Научная статья на тему 'Организация и направления социально-психологической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей'

Организация и направления социально-психологической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1614
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИРОТСТВО / ORPHANHOOD / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / SOCIAL WORK / MAINTAINANCE OF ORPHANS / TROUBLED ADOLESCENT / СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ / "ТРУДНЫЙ" ПОДРОСТОК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Барабанов Р. Е.

Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Оказание помощи детям, по разным причинам оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства. К сожалению, адаптация и устройство ребенка в семью, а также помощь такой семье остается непростой социально-психолого-педагогической задачей. В статье рассматривается содержание социальной и психолого-педагогической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, разработанное специалистами ГБУ ЦССВ «Южный».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Барабанов Р. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization and directions of social-psychological work with children-orphans and children remaining without parental training

Orphanhood as a social phenomenon exists as long as human society, and is an integral element of civilization. Assisting children who have been left without parental care for various reasons is the most important direction of the state's social policy. Unfortunately, the adaptation and placement of the child in the family, as well as helping such a family, remains a difficult socio-psychological and pedagogical task. The article deals with the content of social and psychological-pedagogical work with orphans and children left without parental care, developed by the specialists of the State budgetary institution Center «Southern».

Текст научной работы на тему «Организация и направления социально-психологической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей»

Психологические науки

УДК 364.042

ОРГАНИЗАЦИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Р.Е. Барабанов, Центр содействия семейному воспитанию «Южный»

(Москва, Россия).

Аннотация. Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Оказание помощи детям, по разным причинам оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства. К сожалению, адаптация и устройство ребенка в семью, а также помощь такой семье остается непростой социально-психолого-педагогической задачей. В статье рассматривается содержание социальной и психолого-педагогической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, разработанное специалистами ГБУ ЦССВ «Южный».

Ключевые слова: сиротство, социальная работа, сопровождение детей-сирот, «трудный» подросток.

ORGANIZATION AND DIRECTIONS OF SOCIAL-

PSYCHOLOGICAL WORK WITH CHILDREN-ORPHANS AND CHILDREN REMAINING WITHOUT PARENTAL

TRAINING

R.E. Barabanov, Center for the promotion of family education «Southern»

(Moscow, Russia).

Abstract. Orphanhood as a social phenomenon exists as long as human society, and is an integral element of civilization. Assisting children who have been left without parental care for various reasons is the most important direction of the state's social policy. Unfortunately, the adaptation and placement of the child in the family, as well as helping such a family, remains a difficult socio-psychological and pedagogical task. The article deals with the content of social and psychological-pedagogical work with orphans and children left without parental care, developed by the specialists of the State budgetary institution Center «Southern».

Keywords: orphanhood, social work, maintainance of orphans, troubled adolescent.

«Общие принципы только в головах, а в жизни одни только частные случаи».

Ф.М. Достоевский «Подросток»

Вряд ли кого-то удивит, что ни одна даже самая красивая и стройная психологическая теория не может описать всего многообразия человеческой жизни. Столкновение с каждым отдельным подростком, его семьей - это опасное и захватывающее путешествие по морю людских страстей.

Десятилетия исследований показали, что у многих детей, которые находятся на воспитании в замещающих семьях или у родственников со стороны кровных родителей, присутствуют проблемы в области социализации. В первую очередь, они страдают от психологической травмы [5, 6, 7, 12, 13] — как минимум, на почве изъятия из семьи, но часто травма является результатом жестокого обращения или ненадлежащего ухода в родной семье. В зависимости от истории их семьи, эти дети могут также иметь генетическую предрасположенность к определенным психическим заболеваниям [7, 13]. Многие пренатально подвергались действию наркотиков или алкоголя, которые могут вызвать необратимые повреждения головного мозга [10, 13].

Национальное исследование детей и молодежи в системе социальной защиты детей выявило более 70 процентов случаев, когда дети испытывали хронический или повторный стресс [1, 3, 5, 11]. При

этом последние исследования показывают, что психологические травмы, жестокое обращение и безнадзорность имеют серьезные последствия, зачастую на протяжении всей жизни [2, 6, 7, 8, 9, 12]. Между тем, глубокая травма может повлиять на способность детей выражать и контролировать свои эмоции, концентрироваться, преодолевать конфликты, сформировать здоровые отношения, интерпретировать социальные сигналы, отличать безопасные и опасные ситуации [13]. К подростковому возрасту многие дети, которые пережили глубокие психологические травмы, могут быть гипер-бдительными и физически реактивными, принимающими физическую и эмоциональную нагрузку [13]. В связи с этим в работе отделов комплексной реабилитации Центров по содействию семейному воспитанию важно уделять внимание развитию физического и психического здоровья, решение поведенческих проблем детей и подростков в приемных семьях, находящихся на сопровождении.

При этом существует много факторов, которые определяют дезадаптивное поведение ребенка в приемной семье, его физическое и психическое неблагополучие. Мы можем выделить следующие:

1. Предродовое недоедание и низкий вес при рождении.

2. Предродовое воздействие алкоголя, наркотиков и других токсичных веществ.

3. Более старший возраст ребенка при принятии в приемную семью.

4. Раннее лишение привязанности, включая институционализа-цию и хроническое пренебрежение.

5. Физическое, сексуальное, или эмоциональное насилие в кровной семье.

6. Количество помещений в учреждения социальной защиты перед принятием в приемную семью.

7. Эмоциональные конфликты, имеющие отношение к потере идентичности.

Эти факторы часто проявляются в детях, принятых на воспитание в приемные семьи, при этом особенно остро реагируют те дети и подростки, которые во время пребывания в учреждении были на соматическом или психиатрическом лечении в течение длинного

периода или кто в возрастном аспекте старше на момент принятия в замещающую семью. В этом плане в ряде исследований утверждается, что более старший возраст при принятии в замещающую семью грозит более трудными отношениями «отцов и детей», поверхностью формирования детско-родительских отношений, которые, в свою очередь, сопряжены с низкой учебной мотивацией и увеличением потребности в терапевтических услугах [6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14].

В этой связи получение ярлыка «трудный» подросток становится серьезной проблемой на пути устройства ребенка в семью и его успешной социализации. Сталкиваясь с неприемлемым для нас поведением ребенка велик соблазн объяснить «нехорошие» поступки внутренней испорченностью или пагубной наследственностью. Подобный подход нельзя назвать полностью безосновательным, но он совершенно не подходит для выстраивания реабилитационной работы, а также приводит к быстрому профессиональному выгоранию специалистов, чья роль сводится лишь к наблюдательской: «А что мы можем изменить, когда он вор и наркоман с пеленок?!»

Вместе с тем становится всё очевидней, что реабилитировать, устроить в семью «трудного» подростка изолировано, не привлекая его ближайшее окружение, задача не простая.

Основываясь на выше изложенном с 2016 года одним из направлений работы ГБУ Центр «Южный» является содействие в налаживании контактов с кровными родственниками подростка. Нередко родители детей, проживающих в Центре, оказываются в полной социальной изоляции, рушатся и без того не прочные детско-родительские отношения. Родители могут быть не компетентны, напуганы и полагают, что им не под силу повлиять как-либо на свою жизнь и жизнь ребенка. Для формирования активной жизненной позиции кровных родственников, специалистами Центра были разработаны следующие формы работы (в том числе инновационные):

С приемной семьей:

- сетевые встречи;

- выезды в семью;

- просветительские беседы с привлечением профильных специалистов (юристов, врачей-психиатров, инспекторов органов опеки,

психологов и др.);

- привлечение к обучению в Школе приемных родителей;

- психолого-педагогическое сопровождение семей.

С кровной семьей:

Комплексная реабилитация кровной семьи:

- поиск социально-эффективных родственников;

- выезды в семью;

- привлечение к обучению в школе приемных родителей;

- комплексная работа всех Отделений Центра (психологи, социальные педагоги, воспитатели, врачи);

- взаимодействие с ОСЗН;

- межведомственное взаимодействие (учебные заведения);

- сопровождение семей (в данном контексте кровная опека);

- работа с ребенком;

- проведение сетевых встреч;

- работа с социальным окружением семьи (друзья, бабушки, дедушки, др. родственники)!

- повышение психолого-педагогических компетенций кровных родственников;

- мониторинг ситуаций в семье, как профилактика возвратов (не стоящие на сопровождение семьи);

Передача трудных подростков

- поиск социально-значимых взрослых (наставники, волонтеры);

- проведение информационных кампаний;

- взаимодействие с НКО по вопросам семейного устройства;

- проведение школы приемных родителей на базе Центра;

Сопровождение:

- дистанционное консультирование;

- работа с семьями, принявшими детей из Центра.

Школа приемных родителей

- введение нового блока в программу: правила поведения в Центре, установление первичного контакта.

В атмосфере взаимного уважения и конфиденциальности семья получает информационную, психологическую поддержку от специалистов и самостоятельно вырабатывает стратегию по

возвращению ребенка в семью. Разбивка большой проблемы на маленькие части позволяет увидеть ситуацию в новом свете и начать предпринимать конкретные шаги для улучшения жизненной ситуации. Так же немаловажно, что у представителей маргинализованных слоев (наркозависимых, лиц, вышедших из мест лишения свободы и др.) снимается барьер по обращению за помощью в различные социальные службы, позволяет семьям создавать новые социальные связи, узнавать о различных возможностях развития и образования детей.

В случаях невозможности выхода на социально-эффективных родственников специалистами Центра проводятся мероприятия по устройству в замещающую семью, а также поиск волонтеров-наставников.

В рамках Школы приемных родителей проводится информационная кампания по противодействию устоявшемуся мнению: «подростку - родитель не нужен». Слушателям разъясняется, что свойственная подросткам тяга к сверстникам ни в коей мере не заменит родительской заботы.

Появление в жизни «трудного» подростка значимого взрослого позволяет воспитанникам любого учреждения социальной защиты взглянуть на взрослую жизнь под другим углом. Увидеть своими глазами, что за правами и свободами стоят также и обязанности, которые должен выполнять каждый гражданин.

Литература:

1. Барабанов Р.Е., Мисоченко М.С. Социальная адаптация воспитанников детских домов как социально-психологическая проблема современности // Pedagogy & Psychology. Theory and practice. 2017. №2(10). С. 73-75.

2. Барабанов Р.Е. Социально-психолого-философская проблема дифференциации понятий: уверенность, социальное и межличностное доверие // Pedagogy & Psychology. Theory and practice. 2017. №3(11). С. 60-69.

3. Барабанов Р.Е., Мисоченко М.С., Чистовский Д.И., Чистякова И.Г. Современное мировое образовательное пространство и

перспективы его развития // Современные проблемы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи материалы научно-практической конференции. М., 2016. С. 543-585.

4. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 440 с

5. Дети социального риска и их воспитание / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной. СПБ.: Речь, 2003. 144 с.

6. Комплексное сопровождение детей-сирот / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной. Материалы научно-практической конференции. СПБ., 2003. 93 с.

7. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной и Е.И. Казаковой. СПБ., 2000. 108 с.

8. Лиханов.А. Дети без родителей: М; Просвещение, 1987. 271 с.

9. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. М.: Просвещение, 1991. 223 с.

10. Олиференко Л.Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М., 2002. 256 с.

11. Прихожан А.М, Толстых Н.Н. Дети без семьи: М; 1990. 160 с

12. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Работа психолога в учреждения интернатного типа для детей, оставшихся без попечения родителей / Рабочая книга школьного психолога. М.; Просвещение, 1991. 374 с

13. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской; М.: Педагогика, 1990. 264 с.

14. Раттер Майкл. Помощь трудным детям. М, 1999. 432 с.

References:

1. Barabanov R.E., Misochenko M.S. Social'naja adaptacija vospitannikov detskih domov kak social'no-psihologicheskaja problema sovremennosti // Pedagogy & Psychology. Theory and practice. 2017. №2(10). S. 73-75.

2. Barabanov R.E. Social'no-psihologo-filosofskaja problema

differencial ponjatij: uverennost', social'noe i mezhlichnostnoe doverie // Pedagogy & Psychology. Theory and practice. 2017. №3(11). S. 60-69.

3. Barabanov R.E., Misochenko M.S., Chistovskij D.I., Chistjakova I.G. Sovremennoe mirovoe obrazovatel'noe prostranstvo i perspektivy ego razvitija // Sovremennye problemy psihologii i obrazovanija v kontekste raboty s razlichnymi kategorijami detej i molodezhi materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. M., 2016. S. 543-585.

4. Vasil'kova Ju.V., Vasil'kova T.A. Social'naja pedagogika: Kurs lekcij: Ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. 3-e izd., stereotip. M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2003. 440 s

5. Deti social'nogo riska i ih vospitanie / Pod nauch. red. L.M. Shipicynoj. SPB.: Rech', 2003. 144 s.

6. Kompleksnoe soprovozhdenie detej-sirot / Pod nauch. red. L.M. Shipicynoj. Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. SPB., 2003. 93 s.

7. Kompleksnoe soprovozhdenie i korrekcija razvitija detej-sirot: social'no-jemocional'nye problemy / Pod nauch. red. L.M. Shipicynoj i E.I. Kazakovoj. SPB., 2000. 108 s.

8. Lihanov.A. Deti bez roditelej: M; Prosveshhenie, 1987. 271 s.

9. Lishennye roditel'skogo popechitel'stva: Hrestomatija. M.: Prosveshhenie, 1991. 223 s.

10. Oliferenko L.Ja. i dr. Social'no-pedagogicheskaja podderzhka detej gruppy riska. M., 2002. 256 s.

11. Prihozhan A.M, Tolstyh N.N. Deti bez sem'i: M; 1990. 160 s

12. Prihozhan A.M., Tolstyh N.N. Rabota psihologa v uchrezhdenija internatnogo tipa dlja detej, ostavshihsja bez popechenija roditelej / Rabochaja kniga shkol'nogo psihologa. M.; Prosveshhenie, 1991. 374 s

13. Psihicheskoe razvitie vospitannikov detskogo doma / Pod red. I.V. Dubrovinoj, A.G. Ruzskoj; M.: Pedagogika, 1990. 264 s.

14. Ratter Majkl. Pomoshh' trudnym detjam. M, 1999. 432 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— • —

Сведения об авторе

Барабанов Родион Евгеньевич, клинический психолог, ГБУ Центр содействия семейному воспитанию «Южный» (Москва, Россия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.