Научная статья на тему 'Акмеологические условия развития профессионального здоровья специалиста'

Акмеологические условия развития профессионального здоровья специалиста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
273
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / САМОРАЗВИТИЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL HEALTH / HEALTH-CONSERVING PERSONALLY ORIENTED APPROACH / SELF-DEVELOPMENT / HEALTH-CONSERVING COMPETENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вербина Галина Георгиевна

К акмеологическим условиям развития профессионального здоровья специалиста автором отнесены: макросоциальные условия, социально-психологические, педагогические. К основному педагогическому условию развития профессионального здоровья специалиста автор относит внедрение в процесс образования здоровьесберегающего личностно ориентированного подхода. Внедрение здоровьесберегающего личностно ориентированного подхода в систему образования специалистов позволит реализовать следующие функции: воспитательную, образовательную, личностной саморегуляции, здоровьесберегающей направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACMEOLOGICAL CONDITIONS OF PROFESSIONAL HEALTH'S DEVELOPMENT OF SPECIALIST

The author has referred the macrosocial, social-and-psychological and pedagogical conditions of education to acmeological conditions. To the main pedagogical conditions of professional health's development of a specialist the author refers the introduction of health-conserving personally oriented approach into the process of education. The introduction of health-conserving personally oriented approach into the process of education allows the realizing of the following functions: pedagogical, educational, personal self-regulation, of health-conserving orientation.

Текст научной работы на тему «Акмеологические условия развития профессионального здоровья специалиста»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.923.2

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ СПЕЦИАЛИСТА

© Галина Георгиевна Вербина

Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и менеджмента, практический психолог высшей категории, член-корреспондент Международной академии психологических наук, член-корреспондент Академии имиджелогии, e-mail: ds4941@chebnet.com

К акмеологическим условиям развития профессионального здоровья специалиста автором отнесены: макросоциальные условия, социально-психологические, педагогические. К основному педагогическому условию развития профессионального здоровья специалиста автор относит внедрение в процесс образования здоровьесберегающего личностно ориентированного подхода. Внедрение здоровьесберегающего личностно ориентированного подхода в систему образования специалистов позволит реализовать следующие функции: воспитательную, образовательную, личностной саморегуляции, здоровьесберегающей направленности.

Ключевые слова: профессиональное здоровье; здоровьесберегающий личностно ориентированный подход; саморазвитие; здоровьесберегающая компетентность.

Исследование акмеологических условий развития профессионального здоровья основывалось на принятых в отечественной психологии методологических положениях системного (Б.Ф. Ломов, Д.Н. Завалишина, В.А. Бара-баншиков и др.) и субъектно-деятельностного (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Слав-ская, А.В. Брушлинский и др.) подходов, а также на положениях ситуационного подхода (К. Левин, Л. Росс и Нисбетт, Д. Магнус -сон, Л.Ф. Бурлачук и др.).

Исследование также базируется на фундаментальных трудах, рассматривающих категории «профессиональное здоровье», «самопознание», «самоорганизация», «саморегуляция», «здоровьесберегающая компетентность», «самосовершенствование» в различных аспектах. Использовались концептуальные направления: психической саморегуляции О.А. Конопкина, П.А. Корчемного, М.Ф. Секача, ЮН. Казакова, В.И. Мороса-новой [1]; саморегуляции психофизиологических состояний Л.Г. Дикой [2], а также теоретические принципы и положения концепции функциональных структур регуляции психических состояний А. О. Прохорова [3].

Анализ существующих подходов и исследований, посвященных проблеме сохранения и укрепления профессионального здоровья, указывает на связь с неумелой организацией умственного и физического труда специалистов, с отсутствием «техники личной работы», с нарушением элементарных норм психогигиены и психопрофилактики, что позволяет констатировать: большая часть специалистов России не владеет в полной мере акмеологическими и психологическими технологиями сохранения и укрепления профессионального здоровья. Проведенный анализ дает представление о том, что только в акмеологической среде создаются условия, обеспечивающие развитие на высоком уровне активности, саморегуляции, самоконтроля, рефлексии, ответственности, самоорганизации, самосовершенствования, социальной зрелости и других новообразований личности этапа взрослости, которые способствуют эффективному развитию профессионального здоровья специалиста. Эти новообразования находят свое отражение в содержании параметров, с помощью которых можно описать

акмеологическую среду. Было выявлено, что к таким параметрам относятся:

- ценности, обеспечивающие возможность принятия ответственности за развитие профессионального здоровья;

- установки на активное развитие профессионального здоровья, непрерывное образование и самообразование, с целью повышения здоровьесберегающей компетентности, совершенствования и продвижения к акме;

- отношения, обеспечивающие возможность построения и перехода от субъект-объектных к субъект-субъектным отношениям на основе принципов гуманизма, толерантности, ответственности, социальной зрелости и т. д.

- профессиональные образы, обеспечивающие возможность на основе личностной рефлексии, адекватной самооценки совершенствовать и осуществлять коррекцию профессионально значимых личностных характеристик, повышение здоровьесберегающей компетентности, способов поведения, отражающих оптимальный образ специалиста в соответствии с требованиями профессии и социальным заказом общества к подготовке будущего специалиста, идеальным образом деятельности, интернальной и интегральной личности.

Достижение сбалансированного развития профессионального здоровья специалиста обеспечивается рядом социальных, социально-психологических и педагогических условий, от которых непосредственно или опосредованно зависит эффективность развития этого личностного новообразования. Эти условия можно рассматривать как акмеологи-ческие, т. к. в комплексе они обеспечивают активизацию и оптимизацию процесса развития профессионального здоровья специалиста, более эффективное продвижение к акме. Некоторые из таких условий могут не оказывать прямого влияния на развитие профессионального здоровья специалиста, но, вступая во взаимодействие с другими условиями и факторами, способствовать достижению поступательного развивающего эффекта [4].

Основным макросоциальным условием эффективного развития профессионального здоровья специалиста является востребованность в обществе людей, ориентированных на повышение здоровьесберегающей компе-

тентности, воспитанных нести ответственность за свое здоровье и жизнь, направленных на постоянные акме-ориентированные здоровьесберегающие самоизменения.

В современном российском обществе темпы социальных и культурных перемен превосходят темпы соответствующих перемен в поведении людей, в отношении их к своим правам и обязанностям, а особенно к своему здоровью в изменяющихся условиях. Вместе с тем известно, что скорость преобразования во многом зависит от массового уровня общего культурного и профессионального развития, от способности и готовности людей к созданию и освоению нового, от способности и готовности нести ответственность за свое здоровье и жизнь [5]. В кризисных и переходных состояниях общества, когда усиливаются изменчивость и рассогласование во всех сферах жизнедеятельности, возрастает потребность в исследованиях влияния всех этих изменений на развитие профессионального здоровья специалиста. Поэтому наиболее актуальными для науки являются ситуации зарождения новых социальных явлений, процессы самоорганизации и самоопределения как общества, так и человека, проблемы интериоризации и интеркоммуникативности культуры и социума, их динамическое многообразие, а также все, что связано с субъектным представлением человека, формирующим более организованную, устойчивую и здоровую жизнь и изменяющим при этом свою личность в процессе жизнедеятельности [6].

Проведенные нами исследования в области психотехнологий и приемов, используемых специалистами разных уровней и профилей для снятия стресса, усталости и негативных эмоциональных состояний (К = 375, выборка 2009 г.), показали, что большая часть респондентов используют общеизвестные приемы и методы релаксации, такие как алкоголь (19,2 %), хороший сон (14,1 %), физические упражнения (17,6 %) и аутотренинг (12,4 %), прогулки перед сном (7,1 %), лекарственные препараты (4,2 %), медитацию (2 %) и другие методы (13 %) (рис. 1).

На рис. 2 представлены результаты, отражающие осведомленность респондентов о существующих антистрессовых технологиях.

Рис. 1. Антистрессовые технологии, которые используют респонденты

Рис. 2. Антистрессовые технологии, которые известны исследуемым специалистам

При ответе на вопрос об известных антистрессовых технологиях большая часть респондентов упоминала физические упражнения (30,2 %) и аутотренинг (25,3 %), релаксацию (12,1 %), методы релаксации (14,3 %).

Анализ полученных данных свидетельствует об актуальности повышения здоровьесберегающей компетентности специалистов и предложения им конкретных психотехнологий для корректировки своего состояния с учетом акмеологических условий развития профессионального здоровья специалиста.

Акмеологическими условиями развития профессионального здоровья специалиста, с нашей точки зрения, являются:

- востребованность продуктивно работающих специалистов, обладающих высоким

уровнем здоровьесберегающей компетентности;

- воспитание готовности нести ответственность за свое здоровье и жизнь, готовности специалиста к самопознанию, саморазвитию и здоровьесберегающему самосовершенствованию;

- создание развивающей среды, как в рамках профессиональной деятельности, так и в ситуациях общеобразовательного и профессионального обучения и переобучения;

- создание научно-методологической базы формирования здоровьесберегающей компетентности, позволяющей реализовать в ходе ее формирования учебно-методические программы и развивающие здоровьесберегающие тренинги;

тера этого общения, его особенностей зависит, будет ли актуализирована у слушателя потребность в повышении своей здоровьесберегающей компетентности.

Педагогическими условиями развития профессионального здоровья специалиста в системе образования являются разные аспекты образовательного процесса, который при продуманной целенаправленной его организации активизирует личностный рост и сознательные волевые усилия слушателей по планомерному самоизменению и самообогащению своих возможностей как субъекта физического, психологического, социального и профессионального самотворчества [7].

Педагогические условия развития профессионального здоровья специалиста включают:

- достигнутый (начальный) и проектируемый уровни развития профессионального здоровья специалиста;

- формы обучения специалистов (общеобразовательная система, система профессиональной подготовки и переподготовки, высшая школа, семья, самостоятельная работа), на базе которых происходит развитие профессионального здоровья специалиста;

- характеристики процесса обучения в общеобразовательной системе, системе профессиональной подготовки и переподготовки, в высшей школе, а также в ходе самостоятельной работы.

Таблица 1

Операционально-деятельностная структура здоровьесберегающей компетентности

Психологические знания Здоровьесберегающие способности Здоровьесберегающие умения и навыки

Системное психологическое знание в области функционирования психофизиологических процессов, личности, деятельности Общие психологические способности -психоэнергетический баланс, рефлексивная, личностная гибкость (самоидентификация), интеллектуальная гибкость, эмоциональная гибкость, мобилизационная готовность, внутренняя активность. Специальные психологические способности - эмоциональная саморегуляция; активизация когнитивных и волевых процессов, личностная саморегуляция и т. д. Психоэнергетической регуляции (мышечной релаксации, энергези-рующего дыхания и др.), рефлексоп-рактики (рефлексивная позициональ-ная дискуссия, рефлексивная инверсия, рефлексивное зеркало и др.); самоидентификации (распознавания субличностей, принятия своих психологических структур, внутреннего диалога-координации и трансформации, интеграции и синтеза, осознавания, ретрофлексии и др.); интеллектуальной и эмоциональной гибкости (рефрейминга, экологичности и др.)

- особая организация учебного процесса, предусматривающая введение диагностических и активных здоровьесберегающих форм занятий;

- особенности организационной среды, тип организационной культуры общеобразовательных учреждений, определяемый как «обучающий», способствующий формированию здоровьесберегающей компетентности; наличие в ней системы, стимулирующей эффективное развитие профессионального здоровья специалиста.

Реализация данного направления психо-лого-акмеологической работы с действующими и будущими специалистами базируется на трехкомпонентной модели развития здоровьесберегающей компетентности (табл. 1).

Социально-психологические условия

развития профессионального здоровья специалиста, на наш взгляд, связаны с особенностями межличностного взаимодействия и определяют тенденции развития профессионального здоровья специалиста.

Основным социально-психологическим условием развития профессионального здоровья специалиста является личностная ориентация на коммуникативное взаимодействие с целью повышения здоровьесберегающей компетентности.

В рамках системы образования первичным остается общение слушателя с преподавателем и с другими слушателями. От харак-

Первым и основным педагогическим условием развития профессионального здоровья специалиста мы считаем внедрение в процесс образования (общеобразовательного, профессионального, высшего и др.) здоровьесберегающего личностно ориентированного подхода.

Внедрение здоровьесберегающего лич-ностно ориентированного подхода в систему образования специалистов позволяет реализовать следующие функции: воспитательную, образовательную, развивающую, стимулирующую к самосовершенствованию, личностной саморегуляции, здоровьесберегающей направленности.

Цель здоровьесберегающего личностно ориентированного обучения как условия сбалансированности развития профессионального здоровья - заложить в будущем и действующем специалисте механизмы адаптации, самоорганизации, саморегуляции, самореализации, саморазвития, самозащиты, самовоспитания и другие необходимые механизмы сохранения и укрепления профессионального здоровья.

Важным этапом обучения является познание сущности, содержания, структуры, уровней и критериев здоровьесберегающей компетентности. Слушатели знакомятся с системой научных представлений о развитии профессионального (в т. ч. индивидного и психического) здоровья. Учитывая сложность и интегративность понятия «профессиональное здоровье», его акмеологическая сущность раскрывается через систему философских, социологических, социальных, медицинских, психофизиологических, психологических знаний. Практическая значимость сбалансированности развития профессионального здоровья специалиста показывается через существующие в практике различных профессий системы психолого-акмеологи-ческой подготовки специалистов. В ходе занятий слушатели оценивают через систему критериев и показателей свой уровень развития профессионального здоровья и здоровьесберегающей компетентности.

В рамках нашего исследования проводился здоровьесберегающий коррекционноразвивающий тренинг с медицинскими работниками (15 часов), получающими второе образование по специальности «Клиническая

психология» в Чувашском государственном университете (К = 42, выборка 2010 г.).

Тренинг включал теоретическую подготовку - 6 часов; диагностический этап - 3 часа; тренинговые занятия - 6 часов.

Теоретическая подготовка была направлена на:

- формирование представлений о сущностно-содержательных особенностях профессионального здоровья и здоровьесберегающей компетентности;

- формирование представлений о психофизиологических и типологических особенностях личности (темперамента, характера); типах психологических защит, стрессо-устойчивости, эмоциональной компетентности и эмоционального интеллекта. Этот материал позволил слушателям в дальнейшем с помощью тестов определить свои индивидуально-психофизиологические и типологические особенности и на основе этого выделить сильные и слабые стороны личности, требующие компенсаторного и корректирующего развития;

- формирование представлений о структурной множественности Я (на примере концепций РВД (родитель - взрослый - ребенок) Э. Берна);

- формирование целостности и зрелости личности (на примере психосинтеза Р. Ассаджиоли и гештальттерапии Ф. Перлза);

- формирование представлений о психотехнологиях антистрессового поведения и копинг-стратегиях [8, 9].

Диагностический этап включал тестирование участников по следующим методикам: тест-опросник «Самоотношение» (В.В. Сто-лин, С.Р. Пантелеев); опросник Г. Айзенка (типы темперамента, экстраверсия-интровер-сия, эмоциональная стабильность-эмоцио-нальная нестабильность); методика «Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) (модифицированный вариант), опросник САН (Самочувствие -Активность-Настроение) В.А. Доскин и др., методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко, методика определения нервно-психической устойчивости (НПУ) и риска дезадаптации в стрессе “Прогноз”», методика экспресс-диагностики невроза К. Хекка и Х. Хесса, методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге, методика диагно-

стики темперамента Я. Стреляу, методика диагностики самооценки уровня тревожности Ч.Д. Спилбергера (адаптирован Ю.Л. Ха-ниным), методика измерения уровня тревоги Тейлора (адаптация Т.А. Немчинова), методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, методика «Индикатор копинг-стратегий» (Д. Амирхан и др.) и др.

В конце теоретической и диагностической части участникам тренинга было предложено составить собственную психологическую характеристику с учетом знаний, полученных в ходе проведенных занятий и результатов диагностики, - «Психологический автопортрет».

В основной части были проведены упражнения из гештальттерапии, психодрамы, психосинтеза, КПО, НЛП и др. При выборе и разработке ситуаций, используемых для целей здоровьесберегающего коррекционноразвивающего тренинга, необходимо руководствоваться тем, чтобы содержание ситуаций и характер поставленных в них проблем были адекватны реальной действительности и значимы для участников. После проведе -ния здоровьесберегающего коррекционно-развиваюшего тренинга с медицинскими работниками была осуществлена оценка сфор-мированности здоровьесберегающей компе-

тентности у данных респондентов после обучения и сравнение с экспертными оценками сформированности здоровьесберегающей компетентности до обучения (рис. 3), которые показала повышение компетентности по акмеологии, психологии, психофизиологии и др., что, несомненно, благотворно скажется на развитии их профессионального здоровья.

Результаты здоровьесберегающего коррекционно-развивающего тренинга:

- изменилась Я-концепция участников тренинга, она стала более психологизированной и глубокой с точки зрения выделения собственных психофизиологических и типологических особенностей, сильных и слабых сторон;

- углубление самопонимания выразилось в принципиальном изменении набора личностных характеристик в написанных участниками после теоретической и диагностической частей тренинга «Психологических автопортретах»;

- углубление самопонимания повлияло на изменение самоотношения участников тренинга, что отразилось в увеличении показателей аутосимпатии, самоуважения, само-принятия, самоинтереса, самопонимания «Теста самоотношения» (проводилось два замера по данному тесту: до и после тренинга).

Д Экспертные оценки сформированности здоровьесберегающей компетентности —♦—Оценки сформированности здоровьесберегающей компетентности после обучения на курсах

Акмеологические

Рис. 3. Результаты оценок сформированности здоровьесберегающей компетентности до и после обучения

На основе полученных в ходе здоровьесберегающего коррекционно-развивающего тренинга знаний, умений и навыков участниками тренинга были разработаны индивидуальные программы сбалансированного развития профессионального здоровья и повышения здоровьесберегающей компетентности.

Таким образом, внедрение в образовательный процесс личностно ориентированного здоровьесберегающего подхода, разработка специальных здоровьесберегающих программ в рамках общеобразовательной системы, в высшей школе и системе непрерывного образования кадров являются необходимым условием развития профессионального здоровья специалиста.

1. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции. М., 2001.

2. Дикая Л.Г. Психология саморегуляции функционального состояния субъекта в экстре-

мальных условиях деятельности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2002.

3. Прохоров А.О. Смысловая регуляция психических состояний. М., 2009.

4. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.

5. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека, характеристики и условия достижения. М., 1998.

6. Деркач А.А., Орбан Л.Е. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности. М., 1995.

7. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.

8. Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. М., 2008.

9. Жданов О.И., Бакштанский В.Л. Менеджмент вашего здоровья. М., 2000.

Поступила в редакцию 14.Q2.2Q11 г.

UDC 159.923.2

ACMEOLOGICAL CONDITIONS OF PROFESSIONAL HEALTH’S DEVELOPMENT OF SPECIALIST

Galina Georgiyevna Verbina, Chuvash State University named after I.N. Ulyanov, Cheboksary, Russia, Candidate of Psychology, Associate Professor of Social Psychology and Management Department, Practical Psychologist of High Category, Corresponding Member of International Academy of Psychological Sciences, Corresponding Member of Image Academy, e-mail: ds4941@chebnet.com

The author has referred the macrosocial, social-and-psychological and pedagogical conditions of education to acmeo-logical conditions. To the main pedagogical conditions of professional health’s development of a specialist the author refers the introduction of health-conserving personally oriented approach into the process of education. The introduction of health-conserving personally oriented approach into the process of education allows the realizing of the following functions: pedagogical, educational, personal self-regulation, of health-conserving orientation.

Key words: professional health; health-conserving personally oriented approach; self-development; health-conserving competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.