Научная статья на тему 'Психолого-педагогические механизмы решения проблемы социально-психологической адаптации детей, оставшихся без попечения родителей'

Психолого-педагогические механизмы решения проблемы социально-психологической адаптации детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
178
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ПОПЕЧЕНИЕ / ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Буршит Елена Леонидовна, Буршит Людмила Михайловна

В данной работе рассматривается проблема адаптации детей, которые остались (по каким-либо причинам) без попечения родителей. Вопрос рассматривается с психолого-педагогической точки зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические механизмы решения проблемы социально-психологической адаптации детей, оставшихся без попечения родителей»

w

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Буршит Елена Леонидовна, ФГБОУВПО «ТГПИ имени А.П. Чехова»

Буршит Людмила Михайловна, Филиал РГСУ в г. Таганроге

E-mail: [email protected]

Аннотация. В данной работе рассматривается проблема адаптации X детей, которые остались (по каким-либо причинам) без попечения родителей. f Вопрос рассматривается с психолого-педагогической точки зрения.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, попечение,

проблемы адаптации.

Отсутствие должного внимания к интеллектуальному развитию ребенка может привести к серьезному отставанию, что диагностируется как «задержка психического развития». Это прямо связано с проблемами в учебе и невозможности продолжать обучение в общеобразовательной школе.

Обучение по программе VII вида, которая чаще всего предлагается как образовательный маршрут для детей, имеющих задержку психического развития на фоне социально-психологической запущенности, происходит крайне непросто. В такой ситуации, как правило, оказываются дети из неблагополучных, деструктивных семей, так сказать потенциальные воспитанники детских домов и социальных приютов. В свою очередь, недостаточное интеллектуальное развитие становится серьезным препятствием на пути взаимодействия детей с другими и с миром в целом.

Психологические исследования уровня и особенностей интеллектуального развития воспитанников свидетельствует, что уровень развития внимания и памяти воспитанников не имеет существенных отклонений от среднестатистической нормы. Однако в исследованиях А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых отмечено, что у детей, ранее воспитывавшихся в условиях дефицита внимания, слабо сформирована картина мира, повышена ситуативность, которая в познавательной сфере проявляется в неспособности. Несомненно, что

13

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

основными причинами снижения интеллектуального развития воспитанников интернатных учреждений являются средовые влияния, педагогическая запущенность, которые могут усугублять врожденно-наследственные факторы, анатомо-физиологические нарушения работы центральной нервной системы.

Одной из причин задержки интеллектуального развития воспитанников детского дома является отсутствие у них или недостаток адекватно качественного, содержательного общения со взрослыми.

Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности воспитанников детских домов отмечаются всеми исследователями в эмоционально-волевой сфере: в нарушении социального взаимодействия,

неуверенности в себе, снижении само организованности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности, неадекватной самооценке, неуверенности в себе, неспособности выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству.

Нарушения подобного рода проявляются чаще всего в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, психическом утомлении,

^ эмоциональном стрессе, повышенной чувствительности к различного рода о препятствиям, неготовности преодолевать трудности, снижении потребностей в достижениях и успехе, повышенной агрессивности, недоверчивости, вспыльчивости, несдержанности, чрезмерной импульсивной активности, эмоциональной холодности, уходе в себя, нарушении эмоциональных контактов с окружающими, нарастании пассивности, депрессии и т.д.

Неполнота эмоциональной жизни в учреждениях интернатного типа вызывает у ребенка в старшем возрасте различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это проявляется в пониженной активности, ведущей к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других - гиперактивности с уходом в асоциальную и криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе внимание при неумении создавать прочные эмоциональные привязанности.

Таким образом, можно определить, что дети, растущие в условиях учреждений интернатного типа, как правило, не осваивают навыки продуктивного общения. Их контакты поверхностны, нервозны и поспешны: они с одной стороны стараются притянуть к себе внимание и в то же время отторгают его, переходя на агрессивное или пассивное поведение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью.

Своеобразные черты эмоционального портрета воспитанника детского дома перечисляются с работах Э. А. Минкова:

14

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

- пониженный фон настроения;

- бедная гамма эмоций, однообразие эмоционально-экспрессивных средств общения;

- склонность к быстрой смене настроения;

- однообразность и стереотипность эмоциональных проявлений;

- эмоциональная поверхностность;

- неадекватные формы эмоционального реагирования на одобрение и замечание (от пассивности и равнодушия до агрессивности и враждебности);

- повышенная склонность к страхам, тревожности и беспокойству;

- основная направленность положительных эмоций - получение все новых и новых удовольствий;

- непонимание эмоционального состояния другого человека;

- чрезмерная импульсивность, аффективная взрывчатость (дети до шестисеми лет не овладевают поведением, находятся во власти аффекта) и т.д.

Притязания ребенка чаще реализуются в собственной среде через физическую силу, через адекватную для воспитанников агрессию, а порой -^ через асоциальные формы поведения. Невозможность реализации потребности в о признании приводит к аффективным срывам, к ощущениям напряжения, тревожности, отчаяния, гнева, к сужению диапазона сопереживания.

Опираясь на утверждение, что социальная жизнь человека начинается с детского периода его развития, а, следовательно, то, что заложено в детские годы является важным в становлении взрослой личности, ее социализации в обществе.

Известный педагог Ш.А. Амонашвили заметил, что в периодических и психологических словарях нет определения понятия «детство». Опираясь на возрастную и педагогическую психологию, можно сказать, что «детство - это определенный период первоначальной жизни человека» [1, 20]. «Задача воспитания заключается в том, чтобы помогать детям в их взрослении, поддерживать даже малейшие продвижения на этом пути. Только так можно дать детям настоящее детство» [1, 22].

Дети, оставшиеся по тем или иным причинам без опеки родителей, особенно нуждаются в комплексной психолого-медико-педагогической

поддержке. Период жизни ребенка в учреждении государственной защиты и поддержки детства должен быть периодом его реабилитации, компенсации слабых сторон за счет развития личностных потенций, на базе которых можно формировать те социально полезные навыки поведения, которые будут способствовать успешной социальной адаптации воспитанника в обществе.

Помочь воспитанникам сформировать навыки социальной компетентности является задачей педагогического коллектива. Таким образом, члены

15

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

педагогического коллектива, опираясь на исходные диагностические данные о социальном, психофизиологическом, интеллектуальном развитии

воспитанников, осуществляют проектирование своей деятельности,

направленной на формирование навыков социальной компетентности у воспитанников как опорных элементов их социализации, которая является необходимой в процессе социальной адаптации воспитанников детского дома.

Социальная компетентность проявляется в процессе деятельности людей и зависит от их социального положения, образа жизни, миропонимания, содержания решаемых проблем и конкретной исторической ситуации.

Проявление социальной компетентности в подростковом возрасте является ключевым моментом взросления ребенка.

В исследованиях ряда ученых (Владимировой Н.В., Гусева Г.А., Ивановой Н.Л., Спаньярда Х., Лихтарниковой А.Л. и др.) отмечено, что подростки, воспитывающиеся вне семьи, испытывают трудности в жизненно необходимых навыках, их представления о счастливом человеке и о счастье отличаются от сверстников, воспитывающихся в семье. «...Радость и романтика детства ... в ^ открытии себя в жизни, в приближении к своему будущему» [1, с.22]. Помочь о воспитанникам открыть себя, поверить в свои возможности, почувствовать и осознать индивидуальность, определить цель, мечту можно через

проектирование жизни и деятельности, пошаговом продвижении вперед, согласно жизненному плану. Процесс социальной адаптации предполагает широкую систему профессиональных, деловых, межличностных, социальных отношений, которые позволяют ему приспособиться к условиям социума. Эти отношения как жизненные компетенции можно проигрывать на социальнопедагогических тренингах с воспитанниками в условиях детского дома, проектируя подобные отношения в самостоятельной жизни, что было апробировано с группой подростков возрасте 14-17 лет. Успешно применялась в работе с данной возрастной группой программа Е.Г. Трошихиной «Я сам строю свою жизнь». В группу входило 24 воспитанника (две подгруппы по 12 человек).

Проектирование (от лат. projectus - брошенный вперед; проектирование -процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния) - специфическая деятельность, результатом которой является научно-теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений. Проектирование означает определение версий или вариантов развития или изменения того или иного явления [4, с. 57]. Педагогический коллектив детского дома ориентируется на положительные изменения в личности воспитанников, такая установка является залогом социальной успешности детей как членов общества.

16

о

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

Анкетирование подростков, принимавших участие в социальнопедагогических тренингах по методике Е.В. Селезневой «Ведущие жизненные цели» дало следующие показатели: «Саморазвитие» - 69%; «Карьера» - 25%; «Семья» - 19%; «Работа» - 18%. Установка большинства воспитанников делается на саморазвитие, т.е. в сфере общего и дополнительного образования. Воспитанники подросткового возраста, принимавшие участие в занятиях приоритетными задачами в саморазвитии ставят приобретение знаний, профессиональных и социальных навыков, которые будут востребованы и полезны в их самостоятельной жизни.

Таким образом, прогнозируемый нами результат подобных занятий имел положительный результат, который подтверждается результатами анкетирования подростков, воспитывающихся в условиях детского дома.

Это важно, так как в современном мире стремительное развитие получают новые технологии с использованием не только технических ресурсов, но и человеческого потенциала. Именно поэтому все активнее привлекаются школьники, начиная уже с начальных классов, к проектной деятельности,

^ которая стимулирует к познанию, осознанию окружающей действительности, о анализу и обобщению полученных знаний и генерированию новых идей, требующих их презентацию и защиту со стороны авторов.

Ребенок, имеющий возможность для самореализации в интересующих его видах деятельности, получающий удовлетворение от любимого занятия, растет в ситуации благополучия и успеха.

Безусловно, в проектах есть определенные трудности, которые приходится терпеливо преодолевать и продвигаться к своей цели. Это предполагает наличие у ребенка терпения, целеустремленности, дисциплины, аккуратности и др. личностных качеств, которые формируются в процессе его не только физиологического, но и психологического взросления.

Дети, имевшие опыт создания проектов, в перспективе имеют больше шансов для успешной самореализации в профессии, а значит быть социально благополучными и успешными в жизни.

Социальное благополучие и успешность - это норма, «золотая середина», которая могла бы характеризовать успешное общество и государство. Отклонение от нормы всегда присутствует, и если это отклонение в более сильную сторону со знаком «плюс», то человек испытывает большую уверенность в себе, если же такое отклонение происходит в сторону с противоположным знаком, то у человека могут наблюдаться различные комплексы, не позволяющие ему быть успешным и самодостаточным.

Администрация, воспитатели, специалисты детского дома представляют штат сотрудников, работающих в системе социальной защиты и поддержки

17

о

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

детства. Вся работа коллектива направлена на создание условий для раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка, от которых во многом зависит успешность его социализации.

Однако какие бы условия не создавались в самом детском доме, при закрытых дверях, вне связи с окружающим миром невозможно подготовить ребенка к вхождению в социум и общество, в котором требуется широкий спектр жизненно важных навыков.

Жизненно важные навыки (Lifeskills) - это комплекс поведенческих навыков, обеспечивающий способность к социально адекватному поведению, позволяющему человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни.

К жизненно важным навыкам относятся нижеследующие навыки.

1. Навыки позитивного и конструктивного отношения к собственной личности, которые заключаются в способности познавать свой характер, свои достоинства, недостатки и желания. Эти навыки дают возможность адекватно оценивать себя, свои способности и возможности. Они являются базой для

^ формирования чувства собственного достоинства. о

2. Навыки позитивного общения подразумевают способность взаимодействовать с окружающими. Эти навыки помогают устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения, добрые отношения в семье.

3. Навыки самооценки и понимания других - это способность адекватно оценивать себя и воспринимать других, осознавая возможность принять людей такими, какие они есть.

Эти навыки позволяют правильно вести себя в ситуациях общения и взаимодействия с различными людьми, в том числе и в тех случаях, когда людям необходима помощь и забота, например, с теми, кто зависит от поддержки и помощи других.

4. Навыки управления собственными эмоциями и эмоциональными состояниями - осознания качества эмоций в нас самих и других, знание того, как эмоции влияют на поведение. Способность адекватно реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей.

5. Навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях - способность адекватно вести себя в стрессовых ситуациях, знание об источниках стрессов в нашей жизни, о его влиянии на нас.

6. Навыки продуктивного взаимодействия - способность конструктивно и «цивилизованно» выстраивать отношения с другими людьми. Эти навыки позволяют при минимальном уровне эмоциональных затрат достигать в процессе общения значительных результатов.

7. Навык самостоятельного принятия решений - способность принимать

18

о

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

конструктивные, взвешенные решения. Человек, обладающий этим навыком, умеет учитывать различные мнения и прогнозировать то, как его решения могут влиять на конкретных людей и ситуацию в целом.

8. Навык решения проблемных ситуаций - помогает справиться с проблемами. Владение этим навыком даёт человеку возможность грамотно и уверенно вести себя в сложных ситуациях, последовательно и разумно подходить к решению, как сложных жизненных проблем, так и нестандартных производственных ситуаций.

9. Навыки работы с информацией - способность объективно анализировать, систематизировать, и умело использовать информацию любого вида. Эти навыки позволяют человеку бегло и свободно ориентироваться в постоянно меняющейся жизненной ситуации.

10. Навыки творчества - способность нестандартно, творчески решать различные задачи в любом виде деятельности, опираясь на свой собственный опыт и знания, а также на информацию об опыте, знаниях и достижениях других людей.

Этот комплект навыков, как общих навыков, формируется в активной о деятельности ребенка. Для осуществления такой деятельности необходимы условия и мотивация. В нашей практике одним из условий для активной социальной деятельности детей и подростков является творчество и проектирование. Социальное проектирование является современной технологией развития, обучения и воспитания. Этот метод активно применяют в целях развития социальной активности учащихся, в процессе которой формируются жизненно важные навыки.

Большую помощь в проведении работы над проектами, их разработкой, внедрением и анализом результатов оказывают студенты-волонтеры вузов города. Например, воспитанники успешно разрабатывали экологические проекты, в которые входили акции по уборке побережья, лабораторное изучение акватории водоема (обитатели моря, состояние водной среды и т.п.), практическое изготовление кормушек для птиц и многое другое); проекты по здоровому образу жизни предполагали подбор информационного материала, создание презентации и подготовки команды для участия в городской игре «Дебаты».

Совместная деятельность со студентами предоставляет воспитанникам больше возможности для индивидуального общения со старшими по возрасту, обсуждения с ними своих мыслей и планов.

Мы говорим в этом случае о тех волонтерах, чья работа с детьми детского дома имеет достаточно продолжительный период взаимодействия, на которых в определенной степени можно положиться и быть уверенными в их

19

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

порядочности, корректности и положительном социальном примере, что является важным, как образец для детей и подростков в их социальном становлении.

Наиболее интересными являются проекты социальной значимости, предполагающие включения воспитанников в активную социальную работу для реализации планов. Жизненно применимым стало проведение развивающих занятий для учащихся младших классов в одной из школ города. Занятия проводят старшие подростки с волонтерами. Первые такие уроки проходили только в одной параллели и в одном классе, теперь ежегодно воспитанники вместе с волонтерами разрабатывают программу занятия, для проведения которых выделяются часы во всех классах параллели 1-4 классов. Команда ведущих пополняется новыми кадрами, которые приобретают важный опыт социальной активности.

Проектная работа предполагает разные виды и формы ее выполнения, а следовательно, выполнив что-то одно, ребенок имеет возможность попробовать свои силы в другом. Такая вариативность деятельности исключает ^ стереотипность и привычку действовать по однажды выработанной схеме. о

Литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Амонашвили Ш.А. В школу - с шести лет // Педагогический поиск. - М., 1987.

2. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. - 5-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 440 с.

3. Обществознание /Под общ.ред. М.И. Абдулаева. - СПб.: Питер, 2004. -544с.

4. Социальная работа: Учеб.пособие/ В.И. Курбатов - 5-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 480 с.

5. Фандеева И., Чепоруха Я. Кризис в современной семье с. 80-87/

«Современные проблемы российской семьи» Сборник/Материалы

Межвузовской научно-практической конференции/Под ред. Терновой И.П. - РА «Формула рекламы», 2007. - 153 с.

20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.