Научная статья на тему 'Внутренний мир беременных женщин различных возрастов: опыт сравнительного анализа'

Внутренний мир беременных женщин различных возрастов: опыт сравнительного анализа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
422
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС / БЕРЕМЕННОСТЬ / ВНУТРЕННИЙ МИР / РЕПРОДУКТИВНЫЕ ВОЗРАСТА / ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ / ОНТОГЕНЕЗ / ПСИХОСЕМАНТИКА / DEMOGRAPHIC CRISIS / PREGNANCY / INNER WORLD / REPRODUCTIVE AGES / DEVELOPMENTAL PSYCHOLOGY / ONTOGENESIS / PSYCHOSEMANTICS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малышева Диана Станиславовна, Медведев Дмитрий Алексеевич

В статье выявлены особенностии внутреннего мира беременных женщин основных репродуктивных возрастов. Представленные в ней результаты эмпирического исследования внутреннего мира беременных юношеского возраста и возраста ранней взрослости составляют основу для разработки эффективных развивающих и психокоррекционных программ работы с соответствующим контингентом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Малышева Диана Станиславовна, Медведев Дмитрий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The inner world of pregnant women of different ages: comparative analysis of the experience

The article is devoted characteristics inner world of pregnant women (the main productive ages). It presents the results of an empirical study of the inner world of pregnant women adolescence and early adulthood. There results are the basis for effective developing and psychocorrectional program.

Текст научной работы на тему «Внутренний мир беременных женщин различных возрастов: опыт сравнительного анализа»

УДК 159.923 - 055.26

Д. С. Малышева, Д. А. Медведев

Внутренний мир беременных женщин различных возрастов: опыт сравнительного анализа

В статье выявлены особенностии внутреннего мира беременных женщин основных репродуктивных возрастов. Представленные в ней результаты эмпирического исследования внутреннего мира беременных юношеского возраста и возраста ранней взрослости составляют основу для разработки эффективных развивающих и психокоррекционных программ работы с соответствующим контингентом.

The article is devoted characteristics inner world of pregnant women (the main productive ages). It presents the results of an empirical study of the inner world of pregnant women adolescence and early adulthood. There results are the basis for effective developing and psychocorrectional program.

Ключевые слова: демографический кризис, беременность, внутренний мир, репродуктивные возраста, психология развития, онтогенез, психосемантика.

Key words: demographic crisis, pregnancy, inner world, reproductive ages, developmental psychology, ontogenesis, psychosemantics.

Современный мир переживает демографический кризис, проявляющийся в сокращении рождаемости и увеличении смертности населения в промышленно развитых европейских странах. Мировая и российская демографическая ситуация характеризуется, с одной стороны, стремлением женщин зрелых возрастов отложить свою беременность; с другой - увеличением количества случаев беременности в раннем юношеском возрасте. Ежегодно из регистрируемых одного миллиона трехсот тысяч беременных женщин 60 % соглашаются на аборт, 10 % теряют не рожденных детей и лишь у 30 % беременность заканчивается родами [15].

Для преодоления сложившейся в нашей стране сложной демографической ситуации большое значение имеют психологические исследования беременных женщин. В рамках перинатальной психологии беременность рассматривается как кризис, приводящий не только к физиологическим изменениям в организме женщины, но и к трансформации ее личности (возникновению одной из важнейших социальных ролей женщины - роли матери). Развитие личности беременной женщины может разворачиваться в двух направлениях: 1) появление новых стремлений, знаний и умений; 2) появление качественных изменений в устройстве и функционировании её личности [16]. По мнению Л. Брюдаля, зачатие, беременность, роды и выхаживание являются

© Малышева Д.С., Медведев Д.А., 2016

процессами, сопровождающимися психологическими изменениями личности женщины, требующими от нее реализации многих потенциальных возможностей, появления новых качеств и изменения ее социального статуса [5].

Отечественные исследователи Г.А. Арина и А.Ш. Тхостов рассматривают период беременности как нормативный жизненный кризис, который переживается женщинами дифференцированно, в зависимости от внутренней картины беременности. Формирующаяся у женщины внутренняя картина беременности определяется указанными авторами как комплекс ощущений, переживаний и представлений женщины, связанных с ее беременностью, как формирующийся у нее образ беременности, на основе которого она строит свое поведение [4].

Ведущей тенденцией в развитии современной науки выступает стремление к интеграции её различных областей. Оптимальной методологической основой интерпретации проблем, связанных с репродуктивной функцией женщины, может быть признан системный (биопсихосоциальный) подход, который представляет собой соединение биологических, психологических и социальных элементов в единую теоретическую модель, направленную на целостное понимание закономерностей и взаимосвязей процессов, связанных с репродукцией. Исследователь И. В. Добряков считает, что для разработки и обеспечения эффективности указанной модели необходимо найти теоретические конструкты, которые создали бы именно интегративную, а не эклектичную модель [9].

По нашему мнению, необходимым интегрирующим потенциалом в данном контексте обладает категория «внутренний мир», системно разработанная в соответствующей концепции профессора Д.А. Медведева [12]. Термин «внутренний мир» обозначает содержательную сторону психического отражения человеком объективной действительности [7; 8]. Указанный феномен трактуется нами как интегральное психическое образование, состоящее из четырех взаимосвязанных блоков, содержание которых образуют субъективные значения образов самосознания, общения и деятельности человека: эмоционально-динамический блок, структурно-содержательный блок (включающий значения «образа - Я», «образа Другого» и «обобщенного образа предметного мира»), ценностный блок (система ценностных ориентаций личности - ценностных значений, являющаяся результатом процесса интериоризации ею различных социальных норм) и смысловой блок (система смысловых значений как самостоятельно выработанных субъектом значений образов) [3; 6; 13; 14].

Анализ научной литературы показывает, что в современной психологии отсутствуют исследования, раскрывающие особенности развития внутреннего мира беременных в юношеском возрасте и в возрасте ранней взрослости (являющихся основными репродуктивными возрастами),

между тем соответствующая информация имеет большую теоретическую (расширяет представления о психологических особенностях их личности) и практическую (в случае необходимости может служить основой для проведения профилактики и коррекции их мировосприятия) значимость [10; 11].

Исследование особенностей онтогенеза внутреннего мира беременных женщин проводилось в период с 2013 по 2014 г. на базе клинической больницы им. Филатова, центра социальной помощи семье и детям Калининского района, а также женских консультаций № 16 и № 32. Общий объем выборки беременных составил 179 человек. В экспериментальную выборку вошли испытуемые раннего (15-17 лет) и собственно юношеского (18-20 лет) возраста, а также возраста ранней взрослости (21-25 лет). В исследовании использовались методы экспериментальной психосемантики (семантический дифференциал Ч. Осгу-да (СД)); Морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина); Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин); Опросник «Уровень субъективного контроля» (Дж. Роттер); Самоактуализационный тест (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз); Методика изучения потребности в общения (Ю.М. Орлов); Методика мотивации аффилиации (А. Мехраби-ан) [1]. В исследовании применялись следующие статистические методы анализа данных: процедуры корреляционного и факторного анализа и непараметрический критерий U Манна-Уитни. Математическая обработка данных проводилась на основе современного пакета статистического анализа Statistica 6.0., Excel 7.0 для среды Windows.

С целью определения структуры внутреннего мира беременных применялась процедура факторного анализа (метод principal component с варимакс-вращением). Факторная структура внутреннего мира беременных женщин раннего юношеского возраста состоит из пяти факторов (доля дисперсии составляет 58 %, что можно считать хорошим результатом).

Первый фактор (информативность 18 %) образован переменными «Я» («сила» СД, 0,809, «активность» СД, -0,746), «окружающий мир» («сила» СД, -0,807), «другой человек» («сила» СД, 0,782), «друзья» («сила» СД, -0,742), «мой социальный статус» («оценка» СД, 0,696), «женщина» («оценка» СД, 0,691), «моё образование» («оценка» СД, 0,658). Указанный фактор можно обозначить как фактор «эгоцентризма беременных». В данном случае эгоцентризм служит механизмом психологической защиты беременной женщины от опасного воздействия внешнего мира, что может быть признано важной особенностью раннего юношеского возраста. Второй фактор (информативность 14 %) образован переменными «мой характер» («активность» СД, 0,825, «оценка» СД, -0,887), «друзья» («активность» СД, 0,785, «оценка» СД, -0,793), «беременность» («сила» СД, 0,662). Данный фактор может быть интер-

претирован в качестве фактора «негативной оценки беременными своих личностных особенностей и друзей». Переживание женщиной состояния беременности характеризуется эмоциональной противоречивостью: с одной стороны, женщина может испытывать удивление, радость, эйфорию от новости о беременности; с другой - страх и печаль по поводу вынашивания, перестройки ее организма и изменения внешнего вида. Большинству беременных женщин хочется, чтобы процесс вынашивания и родов прошел идеально, вследствие чего у них появляется завышенный уровень притязаний, недоверие к отцу ребенка, друзьям и социальному окружению, а также возникают сомнения, справятся ли они со своей ролью и можно ли им доверить часть ответственности за ребенка. Третий фактор (информативность 10 %) образован переменными «мужчина» («активность» СД, 0,877), «другой человек» («оценка» СД, 0,887). Фактор можно интерпретировать как фактор «позитивной оценки представителей мужского пола» беременными женщинами раннего юношеского возраста. Несомненно, беременность влияет на отношение будущей матери к мужчине, находящемуся рядом. Четвертый фактор (информативность 9 %) образован переменными «моё здоровье» («активность» СД, 0,724, «сила» СД, -0,750), «окружающий мир» («активность» СД, 0,688), «моё образование» («сила» СД, 0,657). Фактор отражает «социальную незрелость» беременной женщины в раннем юношеском возрасте. Состояние погружения беременных в свои переживания может отражаться на их поведении в виде различных проявлений инфантильности, не соответствующих новому социально-биологическому статусу и выступающих препятствием для формирования будущей социальной роли матери. Пятый фактор (информативность 7 %) образован переменными «семья» («активность» СД, 0,822), «материнство» («оценка» СД, 0,752), «любовь» («оценка» СД, 0,684). Фактор свидетельствует о «зарождении материнской любви». Появление данного фактора в структуре внутреннего мира женщины может быть связано с проявлением материнского инстинкта в виде заботы о своем ребенке.

С целью определения связи конструктов внутреннего мира беременных раннего юношеского возраста с особенностями их личности и общения нами был проведен корреляционный анализ.

В структуре корреляционных связей указанной выборки обнаружена группировка переменных вокруг взаимосвязанных центров, среди которых можно выделить переменные: «эмоциональная оценка собственного характера» и «эмоциональная оценка собственного Я». Анализ данных корреляционного анализа показывает, что внутренний мир беременных в возрасте ранней юности связан: 1) с их личностными особенностями - эмоциональная оценка собственного характера связана со шкалой самопринятия (г=0,46; р<0,01); эмоциональная значимость «образа Я» отрицательно связана со шкалой общей интернальности в отношении здоровья и болезни (г=-0,48; р<0,01) и положительно - со

шкалой гибкости во времени (г=0,61; р<0,001); жизненная ценность высокого материального положения отрицательно связана с реактивной тревожностью (г=-0,39; р<0,001); жизненная ценность «активные социальные контакты» положительно связана со шкалой представлений о природе человека (г=0,65; р<0,01) и отрицательно со шкалой компетентности во времени (г=-0,47; р<0,001); 2) с особенностями их общения эмоциональная оценка социального статуса отрицательно связана со шкалой контактности (г=-0,48; р<0,001).

В структурном отношении внутренний мир данной выборки характеризуется следующей иерархией компонентов: доминирующее положение в ней занимает «образ Я» (ведущее значение в нем имеют конструкты «Я» и «мой социальный статус»), «образ Другого» (включает конструкты «мужчина» и «другой человек») и «обобщенный образ предметного мира» (включает конструкты «материнство» и «любовь»).

Факторная структура внутреннего мира выборки беременных собственно юношеского возраста состоит из четырех факторов, доля дисперсии которых составляет 66 %, что можно считать хорошим результатом.

Первый фактор (информативность 26 %) образован переменными «моё образование» («сила» СД, 0,859), «материнство» («сила» СД, 0,838), «Я» («сила» Сд 0,831), «другой человек» («сила» СД, 0,797), «смерть» («активность» СД, 0,784, «сила» СД, 0,795), «женщина» («оценка» СД, 0,794), «мой социальный статус» («оценка» СД, 0,790, «активность» СД, 0,792), «друзья» («сила» СД -0,712), «мужчина» («оценка» СД, 0,680). Данный фактор можно обозначить как фактор «целостного представления женщины о своих проблемах». Беременность меняет жизнь женщины, ее социальный статус, отношение других людей к ней и обусловливает начинало подготовки к появлению ребенка. Женщина начинает решать ряд вопросов, связанных с обеспечением оптимальных условий для рождения ребенка. Второй фактор (информативность 18 %) образован переменными «мужчина» («сила» Сд, 0,859), «моё здоровье» («сила» СД, -0,833, «активность» СД, 0,789, «оценка» СД, -0,703), «профессия» («оценка» СД -0,789, «активность» СД, 0,689), «ребенок» («оценка» СД, 0,756), «предметный мир» («активность» СД, 0,717), «любовь» («активность» СД, -0,705), «беременность» («оценка» СД, 0,670). Указанный фактор можно обозначить как фактор «внутренней интегрирующей основы семьи». Во время беременности зарождается материнская любовь, ребенок идеализируется, а страх родов постепенно уходит на второй план. Организм женщины претерпевает изменения, которые могут неблагоприятно сказаться на её самочувствии. Романтическое отношение к своему будущему ребенку обусловливает возникновение ситуации, при которой женщина испытывает беспокойство только в том случае, если физиологические изменения могут негативно повлиять на него. Третий фактор (информативность 13 %) образован переменными «мой характер» («активность» СД,

0,864), «друзья» («активность» СД, 0,855), «моё тело» («сила» СД 0,837), «беременность» («сила» СД, 0,816), «семья» («сила» СД, 0,729). Указанный фактор можно обозначить как фактор «телесности». С момента ощущения матерью движений плода начинается переживание ею совместного «бытия» с ребенком. Четвертый фактор (информативность 9 %) образован переменными «ребенок» («сила» СД, 0,714), «профессия» («сила» СД, -0,655), «мужчина» («активность» СД -0,655), «другой человек» («оценка» СД, -0,655). Данный фактор свидетельствует о «субъектной актуализации образа ребенка». Внутренний диалог способствует появлению у женщины самого образа ребенка и его актуализации. Формирование данного образа проходит определенную эволюцию: от расплывчатых представлений более взрослого ребенка до детализации его определенных черт [2].

С целью выявлений связей элементов внутреннего мира с особенностями личности и общения беременных женщин 18-20 лет нами был проведен корреляционный анализ. В структуре корреляционных связей выборки беременных собственно юношеского возраста группировка элементов произошла вокруг ряда взаимосвязанных центров, среди которых можно выделить конструкты «эмоциональная оценка собственного Я» и «степень субъективной значимости беременности».

Элементы внутреннего мира беременных женщин собственно юношеского возраста связаны: 1) с их личностными особенностями - эмоциональный образ женщины положительно связан со шкалой сензитивности к себе (г=0,38; р<0,01) и тревожностью (г=0,53; р<0,01); эмоциональная оценка собственного «Я» отрицательно связана со шкалой общей интернальности (г=-0,39; р<0,001) и положительно со шкалой спонтанности (г=0,47; р<0,01), шкалой креативности (г=0,42; р<0,001) и шкалой самоуважения (г=0,38; р<0,001); жизненные ценности постановки и решения задач отрицательно связаны со шкалой гибкости поведения (г=-0,47; р<0,001), со шкалой принятия агрессии (г=-0,46; р<0,001) и положительно со шкалой поддержки (г=0,52; р<0,001); 2) с особенностями их общения - значимость беременности отрицательно связана со шкалой потребности в общении (г=-0,48; р<0,001).

Иерархия элементов внутреннего мира беременных собственно юношеского возраста приобретает следующую форму - «образ Я» (ведущее значение в котором занимают конструкты «моё образование» и «мой социальный статус»), «обобщенный образ предметного мира» (включает конструкты «ребенок» и «беременность») и «образ Другого» (включает конструкты «ребенок» и «мужчина»).

Сравним выборки беременных женщин раннего юношеского и собственно юношеского возраста по критерию и Манна-Уитни. При переходе от раннего юношеского к собственно юношескому возрасту у беременных наблюдается тенденция повышения самоконтроля над эмоциями, усиливается субъективный контроль за выражением отношения к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склон-

ности обвинять самих себя в разнообразных неудачах, неприятностях и страданиях. Беременные женщины 18-20 лет чаще берут ответственность на себя за события в семейной жизни. Применение непараметрического критерия и Манна-Уитни для сравнения достоверности разницы средних в показателях испытуемых раннего и собственно юношеского возраста показывает, что структуры внутреннего мира беременных соответствующих возрастов достоверно отличаются по всем важнейшим переменным, входящих в их состав (р<0,05).

Определение особенностей развития внутреннего мира представительниц основных репродуктивных возрастов требует также сравнения выборок беременных собственно юношеского возраста (18-20 лет) и возраста ранней взрослости (21-25 лет).

Результаты факторного анализа показали, что структура внутреннего мира беременных женщин в возрасте ранней взрослости состоит из трех факторов, доля дисперсии которых составляет 66 %, что можно считать хорошим результатом. Первый фактор (информативность 25 %) образован переменными «смерть» («оценка» Сд, 0,702), «профессия» («активность» СД, 0,696). Указанный фактор можно обозначить как фактор «влечения к смерти». Следует обратить внимание, что в рамках психоанализа влечение к смерти неразрывно связано с влечением к жизни. Беременность приносит в жизнь женщины спокойствие и умиротворенность, в связи с чем будущая мать задумывается о важных и глобальных вопросах, «уходя в себя», что выступает механизмом её защиты от внешних стрессов. Второй фактор (информативность 23 %) образован переменными «беременность» («оценка» СД, 0,750), «ребенок» («оценка» СД, 0,748), «моё образование» («оценка» СД, 0,688). Данный фактор можно обозначить как фактор «позитивной эмоциональной оценки пре-натального и постнатального периодов развития ребенка». После рождения ребенка женщина зачастую мечтает вернуться в свою прошлую жизнь, окончить учебное заведение и выйти на работу. Третий фактор (информативность 18 %) образован переменными «моё образование» («сила» СД, 0,705), «смерть» («сила» СД, 0,667). Фактор «тревожность, связанной с незавершенностью или невозможностью дальнейшего повышения уровня образования». Изменение социального статуса обусловливает возникновение страха, связанного с тревогой по поводу осознания препятствий на пути достижения социального успеха в будущем, что накладывает отпечаток на внутренний мир женщины.

Проведенный факторный анализ позволил выделить следующие особенности внутреннего мира беременных женщин в возрасте ранней взрослости: доминирующее положение в нем занимает «обобщенный образ предметного мира», представленный переменными «профессия» и «смерть»; на втором месте находится «образ Другого», который состоит из конструкта «ребенок»; на третьем - «образ Я», представленный конструктом «моё образование».

Результаты корреляционного анализа переменных выборки беременных в возрасте ранней взрослости показали, что их группировка произошла вокруг показателя «степень стабильности образа женщины». Элементы внутреннего мира беременных в возрасте ранней взрослости связаны: 1) с их личностными особенностями - эмоциональная оценка собственного характера связана со шкалой самоуважения (г=0,52; р<0,01); стабильность «образа Я» отрицательно связана со шкалой ин-тернальности в отношении здоровья и болезни (г=-0,43; р<0,01) и положительно - со шкалой гибкости в поведении (г=0,67; р<0,001); жизненная сфера увлечений положительно связана со шкалой познавательных потребностей (г=0,53; р<0,001); жизненная ценность высокого материального положения отрицательно связана с личностной тревожностью (г=-0,39; р<0,001); жизненная ценность установления благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействий и межличностных связей положительно связана со шкалой представлений о природе человека (г=0,61; р<0,01) и отрицательно со шкалой компетентности во времени (г=-0,44; р<0,001); 2) с особенностями их общения -эмоциональная оценка социального статуса отрицательно связана со шкалой контактности (г=-0,46; р<0,001) и со шкалой потребности в общении (г=0,48; р<0,001).

Применение непараметрического критерия и Манна-Уитни для сравнения достоверности разницы средних в показателях беременных собственно юношеского возраста и возраста ранней взрослости показывает, что их внутренний мир достоверно отличается по всем важнейшим переменным (р<0,05). Таким образом, нами доказано существование особенностей развития внутреннего мира у беременных женщин основных репродуктивных возрастов. Соответствующая информация является необходимой составляющей эффективной организации психопрофилактической и психокоррекционной работы с беременными женщинами.

Выводы

1. Внутренний мир беременной женщины является содержательным образованием психики, фиксирующим особенности восприятия ею самой себя («образ Я»), других людей («образ Другого») и предметного мира («обобщенный образ предметного мира»), лежащим в основе регуляции её поведения.

2. Проведенное исследование выявило следующие особенности внутреннего мира различных возрастных групп беременных женщин: а) у беременных раннего юношеского возраста возникает специфическая иерархическая структура внутреннего мира - «образ Я» (ведущее значение в котором занимают конструкты «Я» и «мой социальный статус»), «образ Другого» (включает конструкты «мужчина» и «другой человек») и «обобщенный образ предметного мира» (включает конструкты

«материнство» и «любовь»). Для беременных женщин раннего юношеского возраста характерно повышение степени эмоциональной значимости всех компонентов внутреннего мира, а также стабильности образа беременности и социального статуса; б) у беременных собственно юношеского возраста возникает новая иерархическая структура внутреннего мира - «образ Я» (ведущее значение в котором занимают конструкты «моё образование» и «мой социальный статус»), «обобщенный образ предметного мира» (включает конструкты «ребенок» и «беременность») и «образ Другого» (включает конструкты «ребенок» и «мужчина»). Для беременных женщин в собственно юношеском возрасте характерно повышение позитивности всех компонентов структуры внутреннего мира и снижение стабильности представления о другом человеке; в) у беременных в возрасте ранней взрослости внутренний мир имеет следующую иерархию компонентов: доминирующее положение в ней занимает «обобщенный образ предметного мира», представленный переменными «профессия» и «смерть»; на втором месте находится «образ Другого», который состоит из конструкта «ребенок»; на третьем - «образ Я», представленный конструктом «моё образование». Для беременных женщин возраста ранней взрослости характерно повышение степени субъективной значимости всех компонентов внутреннего мира, а также стабильности образа женщины и собственного здоровья.

3. Результаты корреляционного анализа показывают, что различные конструкты внутреннего мира беременных женщин связаны с особенностями их личности и общения следующим образом: а) у беременных раннего юношеского возраста «образ Я» и «образ Другого» связаны с самопринятием и общей интернальностью через конструкты «мой характер» и «мужчина», «обобщенный образ предметного мира» связан с реактивной тревожность и со шкалой компетентности во времени через ценности «высокое материальное положение» и «активные социальные контакты»; б) у беременных собственно юношеского возраста «образ Я» связан со шкалой сензитивности к себе, тревожностью и самоуважением через конструкты «женщина» и «Я», а «обобщенный образ предметного мира» связан со шкалой гибкости поведения через жизненную ценность «достижение»; в) у беременных возраста ранней взрослости «образ Я» связан со шкалой самоуважения и интернальностью в отношении здоровья через конструкты «мой характер» и «Я», а «обобщенный образ предметного мира» связан со шкалой познавательной потребности через жизненную ценность «увлечения».

4. Результаты эмпирического исследования внутреннего мира беременных женщин могут составить основу для определения главных «мишеней» профилактических и психокоррекционных мероприятий для беременных женщин различных возрастов.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. - М.: Акад. Проект, 2003 - 496 с.

2. Агнаева Е. Х-М. Образ будущего ребенка у беременной женщины: дис. ... канд. психол. наук. - Ростов н/Д., 2001. - 158 с.

3. Александрова Л.А., Медведев Д.А. Онтогенез внутреннего мира в младшем школьном возрасте // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электрон. науч. журн. - Июнь 2011, ART 1603. - URL: http://www.emissia.org/offline/2011/1603.htm

4. Арина Г.А., Тхостов А.Ш. Теоретические проблемы исследования ВКБ // Психологическая диагностика отношения к болезни при нервно психической патологии. -Л., 1990. - С. 32-38.

5. Брюдаль Л.Ф. Перинатальный период как кризис: хрестоматия по перинатальной психологии / сост. А.Н. Васина. - М.: УРАО, 2005. - С. 12-18.

6. Гребенникова Е.А., Медведев Д.А. Онтогенез внутреннего мира подростков-сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электрон. научн. журн. - Октябрь 2011, ART 1663. - URL: http://www.emissia.org/offline/2011/1663.htm

7. Гребенникова Е.А. Медведев Д.А. Характеристика внутреннего мира подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2012. - № 3 (50). - С. - 64-68.

8. Губин В.А., Медведев Д.А. Современная психопедагогика: взгляд на проблему личностно-ориентированного обучения через призму человеческой субъективности // Психопедагогика в правоохранительных органах. - Омск: ОмАМВД России. -2006. - №1. - С. 52-60.

9. Добряков И В. Перинатальная психология. - СПб.: Питер, 2010. - 272 с.

10. Малышева Д.С., Медведев Д.А. Эмоционально-информационная характеристика внутреннего мира беременной женщины юношеского возраста // Мир, личность, информация: перспективы междисциплинарных исследований: сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. / науч. ред. Н.Н. Королева. - СПб., 2014. -С. 146-149.

11. Малышева Д.С., Медведев Д.А. Внутренний мир беременных: теоретический абрис проблемы. - СПб., 2014. - С. 48-53.

12. Медведев Д.А. Онтогенез вербального отражения действительности: авто-реф. дис. ... д-ра психолог. наук. - СПб., 2006. - 50 с.

13. Медведев Д.А. Дифференциальная психология внутреннего мира человека: гендерный аспект // Изв. РГПУ им. А.И. Герцена. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. - № 158. - С. 5-14.

14. Медведев Д.А. Онтогенез внутреннего мира человека: этап субъективного мироздания // Изв. РГПУ им. А.И. Герцена. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - № 167. - С. 25-35.

15. Паспорт национальной программы демографического развития России. -М., 2006. - 40 с.

16. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. - C. 95-98.

17. Bibring, G. L. Some considerations of the psychological processes in pregnancy // The Psychoanalytic Study of the Child. Vol 14. 1959. P. 113-121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.