АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В КРУЖКАХ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Годы после распада Советского Союза для вновь образованных независимых государств стали периодом поиска новых путей развития во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании. Складывавшаяся десятилетиями советская система образования, в которой приучение детей к творческой деятельности осуществлялось чисто символически, а сами учебные предметы по рисованию и труду, способствующие творческому развитию детей, считались второстепенными и не входили в число основных предметов, была подвергнута со стороны новой власти серьезной критике и переоценке. Наступило время менять приоритеты, вследствие чего в начатой реформе образования стало заметнее гуманистическое начало. Подрастающее поколение начало обрщатся к истокам национальной культуры. Вопросы возрождения и сохранения традиций и развития искусства выступили на первый план.
Отечественная педагогика при этом руководствовалась пониманием, что наилучший результат в воспитании детей возникает в ранний период детства, когда эмоциональное восприятие окружающего мира ребенком наиболее ярко окрашено и наполнено новизной познания. В этот период и формируется фундамент будущего творческого потенциала ребенка.
Приобщение школьников к национальным культурным ценностям средствами декоративно-прикладного искусства представляется нам одним из важных этапов в педагогике, поскольку позволяет активизировать и максимально полно реализовать потенциальные возможности детей в их учебно-творческой деятельности.
Организация кружков декоративно-прикладного искусства в школах и занятия в них дают возможность детям прикоснуться к истокам древней таджикской культуры и на практике знакомиться с национальными традициями. Такой подход к организации внеклассной работы можно организовать посредством кружков декоративно-прикладного искусства, которые, по нашему мнению, имеют ряд заметных преимуществ по сравнению с занятиями другими видами изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания. Эти преимущества отличаются широкой разновидностью и многоплановостью, поскольку:
-во-первых, они охватывают разнообразные виды деятельности, расширяющие их кругозор и способствующие приобщению детей к таким занятиям, как роспись, лепка, вышивка, резьба по ганчу и дереву;
-во-вторых, они активизируют и развивают в детях отдельные психолого -физиологические качества, такие как двигательные навыки, чувство цвета, формы, композиции и т. д.;
- в-третьих, они приобщают детей младшего школьного возраста к традициям своего народа и способствуют развитию национальной гордости и бережному отношению к историческому и культурному наследию предков.
Повышенный интерес к декоративно-прикладному искусству в республике, как к более эффективному и действенному средству воспитания, легко объясним, особенно с позиций сегодняшнего дня, когда чувство гордости за принадлежность к древней цивилизации и растущее самосознание народа неизбежно возвращают нас к истокам национальной культуры, к народному искусству.
Современная педагогическая наука накопила много исследований о том, какую роль играет народное прикладное искусство в воспитании и развитии подрастающего поколения и о влиянии на это исторических и нравственных традиций народа.
Общетеоретической и методической разработкой проблемы эстетического воспитания средствами народного искусства и развития творческих способностей детей занимались такие ученые, как Н. Н. Ростовцев, В.С. Кузин, Б.М. Неменский, А.С. Хворостов, В.И. Шорохов, Т.Я. Шпикалова и другие.
УДК 371.013+745 ББК 74.200.55+85.12
М.Д. АШУРОВ Л.Х. НЕМАТОВ
Наряду с теоретическими разработками проблем развития, обучения и воспитания средствами народного искусства многие исследователи раскрывают и показывают конкретные возможности использования народного прикладного искусства в процессе обучения на примерах работы общеобразовательных школ и внешкольных учреждений (Т. Я. Шпикалова, Н. С. Боголюбов, А. С. Хворостов , И. П. Волков, К. Касымов, Ю. В. Максимов, В. В. Корешков, М. К. Даутов, А. М. Хошхожев, А. М. Кадыров, И. Ахмедов).
Интерес представляет и то, что ученые рассматривают и общие проблемы развития народного декоративно-прикладного искусства, и специфические, присущие конкретному региону, народные традиции, их особенности и использование в педагогическом процессе (Л. Н. Любарская, Р. Хасанов, Э. В. Сайко, К. Ж. Амиргазин, М. М. Байрамбеков).
Мы также считаем, что именно знакомство с традициями национального искусства, использование его в процессе обучения позволяет, не нарушая естественного развития личности ребенка, усваивать исторические народные традиции и развивать творческие способности каждого ребенка.
Из отечественных исследователей одним из первых вопросы о путях и формах развития народного творчества поднял искусствовед М. А. Рузиев, которого по праву можно считат ммиь основателем теории таджикского народного искусства. (2, 3, 4, 5). В своих трудах он, проанализировав основные виды таджикских художественных ремесел, делает вывод о том, что народное искусство Таджикистана имеет все потенциальные возможности для своего сохранения и дальнейшего развития.
Из числа известных нам работ по проблемам воспитания и обучения средствами декоративно-прикладного искусства во внешкольной деятельности наибольший интерес для нашего исследования представили работы, посвященные программам освоения и творческого развития народных традиций, в первую очередь, через кружковую работу, которая представляет собой самостоятельное звено процесса обучения. Разумеется, для организации такой работы необходимы особое содержание и методика, позволяющие более углубленно заниматься народным декоративно-прикладным искусством.
Занятия в кружках во время творческой работы проявляют такие черты личности школьников, как усердие, настойчивость, сосредоточенность, целенаправленность и самостоятельность, играющие важную роль в педагогическо-образовательном плане.
Вопросам планирования работы кружков, организации кружковой работы и ее особенностей, методики обучения на материале отдельных видов народного искусства посвящены работы Н. С. Боголюбова, М. Г.Даутова, И. П. Волкова, К. Касымова и др.
Изучая проблему творческого развития детей в кружках, названные исследователи рассматривали основы организации и проведения занятий в кружках, делая акцент на незаменимой роли учителя в организации обучения детей.
Сегодня во многих школах республики созданы кружки по художественной росписи, резьбе по дереву и ганчу, рисованию, живописи, вышивке и другим видам прикладного искусства. В них преподавание ведется с уклоном на приобретение профессионального мастерства. Однако следует постоянно помнить, что детям школьного возраста может легко наскучить однообразная и монотонная работа по какому-либо виду деятельности, и, во избежание этого, мы рекомендуем с целью устранения этого недостатка организовывать многопрофильные кружки декоративно-прикладного искусства. Занятия в подобных кружках позволят ребенку, во-первых, выбрать занятие по душе и, во-вторых, расширить его кругозор, добавляя новые знания о народном искусстве, и пробудить интерес к национальному прикладному творчеству.
Именно по этим причинам разработка методов учебно-творческой деятельности детей младшего школьного возраста с использованием средств народного декоративно-прикладного искусства является актуальной и целесообразной. Данное утверждение основывается не только на анализе научной литературы, но и на опыте работы школьных кружков декоративно - прикладного искусства Таджикистана.
Анализ и обобщение научных исследований по методике работы кружков народного декоративно-прикладного искусства позволяют выявить, что в педагогической науке нет исчерпывающего ответа на вопрос о совершенствовании обучения и воспитания школьников средствами декоративно-прикладного искусства.
В настоящей статье авторы делают попытку определения методов активизации учебно-творческой деятельности школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства в рамках многопрофильной кружковой работы.
Использование средств народного декоративно-прикладного искусства в учебных целях позволяет осуществлять эстетическое воспитание детей по законам красоты, формировать у них эстетическое отношение к действительности и активизировать их творческую деятельность.
Большим подспорьем в эстетическом воспитании детей являются кружки общеобразовательных школ по интересам. Сегодня успешно работают различные виды кружков: рисования, живописи, росписи, музыки, кройки и шитья, вышивки, скульптуры, резьбы по дереву и по ганчу.
Все эти виды искусства, без исключения, являются уникальными средствами всестороннего и гармоничного развития личности.
Регулярные занятия в кружках декоративно-прикладного искусства способствуют эстетическому и нравственному развитию детей. Они дают детям представление о вышеупомянутых видах народного декоративно-прикладного искусства и предоставляют возможность наиболее полно развивать их творческие способности.
Занятия в кружке народного декоративно-прикладного искусства позволяют:
1. формировать у учащихся эстетическое отношение к окружающей действительности;
2. ознакомить детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства, реализовать их пристрастия и развить наклонности; дать детям знание элементарных основ изобразительного искусства, сформировать навыки работы с различными художественными материалами с натуры, по памяти и представлению;
3. развить и активизировать творческие способности в изобразительной деятельности каждого учащегося.
Занятия детей в кружке народного декоративно - прикладного искусства основываются на активном обучающем начале, включающем в себя учебно-воспитательные и учебно-творческие задачи.
В кружке занимаются дети школьного возраста (с 5-го по 9-ый классы). Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа (годовая нагрузка составляет около 130 часов). Изделия, выполненные руками детей, периодически экспонируются на различных выставках в школе, районе и городе.
Программой описываемого кружка предусмотрено обучение резьбе по дереву.
Учащиеся составляют четыре группы, которые укомплектованы по возрасту и по художественным способностям как этот:
План занятия, составленный из нескольких циклов заданий, дополняющих друг друга, согласуется с распорядком учебных занятий в школе и учитывает усиление или снижение активности школьников в начале каждой четверти и после окончания школьных каникул.
Кружок «Резьба по дереву»
Занятия в кружке начинаются со знакомства с геометрическим орнаментом: учитель доводит до сведения учеников основные особенности этого вида орнамента. Информация об орнаменте примерно следующего содержания:
Геометрический орнамент представляет собой узор, состоящий из сочетания простейших геометрических фигур: треугольников, квадратов, прямоугольников, параллелограммов, окружностей и т. д.
В таджикском декоративно-прикладном искусстве такой узор называется «гирех», и он бывает трех видов: ленточным, замкнутым и сетчатым. В ленточном орнаменте декоративные элементы создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением элементов, вписанных в ленту, в замкнутом- переплетенные линии могут быть размещены на полоске, в квадрате, прямоугольнике или окружности, а сетчатый орнамент строится на ритмическом чередовании одного или нескольких мотивов.
Этот вид орнамента, также как и растительный орнамент, своей декоративностью и относительной легкостью выполнения привлекает детей он, тем самым, носит учебно-воспитательный характер. Его освоение пробуждает ребенке учебно-творческую активность. В ходе составления орнамента процесс мышления школьника активизируется, школьнику становится интересно, как с помощью одного лишь квадратика можно составить такой достаточно сложный орнамент, как сетчатый.
Знакомя детей с разновидностями гиреха, учитель рассказывает о технике его выполнения на различных материалах. Далее школьники получают задание изготовить закладки для книг и расписать их геометрическим орнаментом. При этом они могут использовать все три вида узора, но более всего на данном этапе им подходит ленточный, который к концу первого года обучения они должны полностью освоить.
Практическая часть обучения включает в себя выполнение резьбы элементов геометрического орнамента по дереву на квадратной дощечке.
Учитель вначале знакомит детей с режущими инструментами и техникой работы с ними, затем они разрабатывают по правилам симметрии эскиз и переносят его на основу, после чего вырезают линейный узор.
Школьники 5-го и 6-го классов исполняют самый простой узор из квадратиков и треугольников, учащиеся 7-го и 8-го классов выполняют более сложное задание, в котором, после завершения вырезания узора, контуры узора, обводят белой краской. Школьники 9-го класса выполняют более сложный узор с переплетенными линиями.
В процессе этих занятий у школьников разрабатываются навыки нанесения вспомогательного рисунка для геометрического узора. Они приобретают навыки работы с режущим инструментом, не забывая о правилах безопасности при работе с ним, знакомятся с последовательностью работы на образце.
Резьба по дереву - очень интересное, увлекательное, полезное занятие для детей школьного возраста. Занятия резьбой по дереву способствуют сохранению и развитию национальных традиций: вполне возможно, что кто-то из учеников увидит в резьбе по дереву свою судьбу и станет продолжателем дела отцов и дедов. Они формируют у детей умение понимать красоту и художественную ценность произведений народного прикладного искусства. Воспитанники таких кружков приобретают навыки трудолюбия, настойчивости, силы воли, потребности в красоте; ребенок осознает себя творцом, которому посильно всё.
В кружках декоративно-прикладного искусства процесс занятий резьбой по дереву основан на активной работе мысли. Школьники учатся не только сознательно подходить к выбору узора для своей работы, но и самостоятельно составлять рисунки для резьбы и осваивать технику перевода этих рисунков на вырезаемую поверхность. С изучением элементарных способов изображения геометрического орнамента резьба по дереву постепенно усложняется в композиционном изображении и в возможностях освоения более совершенной техники работы с режущим инструментом. Занятия резьбой по дереву, которые строятся с соблюдением логической последовательности и учетом возрастных особенностей школьников, должны быть тесно взаимосвязаны с работой по другим видам декоративно-прикладного искусства. Например, в таджикском народном декоративном искусстве часто встречается сочетание элементов растительного узора ислими и уже знакомого нам геометрического узора гирех. Школьники, усваивая композиционные особенности этих элементов, знакомятся с возможностями их изображения на различных материалах и разной техникой исполнения.
Самая распространенная и простая резьб - это геометрическая. Обычно во всех кружках и на занятиях технологии с нее и начинают обучение резьбе по дереву. Рисунок, как мы уже говорили ранее, составляется из простых геометрических фигур - тире полос, квадратов, треугольников и т. д. Однако, чтобы из этих простых форм составить симметричный узор, составляющие его элементы должны быть совершенно одинаковыми по размерам. Точность и глубина порезки плоскостей должны точно повторять друг друга. Только тогда из отдельных вырезанных элементов образуется равномерно распространяющийся по всей плоскости единый рисунок орнамента.
Многолетняя преподавательская работа, непосредственное наблюдение за художественным творчеством школьников, оценка результатов их деятельности, беседы послужили авторам основанием для корректирования, изменения и уточнения теоретически разработанной программы исследования методов активизации учебно-творческой деятельности младших школьников в кружке декоративно- прикладного искусства.
В экспериментально-контрольную группу вошли школьники, занимающиеся в школьных кружках СШ №№ 31 и 49 Б. Гафуровского района, СШ № 23 и 24 г. Худжанда. Среднее количество детей в одном кружке составило 15 человек. В целом в формирующем эксперименте приняли участие около 130 учеников. Руководство экспериментом было поручено учителям, получившим профильное образование на художественно-графическом факультете педагогического института и имеющим многолетний опыт педагогической работы.
Таким образом, экспериментальными и контрольными группами руководили педагоги, имеющие одинаковое образование, близкие по стажу работы в общеобразовательной средней школе и детской изостудии, что могло обеспечить объективную оценку эффективности разработанной нами программы, ее форм и методов педагогического руководства художественным творчеством школьников, формированием их художественных интересов.
Формирующий эксперимент позволил нам обосновать программу нашего исследования для организации руководителем кружка творческих методов занятий со школьниками по ознакомлению их с основами народного художественного творчества и развития у них художественного интереса.
На начальных занятиях особое внимание уделялось обучению детей элементарным навыкам по рисованию эскизов узора. Позднее они были ознакомлены с росписью и стилизацией, получили представления о цвете и колорите и продемонстрировали работы народных мастеров. Постепенно детей подводили к усвоению орнамента и необходимости поиска необычных орнаментальных форм. Когда у детей появились понятия об орнаментах, их познакомили с различными материалами и техникой их использования в орнаментальной композиции.
Резьба по дереву, в которой в равной мере присутствуют и творческая, и ремесленная составляющие, пробуждает в детях интерес к занятиям резьбой и, тем самым, активизирует их учебно-творческую деятельность.
Успешное развитие творческих способностей и активизация учебно-творческой деятельности при обучении детей зависит от умения педагога придерживаться научно обоснованной системы и методики последовательного усложнения учебно-творческих задач.
Исходя из этого принципа, мы строили нашу систему занятий таким образом, чтобы творческая активность учащихся протекала равномерно и от занятия к занятию повышалась одновременно с повышением уровня сложности работы.
Результаты анализа формирующего эксперимента показали, что уровень художественных способностей к творчеству и активность к концу срока обучения заметно возросли по всем критериям оценок.
Процесс развития умений ребенка в резьбе по дереву (диаграмма) :
1. Умение компоновать рисунок узора на дощечке;
2. Умение вырезать треугольно-выемчатые элементы орнамента;
3. Удачное композиционное решение.
Резьба по дереву
1. Умение компоновать рисунок узора на дощет -- 20 % - - 26 % - - 63 % - - 100 %
2. Умение вырезать треугольно- выемчатые элементы орнамента - - 20 % - - 22 % - - 60 % - - 100 %
3. Удачное композиционное решение - - 10 % - - 16 % - - 59 % - - 98 %
5-6 кл 7-8 кл 9 кл
■ 1. Умение комппнпвдть рисунок узпрд на дпщечке
■ 2. Умение вырезать треугольно выемчатые элементы орнамента 3, Удзчнпе кпмппзиципннпе решение
Изучение истории развития народного декоративно-прикладного искусства и ознакомление с его самобытностью и спецификой имеют под собой очень плодотворную почву в деле эстетического воспитания, развития художественного вкуса и творческой активности подрастающего поколения. Исходя из этого, в настоящем исследовании мы сделали попытку определить основные закономерности развития творческой деятельности школьников на
занятиях декоративно-прикладным искусством в условиях многопрофильного кружка и на основе этого выработать методические рекомендации.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Ашуров, М. Д. Исследование методов активизации учебно- творческой деятельности младших школьников в кружках декоративно- прикладного искусства (на примере Таджикистана). дисс. канд. пед. наук. 13 00 02, Москва/ М. Д. Ашуров- 1993.- 187 с.
2. Рузиев, М. А. Разные двери жилищ Бухары. / М. А. Рузиев- Душанбе, 1967.- 19с.
3. Рузиев, М. А. Искусство таджикской резьбы по дереву (конец XIX- XXвв). - Автореф. дисс. на соиск. уч.степ.канд. пед. наук КПН. / М. А. Рузиев- Душанбе, 1976. -16с.
4. Рузиев, М. А. Народные умельцы. / М. А. Рузиев.- Душанбе, Ирфон, 1983. -70 с.
5. Рузиев, М. А. Эволюция таджикского орнамента (IX- XXвв). // Автореф. дисс. на соиск. уч. степ.док-ра искусствоведения./ М. А Рузиев- М.: Академия художеств СССР, 1988. -49 с.
REFERENCES:
1. Ashurov, M.D. Research of methods of activization of educational creative activity of younger schoolchildren in circles of decorative and applied art (on materials of Tajikistan). diss. Cand. ped. sciences. 13 00 02, Moscow / M.D. Ashurov - 1993.- 187 p.
2. Ruziev, M.A. Different doors of Bukhara's dwellings. / M.A. Ruziev, - Dushanbe, 1967.- 19 p.
3. Ruziev, M. A. The art of Tajik carving on wood (late XIX-XX centuries). - Author's abstract. diss. to the soisk. Ph.D. ped. Sciences of the CPN./ M. A. Ruziev - Dushanbe, 1976. -16s.
4. Ruziev, M.A. Popular craftsmen. / M.A. Ruziev . - Dushanbe, Irfon, 1983. -70 p.
5. Ruziev, M.A. The evolution of the Tajik ornament (IX-XX centuries). / / Author's abstract. diss. to the soisk. uch. step.dok-ra art criticism./ M.A. Ruziev. - Moscow: Academy of Arts of the USSR, 1988. -49 p
Фаъолсозии фаъолияти омузишиву эцодии хонандагон дар махфищои санъати ороиши амали
Вожахои калиди: санъати ороиши ва амали, насли наврас, шинохт, халлоцият, тарбияи
эстетики, нацшунигор, кандакории чуб, озмоиши ташаккулёфта Дар мацола масъалаи алавиятуо дар соуаи маорифи цумуурии Тоцикистон дар давраи пасошурави барраси мешаванд. Таъкид мешавад, ки дар солуои охир бо афзудани таваццуу ба масъалауои эуёву уифзи анъанауо ва уунаруои милли, алоцаи насли наврас низ ба решщои фаруанги милли зиёд гардидааст.
Муаллифон кушиш мекунанд, ки усулуои фаъолгардонии фаъолияти таълимиву эцодии хонандагонро, дар асоси санъати ороиши амалии халци, дар чауорчуби кори бисёрсоуавии мауфил дар намунаи кандакории чуб, анцом дщанд.
Дар рафти тадцицот озмоиш гузаронида шуд, ки дар он 130 нафар хонандагон аз синфуои 5-ум то 9-ум ва омузгорони мактабуои гуногуни шауру деуот иштирок намуданд.
Боло рафтани сатуи цобилияти эцодии хонандагон дар рафти озмоиш имкон дод, ки моро ба ин натица овард, ки барои фаъолсозии халлоцияти хонандагон агар кори гурууи дар мауфили санъати ороиши амалии халци уамчун усули беутарини фаъолгардонии фаъолияти таълимиву эцодии хонандагон ба роу монда шавад, самараи хуб хоуад дод.
Активизация учебно-творческой деятельности школьников в кружках декоративно-прикладного искусства Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, подрастающее поколение, познания, творческий потенциал, эстетическое воспитание, узор, резьба по дереву, формирующий эксперимент. В статье рассматривается вопрос приоритетов в сфере народного образования республики, в постсоветский период. Указывается на приобщение подрастающего поколения к истокам национальной культуры, когда вопросы возрождения и сохранения традиций и развития искусства выступили на первый план.
Авторы делают попытку определения методов активизации учебно-творческой деятельности школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства в рамках многопрофильной кружковой работы на примере кружка резьбы по дереву.
В ходе исследования проведён формирующий эксперимент, в котором участвовали ученики 5-х - 9-х классов в количестве 130 человек и учителя различных городских и сельских школ.
Повышение уровня художественных способностей к творчеству и активности учащихся в ходе эксперимента позволило сделать вывод о целесообразности организации кружковой работы как метода активизации учебно-творческой деятельности школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства.
Activization of the Educational and Creative Activity of Schoolchildren in the Circles of Arts and Crafts
Keywords: arts and crafts, the younger generation, cognition, creativity, aesthetic education,
pattern, woodcarving, forming an experiment. After the collapse of the Soviet Union, it was time to change priorities in the sphere of public education of the republic, as a result of which the humanistic principle became more noticeable in the reform of education. The younger generation began to attach to the origins of national culture. The questions of revival and preservation of traditions and development of art came to the fore.
In this article, the authors make an attempt to determine the methods of activating the educational and creative activity of schoolchildren with the means offolk decorative and applied art within the framework of a multidisciplinary work on the example of a carving circle on wood.
In the course of the study, the authors conducted a formative experiment in which students from the 5th to the 9th grades participated in the number of 130 students and teachers from various urban and rural schools.
The results of the analysis of the formative experiment showed that the level of artistic creativity and activity at the end of the training period increased markedly by all criteria of evaluation, and this proves the expediency of organizing group work as a method of activating the educational and creative activity of schoolchildren with the means offolk decorative and applied art. Маълумот дар бораи муаллифон:
Ашуров Муцим Цурабоевич, номзади илмуои педагоги, дотсенти кафедраи санъати тасвири ва мауорати актёрии факултети санъати Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б. Fафуров (Цум^урии Тоцикистон, ш. Хуцанд), E:mail: Mukim.ashurov@mail.ru Неъматов Лутфулло Хайруллоевич, номзади илмуои педагоги, дотсенти кафедраи технология ва методикаи таълими Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б. Fафуров (Цум^урии Тоцикистон, ш. Хуцанд), E: mail: Nematov.hgu@mail.ru Сведения об авторах:
Ашуров Муким Джурабоевич, кандидат педагогических наук доцент кафедры декоративно приклодное искусства Худжандский государственный университет имени академика Б. Гафурова (Республика Таджикистан, г.Худжанд), E:mail: Mukim.ashurov@mail.ru Неъматов Лутфулло Хайруллоевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и методики её преподавания, Худжандский государственный университет имени академика Б. Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд), E: mail:Nematov. hgu@mail. ru Information about the autors: Ashurov Muqim Juraboevich, candidate of pedagogical sciences, Associate Professor of the department of descriptive art and actor mastership attached to the faculty of Art under Khujand State University named after academician B. Gafurov (Tajikistan Republic, Khujand), E: mail: Mukim. ashurov@mail.ru
Nematov Lutfullo Hayrulloevich, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate professor the department of technology and its methods of its teaching of Khujand State University named after academician B.Gafurov (Tajikistan Republic, Khujand), E: mail: Nematov.hgu@mail.ru