Научная статья на тему 'Психолого-педагогические аспекты организации проектной деятельности у детей младшего школьного возраста'

Психолого-педагогические аспекты организации проектной деятельности у детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1230
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / DESIGN ACTIVITY / ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / STAGES OF DESIGN ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осинцева Дарья Викторовна, Разливинских Ирина Николаевна

В статье авторы раскрывают понятие «проектная деятельность», описывают этапы организации проектной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychology and pedagogical aspects of the organization of design activity at children of younger school age

In the article the authors disclose the concept of "project activity", describe the stages of organization of the project activity.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические аспекты организации проектной деятельности у детей младшего школьного возраста»

Д.В. Осинцева, И.Н. Разливинских, г. Шадринск

Психолого-педагогические аспекты организации проектной деятельности у детей младшего школьного возраста

В статье авторы раскрывают понятие «проектная деятельность», описывают этапы организации проектной деятельности.

Проектная деятельность; этапы проектной деятельности.

D. V. Osintseva, I. N. Razlivinskikh, Shadrinsk

Psychology and pedagogical aspects of the organization of design activity at

children of younger school age

In the article the authors disclose the concept of "project activity", describe the stages of organization of the project activity.

Design activity; stages of design activity.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) говорится, что на первой ступени образования должно осуществляться «разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе» [6].

Сегодня решить современные педагогические задачи и получить новые качества личности младшего школьника в рамках отдельных учебных предметов с использованием только классно-урочной формы организации образовательного процесса, провести оценку полученных результатов, используя только тестовые проверочные работы и пятибалльную систему оценки, практически невозможно. Поэтому нужен поиск адекватных способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов.

Одной из таких адекватных форм является проектная деятельность. Но, как считают некоторые исследователи, проектная деятельность среди учащихся начальных классов может существовать лишь в какой-то элементарной форме (конструирование, рисование, игра и т.п.), а научно-исследовательская - практически невозможна. Причинами этого чаще всего являются: физиологические особенности младших школьников; недостаточный уровень общих знаний учащихся начальной школы для творческой проектной деятельности; неумение самостоятельно выбирать тему исследования; недостаточный уровень системного аналитического мышления; трудности в построении гипотез и формировании самостоятельных выводов; неумение аргументировано приводить

доказательства; слабое владение техническими способами обработки информации [10, с.

7].

Понятие «проектная деятельность» находит свое отражение на стыке двух основополагающих гуманитарных дисциплин - педагогической и психологической науки. Обучение проектной деятельности предполагает учет, как основных закономерностей педагогического процесса, так и ее психологического содержания.

А.В. Сазанова утверждает, что «проектная деятельность - это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования» [9].

В основе проектной деятельности лежит идея о направленности деятельности (в ходе которой ученик открывает для себя много нового и неизвестного) на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и ребенка над определенной практической проблемой. Этот результат можно увидеть, осмыслить, использовать в реальной практической деятельности.

Е.С. Полат выделяет в проектной деятельности учащихся начальных классов следующие этапы, которые соответствуют учебной деятельности:

- мотивационный (учитель: дает общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; дети: обсуждают, выдвигают свои собственные идеи);

- планирующий - подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план дальнейших действий, устанавливаются определенные критерии оценки, как результата, так и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, а затем с нарастанием ученической самостоятельности);

- информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с различными источниками информации, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

- рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности) [7, с. 174].

Проектная деятельность развивает у детей универсальные учебные действия:

- ориентация на самостоятельную поисковую работу, самоанализ, самооценивание;

- организация самостоятельной работы учащихся, творческих групп, стимуляция межпредметных действий, анализа достигнутых результатов и оценки их;

- формирование личностных качеств младшего школьника;

- формирование умений самостоятельного планирования действий ученика и их последовательности;

- формирование коммуникативных действий [5, с. 182].

Проектная деятельность является хорошей возможность связать урочную и внеурочную деятельность младших школьников в единое целое. На проведение работы над проектной деятельностью может быть отведено определенное время, например:

- часть урока по основным учебным предметам;

- время занятий в группах продленного дня;

- любое время, отводимое для внеурочной деятельности школьников.

При выполнении проектной деятельности у школьников никогда не возникнет такой проблемы как перегрузка, т.к. учащиеся изъявляют добровольное желание участвовать в ней.

Небольшое количество привлекаемого урочного времени целесообразно использовать для того, чтобы:

1) при первом упоминании о работе над очередной темой познакомить детей с новой темой, обменяться мнениями, обсудить возможные аспекты темы, дать ученикам возможность выбрать интересующий их аспект темы, зафиксировать их выбор;

2) в процессе работы над реализацией проектов делать обзор текущего состояния дел, предоставляя детям возможность сделать промежуточные презентации своей деятельности; кроме того, в это время можно решать различные организационные вопросы [2, с. 5].

Проектная деятельность учащихся может осуществляться индивидуально, в паре или группе в течение определённого временного промежутка (части урока, одного урока, нескольких уроков четверти и т.п.) [4, с. 71].

Введение метода проектов в начальной школе имеет свои особенности. Полноценная проектная деятельность не подходит младшим школьникам. Главная задача здесь - учесть особенности учеников (возрастные и психологические). Есть мнение, что в начальной школе лучше всего ограничить выполнение проекта одним-двумя уроками. Или же - заниматься проектами во внеурочной деятельности. Прежде чем приступить к полноценным проектам, учеников следует сначала обучить решать проектные задачи. В ходе такой задачи школьники получают уже готовый комплект заданий. Проектные задачи имеют коллективный характер и могут стать первым шагом к освоению детьми основ проектной деятельности [7, с. 254].

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из областей близких к ним. Для проекта требуется проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Кроме того, важно вместе с младшими школьниками определить учебные цели: «Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями? Каким образом их можно приобрести?» Тема проекта должна быть интересна в первую очередь самим учащимся. Нередко такая тема рождается после познавательной экскурсии или поездки. Обучение проектно-исследовательской деятельности в начальной школе целесообразно начинать с тренинговых занятий [8, с. 63].

Проводя анализ проектной деятельности младших школьников, можно заметить, что в отличие от других видов учебной деятельности компоненты проектной деятельности (учебные ситуации, учебные действия, учебный контроль, оценка) учащихся начальной школы формируются целенаправленно в процессе выполнения заданий-проектов. Вследствие этого учитель, используя информационные технологии, имеет возможность тщательно контролировать формирование каждого из компонентов структуры учебной деятельности.

В рамках учебных ситуаций (задач) младшие школьники знакомятся с общими способами усвоения знаний - выделение свойств объектов, решение классов задач. Постановка перед школьником учебной задачи требует от него ориентации на общий способ ее разрешения (с учетом вариантов и частных и конкретных условий). Посредством учебных действий школьники усваивают общие способы решения задач внутри какого-то одного учебного предмета. Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов отмечают, что первоначально школьники не умеют ставить учебные задачи и самостоятельно их решать. И только

овладение постановкой учебных задач ведет к формированию самостоятельной учебной деятельности [3, с. 49].

Одной из существенных характеристик учебной деятельности в целом является способ ее организации. Проектная деятельность как вид учебной деятельности на всех этапах своего осуществления носит характер совместной деятельности, разделенной между учеником и учителем-консультантом, а также внутри группы учеников, занятых выполнением одного проекта. На основании этого можно сделать вывод о том, что именно проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе ее осуществления учащиеся приобретают богатый опыт совместной деятельности, разделенной как со взрослым, так и со сверстником [1, с. 39].

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности - презентация (защита) проекта.

Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, затем нужно помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также нужно помочь ученикам подготовить проект к презентации. Презентация (защита) проекта -завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. В основном защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить ребят подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте.

После защиты проекта, изготовленные изделия можно подарить людям, чьи потребности изучали дети, членам семей учащихся, можно передать в детский сад.

Нужно, чтобы дети почувствовали значимость своих изготовленных изделий, ощутили атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям.

Таким образом, проектная деятельность в начальной школе призвана развивать интеллектуально-творческий потенциал личности ребёнка младшего школьного возраста, содействовать развитию творческого мышления учащихся, формировать у них представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности, стимулировать у школьников интерес к фундаментальным и прикладным наукам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гаврилин, А.М. Организация работы над проектом [Текст] / А.М. Гаврилин // Школьная педагогика. -2007. - № 3. - С. 39-45.

2. Горячев, А.В. Проектная деятельность в Образовательной системе «Школа 2100» [Текст] / А. В. Горячев // Начальная школа плюс До и После. - 2004. - № 5. - С. 8-15.

3. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. - М. : Директ-Медиа, 2008. - 613 с.

4. Игошина, Н.В. Проектная деятельность в педагогике саморазвития [Текст] / Н.В. Игошина // Начальная школа плюс До и После. - 2014. - №1. - С. 68-73.

5. Нимаева, Е.Г. Проектная деятельность в начальной школе [Текст] / Е. Г. Нимаева // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). -Пермь : Меркурий, 2015. - С. 182-184.

6. Российская Федерация. М-во образования и науки. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного стандарта начального общего образования [Текст] : приказ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 18.12.2012) // Российская газета. - 2011. - 16 фев. - № 5408.

7. Полат, Е.С. Метод проектов. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика [Текст] / Е. С. Полат. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 347 с.

8. Потанина, В.Я. Введение проектной деятельности в начальной школе [Текст] / В. Я. Потанина // Начальная школа плюс До и После. - 2010. - №10. - С. 62-65.

9. Сазанова, А.В. Генезис и сущность понятия «проектная деятельность» [Электронный ресурс] / А.В. Сазанова // Психология, социология и педагогика. - 2012. - № 6. - Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2012/06/673. - 16.04.2016.

10. Чумакова, И.А. Проектная задача как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников [Текст] : учеб.-метод. пособие для учителя / И. А. Чумакова. - Глазов : ГГПИ им. В. Г. Короленко, 2012. - 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.