на получение результатов деятельности, стремление вести деловое сотрудничество, ориентируясь на соблюдение правовых норм, которые являются значимым критерием их поведения и включены в систему их ценностных ориентаций.
Литература
1. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб.: Питер, 2005. 655 с.
2. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. М.: Смысл, 2000. 18 с.
3. Профилактика профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел : метод. пособие / М.И. Марьин [и др.] — М.: ГУК МВД России, 2004. 104 с.
4. Собчик Л.Н. Психодиагностика в медицине. М., 2007. 416 с.
5. Собчик Л.Н. СМИЛ. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. СПб.: Речь, 2006. 224 с.
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ ОСУЖДЕННЫХ
Аннотация: В исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы России отбывает наказание большое количество наркозависимых осужденных, поэтому важное значение в работе персонала приобретает психопрофилактическое направление. В подразделе «Социальная, психологическая, воспитательная и образовательная работа с осужденными» четвертого раздела Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года указывается на необходимость поиска и внедрения новых индивидуальных форм работы, обеспечивающих оказание адресной социальной, психологической и педагогической помощи каждому осужденному с учетом его социально-демографической, уголовно-правовой и индивидуально-психологической характеристик.
Под психологическим просвещением осужденных автор понимает профи-
И. С. Ганишина
лактическую деятельность пенитенциарных психологов, социальных работников, начальников отрядов исправительных учреждений, направленную на расширение кругозора осужденных в области психологического знания и формирование у них положительных установок к принятию психологической помощи.
Рассмотренная авторская программа психологического просвещения призвана реализовывать общую профилактику наркотической зависимости осужденных, в рамках которой пенитенциарными психологами, социальными работниками, начальниками отрядов осуществляются следующие направления работы: информационно-пропагандистская деятельность; развитие адаптивных навыков осужденных; коррекция индивидуально-психологических особенностей личности осужденных, способствующих наркомании.
Программа предназначена для профилактики наркотической зависимости осужденных, отбывающих наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы России. Предложена унифицированная авторская модель психологического просвещения осужденных, включающая информационно-правовой, психолого-педагогический и психокоррекционный компоненты оказания помощи осужденным. Структурно программа состоит из следующих блоков: просветительского, психодиагностического, профилактического и психокоррекционного.
Эффективность профилактической работы в исправительном учреждении напрямую зависит от правильно выбранной психолого-педагогической технологии и стратегии профилактики. Автором установлено, что по отношению к осужденному в зависимости от степени наркотической зависимости следует применять различные психологические, медицинские, педагогические, социальные технологии первичной, вторичной и третичной профилактики.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система; исправительное учреждение; наркотическая зависимость; осужденный; профилактика; профилактика наркотической зависимости; первичная, вторичная и третичная профилактика; психологическое просвещение; технологии; психолого-педагогические технологии; психолого-педагогическая, медицинская, социальная помощь наркозависимым.
В последние годы проблема наркотизации населения в России является достаточно острой. В 2013 г. правоохранительными органами Российской Фе-
дерации пресечено 231462 наркопреступлений, к уголовной ответственности привлечены 117912 человек, из них более 3 тысяч иностранных граждан. Ежегодно в места лишения свободы попадают 110 тысяч наркопреступников, 150 тысяч привлекаются к административной ответственности, 100 тысяч человек отбывают наказание в виде условного лишения свободы, 140 тысяч осужденных отбывают срок по наркостатьям (ст. 228-234).
По данным Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков в России в настоящее время насчитывается порядка 9 миллионов наркозависимых (из них 3 миллиона — регулярные потребители наркотических веществ, 6 миллионов — эпизодические наркопотребители), количество лиц с опытом употребления наркотических веществ составляет 18 миллионов человек. Как следствие этого, в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы наблюдается ежегодный рост численности поступающих больных с диагнозом «наркомания», составляющий около 12 % [7,8,9,10].
Программа психологического просвещения осужденных по профилактике наркотической зависимости [2] ставит перед собой следующие цели: создать у осужденных негативное отношение к наркотическим веществам; расширить их кругозор; сформировать положительные установки к принятию психолого-педагогической, психокоррекционной, медицинской и иной помощи.
Программа структурно состоит из следующих теоретико-методологических составляющих:
- информационно-правовой компонент — заключается в информировании
осужденного о вреде употребления наркотических веществ для организма человека, психофизиологических изменениях в организме под влиянием наркотиков, социально-правовых последствиях употребления наркотических веществ, уголовной ответственности за распространение наркотиков;
- психолого-педагогический компонент — включает психолого-педагогические технологии воздействия на личность осужденных, предназначенные для изменения жизненных стратегий, форм поведения в социальной среде, формирования недостающих убеждений;
- психокоррекционный компонент— подразумевает использование психо-коррекционных технологий воздействия на личность осужденных, предрасположенных к употреблению наркотиков либо находящихся в состоянии длительной вынужденной ремиссии.
Просветительский блок. Важность профилактической работы с осужденными подчеркивается положениями Концепции развития УИС до 2020 года, согласно которой приоритетными задачами являются повышение эффективности социальной и психологической работы, разработка новых форм воспитательного воздействия, усиление психолого-педагогической работы с личностью осужденных.
В рамках реализации просветительского блока программы с осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы [2], проводятся лекции на темы: «Что я знаю о наркомании?»; «Наркомания и СПИД»; «Наркомания и гепатит»; «Воздействие наркомании на организм женщины в период беременности и ро-
дов»; «Дети наркозависимых»; «Наркофизиология или путешествие в мозг человека»; «Уголовная и административная ответственность за употребление, хранение и распространение наркотиков»; «Здоровый образ жизни как необходимый компонент эффективной ресо-циализации и социальной адаптации».
Сотрудниками психологической и медицинской служб, социальными работниками, начальниками отрядов по данным темам рекомендуется чтение лекций осужденным. После прослушивания лекции каждое выступление обсуждается осужденными под руководством лектора и делаются значимые выводы о том, что употреблять наркотические вещества вредно, они оказывают сильный негативный психофизиологический эффект на организм человека, их употребление и распространение противозаконно, наркотические вещества приводят к формированию психической и физиологической зависимостей, заболеваниям СПИДом и гепатитом, дети наркозависимых рождаются с серьезными пороками развития.
В рамках встреч с осужденными в учреждениях УИС персоналу, осуществляющему просветительскую деятельность, целесообразно также рассматривать следующие альтернативы наркотизации: занятия спортом (борьбой, плаванием, дзюдо, самбо, легкой и тяжелой атлетикой); участие в спортивных мероприятиях (играх в волейбол, футбол, лыжных гонках, кроссах, заплывах), физическая подготовка; художественная самодеятельность, танцы; культурные мероприятия (посещение концертов, выставок); расширение кругозора; чтение книг; просмотр и обсуждение кинофильмов.
Таблица 1
Признак Методика Шкала Степень выраженности в стенах
Деформации эмоциональной сферы ИТО Lab (лабильность) 8-10
BDI Dep (общий уровень депрессивности) 7-10
Экстернальность УСК Ио (общий уровень интернальности) 0-3
Психологические защиты LSI ПзП (общий уровень психозащитного поведения) 7-10
Наличие целей в жизни СЖО Ц (цели в жизни) 0-3
Поиск острых ощущений ППО ПО (потребность в острых ощущениях) 7-10
Способность к эмпатии УЭС ОУ (общий уровень эмпатии) 0-3
Копинг-стратегии WSQ Изб (бегство-избегание) 8-10
Пл (планирование решения проблем) 0-3
Дис (дистанцирование) 7-10
Способность каддиктивному поведению СОП Адд (склонность к аддиктивному поведению) 5-10
На базе исправительных учреждений в рамках профилактики наркотической зависимости осужденных рекомендуется также реализация следующих мероприятий:
- проведение Дня здоровья;
- встреч с медицинскими работниками;
- акций «Мы за здоровье», «Скажи наркотикам НЕТ!», «Здоровым быть модно!»;
- организация тематических мероприятий, посвящённых Всемирному дню борьбы со СПИДом (1 декабря), Дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом (1 марта), Всемирному дню здоровья (7 апреля), Дню памяти погибших от СПИДа (19 мая);
- круглых столов «Что нужно знать о наркомании и токсикомании», «История и вредные привычки», «Как бороть-
ся с вредными привычками», «Хочешь быть здоровым — будь им»;
- оформление тематических стендов;
- конкурсов плакатов, стенных газет «Здоровым быть здорово!», «Скажи ПАВ — НЕТ!», «Здорова нация — здорова планета», «Наркомания — бич цивилизации»;
- тренингов по формированию здорового образа жизни.
В рамках реализации просветительского блока Программы необходимо, чтобы в исправительном учреждении осужденным были созданы все условия для занятий спортом, художественной самодеятельностью, участия в культурно-массовой работе, саморазвитии.
Психодиагностический блок. Применение психодиагностического блока
ЛЛЛАЛ
MijjT
Рис. 1. Модель личности осужденного, склонного к аддиктивному поведению
обусловлено выявлением у осужденных психологических особенностей, способствующих возникновению наркотической зависимости, а также препятствующих реабилитации [2].
Для выявления этих особенностей для осужденных взрослого возраста рекомендуется использовать блок следующих методик: Индивидуально-типологический опросник [ИТО] Л.Н. Собчик; Уровень субъективного контроля [УСК] в адаптации Е.Ф. Ба-жина, А.М. Эткинда; Индекс жизненного стиля [LSI]; Смысложизненные ориентации [СЖО] Д.А. Леонтьева; шкала депрессивности Бека [BDI]; Диагностика потребности в поисках ощущений [ППО] М. Цукермана; Оценка уровня эмпатических способностей [УЭС] В.В. Бойко; Опросник способов совла-дания [WCQ] R. Lasarus, S. Folkman, 1988 в адаптации Крюкова Т.Л., Куф-тяк Е.В.
Для несовершеннолетних осужденных рекомендуется использовать методику Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению [СОП]. Остановим-
ся на рассмотрении особенностей этих методик более подробно.
Используя степень выраженности наиболее важных параметров предложенных методик [1,3,4,5,6], характеризующих черты аддиктивной личности, представим модель наркозависимой личности осужденного и личности, склонной к наркотической зависимости в виде таблицы (см. Табл. 1).
Процент попадания в указанные интервалы, представленные в таблице и соответствующем ей графике (Рис. 1), указывает на склонность осужденного к наркотической зависимости либо свидетельствует о деформации личности на фоне уже сформированной наркотической зависимости [11,12,13,14].
Профилактический блок. В рамках реализуемой программы [2] пенитенциарным психологам, социальным работникам, начальникам отрядов исправительного учреждения необходимо осуществлять свою профилактическую деятельность комплексно с учетом результатов психологического тестирования осужденных.
По результатам психологического тестирования с осужденными, не имеющими наркотической зависимости, реализуется первичная профилактика; с осужденными, потенциально предрасположенными к употреблению наркотиков — вторичная профилактика; по отношению к наркозависимым осужденным, находящимся в состоянии длительной вынужденной ремиссии—третичная профилактика.
Первичная профилактика (общая профилактика) адресована большинству осужденных, включает комплекс мероприятий, предназначенных для избегания злоупотребления наркотиками, состоит из информационно-просветительской, медицинской и социально-психологической деятельности персонала исправительного учреждения.
Вторичная профилактика предназначена для осужденных, имеющих индивидуально-психологические особенности, способствующие наркотизации личности, включает систему мероприятий, аналогичных раннему лечению.
Третичная профилактика заключается в оказании адресной психолого-педагогической и психотерапевтической помощи, лечении наркозависимых осужденных, находящихся в состоянии длительной вынужденной ремиссии; ее цель заключается в прекращении употребления наркотиков и избегании дальнейших ухудшений в организме человека.
Важно отметить, что эффективность профилактической работы напрямую зависит от правильно выбранной психолого-педагогической технологии и стратегии в отношении осужденного. Под психолого-педагогическими технологиями понимается совокупность при-
емов, операций и средств, направленных на реализацию образовательных, воспитательных и развивающих задач, воздействующих на личность осужденного посредством социальных, психологических и педагогических механизмов, включающих раскрытие индивидуальности, оптимизацию отношений с окружающим миром и самим собой.
Первичная профилактика наркомании осужденных в исправительном учреждении осуществляется посредством следующих стратегий: информирование осужденных о ПАВ, их видах и воздействии на организм, психику и поведение человека и формирование мотивации на гармоничное социально-психологическое и физическое развитие; формирование у осужденных мотивации на социально-поддерживающее поведение; развитие протективных факторов здорового социально эффективного поведения; развитие навыков разрешения проблем, поиска социальной поддержки, отказа от ПАВ.
Психологические технологии первичной профилактики включают в себя: развитие личностных ресурсов; формирование социальной и персональной компетентности; развитие адаптивных стратегий поведения; формирование функциональной семьи.
Социальные и педагогические технологии первичной профилактики осужденных включают в себя: антинаркотическое обучение; использование альтернативных употреблению наркотиков профилактических программ; создание социально-поддерживающих систем (социальные службы, клубы, молодежные организации и т.д.); проведение антинаркотических акций; организация профилактической деятельности соци-
альных работников, волонтеров.
Медицинские технологии первичной профилактики осужденных сложны и осуществляются посредством определения генетических и биологических маркеров поведения и их коррекции на медицинском уровне.
Вторичная профилактика наркомании осужденных осуществляется с применением следующих стратегий: формирование мотивации на социально приемлемое поведение; изменение де-задаптивных форм поведения на адаптивные; формирование и развитие социально-поддерживающей среды.
Психологические технологии вторичной профилактики осужденных включают: осознание формирующейся зависимости от наркотика как личностной проблемы; развитие эмоциональных, когнитивных и поведенческих стратегий; развитие личностных и средовых ресурсов преодоления проблемы формирующейся зависимости от ПАВ (Я-концепции, коммуникативных ресурсов, социальной компетентности, ценностных ориента-ций; принятие ответственности за свою жизнь, поведение и его последствия; восприятие социальной поддержки; изменение стереотипов и ролей взаимодействия в семье; формирование психологической резистентности к давлению наркотической среды и др.).
Социальные и педагогические технологии вторичной профилактики осужденных подразумевают под собой: формирование мотивации на полное прекращение употребления наркотиков; формирование мотивации на изменение поведения; формирование социально-поддерживающего поведения и стратегии поиска социальной поддержки в социальных сетях.
Медицинские технологии вторичной профилактики осужденных заключаются в нормализации физического и психического состояния, формировании биохимического и физиологического равновесия личности.
Третичная профилактика наркотической зависимости осужденных осуществляется с применением следующих стратегий: формирование мотивации на изменение поведения; изменение зависимых, дезадаптивных форм поведения на адаптивные; осознание ценностей личности; изменение жизненного стиля; развитие коммуникативной и социальной компетентности; формирование и развитие социально — поддерживающих сетей.
Психологические технологии третичной профилактики наркомании осужденных включают: осознание личностных, экзистенциальных, духовных и нравственных ценностей; осознание личных целей и путей их достижения; осознание влечения и зависимости; изменение жизненного стиля в целом; развитие коммуникативной и социальной компетентности; развитие когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер; развитие личностных ресурсов совладания с зависимостью.
Социальные и педагогические технологии третичной профилактики наркомании осужденных подразумевают: формирование социально-поддерживающей и развивающей среды; развитие социальной компетентности, преодоление искушения наркотизации; формирование мотивации на изменение поведения, прекращение употребления ПАВ и поддержание здоровья; формирование социально-поддерживающей стратегии поиска со-
циальной поддержки в поддерживающей социальной среде.
Медицинские технологии третичной профилактики заключаются в грамотном психофармакологическом вмешательстве при соответствующих терапии состояниях, а также в нормализации физического и психического состояния, биохимического и физиологического равновесия.
Таким образом, первичная, вторичная и третичная профилактики наркотической зависимости осужденных носят комплексный, междисциплинарный характер и могут быть реализованы в исправительном учреждении при совместной работе пенитенциарных психологов, социальных работников, начальников отрядов исправительных учреждений, медицинских работников, наркологов.
Психокоррекционный блок. Для психокоррекционной работы с целью профилактики наркотической зависимости осужденных в исправительных учреждениях УИС целесообразно использовать следующие психокоррекционные методики: поведенческий тренинг, музыкотерапию, библиотерапию, арт-терапию, социально-психологический тренинг, педагогический аутотрениг, психогимнастику, поведенческую психотерапию, православную терапию, логотерапию, психодраму, позитивную психотерапию, когнитивную терапию, поддерживающую терапию, глубинную психотерапию и др.
Литература
1. Белоусова А.К., Николаев А.Ю., Евсеева О.Е. Когнитивная сфера наркотизированной личности в юношеском возрасте // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 37-46.
2. Ганишина И.С. Программа психологического просвещения осужденных по профилактике наркотической зависимости: практические рекомендации. Рязань, 2014. 32 с.
3. Ганишина И.С., Ушатиков А.И. Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних: учебное пособие. М., 2006. 288 с.
4. Ганишина И.С. Психологическое влияние неблагополучной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних: дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2004. 160 с.
5. Ганишина И.С. Психологическое влияние неблагополучной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних: автореф. дис. . канд. психол. наук. Рязань, 2004. 23 с.
6. Ганишина И.С., Гаврина ЕЕ. Общий психологический практикум: учебное пособие. Рязань, 2011. 256 с.
7. Ганишина И.С, Жарких АА. К вопросу о наркотической зависимости подозреваемых, обвиняемых, осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы // Прикладная юридическая психология. 2013. № 4. С. 66-73.
8. Датий А.В., Ганишина И.С. Характеристика больных наркоманией осужденных женщин, обратившихся за психологической помощью. Вестник Кузбасского института. 2014. № 2 (19). С. 68-76.
9. Датий А.В., Ганишина И.С, Кузнецова А.С. Характеристика больных наркоманией осужденных мужчин, обратившихся за психологической помощью. Вестник Пермского института ФСИН России. 2014. № 2 (13). С. 21-25.
10. Гришко А.Я. Уровень субъективного контроля осужденных, больных наркоманией // Прикладная юридическая психология. — 2007. — № 1. С. 14-19.
11. Жарких А.А. Возможности Must-теста в исследовании психологических особенностей моти-вационной сферы наркозависимых осужденных // Прикладная юридическая психология. — 2009. — № 2. С. 62-73.
12. Жарких А.А. Особенности мотивационно-смысловой сферы наркозависимых осужденных в рамках теории ведущих тенденций // Прикладная юридическая психология. — 2012. — № 2. — С. 4958.
13. Савельева Т.И. Психокоррекция защитной сферы осужденных, употреблявших психоактивные вещества // Прикладная юридическая психология. — 2008. — № 2. — С. 137-142.
14. Сочивко Д.В., Савельева Т.И. Предимплозив-ное «Я» — фокус эмпирических, теоретических и психотехнологических исследований в юридической психологии // Прикладная юридическая психология. — 2009. — № 1. — С. 45-55.