УДК 378 ББК 74.580.05 М 23
Л.М. Мандрик
Старший преподаватель Академии пожарной безопасности имени Героев Чернобыля; Е-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
(Рецензирована)
Аннотация. В статье анализируются и систематизируются теоретико-практические подходы отечественных психологов и педагогов по организационно-педагогическим условиям воспитания гендерной культуры будущих специалистов пожарной безопасности. Определены основные организационно-педагогические условия воспитания гендерной культуры будущих специалистов пожарной безопасности в условиях обучения вузов ГСЧС Украины.
Ключевые слова: условия, организационно-педагогические условия, гендерная культура, содержание гендерной культуры, структура гендерной культуры, будущие специалисты пожарной безопасности, гендерное воспитание.
L.N. Mandryk
Senior teacher of Academy of Fire Safety named after Heroes of Chernobyl; E-mail: [email protected]
ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF GENDER CULTURE EDUCATION OF FUTURE FIRE PREVENTION SPECIALISTS
Abstract. The paper analyzes and systematizes the theoretical and practical approaches of domestic psychologists and educators on organizational and pedagogical conditions of gender culture education of future fire protection specialists. The basic organizational and pedagogical conditions of gender culture education of future fire protection specialists in the conditions of higher education institutions of GSChS of Ukraine are defined.
Keywords: conditions, organizational and pedagogical conditions, gender culture, gender culture content, structure of gender culture, future fire protection specialists, gender education.
В условиях существенных изменений социокультурной жизни общества на рубеже XX-XXI вв. в сфере гендерной проблематики наблюдается общая тенденция трансформации культурных стереотипов мужественности и женственности, центром ценностных ориентиров которых становятся индивидуальность человека, свобода выбора им путей самореализации вне зависимости от половой принадлежности.
Стоит отметить, что новым явлением в развитии общей и профессиональной культуры в XXI веке становится гендерная культура, призванная формировать целостное восприятие людьми гендерных взаимоотношений на основе их духовного, интеллектуального и практического постижения. В то же время процесс гуманизации в обществе невозможен без преодоления неравенства по половому признаку, создания условий равного доступа, отношений и результатов, в том числе в сфере образования [1].
Развитие гендерного мышления и воспитание гендерной чувствительности будущего специалиста являются одной из сторон гуманизации и гуманитаризации высшей школы и связаны с решением проблем межличностного взаимодействия, достижения карьерного успеха и экономической стабильности общества. Все это выдвигает на передний план в подготовке будущего специалиста задачи по формированию его гендерной культуры.
Традиционная система подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования не обеспечивает в полной мере решения указанной проблемы [1].
Гендерной проблематике в образовании уделяют внимание такие исследователи, как Т. Говорун, И. Иванова, И. Кон, В. Кравец, А. Кикинеджи, О. Кизь, И. Клецина, С. Матюшкова, Н. Руденко, А. Цокур и др. Проблемы организационно-педагогических условий воспитания гендерной культуры молодежи проанализированы в научных трудах С. Демченко, И. Лысова,
Н. Терзи и др.
Подготовка будущего специалиста пожарной безопасности - ответственное дело, в котором пристального внимания требует не только профессиональное становление курсантов, но и их воспитание, особое значение приобретает формирование гендерной культуры курсантов вузов Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям (ГСЧС Украины). Однако в научной литературе не нашли своего отражения вопросы, связанные с обоснованием и созданием организационных условий для эффективного воспитания гендерной культуры будущих специалистов пожарной безопасности.
Анализ научно-методической литературы и результаты практических наблюдений позволили нам выявить, что в процессе воспитания гендерной культуры для эффективного формирования готовности к эгалитарным взаимоотношениям у учащейся молодежи необходимо выделить ряд организационно-педагогических условий.
Таким образом, основные цели этой статьи состоят в том, чтобы на основе анализа психолого-педагогических источников выделить организационные условия воспитания гендерной культуры будущих специалистов пожарной безопасности.
Любая система успешно функционирует и развивается при обязательном соблюдении определенных организационно-педагогических условий. Поскольку в педагогических исследованиях существуют различные толкования понятия «организационно-педагогические условия», считаем необходимым обратиться к дефиниции понятия «условие».
Анализ понятия «условие» в философском аспекте - совокупность объектов (вещей, процессов, отношений), которые необходимы для возникновения, существования или изменения данного объекта [2, с. 286].
Организационно-педагогические условия рассматриваются учеными как:
- обстоятельства взаимодействия субъектов образовательного процесса, которые являются результатом целенаправленного планируемого отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов по достижению цели педагогической деятельности [3];
- совокупность факторов, отбор определенных принципов, создание культуротворческой среды, разработка модели, педагогической системы, выявление смыслообразующих компонентов, побуждение к учебной деятельности, построение образовательного процесса, обеспечение специальной подготовки педагогов, использование новых технологий [4];
- совокупность возможностей содержания, форм, методов целостного образовательного процесса, направленных на достижение целей педагогической деятельности [5].
В контексте нашего исследования мы будем понимать организационно-педагогические условия как комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных факторов, обеспечивающих целенаправленный процесс воспитания гендерной культуры будущих специалистов пожарной безопасности на основе существующих возможностей системы образования вузов ГСЧС Украины.
Следовательно, организационно-педагогические условия составляют совокупность операций, направленных на достижение прогрессивных изменений в процессе воспитания гендерной культуры будущих специалистов пожарной безопасности.
Излагая свои мысли, Г. Петрученя отмечает, что система образования является действенным средством, с помощью которого общество воспроизводит гендерные отношения, формирует гендерную культуру личности и общества в целом [6].
Сама организация образования, как и господствующие в ней гендерные отношения, диктует ученической и студенческой молодежи определенные нормы и правила поведения, способствует усвоению характерных черт мужчин и женщин, воспроизведению женских и мужских статусных позиций.
П. Терзи обратил внимание на то, что сегодня гендерная культура личности понимается как особый способ оформления ею собственной жизнедеятельности, обусловленной ее стремлением к максимальной реализации своих сил и способностей как представителя определенного социального пола. Она проявляется через комплекс соответствующих интеллектуальных, ценностно-смысловых и поведенческих характеристик, основанных на знании основ гендерной теории, развитии духовных потребностей, интересов и вкусов, определяющих выбор адекватной стратегии гендерной идентичности, усвоение ценностей, норм и правил полоролевого поведения в социальной, профессиональной и бытовой сферах жизнедеятельности, которые отвечают принципам гендерного равенства и демократии [7, с. 10].
Так, О. Кикинежди отмечает, что организация учебно-воспитательного процесса вуза содержит возможности по формированию гендерной культуры студенческой молодежи следующими путями: гуманитаризация профессиональной подготовки путем интеграции гендерных исследований в содержание учебных дисциплин, а также новых спецкурсов «Гендерная психология», «Гендерная педагогика», «Психология пола» и др., преподавание которых целесообразно осуществлять путем проблемного изложения материала и внедрения активных методов обучения (эвристические беседы, мини-дискуссии, тренинговые упражнения, метод нарратива); педагогическая поддержка становления гендерной идентичности юношей и девушек периода студенческой юности, что соответствует их биологическому полу; проектирование ситуаций образовательной среды на основе развития диалога «маскулинной», «андрогенной» и «фемининной» культур [8, с. 130-131].
Эффективными средствами формирования гендерной культуры студенчества выступают социально-педагогический тренинг, ролевая игра, дискуссия, обсуждение типичных и сложных ситуаций в группе, практические упражнения, видеотренинг, сочинение-рассуждение, моделирование ситуаций и т.д.
Реализация задач формирования гендерной культуры студенчества требует кардинального изменения акцентов в профессионально-педагогической деятельности учреждения высшего образования как одного из ведущих агентов гендерной социализации молодежи. Это, в свою очередь, предопределяет необходимость соответствующей подготовки научно-педагогических кадров с целью приобретения профессиональной компетентности по формированию гендерной культуры студенческой молодежи. В частности, речь идет об овладении и использовании ими специальных методик и технологий, способствующих как выявлению гендерных особенностей студентов, моделированию образовательного пространства на принципах гендерного равенства, разработке соответствующих педагогических стратегий, так и проведению мониторинга качества учебно-воспитательного процесса по критерию его производительности в названном направлении.
Процесс внедрения системы знаний по гендерному образованию в высших учебных заведениях может осуществляться в четырех формах:
- учебный предмет (подготовка и внедрение самостоятельных авторских программ спецкурсов по гендерной тематике);
- междисциплинарная форма деятельности в рамках образовательного пространства;
- организация внеучебной деятельности (работа научно-практических учреждений по гендерному образованию);
- организация студенческой жизни, что способствует корректному гендерному поведению [8, с. 196].
Н. Руденко отметил, что общими направлениями интеграции гендерных исследований в процесс обучения являются:
- проведение широкого обсуждения важности гендерного образования в обществе с
участием ученых, общественности;
- учет проблематики гендерных исследований в современной науке;
- согласование гендерного содержания образования и уже существующих программ по дисциплинам гуманитарного цикла;
- изучение и обобщение международного опыта гендерного образования;
- методическое обеспечение подготовки и переподготовки преподавателей;
- привлечение общественных организаций к сотрудничеству с высшими учебными заведениями в направлении разработки научно-методического обеспечения гендерного образования [9, с. 196].
И. Лысова отнесла к организационно-технологическим условиям формирования гендерной культуры будущего специалиста:
1) создание гендерно-ориентированных учебных ситуаций в образовательном процессе;
2) внедрение инструментальных средств и методов построения эгалитарных (равноправных) отношений между субъектами образовательного процесса;
3) интегрирование гендерного знания в учебные дисциплины естественно-научного и общественно-гуманитарного циклов;
4) создание гендерно-сензитивной образовательной среды [1].
С. Демченко отметила, что организационно-педагогическими условиями
формирования гендерной культуры у студентов как средства гуманизации образовательной среды вуза, обеспечивающими эффективность этого процесса, выступают:
1) направленность формирования гендерной культуры на развитие у студентов гуманистической «Я-концепции» личности в ее гендерной определенности;
2) формирование гендерной культуры студентов в специально организованном
учебном процессе;
3) формирование гендерной культуры студентов в специально организованной
педагогической деятельности по внеучебной работе [10].
Анализ теоретических основ гендерной культуры и собственно экспериментальное исследование позволили определить основные организационно-педагогические условия воспитания гендерной культуры будущих специалистов пожарной безопасности. Рассмотрим их более подробно.
К первым организационно-педагогическим условиям воспитания гендерной культуры будущих специалистов пожарной безопасности относим положительную мотивацию
изучения и использования современных подходов к формированию гендерной культуры в учебной деятельности для личностного и будущего профессионального роста.
Второе организационно-педагогическое условие воспитания гендерной культуры будущих специалистов пожарной безопасности характеризуется внедрением современных педагогических технологий с учетом гендерного подхода (технологии обучения, технологии воспитания), стимулирующих творчество, инициативу, самостоятельное и критическое мышление.
К третьему организационно-педагогическому условию воспитания гендерной
культуры будущих специалистов пожарной безопасности относим повышение профессиональной компетентности педагога, овладение формами и методами воспитания будущих специалистов с учетом гендерного подхода.
Четвертое организационно-педагогическое условие воспитания гендерной культуры заключается в создании и внедрении авторских программ спецкурсов по гендерной тематике, организации внеучебной деятельности (работа научно-практических учреждений по гендерному образованию, организации студенческой жизни, что способствует корректному гендерному поведению, индивидуально-дифференцированных консультаций и тренингов воспитания, самовоспитания и самооценки гендерной культуры).
Пятое организационно-педагогическое условие воспитания гендерной культуры будущих специалистов пожарной безопасности состоит в обеспечении гуманизации межличностных отношений и деятельностно-личностной основы гендерной социализации.
В настоящем учебная деятельность студентов становится многомерной, требует охвата большего количества информационных ресурсов и соответствующего качества их усвоения, что влияет на результаты отношений студентов. Отсюда шестое организационнопедагогическое условие воспитания гендерной культуры будущих специалистов пожарной безопасности, которое осуществляется с помощью соответствия содержания учебных планов и программ современным тенденциям развития гендерной культуры.
Следовательно, ведущим ориентиром процесса становления гендерной культуры будущих специалистов является личностное развитие курсантов, которое предполагает целенаправленное создание условий для всестороннего проявления личностных функций субъектов обучения, их самосознания и самореализации. Поэтому седьмое организационнопедагогическое условие воспитания гендерной культуры будущих специалистов пожарной безопасности состоит в стимулировании процессов самоопределения, самореализации и саморазвития курсантов.
Все вышеупомянутые условия должны применяться целенаправленно и качественно влиять на результаты учебной деятельности студентов.
Таким образом, теоретический анализ различных подходов к пониманию сущности воспитания гендерной культуры будущих специалистов пожарной безопасности позволил выделить следующие организационные условия этого процесса: положительную мотивацию изучения и использования современных подходов к формированию гендерной культуры в учебной деятельности для личностного и будущего профессионального роста; внедрение современных педагогических технологий с учетом гендерного подхода (технологии обучения, технологии воспитания), стимулирующих творчество, инициативу, самостоятельное и критическое мышление; повышение профессиональной компетентности педагога, овладение формами и методами воспитания будущих специалистов с учетом гендерного подхода; создание и внедрение авторских программ спецкурсов по гендерной тематике, организацию внеучебной деятельности; обеспечение гуманизации межличностных отношений и деятельностно-личностной основы гендерной социализации; соответствие содержания учебных планов и программ современным тенденциям развития гендерной культуры; стимулирование процессов самоопределения, самореализации и саморазвития курсантов.
Итак, полное и своевременное выполнение в вузах ГСЧС Украины всех обоснованных выше организационно-педагогических условий должно способствовать развитию гендерной культуры будущих специалистов пожарной безопасности.
Организационно-педагогические условия, предложенные в рамках нашего исследования, являются структурной частью педагогической технологии воспитания гендерной культуры будущих специалистов пожарной безопасности, поэтому дальнейшее исследование предполагает раскрытие всей педагогической технологии, внедрение которой способствует качественному результату.
Примечания:
1. Лысова И.И. Динамика эффективности процесса формирования гендерной культуры
будущего специалиста в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Белгород, 2009. иЯЪ:
http://www.dissercat.com/content/formirovanie-gendemoi-kultury-budushchego-spetsialista-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza
2. Філософський енциклопедичний словник. Київ: Абрис, 2002. 742 с.
3. Павлов С.Н. Организационно-педагогические условия формирования общественного мнения органами местного самоуправления: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 1999. 23 с.
4. Макареня А.А., Суртаева Н.Н. Полифоничность категории «условия» в педагогических исследованиях // Вестник диссертационного совета - СПб. Новокузнецк: ИПК, 2003. С. 21-24.
5. Беликов В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография / В.А. Беликов. М.: Владос, 2004. 357 с.
6. Петрученя Г.Г. Формування тендерної культури студентської молоді як засіб запобігання гендерному насильству. Наука. Теория и практика. 29.10.2012 - 31.10.2012. Познань, 2012. С. 39-42. URL: http://конференция.com.ua/pages/view/931
7. Терзі П.П. Формування гендерної культури студентів вищих технічних навчальних закладів: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кіровоград, 2007. 22 с.
S. Кікінежді О. Інноваційні підходи до формування гендерної культури у студентської молоді // Психолого-педагогічні засади професійного становлення особистості практичного психолога і соціального педагога в умовах вищої школи: зб. матерiалiв Всеукр. наук.-практ. конф. Тернопіль: ТДПУ, 2003. С. 12S-135.
9. Руденко Н.В. Впровадження гендерного підходу в систему вищої освіти // Педагогіка формування творчої особистості у вищій і загальноосвітній школі. 2009. Вип. 5. С. 191-19б.
10. Демченко С.Г. Формирование гендерной культуры у студентов как средство гуманизации образовательной среды аграрного вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Комсомольск-на-Амуре, 2012. 23 с.
11. Дёмкина Е.В. Моделирование системы профессионального воспитания личности специалиста с учетом социальных и профессиональных качеств // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп: Изд-во АГУ, 2012. Вып. 4 (109). С. 32-41.
References:
1. Lysova I.I. The dynamics of efficiency of process of formation of gender culture of a future expert
at higher school: Diss. abstract for the Cand. of Pedagogy degree. Belgorod, 2009.URL:
http://www.dissercat.com/content/formirovanie-gendernoi-kultury-budushchego-spetsialista-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza
2. Encyclopedia of Philosophy. ffiev: Abris, 2002. 742 pp.
3. Pavlov S.N. Organizational and pedagogical conditions of public opinion formation by local selfgovernments: Diss. abstract for the Cand. of Pedagogy degree. Magnitogorsk, 1999. 23 pp.
4. Makarenya A.A., Surtayeva N.N. Polyphony of the category "conditions" in pedagogical researches // The Dissertation Council Bulletin - SPb. Novokuznetsk: IPK, 2003. P. 21-24.
5. Belikov V.A. Philosophy of person’s education: an activity aspect: a monograph / V.A. Belikov. M.: Vlados, 2004. 357 pp.
6. Petruchenya G.G. Formation of the gender culture of students as means of gender violence prevention. Science. Theory and practice. 29.10.2012 - 31.10.2012. Poznan, 2012. P. 39-42. URL: http://konferentsiya.com.ua/pages/view/931
7. Terzi P.P. Formation of the gender culture of students of higher technical schools: Diss. abstract for the Cand. of Pedagogy degree. Kirovograd, 2007. 22 pp.
S. Kikinedzhi O. Innovation approach to the formation of students’ gender culture // Psychological and pedagogical foundations of personality professional formation of the practical psychologist and social teacher in higher school conditions: coll. of materials of all-Ukrania scientif. and pract. conf. Ternopol: TDPU, 2003. P. 12S-135.
9. Rudenko N.V. Adoption of gender approach in the system of higher education // Pedagogy of formation of a creative person at higher and comprehensive school. 2009. Isuue 5. P. 191-19б.
10. Demchenko S.G. Formation of gender culture of students as means of humanization of the educational environment of the agrarian higher school: Diss. abstract for the Cand. of Pedagogy degree. Komsomolsk-on-Amur, 2012. 23 pp.
11. Demkina E.V. Modelling of system of professional education of expert’s personality taking into account social and professional qualities // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and Psychology». Maikop: AGU publishing house, 2012. Issue 4 (109). P. 32-41.