ОСПИТАНИЕ,СОЦИАЛИЗАЦИЯ, ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
О. В. Дутова
(Санкт-Петербург)
ОПЫТ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ -ВЫПУСКНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматриваются основные приоритетные направления социальной адаптации и воспитания подростков - выпускников интернатных учреждений и опыт их реализации путем приобщения к социально-культурной деятельности в условиях социально-реабилитационного центра «Прометей» в Санкт-Петербурге.
Резкие изменения в социально-экономической жизни российского общества в первую очередь коснулись наиболее незащищенных категорий граждан, которыми являются и дети-сироты. В настоящее время остро стоят проблемы социальной защиты и социальной адаптации детей-сирот вследствие усложнения жизни общества. Можно констатировать кризисное состояние института семьи, которое выражается в росте числа неполных и проблемных семей, конфликтах между супругами, отказе супругов от детей и, как следствие, возрастании числа социальных сирот, то есть детей, брошенных родителями или отобранных у родителей, не выполняющих свои обязанности по их воспитанию [8].
Дети-сироты составляют одну из основных категорий среди неблагополучных подростков. Сиротство - одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед нашим обществом. В нашей стране ежегодно более полумиллиона детей разного возраста остаются без попечения родителей. Реальную картину сиротства в России определить сложно. Причин тому много, но одно обстоятельство имеет особенно важное значение. На протяжении почти всего XX века политика нашего государства состояла в том, чтобы определять де-
тей-сирот в специально организованные для них учреждения, что может рассматриваться как своеобразная резервация детей. Поэтому общество уделяло недостаточно внимания этой категории детей, фактически оно не решало их проблемы, а скорее их «консервировало» [2]. По-прежнему наиболее распространенной формой устройства детей, лишившихся попечения родителей, остается их направление в интернатные учреждения. Ежегодно в них оказывается около трети детей, лишившихся родительского попечения [9].
Потеряв родителей, подростки остаются одни со своими переживаниями, мыслями и чувствами. Детдомовец изначально лишен главной поддержки - семейной, родственной, именно поэтому растет маргинализация и криминализации среди детей-сирот, повышается аполитичность, страх, а отсюда возникает потребительское отношение к жизни, фатализм, узость мировоззрения [5]. Отсутствие единой организационной структуры взаимодействия учреждений и служб социальной помощи, противоречивость нормативно-правовой базы усугубляют эти явления.
Проблема социальной адаптации детей-сирот многоаспектна и находит отражение в научных исследованиях педагогики, психоло-
гии, социальной медицины, культурологии, социальной работы и социально-культурной деятельности. В отечественной психологии вопросам социальной адаптации отводится значительное место, в котором центральное положение занимает развитие личности во взаимодействии взрослого и ребенка (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, М. И. Лисина, В. С. Мухина, Д. Б. Эльконин и др.) [3].
Теоретическими основаниями изучения проблем сиротства выступают философские, медико-социальные, психолого-педагогиче-ские концепции социальной защиты, система активного взаимодействия человека и среды в процессе социализации личности; исследования в области социальной работы с семьей [3, 9], развития детей, воспитывающихся в детских учреждениях интернатного типа [3,
6, 9].
Созданы предпосылки для комплексного изучения социального сиротства проделан анализ общих подходов к реабилитации де-тей-сирот; разрабатывается профилактика роста числа отказных детей и ранняя диагностика причин этого явления; рассматривается взаимная дополняемость ролей различных социальных партнеров в работе с семьей и детьми-сиротами [1, 5, 6, 8].
Самостоятельную группу источников в изучении проблем сиротства составляют научные разработки в области социально-культурной деятельности, народного творчества, культуры быта, социально-культурной анимации, культурно-досуговой деятельности, социального менеджмента и связей с общественностью, изучающие механизмы взаимовлияния культуры и искусства на гуманизацию российского общества. При этом ключевым методологическим источником выступает положение о развивающей сущности социально-культурной деятельности [4].
При этом впервые в рамках проведенного нами исследования социально-культурная деятельность рассмотрена в числе значимых педагогических факторов социальной адаптации детей-сирот - выпускников интернатных учреждений. Нами обосновано представление о генезисе социально-культурных подходов в системе защиты детей-сирот в российском обществе, в котором органично соотнесены историко-культурные этапы общественнополитического развития и содержание воспитательной работы с сиротами. Также уточнена классификация социально-культурных
технологий социальной адаптации детей-си-рот в социозащитных учреждениях, определены технологические компоненты социально-культурной деятельности, влияющие на изменение поведения, предотвращение девиаций, развитие, духовную и социально-ценностную ориентацию, творческую реализацию, гармонизацию отношений субъекта и социальной среды.
Включение сирот, подростков в социально-культурную систему связей и отношений, открытие новых жизненных перспектив, реальных путей успешной социальной адаптации, формирование базовых ценностных ориентаций, установок личности, предотвращение девиантного поведения - таковы основные направления профилактической социально-культурной деятельности, имеющей целью социальную адаптацию детей-сирот, подростков, выпускников интернатных учреждений.
Под социальной адаптацией нами понимается возможность жизнеустройства выпускников интернатных учреждений в социуме. Социальная адаптация представляет собой процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; результат гармонизации отношений субъекта и социальной среды. Главной проблемой социальной адаптации является способность к индивидуальному выбору из спектра предоставляемых социумом возможностей. За этой способностью стоит развитое Я - субъект осмысления мира и своих потребностей, построения взаимоотношений и жизненной активности.
Важнейшими компонентами социальной адаптации детей-сирот подросткового возраста являются согласование оценок притязаний детей из интернатных учреждений, их личностных возможностей со спецификой условий региона и общества в целом; выявление их целей, ценностных ориентаций, способностей и возможностей реализации их в конкретной социальной среде [5]. Перспективы социальной адаптации подростков из детских домов Санкт-Петербурга зависят, во-первых, от особенностей этого города и, во-вторых, от эффективной деятельности государственных и общественных организаций, участвующих в этом процессе.
Воспитание в изолированной среде детского дома ведет к формированию групповой
специфической субкультуры низкого уровня. Ее представитель характеризуется слабым осмыслением своего жизненного опыта, пассивностью, интуитивностью своих поступков, отсутствием индивидуальных жизненных ориентиров и ценностей. Поэтому он несамостоятелен и нуждается в группе как опоре для принятия решений [5, 7].
Психологическая адаптация выпускников интернатных учреждений крайне важна при вступлении в самостоятельную жизнь. При продолжении ими обучения в системе профессионального образования - начального, среднего или высшего - необходимо помочь им преодолеть переходную ступень от детства к взрослости, от проживания в полностью защищенных условиях интернатного учреждения к самостоятельному существованию, к возможности адаптироваться при учебе в училище, техникуме или вузе, получить профессию и реализовать возможность дальнейшего трудоустройства.
В инфраструктуре Санкт-Петербурга сложилась и функционирует гибкая, отвечающая современным тенденциям развития большого города система социозащитных учреждений, решающих вопросы жизнеобеспечения данной категории. Одним из таких учреждений является социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Прометей» (СПб ГУ СРЦ «Прометей»).
Основными целями Центра «Прометей» являются:
- социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- социальная адаптация и социальная реабилитация, охрана жизни и здоровья, нравственное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- определение совместно с территориальными и отраслевыми органами управления Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления оптимальных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Среди воспитанников Центра «Прометей» регулярно проводятся опросы, направленные на выявление приоритетных направлений социальной адаптации выпускников интернатных учреждений. Согласно последним данным, основными трудностями воспитанников за последние 3-4 года были: решение жилищного вопроса (86%); проблемы со здоровьем (36%); трудности в учебе и в работе
(28%); вопросы организации свободного времени (14%).
Ответ воспитанников Центра на вопрос «Как ты решаешь свои проблемы?» показывает, что для подростков является проблемным опыт и навык в принятии самостоятельных решений. 44% воспитанников предпочитают решать свои проблемы самостоятельно, получив информацию от специалиста, где и как им действовать. Остальные 56% ребят отказываются участвовать в решении своих проблем: 28% ответили, что им удобнее, чтобы это делал за них специалист, а другие 28% будут ждать, что проблема решится сама. Это показывает, что одним из важных направлений социальной адаптации должно стать развитие у воспитанников Центра инициативности, самостоятельности, активной жизненной и социальной позиции.
Результаты опросов воспитанников Центра «Прометей» подтверждаются экспертной оценкой специалистов нескольких социоза-щитных организаций, деятельность которых связана с социальной адаптацией детей-си-рот и детей, оставшихся без попечения родителей (Центр «Прометей», Московский район; социальная гостиница «Мечта», Кировский район; Корчаковский Центр молодежных программ «Реальный путь», Красногвардейский район). Среди наиболее важных, требующих скорейшего решения специалистами проблем были названы: обеспечение жильем (100%); отсутствие опыта и навыков в принятии самостоятельных решений (83%); здоровье (66%); психологическая адаптация (66%).
Сравнивая ответы специалистов и воспитанников, мы видим, что проблемы в решении жилищного вопроса и здоровья, которые указали работники социальных служб, подтверждают ответы воспитанников. Трудности в учебе и в работе, которые указали воспитанники, скорее всего, вызваны проблемой психологической адаптации, которую отметили 66% опрошенных специалистов. 83% специалистов считают, что у выпускников-сирот отсутствует опыт и навык в принятии самостоятельных решений. Это мнение подтверждают ответы самих ребят: 56% отказываются участвовать в решении своих проблем.
Таким образом, актуальными проблемами социальной адаптации подростков - выпускников интернатных учреждений являются:
- обеспечение жилой площадью;
- здоровье выпускников;
- отсутствие опыта и навыка в принятии самостоятельных решений;
- психологическая адаптация;
- профессиональное обучение и трудоустройство.
Разработка системы мер, направленных на преодоление трудностей и проблем, стоящих перед воспитанниками в плане их социальной адаптации, является одной из главных задач Центра «Прометей». Программа социальной адаптации воспитанника представляет собой комплекс мероприятий, направленных на разрешение вышеуказанных проблем.
На сегодняшний день одними из самых приоритетных направлений в Работе по социальной адаптации выпускников интернатных учреждений являются проблемы трудоустройства, обучения и переобучения, получения и сохранения жилой площади, создания полноценной семьи, духовного и культурного развития подросткового поколения. Реализация программы социальной адаптации выпускников интернатных учреждений затрагивает всю социальную и образовательную сферу, требует активных форм налаживания межведомственного взаимодействия учреждений, причастных к решению проблем детей-сирот
- выпускников интернатных учреждений.
Наиболее эффективными в социальной адаптации детей-сирот являются формы и методы социально-культурной деятельности в условиях социозащитных, образовательных и других организаций независимо от форм собственности. Это обусловлено значительным реабилитационным и интеграционным потенциалом социально-культурной деятельности, её способностью решать значимые проблемы, находящиеся вне пределов досуга, а также возможностями оптимизировать социально-интеграционные условия жизнедеятельности ребенка-сироты.
Социальная адаптация детей-сирот, направленная на усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, будет более эффективной, если в социально-педагогических, социально-реабилитационных программах социозащитного учреждения будут применяться развивающие технологии социальнокультурной деятельности, которые способствуют:
- активному включению детей-сирот в социально-культурную деятельность учрежде-
ния, направленную на развитие самодеятельных творческих инициатив, мотивированных личностными досуговыми интересами и потребностями на основе многоуровневого процесса социальной адаптации;
- приобщению воспитанников к здоровому образу жизни на основе четкого соотнесения с системой информационно-просветительной деятельности социозащитного учреждения, направленной на формирование знаний воспитанников о видах девиаций, способах противодействия им, психологической устойчивости и самозащиты;
- созданию механизмов самоконтроля и оптимизации поведения в открытой микросреде на основе применения комплекса развивающих форм массовой, групповой и индивидуальной социально-культурной деятельности, определяющих содержание и коррекционную направленность технологий социокультурного воспитания в условиях социоза-щитного учреждения.
Социально-культурная деятельность (методы просвещения, рекреации, оздоровления, коммуникации, творчества и др.) становится эффективным средством социальной адаптации детей-сирот, способствует формированию взглядов и установок по отношению к собственной будущей семье, развитию наиболее полноценных отношений с миром, полноценной интеграции в общество, организации гармоничных отношений с людьми, успешной реализации внутреннего потенциала собственной личности.
В Центре «Прометей» реализуются основные направления социально-культурной деятельности. В процессе социальной адаптации основным направлением деятельности является патриотическое воспитание, развивающее социально значимую активность подростка. В воспитательном процессе используются лекции, беседы, экскурсии по историческим местам города. В данном случае привлечение наглядных средств, личное посещение значимых культурно-исторических памятников, мест боевой славы вызывает интерес у подростков придает процессу воспитания большую значимость.
Безусловно значимым в социально-культурной деятельности остается трудовое воспитание. Его цель - оказание помощи и поддержки в выборе профессии подросткам. Важное значение имеют встречи с представителями различных профессией, во время ко-
торых ребята знакомятся со спецификой, особенностями их работы. Центр «Прометей» сотрудничает с учебно-производственным предприятием ООО «Новое поколение», где наряду с учебными занятиями ребята участвуют в производственном процессе.
Следующее направление социально-культурной деятельности - развитие личности с высокой гражданской позицией - нравственное воспитание. Прежде всего - это воспитание на положительных примерах. В Центре «Прометей» данное направление реализуется в ходе общения со сверстниками, через просвещение (беседы, лекции, встречи). Развивая личность, надо учитывать ее способность понимать прекрасное.
Еще одной из важных сторон социальнокультурной деятельности выступает эстетическое воспитание, целью которого является способность видеть прекрасное в жизни, во всех ее проявлениях. Первоочередная задача Центра «Прометей» - это вовлечение воспитанников в социально-культурную деятельность в виде творческих вечеров, арт-тера-певтических тренингов, выступлений молодежных музыкальных и артистических коллективов, встреч с музыкантами, художниками, поэтами, посещения театров, музеев, выставок и др.
Осуществление физического воспитания обусловливает развитие и укрепление здоровья, физических способностей подростков. В Центре «Прометей» данное направление реализуется посредством посещения воспитанниками спортивных секций, организации спортивных соревнований, посещения спортивных мероприятий. Задача физического воспитания - это укрепление воли.
Все направления социально-культурной деятельности взаимосвязаны, совершенствование личности воспитанников в каждом из этих направлений делает процесс социальной адаптации подростков наиболее эффективным. В воспитании личности подростка происходит духовное и нравственное развитие,
раскрываются интересы, что способствует успешной социализации.
Когнитивный компонент социальной работы включается в различные формы массовой, групповой и индивидуальной социальнокультурной деятельности (игровые методы, тренинговая работа, театрализация жизненных ситуаций и др.], определяя содержание и коррекционную направленность технологий социокультурного воспитания в условиях Центра «Прометей». Основными результатами проведенной работы являются формирование духовных ценностей, активной социальной и жизненной позиции, ответственного поведения, развитие творческих способностей, коммуникативных навыков на основе развивающих форм культурно-массовых мероприятий.
Таким образом, средства социально-культурной деятельности являются мощным реабилитационным интегрирующим комплексом, вызывающим целый ряд социальных, физических и психологических изменений у детей-сирот. Более того, успешная социальная адаптация детей-сирот способствует формированию взглядов и установок для создания собственной будущей семьи, развитию наиболее полноценных отношений с миром.
Опыт Центра «Прометей» по социальной адаптации подростков - выпускников интернатных учреждений может использоваться в деятельности государственных организаций при выработке направлений по социализации детей-сирот, в проектировании социокультурных программ профилактической направленности в досуговой и образовательной сферах, в деятельности общественных организаций и волонтеров, в социально-реабилитационных центрах, в системе переподготовки кадров и повышения квалификации для специалистов социозащитных учреждений, органов опеки и попечительства, в учебном процессе вузов при подготовке социальных педагогов и технологов социально-культурной деятельности.
Литература
1. Бахарев В. Д., Григорьева И. А. Социальная профилактика девиантного поведения несовершеннолетних : учеб.-методич. пособие. - СПб., 1997. - 198 с.
2. Беляков В. В. Сиротские детские учреждения России: Исторический очерк. - М.: Дом, 1993. - 24 с.
3. Дубровина И. В., Лисина М. И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи II Возрастные особенности психического развития детей. - М., 1982. - 261 с.
4. Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности : учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусств. - М.: Изд-во Мос. гос. ун-та культуры, 1998. - 246 с.
5. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы I под науч. ред. Л. М. Шипициной и Е. И. Казаковой. - СПб.: Ин-т спец. педагогики и психологии, 2000. - 108 с.
6. Концепция предупреждения социального сиротства и развития образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей I под науч. ред. Л. М. Шипи-цыной. - СПб., 2000. - 54 с.
7. Организационно-педагогическая модель успешной социализации воспитанников учреждений интернатного типа: теоретические аспекты и педагогические технологии : учеб.-методич. пособие. - Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005. - 77 с.
8. Плоткин М. М. Социально-педагогическая помощь детям из неблагополучных семей II Педагогика. - 2000. - №1. - С. 47-51.
9. Сиротство как социальная проблема : пособие для педагогов I под ред. Л. И. Смагиной. - М., 1999. - 144 с.