Научная статья на тему 'Программа психологического просвещения как средство профилактики наркотической зависимости осужденных'

Программа психологического просвещения как средство профилактики наркотической зависимости осужденных Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1031
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / PENAL SYSTEM / ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / НАРКОТИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / DRUG ADDICTION / ОСУЖДЕННЫЙ / CONVICT / ПРОФИЛАКТИКА / PREVENTIVE MEASURES / ВТОРИЧНАЯ И ТРЕТИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ПРОФИЛАКТИКА НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ / TERTIARY LEVELS OF PREVENTION / ПЕРВИЧНАЯ / PRIMARY / SECONDARY / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL EDUCATION / ТЕХНОЛОГИИ / TECHNOLOGIES / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ / МЕДИЦИНСКАЯ / MEDICAL / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ НАРКОЗАВИСИМЫМ / SOCIAL HELP TO DRUG ADDICTS / PENITENTIARY FACILITY / PREVENTIVE MEASURES AGAINST DRUG ADDICTION / PSYCHO-PEDAGOGICAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ганишина Ирина Сергеевна

В исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы России отбывает наказание большое количество наркозависимых осужденных, поэтому важное значение в работе персонала приобретает психопрофилактическое направление. В подразделе «Социальная, психологическая, воспитательная и образовательная работа с осужденными» четвертого раздела Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года указывается на необходимость поиска и внедрения новых индивидуальных форм работы, обеспечивающих оказание адресной социальной, психологической и педагогической помощи каждому осужденному с учетом его социально-демографической, уголовно-правовой и индивидуально-психологической характеристик. Под психологическим просвещением осужденных автор понимает профилактическую деятельность пенитенциарных психологов, социальных работников, начальников отрядов исправительных учреждений, направленную на расширение кругозора осужденных в области психологического знания и формирование у них положительных установок к принятию психологической помощи. Рассмотренная авторская программа психологического просвещения призвана реализовывать общую профилактику наркотической зависимости осужденных, в рамках которой пенитенциарными психологами, социальными работниками, начальниками отрядов осуществляются следующие направления работы: информационно-пропагандистская деятельность; развитие адаптивных навыков осужденных; коррекция индивидуально-психологических особенностей личности осужденных, способствующих наркомании. Программа предназначена для профилактики наркотической зависимости осужденных, отбывающих наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы России. Предложена унифицированная авторская модель психологического просвещения осужденных, включающая информационно-правовой, психолого-педагогический и психокоррекционный компоненты оказания помощи осужденным. Структурно программа состоит из следующих блоков: просветительского, психодиагностического, профилактического и психокоррекционного. Эффективность профилактической работы в исправительном учреждении напрямую зависит от правильно выбранной психолого-педагогической технологии и стратегии профилактики. Автором установлено, что по отношению к осужденному в зависимости от степени наркотической зависимости следует применять различные психологические, медицинские, педагогические, социальные технологии первичной, вторичной и третичной профилактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ганишина Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Education Programme as Convicts’ Drug Addiction Preventive Measure

Penitentiary facilities of the Russian penal system contain a high number of drug addicted convicts therefore the psychoprophylactic area is very important in the personnel work. The Subsection ‘Social, Psychological and Educational Work with the Convicts’ of the fourth Section of the Penal System Development Conception of the Russian Federation until 2020 points out to the need of search and introduction of new individual work forms that secure targeted social, psychological and pedagogical help to each convict with regard to their social, demographic, criminal and individual psychological characteristics. By psychological education of convicts the author means preventive measures of penitentiary psychologists, social workers, heads of penitentiary institutions parties, aimed at broadening of psychological knowledge and creating a positive attitude towards psychological help. The author’s psychological education programme under study is designed to carry out convicts’ drug addiction prevention that provides for the following types of work performed by penitentiary psychologists, social workers, heads of penitentiary institutions parties: outreach activity; convicts’ adaptive skills development; convicts’ individual psychological personality features correction... Penitentiary facilities of the Russian penal system contain a high number of drug addicted convicts therefore the psychoprophylactic area is very important in the personnel work. The Subsection ‘Social, Psychological and Educational Work with the Convicts’ of the fourth Section of the Penal System Development Conception of the Russian Federation until 2020 points out to the need of search and introduction of new individual work forms that secure targeted social, psychological and pedagogical help to each convict with regard to their social, demographic, criminal and individual psychological characteristics. By psychological education of convicts the author means preventive measures of penitentiary psychologists, social workers, heads of penitentiary institutions parties, aimed at broadening of psychological knowledge and creating a positive attitude towards psychological help. The author’s psychological education programme under study is designed to carry out convicts’ drug addiction prevention that provides for the following types of work performed by penitentiary psychologists, social workers, heads of penitentiary institutions parties: outreach activity; convicts’ adaptive skills development; convicts’ individual psychological personality features correction. The programme is designed to prevent drug addiction of convicts who serve their sentence in Russian penitentiary facilities. We propose a uniform author model of convicts’ psychological education including legal, psychological, pedagogical and psychocorrective help to convicts. The programme has the following structure: educational; psychodiagnostic, preventive and psychocorrective components. Efficiency of preventive work in a penitentiary facility directly depends on the correct psychopedagogical technology and the strategy of preventive measures. The author has established that depending on the level of a convict’s drug addiction it is advised to use different psychological, medical, pedagogical, social technologies of the primary, secondary and tertiary levels of prevention. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Программа психологического просвещения как средство профилактики наркотической зависимости осужденных»

на получение результатов деятельности, стремление вести деловое сотрудничество, ориентируясь на соблюдение правовых норм, которые являются значимым критерием их поведения и включены в систему их ценностных ориентаций.

Литература

1. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб.: Питер, 2005. 655 с.

2. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. М.: Смысл, 2000. 18 с.

3. Профилактика профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел : метод. пособие / М.И. Марьин [и др.] — М.: ГУК МВД России, 2004. 104 с.

4. Собчик Л.Н. Психодиагностика в медицине. М., 2007. 416 с.

5. Собчик Л.Н. СМИЛ. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. СПб.: Речь, 2006. 224 с.

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ ОСУЖДЕННЫХ

Аннотация: В исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы России отбывает наказание большое количество наркозависимых осужденных, поэтому важное значение в работе персонала приобретает психопрофилактическое направление. В подразделе «Социальная, психологическая, воспитательная и образовательная работа с осужденными» четвертого раздела Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года указывается на необходимость поиска и внедрения новых индивидуальных форм работы, обеспечивающих оказание адресной социальной, психологической и педагогической помощи каждому осужденному с учетом его социально-демографической, уголовно-правовой и индивидуально-психологической характеристик.

Под психологическим просвещением осужденных автор понимает профи-

И. С. Ганишина

лактическую деятельность пенитенциарных психологов, социальных работников, начальников отрядов исправительных учреждений, направленную на расширение кругозора осужденных в области психологического знания и формирование у них положительных установок к принятию психологической помощи.

Рассмотренная авторская программа психологического просвещения призвана реализовывать общую профилактику наркотической зависимости осужденных, в рамках которой пенитенциарными психологами, социальными работниками, начальниками отрядов осуществляются следующие направления работы: информационно-пропагандистская деятельность; развитие адаптивных навыков осужденных; коррекция индивидуально-психологических особенностей личности осужденных, способствующих наркомании.

Программа предназначена для профилактики наркотической зависимости осужденных, отбывающих наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы России. Предложена унифицированная авторская модель психологического просвещения осужденных, включающая информационно-правовой, психолого-педагогический и психокоррекционный компоненты оказания помощи осужденным. Структурно программа состоит из следующих блоков: просветительского, психодиагностического, профилактического и психокоррекционного.

Эффективность профилактической работы в исправительном учреждении напрямую зависит от правильно выбранной психолого-педагогической технологии и стратегии профилактики. Автором установлено, что по отношению к осужденному в зависимости от степени наркотической зависимости следует применять различные психологические, медицинские, педагогические, социальные технологии первичной, вторичной и третичной профилактики.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система; исправительное учреждение; наркотическая зависимость; осужденный; профилактика; профилактика наркотической зависимости; первичная, вторичная и третичная профилактика; психологическое просвещение; технологии; психолого-педагогические технологии; психолого-педагогическая, медицинская, социальная помощь наркозависимым.

В последние годы проблема наркотизации населения в России является достаточно острой. В 2013 г. правоохранительными органами Российской Фе-

дерации пресечено 231462 наркопреступлений, к уголовной ответственности привлечены 117912 человек, из них более 3 тысяч иностранных граждан. Ежегодно в места лишения свободы попадают 110 тысяч наркопреступников, 150 тысяч привлекаются к административной ответственности, 100 тысяч человек отбывают наказание в виде условного лишения свободы, 140 тысяч осужденных отбывают срок по наркостатьям (ст. 228-234).

По данным Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков в России в настоящее время насчитывается порядка 9 миллионов наркозависимых (из них 3 миллиона — регулярные потребители наркотических веществ, 6 миллионов — эпизодические наркопотребители), количество лиц с опытом употребления наркотических веществ составляет 18 миллионов человек. Как следствие этого, в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы наблюдается ежегодный рост численности поступающих больных с диагнозом «наркомания», составляющий около 12 % [7,8,9,10].

Программа психологического просвещения осужденных по профилактике наркотической зависимости [2] ставит перед собой следующие цели: создать у осужденных негативное отношение к наркотическим веществам; расширить их кругозор; сформировать положительные установки к принятию психолого-педагогической, психокоррекционной, медицинской и иной помощи.

Программа структурно состоит из следующих теоретико-методологических составляющих:

- информационно-правовой компонент — заключается в информировании

осужденного о вреде употребления наркотических веществ для организма человека, психофизиологических изменениях в организме под влиянием наркотиков, социально-правовых последствиях употребления наркотических веществ, уголовной ответственности за распространение наркотиков;

- психолого-педагогический компонент — включает психолого-педагогические технологии воздействия на личность осужденных, предназначенные для изменения жизненных стратегий, форм поведения в социальной среде, формирования недостающих убеждений;

- психокоррекционный компонент— подразумевает использование психо-коррекционных технологий воздействия на личность осужденных, предрасположенных к употреблению наркотиков либо находящихся в состоянии длительной вынужденной ремиссии.

Просветительский блок. Важность профилактической работы с осужденными подчеркивается положениями Концепции развития УИС до 2020 года, согласно которой приоритетными задачами являются повышение эффективности социальной и психологической работы, разработка новых форм воспитательного воздействия, усиление психолого-педагогической работы с личностью осужденных.

В рамках реализации просветительского блока программы с осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы [2], проводятся лекции на темы: «Что я знаю о наркомании?»; «Наркомания и СПИД»; «Наркомания и гепатит»; «Воздействие наркомании на организм женщины в период беременности и ро-

дов»; «Дети наркозависимых»; «Наркофизиология или путешествие в мозг человека»; «Уголовная и административная ответственность за употребление, хранение и распространение наркотиков»; «Здоровый образ жизни как необходимый компонент эффективной ресо-циализации и социальной адаптации».

Сотрудниками психологической и медицинской служб, социальными работниками, начальниками отрядов по данным темам рекомендуется чтение лекций осужденным. После прослушивания лекции каждое выступление обсуждается осужденными под руководством лектора и делаются значимые выводы о том, что употреблять наркотические вещества вредно, они оказывают сильный негативный психофизиологический эффект на организм человека, их употребление и распространение противозаконно, наркотические вещества приводят к формированию психической и физиологической зависимостей, заболеваниям СПИДом и гепатитом, дети наркозависимых рождаются с серьезными пороками развития.

В рамках встреч с осужденными в учреждениях УИС персоналу, осуществляющему просветительскую деятельность, целесообразно также рассматривать следующие альтернативы наркотизации: занятия спортом (борьбой, плаванием, дзюдо, самбо, легкой и тяжелой атлетикой); участие в спортивных мероприятиях (играх в волейбол, футбол, лыжных гонках, кроссах, заплывах), физическая подготовка; художественная самодеятельность, танцы; культурные мероприятия (посещение концертов, выставок); расширение кругозора; чтение книг; просмотр и обсуждение кинофильмов.

Таблица 1

Признак Методика Шкала Степень выраженности в стенах

Деформации эмоциональной сферы ИТО Lab (лабильность) 8-10

BDI Dep (общий уровень депрессивности) 7-10

Экстернальность УСК Ио (общий уровень интернальности) 0-3

Психологические защиты LSI ПзП (общий уровень психозащитного поведения) 7-10

Наличие целей в жизни СЖО Ц (цели в жизни) 0-3

Поиск острых ощущений ППО ПО (потребность в острых ощущениях) 7-10

Способность к эмпатии УЭС ОУ (общий уровень эмпатии) 0-3

Копинг-стратегии WSQ Изб (бегство-избегание) 8-10

Пл (планирование решения проблем) 0-3

Дис (дистанцирование) 7-10

Способность каддиктивному поведению СОП Адд (склонность к аддиктивному поведению) 5-10

На базе исправительных учреждений в рамках профилактики наркотической зависимости осужденных рекомендуется также реализация следующих мероприятий:

- проведение Дня здоровья;

- встреч с медицинскими работниками;

- акций «Мы за здоровье», «Скажи наркотикам НЕТ!», «Здоровым быть модно!»;

- организация тематических мероприятий, посвящённых Всемирному дню борьбы со СПИДом (1 декабря), Дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом (1 марта), Всемирному дню здоровья (7 апреля), Дню памяти погибших от СПИДа (19 мая);

- круглых столов «Что нужно знать о наркомании и токсикомании», «История и вредные привычки», «Как бороть-

ся с вредными привычками», «Хочешь быть здоровым — будь им»;

- оформление тематических стендов;

- конкурсов плакатов, стенных газет «Здоровым быть здорово!», «Скажи ПАВ — НЕТ!», «Здорова нация — здорова планета», «Наркомания — бич цивилизации»;

- тренингов по формированию здорового образа жизни.

В рамках реализации просветительского блока Программы необходимо, чтобы в исправительном учреждении осужденным были созданы все условия для занятий спортом, художественной самодеятельностью, участия в культурно-массовой работе, саморазвитии.

Психодиагностический блок. Применение психодиагностического блока

ЛЛЛАЛ

MijjT

Рис. 1. Модель личности осужденного, склонного к аддиктивному поведению

обусловлено выявлением у осужденных психологических особенностей, способствующих возникновению наркотической зависимости, а также препятствующих реабилитации [2].

Для выявления этих особенностей для осужденных взрослого возраста рекомендуется использовать блок следующих методик: Индивидуально-типологический опросник [ИТО] Л.Н. Собчик; Уровень субъективного контроля [УСК] в адаптации Е.Ф. Ба-жина, А.М. Эткинда; Индекс жизненного стиля [LSI]; Смысложизненные ориентации [СЖО] Д.А. Леонтьева; шкала депрессивности Бека [BDI]; Диагностика потребности в поисках ощущений [ППО] М. Цукермана; Оценка уровня эмпатических способностей [УЭС] В.В. Бойко; Опросник способов совла-дания [WCQ] R. Lasarus, S. Folkman, 1988 в адаптации Крюкова Т.Л., Куф-тяк Е.В.

Для несовершеннолетних осужденных рекомендуется использовать методику Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению [СОП]. Остановим-

ся на рассмотрении особенностей этих методик более подробно.

Используя степень выраженности наиболее важных параметров предложенных методик [1,3,4,5,6], характеризующих черты аддиктивной личности, представим модель наркозависимой личности осужденного и личности, склонной к наркотической зависимости в виде таблицы (см. Табл. 1).

Процент попадания в указанные интервалы, представленные в таблице и соответствующем ей графике (Рис. 1), указывает на склонность осужденного к наркотической зависимости либо свидетельствует о деформации личности на фоне уже сформированной наркотической зависимости [11,12,13,14].

Профилактический блок. В рамках реализуемой программы [2] пенитенциарным психологам, социальным работникам, начальникам отрядов исправительного учреждения необходимо осуществлять свою профилактическую деятельность комплексно с учетом результатов психологического тестирования осужденных.

По результатам психологического тестирования с осужденными, не имеющими наркотической зависимости, реализуется первичная профилактика; с осужденными, потенциально предрасположенными к употреблению наркотиков — вторичная профилактика; по отношению к наркозависимым осужденным, находящимся в состоянии длительной вынужденной ремиссии—третичная профилактика.

Первичная профилактика (общая профилактика) адресована большинству осужденных, включает комплекс мероприятий, предназначенных для избегания злоупотребления наркотиками, состоит из информационно-просветительской, медицинской и социально-психологической деятельности персонала исправительного учреждения.

Вторичная профилактика предназначена для осужденных, имеющих индивидуально-психологические особенности, способствующие наркотизации личности, включает систему мероприятий, аналогичных раннему лечению.

Третичная профилактика заключается в оказании адресной психолого-педагогической и психотерапевтической помощи, лечении наркозависимых осужденных, находящихся в состоянии длительной вынужденной ремиссии; ее цель заключается в прекращении употребления наркотиков и избегании дальнейших ухудшений в организме человека.

Важно отметить, что эффективность профилактической работы напрямую зависит от правильно выбранной психолого-педагогической технологии и стратегии в отношении осужденного. Под психолого-педагогическими технологиями понимается совокупность при-

емов, операций и средств, направленных на реализацию образовательных, воспитательных и развивающих задач, воздействующих на личность осужденного посредством социальных, психологических и педагогических механизмов, включающих раскрытие индивидуальности, оптимизацию отношений с окружающим миром и самим собой.

Первичная профилактика наркомании осужденных в исправительном учреждении осуществляется посредством следующих стратегий: информирование осужденных о ПАВ, их видах и воздействии на организм, психику и поведение человека и формирование мотивации на гармоничное социально-психологическое и физическое развитие; формирование у осужденных мотивации на социально-поддерживающее поведение; развитие протективных факторов здорового социально эффективного поведения; развитие навыков разрешения проблем, поиска социальной поддержки, отказа от ПАВ.

Психологические технологии первичной профилактики включают в себя: развитие личностных ресурсов; формирование социальной и персональной компетентности; развитие адаптивных стратегий поведения; формирование функциональной семьи.

Социальные и педагогические технологии первичной профилактики осужденных включают в себя: антинаркотическое обучение; использование альтернативных употреблению наркотиков профилактических программ; создание социально-поддерживающих систем (социальные службы, клубы, молодежные организации и т.д.); проведение антинаркотических акций; организация профилактической деятельности соци-

альных работников, волонтеров.

Медицинские технологии первичной профилактики осужденных сложны и осуществляются посредством определения генетических и биологических маркеров поведения и их коррекции на медицинском уровне.

Вторичная профилактика наркомании осужденных осуществляется с применением следующих стратегий: формирование мотивации на социально приемлемое поведение; изменение де-задаптивных форм поведения на адаптивные; формирование и развитие социально-поддерживающей среды.

Психологические технологии вторичной профилактики осужденных включают: осознание формирующейся зависимости от наркотика как личностной проблемы; развитие эмоциональных, когнитивных и поведенческих стратегий; развитие личностных и средовых ресурсов преодоления проблемы формирующейся зависимости от ПАВ (Я-концепции, коммуникативных ресурсов, социальной компетентности, ценностных ориента-ций; принятие ответственности за свою жизнь, поведение и его последствия; восприятие социальной поддержки; изменение стереотипов и ролей взаимодействия в семье; формирование психологической резистентности к давлению наркотической среды и др.).

Социальные и педагогические технологии вторичной профилактики осужденных подразумевают под собой: формирование мотивации на полное прекращение употребления наркотиков; формирование мотивации на изменение поведения; формирование социально-поддерживающего поведения и стратегии поиска социальной поддержки в социальных сетях.

Медицинские технологии вторичной профилактики осужденных заключаются в нормализации физического и психического состояния, формировании биохимического и физиологического равновесия личности.

Третичная профилактика наркотической зависимости осужденных осуществляется с применением следующих стратегий: формирование мотивации на изменение поведения; изменение зависимых, дезадаптивных форм поведения на адаптивные; осознание ценностей личности; изменение жизненного стиля; развитие коммуникативной и социальной компетентности; формирование и развитие социально — поддерживающих сетей.

Психологические технологии третичной профилактики наркомании осужденных включают: осознание личностных, экзистенциальных, духовных и нравственных ценностей; осознание личных целей и путей их достижения; осознание влечения и зависимости; изменение жизненного стиля в целом; развитие коммуникативной и социальной компетентности; развитие когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер; развитие личностных ресурсов совладания с зависимостью.

Социальные и педагогические технологии третичной профилактики наркомании осужденных подразумевают: формирование социально-поддерживающей и развивающей среды; развитие социальной компетентности, преодоление искушения наркотизации; формирование мотивации на изменение поведения, прекращение употребления ПАВ и поддержание здоровья; формирование социально-поддерживающей стратегии поиска со-

циальной поддержки в поддерживающей социальной среде.

Медицинские технологии третичной профилактики заключаются в грамотном психофармакологическом вмешательстве при соответствующих терапии состояниях, а также в нормализации физического и психического состояния, биохимического и физиологического равновесия.

Таким образом, первичная, вторичная и третичная профилактики наркотической зависимости осужденных носят комплексный, междисциплинарный характер и могут быть реализованы в исправительном учреждении при совместной работе пенитенциарных психологов, социальных работников, начальников отрядов исправительных учреждений, медицинских работников, наркологов.

Психокоррекционный блок. Для психокоррекционной работы с целью профилактики наркотической зависимости осужденных в исправительных учреждениях УИС целесообразно использовать следующие психокоррекционные методики: поведенческий тренинг, музыкотерапию, библиотерапию, арт-терапию, социально-психологический тренинг, педагогический аутотрениг, психогимнастику, поведенческую психотерапию, православную терапию, логотерапию, психодраму, позитивную психотерапию, когнитивную терапию, поддерживающую терапию, глубинную психотерапию и др.

Литература

1. Белоусова А.К., Николаев А.Ю., Евсеева О.Е. Когнитивная сфера наркотизированной личности в юношеском возрасте // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 37-46.

2. Ганишина И.С. Программа психологического просвещения осужденных по профилактике наркотической зависимости: практические рекомендации. Рязань, 2014. 32 с.

3. Ганишина И.С., Ушатиков А.И. Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних: учебное пособие. М., 2006. 288 с.

4. Ганишина И.С. Психологическое влияние неблагополучной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних: дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2004. 160 с.

5. Ганишина И.С. Психологическое влияние неблагополучной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних: автореф. дис. . канд. психол. наук. Рязань, 2004. 23 с.

6. Ганишина И.С., Гаврина ЕЕ. Общий психологический практикум: учебное пособие. Рязань, 2011. 256 с.

7. Ганишина И.С, Жарких АА. К вопросу о наркотической зависимости подозреваемых, обвиняемых, осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы // Прикладная юридическая психология. 2013. № 4. С. 66-73.

8. Датий А.В., Ганишина И.С. Характеристика больных наркоманией осужденных женщин, обратившихся за психологической помощью. Вестник Кузбасского института. 2014. № 2 (19). С. 68-76.

9. Датий А.В., Ганишина И.С, Кузнецова А.С. Характеристика больных наркоманией осужденных мужчин, обратившихся за психологической помощью. Вестник Пермского института ФСИН России. 2014. № 2 (13). С. 21-25.

10. Гришко А.Я. Уровень субъективного контроля осужденных, больных наркоманией // Прикладная юридическая психология. — 2007. — № 1. С. 14-19.

11. Жарких А.А. Возможности Must-теста в исследовании психологических особенностей моти-вационной сферы наркозависимых осужденных // Прикладная юридическая психология. — 2009. — № 2. С. 62-73.

12. Жарких А.А. Особенности мотивационно-смысловой сферы наркозависимых осужденных в рамках теории ведущих тенденций // Прикладная юридическая психология. — 2012. — № 2. — С. 4958.

13. Савельева Т.И. Психокоррекция защитной сферы осужденных, употреблявших психоактивные вещества // Прикладная юридическая психология. — 2008. — № 2. — С. 137-142.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Сочивко Д.В., Савельева Т.И. Предимплозив-ное «Я» — фокус эмпирических, теоретических и психотехнологических исследований в юридической психологии // Прикладная юридическая психология. — 2009. — № 1. — С. 45-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.