Научная статья на тему 'Принципы построения развивающего образования в контексте акмеологического подхода'

Принципы построения развивающего образования в контексте акмеологического подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы построения развивающего образования в контексте акмеологического подхода»

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

БЕЛОУСОВА О.В.

Важнейшей задачей акмеологии является понять сущностные стороны характеристик человека, которые должны быть сформированы у него в дошкольном и младшем школьном возрасте, в годы отрочества и юности, чтобы он во всех отношениях смог проявить себя на ступени зрелости [1], [2], [3]. В результате предметом новой науки стало целостно понять человека в комплексных исследованиях, связанных с обобщением знаний о человеке (философских, социологических, психологических, физиологических, пси-холого-педагогических, исторических и других), т.е. стать наукой относящейся к человекознанию [4]. Она фактически родила новое направление в образовании - как определить содержание образования, исходя из создаваемых продуктивных (прогрессивных) технологий обучения. Вопрос разработки моделей содержания образования в таком ракурсе ещё не ставился, хотя косвенно обнаруживается во многих педагогических исследованиях [5], [6].

Чтобы попытаться очертить позиции нового направления модернизации образования, необходимо отметить, что в научных исследованиях при решении методологических проблем, понятия «принцип» и «подход» нередко разделяют. К примеру, можно встретить термины «системный подход» и «принцип системности». А.А. Деркач [7] поясняет это следующим образом:

а) принципом в науке обозначают исходное теоретическое положение, руководящую идею;

б) подход выделяют как особый синтез знаний, базирующийся на определенных принципах.

Таким образом, между подходом и принципом существуют самые тесные связи, а К.К. Платонов [8] практически их отождествляет, заявляя, что «системный подход - это принцип психологии, заключающийся в понимании каждого человека как системы».

Сходную позицию занимал А.Б. Брушлинский [9], высказываясь буквально - ... «субъектный подход или принцип субъектности...». Не вдаваясь детально в науковедческие вопросы, примем позицию их близости и попытаемся из многочисленных изданий акмеологической литературы выделить те методологические принципы акмеологии, на основании которых следует выстраивать развивающее образование в диаде школа - физкультурный ВУЗ, которые в значительной степени позволяют соблюсти преемственность стыковки образовательных систем школьного обучения (обычной средней школы) с обучением в высшем учебном заведении.

Нам представляется, что главнейшим принципом акмеологии для построения продуктивного образования следует считать принцип поэтапного достижения вершин в собственном развитии в онтогенезе не только в учебных результатах (обученности, обучаемости), но и личностном и субъектном росте каждого обучаемого. Это требует перевода обучения в ранг достижения личностных результатов фактически с самого раннего возраста до глубокой старости, когда оно осуществляется на максимуме своих способностей, задатков, психической напряженности в соответствии с уровнем здоровья при оптимальной трате энергетического потенциала в течение установленного индивидуального времени и вариативности воздействий.

Совершенно очевидным становится факт, что принятие такой методологии построения образования означает его истинную модернизацию, которая потребует раскрытия не только закономерностей и механизмов становления качественно-количественных характеристик акме, но и создание соответствующего инструментария измерения их показателей с учетом предрасположенности обучаемых к конкретным предметным областям знаний, выбору присущей им профессии и определении прогрессивной технологии овладения ею. Далее, устанавливая иерархию качеств в выявившемся контексте профессиональной деятельности, необходимо обязательно установить, какие из них являются незаменимыми, а какие могут быть без ущерба для осуществления деятельности замещены, скомпенсированы другими качествами [1].

Вторым важнейшим принципом постановки развивающего образования акмеологического типа и, прежде всего, в общеобразовательных школах следует признать принцип сопряженного (в какой то мере фронтального) развития не всего многообразия свойств и качеств обучаемых, а только их триады - психотехнических, личностных, субъектно-деятельных интегральных качеств, способностей и самосознания [1], [10], [11], [12], которые необходимо формировать и диагностировать, вплоть до завершения обучения в каждой из школ, в том числе и в вузовском многоуровневом образовании. С точки зрения акмеологической методологии, эти свойства должны «выращиваться» в условиях сквозного использования психолого-педагогических методов постепенного «снятия» ограничений в свободе действий учащихся и переходу к самостоятельному самообучению, самовоспитанию, саморазвитию в индивидуации (самоосуществлении деятельностей). При этом физкультурно-валеологические установки в учебно-воспитательном процессе не менее актуальны, чем стратегические учебно-развивающие, ибо без развития и сохранения здоровья не будет и качественного образования.

Третьим принципом, характеризующим развивающее образование в рамках акмеологии, близкого ко второму, является принцип комплексности или комплексного подхода нацеленного на интеграцию знания о различных качествах, свойствах, состояниях человека и различных систем, в которых он осуществляет свою жизнедеятельность. Его разработка связана с именем Б.Г. Ананьева [13], который сформулировал задачу целостного подхода к изучению человека и интеграцию знаний о нем. По мнению А.А. Деркача [3], комплексный подход в акмеологии означает интеграцию разноуровнего знания о закономерностях и механизмах прогрессивного развития человека как индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности. Специфика комплексного подхода в акмеологии состоит также и в том, что он задает ориентацию на единство изучения и реального совершенствования человека.

В таком понимании комплексный подход отличается от системного, хотя очень тесно связан с ним. Основная идея последнего заключается в изучении объекта как целого, но состоящего из разных взаимосвязанных элементов, упорядоченного и сложноорганизованного. Системный подход появился и разрабатывался в основном в кибернетике, общей теории систем, философии, физиологии, когда возникла необходимость изучения и создания очень сложных объектов, имеющих различную природу. В психологических исследованиях системный подход получил наиболее мощное развитие в исследованиях А.А. Бодалёва, В.А. Ганзена, Е.А. Климова, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова и других. Специфика системного подхода в акмеологии состоит в том, что её объекты не имеют четко выраженного уровня системного строения, так как динамические изменения, связанные с развитием, гетерохронность этих процессов делают структуру весьма подвижной и переменчивой. При этом образы - цели системы выделены весьма отчетливо [3]. Пока системные идеи в акмеологии недостаточно разработаны, хотя разработка теоретикометодологических основ акмеологии, в том числе и в русле образования, является актуальным перспективным теоретическим научным её направлением.

Выдвижение на первые «парадигмальные» позиции принципа субъектности в акмеологии и образовании требует глубокого обоснования, хотя, по образному выражению А.В. Брушлинского, «...настоящая личность всегда является субъектом» [9].

Принципы психологического детерминизма и развития [14], разработанные в психологии, можно считать также имеющими выраженное акмеологическое содержание, связанное с образованием. Так, определение внутренних условий, побуждающих к саморазвитию, является важной составляющей любого ак-меологического исследования и, естественно, образования.

Специфика принципа детерминизма в акмеологии проявляется по следующим направлениям.

Первое состоит в том, что с точки зрения акмеологии, внутренние условия личности в обучении рассматриваются как побудительные причины и детерминанты ее развития.

Второе - движущей силой развития является сама личность.

Третье - процесс вызревания личности имеет двойную детерминацию: внутреннюю (раскрытие потенциала) и внешнюю (осознаваемые и принимаемые внешние воздействия), когда социальная детерминация всё более переходит на индивидуальный уровень.

Очень важным в акмеологии для построения образования является принцип развития, который ориентирован только на прогрессивное развитие, на самосовершенствование обучаемого. При этом саморазвитие человека должно осуществляться в направлении становления индивидного субъекта деятельности и индивидной личности, а также интегральной индивидуальности. Правда, в акмеологии речь пока не идет о гармоничном развитии, хотя многие исследователи подчеркивают необходимость стремления к этому.

Принцип развития в акмеологии предполагает:

• понимание развития как движения к зрелости, высшего уровня через совершенствование и самосовершенствование;

• признание субъектного характера развития;

• осуществление развития через противоречия, разрешаемые субъектом или личностью;

• индивидуальный характер развития;

• многогранность и многоплановость развития в разных сферах;

• реализацию индивидуального потенциала в процессе развития.

Следующим важнейшим методологическим принципом является принцип изучения человека в его прогрессивном развитии как индивида, личности, субъекта труда и индивидуальности. На данном этапе развития акмеологии этот принцип применительно к главной задаче образования предполагает изучение развития профессионализма в многообразии личностных проявлений. При этом профессионал главным образом рассматривается как индивид и субъект труда, в меньшей степени как личность, ещё меньшей -как индивидуальность.

В акмеологических исследованиях достаточно полно реализуется и принцип, получивший широкое распространение в психологии, который требует изучать два равноценных объекта - человека и деятельность.

В настоящее время в исследованиях данный принцип получил весомое значение в изучении профессионализма в диалектическом единстве его свойств, как профессиональной личности, так и профессиональной деятельности. Однако применение данного принципа в силу его глубокого содержания в акмеологии требует специальных исследований. Специальных исследований требует и принцип, состоящий в изучении «общего в отдельном». Он реализуется в поиске общего, особенного и единичного в том, что связано с прогрессивным развитием зрелой личности и, прежде всего в изучении общих закономерностей формирования профессионализма, однако с учетом конкретной профессиональной деятельности и индивидуальных траекторий движения к профессиональному мастерству.

Его идея заключается и в определении сходных параметров профессионализма на уровне общего и особенного, причем эти параметры носят инвариативный (в какой то степени независимый) характер. Ведь в структуре профессионализма есть составляющие, присущие всем профессионалам, независимо от специфики их деятельности и потому развитие профессионализма должно начинаться в первую очередь с них.

Наконец, одним из наиболее весомых принципов акмеологии, педагогики и психологии является принцип гуманизма. С точки зрения акмеологии его применение в образовании должно быть направлено в первую очередь на интересы человека, его прогрессивное личностное и профессиональное развитие. Задача акмеологии в соответствии с данным принципом состоит в том, чтобы развивать человека до уровней гуманистических требований общества или до уровня, который он определил сам для себя. Акмеоло-гия, согласно данному принципу, ориентирует также личность на движение к центру своего Я, но в тоже время эта ориентация не означает развитие «за счет других».

В заключение следует отметить, что построение учебно-воспитательного процесса в пролонгированной системе: общеобразовательная школа - физкультурный ВУЗ использовались указанные принципы организации развивающего образования акмеологического типа для выявления его влияния на качественную сторону подготовки бакалавров и, прежде всего повышения их профессионализма и возможного использования в реконструкции существующего образования в данном направлении.

Нами были сделаны следующие выводы:

1. Реформирование образования в целом и обучения в частности, должно быть только инновационным, не совершенствующим образовательную систему, а реконструирующим ее с позиции теоретикометодологических концептов взаимосвязанных предметных областей: историко-философских, психологопедагогических, естественно-научных, акмеолого-синергетических, аскиолого-ценностно-смысловых и др.

2. Стратегической направляющей построения образования должна стать сбалансированная концептуальная матрица основных сущностных установок социально- и личностно-ориентированных подходов организации осмысленного (и осознанного) учебно-воспитательного процесса, который бы характеризовался: демократическим порядком функционирования, нравственным отношением своих субъектов, преследовал цель предоставления учащемуся свободы выбора во всех проявлениях активности в максимально возможном личностном росте (актуализации), стремлении становиться все более компетентным и способным, насколько это возможно биологически, соответствует его работоспособности, психической напряженности, мотивационно-потребностным, интеллектуально-волевым и здоровьенакопительным ресурсам.

Если все указанные закономерности будут учитываться в образовательных системах (и особенно в пролонгированных) и реализовываться, то это и будет означать их переход на вершинное, действительно развивающее образование акмеологического типа, которое и приведет, наконец, к его реформированию.

3. Развивающее образование акмеологического типа должно конструироваться на основе следующих его принципов:

• обучение в любых учреждениях должно строиться по типу достижения личностных результатов в обучении и развитии на максимуме своих способностей, задатков, психической напряженности в соответствии с уровнем здоровья при оптимальной трате энергетического потенциала в течение установленного индивидуального времени и вариативности воздействий;

• его осуществление предполагает сопряженное развитие не всего многообразия свойств и качеств обучаемых, а только их триады - психотехнических, личностных, субъектно-деятельностных интегральных качеств, способностей и самосознания, которые необходимо формировать и диагностировать вплоть до выхода из образовательных систем;

• использование в нем комплексного подхода должно быть нацелено на интеграцию знания о различных качествах, свойствах и состояниях человека и различных систем, в которых он осуществляет свою жизнедеятельность;

• построение образования напрямую связано не просто с развитием, а только с прогрессивным развитием и совершенствованием обучаемого особенно на этапе зрелости, при достижении им профессионализма в диалектическом единстве свойств, как профессиональной личности, так и самой профессиональной деятельности;

• гуманизация образования обязывает развивать человека до уровней гуманистических требований общества или до уровня, который определил он сам для себя в условиях самодвижения к центру своего Я, но это не означает развитие «за счет других».

Список литературы

1. Бодалев А.А. О предмете акмеология //Психологический журнал, №1, - 1993. - с. 73-79.

2. Деркач А.А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. - М, изд. «Академия», 1993. -23 с.

3. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология: познания и развитие. — М.,2003. - 252с.

4. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся// Вопросы психологии. - 1984. - №1. - с. 21-25.

5. Краевский В.В., Лернер И.Я. Теоретическая основы процесса обучения в советской школе. - М., 1989. -318 с.

6. Нечаева Н.Н. Содержание образования как проблема ВУЗовской педагогики. В книге: Основы педагогики и психологии высшей школы (под ред. Петровского А.В.), Московский университет, 1986. -с. 144-160.

7. Гребнева В.В. Человеко-центрированное взаимодействие в ВУЗе: Теория и практика. - Белгород, БГУ, 2004. - 298 с.

8. Платонов К.К. Избранные труды. - М., Сфера, 1990. - с. 5-10.

9. Брушлинский А.В. Психология субъекта/Ответственный редактор В.В.Знаков. - С-Пб., Изд. «Алетейя», 2003.

- 269 с.

10. Белоусова О.В. Концептуальное проектирование инновационной образовательной системы саморазвития индивидуальности в комплексе: детский сад - школа.//Научно-методическое пособие.

- Ростов н/Д, Изд-во ЗАО «Книга», 2004. - 72с.

11. Мухина В.С. Первые итоги работы института развития личности РАО // Вопросы психологии. - 1996, №45.

- с. 147.

12. Слободчиков В.И. Проблемы становления и развития инновационного образования. // Инновации в образовании. - 2003. - №2. - с. 4-28.

13. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. — М., Наука - 1976, 236 с.

14. Андыферова Л.И. Гуманистически экзистенциальный подход к мудрости: способы постижения истинного Я и призвания человека. // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26. - №3. - с. 5-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.