ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
УДК 111
Л. Р. Данакари, Д. В. Полежаев
Феномен интуиции: философские основания, условия возникновения и особенности реализации
Основной целью данной статьи является рассмотрение феномена интуиции, ее философских оснований, условий возникновения и особенностей реализации. Анализ феномена интуиции показывает эври-стичность и плодотворность дальнейших научных исследований, открывает новую реальность в сфере познания. Необходимым условием проявления интуиции является уровень профессиональной подготовленности исследователя. Интуиция не проявляется в той области, в которой человек совершенно несведущ. Высокая профессиональная подготовка при наличии упорного исследовательского поиска и творческого воображения приводит к интуитивному выводу. Положительная эмоциональная активность - основа вдохновения, а без вдохновения невозможно интуитивной мысли. Важный источник интуиции - художественное освоение мира. Схватывание единым взором множества разных вещей в художественных образах - хорошая питательная среда интуиции. Интуиция во многом зависит и от строя мышления исследователя, его способностей комбинировать, синтезировать, абстрагировать, его дара принять решение в равновозмож-ных ситуациях. Интуиция как специфический познавательный процесс складывается из двух этапов - этапа инкубации и этапа «внезапного озарения».
The main purpose of this article is to examine the phenomenon of intuition, its philosophical foundations, conditions of the emergence and implementation peculiarities. The analysis of the phenomenon of intuition shows its heuristic nature and fruitfulness of further research, reveals a new reality in the field of knowledge. A necessary condition for manifestation of intuition is the level of a researcher's professional training. Intuition does not occur in an area in which a person is completely ignorant. High professional training in the presence of persistent research and creative imagination leads to the intuitive conclusion. Positive emotional activity is the basis of inspiration, an intuitive thought is impossible without inspiration. An important source of intuition is artistic familiarization of the world. Covering a lot of different things in images at a glance is a good breeding ground of intuition. Intuition is largely dependent on a researcher's way of thinking and his ability to combine, to synthesize, to abstract, to take a decision in equally possible situations. Intuition as a specific cognitive process consists of two phases: the phase of incubation and the stage of "sudden enlightenment".
Ключевые слова: феномен интуиции, интуитивное познание, непосредственное знание, энграммы, подсказки, сознание, мышление, непосредственность, бессознательность, неожиданность.
Keywords: the phenomenon of intuition, intuitive knowledge, direct knowledge, engrams, tips, consciousness, thinking, spontaneity, unconsciousness, surprise.
Проблема интуитивного познания давно является предметом пристального интереса и практически не прекращающихся дискуссий в отечественной и зарубежной философии. Существует несколько подходов к изучению природы и форм интуиции, поэтому нам в первую очередь необходимо определиться, что есть интуиция в самом широком смысле.
Термин «интуиция» обычно встречается со словами «знание» и «познание»: интуиция - это вид знания, специфика которого обусловлена способом его приобретения. Это непосредственное знание, не нуждающееся в доказательстве и воспринимаемое как достоверное. Такой позиции придерживались Платон, Р. Декарт, Дж. Локк, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Г. В. Ф. Гегель, А. Бергсон.
По способу получения интуиция - это прямое усмотрение истины, т. е. объективной связи вещей, не опирающееся на доказательство (интуиция от лат. intueor - созерцать - усмотрение внутренним зрением). Среди множества определений интуиции имеются общие положения:
1) непосредственность интуитивного познания, отсутствие предварительного рассуждения,
2) независимость от умозаключения и доказательства, 3) уверенность в правильности результа-
© Данакари Л. Р., Полежаев Д. В., 2015 6
та, причем она основана на определенных неосознанных психических данных, 4) значимость предшествующего накопления знаний.
Интуитивное познание отличается от рассудочного, опирающегося на логический аппарат определений, силлогизмов и доказательств. Преимущества интуитивного познания перед рассудочным можно представить следующим образом: 1) возможность преодолеть ограниченность известных подходов к решению задачи и выйти за рамки привычных, одобряемых логикой и здравым смыслом представлений; 2) интуитивное знание дает познаваемый предмет целиком, сразу «всю бесконечную содержательность предмета», позволяет «ухватить наибольшую полноту возможностей». При этом различные стороны предмета познаются на основе целого и из целого, тогда как рассудочное знание имеет дело только с частями (сторонами) предмета и из них пытается строить бесконечный ряд из общих понятий, присоединяемых друг другу, но в силу того что такой ряд неосуществим, рассудочное знание остается неполным; 3) интуитивное знание имеет абсолютный характер, ибо созерцает вещь в ее сущности, рассудочное имеет относительный характер, поскольку состоит только из символов; 4) в интуиции дана творческая изменчивость, текучесть действительности, тогда как в общих понятиях рассудочного знания мыслятся лишь неподвижные, общие положения вещей; 5) интуитивное знание - высшее проявление единства знания интеллектуального, ибо в акте интуиции разум одновременно мыслит и созерцает. Более того, это не есть лишь чувственное познание единичного, но интеллектуальное созерцание всеобщих и необходимых связей предмета.
Рационалисты XVII в. полагали, что интуиция - это не просто один из видов интеллектуального познания, но его высший вид, наиболее совершенный. Обладая всеми этими преимуществами перед рассудочным знанием, интуиция, тем не менее, имеет и уязвимые места: это 1) непроявленность причин, приведших к полученному результату, 2) отсутствие понятий, опосредующих процесс интуиции, отсутствие символов, а также 3) подтверждение правильности полученного результата. И хотя непосредственное понимание связей предмета или явления может оказаться достаточным для усмотрения истины, но недостаточным для того, чтобы убедить в этом других, для этого требуются доказательства. Каждая интуитивная догадка нуждается в проверке, которая чаще всего осуществляется путем логического вывода следствий из нее и сопоставлением их с имеющимися фактами.
Благодаря основным психическим функциям (ощущение, мышление, чувство и интуиция) сознание получает свою ориентацию. Особенность интуиции в том, что она участвует в восприятии бессознательным образом, иными словами, функция ее иррациональна. Отличаясь от других функций восприятия, интуиция может иметь и сходные с некоторыми из них черты. Можно сказать, что ощущение и интуиция - это две функции восприятия, взаимно компенсирующие друг друга, подобно мышлению и чувству.
Работа творческой интуиции и как результат - достижение озарения - представляют наиболее загадочные явления, и так как интуиция, по существу, процесс неосознаваемый, она с трудом поддается не только логическому анализу, но и вербальному описанию. «Озаренная светом разума, интуиция предстает в виде выжидательной установки, созерцания и всматривания, причем всегда только последующий результат может установить, сколько было "всмотрено" в объект и сколько в нем действительно было заложено» [1].
Все творческие задачи можно грубо разделить на два класса: решаемые средствами произвольного логического поиска и те, ход решения которых не вписывается в логику сложившейся системы знаний и принципиально не поддается алгоритмизации. Тогда в первом случае, если предшествующая фаза не дает адекватных готовых логических программ, естественно, включается интуиция. Кроме того, интуитивное решение может пониматься и как одна из фаз в механизме творчества, следующая за произвольным, логическим поиском и требующая последующей вербализации, а возможно, и формализации интуитивного решения.
Специфика интуиции видна уже в ее упомянутых определениях. В состав интуиции могут входить знания, которые не являются частью уже известных гипотез, положений, законов, чувственного познания. Такое знание требует обоснования. Новое знание появляется, на первый взгляд, ниоткуда. Однако еще Г. Лейбниц утверждал, что «пустоты психической не может быть». Внезапное появление нового знания и является одной из особенностей интуиции. Например, какое-либо действие или предмет может вызвать ассоциацию, которая, в свою очередь, провоцирует интуитивное решение проблемы. Но в некоторых случаях интуиция может быть случайной. Как считают некоторые исследователи, неожиданность и внезапность интуитивной догадки происходит из нескольких связанных между собой обстоятельств. Во-первых, «озарение» наступает после более или менее длительного периода работы ученого над проблемой в момент, когда он ею не занят. Во-вторых, в качестве непосредственного «толчка» к догадке может выступать
7
случайное обстоятельство. В-третьих, интуиция бывает неожиданной до такой степени, что противоречит данной проблемной ситуации. В таких случаях проблемная ситуация переориентируется познающим субъектом.
Можно выделить три основные особенности интуиции. Первое, что нужно отметить, - это ее непосредственность. Решение проблемы представляется самоочевидным уже в момент догадки, когда еще нет ее логического обоснования. Истина открывается посредством мгновенного акта. Непосредственность является основной особенностью интуитивного познания. С этим согласны большинство исследователей.
Вторая особенность связана с таким свойством интуиции, как бессознательность. Она заключается в неосознанности путей и средств решения той или иной задачи, проблемы. И, наконец, третье - ее неожиданность. Ученый никогда не знает заранее, осуществится интуитивное познание или нет. Интуиция «приходит», когда ее не ждешь, когда теряется надежда на решение задачи. Возможно, когда человек научится управлять своей интуицией, ему удастся избежать множества проблем при решении общенаучных, конкретно научных, творческих и других проблем и задач. В процессе интуиции происходит трансформация, аккумуляция и преломление информации, в результате и появляется новое знание.
Можно предположить, что в пределах человеческого сознания и памяти есть особые центры, в которых в процессе жизни, практики, в результате миллиардов повторений различных воздействий, процессов обеспечивается аккумуляция информации и осуществляется внезапное решение вне сознания. Однако необходимо отличать интуицию от автоматических действий человеческого разума, которые человек приобретает в результате многократных повторений, так называемых автоматизмов.
Первым и необходимым условием появления интуиции является уровень профессиональной подготовленности исследователя. Еще Платон говорил, что интуиция требует длительной подготовки ума. Если исследователь плохо знаком с областью, в которой работает, то возможность интуиции значительно снижается. Кроме того, если интуиция даже будет иметь место и будет нужный результат, исследователь может этого не осознать или вообще не заметить. Необходим не просто высокий уровень профессиональной подготовки исследователя, но и очень глубокое знание изучаемого предмета. В противном случае уже сама постановка проблемы вызовет трудности. А это значительно затруднит возможность интуитивного познания.
Еще одним важным условием является наличие поисковой ситуации. Недостаточно ставить проблему, необходимо очень тщательно заниматься ее решением, не прекращать этот процесс при первой же неудаче. Другим условием возникновения интуиции является наличие подсказки. Она благотворно влияет на процесс возникновения интуиции. Можно отметить, что очень многие открытия были сделаны именно таким путем, т. е. с помощью подсказки.
Однако интуицию можно не только стимулировать, но и препятствовать ее появлению. Тормозящим фактором может выступать психологический стресс, причины которого могут быть разнообразны: переутомление физическое и умственное, трудности финансового характера, проблемы в семейной жизни. Другим таким фактором может быть работа по принуждению. Известно, что работа «из-под палки» не может привести к хорошим результатам. Еще одним сдерживающим фактором могут быть тревога и напряжение по пустякам. Распыление внимания по пустякам не дает возможности сосредоточиться на решении основной проблемы.
Интуиция не обладает какими-то мистическими свойствами, обязательной адекватностью, не следует смешивать психологическое чувство «самоочевидности», «уверенности» с объективной истинностью найденного решения. Интуиция, как и любой другой способ познания действительности, может приводить не только к истине, но и к ложным результатам.
На сегодняшний день существует множество разрозненных, не приведенных в какую-либо систему подходов к определению того, в какой форме проявляется интуиция. Можно различать субъективную форму в виде восприятия бессознательных психических данных субъективного происхождения [2]. И объективную форму в виде восприятия фактических данных, исходящих из объекта, сопровождаемого мыслями и чувствами.
Чувственная и интеллектуальная формы интуиции. Прежде всего, имеются в виду объекты, которые чувственно воспринимаются либо в окружающей действительности, либо в реальности внутреннего мира образов, эмоций, желаний. Таким образом, самой простой формой интуиции, играющей важную роль на начальных стадиях творческого процесса, является чувственное созерцание, или пространственная интуиция.
Сошлемся на Н. О. Лосского: «Следует упомянуть о нечувственных процессах, данных в нечувственных созерцаниях, которых нельзя назвать интеллектуальной интуицией, потому что этим термином следует обозначать интуицию, направленную не на реальные, а на идеальные моменты, 8
предметы. Такова, например, активность субстанциальных деятелей, и именно не продукты ее, а сам динамический аспект деятельности, стремление, усилие, напряжение, действование» [3]. С ее помощью образуются первоначальные геометрические понятия о фигурах и телах. Такой же чувственно-практический и интуитивный характер имеют и первые простейшие суждения арифметики. Все элементарные соотношения арифметики воспринимаются в качестве абсолютно достоверных.
Действительная, изначальная уверенность в истинности такого рода утверждений идет от того обстоятельства, что эти утверждения являются элементарными предметно-практическими констатациями, фактами, данными предметно-практически. Заключения также берутся как непосредственные очевидности, как нечто, безусловно данное. Логический анализ принимает во внимание, но никогда не отвергает такого рода констатации. Такой тип интуиции называют «предметной», или «праксеологической».
В то же время в настоящее время считается общепризнанным, что в научном творчестве решающая роль принадлежит интеллектуальной интуиции, которая не противопоставляется аналитической, логической разработке новых идей, а идет с ней рука об руку. Сошлемся снова на Лосско-го: «В интеллектуальной интуиции, как и в чувственной, следует различать субъективную и объективную стороны - интенциональный акт интуиции и идеальный предмет, на который он направлен. Можно также следующими терминами обозначить эти две стороны: умозрение и предмет умозрения, мышление и мыслимое и т. п.» [4]. Согласно Лосскому интеллектуальная интуиция совершенно не опирается на ощущения и восприятия, даже в их идеализированной форме.
Учение об интеллектуальной интуиции как непосредственном усмотрении необходимых и всеобщих связей с помощью ума необходимо отличать от учения о так называемых врожденных идеях и от учения об априорном знании. Врожденные идеи - понятия, изначально присущие нашему уму. Но если Р. Декарт утверждал, что некоторые идеи прирождены нашему уму в совершенно готовом и законченном виде, то Г. Лейбниц считал, что врожденные идеи существуют только в виде известных склонностей и задатков ума, побуждаемых к развитию опытом и, в частности, ощущением.
Учение об априорности некоторых знаний возникло как ответ на вопрос: существуют ли для ума истины, предшествующие опыту и от опыта не зависящие? Непосредственный характер получения некоторых истин мыслился по-разному: с одной стороны, как непосредственность знания, данного в опыте, с другой - как непосредственность знания, предшествующего опыту, т. е. априорного. Поэтому при решении вопроса о роли опыта в происхождении знания теории интуиции делятся на неаприористические и априористические. Так, большинство теорий чувственной интуиции вовсе не были теориями априористическими. Например, теории интеллектуальной интуиции, создавшиеся рационалистами, были априористическими или, по крайней мере, содержали в себе элементы априоризма. Однако далеко не всякое учение априоризма сочеталось с теорией интеллектуальной интуиции, т. е. отрицался непосредственный, а именно - интуитивный, характер этих априорных истин. И. Кант, насколько известно, отрицал способность человека к интеллектуальной интуиции, а его теория познания и учение о формах чувственной интуиции - пространстве и времени - априористичны [5].
Одной из наиболее продуктивных форм интеллектуальной интуиции является творческое воображение, с помощью которого как раз и создаются новые понятия и формируются новые гипотезы. Интуитивная гипотеза логически не следует из фактов, опирается в основном на творческое воображение. Иными словами, интуиция выступает не только в качестве целостной, объединяющей идеи, в известной мере завершающей цикл исследования, но и как догадка, нуждающаяся в дальнейшей разработке и проверке с помощью дедуктивных, доказательных методов рассуждения.
Исследование условий возможности логически определенных предметов приводит с логическою необходимостью к усмотрению начала, которое стоит выше этих предметов и обосновывает их, будучи само сверхлогическим, металогическим бытием, которое не подчинено законам тождества, противоречия и исключенного третьего. С. Л. Франк в книге «Предмет знания» убедительно показывает необходимость такого начала, исходя из соображения, что определенность А возможна постольку, поскольку А есть член комплекса А + не-А, причем не-А есть весь остальной мир; условием этого отношения А ко всем остальным определенностям может быть только такое начало, которое схватывает все определенности и само стоит выше их, следовательно, относится к области металогического.
Таким образом, открываются не только такие легковыразимые в понятиях и доступные интеллектуальной интуиции аспекты Я, как сверхпространственность, сверхвременность, принадлежность ему как носителю качеств и событий; но и стоящая выше ограниченных определенных качеств сила, которая делает способным к свободе и творчеству; мало того, она ведет к усмотрению индивидуального своеобразия Я.
Интуицию невозможно абсолютизировать и вырвать из той «почвы», на которой она прорастает, будь это среда перцептивных образов, чувственных данных, логических построений ли-
бо осмысленных значений. В этом смысле интуиция как деятельность не является самодостаточной, однако она представляет собой способ возникновения всей основы когнитивной деятельности и одновременно меру аутентичности познавательного образа познаваемому объекту. Речь идёт об интуиции как модусе целостности системы научной когнитивной деятельности.
Целостность и системность, как и полнота содержания когнитивной системы, есть необходимое, но недостаточное условие актуализации интуитивной деятельности. Ведущая модальность системы познавательной деятельности есть возможность. Модальность возможности определяет и определяется ориентацией науки на поиск и создание новых форм знания. Эмпирическое выражение оно находит в феномене интуитивной деятельности и её результатах. Именно возможности внутренней организации и внешних условий научного познания определяют формы интуитивной деятельности. Внешние условия определяются как изменением социокультурного контекста науки, так и ее дискурсом. Внутренняя организация научного познания востребует активизации одного из морфологических уровней когнитивной системы. Это может быть чувственная ткань сознания, определяющая переживание в гуманитарных дисциплинах. Слой значений сознания активизируется во всех дисциплинарных областях, обладает валидностью в точных науках. Слой биодинамики сознания обладает также особой значимостью для наблюдений. Заполнение в науке одного из морфологических уровней требует концептуализации и выражения на понятийном уровне. Переход от заполненного слоя к слою рефлексивному представляет собой интуитивный скачок.
Соотнесение типов структур познавательной деятельности и типов интуиции позволяет систематизировать формы реализации интуитивной деятельности. Одновременно оно дает возможность верифицировать утверждения об универсальном характере интуиции как модусе возникновения когнитивного процесса. Философский анализ феномена интуиции позволяет говорить о специфике постижения знания через интуицию.
Примечания
1. Литвинова А. Л. Роль интуиции в научном познании II Философия о предмете и субъекте научного познания I под ред. Э. Ф. Караваева, Д. Н. Разеева. СПб.: Санкт-Петерб. филос. о-во, 2002.
2. Полежаев Д. В. Феномены сознания и бессознательного в пространстве менталитета II Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. № З. С. 11З-111.
3. Лосский Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М.: Республика, 1995. С. 118.
4. Там же. С. 199.
5. Литвинова А. Л. Указ. соч. С. 1З8.
Notes
1. A.L. Litvinova Rol' intuicii v nauchnom poznanii [Role of intuition in scientific knowledge] II Filosofiya o predmete i sub"ekte nauchnogo poznaniya - Philosophy of the object and the subject of scientific knowledge I ed. E.F. Karavaeva, D.N. Razeeva. SPb. Saint-Peters. Philosophical society. 2002.
2. Polezhaev D.V. Fenomeny soznaniya i bessoznatel'nogo v prostranstve mentaliteta [Phenomenon of consciousness and the unconscious mentality in the space] II Nauchnye problemy gumanitarnyh issledovanij -Scientific problems of humanitarian research. 2009, № З, pp. 11З-111.
3. Lossky N. O. CHuvstvennaya, intellektual'naya i misticheskaya intuiciya [Sensual, intellectual and mystical intuition]. M. Respublika. 1995. 118 p.
4. Ibid. P. 199.
5. A.L. Litvinova Op. cit. P. 1З8.
УДК 130.3
Ж. В. Латышева
Проблема трансцендирования в перспективе трансцендентальной феноменологии Э. Гуссерля
В статье определяются три основные парадигмы исследования проблемы трансцендирования - транс-ценденталистская, экзистенциалистская и экзистенциально-феноменологическая, - раскрывающие как важнейшие уровни трансцендирования, так и основные ступени его изучения. Указывается на основополагающее значение трансценденталистской парадигмы, позволяющей обнаружить условия, формы и характеристики деятельности сознания, в которых и с помощью которых происходит трансцензус.
© Латышева Ж. В., 2015 10