АКМЕОЛОГИЯ: ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Деркач А.А.
ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА
Креативность как психолого-акмеологический механизм личностно-профессионального развития будущих специалистов. Так как личностно-профессиональное развитие проходит преимущественно в форме саморазвития, то возникает необходимость исследования внутренних, психолого-акмеологических механизмов этого процесса.
В словарях «механизм» определяется как «система, устройство, определяющее порядок какого-нибудь вида деятельности; последовательность состояний, процессов определяющих собою какое-нибудь действие, явление»1 либо как «1) устройство для передачи и преобразования движений <...>; 2) внутреннее устройство, система чего-либо <...>;3) совокупность состояний и процессов, из которых складывается какое-либо физическое, химическое, физиологическое и т.п. явление, например, механизм химической реакции, механизм мышления»2. В акмеологии механизм рассматривают как движущую силу какого-либо процесса3.
Одним из основных психолого-акмеологических механизмов личностно-профессионального развития будущих специалистов является креативность.
С понятием «креативность» тесно переплетается понятие «творчество». Если творчество понимается как процесс, имеющий определенную специфику и приводящий к созданию нового, то креативность рассматривается как потенциал, внутренний ресурс человека, его способность отказаться от стереотипных способов мышления или способность обнаруживать новые варианты решения проблем. Креативность также можно определить как способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, осознанию и развитию своего опыта.
«Творчество» и «креативность» различаются по значению. Творческий процесс основывается на вдохновении автора, его способностях, традициях, которым следует автор. Если же говорить о креативном процессе, то главной его составляющей становится прагматический элемент, то есть изначальное понимание, зачем, для чего и как нужно что-то создавать и, собственно, что именно нужно создавать.
Значительный вклад в развитие проблемы креативности внесли как отечественные (С.Л. Рубинштейн, Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская, А.В. Морозов и др.), так и зарубежные исследователи (Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс, С. Медник, Р.Мэй, А.Маслоу, К.Роджерс и др.).
1 Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. С. 354.
2 Словарь иностранных слов. - 17-е изд., испр. - М.: Русский язык, 1988. С. 309.
3 См.: Деркач А.А., Селезнева Е.В. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития: Монография. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. - 496 с.
В современной психолого-педагогической науке креативность рассматривается как личностная категория в аспектах: 1) проявления дивергентного мышления (Дж.Гилфорд, О.К.Тихомиров), 2) актуализации интеллектуальной активности (Д.Б.Богоявленская, Л.Б.Ермолаева-Томина), 3) интегрированного качества личности (Я.А.Пономарёва,
A.В.Хуторской).
В акмеологии креативность рассматривается как 1) неотъемлемая сторона духовности и условие творческого саморазвития человека; 2) интегральная способность продуцировать новые идеи и доводить их до реализации; 3) существенный резерв самоактуализации, самосовершенствования и самореализации (Е.В.Селезнева, В.А.Коноваленко).
Опираясь на базовые принципы гуманистической терапии и педагогики (В.И.Вернадский, А.Маслоу, Р.Мэй, Н.К.Рерих, Ш.А.Амонашвили), современные исследования проблем высшего профессионального образования и творческого развития (Ф.Т.Михайлов, В.П.Зинченко, В.В.Краевский, А.С.Запесоцкий, А.А.Реан, В.И.Андреев и др.), исследования художественного творчества (Л.С.Выготский, А.В.Бакушинский), креативного развития личности (Д.Б. Богоявленская, Я.А. Пономарёв, Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс), представления о художественной педагогике как науке воспитания и обучения (Р.А.Быков, А.В.Бакушинский, С.А. Герасимов, Б.М.Неменский, А.А Мелик-Пашаев, Г.М. Цыпин, Б.П. Юсов), гештальттерапевтический подход (Ф.Перлз, Дж.Энрайт), систему интегральной педагогики и психологии (К.Уилбер), систему развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, В.П.Зинченко), концепцию культуросообразного образования (В.Т.Кудрявцев, Б.И.Слободчиков, Л.В.Школяр), О.Д.Никитин (2009) разработал и обосновал модель и технологии креативного развития будущих специалистов.
При разработке данной модели и технологии автор исходил из следующих положений:
1) креативность это, во-первых, универсальная личностная характеристика, во-вторых, способность адаптивно реагировать в новых условиях, в-третьих, процесс, направленный на актуализацию интеллектуальной и творческой деятельности человека;
2) креативность может быть разделена на специфические виды: общую и социально -коммуникативную; вербальную и невербальную; внешнюю и внутреннюю; при этом тип креативности в рамках кросскультурной теории определяется типом культуры, в которой существует человек;
3) креативность как процесс, личностное качество и способность сопровождает социальное творчество и может существовать только в рамках определенной культуры и социума;
4) креативность предполагает интеграцию навыков, мотивов и ресурсов личности, создающих установку на открытость восприятия окружающего и поиск возможностей самореализации.
Как показал в своем исследовании О.Д.Никитин, креативное развитие личности связано с формированием у человека качеств, необходимых для творческого познания окружающей реальности. Такие качества могут быть сформированы только в процессе взаимодействия личности с окружающим социумом. В ситуациях, когда такой контакт искажается, личность нуждается в поддержке и коррекции. В этих случаях могут быть использованы технологии, способствующие увеличению потенциала личности и усилению ее творческой активности. Данные технологии способствуют формированию здоровой самооценки, усилению опоры на собственные ресурсы и проработке психологических затруднений, мешающих адекватному контакту с реальностью.
По отношению к различным этапам развития креативности личности можно выделить следующие особенности:
1) креативное развитие можно охарактеризовать как постепенное осваивание новой территории;
2) эта территория находится по большей части внутри личности, но также связана и с пространством, окружающим человека на данный период его существования;
3) креативное развитие связано с открытием новых форм комбинирования уже известного материала в новый вид, связывающий ранее разделенные элементы;
4) такой новый вид связи может, на первый взгляд, казаться парадоксальным и непривычным, однако очень часто именно таким образом происходят открытия и изобретения.
Сензитивным для развития креативности является студенческий возраст (А.А.Реан,
B.П.Зинченко, Д.И.Фельдштейн). Интеллектуальное развитие в данный возрастной период идет в тесной взаимосвязи с личностным развитием человека (И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).
Необходимость креативного развития в процессе обучения связана с уникальностью и самобытностью каждого обучающегося. Процесс творчества становится средством самопознания, расширения контакта с окружающими и с самим собой, следствием чего является
увеличение личностных ресурсов студентов и использование приобретенных на занятиях практических навыков в дальнейшей профессиональной деятельности.
К основным критериям развития креативности у студентов О.Д.Никитин отнес следующие:
1. Открытость новому опыту. Данный критерий определяется возможностью генерирования новых идей с целью формирования позитивного отношения к окружающим и открытия новых моделей взаимодействия в области профессиональной деятельности. Для возникновения и формирования открытости необходимо создание соответствующих условий, что находится в прямой зависимости от наличия в группе атмосферы принятия и поддержки.
2.Увеличение творческого потенциала. Данный параметр находится в прямой зависимости от активизации творческих ресурсов личности. Активизация творческих ресурсов может проводиться с использованием визуализации и ролевого моделирования. Статистически визуальная модальность опыта является наиболее часто используемой и поэтому наиболее доступной для модификаций. Процесс визуализации доступен практически каждому, и ему легко обучить любого за достаточно короткий срок. Данный факт позволяет использовать процесс визуализации на различных стадиях обучения, независимо от базового начального уровня знаний студентов. Использование ролевого моделирования позволяет сформировать навыки работы, применяемые в профессиональной деятельности.
3. Способность к концентрации. Данная способность является наиболее значимой практически в любой профессии. Она находится в прямой зависимости от наличия у специалиста системы ценностей и убеждений, позволяющих сохранять внимание в состоянии свободной фокусировки и быть заинтересованно вовлеченным в процесс профессиональной деятельности. Способности к концентрации мешает наличие нерешенных и незавершенных жизненных ситуаций. Работа с такого рода опытом предполагает повторное прохождение актуальной обучающей ситуации с целью полного и окончательного проживания всего спектра эмоций, присущих данному событию.
4. Эмпатия. Данный критерий способствует установлению позитивных взаимоотношений в профессиональной деятельности и формируется с помощью прохождения ряда моделируемых ситуаций в атмосфере позитивного принятия и поддержки.
5. Вовлеченность в учебный процесс. Данный параметр связан с закреплением полученных на различных этапах обучения навыков и использование их в дальнейшей профессиональной деятельности. Для развития у студентов такой вовлеченности О.Д.Никитин рекомендует использовать технологии, направленные на групповое взаимодействие. К числу таких технологий относятся элементы психодрамы, театра спонтанности и гештальттера-пии.
Развитие креативности у студентов находится в прямой зависимости от уровня понимания изучаемого предмета, так как именно от понимания зависит возможность адекватной трансляции полученных знаний. Понимание является равнодействующей знания и опыта. В контексте обучения это значит, что прирост знаний и опыта должен поэтапно дополнять друг друга, чтобы линия понимания выстраивалась гармонично. Знание формируется в процессе лекций. Прирост опыта осуществляется на семинарах - практикумах. Понимание формируется на традиционных семинарах, в ходе которых студенты получают возможность интегрировать полученные знания и опыт.
В профессиональной подготовке будущих специалистов большую роль играет координация теоретического и практического материала. О.Д.Никитин рекомендует соблюдать в соотношении теории и практики пропорцию 1\2.
Такое соотношение определяется рядом факторов. В процессе изложения лекционного материала, несмотря на возникающие вопросы и дискуссионные моменты, основное время занимает деятельность преподавателя. В этом случае контакт с аудиторией является избирательным. На семинарских и практических занятиях внимание равномерно распределяется между всеми участниками группы. Это обусловлено спецификой занятий и применением технологий групповой работы. Каждый участник получает возможность свободно высказать свое мнение окружающим. Основные правила групповой работы создают обстановку безопасности и принятия. В этом случае у каждого члена группы есть возможность проявить себя в зависимости от степени актуализации потребности, что требует наличия времени. Студенты имеют возможность прояснить лекционный материал, который показался им непонятным или вызвал возражения. В этом случае преподаватель может организовать дискуссию между различными участниками группы, выражающими различное мнение по поводу вопроса. В процессе организации этой дискуссии преподаватель должен обучать студентов формам ведения дискуссии. В результате будут реализованы две цели: обучение ведению групповой работы и прояснение необходимого учебного материала.
В процессе исследования О.Д.Никитин выделил три составляющих личности: ментальную, эмоциональную, физическую. Было показано, что обучение оказывает влияние на все три сферы, а рост креативности представляет собой процесс интеграции этих компонентов и их координированного взаимодействия. Педагогические и психологические технологии креативного развития можно разделить по степени их воздействия на ту или другую составляющую: ментальную (лекции, процесс-анализ, ролевое взаимодействие); эмоциональную (психодрама, ролевое моделирование, гештальттерапия, проективный рисунок); физическую (работа с движением, психодрама, погружение).
Автор выделил в обучающем процессе развивающую, формирующую и интегратив-ную функции. Развивающая функция способствует прохождению студентов через ряд этапов обучения и формирования профессиональных навыков; формирующая - позволяет координировать процесс формирования знаний умений и навыков в процессе обучения; инте-гративная - способствует интеграции объема опыта и знания и формированию понимания изучаемого предмета. Учет перечисленных функций в процессе обучения способствует развитию креативности у студентов.
0.Д.Никитин разрабатывал технологию креативного развития будущих специалистов, опираясь на следующие положения:
- креативное развитие представляет процесс интеграции ментальной, эмоциональной и физической составляющей личности и может направляться и корректироваться с помощью технологий, воздействующих на развитие различных аспектов жизнедеятельности человека;
- компонентами креативной личности являются: спонтанность творческого самовыражения, опора на собственные ресурсы, способность формировать собственное мнение, открытость новому опыту;
- модель развития креативности студентов направлена на формирование знаний изучаемого предмета, навыков самостоятельной работы и профессиональных навыков;
- использование технологий творческого самовыражения способствует процессам интеграции знания и опыта.
Методологическими основаниями креативного развития личности стали представления об: 1) интегративном характере развития и неразрывности эмоционального, интеллектуального и личностного начал; 2) творчестве как культурно-историческом и социокультурном явлении; 3) эстетической и художественной культурах как важнейших составляющих креативной личности; 4) креативности как свойстве личности, имеющем интегративный и комплексный характер.
Разработанная О.Д.Никитиным программа семинаров - практикумов подчинена целям и задачам обучения и состоит из этапов, на каждом из которых используются соответствующие технологии, способствующие развитию креативности студентов.
1. Знакомство. На данном этапе происходит знакомство преподавателя с участниками, выяснение запросов группы, определение форм работы, стратегий взаимодействия и заключения рабочего контракта с группой. Данный этап носит по большей мере диагностический характер. На нем активно используются технологии активного слушания, эмпатии, поддержки и прояснения. В зависимости от ряда групповых факторов (численность, активность, уровень агрессии, тревожности, доверия, личностные особенности) выбирается стиль знакомства и взаимодействия, разрабатывается стратегия дальнейшего взаимодействия.
2. Создание атмосферы доверия и поддержки. На этом этапе используются мягкие технологии ролевого моделирования, недирективное ведение со стороны преподавателя, использование рисуночных методик творческого самовыражения и много вербальных и невербальных разминок. На данном этапе оговариваются базовые групповые правила и определяется дальнейшая стратегия взаимодействия и ведения занятий.
3. Практическое освоение навыков работы. Данный этап является основным в работе и занимает большую часть времени. Он характеризуется использованием широкого спектра акмеологических технологий, направленных на активизацию творческого потенциала личности, усиление креативности и пробуждение внутренних ресурсов, способствующих активному усвоению учебного материала и использованию на практике теоретических знаний. На этом этапе используются технологии психодрамы, ролевого моделирования, работы с символами, танцевальные движения, техники рисунка и погружения.
4. Обобщение. На этом этапе происходит обобщение изученного материала и подведение итогов. Основной целью здесь является интеграция знания и опыта, а также координирование соотношения практики и теории. На данном этапе целесообразно использование интегративных технологий работы с рисунком, психодрамы, гештальттерапии. Особое внимание уделяется групповому обсуждению и взаимодействию.
5. Моделирование. В этой части работа направлена на адаптацию студентов к будущей профессии, формированию жизненной позиции и переходу в новый социальный статус.
Этот этап является завершением обучения. На нем рекомендуется использование технологий ролевого моделирования, направленной фантазии и психодрамы.
Апробация разработанных технологий была проведена О.Д.Никитиным в ходе занятий по курсу «Основы психологического консультирования» со студентами факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета и факультета иностранных языков Российского университета дружбы народов.
В рамках данной дисциплины соотношение теоретической (лекции) и практической (семинары-практикумы, семинары-обсуждения) частей составляло 1\2.
На семинарах студентам предлагалось выполнять практические упражнения, которые позволяли им освоить различные аспекты работы в моделируемой ситуации. Структура семинаров соответствовала лекционному материалу. Семинары были построены по принципу нарастания сложности, с учетом индивидуальных запросов обучающихся и специфики их взаимоотношений в группе. Весь тренинговый процесс был разбит на три части.
Первая часть была посвящена знакомству участников друг с другом и ведущим. В данной работе использовались технологии работы с предметным отождествлением, которые позволяют в безопасной форме поработать механизмы психологической защиты, мешающие дальнейшей работе. Работа с предметом также способствует активизации творческих ресурсов, позволяющих освоить ролевые позиции консультанта и клиента, которые способствуют возникновению эмпатии. На этом этапе работа в основном проводилась в парах с последующим обсуждением результатов работы в группе. Такая форма взаимодействия позволяет сформировать пары по взаимному согласию участников, что в свою очередь способствует налаживанию позитивных взаимоотношений между участниками и внутригруп-повому сплочению.
Вторая часть семинаров строилась на основе использования технологий ролевого моделирования. Целями данной части являлось формирование у студентов основных навыков установления контакта и сбора информации. На этом этапе особое внимание уделялось формированию позиции активного слушания и поддержки. Особенности данного рода работы предусматривают наличие у студентов позиции открытости и свободы самовыражения. Такая позиция нарабатывалась с использованием технологий по установлению правильных форм контакта. На данном этапе нашли применение также рисуночные технологии структурирования и проработки внутреннего пространства личности, которые позволяют в достаточно короткий срок интегрировать значимые установки с целью их продуктивного использования в дальнейшей профессиональной деятельности. Личностные установки, несущие негативную нагрузку, также были обозначены и проработаны в контексте возможности их преобразования и применения в профессии. Ценность использования рисуночных технологий, по мнению автора, заключается в том, что у обучающихся появляется возможность исследовать основную композицию ресурсов и блокировок и прорабатывать ее в форме этапов, каждый из которых может быть представлен и зафиксирован в виде статичной композиции.
На завершающем этапе особое внимание уделялось выработке навыков интегративно-го подхода к ведению консультативного процесса, с использованием различных направлений современного консультирования. В процессе работы были применены технологии психодрамы и гештальттерапии. Данная работа проходила в форме моделируемых ситуаций, в которых принимали активное участие все члены группы с последующим анализом результатов.
Для проверки эффективности разработанной модели креативного развития и влияния акмеологических технологий на личностно-профессиональное развитие студентов О.Д.Никитин использовал авторский опросник, учитывающий степень готовности студентов к будущей профессии и степень владения ими навыками профессиональной подготовки. Эксперимент проводился среди студентов выпускных курсов. Каждый курс был разбит на контрольную и экспериментальную группы. В контрольной группе занятия проводились без использования в их структуре практических занятий. В экспериментальной группе такие занятия проводились.
Опрос проводился два раза: на начальном и завершающем этапах обучения. Результаты опроса показали, что в экспериментальной группе показатели профессиональной готовности были выше, чем в контрольной группе, что доказывает эффективность применения данной модели на практике.
В целом анализ проблемы развития креативности как психолого-акмеологического механизма личностно-профессионального развития будущих специалистов показал, что:
использование технологий творческого самовыражения позволяет в достаточно короткие сроки актуализировать и проработать ограничивающие убеждения, блокирующие лич-ностно-профессиональное развитие обучающихся;
исследование внутриличностного пространства с помощью рисуночных методик позволяет в наглядной и доступной форме представить структуру внутренних конфликтов в ходе личностно-профессионального развития и исследовать их с точки зрения возможности конструктивного разрешения;
конкретизировать и проработать незавершенные ситуации, связанные с травматическими событиями в прошлом, и рассмотреть ожидания будущих событий с точки зрения целесообразности их использования в контексте личностно-профессионального развития и самореализации можно с помощью психодраматических технологий работы;
технологии креативного развития в целом способствуют актуализации и активизации личностно-профессионального развития.
Литература
[1]. Бурлакова Т.В. Индивидуализация профессиональной подготовки студентов: концептуальные основы: монография. - Шуя, 2008.
[2]. Бурлакова Т.В. Учебно-методическое сопровождение педагогической практики студентов-математиков: учебно-методическое пособие. - Шуя, 2008.
[3]. Мешкова И.В., Зеер Э.Ф., Панина Л.П. Психологические основы формирования развивающего профессионально-образовательного пространства студентов колледжа. - Екатеринбург, 2007.
[4]. Никитин О.Д. Использование средств творческого самовыражения в образовательной практике (на примере преподавания психологических дисциплин в ВУЗах) // Проблемы и перспективы социокультурной адаптации детей и юношества средствами художественного творчества. - М., 2006.
[5]. Никитин О.Д. Творческая самореализация как необходимый компонент личностного роста в современной культуре // Творческая самореализация как антропоцентрический эталон здоровья в современной культуре. - М., 2007.
[6]. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / кол. авторов; под ред. Н.В. Бордовской. - М., 2010.
Продолжение следует
Кузьмина Н.В., Шмелева Е.А.
РАЗВИТИТЕ АКМЕИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
Одной из ключевых задач Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года выступает переход на инновационную социально ориентированную модель развития экономики и развитие среды, благоприятной для инноваций. Перед системой образования стоит задача ориентации на формирование и развитие навыков и компетенций личности, необходимых для инновационной деятельности. Включенность системы образования в социальную сферу позволяет рассматривать проблему актуализации инновационного потенциала учителя в рамках разрабатываемой целостной акмеологической концепции социальной деятельности [4].
Профессиональная деятельность сегодня основана на проектировании оптимальных образовательных сред, в которых актуализируется инновационный потенциал личности и продуктивные способы ее самореализации. Наложение целей формирования компетенций инновационной деятельности на систему педагогического образования отражает его дуальный характер. Вуз должен создать условия для овладения компетенциями инновационной деятельности студентами-будущими педагогами как субъектами образовательного процесса в вузе. Выпускник, освоивший ООП по педагогическому образованию, уже в новой роли педагога как субъекта образовательного процесса в школе, призван формировать компетенции инновационной деятельности в школьниках. Именно эта дуалистичность отличает педагогическое образование от любого другого и обязывает искать новые подходы в реализации ФГОС, интенсифицирующие инновационную направленность подготовки педагогических кадров.