Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ'

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЙ УЧИТЕЛЬ / CREATIVITY / PEDAGOGICAL CREATIVITY / ORGANIZATION OF TECHNICAL CREATIVITY / CREATIVE ACTIVITY / CREATIVE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ганизода Джамшед Шуджоат, Хакимов Азамжон Акрамджонович, Азизов Абдулатиф Абдухалимович

Обучение в рамках педагогического вуза учителей технологии для общеобразовательных школ республики предполагает прививать студентам такие качества творческого учителя, как: стремление к самообразованию и самостоятельности, профессиональный энтузиазм, готовность к анализу, обобщению, преобразованию, принятию решений, способность ориентироваться в любой педагогической ситуации, наблюдательность, сдержанность, эмоциональность, творческий склад ума. Достижение положительных результатов в обучении студентов возможно лишь в том случае, если преподаватель вуза как специалист в определенной области знаний в ходе учебно-воспитательной работы, помимо аудиторных занятий, организует кружковую и внеклассную работу по техническому творчеству, где демонстрирует студентам свои знания и творческое отношение к профессиональной деятельности. Авторами настоящей статьи в общеобразовательных школах Согдийской области проведено исследование в виде формирующего эксперимента, в котором студенты участвовали в качестве учителей технологии, позволившее разработать определенную систему внеурочной воспитательной работы и экспериментально проверить уровни развития технического творчества учащихся. В ходе эксперимента отрабатывались модель и методика развития технического творчества учащихся на уроках технологии. Результаты эксперимента продемонстрировали целесообразность применения на практике, разработанных авторами рекомендаций по развитию технического творчества учащихся на уроках технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF FUTURE TEACHERS OF TECHNOLOGY TO THE ORGANIZATION OF TECHNICAL CREATIVITY OF STUDENTS

Essional enthusiasm, readiness for analysis, generalization, transformation, decision-making, the ability to orientate in any pedagogical situation, restraint, emotionality, creative mentality. Achievement of positive results in the teaching of students is possible only if the teacher of the institute of higher education as an expert in a certain area of knowledge during the educational work, in addition to classroom activities, organizes a circle and extra-curricular work on technical creativity, where demonstrates to students their own knowledge and creative attitude to professional activity. The authors of this article conducted a study in the secondary schools of Soughd region in the form of an experiment in which the students participated as teachers of technology, which allowed to develop a certain system of extracurricular educational work and to test experimentally the levels of development of technical creativity of students. In the course of experiment, the model and method of developing the technical creativity of students in technology lessons were developed. The results of the experiment have demonstrated the practicability feasibility of applying in practice the recommendations developed by the authors on the development of technical creativity of students in technology lessons.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ»

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ

Ганизода Д.Ш., Хакимов А.А., Азизов А.А.

Государственный институт изобразительного искусства и дизайна Таджикистана Таджикского технического университета им. М.Осими Худжандский государственный университет имени академика Б. Гафурова

Современный учитель общеобразовательных учреждений осуществляет деятельность, содержащую в себе и сочетающую в той или иной степени и научное и педагогическое творчество. Разумеется, в этом «тандеме» приоритетным было и остается творчество педагогическое, а научная деятельность призвана обеспечивать учебный процесс логикой и алгоритмом решения научных задач, чем содействует решению педагогических задач.

Педагогическое творчество учителя общеобразовательных учреждений и преподавателя вуза в равной степени осложнено тем, что оно более «регламентировано» во времени. Все этапы творческого учебного процесса, начиная с возникновения педагогического замысла, и далее через его разработку к реализации замысла «жестко» связаны между собой во времени учебными программами и требуют безотлагательного и оперативного перехода от одного этапа к другому. В работе педагогов есть и такая сложность, как пролонгированный результат творческих поисков, невозможность заранее предвидеть конечный результат.

Одной из основных задач системы образования является создание в педагогическом коллективе учебных групп, комфортной и эмоциональной среды для творческого поиска, которая выступает мощным стимулирующим фактором.

Педагогическое творчество - это в первую очередь процесс, в котором преподаватель работает и со всей группой, и с конкретным студентом персонально, что и является нестандартным подходом к учебной деятельности, поскольку позволяет по ходу занятий корректировать знания студентов по их способностям. Педагогическое творчество характеризуется следующими, основными показателями: стабильностью (постоянством) уровня вовлечения студентов в самостоятельную работу и оптимальностью методических приемов.

М.М. Поташник в своей книге «Как развивать педагогическое творчество», рассматривает пути и средства развития творческого потенциала учителя. В частности, в разделе «Творческий учитель - творческий ученик» он отмечает: «Общеизвестно: нет ни одного нормального ребенка, которого природа не наделила бы творческими возможностями. Важное условие и средство их выявления и развития - творческий учитель» [9, с.78].

В работе Р.Х. Шакурова «Творческий рост педагога» раскрываются методы и формы организации деятельности педагогов, социально-психологические факторы и их роль в стимулировании творческого роста членов коллектива, рассматриваются мотивы творческой активности учителей и мастеров производственного обучения ПТУ [12, с.90].

Исследователь Шарифзода Ф., в отличие от других педагогов, рассматривает педагогическое творчество в целостном педагогическом процессе и только на основе взаимодействия учителя и учащихся в обучении, которое приводит к раскрытию творческого потенциала [13, с. 12].

В работе Т.С. Поляковой [7, с.29] уделяется внимание анализу затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей.

По мнению Е.П. Белозерцева [2, с.50]: «Современного учителя должно отличать постоянное стремление к творчеству, мастерству, новаторству. Искусство современного учителя состоит в том, чтобы с высоты своей образованности и жизненной мудрости уметь понимать ребенка, природу детства. Только понимая и принимая многообразный и противоречивый мир мыслей, переживаний, чувств детей, учитель сумеет направить их на путь познания, воодушевить на добрые дела».

Некоторые исследователи - Л.Г. Борисова [3, с.43], С.Б. Елканов [4, с.12], И.А. Карпюк [6, с.20] и др. посвятили свои работы вопросам профессионального становления учителя, молодому учителю, учителю-стажеру.

«В последние десятилетия в Таджикистане изменяется подход к действующей системе

образования на предмет ее соответствия современным задачам гуманизации культуры. Проблема заключается в том, что в обязанности современной средней школы входят не только задачи интеллектуального развития личности, обучения и воспитания учащихся, но и приобщение учащихся к сокровищнице достояний мировой и отечественной культуры, и их эстетическое воспитание» [5, с.200-205].

Проблема развития творческой личности в психолого-педагогическом смысле - задача трудная и многогранная. Она требует теоретического осмысления и обоснования, поиска эффективных, рациональных методов и новаторских подходов к обучению, смелого выдвижения новых конструктивных идей и их экспериментальной проверки. В научной литературе, посвященной данной тематике, на основе анализа научной деятельности и личных качеств известных изобретателей, конструкторов и исследователей выделяют такие положительные для творческой деятельности качества и умения, как: вырабатывание привычки записывать ценные идеи, умение четко формулировать исследуемую проблему, не допускать бесполезных поисков разумного решения проблемы и формулирования антинаучных проблем, методичность и последовательность в проведении исследования, развитие практических навыков в проведении экспериментальной работы и проверки данных [11, с.24].

В этом ракурсе выделим основные направления в определении понятия «творчество». Во-первых, это определение творчества через продукт, результат творческой деятельности; во-вторых, через личность, ее черты, характеристики; в-третьих, через процессы, которые имеют место в творческой деятельности и, в-четвертых, через включение в определение творчества элементов, указывающих на роль условий, воздействующих на творческую личность.

В ХГУ им. академика Б.Гафурова студентами изучается учебный курс «Техническое творчество учащихся», способствующий формированию организаторских качеств в области технического творчества учащихся у будущих учителей технологии. Целью курса является: формирование знаний, умений и навыков, необходимых учителю технологии для организации творческой работы учащихся общеобразовательной школы на уроках технологии и в кружках технического творчества. А также получение студентами общетеоретических знаний в области технического творчества учащихся, при организации и методики проведения занятий по введению творческой, технической и педагогической деятельности, овладение знаниями, умениями и навыками.

«Техническое творчество - психологически сложный процесс. В центре его - воображение, вокруг него задействованы другие психологические процессы: внимание, память, мышление, которые проявляются в тех знаниях, которые есть у человека» [1, с.209].

Классифицируя техническое творчество можно выделить нижеследующие его виды: изобретательство, проектирование, конструирование, моделирование, рационализаторство, решение технических задач, а также субъективное открытие.

«Творчество при различных степенях его выраженности может проявляться в любом виде деятельности и связано с иерархией переживаний - от интереса через увлечение и вдохновение до озарения» [10, с.64].

Подготовка рефератов и докладов вырабатывает у студентов навыки поиска рациональных подходов к деятельности, приучает их к рациональному мышлению и выбору методов решения творческих технических задач. Эта работа позволяет студентам найти кратчайший путь к правильному решению, избавляет их от метода «проб и ошибок», дает возможность дальнейшего усовершенствования приобретенных ими знаний, умений и навыков.

При исследовании эффективности процесса развития технического творчества учащихся на уроках технологии необходимо организовывать контроль динамики, развития ценностных ориентаций школьников, выяснения степени принятия ими социальных ролей и уровня значимости предлагаемых характеристик за время пребывания в школьной среде.

Для выявления качественных характеристик и эффективности предложенной нами модели и методики развития технического творчества учащихся на уроках технологии, нами было проведено масштабное исследование на базе средних общеобразовательных школ Согдийской области: гг. Худжанда, Гулистона, Исфары, Панджакента, Истаравшана и Б. Гафуровского района по известной и распространенной методике «Я все могу?».

Данное исследование, проведенное в виде формирующего эксперимента, позволило разработать определенную систему внеурочной воспитательной работы и экспериментально проверить уровни развития технического творчества учащихся. Не удивительно, что школьники проявили интерес к участию в эксперименте и активно включились в участие разнообразных видах технического

творчества.

Организаторами эксперимента было приложено значительные усилия по созданию благоприятных условий для его успешного проведения, что в конечном итоге, способствовало раскрытию потенциальных возможностей школьников, овладению новыми знаниями, умениями и навыками, развитию черт характера, взглядов и чувств.

По итогам эксперимента был сделан трехуровневый анализ развития технического творчества учащихся в процессе внеурочной работы.

Высокий уровень - уровень полной убежденности. Он характеризуется тем, что все главные компоненты развития технического творчества учащихся осознаются ими и как общественные, и как личностные и понимаются ими в полной мере.

Средний уровень - уровень фрагментарной технической осознанности не только технических знаний, но и понимание их значения. Вместе с тем, более или менее значительная часть технических чувств не переносится учащимися в сферу их потребностей.

Низкий уровень - уровень мало осознанного усвоения развития технического творчества. Учащийся имеет простые информационные технические знания, не понимает их значения для себя и для общества.

Наше исследование подтвердило, что для развития технического творчества учащихся одной доброй воли экспериментатора и субъективной готовности преподавателей к этому явно недостаточно. Крайне важно, чтобы их цели совпадали с интересами школьников, стремлениями и взглядами родителей, требованиями школы и общества. Только при этом условии можно достичь желаемого конечного результата.

В ходе опытно-экспериментальной работы нами проводились занятия контрольного типа, цель которых «срезы» (контрольные проверки) для изучения уровней развития технического творчества учащихся. Все собранные сведения фиксировались по всей экспериментальной группе в целом, что предоставляло возможность «усреднения» полученных результатов.

В таблице 1 представлены данные срезов, проведенных нами для изучения развития технического творчества учащихся.

Таблица 1.

Классы № среза Уровень развития умения при характер менять на практике информацию поисково-творческого :>а по заданной теме (презентация).

Высший средний Низкий

5 класс 1 10 32 60

2 25 38 39

3 42 42 18

4 50 40 12

6 класс 1 8 32 72

2 24 34 54

3 42 37 33

4 58 42 12

7 класс 1 12 24 84

2 42 42 36

3 48 46 26

4 54 50 16

На основании данных таблицы 1 нами построены диаграммы динамики развития технического творчества учащихся, умений применять на практике информацию поисково-творческого характера по заданной теме (презентация). (Рис. 1).

Уровень развития умения применять на практике информацию поисково-творческого характера по заданной теме (презентация)

60 50 40 30 20 10 0

2 3

контрольные срезы

высший I средний низкий

4

Рис. 1.

На основании выше изложенного, можно сделать следующие выводы:

- для высшего педагогического образовательного учреждения приоритетной задачей является подготовка учителя технологии, способного организовать и управлять техническим творчеством учащихся.

- внеклассные занятия по техническому творчеству дают возможность проводить с учащимися различные виды работ, упражнять их как физически, так и умственно, а также благоприятно влияют на развитие всех сторон личности учащихся, воспитывают у них интерес к науке и технике, любовь к творчеству.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азизов А.А. Дидактические основы формирования технического творчества у учащихся общеобразовательной школы (на примере Республики Таджикистан): автореф. дис. ...д-ра пед. наук. / А.А. Азизов -Душанбе. 2013. -45 с.

2. Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. / Е.П.Белозерцев -М.: Педагогика, 1989. - .208 c

3. Борисова Л.Г. Молодой учитель: Труд, быт, творчество. / Л.Г. Борисова-М.: Знание, 1983. -80 с.

4. Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя: Кн. для учителя. / С.Б. Елканов. -М.: Просвещение, 1986. -143 с.

5. Исломов О.А., Азизов Ш.Ю. Роль школьного художественного образования в формировании нравственно - эстетических качеств учащихся / Исломов О.А., Азизов Ш.Ю. и др. // Вестник Таджикского национального университета. Душанбе - 2017, № 3 - 1, 304 с. - 200-205 с.

6. Карпюк И.А. Учитель-стажер в школе. / И.А. Карпюк. -Минск: Университет, 1987. -96 с.

7. Полякова Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей /Предисл. Ю.К.Бабанского. -М.: Педагогика, 1983. -129 с.

8. Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса / Я.А. Пономарев. - М.: Педагогика, 1983. -326 с.

9. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. / М.М. Поташник. -М.: Знание, 1987. -82 с.

10. Рахимов С., Азизов А.А. Научно-педагогические основы формирования творческих способностей учащихся декоративно-прикладному искусству. / С. Рахимов, А.А. Азизов. // Вестник Таджикского национального университета. 2014. -299 с.

11. Симоненко В.Д. Методика преподавания технологии / В.Д. Симоненко. — Брянск, 2001. -374 с.

12. Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. / Р.Х. Шакуров. -М.: Знание, 1985. -113 с.

13. Шарифзода Ф. Педагогика (курс лекций). / Ф. Шарифзода, И.Х. Каримова. -

II Душанбе: Ирфон, 2008. -284 с.

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ

Обучение в рамках педагогического вуза учителей технологии для общеобразовательных школ республики предполагает прививать студентам такие качества творческого учителя, как: стремление к самообразованию и самостоятельности, профессиональный энтузиазм, готовность к анализу, обобщению, преобразованию, принятию решений, способность ориентироваться в любой педагогической ситуации, наблюдательность, сдержанность, эмоциональность, творческий склад ума.

Достижение положительных результатов в обучении студентов возможно лишь в том случае, если преподаватель вуза как специалист в определенной области знаний в ходе учебно-воспитательной работы, помимо аудиторных занятий, организует кружковую и внеклассную работу по техническому творчеству, где демонстрирует студентам свои знания и творческое отношение к профессиональной деятельности.

Авторами настоящей статьи в общеобразовательных школах Согдийской области проведено исследование в виде формирующего эксперимента, в котором студенты участвовали в качестве учителей технологии, позволившее разработать определенную систему внеурочной воспитательной работы и экспериментально проверить уровни развития технического творчества учащихся. В ходе эксперимента отрабатывались модель и методика развития технического творчества учащихся на уроках технологии.

Результаты эксперимента продемонстрировали целесообразность применения на практике, разработанных авторами рекомендаций по развитию технического творчества учащихся на уроках технологии.

Ключевые слова: творчество, педагогическое творчество, организация технического творчества, творческая деятельность, творческий учитель

PREPARATION OF FUTURE TEACHERS OF TECHNOLOGY TO THE ORGANIZATION OF TECHNICAL CREATIVITY OF STUDENTS

Teaching within the pedagogical university of technology teachers for general schools in the republic presupposes the instilling of such qualities of a creative teacher as: the desire for self-education and independence, professional enthusiasm, readiness for analysis, generalization, transformation, decision-making, the ability to orientate in any pedagogical situation, restraint, emotionality, creative mentality.

Achievement of positive results in the teaching of students is possible only if the teacher of the institute of higher education as an expert in a certain area of knowledge during the educational work, in addition to classroom activities, organizes a circle and extra-curricular work on technical creativity, where demonstrates to students their own knowledge and creative attitude to professional activity.

The authors of this article conducted a study in the secondary schools of Soughd region in the form of an experiment in which the students participated as teachers of technology, which allowed to develop a certain system of extracurricular educational work and to test experimentally the levels of development of technical creativity of students. In the course of experiment, the model and method of developing the technical creativity of students in technology lessons were developed.

The results of the experiment have demonstrated the practicability feasibility of applying in practice the recommendations developed by the authors on the development of technical creativity of students in technology lessons.

Key words: creativity, pedagogical creativity, organization of technical creativity, creative activity, creative teacher.

Сведения об авторах:

Ганизода Джамшед Шуджоат, ректор - Государственного института изобразительного искусства и дизайна Таджикистана (Республика Таджикистан, г. Душанбе), E-mail: [email protected] Тел: (992)918-17-11-17 Хакимов Азамжон Акрамджонович, старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин ФСН Политехнического института

Таджикского технического университета им. М.Осими в г.Худжанде, E-mail: azam_hakimov@mail. ru

Азизов Абдулатиф Абдухалимович, доктор педагогических наук, профессор, декан факультета изобразительного искусства и технологии Худжандского государственного университета им.Б.Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд), E-mail: [email protected] Тел:)(992)918-47-41-15

About authors:

Ganisoda Jamshed Shujoat, Rector of the Tajik State Institute of Fine Arts and Design (Republic of Tajikistan, Dushanbe), E-mail: [email protected] Phone: (992)918-17-11-17

Khakimov Azamjon Akramjonovich, senior teacher of the Department of General Subjects of the Faculty of Construction and Transport of the Polytechnic Institute of Tajik Technical University named after M. Osimi in Khujand, E-mail: [email protected]

Azizov Abdulatif Abduhalimovich, doctor of pedagogical sciences, dean of the Faculty of Fine Arts (visual arts) and Technology of Khujand State University named after B. Gafurov (Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail: [email protected] Tel: (992)918-47-41-15

УСУЛИ ТАЪЛИМИ ЧУМЛАИ СОДАИ ЯКТАРКИБА ВА ДУТАРКИБА

ДАР СИНФИ 5

Саидмуроди Х.

Донишгоуи давлатии омузгории Тоцикистон ба номи Садриддин Айни

Барои бедор намудани рагбати хонанда ба омузиш, ба фикри мо, се чиз накши мухим дорад; китоби дарсй, махорати омузгор ва усули таълим. Маводи китобхои дарсии забони точикй иборат аз ду кисмат аст: назариявй ва амалй. ^исмати назариявии онро таърифу коидахои грамматикй, имло ва аломатхои китобат, лексикй ва фонетикй ва кисмати амалии онро машкхо ташкил медиханд.Муаллимро зарур аст, ки дар чараёни таълим ба ин хар ду кисми маводи китобхои дарсй эътибор дихад (3, 38).

Китобхои дарсии забони точикй дар мачмуъ бо маводи назариявию амалии худ ва тарзи чобачогузории он мавод аз руи принсипи муттасилию пайдархамии фаслу бобхо ва мавзуъхои таркибии онхо тартиб дода мешаванд, ки ин талаботро муаллифон хадалимкон бояд риоя намоянд. Китоби дарсии забони точикй барои синфи 5 аз такрори мавзуъхои синфи 1-4 огоз мегардад. Дар ин фасл хиссахои нутк, чумла, мубтадо ва хабар такроран оварда шудаанд. Баъд илми овошиносй, нахв (синтаксис), калима, калимасозй ва имло, сарф (морфология), исм ва феъл ташрех мешаванд. Барои дарки мохияти мавзуъ шеърхо оварда шудаанд. Хусусияти китоб дар он аст, ки барои дарки амалии мавзуъхо дар он машки бештар оварда шудааст. Хонанда матнро хонда ва ё навишта, оид ба мавзуъ тасаввуроташро кавй менамояд.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Калимахои нофахмо дар зери матн бо номи лугат шарх ёфтааанд. Барои дарки бештари мавзуъ аз методи накшахо истифода шудааст ва он имкон медихад, ки мавзуъ дар тафаккури хонанда накш бандад. Забони китоб сода буда, ба хонандагони синфи 5 фахмо аст. Муаллифон маводро вобаста ба тафаккур ва чахонбинии хонанда интихоб намудаанд. Аз ин ру, талабагон дар кироати матн ва аз ёд намудани шеърхо азият намекашанд.

Хусусияти дигари китоб дар он зохир мегардад, ки бо методи аз сода ба мураккаб ва аз ташрехи коидахои чудогона (усули индуктивии таълим) огоз мешавад ва чунин метод шавки хонандаро ба дарс афзун менамояд. Бино ба акидаи методисти тачрибадлори точик С.Шербоев дар таълими забон агар тарики фахмонидан аз шархи ходисахои чудогона огоз ёфта, бо хулосахои умумй чамъбаст ёбад, усули индуктивии таълим ном дорад. Ва баръакс, хангоми баёни масъалахо зимни такя намудан ба хулосахои умумй ба шархи ходисахои чудогонаи забон гузашта шавад, чунин усули кор усули дедуктивии таълим ном дорад. Аз ин ду рохи асосии ташаккулдихии кобилияти фикрй, хусусан, дар таълими грамматика ба тарики васеъ ва мунтазам истифода карда мешавад. Умуман, дар мактаб дар таълими фанхои дигар хам омузгорон аз ин ду усули таълим, ки ба ташаккули фаъолияти фикрию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.