ным интересам стеикхолдеров;
- положительная динамика показателя характеризует не только рост финансового потенциала, но и отражает факт внешнего признания наличия нематериальных активов, превращающихся в решающий фактор инновационного развития организации в долгосрочнои перспективе;
- показатель интегрирует в единый комплекс различные цели и задачи отдельных структурных подразделений и функциональных служб организации, позволяя обеспечить единую направленность и координацию их действий, обеспечивая эффективность предприятия и может являться целью финансовой стратегии предприятия.
Таким образом, стоимость предприятия является обобщающим показателем, объединяющим в себе различные задачи деятельности предприятия (увеличение прибыли, гармонизация отношений и пр.) который может использоваться для оценки эффективности финансовой стратегии предприятия.
Объективно это подтверждает анализ корреляции рыночной стоимости компаний и их основных показателей деятельности - стоимости поглощения, кэш-фло, выручки за текущий и прошлый год, чистой прибыли, EBIT, EBITDA проведенный по данным сайта «Дамодаран онлайн» для фондовых рыков США, Японии, Великобритании, России и других 10 стран,
для более чем 100 компаний акции и депозитарные расписки которых котируются на биржах мира.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Курилова А.А. Принципы формирования и реализации риск-ориентированного финансового механизма управления затратами на основе теории активных систем // Финансовая аналитика: Проблемы и решения.
2011. № 16. С. 27-37.
2. Курилова А.А.Использование инструментов финансового инжиниринга в финансовом механизме управления затратами на предприятиях автомобильной промышленности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2010. № 2. С. 65-70.
3. Курилов К.Ю. Повышение рыночной капитализации как цель финансовой стратегии коммерческого предприятия // Карельский научный журнал. 2012. № 1. С. 11-15.
4. Шуклов Л.В.Управление финансами в контексте жизненного цикла организации // Финансовая аналитика: Проблемы и решения. 2011. № 25. С. 23-30.
5. Шуклов Л.В. Учетно-контрольные инструменты стимулирования роста средних предприятий // Азимут научных исследований: экономика и управление.
2012. № 1. С. 71-74.
THEORETICAL ASPECTS OF FINANCIAL MANAGEMENT COMPANY
> 2013
K.Yu. Kurilov, candidate of economic sciences, associate professor, associate professor "Finance and credit"
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Annotation: There is a set of concepts of financial strategy of the enterprise. Specification of variety of concepts financial strategy is actual. Actual specification of a set of the elements making structure of financial strategy also is. In view of it, in work definition of financial strategy is given, the set making financial strategy is specified, the purpose of financial strategy consisting in increase of cost of the company is determined.
Keywords: financial strategy, the financial mechanism, cost of the company, structure of financial strategy, elements of financial strategy.
УДК 305+378:614.84
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
© 2013
Л.М. Мандрык, аспирант
Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)
Аннотация. В статье рассмотрены основные направления современных психолого-педагогических исследований проблемы тендерной культуры личности. Понятие «гендерная культура» определяется как культура, предусматривающая сформированность у человека правильного понимания о назначении мужчин и женщин, их социального статуса, функций, отношений в обществе и семье.
Ключевые слова: гендерная культура, содержание гендерной культуры, структура гендерной культуры, будущие специалисты в сфере пожарной безопасности, гендерное воспитание.
Конец ХХ - начало XXI века отмечаются особенно быстрыми и глубокими общественными изменениями, которые вызвали необходимость почти перманентной перестройки системы образования и ее адаптации к новым реалиям и требованиям.
Сегодня мы стоим перед проблемой построения ген-дерно-чувствительного общества, в связи с чем меняются требования и подходы к организации учебно-воспитательного процесса и создание условий для полноценной реализации социально-ролевого статуса женщин и мужчин в обществе. В последние годы происходят интенсивные процессы изменения стереотипов по отношению к роли женщин и мужчин в общественной, политической, экономической, социальной сферах.
Разработка недискриминационных подходов к образованию и профессиональной подготовке лиц разного пола требует комплексных мер, среди которых важное место занимает внедрение гендерного подхода в образовательный процесс, в том числе, в профессиональную подготовку будущих специалистов, основанный на принципе равноправия полов, утверждении равных
возможностей женщин и мужчин, их взаимодействия на партнерских началах в различных сферах жизнедеятельности. При этом следует отметить, что требования внедрения гендерного подхода в общественную практику подкреплены рядом законодательных актов. В частности, Законом Украины «Об обеспечении равных прав и возможностей мужчин и женщин», предусматривающим правовое достижение паритетного положения мужчин и женщин во всех сферах жизнедеятельности общества, создание условий и возможностей для равного участия обоих полов в принятии общественно важных решений.
Актуализации проблемы гендерной культуры молодежи в педагогических источниках уделяется большое внимание. Отдельные аспекты проанализированы в трудах Н. Андреевой, Т. Говорун, А. Дорохиной, А. Кикинеджи, В. Кравца, Т. Кравченко, А. Кизь, И. Клециной, Н. Марковой, П. Терзи, Н. Шинкаревой и др.
Однако психолого-педагогические аспекты воспитания гендерной культуры будущих специалистов пожарной безопасности в процессе профессиональной подго-
товки до сих остаются не проанализированными.
Учитывая указанное, цель этой статьи состоит в том, чтобы на основе анализа психолого-педагогических источников охарактеризовать аспекты воспитания тендерной культуры будущих специалистов пожарной безопасности.
В образовательной практике тендерный подход предполагает организацию опыта равноправного сотрудничества лиц разного пола в учебно-воспитательном процессе с поощрением видов деятельности, соответствующие действительным интересам и возможностям личности, а не стереотипным требованиям к как представителя определенного пола.
Вместе с тем можно констатировать наличие проблем, связанных с внедрением гендерного подхода в систему образования, вызванных рядом противоречий: между практикой полоролевого подхода в профессиональной подготовке студентов и требованием перехода к реализации гендерного подхода на законодательном уровне; между объективной необходимостью реализации гендерного подхода в профессиональной подготовке и недостаточной разработкой ее методических, содержательных основ.
Современные исследователи (Т. Говорун, А. Кики-нежди, А. Кизь, В. Кравец и др.) подчеркивают, что гендерная культура в рамках гуманитарных дисциплин и воспитательного процесса рассматривается как система социально-психологических условий существования общества, способствующая становлению супругов как равных социальных существ [1, с. 78]. Процесс усвоения индивидом гендерной культуры того общества, в котором он живет, своеобразное общественное конструирование психологических различий между полами -гендерная социализация [2, с. 97]. Стоит отметить, что особая роль в процессе гендерной социализации приде-ляется образованию [3, с. 91].
И. Клецына указывает на то, что образование - важнейший институт социализации в целом и гендерной социализации в частности. В образовательных организациях субъекты обучения получают разнообразные уроки гендерных отношений. Образовательные учреждения вместе с другими способами гендерной социализации определяют возможности личностного, общественного и профессионального выбора. Сама организация образования, как и господствующие здесь гендерные роли, встраивают в личность модель «нормальной жизни» и диктуют ей женские и мужские статусные позиции [4, с. 132].
Подчеркнем, что гендерная культура личности может определяться как индивидуально-личностная характеристика, часть общей культуры субъекта, включающая в себя гендерную компетентность, гендерную картину мира, специфические ценностные ориентации и модели поведения. В зависимости от индивидуальной гендерной картины мира формируется гендерная культура личности или патриархатного, или эгалитарного типа. Эгалитарная гендерная культура личности - это компонент общей культуры человека, берущего за основу и направление реализации принципа гендерного равноправия. Патриархатная гендерная культура личности - это компонент общей культуры человека, основанный на традиционных представлениях о доминирующем состоянии мужчины в семье и обществе [5, с. 54].
Стоит отметить, что на современном этапе развития общества гендерная культура является составной частью общей культуры. В научных материалах П. Терзи правомерно замечено, что гендерная культура студентов - это особый способ оформления ими своей жизнедеятельности, обусловленной их стремлением к максимальной реализации своих сил и способностей как представителей определенного социального пола, что проявляется через комплекс соответствующих интеллектуальных, ценностно-смысловых и поведенческих характеристик личности, основанных на знании основ гендерной теории,
развития духовных потребностей, интересов и вкусов, определяющих выбор стратегии гендерной идентичности, усвоении ценностей, норм и правил полоролевого поведения позитивной направленности, соответствующей определённому биологическому полу [6, с. 20].
Понятие гендерной культуры приобретает чрезвычайно важное значение в контексте обоснования культурологического содержания высшего образования, потому что приобщение к ценностям гендерной культуры составляет сущность процесса образования. Основу формирования гендерной культуры студенческой молодежи составляют: осознание студентом собственного пола и положительное к нему отношение; осознание физиологических, анатомических и психологических характеристик и особенностей своего пола; осознание специфики противоположного пола и положительное к нему отношение; определение и осознание сферы социальной активности, адекватной содержанию и специфике пола с целью реализации ее потенциала [7, с. 21].
Воспитание гендерной культуры личности - это та задача, неопосредованное решение которой способствует культурологическому образованию молодежи.
А. Кикинежди определяет гендерную культуру знанием социально-психологических механизмов становления личности женщины и мужчины как равных социальных существ [8, с. 129]. Для формирования гендерной культуры студентов, независимо от профиля специализации их профессиональной деятельности, автор считает целесообразным введение гендерной тематики в учебные гуманитарные дисциплины, а также новых спецкурсов «Гендерная психология», «Гендерная педагогика», «Психология пола» и т. п. преподавание которых целесообразно осуществлять путем проблемного изложения материала и внедрения активных методов обучения (эвристические беседы, мини-искуссии, тре-нинговые упражнения, метод нарратива) [8, с. 48-49].
Н. Андреева отмечает, что теоретически сконструированная «идеальная модель» гендерной культуры, является гармонизацией идей, действующих по следующим принципам: взаимодополняемости и дуализма; гендерной толерантности; гармонизации между социальной и биологической природой человека; полярности с учетом специфики каждого пола; эгалитарности в социально-политической, экономической и духовной сферах; сотрудничества; свободы выбора в профессии, социальных ролях, жизненном пути, видах деятельности и т.п., независимо от пола; духовной эмансипации, т.е. освобождении от гендерных стереотипов, предрассудков, догм, мешающих развитию и самореализации личности [9].
Можем утверждать, что понимание и выработка у молодого человека навыков гендерной культуры дает возможность формировать беспристрастное отношение к способностям и статусу человека независимо от его половой принадлежности организовываем учебно-воспитательный процесс на принципах эгалитарности, полную самореализации личности в освоении любых сфер человеческой жизнедеятельности. Нужно учитывать также, что проблема воспитания гендерной культуры в студенческой молодежи приобретает особое звучание в контексте гендерной политики современного общества.
Соглашаемся с Н. Шинкаревым в том, что гендерная культура - одна из стержневых компонентов целостного развития личности, основанных на динамической совокупности представлений о мужчинах и женщинах, их биологическом поле, социальных ролях, стереотипы, отношении к собственному и противоположному полу, соответствующего полоролевого поведения [10].
А. Дорохина считает, что задачей гендерного образования является формирование гармоничной личности, а не «подогнанных» под определенный стандарт идеального мужчины или женщины. Счастливое общество могут создать только счастливые люди: мужчины и женщины, которые живут, работают, совершенствуют-
ся, создают семьи, не потому что обязаны, а по необходимости души [11].
Обращаем внимание на то, что особенностью воспитания гендерной культуры курсантов вуза системы Государственной службы чрезвычайных ситуаций (ГСЧС) Украины - будущих специалистов в области пожарной безопасности - мы видим в гармонизации гендерных отношений для достижения гендерного паритета и баланса в нем между курсантами-юношами и курсантами-девушками, как представителями мужского и женского состава общества, являющими равноправными в возможностях самореализации, самовыражения, самоутверждения, выполнения различных социальных, учебных и будущих профессиональных ролей несмотря на различные физиологические, психологические и индивидуальные особенности.
Цель воспитания гендерной культуры будущих специалистов пожарной безопасности мы видим во всестороннем, гармоничном и профессиональном развитии личности курсантов высших учебных заведений системы ГСЧС Украины на принципах гендерного равенства, в формировании социальной компетентности и ответственности, способствующий сформированности у них качеств, обусловленных их гендерной ролью и ожиданиями общества относительно поведения женщин и мужчин [12, 13].
Стоит отметить, что воспитание гендерной культуры будущих специалистов пожарной безопасности необходимо осуществлять во взаимосвязи со всеми направлениями учебно-воспитательной работы вуза. Следовательно, необходим единый подход коллектива преподавателей, воспитателей, командиров, которым нужно быть носителями и трансляторами гендерной культуры. При этом необходимо учитывать структуру гендерной культуры будущих специалистов по пожарной безопасности, содержащей взаимосвязанные компоненты, способствующие:
- развитию представлений о жизненном предназначении мужчины и женщины, присущие им достоинства и черты характера (мотивационно-ценностный компонент);
- овладению объемом знаний у курсантов, необходимых для освобождения от предубеждений, касающихся конкретного пола (когнитивный компонент);
- формированию толерантного взаимодействия между мужчинами и женщинами и позитивному отношению к представителям обоих полов (поведенческий).
Таким образом, теоретический анализ различных подходов к пониманию сущности гендерной культуры позволяет сделать вывод о том, что гендерная культура представляет сложную многоуровневую, многофункциональную и внутренне неоднородную структуру, изучение которой весьма затруднено из-за отсутствия четкой и устойчивой понятийной базы. На основе проанализированных подходов в психолого-педагогической источниках по содержанию и гендерной культуре будущих специалистов пожарной безопасности, можем сделать вывод, что содержание гендерной культуры будущих специалистов пожарной безопасности включает моти-вационный, когнитивный и поведенческий компоненты.
Гендерная культура будущих специалистов пожарной безопасности - это субъективно обусловленная система усвоения гендерных знаний, норм и ценностей, способствующих реализации способностей курсантов как представителей определенного пола, проявляется через комплекс соответствующих мотивационно-цен-ностных, когнитивных и поведенческих компонентов, тоесть в полоролевом поведении субъектов и определяется успешностью выстраивания гендерных отношений в процессе профильной подготовки к будущей профессиональной деятельности.
Перспективой дальнейших научных поисков является определение организационно-педагогических условий воспитания гендерной культуры будущих специали-
стов пожарной безопасности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Говорун Т. В., Кравець В. П., Кiкiнеждi О. М., Юзь О. Б. Гендерт аспекти усвщомленого батьшвства / Т. В. Говорун, В. П. Кравець, О. М. КЫнежд^ О. Б. Юзь.
- Тернопшь: Навчальна книга-Богдан, 2004. - 148 с.
2. Говорун Т., КЫнедш О. Стать та сексуальшсть: психолопчний ракурс. Навч пос. / Т. Говорун,
0. КЫнеджт - Тернопшь: Навчальна книга - Богдан, 1999. - 384 с.
3. Гендерний розвиток у сусшльсга // О. С. Цокур,
1. В. 1ванова. Основи тендерного виховання // - К.: ПИ «Фолiант», 2004. - С. 180-195.
4. Клецина И. С. Гендерная социализация: Учебное пособие. - / И. С. Клецина - СПб. Изд-во РГПУ А.Н. Герцена, 1998. - 233 с.
5. Социология гендерных отношений: Учеб. Пособие для студентов ВУЗов / Под ред. З. Х. Саралиевой. - М.: РОССПЭН, 2004. - 167 с.
6. Терзi П. П. Формування гендерно1 культури студенпв вищих техтчних навчальних закладiв: дис. канд. пед. наук: спец. 13.00.04 / Терзi Пилип Пилипович .
- Юровоград, 2007. - 238 с.
7. Маркова Н. В. Педагопчш засади дiяльностi сощального педагога з формування гендерно1 культури старшокласнишв: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 / Наталiя Володимирiвна Маркова. - Луганськ., 2010. -208 с.
8. Кiкiнеждi О. 1нновацшш тдходи до формування гендерно1 культури у студентсько1 молодi // Психолого-педагопчт засади професшного становлен-ня особистосп практичного психолога i сощального педагога в умовах вищо1 школи: Зб. мат. Всеукр. наук.-практ. конф. - Тернопшь: ТДПУ, 2003. - С. 128-135.
9. Андреева Н. И. Формирование гендерной культуры в современном обществе: философско-культуро-логический анализ: автореферат. ... д-ра филос. наук: спец. 09.00.13 [Електронний ресурс] / Андреева Наталия Ивановна. - Ростов н/Д, 2005. - 285 с. - Режим доступу до ресурсу: http:www.dissercat.com/content/foimirovame-gendernoi-kultury-v-sovremennom-obshchestve-filosofsko-kulturologicheskii-anali_
10. Шинкарёва Н. А. Особенности гендерной культуры и уровни ее сформированности у воспитанников детского дома. [Електронний ресурс] / Н. А. Шинкарёва // Вестник ТГПУ Выпуск 10. - 2010. - Режим доступа: http:vestnik.tspu.ru/files/PDF/articles/shinkaryova_n. _a._116_120_10_100_2010.pdf
11. Дорохина А. В. Проблемы формирования гендер-ной культуры и образования в современном обществе [Електронний ресурс] / А. В. Дорохина // Социальные науки: опыт и проблемы подготовки специалистов социальной работы: Материалы VI Всероссийской научно-практиче-ской конференции 11-12 апреля 2006 г. / Российский государственный профессионально-педагогический университет / Сб. мат. конф. Вып. 1. 2006 Под общ. ред. К. В. Кузьмина. Екатеринбург - 2006. - 279 с. Вып. 1. - Режим доступу до ресурсу: http:do.teleclinica. ru/206949/
12. Бузько В.И. Сущность понятия «управленческая культура будущих руководителей оперативно-спасательных служб гражданской защиты» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2012. № 1. С. 18-21
13. Король В.Н. Особенности формирования управленческой компетентности будущих офицеров пожарной безопасности во время обучения в вузах ГСЧС Украины // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2012. № 1. С. 35-38
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF EDUCATION OF GENDER CULTURE OF FUTURE SPECIALISTS OF FIRE SAFETY
© 2013
L.N. Mandryk, a graduate student
Uman State Pedagogical University named after Paul Tychiny, Uman (Ukraine)
Annotation: The main directions of modernpsychological and pedagogical researches of the problem of person's gender culture are studied in the article. The concept of "gender culture" is defined as culture that provides the correct understanding of mission of men and women, their social status, functions, relations in society and family.
Keywords: gender culture, content of gender culture, structure of gender culture, future specialists of fire safety, gender education.
УДК 37(09)(47)+811(07)
ДЕТСКИЙ ЦЕНТР «МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ» КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В УКРАИНЕ (1960-1991 ГГ.)
© 2013
А.Д. Наровлянский, соискатель
Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)
Аннотация: В статье раскрыта роль детского центра «Молодая гвардия» в развитии внешкольного образования и детского движения Украины. Показан процесс формирования и развития методического аппарата в детском центре «Молодая гвардия», основные формы методической работы в центре. Определены основные направления организационно-методического воздействия центра на внешкольное воспитание и детское движение Украины.
Ключевые слова: детский центр «Молодая гвардия», пионерский лагерь, внешкольное воспитание, организационно-методический центр.
Детские центры (раннее - пионерские лагеря) в течение многих лет играют определенную роль в системе внешкольного образования. Особую роль среди пионерских лагерей СССР занимали круглогодичные пионерские лагеря актива, относившиеся к сфере управления ЦК ВЛКСМ («Артек», «Орленок», «Океан»), ЦК комсомола Украины («Молодая гвардия») и ЦК комсомола Белоруссии («Зубренок»). В их деятельности имелись существенные особенности как организационные, так и в системе воспитательной работы. Это обуславливало особую роль таких лагерей в системе внешкольного образования и детском движении.
Воспитательные возможности пионерских лагерей были объектом исследований, в частности В. Прокашева, А. Гукасовой, П. Жильцова, А. Сперанского, Е. Абдулина, П. Дербеневой. В последнее десятилетие деятельность оздоровительных центров и лагерей стала объектом исследований украинских исследователей Г. Шутки, И. Стародубцевой, Н. Наказного и др. Отдельным аспектам воспитательной деятельности «Артека» и «Орленка» посвятили исследования О. Газман., В. Матвеева, Л. Кленевская, М. Сидоренко и др. В последние годы объектом исследования Г. Ермоленко, С. Дехаль, Г. Заярской, О. Майоровой, А. Мураговой и ряда других исследователей стали различные аспекты воспитательной деятельности детских центров «Артек», «Орленок», «Океан». В то же время деятельность украинского государственного центра «Молодая гвардия» и, в частности, его роль как организационно-методического центра внешкольного воспитания и образования в Украине до сих пор не были предметом исследования.
В 1960 году детский центр «Молодая гвардия» приобрел статус пионерского лагеря Центрального комитета комсомола Украины (далее - ЦК ЛКСМУ) и одним из главных его заданий становится методическое обеспечение внешкольного воспитания, проведение в этом направлении экспериментальной работы. Для этого в центре постепенно начинает создаваться методический аппарат. На первом этапе (1960-1965 гг.) эта работа проводилась вожатыми, учителями лагерной школы.
В 1964 г. после создания в «Молодой гвардии» Дворца пионеров именно он становится центром методической работы в «Молодой гвардии». В штате Дворца была введена должность методиста - этим было положено начало созданию методического аппарата в «Молодой гвардии» [1, с. 294], в 1966 году в структуре Дворца создается методический кабинет и вводится должность его заведую-
щего [2, с. 74]. В 1968 году количество методических работников центра было увеличено - кроме заведующего кабинетом были введены должности старшего методиста, методиста, консультанта по пионерской работы [3, с. 127]. На вновь созданный методический аппарат была возложена не только подготовка методических материалов, разработок для работы центра, но и материалов, которые получали пионеры, отдыхавшие в лагере, для использования после возвращении домой во всех регионах Украины. Кроме того, разработки методистов лагеря направлялись по запросам. Так, например, в 1968 году только рекомендации по созданию музеев и организации их работы были направлены в 49 школ, 2 военных частей, на теплоход «Молодогвардеец» [4, с. 32].
В Положении о республиканском пионерском лагере ЦК ЛКСМУ «Молодая гвардия», принятом в 1969 году, отмечалось: «Дворец пионеров лагеря является инструктивно-методическим центром и организатором массовой работы с детьми. Он оказывает помощь дружинам, отрядам, вожатым... Дворец пионеров обобщает опыт работы отрядных вожатых, учителей, внедряет новые формы работы, ведет школу пионерского актива республики, учит кадры отрядных вожатых лагеря...» [5, с. 47].
Однако уже очень скоро выявилось, что в условиях республиканского лагеря, каким стала «Молодая гвардия», возложение методических функций на Дворец пионеров было нецелесообразным и практически неосуществимым для эффективной реализации. Методическая работа велась не на надлежащем уровне, имевшийся методический аппарат не соответствовал стоявшим перед «Молодой гвардией» задачам и ее статусу.
В постановлении секретариата ЦК ЛКСМУ от 23.05.1967 «О состоянии учебно-воспитательной работы в республиканском пионерском лагере ЦК ЛКСМУ «Молодая гвардия» было отмечено, что недостаточно обеспечивалась связь между детским центром и пионерскими коллективами на местах - школами, пионерскими лагерями, дворцами и домами пионеров. Одновременно указывалось, что «Молодая гвардия» должна стать методическим центром ЦК ЛКСМУ по работе с пионерами, систематически разрабатывать и проверять на практике новые методы обучения и подготовки пионерского актива, обобщать опыт лучших пионерских дружин республики...» [6, с. 7-9]. Для реализации поставленной задачи, повышения роли лагеря в развитии детского движения на Украине и устранения выявленных недостатков, в 1970 г. методический кабинет выделяется из Дворца