Научная статья на тему 'Проектная деятельность младших школьников в урочное время'

Проектная деятельность младших школьников в урочное время Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4344
665
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ / УРОКИ ТЕХНОЛОГИИ / DESIGN OF THE JUNIOR SCHOOL / PROJECT ACTIVITY IN THE CLASSROOM IN AN ELEMENTARY SCHOOL / LESSONS OF TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Н. А.

Рассматриваются вопросы организации проектной деятельности учащихся в начальной школе на уроке: различия понятий «проектная деятельность», «проектный метод». Проектная деятельность рассмотрена как интегративная. Указаны возможности организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии, изобразительного искусства и других.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT ACTIVITY OF YOUNGER STUDENTS AT THE APPOINTED TIME

The questions of the organization of project activities of students in elementary school at the appointed work: differences of concepts “project activity”, “project-based”. The project activity is considered as integrative. There was indicated the possibility of organizing the project activities for primary school lessons technology, art and others.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность младших школьников в урочное время»

УДК 372.4

Н. А. Семенова

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Рассматриваются вопросы организации проектной деятельности учащихся в начальной школе на уроке: различия понятий «проектная деятельность», «проектный метод». Проектная деятельность рассмотрена как интегративная. Указаны возможности организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии, изобразительного искусства и других.

Ключевые слова: проектная деятельность младших школьников, проектная деятельность на уроках в начальной школе, уроки технологии.

Организация проектов в начальной школе сегодня - очень интересное и актуальное направление. Об этом говорит довольно большой интерес педагогов-практиков к данной теме. Как показывает опыт, педагоги часто смешивают такие понятия, как «проектирование», «проектный метод» и «проектная деятельность», поэтому важно различать данные понятия. Проект в переводе с английского - «брошенный вперед», это прообраз, план какого-либо объекта, процесса, дела. Проектирование - это понятие, отражающее сам процесс создания проекта его участниками. Понятие «проектный метод» включает в себя две составляющие - «проект» и «метод». Метод - это способ, путь обучения. Таким образом, под проектным методом можно понимать способ обучения через организацию проектов. Проектная деятельность - это активная творческая деятельность учащихся, имеющая конкретную цель, определенную структуру, направленная на получение заранее прогнозируемого продукта [1].

Но мнению авторов, в большинстве случаев, когда педагоги начальной школы говорят о детских проектах и их организации, уместнее использовать именно последнее понятие -«проектная деятельность». Это уместно, потому что, как правило, основной задачей педагогов начального звена является не обучение детей именно в такой форме (проектной), а включение их в активный процесс, формирование субъектной позиции деятеля. В этом рассмотрении проектная деятельность является еще более актуальной, так как соответствует требованиям нового ФГОС НОО - включение детей в различные виды деятельности. По мнению Н. В. Матяш, проектная деятельность интегрирует в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной деятельности [2]. Данная интеграция представлена в табл. 1.

Следует подчеркнуть, что при организации проектной деятельности позиция педагога также меняется с позиции руководителя и транслятора знаний на позицию организатора, помощника [3]. Проектная деятельность младших школьников может быть реализована как во внеурочной, так и в урочной деятельности. Педагоги начальной школы часто выносят проектирование за пределы работы на уроке, считая данный вид деятельности затратным по времени. Рассмотрим возможности реализации проектной деятельности на уроках.

Среди учебных дисциплин, благоприятных для организации проектной деятельности младших школьников, выделили следующие: технология, изобразительное искусство, окружающий мир, литературное чтение.

Технология - особая учебная дисциплина, предполагающая исследовательскую (знакомство с различными материалами и их свойствами) и творческую (изготовление изделий в различных техниках из разных материалов) созидательную деятельность. Анализ действующих авторских программ по технологии для начальной школы по разным УМК (Н. И. Роговцевой, О. А. Куревиной, Н. М. Конышевой, Е. А. Лутцевой и др.) показал, что авторы выделяют

Таблица 1

Интеграция различных видов деятельности в проектной деятельности младших школьников

Вид деятельности Характеристика

Игровая деятельность Для детей младших классов проект - это часто игра, включающая их в выполнение соответствующих ролей - архитектора, дизайнера и прочих (в зависимости от вида и темы проекта)

Познавательная деятельность (в том числе исследовательская) У детей младшего школьного возраста довольно маленький жизненный опыт и запас знаний. Именно поэтому выполнение проекта всегда связано для них с поиском новых знаний, умений и последующим их применением

Ценностно-ориентационная деятельность В процессе работы над проектом важно не только развивать соответствующие умения, обогащать детей знаниями, но и формировать осознанное, эмоционально-ценностное отношение к объекту проектирования и полученному опыту. Это одна из важнейших задач педагога-организатора проектной деятельности

Учебная деятельность В процессе реализации работы над проектом у детей формируются проектные умения (организационные, коммуникативные, творческие, презентационные, оценочные), которые, по сути, являются метапредметными и соответствуют всем группам универсальных учебных действий

Коммуникативная деятельность Организация проектов в начальной школе обязательно должна начинаться с коллективных и групповых проектов, так как это способствует эффективному формированию проектных умений. Следовательно, дети погружаются в ситуации общения со взрослым и сверстниками

Созидательная творческая деятельность Особенность проектной деятельности состоит в том, что ее результатом является конкретный продукт. Поэтому в начальной школе проектная детальность часто связана именно с созидательной творческой деятельностью - рисованием, лепкой, моделированием и др.

проектную деятельность как ведущую при изучении в начальной школе учебной дисциплины «Технология».

Результатом работы на уроке технологии, как правило, является конкретный продукт в виде оформленной информации или изделия (чаще изделия). Этот результат получается в ходе прохождения конкретных этапов работы. Этим уроки технологии и благоприятны для проектной деятельности - педагог может работу над каждым изделием представить как минипроект: от этапа проблемы и замысла до этапа презентации готового продукта. Если работа над изделием сложная, то она превращается в полноценную проектную деятельность. Этапы работы над изделием и этапы работы над проектом сопоставлены в табл. 2.

Удачным является взгляд Е. А. Лутцевой на этапность работы над проектом на уроках технологии [4]:

1-й этап. Разработка проекта

1. Целеполагание.

2. Определение объекта и направлений деятельности:

- изделие или информация;

- какова конструкция изделия или форма подачи информации;

- какие материалы использовать;

- зарисовки, схемы, эскизы, чертежи объекта;

- выбор лучшего варианта.

Таблица 2

Сопоставление этапов работы над изделием на уроках технологии и этапов проектной

деятельности в начальной школе

Этапы работы над изделием на уроке технологии в начальной школе Этапы работы над проектом в начальной школе

Выбор темы, технологии изготовления изделия Выбор темы, постановка проблемы

Постановка цели Постановка цели и задач

Анализ образца изделия (задания): определение материалов, инструментов, определение действий работы над изделием и их последовательности Выбор способов деятельности, распределение действий, выбор средств

Практическая деятельность по изготовлению изделия Осуществление деятельности по реализации проекта

Показ (презентация изделия) Презентация результатов проекта

Оценка результата относительно образца и задания Анализ результата относительно ожидаемого

3. Осмысление технологии изготовления:

- технологическая последовательность выполнения;

- возможные конструкторско-технологические проблемы;

- как решить эти проблемы;

- инструменты.

2-й этап. Выполнение проекта

Воплощение замысла:

- изготовление изделия или подготовка информации;

- дополнения, исправления (в конструкцию, форму, технологию).

3-й этап. Защита проекта

При защите важны ответы на следующие вопросы:

1. Что решили делать и для чего.

2. Как рождался образ объекта.

3. Какие проблемы возникали и как они решались.

4. Что получилось.

Здесь представлены возможные продукты проектной деятельности (изделие или информация) и четко определены действия детей и вопросы, позволяющие организовать защиту проекта. Но отсутствует этап, связанный с оценкой результата и самого процесса работы над изделием, который является необходимым.

Дисциплина «Изобразительное искусство» близка по своей сути к технологии - на уроках имеет место усвоение теоретических сведений (знакомство с пластическими и другими видами искусств) и творческая созидательная деятельность (рисование), результатом которых является конкретный продукт. Поэтому по аналогии с уроками технологии работу над детскими изобразительными произведениями можно организовать как работу над проектом.

Урок окружающего мира в начальной школе касается изучения двух важнейших направлений - природы и культуры. Формирование понятий обязательно должно быть связано с включением детей в активную деятельность - исследовательскую, творческую. Только пропустив знание через свою деятельность, ребенок сделает его «своим». В этом плане использование проектной деятельности на уроках не только оправданно, но и является эффективным. Конкретным продуктом такого проекта может быть «Красная книга края», «Макет улицы (площади) города», «Журнал безопасной жизни» и подобное.

Проекты на уроках литературного чтения будут способствовать лучшему пониманию конкретных произведений, жанровых, стилистических особенностей. Проекты, реализуемые на уроке чтения, могут быть связаны с инсценированием произведения, создания словаря устаревших слов, рисунков-слайдов и др. Но подчеркнем, что все указанные виды работ на данных уроках будут связаны с проектной деятельностью, если педагог будет реализовывать их по этапам проектирования.

Таким образом, проектная деятельность на уроках в начальной школе решает несколько задач:

1. Достигаются образовательные (предметные) задачи урока - дети в активной деятельности усваивают необходимые знания.

2. Реализуются метапредметные задачи за счет формирования проектных умений, которые являются универсальными учебными действиями.

3. Объект или процесс, лежащий в основе проектирования, а также полученные знания и опыт становятся для детей ценностными, так как ученики относятся к работе не формально, а прилагают фантазию, старание, включают эмоции.

4. Формирование представлений о проектной деятельности и проектных умений позволяет в будущем учащимся самостоятельно работать над проектами уже по любым дисциплинам.

Проектная деятельность, являясь интегративной деятельностью, обеспечивает погружение учащихся в разнообразную активную деятельность, решает задачи усвоения предметных знаний различных дисциплин, позволяет формировать универсальные учебные действия проектного характера. Важно, что благодаря проектной деятельности дети становятся активными участниками образовательной деятельности на уроке. Если проектная деятельность будет успешно организована не только во внеурочное, но и в урочное время, это позволит педагогам сделать процесс обучения более интересным и эффективным.

Список литературы

1. Семенова Н. А. Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 11.

2. Матяш Н. В., Симоненко В. Д. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов. М.: Вентана-Граф, 2007.

3. Поздеева С. И., Кузнецова Т. В. Позиция педагога в организации проектной деятельности младших школьников // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 2. С. 62.

4. Лутцева Е. А. Технология: ступеньки к мастерству: программа для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2011.

Семенова Н. А., доцент кафедры, кандидат педагогических наук.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 18.10.2012.

N. A. Semenova

PROJECT ACTIVITY OF YOUNGER STUDENTS AT THE APPOINTED TIME

The questions of the organization of project activities of students in elementary school at the appointed work: differences of concepts “project activity”, “project-based”. The project activity is considered as integrative. There was indicated the possibility of organizing the project activities for primary school lessons technology, art and others.

Key words: design of the junior school, project activity in the classroom in an elementary school, lessons of technology.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.