Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая характеристика внутреннего мира девушек раннего юношеского возраста'

Психолого-педагогическая характеристика внутреннего мира девушек раннего юношеского возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
754
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психолого-педагогическая характеристика / внутренний мир / ранний юношеский возраст / несовершеннолетние девушки / социально-возрастная группа / psychologically pedagogical characteristics / inner world / early adolescent age / female juveniles / social age group

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малышева Диана Станиславовн, Медведев Дмитрий Алексеевич

Статья посвящена психолого-педагогической характеристике внутреннего мира несовершеннолетних девушек раннего юношеского возраста. Приводятся результаты эмпирического исследования внутреннего мира небеременных и беременных женщин данной возрастной категории, составляющие основу указанной характеристики, которая является необходимым элементом системы организации профилактики их девиантного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Малышева Диана Станиславовн, Медведев Дмитрий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychologically pedagogical characteristics of early adolescent girls’ inner world

The article is devoted to psychologically pedagogical characteristics of early adolescent girls’ inner world. The authors provide the results of empirical research of the inner world of pregnant and not pregnant females of the mentioned age category, which are the basis for the mentioned characteristics and an integral element of the organization system of preventing their deviant behaviour.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая характеристика внутреннего мира девушек раннего юношеского возраста»

психокоррекция и регуляция состояний

УДК 159.922.8

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНУТРЕННЕГО МИРА ДЕВУШЕК РАННЕГО ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

Д. С. Малышева, Д. А. Медведев

Статья посвящена психолого-педагогической характеристике внутреннего мира несовершеннолетних девушек раннего юношеского возраста. Приводятся результаты эмпирического исследования внутреннего мира небеременных и беременных женщин данной возрастной категории, составляющие основу указанной характеристики, которая является необходимым элементом системы организации профилактики их девиантного поведения.

Ключевые слова: психолого-педагогическая характеристика, внутренний мир, ранний юношеский возраст, несовершеннолетние девушки, социально-возрастная группа.

Актуальное направление профилактики правонарушений и преступности в современной России — работа по предотвращению девиантного поведения несовершеннолетних девушек. Особое место в решении данной проблемы российское законодательство (Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации») отводит органам исполнительной власти и органам внутренних дел Российской Федерации, которые (в соответствии с возложенными на них задачами) призваны осуществлять широкий спектр необходимых профилактических мер '. Главным условием эффективности соответствующих мероприятий является правильный выбор их направления. Первостепенное значение в данном контексте приобретает вопрос определения структурных и содержательных особенностей развития внутреннего мира девушек в раннем юношеском возрасте. Представленная психолого-педагогическая характеристика внутреннего мира несовершеннолетних девушек, с одной стороны, может рассматриваться в качестве своеобразного эталона их мировосприятия, с другой — содержит информацию о проблемных областях мировосприятия современных девушек раннего юношеского возраста. Нестабильность социально-экономических условий приводит к тому, что среднестатистический норматив развития внутреннего мира оказывается далек от идеала, достижение которого вполне реально при оптимальных условиях развития личности 2.

Основа профилактической работы с определенной социально-возрастной группой — знание ее психологических особенностей. Ключ к пониманию сущности психологии несовершеннолетних раннего юношеского возраста заключается в их общей био-психосоциальной незрелости. Ранняя юность признается И. С. Коном возрастом открытия «Я», характеризующимся повышенным вниманием человека к своим личностным особенностям 3. Социальная ситуация развития в юношеском возрасте определяет особенности формирования системы ценностей личности: с одной стороны, в данном возрасте существуют главные условия ее формирования — высокий уровень рефлексии, осознание жизненного опыта и произвольное поведение; с другой — именно в этот период к личности предъявляются повышенные требования со стороны общества. Отличительной чертой девушек раннего юношеского возраста является ожидание достижений во всех сферах жизни в более раннем возрасте, чем у юношей, что может быть показателем их недостаточной готовности к реальным трудностям и проблемам будущей самостоятельной жизни 4.

Период ранней юности является одним из основных этапов социализации человека. В современных исследованиях социализация рассматривается как процесс взаимодействия человека и общества, а не как приспособление к социуму, основанное на пассивном подчинении его требованиям. Последние транслируются социальными институтами (семья, школа и группа сверстников) 5. Кризисный характер мировой политической и экономической ситуации определяет нестабильность социально-экономических условий современной России. Негативные тенденции экономического развития (рост инфляции и безработицы, низкие цены на нефть, снижение покупательной способности населения) выступают объективным препятствием адекватной социализации несовершеннолетних граждан (сложности с устройством на работу и с организацией семьи, проблемы с получением образования), что может повлечь формирование у них неспособности или нежелания адаптироваться к принятым в обществе нормам, стать возможной причиной появления различных форм девиантного поведения.

В современной психологии девиантность рассматривается в качестве поступков или действий человека, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам. Выде-

ляют следующие формы девиантного поведения: агрессия и аутоагрессия, злоупотребление веществами, вызывающими измененное состояние сознания, нарушения пищевого поведения, аномалии сексуального поведения, сверхценные психологические и психопатологические увлечения, патохарактерологические реакции, безнравственное и аморальное поведение 6. Специфическим видом девиантного (противоправного) поведения несовершеннолетних девушек является проституция, которая может повлечь нежелательную беременность. Данные официальной статистики свидетельствуют: в России 57% всех беременностей заканчивается абортом, каждый пятый из которых — у несовершеннолетних женщин (часть из них успевает сделать несколько абортов) 7.

Несмотря на попытки различных государственных структур противодействовать проявлениям социальной девиации, эффективных результатов в данной области достичь пока не удалось. Основное внимание психологической науки традиционно сосредоточено на исследовании операциональной стороны психики (психических процессов, состояний и свойств, «работающих» на создание интегрального психического образа реальности, составляющего содержательную сторону психики). В практическом отношении более важной является информация о специфике содержания интегрального образа реальности представителей различных социально-возрастных групп 8. Исследование содержательной стороны психики становится возможным благодаря изучению интегрального психического образования — внутреннего мира 9. В современной психологии отсутствует целостная психолого-педагогическая характеристика содержательной стороны психики несовершеннолетних девушек раннего юношеского возраста, что объективно снижает возможности практической психологии и педагогики по организации их адекватного воспитания и социализации. Важная часть указанной характеристики — информация о специфике связи различных параметров внутреннего мира с личностными особенностями и спецификой общения несовершеннолетних девушек.

Внутренний мир девушек раннего юношеского возраста рассматривается нами в качестве содержательного образования психики, фиксирующего особенности восприятия ими себя («образ Я»), других людей («образ Другого») и предметного мира («обобщенный образ предметного мира»), которое определяет особенности регуляции ими поведения и деятельности.

Исследование особенностей внутреннего мира несовершеннолетних беременных и небеременных женщин (15-17 лет воспринимается как ранний юношеский возраст) проводилось в 2013-2014 гг. на базе Санкт-Петербургской общеобразовательной школы № 232, клинической больницы им. Н. Ф. Филатова, Центра социальной помощи семьи и детям Калининского района, женской консультации № 16 и Колледжа коммерции и управления г. Санкт-Петербурга. Общий объем выборки составил 120 человек (60 беременных и 60 небеременных женщин раннего юношеского возраста). В исследовании использовались следующие методики:

— метод экспериментальной психо семантики (семантический дифференциал Ч. Осгуда — СД);

— морфологический тест жизненных ценностей (В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина);

— шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч. Д. Спилберг, Ю. Л. Ханин);

— тест-опросник субъективного контроля (Дж. Роттер);

— самоактуализационный тест (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, М. В. Загик и М. В. Кроз);

— методика изучения потребности в общении (Ю. М. Орлов);

— методика мотивации аффилиации (А. Мехрабиан).

В исследовании применялись такие статистические

методы анализа данных, как процедура корреляционного и факторного анализа, непараметрический критерий U Манна-Уитни. Математическая обработка данных проводилась на основе современного пакета статистического анализа Statistica 6.0., Excel 7.0.

Рассмотрим факторную структуру внутреннего мира небеременных девушек раннего юношеского возраста, состоящую из трех факторов, доля дисперсии которых составляет 56%, что можно считать хорошим результатом.

Первый фактор (информативность 20%) образован переменными «семья» («оценка» СД, -0,714), «окружающий мир» («оценка» СД, 0,654), «Я» («активность» СД, -0,709), «мое образование» («оценка» СД, 0,746), «другой человек» («активность» СД, -0,626), «друзья» («сила» СД, -0,655). Указанную категорию можно обозначить как фактор «негативной оценки семейно-дру-жеских отношений». Ранний юношеский возраст характеризуется изменчивостью социальной ситуации развития. Девушкам предстоит выбор будущей профессии или трудовой деятельности, в связи с чем в центр их самосознания становится профессиональное самоопределение и обращенность в будущее, а психологическое настоящее отходит на второй план. У них происходит смена приоритетов, появляется критичность к окружению, постановка своих интересов и желаний на первое место. Могут возникать конфликты с друзьями и снижение семейных ценностей.

Второй фактор (информативность 20%) образован переменными «мое здоровье» («сила» СД, -0,898), «профессия» («сила» СД, -0,727), «мужчина» («активность» СД, -0,727), «беременность» («сила» СД, 0,685), «друзья» («активность» СД, 0,665). Данный фактор может быть интерпретирован как «значимость репродуктивной функции», служит показателем появления у девушек интереса к половой жизни, при этом образ мужчины у них не сформирован. Данный факт может выступать внутренней причиной такой особенности раннего юношеского возраста, как несовпадение объектов удовлетворения сексуального желания и потребности в душевном понимании.

Третий фактор (информативность 16%) образован переменными «мое здоровье» («активность» СД, 0,671), «мой характер» («оценка» СД, 0,669), «женщина» («сила» СД, -0,661), «ребенок» («сила», СД, 0,733, «активность» СД, 0,720), «друзья» («оценка», СД, 0,836), рассматривается как фактор «инфантильности, сопряженной с недооценкой значимости женской роли», что отражает отсут-

ствие у девушки целостного представления о себе как о женщине. В данном возрасте у девушек происходят физиологические изменения, их тело приобретает женственные очертания, вследствие чего появляется психологическая инфантильность, обусловленная несоответствием внешнего вида и устаревшей (подростковой) модели поведения.

Корреляционный анализ показывает, что в структуре связей выборки небеременных раннего юношеского возраста существует группировка элементов вокруг взаимосвязанных центров, важнейшими из которых выступают конструкты «субъективная значимость образа женщины» и «стабильность образа друзей». «Субъективная значимость образа женщины» имеет положительные связи со стабильностью восприятия небеременными своего «Я» (г = 0,36; р < 0,05), тревожностью (г = 0,35; р < 0,001) и шкалой креативности (г = 0,52; р < 0,001); отрицательные — с гибкостью поведения (г = -0,38; р < 0,05), шкалой самоуважения (г = -0,39; р < 0,001) и со шкалой поддержки (г = -0,44; р < 0,001). Конструкт «стабильность образа друзей» положительно связан с эмоциональной оценкой девушками своего «Я» (г = 0,46; р < 0,001), со шкалой принятия агрессии (г = 0,39; р < 0,001), реактивной тревожностью (г = 0,37; р < 0,001) и со шкалой общей интер-нальности (г = 0,41; р < 0,001). Эмоциональная оценка беременности отрицательно связана со шкалой потребности в общении (г = -0,48; р < 0,001).

Иерархия элементов внутреннего мира небеременных девушек раннего юношеского возраста следующая: первым идет интегральный «обобщенный образ предметного мира»; «образ Я» находится на второй позиции; третье место занимает «образ Другого». В содержательном отношении наблюдается повышение позитивности всех компонентов структуры внутреннего мира, снижается стабильность представлений о другом человеке.

Результаты факторного анализа позволили выделить структуру внутреннего мира беременных раннего юношеского возраста. В нее вошли пять факторов, доля дисперсии которых составляет 58%, что можно считать хорошим результатом.

Первый фактор (информативность 18%) образован переменными «Я» («сила» СД, 0,809, «активность» СД, -0,746), «окружающий мир» («сила» СД, -0,807), «другой человек» («сила» СД, 0,782), «друзья» («сила» СД, -0,742), «мой социальный статус» («оценка» СД, 0,696), «женщина» («оценка» СД, 0,691), «мое образование» («оценка» СД, 0,658). Указанный фактор можно обозначить как «эгоцентризм беременных». В данном случае эгоцентризм служит механизмом защиты беременной женщины себя и своего ребенка от опасного воздействия внешнего мира, что характерно для раннего юношеского возраста.

Второй фактор (информативность 14%) образован переменными «мой характер» («активность» СД, 0,825, «оценка» СД, -0,887), «друзья» («активность» СД, 0,785, «оценка» СД, -0,793), «беременность» («сила» СД, 0,662) и может быть интерпретирован в качестве «негативной оценки беременными своих личностных особенностей и друзей». Переживание женщиной состояния беременности отмечено эмоциональной противоречивостью:

с одной стороны, она может испытывать удивление, радость, эйфорию от такой новости; с другой — страх и печаль по поводу вынашивания, перестройки ее организма, изменения внешнего вида. Большинству беременных женщин хочется, чтобы процесс вынашивания и родов прошел идеально, вследствие чего у них появляется завышенный уровень притязаний, недоверие к отцу ребенка, друзьям и социальному окружению, возникают сомнения: справятся ли они сами со своей ролью и можно ли отцу доверить часть ответственности за ребенка?

Третий фактор (информативность 10%) образован переменными «мужчина» («активность» СД, 0,877) и «другой человек» («оценка» СД, 0,887). Фактор можно интерпретировать как «позитивную оценку представителей мужского пола» беременными женщинами раннего юношеского возраста. Беременность влияет на отношение будущей матери к мужчине, находящемуся рядом.

Четвертый фактор (информативность 9%) образован переменными «мое здоровье» («активность» СД, 0,724, «сила» СД, -0,750), «окружающий мир» («активность» СД, 0,688), «мое образование» («сила» СД, 0,657). Фактор отражает «социальную незрелость» беременной женщины в раннем юношеском возрасте. Погружение в свои переживания может отражаться на поведении женщины в виде различных проявлений инфантильности, не соответствующих новому социально-биологическому статусу, что выступает препятствием для формирования будущей социальной роли матери.

Пятый фактор (информативность 7%) образован переменными «семья» («активность» СД, 0,822), «материнство» («оценка» СД, 0,752), «любовь» («оценка» СД, 0,684), свидетельствует о «зарождении материнской любви». Появление данного фактора в структуре внутреннего мира женщины может быть связано с проявлением материнского инстинкта в виде заботы о своем ребенке.

В целях определения связи конструктов внутреннего мира с особенностями личности и общения беременных нами был проведен корреляционный анализ. Элементы внутреннего мира беременных в ранней юности связаны с их личностными особенностями: эмоциональная оценка собственного характера связана со шкалой самопринятия (г = 0,46; р < 0,01); эмоциональная значимость «образа Я» связана отрицательно со шкалой общей интернальности в отношении здоровья и болезни (г = -0,48; р < 0,01), а положительно — со шкалой гибкости во времени (г = 0,61; р < 0,001); жизненная ценность высокого материального положения отрицательно связана с реактивной тревожностью (г = -0,39; р < 0,001); жизненная ценность установления благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействий и межличностных связей положительно связана со шкалой представлений о природе человека (г = 0,65; р < 0,01) и отрицательно — со шкалой компетентности во времени (г = -0,47; р < 0,001); эмоциональная оценка социального статуса отрицательно связана со шкалой контактности (г = -0,48; р < 0,001).

В структурном отношении иерархия элементов внутреннего мира беременных женщин раннего юношеского возраста следующая: первое место — интеграль-

ный «образ Я»; «обобщенный образ предметного мира» находится на втором месте; третью позицию занимает «образ Другого». В содержательном отношении для беременных женщин раннего юношеского возраста характерно повышение степени эмоциональной значимости всех компонентов внутреннего мира, стабильности образа беременности и социального статуса.

Сравнение выборок несовершеннолетних небеременных и беременных женщин раннего юношеского возраста по непараметрическому критерию и Манна-Уитни выявило существование достоверных различий между ними по всем важнейшим показателям внутреннего мира (р < 0,05), что доказывает существование специфики в развитии содержательной стороны психики у беременных женщин раннего юношеского возраста.

Целостная психолого-педагогическая характеристика особенностей внутреннего мира несовершеннолетних небеременных и беременных женщин раннего юношеского возраста должна включать информацию о структурных и содержательных особенностях указанного психического образования, а также раскрывать совокупность связей его компонентов с особенностями их личности и общения.

В структурном отношении внутренний мир несовершеннолетних небеременных девушек раннего юношеского возраста характеризуется следующей градацией компонентов: доминирующее положение — «обобщенный образ предметного мира» (представленный переменными «семья» и «окружающий мир»); на втором месте находится «образ Другого» (состоит из переменных «мужчина» и «друзья»); на третьем — «образ Я» (включающий переменные «мое здоровье» и «мой характер»). В содержательном отношении внутренний мир девушек раннего юношеского возраста (по сравнению с представительницами собственно юношеского возраста (р < 0,05)) характеризуется более высокими показателями эмоциональной значимости всех компонентов внутреннего мира, а также более высокой стабильностью «образа мужчины».

Можно выделить особенности развития внутреннего мира несовершеннолетних беременных раннего юношеского возраста:

а) у них возникает специфическая иерархическая структура внутреннего мира — «образ Я» (ведущее значение в котором занимают конструкты «Я» и «мой социальный статус»), «образ Другого» (включает конструкты «мужчина» и «другой человек») и «обобщенный образ предметного мира» (включает конструкты «материнство» и «любовь»;

б) в содержательном отношении для них характерно повышение степени эмоциональной значимости всех компонентов внутреннего мира, а также стабильности образа беременности и социального статуса.

Результаты корреляционного анализа показывают, что определенные конструкты внутреннего мира небеременных обусловлены с особенностями их личности и общения: «образ Я» связан с тревожностью через конструкты «женщина» и «Я»; «образ Другого» — со шкалой принятия агрессии (через конструкт «друзья») и «обобщен-

ный образ предметного мира» связан с потребностью в общении (через конструкт «беременность»).

У беременных женщин раннего юношеского возраста «образ Я» и «образ Другого» соотносятся с самопринятием и общей интернальностью через конструкты «мой характер» и «мужчина», а «обобщенный образ предметного мира» связан с реактивной тревожностью и со шкалой компетентности во времени через ценности «жизненная ценность высокого материального положения» и «жизненная ценность установления благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействий и межличностных связей».

Психолого-педагогическая характеристика внутреннего мира небеременных и беременных женщин раннего юношеского возраста имеет большое теоретическое и практическое значение для психологии развития, педагогической, юридической психологии, педагогики, а также для совершенствования профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов. Данная характеристика способна выступать основой для разработки программ профилактики и коррекции отклоняющегося поведения несовершеннолетних девушек, для обеспечения их адекватной социально-психологической адаптации к современным общественным реалиям.

1 Новый сборник законов Российской Федерации. М.,

2005. 647 с.

2 Микляева А. В. Психология межвозрастных отношений. М., 2014. 159 с.

3 Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989. С. 84.

4 Русанова О. А. Психологические особенности развития структурно-содержательных характеристик смысла жизни юношей и девушек: дис. ... канд. психол. наук. Астрахань,

2006. 144 с.

5 Мудрик А. В. Социализация человека. М., 2006. 304 с.

6 Психология : словарь / под ред. А. В. Петровского. М., 1990. С. 81.

7 Куценко О. С. Аборт или Рождение? Две чаши весов : пособие для психологов и других специалистов, работающих с женщиной и ее семьей в ситуации репродуктивного выбора. СПб., 2011. С. 8.

8 Медведев Д. А., Гребенникова Е. А. Характеристика внутреннего мира подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 3(50). С. 64-68 ; Медведев Д. А. Дифференциальная психология внутреннего мира человека: гендерный аспект // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 2013. № 158. С. 5-14 ; Его же. Онтогенез внутреннего мира человека: этап субъективного мироздания // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 2014. № 167. С. 25-35; Его же. Онтогенез вербального отражения действительности : авто-реф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2006. 50 с.; Его же. Психологическая концепция вербального отражения действительности // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2006. № 7(15). С. 102-113 ; Его же. Онтогенез вербального отражения действительности на этапе картины мира // Экология человека.

2007. № 6. С. 53-57.

9 Александрова Л. А., Медведев Д. А. Онтогенез внутреннего мира в младшем школьном возрасте // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. Июнь, 2011. ART 1603. СПб., 2011. URL: http://www. emissia.org/ofiline/2011/1603.htm (дата обращения: 21.09.2015);

Биосоциальные детерминанты смысловой организации образа мира у подростков / А. Н. Алехин [и др.] // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11. URL: http://psychology.snauka. ru/2014/11/3922 (дата обращения: 14.11.2015) ; Березина Т. Н. Внутреннее пространство сновидения // Психология и психотехника. 2015. № 2. С. 141-149 ; Глушкова О. В., Медведев Д. А. Субъективный фактор в профессиональной подготовке юристов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2006. №4. С. 332-335 ; Гребенникова Е. А., Медведев Д. А.

Онтогенез внутреннего мира подростков-сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. Октябрь, 2011. ART 1663. СПб., 2011. URL: http://www. emissia.org/offline/2011/1663.htm (дата обращения: 16.11.2015); Губин В. А., Медведев Д. А. Современная психопедагогика: взгляд на проблему личностно-ориентированного обучения через призму человеческой субъективности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2006. № 1(25). С. 52-60.

УДК 159.98

КОРРЕКЦИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЧЕЛОВЕКА, ПРЕСТУПИВШЕГО ЗАКОН, МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

О. Г. Годованец, Н. А. Цветкова

В статье поднимается проблема гуманизации исправительного процесса в уголовно-исполнительной системе России; отмечаются позитивные тенденции в ее решении: внедрение специализированных технологий индивидуально-групповой работы с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными (спецконтингентом); показаны возможности применения методов арт-терапии в целях коррекции жизненного пути человека, преступившего закон; обоснован метод арт-автобиографии, предложена программа работы над автобиографией с использованием методов арт-терапии.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, осужденные, жизненный путь, психологическая коррекция жизненного пути, арт-терапия, биографический подход, арт-автобиография.

Актуальность поднимаемого вопроса аргументируется необходимостью гуманизации исправительного процесса в отечественной уголовно-исполнительной системе и приведения его в соответствие с международными стандартами. Необходимы дальнейшая разработка и внедрение инновационных технологий в социально-психологическую работу с осужденными, отбывающими наказание в исправительных учреждениях. Концепция развития уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) до 2020 г. предусматривает совершенствование и развитие основных направлений, форм и методов деятельности, укрепление взаимосвязей УИС с государственными органами и институтами гражданского общества 1.

Заметной тенденцией в гуманизации деятельности сотрудников УИС с осужденными является разработка и внедрение специализированных технологий, учитывающих половую принадлежность осужденных, тип совершенных преступлений, индивидуально-психологические и социальные ресурсы личности, а также использование группы в целях пересоциализации человека, преступившего закон, методами активного социально-психологического обучения (в процессе дискуссий, ролевых игр, тренинга) 2.

В Уголовно-исполнительном кодексе РФ (далее — УИК РФ) п. 61 ст. 12 гласит: «Осужденные имеют право на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учрежде-

ния и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи. Участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется только с их согласия». Из этого следует, что УИС предоставляет им возможность психологического сопровождения, но не навязывает такую помощь.

В последнее время в работе с осужденными пенитенциарные психологи все чаще используют технологии и методы арт-терапии — невербальной формы искусства, ранее применяемой в индивидуальной и групповой психотерапии тяжелобольных людей, для которых вербальное выражение мыслей и чувств было затруднено 3. Объясняется это тем, что арт-терапия зарекомендовала себя в УИС как перспективное направление психо-коррекционной деятельности. Она оказалась эффективной при адаптации подозреваемых, обвиняемых и осужденных (далее — спецконтингент, если не указано специально) к условиям изоляции; в психокоррекционной работе с осужденными, состоящими на профилактическом учете исправительного учреждения; в решении различных личностных проблем отбывающих наказание в местах лишения свободы; при подготовке осужденных к освобождению; в целях коррекции эмоциональных состояний осужденных, раскаивающихся в совершенных преступлениях.

Анализ социально-психологических технологий работы с осужденными показывает, что методы арт-терапии присутствуют в большинстве программ психокоррекции: на ее основе решается проблема интеграции индивидуального подхода и групповых форм работы 4.

В дословном переводе с английского языка арт-терапия (агМЬегару) означает «лечение, основанное на занятиях художественным творчеством». Изначально арт-терапия базировалась на идее З. Фрейда о том, что внутреннее «Я» может быть выражено в визуальной форме при помощи рисования, лепки и живописи. Для ее развития существенную роль сыграли две теории: теория бессознательного З. Фрейда и учение К. Г. Юнга о персональных и универсальных символах. Из них следует, что арт-терапия может служить:

а) способом освобождения от конфликтов и сильных переживаний;

б) драйвером терапевтического процесса;

в) вспомогательным средством для интерпретаций и диагностической работы 5;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.