ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
УДК 371
Л. В. Байбородова
Особенности проектной деятельности сельских школьников
Дана краткая характеристика проектной деятельности в условиях перехода на ФГОС общего образования, рассматриваются особенности образовательного процесса в сельской школе, которые влияют на организацию проектной деятельности детей, предлагаются педагогические средства, повышающие образовательную и воспитательную эффективность проектной деятельности сельских школьников.
Ключевые слова: проектная деятельность, сельская школа, образовательный процесс, универсальные учебные действия. L. V. Bayborodova
Features of Rural Schoolchildren's Design Activity
A short characteristic of a design activity in conditions of transition to the Federal State Educational Standard of the general education is given, features of the educational process in rural school which influence the organization of the children's design activity are regarded, pedagogical means increasing educational and educational efficiency of the rural schoolchildren's design activity are offered.
Keywords: a design activity, a rural school, an educational process, universal educational actions.
В связи с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования возрастает важность использования методов, технологий, педагогических средств, которые обеспечивают формирование метапредметных и личностных результатов учащихся. В ФГОС особо подчеркивается необходимость использования проблемных, исследовательских методов, проектной деятельности учащихся.
Формирование универсальный учебный действий, в частности умений самостоятельно добывать знания, применять их осознанно в практической деятельности, готовности находить решение учебных и социальных проблем, потребности и способности к саморазвитию, успешнее всего осуществляется в процессе проектной деятельности школьников.
Для более четких представлений о сущности проектной деятельности уточним ряд понятий, взаимосвязанных между собой. Прежде всего, следует различать понятия «проектное обучение», «метод проектов», «проектная деятельность детей». Разграничение их весьма условно, но оно позволяет показать многоаспектность образовательного процесса.
Проектное обучение может рассматриваться как дидактическая система, а метод проектов -
как компонент системы, как педагогическая технология, которая предусматривает не только интеграцию знаний, но и применение актуализированных знаний, приобретение новых. Для комплексного решения задач обучения используются различные методы, в том числе выполнение творческих проектов, целью которых является включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до ее осуществления.
О проектном обучении можно говорить в том случае, если метод проектов является основным в процессе обучения, а все остальные методы выполняют вспомогательную роль. В массовой практике чаще всего имеет место метод проектов, а проектное обучение используется немногими учителями. Переход на ФГОС побуждает педагогов уже с начальной школы выстраивать систему проектного обучения.
Проектная деятельность учащихся - сторона, компонент проектного обучения, связанного с выявлением и удовлетворением потребностей учащихся посредством проектирования и создания идеального или материального продукта, обладающего объективной или субъективной новизной. Она представляет собой творческую работу по решению практической задачи, цели и содержание ко-
© Байбородова Л. В., 2013
торой определяются учащимися и осуществляются ими в процессе теоретической проработки и практической реализации при сопровождении учителя. Отсюда следует, что другой стороной, компонентом проектного обучения является деятельность педагога.
Опираясь на опыт и интересы школьника, учитель помогает ему выбрать направление, цели и содержание деятельности в зоне ближайшего развития, пути и формы ее реализации, методы анализа и оценки результата, выстроить деятельность по выполнению проекта. Следовательно, когда речь идет о взаимодействии учителя и ученика в процессе создания проекта, правильнее говорить о методе проекта или проектном обучении.
Таким образом, понятия «проектное обучение», «метод проектов», «проектная деятельность» взаимосвязаны, а метод проектов и проектная деятельность являются компонентами проектного обучения.
Существует точка зрения, что прообразом проектной деятельности являются проектные задачи. Под проектной задачей понимают «задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей» [2, с. 47].' По сути, педагог задает стратегии решения проектной задачи, формируя у детей опыт решения проблемы, и постепенно готовит их к проектной деятельности, когда школьники сами определяют проблему, исследуют и находят возможные стратегии ее решения.
В соответствии с ФГОС при разработке основной образовательной программы начального образования педагоги школ должны предусмотреть использование проектной деятельности при изучении учебных дисциплин и при организации внеурочной деятельности детей. Уже в первом классе дети учатся решать проектные задачи, постепенно осваивая логику и все основные способы организации самостоятельной проектной деятельности. Учителя начальных классов стремятся к тому, чтобы четвероклассники могли выполнять функции организаторов проектной деятельности более младших школьников.
Кроме того, предполагается, что одним из средств оценки достижений выпускников начальной школы будет проектная деятельность, в процессе которой учащиеся смогут продемонстриро-
вать на практике степень сформированности универсальных учебных действий.
Использование проектной деятельности в образовательном процессе вносит существенные коррективы в классно-урочную систему обучения. Существует даже точка зрения, что проектная деятельность и классно-урочная форма обучения не совместимы. Считаем, что не следует быть столь категоричными в решении этого вопроса, и предлагаем некоторые варианты использования проектной деятельности в условиях классно-урочной системы. При этом мы опираемся на реальный опыт учителей разных предметов городских и сельских школ.
Проектная деятельность используется на уроке наряду с другими методами и технологиями. В этом случае учащиеся выполняют микропроекты для освоения нового материала и применения его на практике. Например, на занятии по иностранному языку учащиеся выбирают тему экскурсии в своем городе для иностранцев и составляют ее план, самостоятельно прорабатывая лексику по этой теме, а затем представляют результаты, свой вариант на обсуждение.
На уроке осуществляется «запуск проекта», который выполняется желающими во внеурочное время. В этом случае работа над проектом расширяет представления детей в конкретной области знаний, позволяет ученикам изучить тему на углубленном уровне. Например, при изучении темы по физике «Тепловые явления» у учащихся возникли вопросы: почему при наличии такой мощной котельной в поселке температура воздуха в школе и дома во время отопительного сезона не поднимается выше +16°, +18° С? Что можно сделать, чтобы улучшить ситуацию? Один из учеников выразил желание найти ответы на эти вопросы и разработать проект по решению проблемы: что можно сделать для сохранения тепла в жилых помещениях поселка?
Одна из тем по учебному предмету изучается с использованием проектной деятельности. Если содержание темы интересно для детей и ее освоение может осуществляться в связи с решением конкретной значимой для детей проблемы, то каждый урок - это коллективное обсуждение с помощью серии «звездочек обдумывания», позволяющих продвигаться в связи с очередным поиском информации самими детьми и анализом результатов самостоятельно проведенного поиска микрогруппами и отдельными учениками. К очередному уроку дети решают промежуточную проблему, отчитываются о вы-
полненной работе, представляют полученный результат для всего коллектива и определяют проблемы, вопросы для решения к следующему уроку. При этом часть исследовательской, проектировочной или практической работы может выполняться на самом уроке. Примером такого варианта является изучение творчества интересного для детей поэта, писателя. Результатом может быть коллективно созданный спектакль (театрализованные фрагменты произведений, мини-спекталь о жизни и творчестве).
Проектная деятельность школьников организуется на ряде уроков в течение всего учебного года. В начале года учитель подводит детей к решению привлекательной и перспективной для них проблемы. Определяется план действий, темы занятий, на которых учащиеся будут искать решение проблем для разработки и реализации проекта. Такой проект может представлять собой совокупность более частных проектов или микропроектов. Так, учитель технологии в начале года смотивировал учащихся отправиться летом в поход. Была поставлена проблема: как подготовиться к походу? Как его организовать, чтобы всем было интересно и комфортно в походе? Решение подпроблем, выявленных с помощью «звездочек обдумывания», потребовало проведения 17 уроков технологии, а также выполнения домашних заданий, которые дети определяли и выбирали сами.
Изучение предмета в течение всего учебного года на основе проектной деятельности детей, то есть речь идет о проектном обучении как системе обучения конкретному предмету в условиях традиционной классно-урочной системы образовательного учреждения. В одной из школ учитель истории, освоивший технологию проектной деятельности детей, по согласованию с администрацией школы организовал проектное обучение шестиклассников в течение учебного года, при этом по просьбе педагога уроки истории в расписании были поставлены последними, чтобы учитель мог гибко, неформально выстраивать проектную деятельность, используя учебное и внеурочное время для выполнения проектов при изучении очередной темы.
Проектная деятельность организуется в ряде или серии уроков разных учебных дисциплин. Большая часть проектов носит комплексный характер, поэтому их выполнение предполагает освоение учебного материала, изучаемого из разных предметов. В этом случае учителя вместе запускают проект, мотивируя детей на решение комплексной проблемы, договариваются о рас-
пределении времени для решения конкретных частных проблем на различных предметах, постоянно согласовывают свои действия и координируют деятельность детей. Так, например, учителя музыки, ИЗО, технологии и литературы решили увлечь пятиклассников подготовкой кукольного спектакля к новогоднему празднику для младших школьников. В течение полугодия дети, распределившись на группы, собирали и обрабатывали информацию, проектировали и выполняли ряд проектных работ, которые обеспечили создание кукольного спектакля. Проектная деятельность пронизывала учебную и внеурочную деятельность детей. После постановки спектакля воодушевленные пятиклассники при подведении итогов проектной деятельности предложили ряд новых идей: выступить со спектаклем в детском саду, создать творческие коллективы с учетом своих интересов для выполнения новых проектов и подготовки спектакля для родителей к концу учебного года.
Возможны и другие варианты организации проектной деятельности в школе, в том числе в условиях классно-урочной системы. Многие проекты выполняются во внеклассной работе, которая углубляет предметные знания детей, повышает их образовательный уровень, формирует универсальные учебные действия.
В то же время отметим, что известны образовательные учреждения (зарубежные), где проектное обучение заменило классно-урочную систему. В настоящее время большинство школ вряд ли сможет полностью перестроить традиционную организацию образовательного процесса и ввести проектное обучение как систему, что вполне объяснимо неготовностью педагогов к новым отношениям, принципиально иному взаимодействию с учащимися. Кроме того, не все дети школьного возраста способны заниматься проектной деятельностью, необходимы соответствующая предметная подготовленность детей и их способность к творчеству.
Сегодня проектная деятельность детей успешно используется в различных образовательных учреждениях для разных возрастных групп учащихся. Особого внимания организация проектной деятельности заслуживает в сельских школах. В воспитании и социализации сельских детей, при формировании у них ряда универсальных учебных действий (коммуникативных, регулятивных, личностных), возникает немало специфичных проблем, которые могут успешно решаться в процессе проектной деятельности, если умело использовать ресурсы, возможности школы и социума.
Отличительной особенностью сельской школы является ее более тесная связь с ближайшим социумом, что создает ряд благоприятных социальных условий для организации проектной деятельности:
- местные духовные и национальные традиции, пронизывающие систему отношений между жителями, духовно объединяющие взрослых и детей, способствуют развитию и обогащению нравственного потенциала содержания проектной деятельности, связывая его с историей и культурой родного края;
- дети рано включаются в трудовую жизнь семьи и сельскохозяйственных предприятий, реально участвуют в решении производственных и социально-экономических проблем села, в преобразовании окружающей жизни, что позволяет естественным образом организовать их проектную созидательную деятельность, разрабатывать и реа-лизовывать социально значимые, востребованные местным производством и населением проекты;
- территориальная приближенность школы к предприятиям, учреждениям, хозяйству села, природе, повседневные тесные связи учащихся с жителями села, педагогов с родителями, хорошее знание особенностей друг друга позволяют организовать совместную проектную деятельность взрослых и детей, привлечь местных специалистов к взаимодействию с учащимися, развивая и обогащая опыт социальных отношений учащихся.
В сельском образовательном учреждении имеются благоприятные условия для осуществления интеграции усилий школы, местного производства, ресурсов социума, средств учебной и внеурочной деятельности школьников, развития интегра-тивных вертикальных и горизонтальных связей. Это позволяет разнообразить жизнь детей, расширить и обогатить их социальный опыт, повысить эффективность проектной деятельности, которая по сути является интегративной, объединяющей различные виды и сферы деятельности учащихся.
Значительная часть сельских школ отличается малочисленностью контингента детей, которая влияет на организацию проектной деятельности. В таких учреждениях, как правило, больше возможностей для развития сотрудничества, организации совместной деятельности и общения, творчества педагогов и детей, старших и младших, так как нет резкой обособленности между классами, учащимися разного возраста. В то же время имеется реальная возможность проявить себя в общем деле, легче объединиться, договориться о единстве действий. Все учащиеся и педагоги на виду, что при создании ситуации совместного поиска стимули-
рует активность детей и учителей. Знание личностных особенностей, бытовых условий жизни друг друга, отношений в семьях способствует установлению доброжелательных и доверительных отношений между педагогами, школьниками и родителями, формированию благоприятной образовательной среды, атмосферы взаимной поддержки и заботы.
В условиях малочисленности классов многие проекты становятся общешкольными, разрабатываются и реализуются всеми участниками образовательного процесса. Проектная деятельность стимулирует взаимодействие детей разного возраста, создаются разновозрастные группы (РВГ), в которых более эффективно осуществляются процесс формирования универсальных учебных действий, развитие личностных качеств детей, гуманных отношений между школьниками, создается более комфортная для ребенка среда и многое другое.
Малочисленность школы позволяет ее руководству, педагогам гибко выстраивать учебно-воспитательный процесс, мобильно корректировать режим деятельности школы и учебное расписание, оперативно реагировать на экспромтные ситуации, которые неизбежно возникают в процессе проектной деятельности, если учитываются потребности каждого ребенка, заказ родителей, запросы педагогов, социальных партнеров.
В РВГ прежде всего интенсивнее идет процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий сельских детей. Школьники разного возраста учатся сотрудничеству, равноправному диалогу, у них успешнее развивается речь, способность передавать информацию, принимать позицию партнера, умения взаимодействовать в разновозрастной паре или группе, договариваться, отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликты и др.
При правильной организации взаимодействия детей разного возраста в процессе проектной деятельности осваиваются важные этические нормы и принципы нравственных отношений, различные социальные роли, формируется субъектная ответственная позиция старших и младших в совместной деятельности, развивается мо-тивационная основа учебной деятельности, обеспечивая формирование личностных универсальных учебных действий.
В процессе совместной деятельности младших и старших учеников, совместного целепола-гания, планирования, анализа, оценивания проектной деятельности активно формируются регулятивные универсальные учебные действия.
Эффективность формирования познавательных универсальных учебных действий также повышается в РВГ в процессе активной переработки информации, взаимного обучения, подражания младших детей действиям старших школьников.
Воспитательный и образовательный потенциал проектной деятельности в РВГ существенно возрастает, если обеспечивается взаимодействие и общение детей разного возраста и при этом происходит разновозрастное обучение. Под разновозрастным обучением мы понимаем совместную деятельность детей разного возраста, направленную на решение как общих для всех, так и частных, в зависимости от возраста, образовательных и воспитательных задач.
Следует иметь в виду многообразие способов создания РВГ в школе и гибко подходить к их формированию, учитывая различные варианты объединения детей. В сельской малочисленной школе, например, где обучаются до 40 человек, многие проекты дают возможность участия в них всем детям, особенно, если это социальные проекты.
При планировании и организации учебных проектов труднее объединить учащихся всей школы, поэтому чаще всего в проектной деятельности предусматривается объединение детей нескольких классов. Подчеркнем, что при выполнении общешкольных проектов также формируются отдельные РВГ по выполнению под-проектов с целью решения более частных задач, способствующих решению проблемы общешкольного проекта.
В процессе проектной деятельности степень взаимодействия старших и младших в РВГ может быть различной:
а) взаимодействие старших и младших осуществляется на всех этапах проектной деятельности, например, в разновозрастных парах или микрогруппах;
б) взаимодействие старших и младших осуществляется на отдельных этапах проектной деятельности;
в) взаимодействие старших и младших осуществляется ситуативно, в случае необходимости оказания «скорой» помощи. Например, старший раньше других выполнил работу и может выступить в роли консультанта, помощника младших детей, которые испытывают трудности.
В каждом конкретном случае педагог может найти свой вариант организации проектной деятельности, при этом важно учитывать ряд специ-
альных принципов построения проектной деятельности в РВГ:
- принцип интеграции и дифференциации задач, содержания, способов взаимодействия детей разного возраста на каждом этапе проектной деятельности;
- принцип педагогизации проектной деятельности детей, что означает делегирование ученикам ряда педагогических функций;
- принцип взаимообучения, т.е. овладение знаниями, умениями, навыками, способами деятельности и отношений в процессе взаимного влияния учащихся друг на друга;
- принцип регулирования взаимодействия учащихся разного возраста, реализация которого направлена на то, чтобы не допустить подавления одних детей другими, младших старшими, обеспечить психологическую защищенность каждого ребенка, успешность его отношений в группе;
- принцип оптимальности возрастного диапазона состава учащихся в РВГ, который зависит от того, какие задачи являются приоритетными на конкретном этапе работы, как соотносится содержание образовательного процесса, планируемые результаты в различных классах, сочетаются способности, подготовленность детей разных классов по учебным предметам и по данной теме, какими методическими средствами и приемами пользуется учитель;
- принцип гибкости, вариативности, разнообразия и динамики организации проектной деятельности в РВГ при выборе способов ее формирования (использование различных признаков при отборе классов в РВГ, адекватных конкретному проекту; определение количества возрастных групп, объединяемых в РВГ, состава РВГ на этапах проектной деятельности в зависимости от решаемых задач и видов работы; отбор индивидуальных, парных, групповых форм деятельности в ходе проектной работы и др.).
На селе более тесные, систематические и неформальные контакты педагогов с родителями учащихся. Многие из родителей - выпускники школы, где обучаются их дети. В этих условиях педагогам легче договориться с родителями, смо-тивировать их на совместную работу со своими детьми, приобщить к проектной деятельности, определению тематики проектов, их разработке и реализации. Многие учебные и социальные проекты могут стать семейными. Защита проектов в этом случае осуществляется всей семьей. Родители могут участвовать в общешкольных и группо-
вых проектах в самых разных вариантах и с разной степенью включенности.
В практике используются различные способы привлечения родителей к организации проектной деятельности. В устной или письменной форме, на родительском собрании или через детей учитель предлагает родителям вместе с детьми обсудить возможную тематику значимых для семей проектов. Если родители затрудняются сделать это, может быть дана примерная тематика проектов. В зависимости от предложений родителей и детей в процессе совместного целепола-гания определяется проблема, решение которой вызывает интерес у взрослых и детей. Далее педагоги, дети и родители обсуждают совместные действия на каждом этапе проекта, родители определяют свою роль как участников или организаторов деятельности.
Учащихся старших классов и их родителей особенно волнует выбор дальнейшего образования и профессионального пути. Куда, в какую сферу предпочтительно пойти работать в будущей самостоятельной жизни? Кем быть? В условиях сельской школы решение данной проблемы имеет свои трудности. В большинстве образовательных учреждений организуют профориентационную деятельность учителя школы, т. к. в отличие от условий города на селе нет специалистов, учреждений, которые могли бы оказывать целевую поддержку детям и их семьям в решении проблемы выбора профессии.
Из-за малочисленности классов в сельской школе организовать предпрофильную подготовку и профильное обучение, как это предусмотрено нормативными документами, невозможно. Формирование профильных групп и классов, где предполагается обучение учащихся с учетом их дальнейших образовательных и профессиональных планов, становится нереальным. В значительной мере решить проблему профессионального самоопределения детей в условиях села позволяет участие школьников в проектной деятельности, так как они могут попробовать свои силы в различных сферах и видах труда, проверить и развить свои профессиональные интересы и способности. Именно проектная деятельность в ряде сельских, особенно малочисленных, школ становится основным средством организации профориентаци-онной работы и предпрофильной подготовки. Комплексное построение проектов по широкому спектру областей деятельности дает возможность каждому найти дело по душе.
При отсутствии в большинстве сельских школ психологов чрезвычайно важно и ценно то, что проектная деятельность является надежным средством диагностики процесса формирования жизненных и профессиональных планов, профессионально важных качеств учащихся. Диагностика детей в процессе проектной деятельности включает в себя изучение результатов выбора сфер и видов деятельности, развития интересов и устремлений, выявление склонностей и способностей учащихся на основе проявления профессионально важных качеств в практической и познавательной деятельности учеников. Важную роль при этом играют не только показатели выбора сферы деятельности, профессии и специальности, но и характер принятия решения, уровень самостоятельности в составлении жизненных и профессиональных планов. Выбор проекта, роли в проектной деятельности и результаты участия в различных видах практической и учебно-познавательной деятельности составляют основу диагностики и разработки рекомендаций для образовательного развития учащихся, выбора ими последующей профессионально-образовательной траектории либо профиля обучения в старшей школе.
Таким образом, эффективность проектной деятельности в сельской школе в значительной мере зависит от того, как будут учтены особенности учреждения и его социума, использованы ресурсы самой школы и ее социального окружения.
Библиографический список
1. Байбородова, Л. В., Серебренников, Л. Н. Проектная деятельность школьников [Текст]. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2012. - 64 с.
2. Проектные задачи в начальной школе [Текст] : пособие для учителя / под ред. А. Б. Воронцова. - М. : Просвещение, 2009. - 176 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 31 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Bayborodova, L. V., Serebrennikov, L. N. Proyektnaya deyatel'nost' shkol'nikov [Tekst]. -Yaroslavl' : Izd-vo YaGPU, 2012. - 64 s.
2. Proyektny'ye zadachi v nachal'noj shkole [Tekst] : posobiye dlya uchitelya / pod red. A. B. Vorontsova. - M. : Prosveshcheniye, 2009. - 176 s.
3. Federal'ny'j gosudarstvenny'j obrazovatel'ny'j standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya [Tekst]. -2-ye izd. - M. : Prosveshcheniye, 2011. - 31 s.