ПРАКТИКА
Новые рабочие программы
Валерия Мухина, Виктор Басюк
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, АКМЕОЛОГИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ (рабочая программа
по специальной дисциплине отрасли наук и научной специальности)
I. Исходные данные
1.1. Объем дисциплины и виды учебной работы (модуль кафедры психологии развития)
Вид учебной работы Объем работ, час
Общая трудоемкость 36
Аудиторные занятия, 12
в том числе:
лекции 6
практические 6
Самостоятельная работа 24
1.2. Разделы дисциплины и виды занятий
№ п/п Разделы дисциплины Всего часов Количество часов
лекции практические
1 Феноменология развития и бытия человека как личности 2 2
2 Индивидуальное развитие человека: развитие высших психических функций; человек в контексте развития личности 2 2
3 Механизмы развития личности и ее социального бытия: идентификация и обособление как врожденные и приобретаемые механизмы общения и свойства личности 2 2
4 Жизненный путь человека как личности 2 2
5 Акмеология как наука 2 2
6 Движение человека к физическому, психическому и духовному акме 2 2
Всего 12 6 6
II. Содержание разделов дисциплины
2.1. Феноменология развития
Предмет психологии развития и возрастной психологии.
Основные проблемы психологии развития и возрастной психологии как науки. Возрастная периодизация: детство (младенчество, ранний и дошкольный возраст, младший школьный возраст); отрочество; юность; взрослость; поздний (пожилой и старческий) возраст.
Факторы, определяющие психическое и личностное развитие. Основные закономерности психического развития. Психическое развитие и формирование личности человека. Роль воспитания в формировании личности. Значение внутренней позиции для развития личности. Феноменология человека: стремление к развитию и покою (стереотипиза-ция); бытие в двух ипостасях (социальная единица и уникальная личность); мир вещей, мир знаков, мир духа.
Предпосылки психического развития. Генотип и процессы созревания. Сгущения и паузы как показатель развития. Биологическое и социальное: различие и соединенность в процессе развития.
Социальные условия. Сила и направленность на человека социальных условий (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, Л.С. Выготский и их последователи). Присвоение общественного опыта как специфическая особенность психического развития человека. Реалии, выступающие в качестве условий развития и бытия человека как личности. Реалии: предметного мира; образно-знаковых систем; природы; социально-нормативного пространства.
В условиях: 1 - воспитания в семье и в семейных формах воспитания; 2 - пребывания в государственном учреждении. Социальная ситуация в условиях развития и бытия на ранних этапах онтогенеза вплоть до юношеского возраста.
В условиях семьи. Типы стилей общения и воспитания: 1 — семья с высокой рефлексией и ответственностью за воспитание личности растущих и взрослеющих детей; 2 — семья, отчужденная ко всем или отдельным ее членам; 3 — семья авторитарная; 4 — семья с попустительским стилем общения; 5 — гиперопекающая семья; 6 — деградирующая семья с асоциальными ориентациями и поведением; 7 — неполная семья; 8 — приемная семья; 9 — опекунская семья и попечительские отношения.
Влияние стилей общения и воспитания в семьях разного типа на особенности развития и бытия детской личности на всех этапах онтогенеза.
В условиях пребывания в государственных учреждениях различных видов (в домах малютки; в детских домах; в интернатных учреждениях;
в приютах; в центрах помощи детям; под опекой конфессий и в других подобных учреждениях).
Влияние стилей общения и воспитания в условиях пребывания в государственных учреждениях и под опекой конфессий на особенности развития и бытия детской личности на всех этапах онтогенеза.
В условиях обучения в общеобразовательных организациях, организациях профессионального образования (в школах, колледжах, техникумах и др.). Следует специально обсудить: развитие отношения обучающихся к образованию и обретению социально ориентированных качеств личности; развитие внутренней позиции на всех этапах онтогенеза; развитие мотивации к общению со сверстниками и со старшими на всех этапах онтогенеза.
Психическое развитие и деятельность. Социально организованная деятельность как основа, средство и условие психологического развития человека. Ориентировочная часть деятельности и ее роль в освоении нового опыта. Гипотеза о происхождении внутренней психической деятельности из деятельности внешней (интериоризация). Ее научное основание. Значение различных видов деятельности в психическом развитии: формирование психических процессов, личностных образований. Деятельности: манипулирование, предметная, игровая, учебная, трудовая.
Психическое развитие и общение. Обусловленность психического развития характером общения ребенка со взрослыми. Ребенок, подросток, юноша и взрослый в группе сверстников. Общение взрослых.
Психическое развитие и обучение. Идеи Ж. Пиаже и Л.С. Выготского. Роль обучения и воспитания в психическом развитии на разных этапах онтогенеза. Обучение и развитие. Диалектическая взаимосвязь обучения и развития. Условия оптимизации обучения. Сензитивные периоды развития психики. Понятие зоны ближайшего развития. Роль обучения в формировании психических функций. Проблема взаимосвязи обучения и развития в современных психологических теориях.
Возрастная периодизация психического развития. Понятие возраста в психологии. Критерии возрастной периодизации. Возраст, физическое, психическое и духовное развитие. Проблема уровней психического развития. Позитивные достижения и негативные, возникающие в процессе психического и личностного развития. Общественно-исторический характер длительности детства и отрочества. Социальная ситуация как основная характеристика условий развития. Календарный возраст и уровни развития. Возрастные и индивидуальные особенности развития личности. Индивидуальные различия на разных этапах психического развития.
2.2. Индивидуальное развитие человека как личности
Социальная единица и уникальная личность. Индивидуальное бытие общественных отношений.
Структура самосознания как феномен культуры и исторического развития.
Имя собственное, идентифицированное с телесной и духовной индивидуальностью человека. Имя в истории культуры и этноса.
Притязание на признание. Позитивные достижения. Депривация фрустрации, аффекты. Негативные образования личности (ложь, зависть, агрессивность, неуверенность в себе, пассивность, конформность). Обусловленность содержания притязаний на признание исторической эпохой и этнической принадлежностью.
Половая идентификация. Ценностные ориентации человека на свой пол как социальную роль. Сексуальное поведение. Психологическое признание идентичности своему полу в физическом, социальном и психологическом плане. Обусловленность половой идентификации историей этноса.
Психологическое время личности. Вхождение человека в социальное пространство личности. Нравственное чувство, совесть, резюмирующиеся в житейских отношениях людей в значениях и смыслах понятия «должен». Чувство долга как высшее достижение духовной культуры человечества. Права и обязанности в их единстве и противоположности.
Социальное пространство. Социальное пространство личности — условие развития и бытия человека. Значение и смысл прав и обязанностей в индивидуальном сознании человека.
Позитивные достижения и негативные образования, закономерно формирующиеся в процессе онтогенеза человека как личности.
Фактор места как условие развития личности. Гипотеза спонтанного взаимодействия генотипа и социальных условий в процессе индивидуального развития человека. Возрастная сензитивность к социальным условиям. Внешний фактор места в системе общественных отношений и особенности развития личности. Внутренняя позиция личности по отношению к внешнему фактору места. Два способа существования человека и два отношения к жизни. Стихийное складывание личности и сознательный путь личности.
Личность и ее внутренняя позиция. «Внутреннее через внешнее». Два способа существования человека и два отношения к жизни (С.Л. Рубинштейн). Развитие внутренней позиции в процессе онтогенеза. Развитие самосознания. Стихийное складывание личности и сознательный путь личности. Отношение к себе как самоценной личности. Система личностных смыслов. Феномен чувства личности.
Личность — индивидуальное бытие общественных отношений. Внутренняя потребность развивать в себе познавательные способности, сознание, самосознание, нравственные ориентации и духовность. Самосознание в контексте ценностных ориентаций, образующих систему личностных смыслов. Развитие самосознания. Личность как субъект самосознания. Потребностно-эмоциональная, нравственная и волевая сферы личности. Структурные звенья самосознания в онтогенезе личности. Самосознание в условиях различных исторически обусловленных систем. Развитие позитивного и действенного отношения к близким людям, человечеству, рукотворным предметам и природе. Причины негативной позиции человека к другим людям и другим реалиям. Мировоззрение личности.
Аморализм как ценностная ориентация человека на асоциальные ценности социума. Идея присвоения человеком своей всесторонней сущности. Личность — результат общественных отношений, производимый общением,
деятельностью и ценностными ориентациями. Человек, становящийся самим собой через других. Механизмы развития человека как личности.
2.3. Механизмы развития личности и ее социального бытия
Идентификация как механизм социализации и индивидуализации личности. Эволюция механизма идентификации в животном мире. Бессознательная идентификация в форме имитации, подражания и т.д. Осознанная идентификация. Идентификационные отношения матери и младенца. Межличностная идентификация: онтогенез и бытие. Идентификация как позиция в межличностных отношениях человека с человеком.
Первое рождение личности через присвоение структурных звеньев самосознания как ценностных ориентиров. Идентификация с именем, с полом, с эталонами общественно одобряемого поведения, с образом «Я» в прошлом, настоящем и будущем, с общественными ценностями, которые обеспечивают бытие личности в социальном пространстве прав и обязанностей.
Второе рождение личности через построение личностных смыслов. Самодеятельность как активная воля, организованная мировоззрением. Идентификация с собственными ценностными ориентациями, построенными на мировоззрении.
Идентификация в искусстве и реальных межличностных отношениях. Идентификация как механизм индивидуализации личности, ее развития и бытия. Феномен «милости к падшим».
Обособление как механизм социализации и индивидуализации личности. Эволюция механизма обособления в животном мире. Бессознательное обособление в форме агрессии, негативизма, психологического ухода и т.д. Осознанное обособление. Обособление ребенка матерью. Межличностное обособление: онтогенез и бытие.
Обособление как позиция в межличностных отношениях. Обособление как механизм индивидуализации личности, ее развития и бытия. Феномен отчуждения.
Взаимодействие идентификации-обособления и типы личности.
Идентификация как механизм усвоения конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе. Обособление как механизм индивидуализации личности. Эмоциональный, когнитивный и поведенческий уровни идентификации и обособления.
Идентификация и обособление — равноценно значимые и диалектически противоречивые элементы единого механизма, развивающего личность и делающего ее психологически свободной.
Личностные характеристики, связанные превалирующим механизмом пары идентификация-обособление.
Направления развития человека как личности в зависимости от взаимодействия на бессознательном и сознательном уровнях. Асоциальность крайнего выражения идентификации-обособления.
Относительная самостоятельность механизма идентификации-обособления от социальных ожиданий контекста ситуации.
2.4. Жизненный путь человека как личности
Реалии существования человека между рождением и смертью. Реалии существования личности в ее представлении среди других и в продуктах ее творчества.
От таинства детства к достоинству и мудрости старости.
Необходимость понимания исторически обусловленных реалий существования человека. Необходимость удержания жизненных целей, развитой рефлексии на себя и других и понимания относительной ценности притязаний. Личность как носитель духовности.
2.5. Акмеология как наука
Акмеология как наука. Базовые аспекты акмеологического подхода. Ее специфика, базовые понятия, междисциплинарные связи и направления развития. Предмет, задачи и основные принципы акмеологии как научной дисциплины. Сущностные особенности акмеологии, ее объект и методы. Понимание и трактовки акме. Специфика акмеологии как науки (интегра-тивность, дифференцированность). Становление акмеологии как науки.
Акмеологические принципы и подходы: комплексный подход, системный подход, субъектности, единства деятельности и личности, психического детерминизма и развития, активности.
Методологический статус акмеологии. Научно-методические ориентации. Актуальность акмеологии как науки на современном этапе.
Анализ междисциплинарных связей акмеологии (с психологией личности, возрастной психологией, психологией труда, психологией творчества, дифференциальной психологией и другими науками).
Категориально-понятийный аппарат акмеологии. Категориально-понятийный аппарат. Профессионализм. Деятельность. Личность. Инварианты профессионализма. Система акмеологических показателей профессионализма (продуктивность деятельности, точность, надежность деятельности, креативность и др.)
Акмеологический уровень. Личностно-профессиональное развитие.
Прикладные аспекты акмеологии, инвариантности, потенциальности, психосоциальности, прагматичности, реалистичности.
Исторические предпосылки возникновения акмеологии как научной дисциплины и этапы становления. Акмеологические идеи в религиозно-философских учениях Запада и Востока.
Акмеология в исторической ретроспективе. Различные подходы к периодизации акмеологии, к классификации этапов становления акмео-логии — И.П. Семенов, А.А. Деркач, Г.С. Михайлов. Вклад отечественных ученых в разработку акмеологии — Б. Г. Ананьев, А.А. Бодалев и др.
Методы акмеологической науки. Методический инструментарий акмеологии. Общенаучные методы: анализ, обобщение, структуризация, факторизация. Психологические методы: опрос, наблюдение, тестирование, моделирование, семантический дифференциал. Собственно акмео-логические методы: акмеографическое описание, построение акмеограмм.
Акме и его проявления. Сущность понятия «акме», основные подходы к его рассмотрению от Платона и Аристотеля до нашего времени. Пара-
метры акме, концептуальные модели акме, профессионализм как одна из сторон проявления акме (А. Маслоу, А.А. Бодалев, А.А. Деркач и др.).
«Акме» и его проявления; основные параметры «акме». Период жизни или состояние духа (А.А. Мелик-Пашаев). Параметры акме в контексте результатов деятельности. Виды акме (локальное, широкое, продолжительное, псевдоакме, антисоциальное); уровни акме, время достижения акме.
Характер взаимодополнения акме личностного и социально-деятель-ностного. Концептуальные модели акме: одновершинная модель, многовершинная, интенционально-динамическая.
Системы акмеологических показателей профессионализма. Диагностика профессионализма и уровня личностно-профессио-нального развития. Профессионализм личности и профессионализм деятельности. Акмеологические инварианты профессионализма: общие и специфические. Акмеологические показатели и совокупность показателей профессионализма (компетентность, креативность, стабильная высокая продуктивность деятельности и др.).
Личностно-профессиональное развитие. Изменения развития: повышение психологической готовности к деятельности в осложненных ситуациях, развитие частных способностей, развитие как инвариант профессионализма и др.
2.6. Организация трудовой деятельности и повышение уровня профессионализма
Активность личности в профессиональной сфере. Факторы удовлетворенности трудом. Условия, необходимые для полноценного осуществления трудовой деятельности: нормативные документы, целепола-гание, планирование, методическое обеспечение, материально-техническое обеспечение, установление соответствия между состоянием здоровья работника и требованиями профессии и пр.
Алгоритм анализа деятельности с точки зрения профессионализма. Факторы удовлетворенности трудом и их влияние на продуктивность деятельности.
Профессиональная организация деятельности. Профессиональная деятельность и активность субъекта. Действие как единица деятельности. Корректировка деятельности. Знания, умения, навыки.
Понятие мотива. Системы мотивации. Мотивационная сфера личности. Целеполагание и принятие решений. Подходы к принятию решений: экономический, психологический. Психологические модели принятия решений. Рефлексивные модели принятия решений.
Профессия и профессиональные деформации личности. Контроль эмоционального состояния в процессе профессионализации. Стресс: причины возникновения, управление стрессом. Методы и средства релаксации в профессиональной деятельности.
Акмеологический подход и профессиональная идентичность личности. Профессиональная идентичность: «Я» и дело, образ профессии. Профессиональное самоопределение и профидентичность.
Механизмы: профессиональная идентификация, профессиональное отчуждение, профессиональные отношения. Рефлексия: уровни и стадии. Рефлексивное развитие творческого потенциала личностных и профессиональных качеств.
Методы повышения уровня профессионализма.
2.7. Путь человека как личности: потребность в движении к акме
Идеи акме в философии Платона и Аристотеля.
Ф.М. Достоевский о том, что «в человека надо выделаться» и о безличности человека, об условиях, освобождающих человека от всякого нравственного личностного долга.
Акмеология — наука о периоде расцвета человека в его развитии.
Активная, самостоятельная, деятельная личность: сущностная потребность общества в такой личности. Идентификация и обособление человека как личности — феномены, представляющие уникальное свойство человека.
Личность как социально активный субъект, присваивающий себе сущностные черты через идентификацию, и индивидуализирующий себя через обособление.
Тяга человека к самоуважению в творчестве. Творчество как феноменальная особенность личности сопряжено с чувством личности, что побуждает человека к саморазвитию.
Акме как вершина развития физических, психических (душевных) и духовных свойств человека, как лучшая пора его жизни.
III. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Рекомендуемая литература
Основная
1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания: избр. психологические труды. — М., 2008.
2. Бахтин М.М. Искусство и ответственность // Собр. соч. Т. 1. — М., 2008.
3. Бердяев Н.А. Самопознание. — М., 2010.
4. Бодалев А.А., Васина Н.В. Акмеология. Настоящий человек. Каков он и как им становятся? — М., 2010.
5. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М., 2007.
6. Гегель Г.В.Ф. Философия духа. - М., 2009.
7. Деркач А.А., Сайко Э.В. Самореализация — основание акмеологи-ческого развития. — М., 2010.
8. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — М., 2007.
9. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. — М., 2010.
10. Крайг Г., Бакум Д. Психология развития. — 9-е изд. — СПб., 2012.
11. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). — 4-е изд., испр. и доп. - М., 2014.
12. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — М., 2008.
13. Психология развития личности. Средний возраст, старение, смерть / под ред. А.А. Реана. — М., 2007.
14. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. — СПб., 2012.
15. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. — СПб., 2012.
16. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: избранные труды: в 2 т. — М., 2009.
17. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М., 2007.
Дополнительная
1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов: пер. с англ. — Ростов н/Д, 1998.
2. Акмеология в системе деятельности государственных служащих / под ред. А.А. Деркача. — М., 1999.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — Л., 1968.
4. Анисимов О.С. Методы акмеологических исследований. — М., 1994.
5. Анисимов О.С., Деркач А.А. Основы общей и управленческой акмеологии. — М., 1997.
6. Арсеньев А.С. Подросток глазами философа. — Алматы, 1995.
7. Басюк В.С. Психологическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в контексте системы развития и воспитания личности: монография. — М., 2015.
8. Басюк В.С. Психологическое сопровождение и социальная помощь делинквентным подросткам // Развитие личности. — 2016. — № 2. — С. 77—100.
9. Баттерворт Д., Харрис М. Принципы психологии развития. — М., 2000.
10. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. — М., 1998.
11. Бердяев Н.А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. — Харьков; М., 2002.
12. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. — М., 1998.
13. Брунер Дж. Психология познания: пер. с англ. / под ред. А.Р. Лурия. — М., 1977.
14. Вишнякова Н.Ф. Креативная акмеология: развитие творческой личности взрослого человека: в 2 т. Т. 1. Теория креативной акмеологии. Т. 2. Прикладная креативная акмеология. — Минск, 1998.
15. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: хрестоматия: учеб. пособие для студ. вузов / сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. — М., 2003.
16. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Арагуновой. — М., 1967.
17. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. — М., 1981—1984.
18. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. — М., 1978.
19. Герасимов Б.Н. Инновационные технологии в становлении и развитии профессионализма специалиста // Интеграция науки, образования, культуры. — Новосибирск, 1998.
20. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М., 1986.
21. Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. — М., 1999.
22. Деркач А.А., Марасанов Г.И. Психолого-акмеологическое консультирование управленческих кадров. — М., 1996.
23. Деркач А.А., Огнев А.С., Гончаров Ю.Н. Психодиагностика и акмеолография. - М., 1997.
24. Джинотт X. Дети и мы. — СПб., 1996.
25. Диагностика умственного развития дошкольника / под ред. Л.А. Вегнера и В.В. Холмовской. — М., 1978.
26. Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Акмеологические аспекты профессионализма. — М., 1993.
27. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 1. Психическое развитие ребенка / под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. — М., 1986.
28. Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений. — М., 1997.
29. Климов Е.А. Психология профессионала. — М.; Воронеж, 1996.
30. Кон И.С. Психология старшеклассника. — М., 1982.
31. Конфуций: его жизнь и учения. — М., 1991.
32. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избр. труды. — М.; Воронеж, 1997.
33. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. — М., 1983.
34. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростка. — Л., 1983.
35. Лишенные родительского попечительства: хрестоматия / под ред. В.С. Мухиной. — М., 1983.
36. Маслоу А. Психология бытия. — М.,1997.
37. Мелик-Пашаев А.А. Акмеология и творчество: к постановке проблемы // Мир психологии. — 1999. — № 2. — С. 23—29.
38. Мень А. История религии: в поисках пути, истины и жизни. — М., 1991.
39. Мид М. Культура и мир детства: избранные произведения: пер. с англ. — М., 1988.
40. Михайлов Г.С. Основные понятия акмеологии // Прикладная психология и психоанализ. — 1999. — № 1. — С. 20—28.
41. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высших учеб. заведений: 15-е изд. — М., 2015.
42. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. — М., 1981.
43. Мухина В.С. Отчужденные: Абсолют отчуждения: монография. — 2-е изд., стереотип. — Сергиев Посад, 2010.
44. Мухина В.С. Таинство детства: в 2 т. — 3-е изд. — Екатеринбург, 2004.
45. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. — 2-е изд. — М.,1990.
46. Мухина В.С., Басюк В.С. Психологическое сопровождение делинк-вентных подростков: проект и его реализация (Возможно ли преодолеть архетип делинквентности?) // Развитие личности. — 2014. — № 4. — С. 202— 217; 2015. — № 2. — С. 56—66; 2015. — № 3. — С. 117—137; 2016. — № 1. — С. 41—73.
47. Мухина В.С., Хвостов А.А. Отчуждение человеков в обыденной жизни: монография: в 2 кн. — М., 2014.
48. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. — М., 1994.
49. Основы общей и прикладной акмеологии / под ред. А.А. Деркача. — М., 1995.
50. Пейперт С. Переворот в сознании: дети; компьютеры и плодотворные идеи: пер с англ. / под ред. А.В. Беляевой, В.В. Леонаса. — М., 1989.
51. Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра. — М., 2001.
52. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. — М., 1992.
53. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1967.
54. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — СПб., 1997.
55. Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка. — СПб., 1997.
56. Пономарев Я.А. Знание, мышление, умственное развитие. — М., 1967.
57. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. — М.; Воронеж, 1997.
58. Психологические аспекты подбора и проверки персонала. — М., 1997.
59. Психология младших школьников / под ред. В.В. Давыдова. — М., 1990.
60. Психология формирования и развития личности / под ред. Л.И. Анцыферовой. — М.,1961.
61. Развитие личности ребенка: пер. с англ. / под ред. А.М. Фонарева. — М., 1987.
62. Рефлексивное управление: сборник статей международного симпозиума. — М., 2000.
63. Рубинштейн С.А. Проблемы общей психологии. — М., 1976.
64. С чего начинается личность / под ред. Р.И. Косолапова. — М., 1979.
65. Собкин В.С. Старшеклассник в мире политики. — М., 1997.
66. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. — М., 1995.
67. Фрейд 3. Психоанализ детских неврозов. — М.; Л., 1995.
68. Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции. — СПб., 2008.
69. Фромм Э. Душа человека. — М., 1992.
70. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. — М., 1992.
71. Штерн В. Умственная одаренность: пер. с нем. — СПб., 1997.
72. Эриксон Э. Детство и общество. — СПб., 1996.
73. Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. — М.; Львов, 1998.
74. Юнг К.Г. Конфликты детской души: пер. с англ. — М., 1995.
Интернет-ресурсы
1. e-LIBRARY.RU — электронная научная библиотека. — Ы^р://еНЬгагу.
2. Univertv.ru — образовательный видеопортал. — http://univertv.ru/
3. Акмеология: методология, методы и технологии // Материалы научной сессии, посвященной 75-летию чл.-корр. РАО, президента МААН Нины Васильевны Кузьминой. — http://akmeolog.narod.ru
4. Библиотека Гумер — психология. — http://www.gumer.info/bibliotek_ Buks/Psihol/_Index.php
5. Библиотека Елены Косиловой. — http://elenakosilova.narod.ru/ uhref.html
6. Библиотека Максима Мошкова. — http://lib.ru/
7. Журнал «Акмеология образования» (электронная версия). — Ьй^:// www.human-factor.info/akme.htm
8. Журнал «Вопросы психологии» (электронная версия). — http:// www.voppsy.ru/
9. Журнал «Развитие личности» (электронная версия). — http://www. rl-online.ru/
10. Научно-практический журнал «Акмеология» (электронная версия). - http://www.akmeology.ru
11. Портал и библиотека «Дельфия... Мое слово». — http://forum. myword.ru/
12. Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие». -http://www.psylib.ukrweb.net/
13. Психологический журнал (электронная версия). — http://www. ipras.ru/08.shtml
14. Флогистон: психология из первых рук. — http://flogiston.ru/
15. Электронная библиотека Славы Янко. — http://yanko.lib.ru/
Программу составили: доктор психологических наук, профессор,
заведующая кафедрой психологии развития МПГУ В.С. Мухина доктор психологических наук,
профессор кафедры психологии развития МПГУ В.С. Басюк