УДК 78.340 ББК32
Добрынин Денис Игоревич адъюнкт г. Москва Гареев Дмитрий Ринатович преподаватель г. Екатеринбург Dobrynin Denis Igorevich Post-graduate Moscow Gareev Dmitry Rinatovich Lecturer Yekaterinburg
Психолого-педагогические особенности формирования профессиональной готовности курсантов и слушателей учебных заведений ГПС МЧС России к деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций Psychological-and-Pedagogical Peculiarities of the State Fire Service of EMERCOM of Russia Educational Institutions Students' Professional Readiness Forming to the Activities in Emergency Situations
В статье рассматриваются психолого-педагогические особенности формирования профессиональной готовности курсантов и слушателей учебных заведений ГПС МЧС России к деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций. Обсуждаются методы психолого-педагогического обеспечения учебного процесса в образовательных учреждениях ГПС МЧС России, как средства повышения эффективности подготовки будущих офицеров-спасателей, сущность, содержание, задачи и направления психолого-педагогического обеспечения ученого процесса.
The article deals with the psychological-and-pedagogical peculiarities of the State Fire Service of EMERCOM of Russia educational institutions students' professional readiness forming to the activities in emergency situations.
Methods of psychological-and-pedagogical support of the educational process at educational institutions of the State Fire Service of EMERCOM of Russia as a means to enhance the training of future officers, rescue workers, the essence, content, objectives and directions of psychological-and-pedagogical process are discussed in the article as well.
Ключевые слова: психолого-педагогические особенности, экстремальные ситуации, психологическая готовность, психолого-педагогические технологии.
Key words: psychological-and-pedagogical peculiarities, emergency situations, psychological readiness, psychological-and-educational technologies.
Ситуация, сложившаяся в современном мире, в том числе и в России за последние десятилетия, все чаще обращает внимание на такие аспекты нашей жизни как экстремальность внешних условий жизнедеятельности человека. Все чаще можно слышать о возникновении чрезвычайных ситуаций природного
(ураган, цунами, наводнение, землетрясение, засуха и пр.), техногенного (аварии на гидроэлектростанциях: вспомним недавнюю аварию на Саяно-Шушенской ГЭС, выброс ядовитых химических веществ, разрушение домов, дамб и др), или антропологического (террористический акт, массовая забастовка, проведение военных операций) характера (Журавлев 2004; Кабаченко 2003; др). В этой связи возникает необходимость увеличение числа лиц, вовлеченных в те или иные чрезвычайные ситуации и призванных устранить их. Данные ситуации возникают достаточно часто и наносят обществу и природе колоссальный ущерб, что предъявляет новые, более сложные требования к профессиональной подготовке деятельности сотрудников Государственной противопожарной службы (ГПС МЧС России) и спасателей в целом.
Поведение любого человека в экстремальной ситуации, направленное на обеспечение собственной безопасности и безопасности жизнедеятельности окружающих, зависит от нескольких факторов: внутренней готовности к подобным экстремальным ситуациям, знаний и умений, позволяющих успешно действовать в них (Бодров 2000; Леонова 2000; Le Blanc 2000). Нельзя также не отметить то, что работа в особых условиях сопровождаются значительными психоэмоциональными нагрузками, вызванными:
- высокой ответственностью за принятые решения;
- достаточной сложностью выполняемых функций;
- ускоренным темпом деятельности;
- объединением неодинаковых по цели действий в одной деятельности;
- обработкой значительной по объему информации;
- дефицитом времени на принятие решения [1].
Значительное повышение надежности и эффективности работы спасателей может быть достигнуто только при проведении комплекса мероприятий, в которые входят: разработка новой совершенной техники и оснащения, создание более совершенных методов физической и психологической подготовки, правильный подбор и расстановка кадров, учитывающие индивидуальные психофизиологические особенности и возможности работников [2]. Поэтому в нашей
и зарубежной литературе уделяется большое внимание. Всестороннее развитие личности курсантов и слушателей ГПС МЧС России не означает одинакового, равного развития всех его сторон и способностей.
Проанализировав проблемы, иногда возникающие в работе сотрудников ГПС МЧС России, можно сделать вывод, что часто они остаются психологически неподготовленными к деятельности в сложных условиях, поэтому возникают «сбои», которые порой могут привести к трагическим последствиям.
Применение современных научно обоснованных методов и методик психологической подготовки — важный фактор, способствующий повышению уровня психологической готовности к работе в указанных условиях. К тому же данные разработки должны быть не исключительно научными, а прежде всего практически направленными и доступными для изучения.
Деятельность, носящая психогенный характер, в особых условиях приводит к психофизиологическим изменениям в организме личности. Это вызвано тем, что данная работа требует приложения больших психоэмоциональных сил, чем, скажем, работа программиста или библиотекаря. В связи с этим у недостаточно подготовленного специалиста в экстремальных ситуациях либо при продолжительном нахождении в условиях повышенных нервно-психических нагрузок возникает своеобразный психофизиологический блок, тормозящий процессы в коре головного мозга, прежде всего — отвечающие за выполнение данной профессиональной деятельности. Наступает ступор. Таким образом организм не допускает выхода психики на дистрессовый режим деятельности, связанный с задействованием внутренних резервов. Такое поведение человека обусловлено тем, что в повседневной относительно спокойной жизни нет экстремальных ситуаций, а соответственно и психологического привыкания к ним. Вот и оказывается личность неподготовленной к действиям на высшем уровне психических нагрузок.
Можно сказать, что психологическая подготовка к особым и экстремальным видам деятельности — это целенаправленное воздействие на личность с помощью психологических и психофизиологических методов, направленных на
формирование у нее психологической готовности к адекватным действиям в таких ситуациях.
Под психологической готовностью подразумевается систем психологических психофизиологических характеристик субъекта, обеспечивающих успешность и результативность определенных действий и деятельности [4].
Исходя из этого, одним из главных направлений развития специализированных учебных заведений ГПС МЧС России является ориентация на высококвалифицированные кадры, отвечающие профессиональной деятельности по уровню профессиональной компетентности и психологическим качествам личности.
Цель профессионально-психологической подготовки — практическая подготовка курсантов и слушателей ГПС МЧС России к преодолению психологических трудностей профессиональной деятельности, формирование в них готовности к работе в экстремальных условиях и обеспечение успешного решения ими профессиональных задач.
Таким образом, в каждом спасателе необходимо развить профессионально-психологические качества, профессионально-психологические умения, профессионально-психологическую стойкость, психологическую ориентированность личности борца со стихией (анализ и учет психологических аспектов деятельности), необходимые для рода его занятий. Огромную роль в подготовке курсантов и слушателей МЧС играет психологическое моделирование задач, условий и трудностей профессиональной деятельности: приближение внешних и внутренних (психологических состояний, переживаний и т. п.) условий занятий к реальным условиям чрезвычайных ситуаций. Важно, что специальные качества и умения необходимо начинать формировать у студентов учебных заведений уже на 1 курсе, с тем, чтобы, по окончанию обучения, они смогли работать по специальности по сокращенным срокам специальной адаптации.
Профессионально-психологическая подготовка является системой, которая состоит из ряда подсистем. Соответственно, она должна осуществляться в несколько этапов (с первого по пятый курсы), которые рассмотрены ниже.
Первый курс: необходимо адаптировать студентов к обучению в высшем учебном заведении путем введения специального учебного курса.
Второй-третий курсы: нужно формировать и развивать профессионально значимые качества специалиста.
Четвертый курс: формирование готовности к самостоятельному осуществлению профессиональной деятельности в качестве специалиста. Т.е., у курсантов и слушателей уже фактически сформирована готовность к работе на практике.
Пятый курс: решающий этап в системе профессионально-психологической подготовки спасателей, который включает в себе формирование психологической стойкости к работе в эмоционально-сложных условиях и экстремальных ситуациях, при действии отрицательных факторов, умение преодолевать трудности. На пятом курсе важно, также, изучение личной безопасности будущих специалистов.
Личную безопасность можно понимать как осознание каждым реальной картины бытия, осознание своего назначения в жизни. Чем точнее и объективней мы отображаем в своем сознании законы, которые действуют вокруг нас, тем безопасней наша позиция в жизни. Но знание объективных законов жизни не является достаточным, нужно еще и интуитивное ощущение мира. Т.е., нужно уметь предусматривать следствия разнообразных событий и ситуаций (особенно если они связаны с безопасностью самого человека), знать психологические закономерности, которые руководят поведением людей, механизмы отношений между ними.
Представленный выше курс профессионально-психологической подготовки рассматривает важнейшие моменты, которые должны пройти курсанты и слушатели для того, чтобы быть психологически готовыми к профессиональной деятельности в реальных условиях. Профессионально-психологическую подготовку нужно реализовывать под руководством опытных психологов-практиков, которые будут реализовывать специально разработанную профессионально-психологическую программу.
Хотелось бы выделить три вида профессионально-психологической подготовки:
1. Собственно профессионально-психологическая подготовка — научно-организованный и эффективный процесс формирования, повышения и поддержания высокого уровня психологической готовности курсантов и слушателей к решению профессиональных задач.
2. Специально-психологическая подготовка — подготовка, содержание которой обусловлены специфическими, профессиональными и психологическими особенностями осуществления определенных профессиональных действий.
3.Целевая психологическая подготовка — осуществляется непосредственно курсантами и слушателями с целью мобилизации всех своих качеств и способностей для решения конкретной профессиональной задачи.
Если же рассмотреть вопрос, на каких этапах учебного процесса целесообразно ввести каждый из видов профессионально-психологической подготовки, то собственно профессионально-психологическая подготовка должна излагаться на первом-третьем курсах, а специально-психологическая - на четвертом-пятом курсах, когда курсанты и слушатели уже окончательно определились с выбором специальности и частично знакомы с реальными условиями работы по избранной профессии (прошли практический курс). Целевая психологическая подготовка является результатом двух вышеназванных курсов и усваивается каждым самостоятельно в процессе профессиональной деятельности.
В настоящее время существует множество психолого-педагогических технологий, различающихся по целям, задачам, структуре: методики ускоренного обучения (например, 25-й кадр для изучения иностранных языков; метод быстрого обучения навыкам машинописи), групповое обучение, обучающие игры и др. Многие из них используются не только в образовательном процессе, но и в других сферах. Так, например, большое распространение получили тренинги -деловые игры для выработки и стимулирования определенных качеств и навыков сотрудников. Применение современных психолого-педагогических техно-
логий в вузах и учебных центрах ГПС МЧС России несомненно имело бы большое положительное влияние.
Создание психологического обеспечения процесса психолого-педагогической подготовки курсантов и слушателей учебных заведений ГПС МЧС России позволит повысить ее качество и предупредить возможные негативные явления. Такая система предусматривает постоянное отслеживание психологического состояния курсантов и слушателей и, исходя из конкретных результатов, ситуаций и условий жизнедеятельности, обусловленные меры психолого-педагогического воздействия.
Библиографический список
1. Смирнов Б.А., Долгополова Е. В. Психология деятельности в экстремальных ситуациях. — Х.: Гуманитарный центр. М., 2007.
2. Дутов В.И., И.Г. Чурсин Психофизиологические и гигиенические аспекты деятельности человека при пожаре. 1993.
3. Большой психологический словарь/ Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. — Спб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
4. Самонов А.П. Психологическая подготовка пожарных. Москва 1982.
Bibliography
1. Dutov, V.I., Chursin I.G. Psycho-physiological and Hygienic Aspects of Human Activity During Fire. - 1993.
2. Great Psychological Dictionary / Comp. and Edit. by B. Meshcheryakov,
V. Zinchenko. - SPb.: Prime-EVROZNAK, 2003.
3. Samonov, A.P. Psychological Training of Firefighters / A.P. Samonov. - Moscow, 1982.
4. Smirnov, B.A., Dolgopolova, E.V. Emergency Situations Psychology / B.A. Smirnov, E.V. Dolgopolova. - Kh.: Humanitarian Center, 2007.