УДК 159.9.07
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОФИЛЯ
Пластинина Елена Михайловна — аспирант кафедры психологии
ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»;
ул. Ленина, 417а, Ставрополь, Россия, 355029;e-mail: [email protected]
Плугина Мария Ивановна — доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики, психологии и специальных дисциплин ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет»; ул. Мира, 310, Ставрополь, Россия, 355017; e-mail: [email protected]
Введение
В настоящее время приоритетной целью образования является не только получение учащимся определённого комплекса знаний, умений и навыков, но и воспитание саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к открытому, творческому взаимодействию с природой, обществом, государством на основе общепринятых гуманистических ценностей и ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Реализовать миссию образования для человека, государства и общества в современном мире помогает дополнительное образование.
Несмотря на то что термин «дополнительное образование» используется уже на протяжении нескольких десятков лет, и сегодня можно увидеть его различ-
ные трактовки и неоднозначное отношение как к самому этому термину, так и к содержанию деятельности специалистов в сфере дополнительного образования подростков. Как показывает анализ научных исследований в области дополнительного образования, проведённый Л.Н. Буйловой [4], каждый учёный вкладывает в это понятие своё понимание. В контексте заявленной темы нам наиболее близко данное В.А. Березиной определение дополнительного образования как добровольно избранного подростком процесса по освоению вида деятельности и области знания, выходящих за рамки обязательного — общего, начального, профессионального — образования, направленного на удовлетворение его интересов, склонностей, способностей, содействующего саморазвитию, самообразованию, самореализации и самоопределению человека [3].
По мнению А.Г. Асмолова, дополнительное образование — это поисковое, вариативное образование, апробирующее иные, не общие пути выхода из различных неопределённых ситуаций в культуре и предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития. В области дополнительного образования мы даём человеку возможность стать личностью, а не просто предложить ему на выбор несколько учебных дисциплин. Дополнительное образование — зона ближайшего развития для образования России [2, с. 6-8].
В рамках нашего исследования особое внимание уделено дополнительному образованию художественного профиля, поскольку среди различных видов творческой активности именно художественное творчество подростков является, по мнению ряда отечественных исследователей (А.А. Мелик-Пашаев, Ю.Е. Мужичкова, Б.П. Юсов и др.), универсальной развивающей деятельностью [8; 9; 16]. В работах других отечественных исследователей (С.В. Анчуков, В.А. Кавера, А.А. Логинова, И.В. Ре-занович, Д. Сафонова, Е.Н. Ситнова, А.В. Тараканов, С.В. Цурюмова и др.) мы находим указания на те возможности, которыми располагает художественно-творческая деятельность при решении задач нравственного воспитания личности и формирования ценностных ориентаций подростков [6; 11; 13], их эстетического воспитания [15], эмоционального развития личности подростков [5; 14], даже умственного воспитания [1; 12]. Исследования, посвященные
РЕЗЮМЕ
В статье рассмотрены результаты экспериментального исследования, связанного с выявлением особенностей личностного развития подростков, обучающихся в учреждениях дополнительного образования художественного профиля. Цель исследования заключалась в том, чтобы на предварительном уровне оценить возможности художественно-творческой деятельности подростков в рамках системы дополнительного образования в аспекте её влияния на развитие их личности. Для достижения поставленной цели авторами был подобран комплекс методик, направленный на выявление волевых качеств, способности к самоорганизации и художественно-творческих способностей подростков. Полученные данные были подвергнуты качественному и количественному анализу.
Ключевые слова: подростки, учащиеся, дополнительное образование, художественный профиль, личностное развитие, художественно-творческие способности.
роли влияния творчества на те или иные стороны личности учащихся, проводятся и за рубежом [17].
В то же время сведения о роли художественно-творческой деятельности во всестороннем гармоничном развитии личности часто носят общий характер, не всегда подкрепляются экспериментальным исследованием процесса развития личности подростка, включённого в процесс художественно-творческой деятельности. На наш взгляд, в настоящее время недостаточно разработанной остаётся проблема влияния художественно-творческой деятельности на развитие эмоционально-волевой, действенно-практической и социальной сфер личности.
При этом обращает на себя внимание преобладание научных работ, направленных на изучение личности детей дошкольного и младшего школьного возрастов (как в России, так и за рубежом), тогда как исследований, посвящённых подросткам, значительно меньше, хотя приобретаемый ребёнком творческий опыт находит максимальное выражение в его личностном развитии именно в подростковом возрасте, становясь основой саморазвития, возникновения различных форм самотворчества, стремления к самореализации.
Цель данного исследования заключается в том, чтобы на предварительном уровне оценить возможности художественно-творческой деятельности подростков в рамках системы дополнительного образования в аспекте её влияния на развитие отдельных сфер личности.
В первую очередь нас интересовало развитие индивидуально-типологических свойств личности подростков, их волевых качеств, способности к самоорганизации как составляющих элементов личности, способных оказывать влияние на все сферы жизнедеятельности.
В качестве основных нами были рассмотрены следующие задачи исследования.
1. Выявление особенностей личностного развития подростков, обучающихся в учреждениях дополнительного образования художественного профиля.
2. Выявление различий по интересующим нас показателям личностного развития подростков, обучающихся и не обучающихся в учреждениях дополнительного образования художественного профиля, и оценивание степени их достоверности.
3. Определение уровня творческого развития подростков; точнее, уровня развития их художественно-творческих способностей.
Постановка этих и других вопросов в контексте заявленной темы уже звучала в некоторых работах современных исследователей. Однако, на наш взгляд, мы ещё далеки от полного понимания проблемы личностного развития подростков в учреждении дополнительного образования художественного профиля и считаем, что решение заявленных нами задач может внести свой вклад в современную науку.
Методики, организация и выборка исследования
В ходе исследования нами использовались следующие методики.
1. Фигурная батарея теста творческого мышления (креативности) Э.П. Торренса.
2. Индивидуально-типологический детский опросник (ИТДО) Л.Н. Собчик.
3. «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой.
В ходе работы нами оценивались имеющийся уровень развития ряда свойств личности подростков, обучающихся в художественной школе, и ди-
намика развития свойств личности этих подростков. Также был проведён сравнительный анализ уровня и динамики развития свойств личности подростков, обучающихся и не обучающихся в художественной школе.
В качестве экспериментальной группы выступали 118 учащихся 1-4-х классов бюджетного отделения детской художественной школы (далее — ДХШ). Диагностика проводилась в малых группах учащихся в составе учебных классов.
В качестве контрольной группы при проведении сравнительного анализа были взяты 87 учащихся 5-8-х классов средней общеобразовательной школы (далее — СОШ). Диагностика проводилась в малых группах учащихся в составе учебных классов.
Всего в исследовании приняли участие 205 подростков в возрасте от 10 до 15 лет.
Достоверность и надёжность результатов исследования обеспечивается достаточным объёмом выборки респондентов, репрезентативностью выборки, использованием методов и методик, адекватных целям и задачам исследования, сочетанием качественного и количественного анализа полученных результатов, в том числе статистическая обработка данных с помощью программных средств Ехсе1-97, с последующей психологической интерпретацией.
Результаты исследования и их обсуждение
В ходе исследования нами были получены следующие данные.
1. Средние значения показателей уровня развития творческого мышления у подростков, определённые по методике Э.П. Торренса, находятся в пределах нормативных возрастных значений, указанных автором методики (табл. 1).
Таблица 1
Средние значения показателей уровня развития творческого мышления у подростков,
обучающихся в ДХШ или СОШ
Возрастная группа 10-12 лет 11-13 лет 12-14 лет 13-15 лет
Класс 1-й класс ДХШ 5-й класс СОШ 2-й класс ДХШ 6-й класс СОШ 3-й класс ДХШ 7-й класс СОШ 4-й класс ДХШ 8-й класс СОШ
Беглость 9,80 9,65 9,16 p<0,01 9,86 8,58 p < 0,01 9,87 8,81 9,64
Гибкость 7,78 7,53 7,35 7,73 7,08 7,87 7,19 7,84
Оригинальность 8,90 7,82 8,94 8,59 7,96 p < 0,05 10,26 8,24 p < 0,01 10,60
Разработанность 43,95 p < 0,05 35,88 44,58 37,77 43,00 37,61 49,95 41,80
Таблица 2
Средние значения показателей выраженности черт личности у подростков, обучающихся в ДХШ
Экстраверсия Спонтанность Агрессивность Ригидность Интровер-сия Сензитив-ность Тревожность Лабильность
1-й класс 3,76 2,76 2,76 3,29 2,79 5,16 4,00 4,18
2-й класс 3,43 2,73 3,23 3,67 2,97 4,67 3,97 4,20
3-й класс 3,46 2,50 3,31 3,88 3,31 4,38 3,88 3,85
4-й класс 3,71 2,43 3,43 3,43 2,76 3,57 3,90 3,90
В то же время нами было выявлено, что:
- уровень развития творческого мышления у подростков, обучающихся в ДХШ, снизился по всем четырём показателям с 1-го по 3-й класс и умеренно повысился по всем показателям в 4-м классе, однако остался ниже уровня, отмеченного нами в 1-м классе;
- уровень развития творческого мышления у подростков, обучающихся в 1-м классе ДХШ, по показателям беглости, гибкости и оригинальности превышает уровень развития творческого мышления у подростков, обучающихся в СОШ, однако в связи с отмеченной нами тенденцией к снижению это соотношение изменяется, и к 4-му классу подростки, обучающиеся в ДХШ, демонстрируют меньшие показатели, чем соответствующие им по возрасту учащиеся СОШ;
- уровень развития творческого мышления у подростков, обучающихся в ДХШ, превышает по показателю разработанности уровень развития творческого мышления у подростков, обучающихся в СОШ [10].
Нами также было установлено, что учебное заведение, обучающее художественным видам деятельности, развивает не столько разносторонне направленную личность, сколько некоторые специальные способности обучающихся. Обучение подростка академической живописи и рисунку может оказывать негативное влияние на развитие его индивидуальности, вызывая на начальных этапах обучения дезадаптацию, чувство тревожности, неуверенности в себе, что
может привести к формированию однобокой личности, круг интересов которой сужен до какой-либо одной стороны деятельности.
2. У подростков, обучающихся в ДХШ, нами отмечена тенденция к снижению от 1-го к 4-му классу средних значений показателей спонтанности, сензитивности (р < 0,001), лабильности (эмотивности). Напротив, отмечается некоторый рост агрессивности и ригидности (табл. 2).
На наш взгляд, полученные данные могут быть объяснены тем, что следование прямым указаниям педагогов может оказывать сдерживающее влияние на собственную творческую активность подростка, ограничивать его фантазию. Это, в свою очередь, способно вызвать протест со стороны обучающихся, выражающийся в упрямстве, резкой реакции на требования педагогов или в отказе от выполнения задания.
3. У подростков, обучающихся в ДХШ, отмечена тенденция к снижению показателей планирования (р < 0,05), моделирования, программирования. Напротив, выявлен некоторый рост показателей оценки результатов, гибкости, самостоятельности (табл. 3).
Полученные нами данные можно объяснить тем, что искусственное ограничение самостоятельности подростков, недостаточное предоставление им возможности для проявления своего Я для реализации собственных творческих замыслов не позволяют в полной мере развиваться такому свойству личности, как способность к самоорганизации. В то же время у подростков появляется крити-
ческое отношение к результатам собственного творчества, формируются критерии оценки и самооценки.
У подростков, обучающихся в СОШ, отмечена тенденция к снижению показателей моделирования и программирования. И, напротив, выявлен рост показателей планирования, оценки результатов, гибкости, самостоятельности (р < 0,001) (табл. 4).
Среднее значение общего уровня способности к самоорганизации у подростков, обучающихся и не обучающихся в ДХШ, находится в пределах средних значений, указанных автором методики, однако если у подростков, обучающихся в ДХШ, оно остаётся на протяжении всего периода обучения практически одинаковым, то у подростков, обучающихся в СОШ, отмечена тенденция к его повышению (рис. 1).
Выводы по задачам исследования
Полученные результаты экспериментального исследования по вопросу личностного развития подростков в учреждениях дополнительного образования художественного профиля не нашли своего полного подтверждения относительно аналогичных данных, полученных другими исследователями. На наш взгляд, это объясняется тем, что не все учёные обращают внимание на тот факт, что, несмотря на выделение в качестве основных целей обучения подростка в художественной школе развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, на практике часто процесс обучения сводится к развитию у подростка специальных навы-
Таблица 3
Средние значения показателей способности к самоорганизации у подростков, обучающихся в ДХШ
Планирование Моделирование Программирование Оценка результатов Гибкость Самостоятельность Общий уровень способности к самоорганизации
1-й класс 6,40 4,46 5,79 4,83 5,77 4,31 27,20
2-й класс 5,00 5,19 5,44 5,25 6,13 5,81 27,75
3-й класс 5,87 5,00 4,93 5,40 5,40 3,87 26,73
4-й класс 4,93 4,29 5,50 5,14 6,57 5,29 27,36
Таблица 4
Средние значения показателей способности к самоорганизации у подростков, обучающихся в СОШ
Планирование Моделирование Программирование Оценка результатов Гибкость Самостоятельность Общий уровень способности к самоорганизации
5-й класс 4,73 5,91 5,73 4,64 6,00 3,27 25,91
6-й класс 5,89 5,61 6,00 6,04 6,00 4,64 29,43
7-й класс 6,04 4,54 6,58 5,29 6,96 5,21 30,21
8-й класс 5,75 5,35 5,60 5,95 6,15 5,45 29,85
ков и умений. Безусловно, это имеет важное значение, но такой подход не может рассматриваться как единственный в развитии художественно-творческих способностей.
Результаты нашего исследования показали, что именно такой подход способствует развитию навыков рисования в ущерб творческому развитию подростков. Нами установлено, что подростки, обучающиеся в СОШ, часто имеют более низкий уровень творческого развития, они слабее в отношении развития специальных навыков, однако часто превосходят подростков, обучающихся в ДХШ, по уровню развития творческого мышления.
Полученные данные показывают, что следование установившимся традиционным канонам, академичность в обучении (что отмечалось ранее в трудах С.И. Анчукова и А.А. Мелик-Па-шаева) могут оказывать негативное влияние на развитие личности подростка [1; 7; 8]. Это находит своё отражение в снижении его сензитивностии эмотивности и, наоборот, в повышении агрессивности и ригидности как некой защитной реакции по отношению к педагогам. А отсутствие возможности проявить себя, реализовать свой
собственный творческий замысел часто не позволяет подросткам выйти на новый уровень.
Исходя из результатов проведённого исследования, считаем, что развитие личности подростков в учреждении дополнительного образования художественного профиля не может рассматриваться в качестве второстепенной задачи; оно должно происходить параллельно с развитием художественно-творческих способностей.
Полученные экспериментальным путём данные обусловливают постановку проблемы, связанную с поиском условий, механизмов, способов обучения, обеспечивающих полноценное личностное развитие подростков, обучающихся в учреждениях дополнительного образования художественного профиля, а не механическую отработку отдельных навыков или развитие и совершенствование отдельных способностей.
Заключение, практические рекомендации и возможные перспективы исследования
В данной статье приведены результаты исследования особенностей личностного развития подростков в учреждениях дополнительного образования
художественного профиля. Результаты исследования свидетельствуют о недостаточном творческом развитии личности у подростков, обучающихся в ДХШ, подменяемом развитием у них навыков рисования. Отмечены некоторые отрицательные тенденции в развитии личности подростков под влиянием организованного обучения в профильных образовательных учреждениях.
В то же время полученные нами результаты не могут быть названы окончательными. На данном этапе исследования мы изучали отдельные личностные характеристики и качества, некоторые тенденции развития личности на материале выборок одновозрастных групп подростков, обучающихся в ДХШ. Полученные результаты сравнивались с данными, полученными при изучении подростков, не обучающихся в ДХШ. Мы считаем, что полученные нами данные позволят в перспективе выявить динамику развития личности подростков на этой же выборке на последующих этапах обучения в ДХШ и провести сравнительный анализ развития личности подростков, обучающихся и не обучающихся в учреждениях дополнительного образования художественного профиля.
5 класс СОШ) 5 класс СОШ) 7 класс СОШ) 8 класс СОШ)
-•- ДХШ СОШ
Рис. 1. Динамика показателя среднего значения общего уровня способности к самоорганизации у подростков,
обучающихся в ДХШ или в СОШ
ССЫЛКИ
1. Анчуков С.В. Художественное творчество как фактор развития индивидуальности и воспитания личности школьников: Дис. ... канд. пед. наук. — Калининград, 2000. — 188 с.
2. АсмоловА.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к логике развития // Внешкольник. — 1997. — № 9. — С. 7.
3. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: Дис. ... канд. пед. наук. — М., 1998. — 147 с.
4. Буйлова Л.Н. Дополнительное образование детей: экспликация понятия // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2012. — № 3. URL: https: //e-koncept.ru/2012/1223.htm
5. Кавера В.А. Детское художественное творчество как средство эмоционального развития ребёнка: Дис. ... канд. пед. наук. — СПб, 2005. — 186 с.
6. Логинова А.А. Психологические характеристики нравственного развития личности в подростковом возрасте средствами художественно-эстетической деятельности: Дис. ... канд. психол. наук. — М., 2009. — 178 с.
7. Мелик-Пашаев А.А. Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей: методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ. — Дубна: Феникс+, 2009. — 272 с.
8. Мелик-Пашаев А.А. Новлянс-кая З.Н. Ступеньки к творчеству. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. — 186 с.
9. Мужичкова Ю.Е. Роль художественных форм самовыражения в развитии личностной сферы подростков: Дис. ... канд. психол. наук. — М., 2008. — 207 с.
10. Пластинина Е.М. Оценка уровня развития творческого мышления подростков, обучающихся в учреждениях дополнительного образования художественного профиля // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты: сборник материалов XXXIII Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. — Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2017.-С. 67-72.
11. Резанович И.В. Развитие эмоционально-нравственной саморегуляции личности подростка в процессе эстетического образования: Дис. ... канд. пед. наук. — Челябинск, 1998. — 160 с.
12. Сафонова Д. Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка средствами художественной деятельности: Дис. ... канд. пед. наук. — М., 2001. — 213 с.
13. Ситнова Е.Н. Влияние художественно-эстетического образования на развитие личности в подростковом и юношеском возрастах: Дис. ... канд. психол. наук. — М., 2005. — 151 с.
14. Тараканов А.В. Влияние творческой активности на эмоциональное развитие личности: Дис. ... канд. психол. наук. — Новосибирск, 2003. — 193 с.
15. Цурюмова С.В. Воспитание эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности: Дис. ... канд. пед. наук. — Элиста, 2009. — 168 с.
16. Юсов Б.П. Изобразительное искусство и детское изобразительное творчество: очерки по истории, теории и психологии художественного воспитания детей. — Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2002. — 283 с.
17. BengHuat See andDimitraKokotsaki. Impact of arts education on the cognitive and non-cognitive outcomes of school-aged children. A review of evidence // Durham Research Online, 2016. — 297 р.
REFERENCES
1. Anchukov S.V. Hudozhestvennoe tvorchestvo kak factor razvitiya individu-alnosti i vospitaniya lichnosti shkolnikov: dis. ... kand. ped. nauk [Art as a factor of individuality development and personality education of schoolchildren. Dissertation of the candidate of pedagogical sciences]. — Kaliningrad, 2000. — 188 p.
2. Asmolov A.G. Dopolnitelnoe obra-zovanie kak zona blizhayshego razvitiya obrazovaniya v Rossii: ot traditsionnoy pedagogiki k logike razvitiya [Additional education as zone of nearest development of education in Russia: from traditional pedagogics to logic of development]. // Vneshkolnik [Vneshkolnik. Additional education and social training of children]. — 1997. — № 9. — p. 7.
3. Berezina V.A. Dopolnitelnoe obrazo-vanie detey kak sredstvo ih tvorcheskog orazvitiya: dis. ... kand. ped. nauk [Additional education of children as instrument of art development. Dissertation of the candidate of pedagogical sciences]. — M., 1998. — 147 p.
4. Buylova L.N. Dopolnitelnoe obrazo-vanie detey: eksplikatsiya ponyatiya [Additional education of children: explication
of notion]. // Nauchno-metodicheskiyelek-tronnyiyzhurnal «Kontsept» [Scientifically methodical electronically magazine «Concept»]. — 2012. — №3.URL: https://e-koncept.ru/2012/1223.htm
5. Kavera V.A. Detskoe hudozhestvennoe tvorchestvo kak sredstvo emotsionalnogo razvitiya rebenka: dis. ... kand. ped. nauk [Art creation as instrument of emotional development of children. Dissertation of the candidate of pedagogical sciences]. — SPb, 2005. — 186 p.
6. Loginova A.A.P sihologicheskieharak-teristikinravstvennogorazvitiyalichnosti v podrostkovomvozrastesredstvamihudoz-hestvenno-esteticheskoydeyatelnosti: dis. ... kand. psih. nauk [Psychological characteristics of moral development of person in teenagers age by art-esthetics activity. Dissertation of the candidate of psychological sciences]. — M., 2009. — 178 p.
7. Melik-PashaevA.A. Metodiki issle-dovaniya i problemyi diagnostiki hudo-zhestvenno-tvorcheskogo razvitiya detey: Metodicheskie rekomendatsii dlya pedagogov obscheobrazovatelnyih shkol [Methodologies of investigation and problems of diagnostics of art-creation development of children: Methodic recommendations for teachers of secondary schools]. — Dubna: Feniks [Phoenix], 2009. — 272 p., il.
8. Melik-Pashaev A.A. Novlyanska-ya Z.N. Stupenki k tvorchestvu [Step to creation]. — M.: BINOM. Laboratoriyaz-naniy [Laboratory of knowledge], 2015. — 186 p.
9. Muzhichkova Yu.E. Rol hudozhest-vennyih form samovyirazheniya v raz-vitii lichnostnoy sferyi podrostkov: dis. ... kand. psih. nauk [Role of art forms of self-expression in personal development of teenagers. Dissertation of the candidate of psychological sciences]. — M., 2008. — 207 p.
10. Plastinina E.M. Otsenka urovnya raz-vitiya tvorcheskogo myishleniya podrost-kov, obuchayuschihsya v uchrezhdeniyah dopolnitelnogo obrazovaniya hudozhest-vennogo profilya [Estimation of development level of creative thinking of teenagers in additional education establishments of art profile]. // Fundamentalnyieipriklad-nyieissledovaniya: problemyii rezultatyi: sbornikmaterialov HXXIII Mezhdunaro-dnoynauchno-prakticheskoykonferentsii [Fundamental and applied investigations: problems and results: materials of HXXIII International scientific and practical conference] / Pod obsch. red. S.S. Chernova. — Novosibirsk: IzdatelstvoTsRNS [CDSC], 2017. — 248 p. — P. 67-72.
11. Rezanovich I.V. Razvitie emotsional-no-nravstvennoy samoregulyatsii lichnosti podrostka v protsesse esteticheskogo obra-zovaniya: dis. ... kand. ped. nauk [Development of emotional-mor al self-regulation of person of teenagers in process of esthetic education. Dissertation of the candidate of pedagogical sciences]. — Chelyabinsk, 1998. — 160 p.
12. Safonova D. Razvitie intellektu-alno-tvorcheskogo potentsiala lichnosti rebenka sredstvami hudozhestvennoy deyatelnosti: dis. ... kand. ped. nauk [Development of intellectual and creative potencial of children's person by instruments of art activity. Dissertation of the candidate of pedagogical sciences]. — M., 2001. — 213 p.
13. Sitnova E.N. Vliyanie hudozhestven-no-esteticheskogo obrazovaniya na razvitie lichnosti v podrostkovom i yunosheskom vozrastah: dis. ... kand. psih. nauk [Influence of art and esthetic education to person development in teenagers and youth ages. Dissertation of the candidate of psychological sciences]. — M., 2005. — 151 p.
14. TarakanovA.V Vliyanie tvorcheskoy aktivnosti na emotsionalnoe razvitie lichnosti: dis. ... kand. psih. nauk [Influence of art activity to emotional development of person. Dissertation of the candidate of psychological sciences]. — Novosibirsk, 2003. — 193 p.
15. Tsuryumova S.V. Vospitanie es-teticheskoy kulturyi shkolnikov v usloviyah dopolnitelnogo obrazovaniya hudozhest-venno-esteticheskoy napravlennosti: dis. ...
kand. ped. nauk [Training of esthetical culture of schoolchildren in conditions of additional education of art and esthetical profile. Dissertation of the candidate of pedagogical sciences]. — Elista, 2009. — 168 p.
16. Yusov B.P. Izobrazitelnoe iskusst-vo i detskoe izobrazitelnoe tvorchestvo: ocherkipo istorii, teorii i psihologii hudoz-hestvennogo vospitaniya detey [Fine art and children art creation: essays on history, theory and psychology of art training of children]. — Magnitogorsk: MaGU [MaSU], 2002. — 283 p.
17. BengHuat See andDmitraKokotsaki. Impact of arts education on the cognitive and non-cognitive outcomes of school-aged children. A reviewofevidence. — Durham Research Online, 2016. — 297 p.
PECULIARITIES OF PERSONALITY DEVELOPMENT OF TEENAGERS STUDYING IN ADDITIONAL EDUCATION ESTABLISHMENTS OF ARTS PROFILE
Elena M. Plastinina — Postgraduate Student, Department of Psychology, Stavropol State Pedagogical Institute; Lenina Street, 417а,
Stavropol, 355029, Russia; e-mail: [email protected] Maria I. Plugina — Doctor of Psychological Sciences, Professor, Department of Pedagogy, Psychology and Special Disciplines,
Stavropol State Medical University; Mira Street, 310, Stavropol, 355017, Russia; e-mail: [email protected] ABSTRACT
The paper presents the results of experimental research devoted to defining peculiarities of teenagers' personality development in additional education establishments of arts profile. The task of the research was to evaluate preliminary the possibilities of teenagers' art and creative activities in the frames of additional education system in respect of the aspect of its influence on development of teenagers' personality. In order to achieve the aim, the authors selected a complex of methodologies focused on the identifying volitional powers, self-organizing and artistic and creative abilities of teenagers. The data obtained were subjected to the qualitative and quantitative analysis. Keywords: teenagers, students, additional education, art profile, personal development, artistic and creative abilities.