ВЛИЯНИЕ МИКРОКЛИМАТА НА ОРГАНИЗМ И МОЛОЧНУЮ ПРОДУКТИВНОСТЬ
ДОЙНЫХ КОРОВ
Софронов В.Г., Данилова Н.И., Шамилов Н.М., Кузнецова Е.Л.
Резюме
Микроклимат одного и того же исследуемого коровника отличается по своим зоогигиеническим показателям и наиболее благоприятен в торцах здания, что способствует улучшению физиологического состояния животных и увеличению молочной продуктивности дойных коров в стойловый период.
MICROCLIMATE INFLUENCE ON THE ORGANISM AND MILK PRODUCING ABILITY
OF DAIRY COW
Sofronov V.G., Danilova N.I., Shamilov N.M., Kuznetsova E.L.
Summary
Microclimate of the same experimental milk shed differ in its zoo-hygienic rates and is more favorable at the ends of the building that contributes to improving of physiological state of animal and increasing of the milk producing ability at the dairy cow in a nongrazing time.
УДК 1:1.001:155.6
ИНТУИЦИЯ КАК ФЕНОМЕН ПОЗНАНИЯ
Хачатрян А.А. - д.фил.н., профессор, зав.кафедрой
Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана
Ключевые слова: интуиция, Платон, Аристотель, Декарт, Бергсон, классификация форм интуитивного познания, интуитивное и дискурсивное.
Key words: intuition, Plato, Aristotle, Descartes, Bergson, forms classification of the intuitive knowledge, intuitive and discursive.
Понятие интуиции (от позднелат. тШйю - «созерцание») имеет разные трактовки у представителей различных философских школ и направлений. Первичные формы обоснования интуиции можно обнаружить в учениях Сократа, Платона и Аристотеля. Сократ понимает интуицию как принцип, направленный на целостное «познание себя». Для Платона интуиция есть вид непосредственного знания, которое приходит как внезапное сверхчувственное озарение,
предполагающее, однако, длительную подготовку ума, интеллигибельное явление, средство восхождения к знанию абсолютного блага, мира идей.
У Платона метафизически понятая интуиция - это таинственная способность постижения мира идей. Интерес к реальному миру в его целостности также является характерной чертой платоновских
интуиции, среди которых А.Ф. Лосев выделяет «интуицию числа и геометрической фигуры» [1].
Большое значение интуиция приобретает в учении Аристотеля. Аристотель полагает: «Высшие понятия усматриваются непосредственно» [2]. Любое научное знание должно быть не нуждающимся в исправлениях, основанным на посылках, не требующих доказательств. Аристотель определяет интуицию как «удивление интеллектом первоначал» науки. Интеллектуальная интуиция есть способность, благодаря которой мы безошибочно схватываем суть вещей, познаем их. Аристотель также предполагает, что если мы с помощью интуиции познаем сущность, мы будем способны описать и, следовательно, определить эту сущность. Сократ, Платон, Аристотель отвергают чувственную
природу интуитивного познания, интуицию переносят в сферу мышления.
Проблема интуиции разрабатывается в рационализме XVII в. в связи с развитием математики и естествознания в работах Р. Декарта. Сама мысль рационалистов XVII в. об интуиции как о высшей ступени достоверного познания вытекала из интеллектуального характера их теорий познания. Чувственная интуиция не может быть средством для обоснования логической всеобщности истин,
добываемых математикой. У Р.Декарта созерцание разума не есть лишь чувственное познание единичного, а есть еще и интеллектуальное созерцание всеобщих и необходимых связей предмета. Мышление через порядок и связь идей постигает порядок и связь самих вещей [3]. В интуитивном познании истина не опосредуется системой доказательств, но прямо и непосредственно «усматривается».
Французский философ второй половины XIX вв. и первой половины XX вв. А. Бергсон полагает, что интеллект имеет ограниченные способности в глубоком и истинном понимании действительности, может постигать только прерывное и неподвижное, все окостенелое и мертвое, данное в неорганической природе. Интеллект всегда односторонен, так как видит и выбирает только то, что ему нужно для практики, для нашего действия на вещи. Интеллект познает не сами вещи, их суть, а только отношения между ними.
Согласно А. Бергсону, жизнь -сущность мира, она иррациональна и столь же иррационально ее постижение, она невыразима в понятиях. Жизнь познается только благодаря собственному
переживанию, интуиции. Интуиция - это своеобразная «симпатия», которая непосредственно проникает в предмет, сливается с его индивидуальной природой, с тем, что есть в нем уникального. В интуитивном познании внутренняя связь между субъектом и объектом познания еще глубже, чем в случае интеллектуального познания. По А. Бергсону, интуиция характеризуется синтетической
деятельностью. Он определяет интуицию как специфическое умение видеть целое раньше частей, способность мгновенного творческого решения проблемы. То, что дает нам интуиция, нельзя получить
простым суммированием открытий науки; ее естественным языком является язык образов и метафор. Великие философы своими лучшими достижениями обязаны больше своей интуиции, нежели расчетам разума. Для философа, стремящегося растворить интеллект в интуиции, исчезает или смягчается очень много затруднений
[4].
Научное познание включает в себя интуицию - явление внезапного, достаточно полного и отчетливого постижения искомого результата при неосознанности и неподконтрольности путей, ведущих к этому решению. Интуиция - это постижение истины путем
непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью развернутого доказательства.
Психология и нейрофизиология еще не раскрыли полностью внутренних механизмов интуиции. Не существует и приведенных в какую-либо систему подходов к определению того, в каких формах проявляется интуиция. Однако накопленный материал позволяет сделать некоторые философские выводы:
1. Интуиция не противостоит чувствам и разуму, а составляет их внутренний элемент. Интуиция - наиболее яркое и удивительное проявление динамического единства чувственного и рационального познания.
Чувственная интуиция является выражением непосредственного
соответствия наших ощущений внешнему миру. Человек доверяет своим органам чувств, и в большинстве случаев, они не подводят, когда фиксируют факты существования вещей, их свойств. Способность человека различать и отождествлять предметы окружающего мира и их простые комбинации, является интуитивной. К основным характеристикам чувственной интуиции относятся также умение наглядно представить или изобразить отсутствующие объекты, способность образования аналогий и т. д.
Интеллектуальная интуиция есть созерцание сущностей, всеобщих и необходимых связей предметов,
реализуемое как непосредственное усмотрение. К основным свойствам интеллектуальной интуиции относятся ускоренное умозаключение, способность
«видеть цель издалека» и т. д.
Конкретная интуиция - это восприятие фактической стороны вещей. Абстрактная интуиция - восприятие идеальных связей.
Концептуальная интуиция есть переход от образов к понятиям. Она формирует новые понятия на основе имевшихся ранее наглядных образов.
Эйдетическая (от греч. ^"¡йои -«образ») интуиция - это переход от понятия к образам. Она строит новые, наглядные образы на базе имевшихся ранее понятий.
Классификация основных форм, в которых проявляется интуиция, показывает ее сопричастность всем уровням познавательной деятельности, ее всеобщий характер.
2. Открытие функциональной асимметрии головного мозга человека означает, что левое полушарие ответственно за вербально-логические операции. При работе левого полушария включаются понятийное восприятие, категориальная память, классификация по признакам и т. д. Правое полушарие ответственно за чувственно-образные операции. Здесь память эпизодическая, обобщение ситуативное и т. д.
Открытие функциональной
асимметрии головного мозга человека подводит к мысли, что интуиция, по-видимому, связана со скачкообразной переброской информации из правого полушария в левое и обратно.
Скачкообразные переходы от образов к понятиям и обратно совершаются «автоматически», на уровне
подсознательного мышления. Подобные «скачки» мысли отличаются как от чувственных ассоциаций, так и от логических рассуждений. Если ассоциации происходят в плоскости наглядных образов, а логическое рассуждение - в плоскости абстрактных понятий, то интуиция представляет собой «прыжок» с одной плоскости на другую. В таком «прыжке» наша мысль как бы выходит в «третье измерение» и благодаря этому оказывается способной преодолеть барьеры,
преграждающие ей дорогу к новому знанию при движении в одной и той же плоскости. Поэтому указанный «обходной маневр» позволяет с помощью интуиции получить результаты, которых нельзя достичь
другими путями. Таким образом, становятся понятными такие особенности интуиции, как неожиданность,
непосредственность, неосознанность.
Скачкообразность интуитивной догадки объясняет, от чего возникает чувство уверенности в ее истинности и понимание того, что все же она нуждается в проверке
[5].
3. Интуиция как специфический познавательный процесс складывается из двух этапов:
а) этап инкубации - характеризуется подсознательным анализом и поиском решения проблемы посредством психических ассоциаций (по сходству, по противоположности, по последовательности), а также механизмами воображения, позволяющими представить проблему в новой системе измерений;
б) этап «внезапного озарения» (инсайт - англ. insight, букв, «проницательность, понимание») -характеризуется осознанием результата, качественным скачком от незнания к знанию. Это то, что называют интуицией в узком смысле слова [6].
4. В интуиции дана творческая изменчивость, текучесть действительности, тогда как в общих понятиях рассудочного знания мыслится лишь неподвижное, общее положение предметов. Интуитивное знание дает познавательный объект целиком, позволяет ухватить «наибольшую полноту возможностей». При этом различные стороны объекта познаются на основе целого. Интуиция - это синтез, образующий целое.
Именно интуиция, связанная с теми или иными действующими стандартами понимания, ведет методологическое самосознание ученых в сторону тех или иных установок, принципов.
Творческая интуиция, достижение озарения предстают как важнейшие средства творческого познания,
действующие автоматически, когда никакие другие не в состоянии найти выход из положения.
Идеи интуиционизма оказали серьезное влияние на формирование методологических установок многих крупных ученых (Аристотеля, Р. Декарта, И. Ньютона, А. Эйнштейна, И. Пригожина и др.).
5. Отмечая роль интуиции в научном познании, следует иметь в виду, что она имеет вероятностный характер, не имеет «доказательной силы». «Интуитивно сформулированная гипотеза, - отмечает М. Бунге, - нуждается в рациональной обработке ее, а после этого - в проверке обычными методами. Подобно этому, интуиция может подсказать значительные звенья дедуктивной цепи, но не избавляет от необходимости строгого или, по крайней мере, наилучшего возможного доказательства. Она может настроить нас в пользу одной теории или метода в ущерб другим, но подозрение - не доказательство» [7]. Поэтому интуиция эффективна только в сочетании с рациональным мышлением, с осознанным применением научных методов, и если ее выводы строятся на прочной базе фактов, их всестороннего теоретического анализа. Интуиция может быть проверена, и могут быть определены ее место и роль в системе накопленного знания, когда она включена в логически целостную систему знаний.
6. Важнейшая предпосылка интуиции - характер предшествующего знания в виде накопленного опыта. Интуиция не проявляется в той области, в которой человек совершенно несведущ. Нужно постоянное накопление и обновление знаний в соответствующей сфере познания. Предпосылкой интуиции выступает развитая способность к творческому мышлению, которая, в свою очередь, зависит от систематических занятий в решении оригинальных, сложных задач. Важный источник интеллектуальной интуиции - художественное освоение мира. Поэтому овладение искусством - также существенный фактор для интеллектуальной интуиции.
Интуиция требует напряжения всех познавательных способностей человека, в
нее вкладывается весь опыт его предшествующего общественного и индивидуального развития.
7. В аспекте методологического и гносеологического рассмотрения
философских концепций интуиции вырисовывается широкое поле
исследования, где можно наметить, кроме рассмотренных выше, такие проблемы, как роль интуиции в творчестве, в творческом воображении; развитие интуитивных способностей и целенаправленное управление процессом интуитивного познания; анализ механизма действия интуиции и операции обработки информации, присущие правому и левому полушариям и т. д. Специальный философско-методологический и
гносеологический анализ всех этих проблем, их совокупности может относительно полно воспроизвести природу интуиции.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Лосев А.Ф. Имя, вещь, космос. М.: Мысль,, 1994. С. 164.;
2. Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1971. С. 288.;
3. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. М.: Мысль, 1965. С. 19-20.;
4. Бергсон А. Творческая эволюция: Материя и память. Минск: Харвест, 1999. С. 296.;
5.Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. Спб: Издательство ДНК 2001. С. 379.;
6. Об этом подробно см.: Гейтинг А. Интуиционизм / Гейтинг А. - М.: Наука, 1965. - 149с.; Фейенберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. М.: Наука. 1992. - 251 с.;
7. Бунге М. Интуиция и наука. М.: Наука. 1969. С.27.
ИНТУИЦИЯ КАК ФЕНОМЕН ПОЗНАНИЯ
Хачатрян А.А. Резюме
Интуиция - это постижение истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью развернутого доказательства.
INTUITION AS A PHENOMENON OF COGNITION
Khachatryan A.A. Summary
Intuition is the attainment of truth through direct its discretion without justification by a full-scale proof.
УДК:63:636. 087.7/088.3:636.592
ВЛИЯНИЕ МИНЕРАЛЬНОЙ ДОБАВКИ «ЦЕОСТИМУЛ» НА МЯСНУЮ ПРОДУКТИВНОСТЬ ИНДЮШАТ
Якимов О.А. - д.б.н., профессор; Айметов Р.В. - аспирант Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана
e-mail: ai.ru92@mail.ru
Ключевые слова: индейка, кормление, минеральная добавка «Цеостимул», живая масса, мясная продуктивность.
Key words: turkey, feeding, mineral supplement "Tseostimul", body weight, meat efficiency.
Введение. В настоящее время большой проблемой в промышленном птицеводстве является поддержание высокого иммунного статуса птицы для увеличения сохранности поголовья, продуктивности птицы и, соответственно, качества мяса [1,2].
Одной из основных причин снижения генетически заданной продуктивности является недоброкачественность кормов, обусловленная повышенным содержанием в них тяжелых металлов, микотоксинов, микробной контаминации и др.[3,6].
В доступной литературе мы нашли единичные источники о применении в индейководстве цеолитсодержащих
препаратов (Жук Р., Батюжевский Ю., Шабельник Г., и др., 1992; Моришита Т., 2007).
С учетом вышеизложенного можно предположить, что использование в промышленном птицеводстве сорбентов является весьма перспективным способом повышения продуктивности птицы и безопасности ее продукции. Однако влияние таких кормовых добавок на качество птицеводческой продукции изучено недостаточно [4,5].
В связи с этим была поставлена цель — изучить влияние препарата «Цеостимул» на продуктивные показатели индюшат кросса «Hybrid Converter», при напольном содержании в условиях ООО «Агрофирма
Залесный» Зеленодольского района РТ.
Материалы и методы. В условиях ООО «Агорфирма Залесный» Республики Татарстан был проведен научно-хозяйственный опыт на индюшатах кросса «Hybrid Converter».
Опытные группы формировали по принципу аналогов с учетом живой массы и физиологического состояния в суточном возрасте. С этой целью было сформировано 2 группы индюшат самок по 40 голов. Первая группа была контрольной и получала основной рацион, принятый на птицеводческом комплексе. Индюшата опытной группы получали дополнительно к основному рациону минеральную добавку «Цеостимул» в дозе 30 г/кг комбикорма.
Основной рацион состоял из полнорационных комбикормов.
Продолжительность опыта составила 112 дней.
В птичнике в основной рацион добавляли «Цеостимул» из расчета 30,0 г на 1,0 кг комбикорма.
Динамику изменения живой массы индюшат определяли еженедельно путем индивидуального взвешивания в течение всего периода выращивания, сохранность поголовья ежедневно - путем учета падежа.
При органолептическом
исследовании мяса определяли внешний вид, запах, консистенцию, состояние жира, состояние костного мозга трубчатых