связанные с традиционными, методологическими, интерпретационными подходами, укреплению новых систем и методик в образовательном процессе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лиферов А. П. Образование Будущего: глобальные проблемы - локальные решения / А. П. Лиферов, Н. А. Степанов. - M.: Педагогический поиск, 2000. - 52 с.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. - М.: AcademiA, 2000. - 361 с.
Новикова Елена Владимировна,
кандидат психологических наук, ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт»,
(г. Донецк, ДНР)
УДК 159.9
ПСИХОЛОГИЯ ИНТУИТИВНОГО ПОЗНАНИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
PSYCHOLOGY OF INTUITIVE KNOWLEDGE: HISTORY AND NOWDAYS
В статье рассмотрены вопросы понимания интуиции, её особенностей и видов в историческом развитии. Проанализированы концепции современных учёных относительно феномена интуиции в современной науке. Представлены психологические особенности интуиции.
Ключевые слова: интуиция, «инсайт», «реле-эффект», интуитивно-чувственное отражение, логическое мышление, интуитивное мышление, бисоциации.
The questions of understanding of intuition, its features and kinds in historical development are considered in the article. The phenomenon of intuition in modern science is analyzed. The psychological features of intuition are presented.
Key words: intuition, insight, relay-effect, intuitive-sensory reflection, logical thinking, intuitive thinking, bisociation.
Проблемы, связанные с познанием, творчеством, интуицией всегда привлекали к себе внимание. К числу самых сложных научных проблем, над которыми работают и современные ученые (философы, психологи, педагоги, культурологи, информатики, социологи и другие) относятся проблемы
познания, мышления, творчества. Ученые пытаются определить механизмы познания, источники активности и функционирования умственной деятельности и т.д. Одним из важных элементов научного открытия, творчества, по мнению большинства современных ученых, является интуиция. Современное общество диктует запрос на людей, которые могут принимать конструктивные решения, решать творческие задачи и действовать как можно эффективнее, в частности, полагаясь на свою интуицию, в условиях неопределенности.
На сегодняшний день феномен интуиции до конца не исследован. Механизм интуиции еще мало изучен с психологической точки зрения.
Целью нашей работы является исследование представлений об интуиции в историческом экскурсе, определение интуиции на современном этапе развития науки, её особенности, виды, механизм функционирования.
В понятие «интуиция» в разное время вкладывали разный смысл. То она понималась как божий дар. То она трактовалась как форма непосредственного интеллектуального знания и созерцания (интеллектуальная интуиция), то - как познание в виде чувственного созерцания (чувственная интуиция). Интуиция понималась и как инстинкт, который непосредственно, без предварительного обучения определяет формы поведения. Достаточно часто интуицию рассматривают как скрытый, неосознаваемый первопринцип творчества и решения трудных жизненных ситуаций.
Учение об интуиции возникло еще в философии Древней Индии и Греции. Согласно Платону, интуиция есть дар божий, реализующийся как созерцание идей (прообразов вещей чувственного мира), которое является видом непосредственного знания и приходит как внезапное озарение, предполагающее предварительную подготовку ума. Аристотель также признавал ценность чувственного опыта, рассматривал интуицию как автономное средство познания и как высший источник истины.
После Платона и Аристотеля было немало философов, которые в той или иной степени касались проблемы познания и интуиции, однако наибольшее внимание этим вопросам стали уделять начиная с XVII века.
Учение философов XVII века об интуиции появились на почве рационалистического понимания знания. В концепциях Р. Декарта, Б. Спинозы, Г.В. Лейбница, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо интуиция рассматривается как определенный вид интеллектуального знания, независимого от умозаключений и доказательств и являющегося высшим видом интеллектуального познания окружающего мира, благодаря которому познается истина. По мнению И. Канта, достоверное знание человека
достигается только сочетанием интеллектуальных форм косвенного познания с формами чувственности (чувственной интуицией). И. Фихте говорит об интеллектуальной интуиции и рассматривает ее как основной метод получения знаний, как средство разрешения противоречий. В философском учении И. Фихте интуиция понимается как познавательная деятельность. Философ подчеркивал, что если бы наш разум не имел возможности интеллектуальной интуиции, то он оставался бы в пассивном состоянии. Ф. Шеллинг считает, что интеллектуальная деятельность человека осуществляется согласно установленным законам, которые далеко не всегда произвольны (целенаправленны). Чтобы действия нашего интеллекта могли восприниматься нами как действия объективные, необходимо, чтобы в момент, когда наш интеллект осуществляет определенное действие, мы одновременно отслеживали и сам процесс этого действия. Такое слежение за интеллектуальной действием является, согласно Ф. Шеллингу, интеллектуальной интуицией. По сути, Ф. Шеллинг говорит о рефлексии познавательной деятельности в ее современном понимании. Интеллектуальная интуиция по Ф. Шеллингу - это осознание действующим интеллектом необходимости законов, по которым он действует. А. Шопенгауэр поставил вопрос о непосредственном знании (об интуиции) в центр своего философского мировоззрения. По А. Шопенгауэру, интеллект предстает собой просвет, исходящий из темной глубины неосознаваемого. Всё содержание знания, отмечает учёный, берет своё начало с интуитивного уровня, меняя лишь форму. Философ подчеркивает, что интуиция не является простым ощущением, не может быть продуктом одних лишь ощущений, в ней проявляется деятельность ума, она соединяет функции интеллекта и первичные данные ощущений.
В начале XX века возникают противоречивые взгляды на учение об интуиции. Интуиция уже не рассматривается как одна из функций интеллектуального познания, её начинают, с одной стороны, противопоставлять интеллектуальному знанию, подчеркивая, что интуиция присуща любой творческой деятельности, а с другой стороны, приходят к выводу, что без интуиции познание невозможно.
Так, в начале своего творческого пути Б. Кроче отмечает, что человеческое познание является либо познанием интуитивным, либо познанием логическим. Познание на интуитивном уровне представляет собой познание индивидуального, а познание на логическом уровне - познание универсального. Интуиция есть, по Б. Кроче, объективация наших впечатлений в выражении. Под «выражением» учёный понимает не только
словесные высказывания, но и несловесные: объективизацию впечатлений в восприятии цвета, линий, пластических форм, звуков, движений и т.д. Для него интуиция не является одним из видов интеллектуального знания. Она существует рядом с ним как форма неинтеллектуального познания мира. Более того, интуиция не только ставится рядом с интеллектом в качестве равноценной и параллельной формы, но по отношению к понятию провозглашается формой основной, первичной, независимой от интеллекта. Философ стремился доказать первичность интуиции по отношению к интеллекту, доказать, что интуитивное познание может существовать независимо от интеллектуального, а интеллектуальное познание не может существовать и осуществляться без интуитивного. Однако продолжая свои исследования, Б. Кроче был вынужден признать, что интуиция все же связана с интеллектуальными формами познания и без неё невозможно познание в принципе. Учёный приходит к выводу, что всякий логический факт предполагает в качестве свооего необходимого условия акт выражения, то есть интуицию. В этом смысле интеллектуальное познание всегда зависит от интуитивного. Проблема соотношения интеллектуального и интуитивного познания осталась у философа не до конца решенной.
Важное место в учении об интуиции занимает интуитивизм А. Бергсона. Философ критикует интеллектуальные средства и формы познания, а также противопоставляет интуицию интеллекта. А. Бергсон стремился доказать, что знание, на которое способен интеллект, не может быть знанием истинным. Он считал, что познание сущности достигается не с помощью интеллекта, а благодаря неинтеллектуальной интуиции. Интеллект и интуиция, в представлении философа, есть два рода знаний, которые развиваются параллельно. Сознание А. Бергсон раздваивает на интуицию и интеллект. Интуицию он преподносит над интеллектом. Только интуиция в состоянии, по А. Бергсону, непосредственно постичь реальность, без помощи анализа и символов. Абсолютное, как подчеркивает Бергсон, может быть дано только в интуиции, тогда как все остальное открывается в анализе. В своей философии учёный отождествляет интуицию с инстинктом. Однако позже учёный пишет, что интеллект и интуиция взаимно обусловливают и дополняют друг друга. Источник обоих - опыт. А. Бергсон выходит на общность интеллекта и интуиции, подчеркивая связь между ними и даже неизбежность для интуиции проявления в интеллектуальной форме [1; 4].
Мы видим, что проблема исследования интуиции, возникшая еще в древние времена, прошла долгий путь развития и до сих пор беспокоит умы ученых. В последние десятилетия было разработано немало концепций
интуиции. Современные ученые пытаются дать определение этому понятию, понять его сущность, функции, место в познании объективной действительности, в творческом процессе и т.д., но единой точки зрения на эту проблему по сей день так и не существует.
Так, современный философский словарь дает следующее определение понятию: «Интуиция (лат. intueri - пристально смотреть) - способность непосредственного постижения истины» [11]. Современные философы указывают, что интуицию невозможно считать каким-то отклонением от обычных путей познания истины, она является закономерной формой их проявления, опосредованной логическим мышлением и практикой. За способностью как бы «случайно» угадывать истину, подчеркивают они, действительно стоит накопленный опыт, приобретенные ранее знания.
Современный психологический словарь дает такое определение феномена интуиции: «Интуиция (англ. intuition от лат. intueri - пристально, внимательно смотреть) - мыслительный процесс, состоящий в нахождении решения задачи на основе ориентиров поиска, не связанных логически или недостаточных для получения логического вывода. Для интуиции характерна быстрота (иногда моментальность) формулирования гипотез и принятия решения, а также недостаточная осознанность его логических оснований» [5].
Говоря о рационально-дискурсивном и интуитивном постижении реального мира, философы противопоставляют их только как два разных средства получения знания о внутренней структуре исследуемых объектов. Они обращают внимание на высказывание А. Пуанкаре, который, по их мнению, удачно очерчивает границу между логикой и интуицией: «С помощью логики доводят, с помощью интуиции изобретают». Интуиция дает начальное знание об объекте («изобретает»), логика же разворачивает из этого начального знания ряда выводов, делая явным, то, что неявно, скрыто уже содержалось в этом начальном знании («доказывает»). Философ И.В. Бычко отмечает, что логика и интуиция представляют собой лишь разные моменты человеческого мышления. Логика без интуиции обрекает мышление на бессодержательность, приводит к потере смысла науки, поскольку из нее изымаются интуитивно узнаваемые «неоговоренные» исходные принципы. Интуиция же без логики превращает мышление в простое «отображение непосредственно данного». Современные философы подчеркиваю, что интуиция и логика выступают не просто как элементы человеческого мышления, а как его моменты, взаимно проникающие. «Логика и интуиция органически связаны, взаимопроникают в реальном процессе познания, и всякая попытка разорвать их делает невозможным самопознание» [1; 4].
Философ А.Г. Спиркин также разделяет эту точку зрения, считая, что в реальном процессе мышления интуиция тесно связана с логическим мышлением.
М.А. Мазманян и Л.Ш. Тальян изучали роль вдохновения и интуиции в творческом процессе. Учёные показывали значительную роль мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения), широкого кругозора, знания языков, философии, психологии в творческом процессе. Подчеркивая большую роль вдохновения (особенно духовный подъем) в творческом процессе, они отмечают, что состояние вдохновения не возникает случайно, ему предшествуют долгие поиски, накопления и осмысления впечатлений. Ученые отмечают, что интуиция является частью вдохновения. Интуиция, по М.А. Мазманян и Л.Ш. Тальян, представляет собой такую деятельность творческого воображения, которая опирается на неосознаваемые представления, образы, жизненный опыт человека, которые накопились с детства, оставили определенный след в душе и которые оживляются в состоянии вдохновения и воспроизводят увиденное, своеобразно сочетаются с сознательными впечатлениями, усиливают и направляют работу творческого воображения. Интуиция, согласно учёным, является компонентом творческого воображения, не являясь самостоятельным и непосредственным фактором психики человека, и проявляется в состоянии вдохновения. Исследователями были выделены следующие основные источники интуиции: 1) непроизвольная память, непроизвольно закрепленные и неосознанные впечатления; 2) данные произвольного запоминания, которые мы успели забыть; 3) привычки и традиции, влияние которых на жизнь и сознание людей имеет большое значение; 4) имитация.
Д. Ширлей и Дж. Леген-Фокс понимают интуицию как чувство знания и уверенность в нем, возникшие на основе информации без использования сознательного рационального мышления.
П. Левицки с коллегами говорят об интуиции как о неосознанном когнитивном процессе, который оперирует высоко структурированными методами или правилами, неосознанно приобретенными в процессе имплицитного обучения. М. Либерман понимает интуицию как феноменологический и поведенческий коррелят знания, полученного с помощью имплицитного обучения. Под имплицитным обучением ученый понимает приобретенные знания, которые появляются у человека независимо от сознательных попыток научиться. Таким образом, интуиция, которая представляет собой результат имплицитного обучения, является процедурным знанием, которое было приобретено без осознания процесса обучения.
В. Егор определял интуицию как форму сжатого опыта, которую человек может использовать при принятии решения.
О.В. Степаносова под интуицией понимает знания, которое возникает в неопределенной ситуации, субъективно воспринимается как догадка, предчувствие, внутреннее ощущение, наличие которого осознается. По мнению психолога, интуиция имеет дело с новизной выбора. О.В. Степаносова подчеркивает, что имплицитное обучение может выступать лишь одним из факторов появления интуиции [10].
Описывая качества интуиции, современные западные психологи (Qaxton G., Bastick Agor W.H.) указывают на следующее: 1) интуиция имеет отличие от аналитического, логического способа познания; 2) возникновение интуиции представляет собой неосознаваемый процесс; 3) в интуиции присутствует аффективный аспект; 4) интуиция проявляется в домысле, предчувствии; 5) интуиция имеет связь с накопленным опытом, как осознанным, так и неосознанным.
О.В. Губенко выделил определенные существенные особенности интуитивного мышления. Во-первых, интуиция «схватывает» живые, подвижные процессы и явления, которые находятся в состоянии становления, развития, трансмутации, перехода от одного качества к другому. Во-вторых, «семы» - наименьшие единицы содержания, «атомы содержания», - в интуитивном мышлении характеризуются неопределенностью, неоднозначностью, поливалентностью, многозначностью. Понятиям присущ свободный переход от одного значения (семы) к другому, непринужденному сочетанию явлений, которые не сочетаются с точки зрения традиционных представлений. Благодаря гибкости, алогичности и полисемантичности интуитивных процессов образуются семы-мутанты, которые и составляют основу новых идей, изобретений и гипотез. Иными словами, особенностью интуиции являются семантические мутации, когда новая сема создается из старых путем нарушения законов «тождества» и «исключенного третьего», а также в результате «разрыва» ассоциативных связей между семами. В-третьих, акт интуитивного познания является мгновенным («инсайт»), истина в нем открывается сразу и в целостном виде [2].
В современной науке существуют различные классификации интуиции. Одна из самых известных предложена М. Бунге. Как системотворческий признак в ней использованы формы познавательной активности субъекта. Интуиция, по М. Бунге, делится на чувственную и интеллектуальную. Чувственная интуиция имеет следующие формы: 1) интуиция как восприятие;
2) интуиция как воображение. Интеллектуальная интуиция бывает: 3) интуиция как ум; 4) интуиция как оценка.
О.С. Кармин и Е.П. Хайкин разделяют интуицию на две формы: эйдетическую (связана с построением новых наглядных образов на основе понятий) и концептуальную (представляет собой процесс формирования новых понятий на основе наглядных образов).
Г. Клестон дает следующую классификацию видов интуиции: а) экспертиза (нерефлексивное выполнение тяжелых, высококвалифицированных действий); б) имплицитное обучение (средство приобретения знаний с помощью неосознанных, а не концептуальных средств); в) суждение (принятие точного решения и осуществление категоризации при невозможности объяснить или доказать их) г) чувственность (повышенная внимательность, как сознательная, так и бессознательная, к деталям ситуации); д) креативность, точнее, использование инкубирования (фазы в решении проблемы, когда сознательная деятельность по нахождению решения прекращается и человек занимается не связанными с проблемами делами) и воображение при продвижении в решении проблемы; е) рассуждение (процесс переработки опыта снова и снова для того, чтобы извлечь из него значения).
Интуицию можно рассматривать как с точки зрения процесса ее возникновения, так и с точки зрения полученного интуитивного результата. Подобная основа для классификации встречается у К. Уайлда, который выделяет интуицию-знание (непосредственное осознание субъектом некоторого знания, которое проходит самостоятельно без обращения к ощущениям или рассуждениям) и интуицию-процесс (метод, с помощью которого субъект приходит к осознанию некоторого знания, которое отличается от рассуждений и восприятия).
Философы И. Бычко, Ю. Осичнюк, В. Табачковский говорят о том, что интуиция является своего рода ощущением настоящей сущности объекта, она как бы проникает «внутрь» объекта и непосредственно «слышит» его существо. Знание, получаемое интуитивно в результате такой его «непосредственности», приобретает характер очевидной истины, то есть такой, которая не требует логического обоснования. Очевидность эта может иметь характер как чувственной наглядности (если интуитивный контакт с объектом осуществляется в сфере материальной деятельности), так и интеллектуальной наглядности (если порождающая ее деятельность лежит в сфере идеальной деятельности). В связи с этим они различают чувственную и интеллектуальную интуицию.
Ф. Вауган предложила четыре уровня интуиции: а) физическому уровню соответствуют осознанные телесные ощущения, которые встречаются в ситуации, в которой, как кажется, нет причины думать о чем-либо необычном; б) на эмоциональном уровне интуиция достигает сознания с помощью ощущений (например, любовь с первого взгляда или нелюбовь к чему-то без видимой причины); в) на ментальном уровне интуиция проявляется через образы (с помощью интуиции данного уровня человек способен делать точные выводы на основе несущественной информации); г) в спиритуальном уровне с помощью интуиции достигается целостное понимание действительности, вне зависимости от ощущений, чувств или мыслей. Интуиция как знание соответствует ментальному уровню в представленной классификации. Ее функциями являются в основном оценка ситуации, выбора, альтернатив, действий, гипотез и т.д.
Некоторые учёные (Bastick T., Chapman M., Spitz H.) используют термин «интуиция» как синоним инсайта. Другие, например, П. Гольдберг, рассматривают инсайт (интуитивное открытие) как один из видов интуиции, который служит для проявления верификации фактов. Е. Бейлор считает, что интуиция и инсайт имеют два общих компонента: непосредственность, отсутствие сознательного контроля и интуитивное решение (неосознанность процесса возникновения), на основе чувственных образов. Однако интуиция, по мнению учёного, отличается от инсайта тем, что включает в себя еще и третий компонент - рассуждения неаналитического типа.
М. Либерман также отличает интуицию от инсайта. Он пишет, что хотя инсайт внешне и похож на интуицию, это разные явления. Инсайт - это процесс, посредством которого человек внезапно осознает логические связи между проблемой и ответом. В случае же с интуицией нет такого проникновения в логические отношения, а есть суждения, предчувствие и поведенческий ответ.
Р. Хенлер пишет о том, что инсайт может быть верифицирован с помощью рассуждения, поэтому инсайт - это необычное средство получения обычного типа понимания. В этом его отличие от интуиции, которая является непосредственным знанием другого типа, природа которого связана с рассуждениями. Р. Хенлей говорит также о том, что интуиция и инсайт соответствуют различным типам субъективного опыта. Инсайт возникает внезапно и часто связан с «ага» - переживанием. Интуиция же субъективно включает в себя подготовительную фазу, целью которой является подготовка сознания для возникновения интуитивной догадки [10].
Большинство современных отечественных и зарубежных психологов связывают интуицию с творчеством, творческим мышлением.
Относительно генезиса творческого процесса в связи с интуитивным компонентом, еще Г. Уоллес (Wallas) описал четыре последовательных этапа творческого процесса: 1) подготовка (формулировка задачи и начальные попытки ее решения); 2) инкубация (отвлечение от задачи и переключение на другой предмет); 3) инсайт/озарение (интуитивное проникновение в сущность задачи); 4) проверка (испытания и реализация решения).
Психологи, исследующие интуицию, стали обращаться к модели Г. Уоллеса, связывающей интуицию с различными фазами творческого процесса. Например, западные психологи М. Чепман и Д. Майерс рассматривают интуицию как инсайт, который возникает в ходе креативного процесса. Т. Бастик, рассматривая первые три фазы креативного процесса как интуицию, считает, что креативный процесс состоит из двух этапов -нахождения решения с помощью интуиции и дальнейшей верификации найденного решения проблемы [3].
Я.А. Пономарёв разработал структурно-уровневую модель центрального звена психического механизма творчества.
Рис. Структурно-уровневая модель творческого мышления.
Центральное звено механизма творчества Я.А. Пономарев видит в виде двух проникающих одна в другую сфер. Внешние пределы этих сфер можно представить, как абстрактный предел мышления. Снизу таким пределом является интуитивное мышление (за ним простирается сфера строго интуитивного/инстинктивного мышления животных). Сверху - логическое мышление (за ним простирается сфера строго логического мышления -современные электронно-вычислительные машины). Критерием творческого акта, согласно Я.А. Пономарёву, является уровневый переход: потребность в новом знании складывается на высшем структурном уровне организации
интуитивное
сознательное
бессознательное
творческой деятельности, а средства удовлетворения этой потребности на низших уровнях. Они включаются в процесс, который проходит на высшем уровне, приводит к появлению нового средства взаимодействия субъекта с объектом и возникновению нового знания. Таким образом, творческий продукт предполагает включение интуиции и не может быть получен на основе только логического вывода [7].
На современном этапе развития психологической науки в области теории познания и творчества одной из существующих теорий является теория В.А. Моляко. Учёный считает, что интуитивное мышление присутствует на всех стадиях решения задач. В.А. Моляко отмечает, что существует, по крайней мере, два способа достижения инсайта: опознание по аналогии и ускоренная переработка информационно-логических посылок, в результате чего происходит «скачок» в рассуждения. В.А. Моляко впервые внедряет в научный оборот новое понятие «реле-эффекта», который рассматривается им как психологический катализатор интуитивного понимания решений. Понимание происходит вследствие замыкания цепи структурно-функциональных блоков и элементов определенными существенными для исследователя элементами или признаками. Такое замыкание структурно -функциональной смысловой цепи, которое приводит к созданию новой идеи, и названо «реле-эффектом» [6].
Согласно теории В.А. Роменца, в творческом процессе важную роль играют бисоциации, которые возникают в результате сочетания идей, которые не имеют между собой очевидной общности и связь между которыми иногда выглядит «противоестественной», не соответствующей обыденному опыту. При этом стереотипные идеи и понятия нарушаются. Бисоциативному мышлению свойственен отказ от законов формальной логики. Мозг временно освобождается от «угнетения» логическими правилами, аксиомами, структурами, вербальными концепциями. За дело «берется» творческая интуиция, которая сочетает семантические элементы из разных плоскостей опыта, разрушает все логические преграды и барьеры между удаленными понятийными матрицами. Такой свободный ход между понятиями, непринужденное сочетание несочетаемых семантических значений и явлений и является проявлением работы интуиции. По мнению В.А. Роменца, именно эта способность и является специфической чертой творческого гения. Ученый подчеркивает важность интуитивных процессов для творческого мышления, говоря, что они вступают в действие на решающем этапе умственной деятельности [9].
В.Д. Потапова отмечает, что интуиция и чувства рассматриваются как паритетные составляющие особой формы отражения - интуитивно-чувственного отражения. Это отражение трактуется как психический процесс, направленный на создание адекватного объекту образа; как целостный охват условий проблемной ситуации, который дает возможность выхода за границы установленных стереотипов поведения и деятельности, в частности алгоритмов решения проблемы. Процессуальная сторона интуитивно-чувственного отражения рассматривается, как взаимосвязь сознательных и неосознаваемых механизмов психики, обусловленная совместной работой левого и правого полушария головного мозга [8].
Анализ концептуальных положений теорий интуиции отечественных и зарубежных ученых позволяет нам констатировать, что интуиция представляет собой непосредственное постижение сути без логического анализа, доказательств, сознательного контроля, основанное на предшествующем опыте, знании (часть из которого не осознается человеком), ассоциациях, неосознанных познавательных процессах, эмоциях и чувствах личности, на основе личностных черт. Катализатором интуитивного мышления является «реле-эффект». Интуитивное мышление присутствует на всех стадиях решения задач. Для конструктивного решения творческой задачи необходимо взаимодействие интуитивного и логического мышления.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. Очерк истории: XVII -начало XX в. / В.Ф. Асмус. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 320 с.
2. Губенко О.В. Феномен штущп та штелектуальна творчють / О.В. Губенко // Практична психолопя та сощальна робота. - 1999. - № 7. - С. 10-14
3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2007.
- 368 с.
4. История философии: Учебник для вузов / Под ред. А.С. Колесникова СПб.: Питер, 2010.
- 656 с.
5. Мещеряков Б. Большой психологический словарь / Сост. Б. Мещеряков, В. Зинченко. -СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с.
6. Моляко В.А. Психология решения школьниками творческих задач. / В.А. Моляко. - К.: Рад. школа, 1983. - 94 с.
7. Пономарев Я.А. Психология творчества. / Я.А. Пономарев. - М. : Изд-во «Наука», 1976.
- 303 с.
8. Потапова В.Д. Функщональна система психолопчних механiзмiв штуГтивно-почуттевого вщображення: Монографiя. / В.Д. Потапова. - Донецьк: ООО «Юго-Восток», Льд», 2005. -336 с.
9. Роменець В.А. Психолопя творчосп: навчальний поабник. / В.А. Роменець. - К.: «Либщь», 2001. - 288 с.
10. Степаносова О.В. Современные представления об интуиции / О.В. Степаносов // Вопросы психологии. - 2003. - № 4. - С. 133-143.
11. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - М.: Республика, 2001. - 719 с.
Ревуцкая Ирина Викторовна,
ст. преподаватель кафедры психологии ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт»
(г. Донецк, ДНР)
УДК 15.21.41
РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ И ИХ КОРРЕКЦИЯ МЕТОДОМ ТЕЛЕСНО-
ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕРАПИИ
SPEECH DISORDERS AND THEIR CORRECTION BY THE METHOD OF BODY-ORIENTED THERAPY
В статье рассмотрена проблема речевых нарушений, виды речевых нарушений, а также причины их возникновения с точки зрения нейропсихологии, логопедии, педагогики и психологии.
Предложен, рассмотрен и описан невербальный подход к коррекции речевых нарушений методом телесно-ориентированной терапии. Описаны приемы выполнения коррекционных методов телесно-ориентированной терапии.
Ключевые слова: речи расстройства, логоневроз, дизартрия, афазия, дислалия, телесно-ориентировочная терапия, коррекция произношения, мышцы, нервная деятельность, релаксация, движения, мимика, рефлекс.
The article considers the problem of speech disorders, types of speech disorders and their causes from the point of view of neuropsychology, logopedics, pedagogics and psychology.
Proposed, considered and described non-verbal approach to the correction of speech disorders by the method of body-oriented therapy. Described are methods of performing the corrective methods of body-oriented therapy.
Key words: speech disorders, logoneurosis, dysarthria, aphasia, dyslalia, body-oriented therapy, correction of pronunciation, muscle, neural activity, relaxation, movement, facial expressions, reflex.
В последние годы неуклонно растет количество детей с различными нарушениями речи. В своем большинстве, это дети с дизартриями, дислалиями, афазиями и логоневрозом. Дизартрия - нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы. Проявляется в ограничении
66