышлением, умение мыслить и действовать неординарно, нетрадиционно, достаточно самостоятельно осуществлять анализ педагогических явлений и ситуаций, уметь расчленять на составные элементы процесс, затем синтезировать его, осмысливая каждую часть в связи
Библиографический список
с целым, учиться находить в теории обучения и воспитания те идеи, выводы, принципы, которые являются адекватными общей логике целостности педагогического процесса; умение анализировать и проектировать любую педагогическую ситуацию.
Средний уровень предполагает следующие качества: не всегда демонстрирует способность к логическому мышлению; владение будущим учителем математики способности к полноценной аргументации, логической строгостью и стройностью умозаключений; слабо демонстрирует способность к логическими умениями; слабое владение педагогическим мышлением, слабое умение мыслить и действовать неординарно, нетрадиционно, достаточно самостоятельно осуществлять анализ педагогических явлений и ситуаций, неумение расчленять на составные элементы процесс, затем синтезировать его, осмысливая каждую часть в связи с целым, учиться находить в теории обучения и воспитания те идеи, выводы, принципы, которые являются адекватными общей логике целостности педагогического процесса; слабое умение анализировать и проектировать любую педагогическую ситуацию.
Таким образом, владение студентом основами педагогического мастерства предполагает наличие гуманистического видения педагогического процесса, отношение к ученику, как к главной ценности, учет и признание индивидуальности, прилагает усилия для того, чтобы интеллект, способности и талант детей получили возможность максимального развития, владение коммуникативными техниками и техникой педагогического общения; умение сочетать в профессиональной деятельности традиционные, прогрессивные народные традиции и обычаи и, одновременно, использовать в практике инновационные технологии обучения и воспитания; грамотно сочетать их с прагматическим пониманием целей и задач обучения и воспитания детей; проведение обучения в интерактивном режиме; повышение интереса учеников к изучаемой дисциплине; приближение учебного процесса к практике повседневной жизни; с другой - широкое использование методов чеченской народной педагогики, учет этических норм семейного, трудового, физического, духовно-нравственного воспитания чеченцев; владение эффективными педагогическими технологиями, новыми методами, приемами и средствами учебной деятельности, которые обеспечивают высокий результат усвоения учащимися учебного материала, умение в самоуправлении, самоорганизации, владение самоменеджментом; способность к логическому мышлению; владение будущим учителем математики способности к полноценной аргументации, логической строгостью и стройностью умозаключений; владение логическими умениями (проводить анализ фактов, событий, текстов, устанавливать причинно-следственные связи между фактами, событиями, поступками и причинами, их вызвавшими, обобщать, систематизировать и классифицировать объекты).
1. Эдиева Ж.Х. Структура сформированное™ основ педагогического мастерства у будущего учителя математики. Мир науки культуры и образования. 2016; 6 (61): 44 - 45.
2. Сорокопуд Ю.В. Формирование и развитие основ психолого-педагогической компетентности будущих специалистов системы дополнительного общего образования школьников. Диссертация ...кандидата педагогических наук. Ставрополь, 2000.
3. Агибова И.М., Сорокопуд Ю.В., Филимонюк Л.А. Инновационные процессы в образовании.- Ставрополь, 2014.
4. Серганова З.З. Атрибутивные характеристики профессионального мастерства учителей современной общеобразовательной организации. Мир науки культуры и образования. 2018; 6 (73):104 - 107.
5. Игропуло И.Ф., Сёмина И.С., Сорокопуд Ю.В., Шаповалов В.К. Проектирование магистерской программы по направлению «педагогическое образование» в контексте методологии tuning (опыт Северо-Кавказского федерального университета). Мир науки, культуры, образования. 2014; 1 (44): 26 - 28.
References
1. 'Edieva Zh.H. Struktura sformirovannosti osnov pedagogicheskogo masterstva u buduschego uchitelya matematiki. Mirnaukikul'turyiobrazovaniya. 2016; 6 (61): 44 - 45.
2. Sorokopud Yu.V. Formirovanie i razvitie osnov psihologo-pedagogicheskoj kompetentnosti buduschih specialistov sistemy dopolnitel'nogo obschego obrazovaniya shkol'nikov. Dissertaciya ...kandidata pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2000.
3. Agibova I.M., Sorokopud Yu.V., Filimonyuk L.A. Innovacionnyeprocessy vobrazovanii.- Stavropol', 2014.
4. Serganova Z.Z. Atributivnye harakteristiki professional'nogo masterstva uchitelej sovremennoj obscheobrazovatel'noj organizacii. Mir nauki kul'tury i obrazovaniya. 2018; 6 (73):104 - 107.
5. Igropulo I.F., Semina I.S., Sorokopud Yu.V., Shapovalov V.K. Proektirovanie magisterskoj programmy po napravleniyu "pedagogicheskoe obrazovanie" v kontekste metodologii tuning (opyt Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta). Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 1 (44): 26 - 28.
Статья поступила в редакцию 20.02.19
УДК 37 +159
Yudina S.D., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Psychology, Siberian Institute of Management, Russian Academy of Sciences Hi-Graduate Surgery under the President of Russian Federation; senior lecturer, Department of Psychology, Pedagogy and Law, NGUJeU (NINH) (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
Voytik I.M., Cand. of Sciences (Psychology), Head of Department of Psychology, Siberian Institute of Management, Russian Academy of Sciences Hi-Graduate Surgery under the President of Russian Federation (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
Chukhrova M.G., Doctor of Sciences (Medicine), Professor, Novosibirsk University of Economics and Management; Professor of Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
Chukhrov A.S., Candidate of Sciences (Engineering), senior lecturer, Siberian State University of Telecommunications and Informatics (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
SPECIFICITY OF INTERRELATION OF CREATIVITY AND REFLEXION. The article presents an analysis of the relationship of the propensity to reflection and the creative activity of the individual, on the example of adolescents with high performance in school. Endowments and creativity are considered as two interrelated entities. A correlation analysis was conducted between the indicators of reflexivity and such components of creative abilities as curiosity, imagination, propensity to take
risks, general creative abilities, and also the speech-thinking creativity of school children. The work reveals significant correlations, which confirme the direct relationship between creativity and reflection. Reflection is seen as an important quality that contributes to a better understanding of the surrounding reality, new knowledge and skills. Reflection is a property of a personality, which is amenable to pedagogical influence, in connection with which this property needs more attention of teachers. Key words: creativity, reflection, adolescents.
С.Д. Юдина, канд. психол. наук, доц. каф. психологии, Сибирский институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; доц. каф. психологии, педагогики и правоведения, Новосибирский государственный университет экономики и управления (НИНХ), г. Новосибирск, Е-mail: [email protected]
ИМ Войтик, канд. психол. наук, зав. каф. психологии, Сибирский институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Новосибирск, Е-mail: [email protected]
М.Г. Чухрова, д-р мед. наук, проф. ФГБУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»; проф. каф. психологии, Сибирский институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Новосибирск, Е-mail: [email protected]
А.С. Чухров, канд. технич. наук, доц., ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики», г. Новосибирск, Е-mail: [email protected]
СПЕЦИФИКА ВЗАИМОСВЯЗИ КРЕАТИВНОСТИ И РЕФЛЕКСИИ
В статье представлен анализ взаимосвязи склонности к рефлексии и творческой активности личности, на примере подростков с высокой успеваемостью в школе. Одарённость и креативность рассматриваются как два взаимосвязанных образования. Проведён корреляционный анализ между показателями рефлексивности и такими компонентами творческих способностей, как любознательность, воображение, склонность к риску, общие творческие способности, а также речемыслительная креативность школьников. Выявлены значимые корреляционные связи, которые подтвердили прямые взаимосвязи между креативностью и рефлексией. Рефлексия рассматривается как важное качество, которое способствует лучшему осмыслению окружающей действительности, новых знаний, умений, навыков. Рефлексия - свойство личности, которое поддается педагогическому влиянию, в связи с чем это свойство нуждается в более пристальном внимании педагогов.
Ключевые слова: креативность, творчество, рефлексия, подростки.
В Постановлении Правительства РФ от 17 ноября 2015 г. № 1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития», с изменениями и дополнениями от 3 ноября 2018 г, указывается на необходимость психолого-педагогического сопровождения одарённых детей. Вместе с тем, многие теоретические вопросы, касающиеся одарённости, не до конца разработаны, в частности, вопросы в отношение креативности, как феномена, во многом определяющем проявления одарённости. Одарённость в сочетании с креативностью образуют неповторимый сплав, делающий личность уникальной. Если одарённость, по мнению большинства авторов, является генетически опосредованным даром, то также ли дело обстоит с креативностью? Перед педагогическим сообществом стоит задача: насколько возможно развитие креативности, и возможно ли это вообще? Для решения этой задачи необходимо выяснить, какие параметры определяют креативность, и насколько они поддаются педагогическому воздействию.
Креативность, как интегральное образование, определяющее творческий характер деятельности человека, и само проявляющееся и развивающееся в процессе этой деятельности, включает в себя несколько компонентов, без которых ее функционирование не мыслится: проспективное мышление, богатое воображение и рефлексия [1; 2]. Последнее качество представляет особый интерес, и в то же время является наименее исследованным в рамках изучения одарённости и креативности. Склонность к рефлексии закладывается уже в подростковом возрасте, когда новые чувства, переживания, связанные с физиологическими перестройками, заставляют подростка задумываться и переосмысливать свои действия и ощущения. Рефлексия помогает адаптироваться в сложном мире, помогает выстроить коммуникативный процесс, а также развивает внутренний мир [3]. Рефлексия поддается педагогическому воздействию, её можно тренировать, на нее можно опираться. С одной стороны, представляется, что рефлексия должна способствовать и сопутствовать творчеству [4], с другой стороны, всем хорошо известно, что наиболее яркие произведения любого жанра, от искусства до науки, были созданы авторами «по наитию», вследствие «озарения». А дальнейший анализ произведения зачастую приводил к тому, что оно автором уничтожалось. Сколько сожженных рукописей не увидело свет, сколько полотен было изрезано, сколько смелых гипотез не было доведено до широкого обсуждения! Насколько рефлексия сопутствует и способствует творчеству и стремлению к преобразованию мира, - этот вопрос недостаточно исследован.
Цель исследования: выявление взаимосвязи креативности и рефлексии, как двух звеньев одной цепи творческого процесса.
Материал и методы исследования.
Были обследованы 70 подростков обоего пола (35 мальчиков и 35 девочек) одной из школ г Новосибирска, учащиеся 8-9 классов, с хорошими и отличными показателями учебы.
В качестве психодиагностических методик использовались:
• Тест «Диагностика личностной креативности» Е.Е. Туник [5, с. 16];
• «Тест на определение творческих способностей» Х. Зи-верта [6, с. 52];
• Тест вербальной креативности С. Медника (подростковый возраст, адаптация - Л.П Алексеева, Т.В. Галкина) [6, с. 200].
• Методика диагностики индивидуальной меры развития рефлексивности А.В. Карпова и В.В. Пономаревой [6, с. 153];
• Статистическая обработка результатов проводилась с использованием набора функций, реализованных в стандартном пакете STATISTICA, версия 6.0.
Результаты и их обсуждение.
По тесту личностной креативности Е.Е. Туник получены следующие результаты (рис. 1). Из рис. 1 следует, что максимально выраженной структурной единицей креативности у подростков - участников нашего исследования, является любознательность - 79,1%, что характерно для подростков, познающих мир, находящихся в потоке самой разнообразной завлекательной информации. На втором месте - склонность к риску 72,3%, что также характерно для подростков, которые вследствие малого жизненного опыта подвержены рисковому поведению. Третье ранговое место заняло воображение - 68,7%. Личности с развитым воображением отличаются способностью придумывать рассказы о тех ситуациях и предметах, в которых они никогда не были и никогда не видели; любят размышлять о явлениях, с которыми никогда не сталкивались; обладают собственным видением различных ситуаций (отличным от взгляда и мнения других); часто переживают чувство удивления по поводу различных новых идей и событий. Хорошо развитое воображение - сама по себе интегральная характеристика, которая обеспечивается хорошо развитыми высшими психическими функциями: памятью, вниманием, способностью к аналитическому мышлению. Следующая составляющая креативности - это ориентация на сложность заданий. Наши испытуемые меньше всего ориентированы на познание сложных явлений, неохотно проявляют интерес к сложным вещам и идеям, хотя и проявляют настойчивость для достижения цели. В целом, личностная креативность в обследованной группе подростков достаточно велика.
По тесту на определение творческих способностей Х. Зиверта испытуемые показали 30,79 баллов - средний уровень выраженности творческих способностей.
Рис.1.Выраженностьструктурныхсоставляющихпоказателей личностной креативности школьников
1,58
С 62
0,44
Количество ассоциаций Индекс оригинальности Индекс уникальности
■Подросши, участвующие в исследовании
Рис. 2. Выраженность речемыслительной креативности школьников (потестуС. Медника)
Результаты, полученные при обследовании подростков с помощью теста С.Мед ника, представленына рис. 2.Большинство подросткевпо шкале«ко-личество ассоциаций» имеют показатель выше среднего - 1,58, по индексу онпгноальнрстппоюавшткор 0,5Б - ^д^ос опшо ррмдрего, и то ирдекснкпркаль-ности 0,44 - ниже среднего. С точки зрения нейропсихологии, большое ко-лиьество ассреиоцийоДуслооленобольшимколкресивомсрязмй мездодий-ронами, что указывает на большие потенциальные способности испытуемых. Как ужеупоминалось, эииподррськипредстивлтли соИой лучшх в
данной школы. Хороший показатель оригинальности в больше й степени свидетельствует о креативности - это, по сути, способность видеть связи там, где они неачеои°иы ача бпльшиоьтиа. Однзко ин°акс рни чьльоости жтрь ляет желать лучшего, и это не удивительно в условиях стандартизованного «рeкиoпoro»Pбнкeнмя.Бнркaмонoнтниокпгрнaоь^^oркь в соосммеомоншколе нонсивотствоюксткне кнльнив иеyмтcя:киикккeнткинйдидинкoзможпеcти ноf^сди^тооткткЭ.
По методике диагностики индивидуальной меры развития рефлексивности А.В. Карпова и В.В. Пономаревой мы оценили уровни рефлексии у респондентов: в среднем по группе - 6,27 стена (средний уровень выраженности). У 5 подростков (7,14%) - низкая рефлексивность, у 49 подростков (70,00%) - средний уровень рефлексивности и у 16 подростков (22,86%) - высокая рефлексивность.
Корреляционный анализ по методу Спирмена показал, что существуют взаимосвязи между рефлексией и некоторыми творческими характеристиками личности (табл. 1).
Прямая значимая взаимосвязь уровня рефлексивности с любознательностью: Rs=0,421; с воображением: Rs=0,366; и со склонностью к риску Rs = 0,671. Значимых взаимосвязей между уровнем рефлексивности и сложностью заданий не обнаружено.
Взаимосвязь рефлексивности и склонности к риску раскрывает механизмы творчества, в которых задействовано проспективное мышление, основанное на любознательности и богатом воображении, с потребностью в исследовании нового, где рефлексивный механизм играет роль регулятора познавательной, исследовательской активности личности. Рефлексия способствует регуляции проспективного мышления через эффект антиципации, который является оборотной стороной рефлексии. Любознательность и склонность к риску запускают рефлексиность, и через нее - проспективное мышление. Еще более значимые связи между творческими способностями и рефлексивностью выявлены по результатам анализа теста выраженности творческих способностей Х.Зиверта и теста С. Медника. Эти тесты включают исследование мыслительной и речевой активности по изучению ассоциаций, их оригинальности и уникальности. Прямая значимая взаимосвязь уровня рефлексивности с выраженностью творческих способностей: Rs=0,677; с индексом оригинальности Rs=0,478; и с индексом уникальности Rs = 0,606. Значимых взаимосвязей уровня рефлексивности и количества ассоциаций не обнаружено (табл.2).
Таблица 2
Специфика взаимосвязи рефлексивности с творческими способностями подростков
Таблица1
Специфика взаимосвязирефлексивностисфакторамиличностной креативности подростков
Коэффициенты корреляции Спирмена, p<0,05 Уровеньразвития рефлексивности (тест А. Карпова)
Факторы личностной креативности (тест Е. Туник) Любознательность 0,421
Воображение 0,366
Сложность задания 0,224
Склонность к риску 0,671
КоэффициентыкорреляцииСпирмена, p<0,05 Уровень развития рефлексивности (тест А. Карпова)
Выраженностьтворческихспособностей (тестХ.Зиверта) 0,677
Выраженность речемыспитепьной креативности (Тест С. Медника) Количество ассоциаций 0,277
Индекс оригинальности 0,478
Индекс уникальности 0,606
Таким образом, изучение взаимосвязи между одарённостью, проявлениями творчества у подростков и уровнем рефлексивности дает основания для следующих выводов. Способность к творчеству, оригинальность мышления, стремление к риску для познания нового - эти факторы связаны с рефлексивностью, как личностным качеством. Вероятно, уровень развития рефлексивности способствует и благоприятствует проявлению творчества у подростков, в процессе познания мира и определения возможности его изменения.
Библиографический список
1. Миславский Ю.А. Саморегуляция и творческая активность личности. Вопросы психологии. 2008; 3: 71 - 78.
2. Пономарев Я.А. Психология творения. Москва, 2009.
3. Степанов С.Ю., Семенов И.Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования. Вопросы психологии. 2005; 3: 31-40.
4. Шаров А.С. О-граниченный человек: значимость, активность, рефлексия: монография. А.С. Шаров; М-во образования РФ. Ом. гос. пед. ун-т. Омск: Изд-во ОмГПУ 2000.
5. ТуникЕ.Е. Диагностикакреативности. Санкт-Петербург, 1998.
6. Альманах психологических тестов. Москва: КСП, 2006.
References
1. Mislavskij Yu.A. Samoregulyaciya i tvorcheskaya aktivnost' lichnosti. Voprosy psihologii. 2008; 3: 71 - 78.
2. Ponomarev Ya.A. Psihologiya tvoreniya. Moskva, 2009.
3. Stepanov S.Yu., Semenov I.N. Psihologiya refleksii: problemy i issledovaniya. Voprosy psihologii. 2005; 3: 31-40.
4. Sharov A.S. O-granichennyj chelovek: znachimost', aktivnost', refleksiya: monografiya. A.S. Sharov; M-vo obrazovaniya RF. Om. gos. ped. un-t. Omsk: Izd-vo OmGPU, 2000.
5. Tunik E.E. Diagnostika kreativnosti. Sankt-Peterburg, 1998.
6. Al'manah psihologicheskih testov. Moskva: KSP, 2006.
Статья поступила в редакцию 24.03.19