УДК 159.925
Самойлова Ирина Геннадьевна
кандидат психологических наук, доцент
Тюрина Любовь Валентиновна
Костромской государственный университет samirge@mail.ru, 451958@mail.ru
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЩЕНИЯ У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЛИЧНОСТНОГО ЭГОЦЕНТРИЗМА
В статье представлены результаты эмпирического исследования содержательно-динамических характеристик прощения (меры, избирательности, парциальности) у студентов университета. Показаны различия в умении прощать у студентов с низким и высоким уровнями личностного эгоцентризма, выявлены взаимосвязи между характеристиками прощения и личностно-аффективными компонентами эгоцентризма.
Ключевые слова: мера прощения, избирательность прощения, парциальность прощения, личностно-аффектив-ные компоненты эгоцентризма.
Постановка проблемы. Исследование феномена прощения в зарубежной науке носит междисциплинарный характер, немногочисленные работы отечественных психологов, в основном, выполнены в русле психологии семьи (А.А. Родионова [4]) и психологии обиды (О.А. Апуневич, Ю.М. Орлов [1; 2]). На фоне фрагментарности исследования феномена прощения в нашей стране особо выделяется диссертационная работа А.С. Чуковой, в которой прощение изучается как социально-психологический феномен межличностного общения с позиции интерсубъектного подхода [7]. Разработанный теоретический конструкт позволил автору создать опросник и провести оригинальное эмпирическое исследование процессуальных и содержательно-динамических характеристик прощения взрослых людей от 20 до 65 лет обоего пола. Автор работы особо акцентировала внимание на том, что прощение даруется и ищется по причине внутренних, ценностных устремлений партнеров по общению. Другая же сторона прощения, когда человек выражает и ищет прощения, исходя из внешних условий («под давлением общества», с ориентацией на собственные интересы и выгоды, опираясь на эгоцентрические установки), на наш взгляд, представлена А.С. Чуковой недостаточно. Выборка включала только взрослых респондентов (средний возраст -32 года). В связи с этим мы считаем актуальным изучение феномена прощения в юношеском возрасте в контексте молодежного эгоцентризма.
Эгоцентризмом называется позиция человека, при которой он сосредоточен на своих потребностях и интересах и не способен принять иную точку зрения, даже если его собственная не адекватна, а также в уверенности, что психологическая организация других людей тождественна его собственной [3].
Эгоцентризм представляет собой феномен со сложной структурой, которая соединяет интеллектуальные (по Ж. Пиаже) и личностно-аффек-тивные компоненты (по Д. Элкинду) [8; 9]. Чтобы проявились личностно-аффективные компоненты эгоцентризма, необходим определенный уровень
интеллектуального развития. «Однако, раз возникнув, они проявляются у всех респондентов любого образовательного уровня, профессиональной ориентации, жизненных условий, принадлежности к полу» [5, с. 118]. К личностно-аффективным компонентам эгоцентризма относятся «Воображаемая аудитория», «Личный миф», «Сфокусированность на себе», которые, согласно данным Т.В. Рябовой, достигают «пика» выраженности в младшем подростковом возрасте, затем в юношеском возрасте, а после 21 года их проявления постепенно снижаются [5]. «Личный миф» - это ошибочное мнение у подростка или юноши, что его переживания уникальны и что они отличаются от переживаний других людей. «Воображаемая аудитория» - форма подросткового и юношеского эгоцентризма, которая заключается в убежденности в том, что другие люди постоянно наблюдают за ними и оценивают их. «Сфокусированность на себе» - тенденция личности к сосредоточению внимания на собственных мыслях и чувствах, которые приобретают для нее особую значимость по сравнению с чувствами других людей.
Организация исследования. Цель проведенного исследования состояла в том, чтобы выявить различия в характеристиках прощения у студентов с разным уровнем личностного эгоцентризма и взаимосвязи между содержательно-динамическими характеристиками прощения и личностно-аффек-тивными компонентами эгоцентризма. Объект исследования: прощение как социально-психологический феномен в контексте проявлений молодежного эгоцентризма. Предмет исследования: содержательно-динамические характеристики прощения у студентов с разным уровнем личностного эгоцентризма. Определения содержательно-динамических характеристик прощения заимствованы нами из исследования А.С. Чуковой: мера прощения - это условия, при которых прощение выражается и ищется, парциальность прощения - ситуации прощения (что прощается), избирательность прощения - кому прощается («объекты» прощения) [7].
Гипотезы исследования: существуют различия в мерах дарования и поиска прощения, в парци-
© Самойлова И.Г., Тюрина JI.B., 2016 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1
59
альности прощения и избирательности прощения у студентов с разным уровнем личностного эгоцентризма; существуют взаимосвязи между содержательно-динамическими характеристиками прощения и личностно-аффективными компонентами молодежного эгоцентризма.
Выборку составили студентки в возрасте от 17 до 22 лет; средний возраст - 18,9 лет. Все респонденты учатся на 1-2 курсе университета. Общий объем выборки - 33 человека. Использован комплекс методов: тест AES-60 «Подростковый эгоцентризм-социоцентризм - 60» [5], опросник А.С. Чуковой по изучению содержательно-динамических характеристик прощения [7], опросник «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина, П.А. Ковалева (данные опросника в статье не приводятся), U-критерий Манна-Уит-ни, r-критерий Спирмена (пакет STATISTICA 6.0 for Windows). После обработки первичных данных студенты были разделены на две группы с низким (18 человек) и высоким (15 человек) уровнем личностного эгоцентризма по показателям шкалы «Личный миф» теста AES-60, что статистически подтверждено (при p<0,001). Оказалось также, что существуют значимые различия между группами и по шкале эгоцентризма «Воображаемая аудитория» (при p<0,001).
Кроме структурных компонентов эгоцентризма, в тест AES-60 включены шкалы: «Личные интересы», «Общественно-политические интересы», «Общественно-политическая активность» [5]. В статье мы анализируем эмпирические показатели только по шкале «Личные интересы», так как ее высокий уровень информирует о наличии эгоцентризма [5, с. 118-119].
Результаты исследования и их обсуждение. Мы не выявили статистически значимых различий в такой характеристике прощения как мера дарования прощения (условия, при которых прощение выражается) между двумя группами респондентов, кроме условия «Нежелание осуждения другими» (U=87,5; p<0,07 - на уровне тенденции). Студентки с высоким уровнем эгоцентризма в большей степени ориентированы на мнение других людей. Они прощают, чтобы их не осуждали другие люди, так как в нашей культуре нормой является прощение обидчика. При любом уровне эгоцентризма студентки чаще всего прощают, если у них просят прощение или они просто прощают, так как считают, что каждый человек способен совершить ошибку. Уровень эгоцентризма человека не связан с причинами поиска прощения обидчиком.
Изучение парциальности прощения не выявило статистически значимых различий между группами студентов. Все опрошенные отметили одни и те же ситуации, способствующие возникновению обид: на первом месте по частоте - ограничение свободы родителями, на втором месте - неблаго-
дарность за оказанную услугу, на третьем - словесное оскорбление. На последних местах в ранговом ряду находятся такие ситуации возможной обиды: деспотизм, насилие незнакомого человека (10 место), физическое насилие родителя (9 место), кража имущества (8 место).
Исследование избирательности прощения как характеристики этого процесса связано с изучением «объектов» прощения (это различные категории людей, различающиеся по возрасту, полу, статусу, степени близости к обидчику), и определяется тем, насколько часто приходилось прощать перечисленные группы людей. Мы выявили, что студенты с низким уровнем эгоцентризма чаще, чем лица с высоким уровнем эгоцентризма, прощают пожилых людей (и=81,5; р<0,05) и своих родителей (и=83,0; р<0,06 - на уровне тенденции). Лица с высоким уровнем эгоцентризма реже прощают малознакомых (и=67,0; р<0,05) и незнакомых людей (и=31,50; р<0,001).
Таким образом, гипотеза исследования о существовании различий в характеристиках прощения между группами студенток с высоким и низким уровнем эгоцентризма подтверждена лишь частично.
Данные нашего исследования, отражающие прямые и обратные корреляционные связи между содержательно-динамическими характеристиками прощением и личностно-аффективными компонентами эгоцентризма, представлены в таблице 1.
Мера дарования прощения (условия, при которых обиженный человек может простить своего обидчика) находится в обратной корреляционной связи со шкалой эгоцентризма «Сфокусированность на себе» (при р<0,05). Чем сильнее «сфокусированность» на своих чувствах, переживаниях, тем сложнее студенткам простить человека, если тот не понимает, что наносит обиду. Это говорит о трудности встать на сторону другого человека, посмотреть на ситуацию чужими глазами. Выявлены прямые корреляционные связи между структурным компонентом эгоцентризма «Личный миф» и мерой дарования прощения «Не хочу, чтобы меня осуждали другие» (при р<0,01). Студенткам легче даровать прощение, чтобы другие люди их не осуждали за непрощение.
Личностно-аффективный компонент эгоцентризма «Личные интересы» имеет обратную корреляционную связь с мерой поиска прощения (при р<0,05), когда студентки просят прощение у тех, кого обидели, чтобы восстановить прежние отношения. Чем меньше ориентированы студенты на удовлетворение личных интересов, тем легче им попросить прощение, чтобы справедливо разрешить конфликтную ситуацию.
Обратная взаимосвязь выявлена между пар-циальностью прощения (в ситуации предательства близкого человека) и структурным компонентом эгоцентризма «Сфокусированность на
60
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22
Таблица 1
Значимые корреляционные связи между содержательно-динамическими характеристиками прощения и личностно-аффективными компонентами эгоцентризма
Личностно-аффективные компоненты эгоцентризма Воображаемая аудитория Личный миф Сфокусированность на себе Личные интересы
Характеристики прощения
Мера дарования прощения
Не хочу, чтобы меня осуждали другие *
Человек обидел меня, сам того не понимая _**
Мера поиска прощения
Я хочу восстановить прежние отношения с этим человеком
Парциальность(ситуации) прощения
Предательство близкого человека _**
Психологическое насилие родителей
Избирательность прощения (кому прощается)
Дети ** *
Подростки **
Пожилые люди **
Люди одного со мной социального статуса ***
Люди, которые ниже меня по социальному статусу ** ***
Люди, которые выше меня по социальному статусу **
Родные, близкие **
Малознакомые люди * **
Незнакомые люди * **
Примечание: * - значимые корреляции при р<0,01; ** уровне тенденции; -** - обратные корреляции.
себе» (при р<0,05), между парциальностью прощения (в ситуации психологического насилия родителей) и шкалой «Личные интересы» (при р<0,05). Студенткам сложнее всего простить предательство близкого человека. Сфокусированность на своих переживаниях, нанесенные обида и урон личным интересам приводит к невозможности прощения. Трудно прощаются ситуации родительского противодействия реализации их жизненных планов.
Получена прямая корреляционная связь между избирательностью прощения и личностно-аф-фективным компонентом эгоцентризма «Личный миф» (при р<0,05) и «Воображаемая аудитория» (при р<0,01). Это означает, чем выше уровень эгоцентризма (по каждому из двух компонентов), тем легче студентки прощают малознакомых и незнакомых людей. Интерпретация такого варианта прощения возможна с позиции символического ин-теракционизма [6, с. 13]. Речь идет о нормативно-заданных ситуациях прощения в социальном взаимодействии, когда другие люди (малознакомые и незнакомые) играют роль «воображаемой аудитории», выступают зрителями, подтверждающими позитивный образ прощающего, его высокую самооценку о собственной порядочности и воспитанности.
Была выявлена прямая корреляционная связь между избирательностью прощения и шкалой эгоцентризма «Сфокусированность на себе»
- значимые корреляции при р<0,05; *** - корреляции на
(при р<0,05), когда «объектами» прощения являются дети, подростки, пожилые люди, лица с более низким социальным статусом и «Личные интересы» (при р<0,01), когда прощаются дети (при р<0,01), родные, близкие (при р<0,05), люди того же социального статуса (при р<0,05), лица ниже по статусу или с высоким социальным статусом (как тенденция). Это означает, чем выше уровень «сфокусированности» на собственном внутреннем чувственном мире, тем чаще прощаются дети и пожилые люди. В этом случае прощаются «слабозащищенные» лица, с которыми в будущем предстоит профессионально работать студенткам (как педагогам, психологам или специалистам по социальной работе). Во втором случае «объекты» прощаются во имя удовлетворения личных интересов: чем выше показатель «Личные интересы», тем чаще прощаются дети, родственники, лица с более высоким, равным или низким социальным статусом. Это может объясняться тем, что удовлетворение предпочтительных личных интересов зависит от родителей и значимых высокостатусных, но не близких людей, сверстников или более молодых студентов. Поэтому студентки вынуждены их прощать.
Выводы. В качестве итога отметим, что подтверждена гипотеза исследования о существовании взаимосвязей между содержательно-динамическими характеристиками прощения и феномена-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1
61
ми молодежного эгоцентризма. Прощение носит нормативный, конформный характер, заданный особенностями деловой среды, культурной доминантой приоритетности прощения над обидами и местью. Однако у студенток нет искренней потребности в прощении других. Существует проблема осознания ситуации обиды с разных точек зрения. Из этого следует, что необходима психологическая работа по обучению прощению и преодолению обид. Для реализации этой цели нами была разработана программа социально-психологического тренинга, которая в настоящий момент проходит апробацию.
Библиографический список
1. Апуневич О.А. Психологические особенности преодоления обиды и обидчивости в подростковом возрасте: дис. ... канд. психол. наук. - Череповец, 2001.
2. Орлов Ю.М. Обида. Вина. - М.: Слайдинг, 2004. - 96 с.
3. Пашукова Т.И. Феноменология эгоцентризма в общении // Мир психологии. - 2006. - № 4. - С. 90-96.
4. Родионова А.А. Удовлетворение нравственной потребности в прощении как условие личностного роста (на примере семейных отношений): дис. ... канд. психол. наук. - Тамбов, 2007.
5. Рябова Т.В. Структура и возрастная динамика феномена эгоцентризма у подростков и взрослых: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2001.
6. Самойлова И.Г., Усков М.А. Методы социально-психологических исследований (психосемантические методы в исследовании экономической социализации). - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2008. - 54 с.
7. Чукова А.С. Социально-психологические характеристики прощения как феномена межличностного общения: дис. ... канд. психол. наук. -Саратов, 2011.
8. Elkind D. Egocentrism in adolescence // Child Development. - 1967. - V. 38. - № 4. - P. 1025-1034.
9. Piaget J.The equilibration of cognitive structures: The central problem of intellectual development. - Chicago Press, 1985. - 160 p.
УДК 159.922.1
Маркелова Татьяна Владимировна
доктор психологических наук, профессор
Катунова Валерия Валерьевна
кандидат биологических наук, доцент
Шуткина Жанна Александровна
кандидат педагогических наук
Кошелева Светлана Ивановна Фатина Юлия Владимировна
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Национальный исследовательский университет) markelova16@yandex.ru, katunova@mail.ru, zhannashutkina@mail.ru, KoshaNat13@yandex.ru, trutneva_y@list.ru
ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ЛИЧНОСТНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЖЕНЩИНЫ И СТИЛЯ ПЕРЕЖИВАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ
В статье представлен анализ стиля переживания беременности и личностной ответственности будущих матерей как основополагающих структурных факторов системы материнской компетентности. Представлены результаты корреляционного анализа показателей, полученных при изучении этих факторов. В ходе исследования выявлена взаимосвязь между показателями ответственности беременных женщин и уровнем предполагаемого личностного риска в отношении к будущему ребенку.
Ключевые слова: беременность, стиль переживания беременности, материнское отношение, личностная ответственность, самоконтроль, локус контроля, смысложизненные ориентации, материнская компетентность.
Психология материнства - одна из актуальных и перспективных областей науки, разработка которой является востребованной и в методологическом, и в прикладном аспектах. Вопросам психологии переживания женщиной беременности и проблемам ее личностной готовности, отношения к этому состоянию посвящено достаточно много научных трудов и публикаций (В.И. Брутмана, Т.Д. Василенко, Е.В. Погудиной, О.Б. Подобиной, Е.В. Могилев-ской, И.Г. Григорьяна, В.В. Абрамченко, С.Ю. Мещеряковой, О.В. Баженовой, В.Г. Сахаровой, Л.Н. Рабовалюк, И.Ю. Хамитовой, И.Н. Земзюли-
ной, Г.Г. Филипповой, Добрякова, Е.Ю. Скоромной и других). В них подробно и разносторонне приводится анализ систем материнских ролей, материнского ролевого поведения, социального взаимодействия и самооценки беременных и ряда других определяющих факторов.
Беременность как естественная сложная жизненная ситуация вызывает не только биологические и физиологические изменения, но и переориентацию ценностно-смысловой системы личности беременной, ее социальных ролей и установок, а также межличностных взаимоотношений [6; 12]. Среди проблем психологии материнства представ-
62
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22
© Маркелова Т.В., Катунова В.В., Шуткина Ж.А., Кошелева С.И., Фатина Ю.В., 2016