УДК 7.(075,3) ББК 85 М-31.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ В ПРОБЛЕМЕ МЕТОДИКИ
ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
МАСОЛИЕВ АБДУЛЛО САДРИДДИНОВИЧ
Старший преподаватель кафедры изобразительного искусства и народных промыслов, Худжандский государственный университет им. академика Б. Гафурова, Худжанд,
Таджикистан
ТЕМИРОВА МУЯССАР НОЗИМОВНА
Старший преподаватель кафедры изобразительного искусства и народных промыслов, Худжандский государственный университет им. академика Б. Гафурова, Худжанд,
Таджикистан
Х,УСЕНОВ Х,ОШИМЧ,ОН АНВАРОВИЧ
Магистрант 2 курса факультета изобразительных искусств и технологии, Худжандский государственный университет им. академика Б. Гафурова, Худжанд, Таджикистан
ХДЙДАРОВА МАВЛУДАЧ,ОН МАХ,МУДЧ,ОНОВНА
Магистрант 2 курса факультета изобразительных искусств и технологии, Худжандский государственный университет им. академика Б. Гафурова, Худжанд, Таджикистан
Аннотация. В статье рассматривается формирование творческой личности будущего учителя изобразительного искусства через национальную орнамент как необходимое условие. Существуют различные точки зрения о понятии «творческой личности», представлены различные виды профессиональных качеств будущего учителя. Следует отметить, что развитие современного общества, внедрение новых технологий в различные сферы нашей жизни, поставило перед собой задачу профессионального образования, личного творчества, самостоятельного и умелого получения и оценки информации и принятия решений. Получать самостоятельно информацию, затем оценивать и принимать решения. Обучение будущего учителя может вывести нас на новый этам развития. Следует отметит, что, проблемы творчества в ХХ века решались такими учеными, как Н.А. Бердяев, М.М. Бахтин, С. Булгаков, Л.С, Выготский были тщательно исследованы, отмечая тесную связь и личную деятельность авторов. Эти исследования предоставили возможность для культурно - исторической концепции творчества, что важно для определения роли и места педагогических навыков.
Ключевые слова: педагогическая деятельность, профессионально - педагогическая культура, профессиональное творчество, развитие личности будущего учителя, современные технологии.
Великий лидер нации отмечает: «Наши цивилизованные предки всегда подчеркивали, что человек есть воспитательное явление. Истинное становление и развитие человека есть последовательный и осознанный процесс его духовно-нравственного развития в связи с совершенствованием человеческого содержания социальной системы. Жизнь требует, чтобы мы сегодня обладали способностью распознавать подлинное содержание общественных процессов и явлений, уметь распутывать сложные узлы, проблемы дня, прояснять свой дальнейший путь. Поэтому необходимо поднять соответствующий и действенный уровень социальной ответственности в сознании и сознании людей общества, чтобы каждый человек чувствовал особую
ответственность за Родину и ее судьбу, за защиту национальных и культурных ценностей, и всегда готов исполнить свой сыновний долг...[10].
Возрождение ремесла орнамента считается одним из актуальных вопросов современности. Возможностей обучить тому или иному ремеслу подрастающее поколение сегодня очень много. Исследователь А.С. Масолиев отмечает: «...он анализирует условия обучения ремесла национального орнамента в классах орнаменти и рассматривает причины увеличения его часов для дальнейшего обучения в учебном процессе, что считается одной из основных проблем формирования творческая личность будущих учителей. В процессе обучения каждый предмет должен обучать учащихся определенным знаниям и умениям. Занятия ремесла орнамента имеют возможности, которые нельзя получить при изучении других предметов. Как и в любой другой области образования, на уроках орнамента следует обучать навыкам, полезным как для улучшения личной жизни, так и для прогресса современного общества...» [6. 271].
Развитие современного общества, внедрение новых технологий в различные сферы нашей жизни поставили перед нами задачу профессиональной подготовки, вопрос личного творчества, умелого самостоятельного получения и оценки информации, принятия решения. Получите и оцените информацию самостоятельно, примите решение. Воспитание такой личности может привести нас к новым этапам развития. Проблемы творчества в ХХ веке обсуждались такими учеными, как Н.А. Бердяев, М.М. Бахтин, С.Н. Булгаков, Л.С. Выготского тщательно исследуется и обсуждается, отмечается тесная связь и личная деятельность авторов. Эти исследования дали возможность культурно-исторической концепции творчества, что важно для определения роли и места педагогического мастерства.
Президент Республики Таджикистан, великий лидер нации, уважаемый Эмомали Рахмон, уделяя особое внимание развитию системы образования и проведению реформ в сфере образования, отмечает, что «.в ходе В этом действии следует учитывать некоторые истины: в современном мире успеха добивается та страна, в которой больше внимания уделяется повышению и развитию уровня образования в обществе..."
Таким образом, формирование творческой личности будущих учителей изобразительного искусства считается одной из актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Поэтому основной проблемой высшего образования сегодня является задача формирования творческой личности будущего педагога. Ведь ход социально-экономических преобразований, нравственный и духовный подъем общества во многом зависит от образования и уровня непрерывного развития творческих способностей педагога. Задача, стоящая перед высшей школой, требует постоянной системы профессиональной подготовки будущих учителей. Высокий уровень творческого развития является важным условием значимого результата и качественной учебной деятельности, поводом для самосовершенствования и саморазвития личности будущих учителей.
Дар Стратегияи рушди таълими миллии Точикистон то соли 2020 афзалияти асосии максади рушди х,азорсола, максад ва вазифах,ои "Тах,силот барои х,ама" ва дигар х,уччатх,ои стратегии хоси Чумхурии Точикистон мавриди омузиш ва бахрабардорй карор дода шудааст. Современное высшее образование, которое находится в постоянном поиске всестороннего обновления своей деятельности, необходимо для подготовки преподавателей к реализации поставленных задач.
Процесс превращения науки в непосредственную производительную силу изменил характер творчества: оно приобрело весьма значительный характер. В связи с этим возрастает потребность в повышении уровня творческого развития будущих педагогов, самостоятельно решающих различные вопросы, стоящие перед процессом профессиональной деятельности. Все это корректирует цели и задачи процесса профессионально-педагогического образования. Теперь будущим учителям недостаточно знать определенный объем знаний и умений, необходима постоянная творческая подготовка.
Результатом педагогического творчества является педагогическая культура, учитывая творчество как органическую составляющую педагогической деятельности. В.А. Упоминая о творческом характере педагогической деятельности, Сластенин пишет: «Культура... есть открытый
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
процесс личности, организация культуры в себе, сопереживание, созидание...» [11]. Именно с этой точки зрения педагогическая деятельность требует от учителя объективного творческого отношения во всех сферах педагогической деятельности - учебной, научной, методической, воспитательной.
С другой стороны, опыт показывает, что в профессиональной деятельности большинства молодых специалистов предпочтение отдается традиционной детерминации, которая ограничивает и закрепляет диапазон возникновения и развития творческих способностей студентов. Устранить имеющиеся недостатки можно на основе будущего процесса совершенствования подготовки специалистов высшей школы в условиях революции образования. Вне зависимости от текущих вопросов в высших учебных заведениях, как уже упоминалось, подготовка будущих учителей осуществляется как всегда в традиционных репродуктивных технологиях, в то время по мере необходимости применяется активные методы формирования профессионально-педагогического творчества: такие как создание проблемной ситуации, решение творческих задач, выполнение проектных заданий, обучение технологии диалога.
По результатам исследований ученых, профессиональная подготовка учителей составляет всего 5% учебных часов. Особенно с этой точки зрения в качестве задачи ставится комплекс установок на формирование качественного творческого лидера будущего педагога. Совокупность профессиональных требований к творчеству педагога определяется как профессиональная подготовка к педагогической деятельности. В ее составе к основе профессионализма отнесены, с одной стороны, психическая, психофизиологическая и физическая подготовка, с другой стороны, научно-теоретическая и экспериментальная подготовка. К числу требований, предъявляемых обществом к профессии учителя, относятся: педагогический такт, отношение, культура, любовь к своей профессии и, конечно же, творчество. Преподавание - это не только профессия, основной целью которой является демонстрация знаний, но и высокая миссия утверждения творения личности человека. В связи с этим цель педагогического образования можно представить как непрерывное общее и профессиональное развитие педагогов нового типа.
Ученый А.В. Мудрик в деятельности «Учитель: навыки, таланты и вдохновение» отмечает, что современные учителя - это интеллектуальная, духовная культура, мечта и умение работать вместе с другими, высокий профессионализм, новаторский метод педагогического мышления, готовность создавать новые ценности и принимать вопросы творчески различны [9].
А.С. Масолиев отметил в одной из своих статей "...Для будущего учителя изобразительного искусства наиболее важны зрительные восприятия, и именно они дают необходимую ему информацию. Как было сказано выше, большинство студентов художественных факультетов имеют естественное понимание визуального анализа. Однако с помощью специальных упражнений мы можем повысить зрительное восприятие. Занятия искусством национальных мотивов не только развивают у учащихся представление о линиях, формах, пропорциях, но и углубляют чувство цвета" [8. 422].
В условиях революции высшей школы процесс профессиональной подготовки должен включать в себя подготовку по становлению и творческому развитию будущих педагогов. Такой подход к творческому становлению будущих учителей с идеями гуманистической педагогики соответствует развитию личности самого учителя и его учеников.
Педагогическая деятельность представляет собой непрерывный творческий процесс, но в отличие от творчества в других областях (наука, техника, искусство) педагогическое творчество не имеет цели создания общественной, новой, природной ценности, хотя и остается материалом для развития личности.
Творческая энергия будущего учителя формируется на основе приобретенного психолого-педагогического опыта и технических знаний, новых идей, навыков и умений и помогает находить и использовать естественные решения, новаторские формы и методы, и в связи с этим совершенствует его профессиональные обязанности.
Таким образом, творчество педагога рассматривается как теоретический синтез знаний и практических умений, а уровень педагогического творчества зависит от уровня овладения методами психологического воздействия, полной совместимости надежды. Исследователь В.А. Кан-Калик четко определил отношение к сущности творчества учителя как личности, учитывая ограниченность влияния творческого процесса учителя и воспитателя. [4].
В современном профессионально-педагогическом образовании творческое развитие педагогов должно сочетаться с декоративно-практической деятельностью на теоретико-методологическом уровне, в основе сущности их специфики лежит глубокое знание педагогического процесса, а благодаря учитель находит свое положение и осознает свое превосходство над другими.
Педагогическое творчество - это процесс, включающий изучение усвоенного (адаптация, воспроизведение, обновление знаний и опыта) с целью изменения, повторного совершенствования имеющегося опыта. Учитель А.К. Марков утверждает, что путь от адаптации педагогической ситуации к изменениям составляет суть динамики творчества учителя. В среде личности педагогического творчества как самореализация педагога опирается на собственное творческое осмысление, а также определение пути профессионального роста личности и структуры программ самосовершенствования.
Задачи высшей школы: освобождение личности будущего педагога от гнета, создание условий для каждой стороны его индивидуального творчества, пробуждение личной мотивации к трудовому успеху, потребность в мотивации в творческом саморазвитии - это направление в подготовке будущих учителя в первом плане сегодня движется вперед, стоит [3].
Творческая энергия как качественная социальная характеристика личности будущего педагога рассматривается как одна из важных ее характеристик как члена общества. Для развития личности будущего учителя как качества устойчивой методики образовательного процесса, основанного на законах психолого-творческого воспитания, необходим исторический подход к развитию науки, техники, культуры. Это требует внесения изменений и корректировок в понятие высшего образования, его составляющих, перехода к фундаментальным принципам гуманистического образования [1].
Методологической основой формирования творческой личности будущих учителей изобразительного искусства через национальную роль и образ при обучении профессиональному мастерству является теория философского мышления, а также фундаментальные исследования в области психологии и педагогики творческой деятельности.
Отсюда следует, что творческое становление как особая система должны осуществляться высококвалифицированными специалистами, творчески активными педагогами. Квалифицированную, талантливую, предприимчивую личность могут воспитать только квалифицированные и талантливые педагоги. Не каждое ручное, естественное нововведение современной техники само по себе может создать эффективный педагогический процесс. Решающую роль в этой личности играет педагог, через которого влияние мировой культуры воздействует на личность [4].
Квалифицированный педагог К.Д. Ушинский пишет: «В воспитании все должно строиться на основе личности воспитателя, ибо сила воспитания вытекает только из живого источника человеческой личности...» [9].
Задача воспитателя, педагога: создать условия для реализации каждого молодого человека. Увлеченный, творческий педагог не только находит в учениках страсть к учебе, но и хочет знать, как добиться успеха с точки зрения профессиональной деятельности. Каждый педагог в любом случае изменяет педагогическую реальность, но только педагог-творец бесконечно борется за изменение кардинальности и считается в этой работе образцом для подражания.
Творческая способность формируется на основе тех или иных психологических особенностей и процессов, но включает в себя и эмоциональные моменты - волевые и реляционные. Основной
задачей системы образования и обучения является всестороннее развитие творческой личности обучающихся[7].
Для творческой деятельности очень важно классифицировать специальные исследования педагогических способностей и качеств личности: педагогический контроль, распределение внимания, способность передавать знания другим, способность понимать и принимать учителей, педагогическая эмпатия, способность планировать свою деятельность развитие личности учащихся, умение планировать педагогический такт [9].
Таким образом, формирование творческой личности будущих учителей приводит к положительному изменению личности школьника, способности адаптироваться к реальному миру, творчески решать не только учебные, но и жизненные задачи. В этом отношении революция современного образования ставит перед высшими учебными заведениями страны одну из главных задач: формирование творческой личности. Потребность представить общество в новом формате значительно возросла в последние годы. В концепции дистанционного педагогического образования дается определение общего педагогического образования: «Учителем новой формации считается нравственно сформированная творческая личность, обладающая рефлекторными навыками, профессиональными знаниями» [4].
Поэтому, поскольку педагогические факультеты высших учебных заведений готовят молодых специалистов к самостоятельной творческой работе, они мотивированы проводить ее в рыночных условиях через программы и курсы, которые помогают раскрыть личность студентов и идентифицировать себя как специалистов рынка найти работу.
Таким образом, вне зависимости от экономической системы в Республике Таджикистан и задач, поставленных перед подготовкой творческих педагогов, процесс формирования будущих педагогов осуществляется на основе типа стандартов подготовки специалистов, что снижает влияние педагог-специалист по формированию творческой личности будущих учителей изобразительного искусства.
АДАБИЁТ
1. Государственная программа долгосрочного развития образования РК на период до 2020 года. - Астана, 2011.
2. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. - М., 1987 г.
3. Закон «Об образовании» РК, 2007 г.
4. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990 г.
5. Концепция непрерывного педагогического образования РК, ноябрь 2009 года.
6. Масолиев, А.С. Азизов А.А. Асосхои психологй-педагогии ташаккули шахсияти эчодии муаллими ояндаи санъати тасвирй тавассути накшу нигори миллй. ПАЁМИ ДОНИШГОХИ МИЛЛИИ ТОЧ,ИКИСТОН-2020.-№8, ISSN 2074-1847. С-270-276.
7. Макоми кандакории чуб дар инкишофи кобилияти эчодии синфхои панчум. А.С. Масолиев, А.А. Азизов// "Номаи донишгох". Силсилаи илмхои гуманитарй ва чомеашиносй. Хучанд - 2019.-С. 134-140.
8. Масолиев, А.С. Олов С. Асосхои психологй-педагогии ташаккули шахсияти эчодии муаллими ояндаи санъати тасвирй тавассути накшу нигори миллй. ПАЁМИ ДОНИШГОХИ МИЛЛИИ Т0ЧИКИСТ0Н-2020.-№10, ISSN 2074-1847. С-422-426.
9. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение - М., 1986 г.
10. Паёми Президенти Чумхурии Точикистон, Пешвои миллат, мухтарам Эмомалй Рахмон ба Мачлиси Олии Чумхурии Точикистон. 26.12.2018 с. шахри Душанбе [манбаи электронй]. http://maimilli.ti/payom/ (санаи истифодабарй 28.10.2019).
11. Сластенин В.А., Подымало Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. - М., 1997 г.