венного национального исследовательского университета // Вестник Студенческого научного общества Белгородского государственного национального исследовательского университета. - Белгород: Издательство БелГУ, 2011. - № 15.
3. Егорова М. С. Доступ граждан к правовой информации как условие развития правосознания и формирования правовой культуры (По материалам международных «круглых столов») // Государство и право. - 2001. -№ 9. - С. 109.
4. Зароченцев К.Д., Худяков А.И. Экспериментальная психология: учеб.
- М.: Проспект, 2005. - С. 74.
5. Петровский А.В. Криминологическое прогнозирование преступного поведения молодежи. - СПб.: Издательствово Р. Асланова«Юридический центр Пресс», 2005. - 220 с.
ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ИХ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
© Буршит Л.М.*
Филиал Российского государственного социального университета,
г. Таганрог
В статье внимание обращено на причины, порождающие трудности общения у детей из неблагополучных семей. Рассмотрена проблема межличностного общения детей и подростков, воспитывающихся в детском доме. Выбор темы обоснован ее актуальностью в аспекте формирования у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей навыков межличностного общения как одного из важных условий для их социально-психологической адаптации не только к условиям детского дома, но и к внешнему социуму. Приведен пример решения данной проблемы в практической деятельности педагогического коллектива одного из детских домов, работающих по типу семейного.
Человек - существо социальное, живет и развивается в обществе, приобщаясь к его культурно-историческому наследию, принимая его нормы, правила поведения, формируя свои ценностные установки, подчиняясь общепринятым законам и приобретая смысложизненные ориентиры. Познание человеком жизни происходит в процессе различных видов деятельности, во время осуществления каждого из которых практически всегда наблюдается общение, рассматриваемое «... как вид деятельности, направ-
* Аспирант кафедры Социальной психологии.
ленной на обмен информацией между общающимися людьми. Оно ... преследует целью установление взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказание взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга» [6, с. 101]. Немов Р.С. определяет общение как процесс взаимодействия людей друг с другом, который включает в себя обмен информацией и оказание воздействия друг на друга [4, с. 639].
Самое первое общение человека с окружающими происходит еще до его появления на свет. Семья, ожидая рождение малыша, общается с ним «дистанционно», проявляя ласку, любовь, заботу через эмоции, интонацию голоса, создавая благоприятный психологический климат для его развития и вхождения в социальное окружение.
Однако изучение проблемы сиротства, являющейся актуальной и в настоящее время, привело к пониманию того, что условия, в которых живут дети, оставшиеся без попечения семьи, зачастую ведут к искажению социализации личности. Дети, попадающие в дома ребенка, детские дома и интернаты, как правило, уже имеют сложные показатели в своем анамнезе.
Медицинские наблюдения свидетельствуют о важности пренатального периода. Доктор Верни из Торонто в июле 1983 года провел опрос, показавший, что у женщин не думавших о вынашиваемом ребенке чаще рождались дети с нервными расстройствами. В раннем возрасте такие дети плакали намного больше, они испытывали определенные трудности в процессе адаптации к окружающим и жизни.
Еще не родившийся ребенок - это формирующееся человеческое существо. В психоаналитически ориентированных подходах развитие личности в пренатальный период рассматривается с точки зрения возникновения первого субъективного опыта: либо как «внутриутробный рай», либо как источник первых психоэмоциональных травм. Учеными, придерживающимися этологического подхода, представленного некоторыми прикладными исследованиями, доказано, что «у ребенка еще внутриутробно формируются предпочтения определенной звуковой, тактильной и т.п. стимуляции. Мать рассматривается как «транслятор» социокультурного фактора развития ребенка» [7].
Представители зарубежной психологии, исследовавшие значимость пренатального периода в развитии ребенка опирались на следующие убеждения:
- Эриксон Э. полагал, что базовая вера и надежда порождаются заботой и любовью родителей, на этой основе происходят дальнейшие этапы развития отношения ребенка к миру и к себе.
- Хорни К. выделял потребность ребенка в безопасности и необходимость ее удовлетворения матерью и отцом.
- Винникотт Д. - приоритетным считал качество заботы матери, утверждая, что «кормление без любви - деструктивно». Мать является «идеальной средой» в силу своего особого психического состояния.
В отечественной психологии (Л.И. Божович, М.И. Лисина, С.Ю. Ми-щерекова и др.) упор делается на эмоциональные переживания ребенка во взаимодействиях со взрослыми.
Ребенок максимально нуждается во взрослом. От ощущения настроения, любви, поддержки зависит эмоциональный тонус ребенка, являющийся признаком его физического и психического здоровья.
Описывая эмоциональное развитие детей, А. Джерсилд отмечал, что способность ребенка любить окружающих тесно связана с тем, сколько любви он получал сам и в какой форме она выражалась.
Счастливые семьи создают условия для появления счастливого малыша. Своей любовью они открывают ему ворота мира, человеческих отношений, наполняющего его, учат общаться с окружающими, доверять друзьям, любить близких. Такие дети уверенно вступают на самостоятельный жизненный путь, подготовленные к активной деятельности, в том числе и к установлению межличностных отношений.
Безрадостный жизненный мир, детей из деструктивных семей окрашенный серым цветом в детских проективных рисунках «Моя семья», «Мой внутренний мир» и пр. - сигнал тревоги, крушение надежды на личное счастье.
В психолого-педагогических исследованиях (О.В. Защиринская, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых и др.), обозначены отличия развития детей из благополучных и неблагополучных семей [3, 5]. Авторы этих работ обращают внимание на проблемы, связанные с эмоциональной, волевой сферой, а также проблемы, наблюдающиеся в области общения.
В практической деятельности педагогические коллективы, работающие в учреждениях социальной защиты и поддержки детства, к которым относятся дома ребенка, приюты, интернаты, детские дома, сталкиваются с проблемами развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Несмотря на то, что общество заинтересовано в успешной социальной адаптации всех его членов, у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, слабо выражены признаки адаптированности даже на уровне микрогруппы [1]. Проблемы общения и адаптации к условиям детского дома, группы проявляются в неадекватных формах поведения детей, неумении устанавливать конструктивные межличностные отношения, неуверенности в себе, страхе перед будущим. Из перечисленного набора проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мы выделили, на наш взгляд, наиболее значимую из них - межличностные отношения воспитанников детского дома в разновозрастной группе.
Группа - это постоянное объединение людей в определенный временной период, представляющая собой целостную единицу, т.е. малую группу в социально-психологическом смысле этого слова. Группа-семья, создаваемая в детском доме, работающего по типу семейного детского дома - это тоже малая группа, в которой дети объединены по семейному признаку. Сохраняемые родственные связи братьев и сестер в группе-семье снижают трав-
мирующие факторы, влияющие на психо-эмоциональное состояние ребенка, дают возможность детям научиться ценить свое родство, понимать настроение, чувства друг друга, проявлять заботу и внимание, радоваться достижениям и успехам, оказывать поддержку в трудных ситуациях. Количество детей в такой группе-семье колеблется от 9 до 11-12 человек. Эта группа активно контактна и очень важно, чтобы каждый член группы мог удерживать в поле своих контактов всех ее членов. Это обеспечивается немногочисленной наполняемостью группы, позволяющей детям не только не утрачивать родственные связи, но и быстрее адаптироваться к другим воспитанникам, проживающим в данной группе-семье. Практика показывает, что в период адаптации к новым условиям жизни, дети из одной семьи, поступившие в детский дом из социально-неблагополучных условий, на уровне своего биологического родства «защищаются» от «других», воспринимая окружение как «чужое и опасное». Даже при условии согласованной работы педагогического коллектива детского дома по созданию психолого-педаго-гических условий для формирования здоровых межличностных отношений в группе, у детей могут наблюдаться ссоры, межличностные конфликты, конкурентность, ревность. Чаще всего это объясняется следующими причинами: неумение контролировать свое поведение, сдерживать свои чувства, неумение уступать, решать споры конструктивно, желание иметь большее личностное пространство и др. Перечисленные причины могут преодолеваться с приобретением опыта коммуникативного общения, передачу положительного примера общения окружающими взрослыми.
Воспитатели групп и специалисты социальной и психолого-педагоги-ческой службы включают в планы воспитательной работы и реализуют на практике уроки этикета, посещение театров, музеев, выставок, так как эти формы работы способствуют формированию в коллективе культуры межличностных отношений и совместной деятельности. Формирование навыков разнопланового общения осуществляется в процессе сюжетно-ролевых игр, практических занятий, тренингов и массовых мероприятий.
Из опыта работы детского дома № 5 г. Таганрога можно выделить занятия, проводимые по программе Т. Зинкевич-Евстигнеевой «Тренинг по сказ-котерапии». Сказка - это мудрость народа, в которой заложены основы отношений между людьми, их жизненной направленности к нормам и правилам общества. Сказка - это намек, т.е. опосредованное воздействие на формирование определенных качеств личности подрастающего поколения.
Опыт работы свидетельствует, что большая часть детей, поступающих в детских дом, даже в подростковом возрасте, не знают сказок. Занятия по программе позволяет восполнить пробел у старших воспитанников.
В работе с подростками принимали участие студенты-волонтеры таганрогского педагогического института, факультета социальной педагогики, выступавшие в роли ведущих (тренеров), как образец деятельности. Проигрывая с ними занятия, студенты, воспитатели и психолог предлагают подро-
сткам провести такое же занятие для младших воспитанников. Такой подход позволяет старшим запомнить содержание, проработать и закрепить в памяти определенные упражнения, глубже прочувствовать характер героев, лучше осознать смысл сказки. Выступая в роли ведущих (тренеров), подростки приобретают опыт наставничества, учатся общаться с младшими детьми доброжелательно, проявляя терпение и настойчивость. Мла дшие воспитанники в ходе игры приобретают ценный опыт общения в игровой деятельности друг с другом, воспринимают старших не как «потенциальную угрозу», от которой надо «спрятаться», а как источник полезной и интересной информации, который привлекает, заинтересовывает.
Можно отметить, что подростки при сотрудничестве со студентами успешно проводили занятия по сказкотерапии для учащихся начальных классов гимназии и общеобразовательных школ в дни школьных каникул.
Статус ведущего (тренера) развивает у подростков чувство самоуважения, позволяет проявить такие личностные качества как дисциплину, ответственность и пр. Работа за пределами детского дома расширяет сеть социальных контактов и обогащает опыт общения с внешней средой и ее представителями.
Сказкотерапевтические занятия стали для некоторых воспитанников ориентиром в выборе профессии. Два человека приняли участие в городской олимпиаде по психологии и были отмечены дипломами и грамотами. Четыре воспитанника продолжили образование в педагогическом вузе, один из которых по специальности «педагог-психолог». Таким образом, бесспорно, важно расширять социальную среду общения воспитанников, выходя за пределы детского дома или расширяя круг общения детей внутри учреждения в процессе совместной деятельности с представителями общественных организаций, студенческой молодежи, которые на основе добровольниче-ской деятельности общаются с детьми, нуждающимися в поддержке, внимании и позитивном наставничестве.
Список литературы:
1. Бревнова В.М. Социальная адаптация воспитанников детского дома средствами социально-педагогической деятельности: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Омск, 2008 - 231 с.: ил. РГБОД, 61:08-13/223.
2. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. - М.: «Класс», 1998.
3. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: учебное пособие для студентов факультета психологии. - СПб.: Речь, 2004. - 432 с.
4. Немов Р.С. Психология: учеб. - М.: Высшее образование, 2005. - 639 с.
5. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. - 3-е изд. -СПб.: Питер, 2007. - 416 с.
6. Столяренко Л.Д. Психология: учебник ля вузов. - СПб.: Лидер, 2006.
- С. 101.
7. www.it-med.rU/library/r/rol_2.htm.