PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF EDUCATION OF GENDER CULTURE OF FUTURE SPECIALISTS OF FIRE SAFETY
© 2013
L.N. Mandryk, a graduate student
Uman State Pedagogical University named after Paul Tychiny, Uman (Ukraine)
Annotation: The main directions of modernpsychological and pedagogical researches of the problem of person's gender culture are studied in the article. The concept of "gender culture" is defined as culture that provides the correct understanding of mission of men and women, their social status, functions, relations in society and family.
Keywords: gender culture, content of gender culture, structure of gender culture, future specialists of fire safety, gender education.
УДК 37(09)(47)+811(07)
ДЕТСКИИ ЦЕНТР «МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ» КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В УКРАИНЕ (1960-1991 ГГ.)
© 2013
А.Д. Наровлянский, соискатель
Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)
Аннотация: В статье раскрыта роль детского центра «Молодая гвардия» в развитии внешкольного образования и детского движения Украины. Показан процесс формирования и развития методического аппарата в детском центре «Молодая гвардия», основные формы методической работы в центре. Определены основные направления организационно-методического воздействия центра на внешкольное воспитание и детское движение Украины.
Ключевые слова: детский центр «Молодая гвардия», пионерский лагерь, внешкольное воспитание, организационно-методический центр.
Детские центры (раннее - пионерские лагеря) в течение многих лет играют определенную роль в системе внешкольного образования. Особую роль среди пионерских лагерей СССР занимали круглогодичные пионерские лагеря актива, относившиеся к сфере управления ЦК ВЛКСМ («Артек», «Орленок», «Океан»), ЦК комсомола Украины («Молодая гвардия») и ЦК комсомола Белоруссии («Зубренок»). В их деятельности имелись существенные особенности как организационные, так и в системе воспитательной работы. Это обуславливало особую роль таких лагерей в системе внешкольного образования и детском движении.
Воспитательные возможности пионерских лагерей были объектом исследований, в частности В. Прокашева, А. Гукасовой, П. Жильцова, А. Сперанского, Е. Абдулина, П. Дербеневой. В последнее десятилетие деятельность оздоровительных центров и лагерей стала объектом исследований украинских исследователей Г. Шутки, И. Стародубцевой, Н. Наказного и др. Отдельным аспектам воспитательной деятельности «Артека» и «Орленка» посвятили исследования О. Газман., В. Матвеева, Л. Кленевская, М. Сидоренко и др. В последние годы объектом исследования Г. Ермоленко, С. Дехаль, Г. Заярской, О. Майоровой, А. Мураговой и ряда других исследователей стали различные аспекты воспитательной деятельности детских центров «Артек», «Орленок», «Океан». В то же время деятельность украинского государственного центра «Молодая гвардия» и, в частности, его роль как организационно-методического центра внешкольного воспитания и образования в Украине до сих пор не были предметом исследования.
В 1960 году детский центр «Молодая гвардия» приобрел статус пионерского лагеря Центрального комитета комсомола Украины (далее - ЦК ЛКСМУ) и одним из главных его заданий становится методическое обеспечение внешкольного воспитания, проведение в этом направлении экспериментальной работы. Для этого в центре постепенно начинает создаваться методический аппарат. На первом этапе (1960-1965 гг.) эта работа проводилась вожатыми, учителями лагерной школы.
В 1964 г. после создания в «Молодой гвардии» Дворца пионеров именно он становится центром методической работы в «Молодой гвардии». В штате Дворца была введена должность методиста - этим было положено начало созданию методического аппарата в «Молодой гвардии» [1, с. 294], в 1966 году в структуре Дворца создается методический кабинет и вводится должность его заведую-
щего [2, с. 74]. В 1968 году количество методических работников центра было увеличено - кроме заведующего кабинетом были введены должности старшего методиста, методиста, консультанта по пионерской работы [3, с. 127]. На вновь созданный методический аппарат была возложена не только подготовка методических материалов, разработок для работы центра, но и материалов, которые получали пионеры, отдыхавшие в лагере, для использования после возвращении домой во всех регионах Украины. Кроме того, разработки методистов лагеря направлялись по запросам. Так, например, в 1968 году только рекомендации по созданию музеев и организации их работы были направлены в 49 школ, 2 военных частей, на теплоход «Молодогвардеец» [4, с. 32].
В Положении о республиканском пионерском лагере ЦК ЛКСМУ «Молодая гвардия», принятом в 1969 году, отмечалось: «Дворец пионеров лагеря является инструктивно-методическим центром и организатором массовой работы с детьми. Он оказывает помощь дружинам, отрядам, вожатым... Дворец пионеров обобщает опыт работы отрядных вожатых, учителей, внедряет новые формы работы, ведет школу пионерского актива республики, учит кадры отрядных вожатых лагеря...» [5, с. 47].
Однако уже очень скоро выявилось, что в условиях республиканского лагеря, каким стала «Молодая гвардия», возложение методических функций на Дворец пионеров было нецелесообразным и практически неосуществимым для эффективной реализации. Методическая работа велась не на надлежащем уровне, имевшийся методический аппарат не соответствовал стоявшим перед «Молодой гвардией» задачам и ее статусу.
В постановлении секретариата ЦК ЛКСМУ от 23.05.1967 «О состоянии учебно-воспитательной работы в республиканском пионерском лагере ЦК ЛКСМУ «Молодая гвардия» было отмечено, что недостаточно обеспечивалась связь между детским центром и пионерскими коллективами на местах - школами, пионерскими лагерями, дворцами и домами пионеров. Одновременно указывалось, что «Молодая гвардия» должна стать методическим центром ЦК ЛКСМУ по работе с пионерами, систематически разрабатывать и проверять на практике новые методы обучения и подготовки пионерского актива, обобщать опыт лучших пионерских дружин республики...» [6, с. 7-9]. Для реализации поставленной задачи, повышения роли лагеря в развитии детского движения на Украине и устранения выявленных недостатков, в 1970 г. методический кабинет выделяется из Дворца
пионеров и становится самостоятельным подразделением. Штатное расписание предусмотрело в его составе должности заведующего кабинетом, двух методистов, экскурсовода-краеведа (так в документе) и машинистки - ротаторщицы, в 1972 г. дополнительно введены должности старшего методиста и методистов по военно-патриотической и по спортивно-туристской работе [7, с. 110, 112]. В 1975 г. на основе организационного отдела и методического кабинета был создан организационно-методический отдел [8, с. 8], действовавший до 1991 г. Таким образом, в 1970-1991 годах в детском центре «Молодая гвардия» действовало самостоятельное методическое подразделение - вначале кабинет, позднее организационно-методический отдел. Создание методического аппарата «Молодой гвардии» было призвано не только повысить уровень работы в самом лагере, но и, в первую очередь, обеспечить методическую помощь внешкольным учебным заведениям, пионерским дружинам Украины, вожатым загородных пионерских лагерей республики, стать действенным методическим центром внешкольного образования и пионерской организации Украины.
Необходимо отметить, что в «Молодой гвардии» постоянно внедрялись и достаточно широко использовались новейшие для своего времени приемы и методы воспитания. Именно в «Молодой гвардии» были в свое время созданы одни из первых в Украине профильных отрядов, широко использовалась методика коллективных творческих дел, значительно шире, чем в большинстве пионерских организаций и лагерей использовались игра, романтика, была создана и успешно действовала достаточно эффективная система детского самоуправления. В конце 80-х годов в «Молодой гвардии» начали использоваться методики игротехники. При этом новые формы и методы работы, которые показали свою эффективность в условиях лагеря, в дальнейшем распространялись по всей Украине благодаря ознакомлению с этим опытом пионеров, вожатых республики, побывавших в «Молодой гвардии», а также путем издания и последующего распространения методических разработок.
Таким образом, постепенно «Молодая гвардия» стала одним из важных методических центров внешкольного образования и воспитательной работы в Украине.
Вторым направлением влияния «Молодой гвардии» на развитие воспитательной работы в Украине стала подготовка актива для детского движения Украины, а также обучение работников внешкольных учебных заведений и детской организации. Одним из главных заданий центра после 1960 года было провозглашено «воспитание способностей организатора детского коллектива, интересных дел в пионерских организациях» [5, с. 45]. Уже с середины 50-х годов значительное внимание уделялось подготовке пионеров-инструкторов [9, с. 5]. В начале 60-х годов эта работа проводилась в форме «Университета пионерских профессий». Подготовка пионеров проводилась на восьми «факультетах» - председателей советов отрядов и дружин, художников-оформителей, затейников, спортивных судей, горнистов и барабанщиков и т.д. [10]. «Те, кто отдыхают тут... увозят с собой настоящий клад... В лагере стремятся, чтобы активность стала жизненной потребностью каждого пионера» - писала в 1965 году газета «Радянська освгга» («Советское образование») [11]. Позднее эта работа получила название школы пионерского актива.
С середины 60-х годов в «Молодой гвардии» в летний период (иногда в начале сентября) стали проводиться республиканские лагерные сборы актива. На сборы приезжало от 800 до 1200 учащихся, во главе групп областей на сбор направлялись секретари по работе с учащейся молодежью райкомов, горкомов, инструктора обкомов комсомолу. О значении, придававшемся этим сборам свидетельствует, то, что решение о его проведении ежегодно принималось секретариатом ЦК ЛКСМУ, он же утверждал программу проведения этого сбора. Во
время сбора проводились обмен опытом работы, а выступали представители ЦК ЛКСМУ, Министерства образования, других республиканских ведомств. Работа велась в нескольких секциях в соответствии с основными направлениями работы комсомольских организаций школ [12, с. 9-10, 110-111].
Весомым было влияние «Молодой гвардии» и на взрослые кадры внешкольного образования и пионерской организации - пионерских вожатых школ и пионерских лагерей, сотрудников дворцов и домов пионеров, других внешкольных заведений. Это влияние осуществлялось двумя основными путями. Во-первых, в лагере проводились многочисленные мероприятия по повышению квалификации пионерских вожатых, руководителей местных штабов «Зарницы», тимуровцев, работников внешкольных учебных заведений, слеты и семинары пионерских вожатых. Каждую группу детей в «Молодую гвардию» из регионов сопровождали взрослые - вожатые, учителя, комсомольские работники, методисты домов и Дворцов пионеров и т.п. ЦК ЛКСМУ заблаговременно определял категорию сопровождающих, что давало возможность во время заезда и разъезда в лагере организовать учебу соответствующей категории работников. При этом, как правило, профиль обучения сопровождающих соответствовал профилю смены. Так, в октябре 1975 г. на смене победителей предметных олимпиад, активных членов научных обществ учащихся было организовано обучение сопровождающих - организаторов обществ любителей науки и техники [13, с. 38-39], в январе 1984 г. одновременно со сменой тимуровцев проводилась учеба организаторов работы по месту проживания [14, с. 26-28].
С другой стороны, «Молодая гвардия» была школой вожатых, которые приезжали на работу в центр. Новоприбывшие вожатые проходили в лагере обучение. Приехавшие для работы в течение года, обучались в школе вожатого от двух до четырех месяцев, студенты, привлекавшиеся для работы в летний период в сезонном лагере «Морской» - около одного месяца. Для этого в лагере действовала специальная «школа пионерского вожатого». В дальнейшем, во время работы в лагере, постоянно проводилась работа по повышению квалификации пионерских вожатых. Благодаря этому работники лагеря применяли новейшие методы, формы работы при проведении разнообразных отрядных дел, участвовали в проведении дружинных и общелагерных мероприятий, а также в организации Всеукраинских мероприятий, проходивших в «Молодой гвардии». Таким образом, вожатые-молодогвардейцы, отработав определенное время в лагере (от летнего сезона до пяти-семи лет), получали как теоретические знания по пионерской работе, теории и методике воспитания, так и ценный, а порой и уникальный, практический опыт. Именно поэтому после возвращения из «Молодой гвардии» большинство из них оставалось во внешкольном образовании, детском движении. Среди бывших вожатых «Молодой гвардии» были заместитель председателя Центрального Совета Всесоюзной пионерской организации И. Деркач, инструктор ЦК ЛКСМУ, а позднее работник Кабинета Министров Украины В. Даниленко, директор педагогического института Житомирского университета В. Лытнев, начальник управления образования г. Желтые Воды Днепропетровской области А. Чевердак, директор Конотопского политехнического техникума В. Бибик и многие другие. Нынешний генеральный директор детского центра «Молодая гвардия» Э.Лебединский в свое время побывал в «Молодой гвардии» на сборе секретарей комсомольских организаций, а его заместитель В. Бездень прошел в «Молодой гвардии» путь от отрядного вожатого (начал работу в 1982 г.) до своей нынешней должности.
Еще одним направлением методического воздействия стало проведение на базе «Молодой гвардии» Всеукраинских конференций, семинаров. С середины
60-х годов в «Молодой гвардии» практически ежегодно проводились республиканские семинары старших пионервожатых загородных и межколхозных пионерских лагерей. Эти семинары проводились совместно с Украинским республиканским советом профсоюзов, который финансировал эти семинары. Пионерские вожатые со всей республики - их было от 250 до 500 - знакомились с опытом работы и методическими разработками «Молодой гвардии», обменивались собственным опытом [15, с. 61; 16 с. 35, 215; 17, с. 6; 6, с. 18, 169-170].
Неоднократно «Молодая гвардия» становилась местом проведения различных научно-методических мероприятий. Одной из первых стала республиканская методическая конференция вожатых-производственников, которая прошла в «Молодой гвардии» в октябре 1962 г. Участники обменялись опытом работы. Среди выступающих был учитель географии центра М. Стопланд, рассказавший об опыте работы клуба друзей лагеря [18, с. 24-30]. В мае 1973 г. Цк ЛКСМУ и Министерство народного образования УССР провели в лагере республиканский семинар пионерских работников по вопросам коммунистического воспитания младших школьников [19, с. 42, 144], в 1976 г. в «Молодой гвардии» прошел республиканский сбор пионерских вожатых [20, с. 33], в мае 1985 г. в лагере прошел слет пионерских вожатых Украины, посвященный 40-летию Победы и XII Всемирному фестивалю молодежи и студентов [21].
Еще одним важным направлением в работе детского центра после 1960 года стало проведение республиканских, а порой и Всесоюзных мероприятий - слетов, сборов, соревнований. Так, в 1962 г. в связи с празднованием 40-летия Всесоюзной пионерской организации в «Молодой гвардии» были проведены слеты представителей отрядов юных друзей пограничников, юных корреспондентов, победителей второго года пионерской семилетки, лучших участников художественной самодеятельности [22, с. 4]. В разные годы в лагере проводились сборы победителей республиканского смотра кружков юных затейников и организаторов пионерских игротек (март 1970 г.) [23, с. 87], сбор победителей республиканского рейда юношеских добровольных пожарных дружин «Преграда огню» (декабрь 1978 г.) [24, с. 137], республиканские сборы юных техников, актива научных обществ учащихся и малых академий наук (январь 1983 и 1985 г.) [25, с. 26; 26, с. 1-2], республиканские сборы победителей областных соревнований «Зарница» (июнь-июль 1968 г. и сентябрь-октябрь 1974 г.) [27, с. 26; 28, с. 12-13], республиканский сбор тимуровцев, посвященный 75-летию А. Гайдара (январь 1978 г.) [29, с.148], республиканские сборы юных корреспондентов (март 1974 и сентябрь 1984 г.), республиканский сбор членов профильных объединений (январь 1983 г.), неоднократно в «Молодой гвардии» проводились республиканские сборы юных друзей пограничников [30; 31, с. 5]. Традиционными, как уже отмечалось, стали республиканские сборы секретарей комсомольских организаций средних и восьмилетних школ. В течение ряда лет практически ежегодно в «Молодой гвардии» проводились республиканские слеты юных инспекторов движения, традиционным стало проведение в центре республиканских финальных соревнований Всесоюзных детских спортивных игр «Старты надежд», в 1985 г. на базе «Молодой гвардии» проводился республиканский финал детского футбольного турнира «Кожаный мяч».
Эти мероприятия подводили итоги работы пионерской организации Украины на определенном этапе развития. В программы мероприятий включались обмен опытом работы, конференции, учеба участников слетов, сборов. Так, программой IX Республиканского слета юных инспекторов движения (1983 г.) было предусмотрено проведение учебных занятий с участниками слета по разным направлениям работы, а также проведение конференции по обмену опытом работы [32]. Подобные мероприятия проводились и во время других респу-28
бликанских слетов и сборов. Проведение такой работы способствовало тому, что центр становился центром накопления, дальнейшего анализа (благодаря наличию методического аппарата, опытных педагогических кадров) и распространения опыта работы по различным направлениям деятельности внешкольного образования и пионерской работы.
Неоднократно «Молодая гвардия» принимала Всесоюзные сборы и соревнования. В 1974 г. на ее базе были проведены УШ Всесоюзные детские соревнования «Чудо - шашки» [33], в апреле 1982 г. - XVI Всесоюзная математическая олимпиада школьников.
В «Молодой гвардии» было проведено четыре из девяти слетов пионеров Украины. В 1970 г. лагерь стал местом проведения пятого слета пионеров, открытие которого состоялось на центральной площади Одессы. Программа слета предусматривала конференцию по обмену опытом пионерской работы, было принято обращение делегатов к пионерам республики [34, с. 179189]. В июле 1972 г. в центре собрались делегаты шестого слета пионеров. Именно они были первыми жителями дружины «Звездная». В дни слета была открыта первая экспозиция музея истории лагеря [35 с.5, 46-48]. С 4 по 8 июля 1974 г. в лагере прошел седьмой слет пионеров Украины. Среди мероприятий, которые проводились во время слета были встречи с ветеранами пионерии, конференция «Говорят правофланговые республики», костры пионерской отваги [36, с. 104]. С 3 по 7 июля 1977 г. в «Молодой гвардии» прошел восьмой слет пионеров Украины. Делегаты слета приняли участие в празднике дружбы «Пусть всегда будет солнце», конкурсы детских фотографий, рисунков на асфальте. Традиционно для слетов состоялся обмен опытом работы. Вместе с украинскими пионерами на слете были пионеры из всех союзных республик, Москвы и Ленинграда [27, с. 8-10].
Для проведения многочисленных разнообразных мероприятий украинской республиканской пионерской и комсомольской организаций, проводившихся в «Молодой гвардии», привлекались соответствующие министерства, ведомства, общественные и государственные организации. Это позволяло существенно повысить профессиональный уровень этих мероприятий, обеспечить необходимую материальную базу. Постепенно проведение некоторых мероприятий стало традиционным, что позволило создать необходимую материальную базу (как, например, автогородок для проведения слетов юных инспекторов движения), накопить опыт. В то же время, проведение этих сборов и слетов иногда осложнялось тем, что часть прибывших детей по вине областных комитетов ЛКСМУ не соответствовали определенной тематике смен.
Таким образом, деятельность «Молодой гвардии» в 60-80-е гг. оказывала воздействие на развитие внешкольного образования, совершенствование воспитательной работы и развитие детского движения в Украине по нескольким направлениям.
Прежде всего, это методическое направление воздействия, обеспечивавшееся путем выполнения лагерем функций научно-методического центра внешкольного образования, воспитательной работы, пионерской организации Украины. Для выполнения этой задачи в «Молодой гвардии» был создан соответствующий методический аппарат (методический кабинет, позднее отдел), проводилось накопление, изучение и анализ опыта работы внешкольных заведений и пионерских организаций разных регионов Украины. Одновременно велась разработка и экспериментальное внедрение новых педагогических технологий, форм и методов воспитательной работы в деятельность лагеря. После внедрения новых методик, форм и методов работы в деятельность «Молодой гвардии» и экспериментального подтверждения целесообразности и эффективности их использования, осуществлялась работа по распространению этого опыта, что существенно влияло на развитие и улучшение Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 2
внешкольного образования и воспитательной работы в Украине. Методические рекомендации, подготовленные работниками центра на основе изучения опыта и собственных экспериментов, распространялись и использовались не только в Украине, а порой и за ее пределами.
Вторым направлением влияния центра было кадровое. Выполняя задачи подготовки пионерского и школьного комсомольского актива, а также переподготовки и повышения квалификации кадров внешкольного образования и пионерских работников (прежде всего вожатых), «Молодая гвардия» влияла на формирование практически всех категорий детского актива - по терминологии того периода - председателей и членов советов отрядов и дружин, организаторов различных профильных объединений (объединений по интересам), членов и председателей районных (городских) пионерских штабов.
Третьим направлением влияния лагеря являлся организационный - проведение в «Молодой гвардии» многочисленных мероприятий республиканского уровня - слетов, сборов, конференций и т.п. Проведение таких мероприятий способствовало активизации работы в соответствующем направлении, привлечению к ней новых детей. Проведение мероприятий в главном в то время пионерском лагере Украины свидетельствовало о значении, придававшемся соответствующему направлению работы, поощряло развитие работы данного направления и соответствующих структур на местах. В процессе проведения таких мероприятий осуществлялось распространение лучшего опыта работы.
Таким образом, детский центр «Молодая гвардия» в период 1960-1991 годов занимал особое место в развитии внешкольного образования и детского движения в Украине, был одним из основных организационно-методических центров внешкольного образования и воспитания.
Перспективами дальнейших исследований является вопрос специфики деятельности детского центра «Молодая гвардия».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ЦДАГОУ, ф.7, оп.18, д.22.
2. ЦДАГОУ, ф.7, оп.18, д.106.
3. ЦДАГОУ, ф.7, оп.18, д.240.
4. ЦДАГОУ, ф.7, оп.18, д.259.
5. ЦДАГОУ, ф.7, оп.18, д.333.
6. ЦДАГОУ, ф.7, оп.18, д.156.
7. ЦДАГОУ, ф.7, оп.18, д.474.
8. ЦДАГОУ, ф.7, оп.20, д.1634.
9. Центральный государственный архив общественных объединений Украины (далее ЦДАГОУ), ф.7, оп. 17, д.461.
10. Пiонерська республiка // Комсомольська юкра. -1963. - 31 травня. - С. 4.
11. Кондратьева В. Академiя ватажшв/ Кондратьева В. // Радянська освгга. - 1965. - 21 серпня. - С. 2.
12. ЦДАГОУ, ф.7, оп.18, д.178.
13. ЦДАГОУ, ф.7, оп.18, д.802.
14. ЦДАГОУ, ф.7, оп.20, д.3136.
15. ЦДАГОУ, ф.7, оп.18, с.244.
16. ЦДАГОУ, ф.7, оп.18, д.489.
17. ЦДАГОУ, ф.7, оп.18, д.545.
18. ЦДАГОУ, ф.7, оп.15, д.254.
19. ЦДАГОУ, ф.7, оп.18, д.632.
20. ЦДАГОУ, ф.7, оп.18, д.876.
21. Право вести за собой. Страницы республиканского слета пионерских вожатых. - К.: Молодь, 1986. - 72 с.
22. ЦДАГОУ, ф.7, оп.17, д.552.
23. ЦДАГОУ, ф.7, оп.18, д.417.
24. ЦДАГОУ, ф.7, оп.20, д.1717.
25. ЦДАГОУ, ф.7, оп.20, д.2895.
26. ЦДАГОУ, ф.7, оп.20, д.3574.
27. ЦДАГОУ, ф.7, оп.18, д.248.
28. ЦДАГОУ, ф.7, оп.20, д.1210
29. ЦДАГОУ, ф.7, оп.20, д.1886.
30. Куликовский В. Нарушитель задержан/ Куликовский В. // Юный ленинец. - 1967. - 15 марта.
31. ЦДАГОУ, ф.7, оп.18, д.1662.
32. IX республиканский слет ЮИД. Приглашение. -Фонды музея истории детского центра «Молодая гвардия»
33. Обращение Центрального Совета Всесоюзной пионерской организации им.В.И.Ленина к участникам восьмого финала пионерских игр «Чудо-шашки» // Пионерская правда. - 1974. - 4 августа.
34. ЦДАГОУ, ф.7, оп.18, д.425.
35. ЦДАГОУ, ф.7, оп.18, д.554.
36. ЦДАГОУ, ф.7, оп.20, д.1168.
37. ЦДАГОУ, ф.7, оп.18, д.934.
CHILDREN'S CENTER «MOLODAYA GVARDIYA» AS AN ORGANIZAIONAL AND METHOLOGICAL CENTER FOR EXTRACURRICULAR EDUCATION
IN UKRAINE (1960-1991)
© 2013
A.D. Narovlyansky, competitor student
Pavlo Tychyna Uman State Pedagogical University, Uman (Ukraine)
Annotation: The article examines the role of the Children's Center «Molodaya Gvardiya» in the development of exra-curricular education and children's movement in Ukraine. It describes the process of formation and development of the methodological apparatus in the Children's Center «Molodaya Gvardiya» and the main forms of methodiological work in the Center. The article analyzes the basic ways in which the Center impacts afterschool education and children's movement in Ukraine .
Keywords: afterschool (extracurricular) education, Children's Center «Molodaya Gvardiya», summer camp, organizational and methodical center, chldren's movement.