21. Савчин М. В. Педагопчна психолопя: навч. noci6. / М. В. Савчин. -К.: Академвидав, 2007. - 422 с.
22. Чаплипн А. Со^альна реадаптацiя у життевм перспективi / А. Чаплигiн. // Со^альна психологiя. - 2004. - № 5 (7). - C. 20-24.
23. Щотка О. П. Вкова психолопя доросло! людини: навч. noci6. /О. П. Щотка. - [2-е вид.]. - Нжин: НДПУ, 2001. - 194 с.
Val'o L.I. Psihologicheskie osnovy optimizpcii processa readaptaciipedagogov predpensionnogo vozrasta/L.I.Val'o // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - № 2, 2014. - S. 73-91.
© Л.И. Вальо, 2014.
© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2014
— • —
УДК 371.13:370.043.1
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ГЕНДЕРНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ8.
С.В. Безушко, Николаевский политехнический колледж (Николаев, Украина), e-mail: [email protected]
Резюме. В статье рассматриваются вопросы гендерной компетентности будущих педагогов. Раскрыты вопросы гендерной культуры и профессионализма в образовании. Положено начало методологической подготовки студентов вузов по вопросам гендерной тематики с целью формирования у них гендерной педагогической культуры.
Ключевые слова: гендерная культура, гендерная компетентность, профессионализм в образовании.
8 Статья рекомендована: Слюсаренко Нина Витальевна, профессор кафедры педагогики, психологии и образовательного менеджмента, доктор педагогических наук, профессор, Херсонский государственный университет.
Современное общество ставит новые задачи перед будущими специалистами, одновременно требуя от них высокой активности не только в приобретенной ими профессии, а в умении быть успешными, грамотно и креативно мыслить, обладать отлично сформированной обучающей и воспитательной базой и творческим арсеналом.
В то же время, к сожалению, часто выпускники педагогических вузов оказываются не способными к творческой деятельности на практике. Потому высшие учебные заведения должны выполнять не только функции передачи знаний при подготовке компетентного специалиста, а так же быть организаторами воспитательной работы на различных уровнях.
К органам, которые занимаются делом воспитания студенческой молодежи, можно отнести: совет по воспитательной работе, институт кураторов наставников студенческих групп, студенческий профком, советы студенческого самоуправления университета и факультетов.
Цель деятельности этих органов определяется конкретными задачами, решение которых приведет к достижению желаемого результата.
На сегодняшний день к числу традиционных направлений воспитательной работы со студентами можно отнести формирование у них тендерной культуры.
Гендерное направление является на современном этапе важным ускорителем на пути к ценностным ориентирам личности, ядром правильной социализации и переходом от бесполого ощущения в социуме к надлежащему ощущению полоролевой позиции.
И. Клецина обращает внимание на то, что «в школах и университетах мы узнаем, кто важен для общества, а кто - нет, кто повлиял на ход истории, на развитие науки, искусства, литературы и социальной организации, какие возможности и какая ответственность существует для разных людей в обществе. Образовательные учреждения наряду с остальными агентами социализации определяют наши идентичности, а также имеющиеся у нас возможности личного, гражданского и профессионального выбора. Наконец, школы учат нас на собственном примере. Сама организация образования, как и господствующие здесь гендерные роли, встраивают в нас модель «нормальной» жизни и диктуют нам женские и мужские статусные позиции» [2].
Таким образом, перед системой современного образования стоит задача - формирование у будущих педагогов гендерной культуры. Ее реализация возможна не только через интеграцию гендерного компонента в
образование, а и путем интеграции в политику образования гендерной педагогической культуры.
Под гендерной педагогической культурой учителя понимается совокупность социально-главных знаний, навыков и умений полоролевого взаимодействия в образовательной и неформальной детско-семейной сфере, отражающих степень формирования необходимых морально-этических качеств, а также разработанных педагогической практикой способов, моделей, правил и норм действий, направленных на совместное решение мужчинами и женщинами учебно-воспитательных задач [1].
Вопросы формирования гендерной культуры будущих специалистов вузов в образовательном процессе фундаментально изучают, например, российские и украинские ученые: Н. Андреева, Т. Голованова, Т. Доронина, И. Лысова, А. Мудрик, С. Рыков, В. Созаев, И. Иванова и др.
Гендерная культура - глобальное осмысление картины мира в ракурсе современного гендерного взгляда, отказ от дискриминаций по половому признаку, эгалитарное признание равенства прав и возможностей мужчины и женщины в обществе.
Гендерную педагогическую культуру определяют такие образующие ее компоненты, как: гендерная грамотность, гендерное самообразование, гендерная чувствительность. В контексте профессиональной деятельности учителя эти компоненты дополняют друг друга.
В основе гендерной культуры лежит гендерная компетентность будущего педагога. Ряд ученых убеждены в том, что будущий специалист должен владеть в рамках осваиваемой им профессии гендерной компетентностью, которая, безусловно, связана с профессиональной деятельностью. Гендерная культура несет определенный смысл ценностям и ори-ентациям личности с весомым акцентом на толерантный характер гендер-ных ролей в обществе. Таким образом, гендерная компетентность в совокупности представляет знание о гендере, гендерном подходе в образовании, стратегию организации гендерного подхода в педагогической работе.
Согласно выше сказанного, одним из основных вопросов на сегодня является качественная подготовка выпускников педагогических вузов по гендерной тематике. И одним из эффективных путей ее решения является внеаудиторная работа.
Вопросы профессиональной подготовки студентов педагогических вузов через призму гендерного подхода сегодня исследуют ряд ученых (И. Клецина, А. Мудрик, Е. Ярская-Смирнова и др.). Значительный вклад в разработку концепции гендерного подхода в педагогическом образовании
осуществили: А.Воронина (проблемы разработки теории и методологии тендерных исследований, определение их места в системе подготовки студентов), Л. Штылева (разработка методических программ для учителей по вопросам внедрения гендерного образования и воспитания в средней школе). Гендерный подход при подготовке будущих учителей имеет место в работах: Н. Гендерник, С. Матюшковой, М. Поливянной, А. Шнырова, Л. Шолоховой.
Исследователи пришли к выводу, что внеаудиторная воспитательная работа с гендерным курсом дает будущим учителям возможность подготовиться к гендерному воспитанию детей в общеобразовательных школах. Понимание студентами главных направлений гендерного воспитания изменит многие стереотипы полоролевой позиции в обществе и позволит осуществить на практике личностно-ориентированный подход к мальчикам и девочкам, учитывая их индивидуальные качества в соответствии с полом.
Важно отметить, что на современном и достаточно сложном этапе развития общества гендерная педагогика испытывает потребность в специалистах, которые способны привлекать детей к системе ценностных жизненных ориентиров, стимулировать биологические и социальные параметры личности согласно полоролевой позиции.
Перспектива интеграции гендерных теорий более эффективно активизируется во внеаудиторной работе со студентами педагогических вузов.
Ученые определяют три основных направления внеаудиторной работы: индивидуальная, групповая, массовая. Все названные направления необходимо использовать для формирования у будущих учителей гендер-ной педагогической культуры. Индивидуальная работа предусматривает выполнение студентами небольших творческих работ, исследовательских проектов. Групповая - включает организацию отдельных кружков по ген-дерной тематике, а также временных групп, привлекаемых к подготовке праздников и выставок. Массовая - включает в себя организацию круглых столов, конференций, концертов.
Сложный процесс формирования у будущих учителей гендерной педагогической культуры должен осуществляться с помощью интерактивных методических разработок. Например, целесообразно и достаточно важно ознакомить студентов с содержанием понятий: «гендер», «гендер-ная культура», «гендерное равенство», «полоролевой статус», «гендерная социализация» и т. п. Студенты должны знать законодательные и нормативные акты, которые были утверждены и подписаны по гендерным во-
просам. Только в сентябре 2000 году на Всемирном самите ООН Украина среди 189 стран - членов ООН подписала Декларацию Тысячилетия, в которой сформулированы основные цели в сфере развития, где одна из основных - достижение равенства мужчин и женщин. Идеи гендерного паритета закреплены и в Конституции Украины. В 2006 году вступил в силу Закон «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин» [3].
Чрезвычайно важной формой внеаудиторной работы со студентами по гендерной проблематике является создание проектов на темы: «Тендерное равенство», «Женщина и мужчина - формула успеха», «Портрет современной женщины», «Портрет современного мужчины».
Можно провести конференции, посвященные такой тематике: «Выдающиеся женщины ХХ столетия», «Мужская дискриминация в современном обществе», «Женщина в мусульманском мире» и т. п.
Очень полезно ознакомить студентов с различными методическими рекомендациями по гендерному воспитанию мальчиков и девочек, которые предлагают многие исследователи. Такие рекомендации можно найти у ведущих ученых Украины: С. Выхор, Т. Говорун, О. Кикинежди, В. Кравец, О. Луценко, Н. Павлущенко, Н. Слюсаренко, О. Цокур и др.
Рекомендации ученых помогут студентам получить существенную профессиональную подготовку для работы в общеобразовательных заведениях (подготовиться к гендерному воспитанию учеников различных возрастных категорий: дошкольников, младших школьников, подростков и старшеклассников; научиться осуществлять гендерный подход к ученикам в сфере досуга, во время отдельных воспитательных мероприятий).
В настоящее время позитивным является то, что проводится экспертиза скрытых дискриминаций в учебной литературе и методических пособиях, разрабатываются необходимые рекомендации и программы, которые дают возможность переосмысления стереотипного представления о роли мужчины и женщины в обществе. Формы реализации гендерного подхода изучаются на конференциях, семинарах-практикумах, в научных исследованиях.
Таким образом, в настоящее время формирование у будущих учителей гендерной педагогической культуры является одним из перспективних направлений в системе подготовки компетентного учителя вообще и одной из ключевых составляющих в воспитательном процессе студентов, в частности. Систематическая работа со студентами по гендерной тематике не только углубит знания будущих педагогов, а и
сформирует новую внутреннюю жизненную позицию, избавит от традиционно-стереотипного менталитета в отношении ролей женщины и мужчины в современном обществе, поможет сформировать у них тендерную культуру.
Литература:
1. Кмневд О. Формування Гендерно! культури молодк проблеми та перспективи / О. Кшневд // Шлях освiти. — 2004. — № 4. — С. 27—29.
2. Клецина И. С. От психологии пола - к тендерным исследованиям в психологии / И. С. Клецина // Вопросы психологии. — 2003. — № 1. — С. 61—78.
3. Кобелянська Л.С. Внесок Оргаызаци Об'еднаних нацм у формування Гендеро! полiтики // Укра!на: розвиток щеологи Тендерного паритету : матерiали науково-практично! конференци та репональних семiнарiв-практи^в. — К. : «Полтехнка», 2004. — С. 47—53.
Bezushko S.V. Nekotorye aspekty formirovanija u budushhih uchitelej gendernoj pedagogicheskoj kul'tury /S.V. Bezushko // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - № 2, 2014. - S. 91-96.
© С. В. Безушко, 2014.
© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2014 — • —
УДК: 371.113.1
СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ, ИХ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ОСОБЕННОСТЯМИ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ9
Бердыева Д. Ш. Бухарский государственный университет (Узбекистан, Бухара), e-mail: [email protected]
Резюме. В статье обсуждается вопрос взаимосвязи стиля руководства и его зависимость от особенностей личности
9 Материал к публикации представил научный руководитель: Джумаев Улугбек Саттарович, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и социологии Бухарского государственного университета (Бухара, Узбекистан).