РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНТУИЦИИ В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
THE DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL INTUITION IN TEACHER'S CREATIVITY
Е.М. Подгорных
Интуиция, интуитивное познание, педагогическая интуиция, творческая деятельность, наглядно-образное восприятие, соотношение логического и интуитивного, педагогическая импровизация. В статье рассматривается проблема совершенствования профессиональной подготовки будущих педагогов, особая роль отводится идее интуитивного постижения реальности как особой формы познания и намечаются ориентиры ее концептуального прочтения. С позиций философско-психологического и педагогического знания анализируются функции, свойства, возможные структурные особенности интуитивности. Излагаются доступные методы стимулирования интуиции в профессиональной творческой деятельности педагога.
E.M. Podgomykh
Intuition, intuitive cognition, pedagogical intuition, creativity, visual-imaginative perception, the ratio of the logical and the intuitive, pedagogical improvisation.
The article deals with the problem of improvement of future teachers' training and the idea of intuitive comprehension of reality as a special form of knowledge in particular, and outlines the guidelines for its conceptual reading. From the standpoint of philosophical-psychological and pedagogical knowledge the article analyzes the functions, properties and possible structural features of intuitivity. Besides, it presents the available methods of intuition's stimulation in teacher's professional creativity.
Центральным звеном творческого акта в профессиональной деятельности педагога является понятие «интуиция». Знание научных основ интуиции, ее роли и значения создает возможность для повышения качества и эффективности рациональных, эмоциональных компонентов творческой деятельности будущих педагогов и тем самым гарантирует положительные результаты усвоения знаний, умений и навыков.
Для обоснования данного понятия необходимо установить сущность его с исторических, философских, психолого-педагогических позиций как элемента единой системы познания.
В истории философии понятие «интуиция» включало разное содержание. Интуиция понималась как форма непосредственного интеллектуального знания или созерцания (интеллектуальная интуиция). У истоков формирования понятия «интеллектуальная интуиция» стояли рационалисты (Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза), которые признавали только этот вид инту-
иции, дающий фундаментальные и самоочевидные истины. Они не противопоставляли интуитивное мышление логическому. Интуиция рассматривалась ими как высший род знания, но знания все же интеллектуального.
В своих диалогах Платон утверждал, что созерцание идей (прообразов вещей чувственного мира) есть вид непосредственного знания, которое приходит как внезапное озарение, предполагающее длительную подготовку ума [Платон, 1965, с. 249].
Представление об интуиции как первооснове научного знания разрабатывалось и Аристотелем, который считал, что высшие принципы научного знания, философского знания недоказуемы и познаются непосредственно интеллектуальной интуицией, являющейся единственным способом постижения посылок ученого рассуждения [Аристотель, 2008, с. 15].
Существовал и биполярный подход к интуиции, основанный на иррационалистическом принципе интерпретации интуиции. В сочине-
ниях философов Средневековья Августина Аврелия, Фомы Аквинского интуиция понималась как способ чисто иррационального лицезрения бога, божественного озарения, которое присуще немногим избранным представителям человеческого рода [Цит. по: Стокяло, 1967].
И только философы Нового времени, разрабатывающие методы рационального познания природы, отметили значение интуиции. Р. Декарт начинает первым пристально изучать этот феномен. Интуиция у Р. Декарта - это прямое, непосредственное усмотрение истины, оно существенно отличается от опосредованного, рассудочного знания. Знание, полученное интуитивным путем, представляется как простое, ясное, самоочевидное. В одной из своих философских работ он писал: «С помощью интуиции истина открывается разуму человека путем прямого усмотрения без использования логических определений и доказательств как промежуточных звеньев познания» [Декарт, 1950, с. 86].
Особая роль в обосновании интуиции принадлежит Дж. Локку, который рассматривал интуицию как источник идей, черпаемых из опыта при воздействии на органы чувств, существующих объективно, а вовсе не непосредственное интеллектуальное усмотрение истины. По его мнению, возможность непосредственного знания зависит от наличия в уме самих знаний [Локк, 1960, с. 355].
Ближе к истине был скорее французский математик Анри Пуанкаре, писавший, что «логика и интуиция играют каждая свою необходимую роль. Обе они неизбежны. Логика, которая одна может дать достоверность, есть орудие доказательства, интуиция есть орудие изобретательства». Логика и интуиция не исключают и не подменяют друг друга, так, «логика - это своего рода гигиена, позволяющая сохранить идеи здоровыми и сильными» [Пуанкаре, 1983, с. 23]. Подчеркивая единство двух противоположных компонентов - логики и интуиции, французский математик А. Лебег полагал, что не стоит направлять их друг против друга. Каждая из них необходима на своем месте и в свое время. Внезапное интуитивное озарение способно открыть ис-
тины, вряд ли доступные строгому логическому рассуждению [Лебег, 2005].
Уделяя особое внимание интеллектуальной интуиции, М. Бунге писал: «Одна логика никого не способна привести к новым идеям, как одна грамматика никого не способна вдохновить на создание поэмы, а теория гармонии - на создание симфонии. Логика, грамматика и теория музыки дают возможность обнаружить формальные ошибки и подходящие мысли, а также развивать последние, но они не поставляют нам "субстанции" - счастливые идеи, новые точки зрения. Такие идеи дает только интеллектуальная интуиция» [Бунге, 1967, с. 187].
В зарубежной литературе наблюдается значительный интерес к изучению интуиции. По мнению исследователей Т. Питерса и Дж. Ва-термена, появился запрос на людей, которые могут принимать решения и действовать, полагаясь на свою интуицию. На примере деятельности лучших американских компаний они доказывают, что именно профессионалы, способные формировать надежные интуитивные суждения, могут принести компании больше прибыли, чем те, действия которых носят обдуманный характер. С точки зрения ученых, это связано с большим количеством информации, с быстрой сменой событий, что приводит к необходимости быстро действовать, принимать решения [Питере, 2004].
По проблеме развития интуиции в современной науке существует довольно обширная литература, разнообразные теоретические представления о ней. Так, одни исследователи связывают ее с областью бессознательной работы мозга, другие, стремясь объяснить этот феномен с точки зрения логического мышления, называют интуицию творческим сознанием. Однако обе крайние позиции нам представляются далеко не бесспорными, поэтому мы остановимся на точке зрения Б.М. Кедрова, который «связал изучение механизмов интуиции, понимая ее как случайную ассоциацию, как эффект пересечения ранее не связанных событий» [Кедров, 1987]. Л.Н. Столович называл это явление «отдаленной ассоциацией», приводя пример ассоци-
<С £
С т
о
ь
к ^
м т н о
Рч
о ^ о о
О Й
3
м н к о
Рч
м
0
1
к
а
«
о м
V
к
ь
1-4
<с «
м с
X
Н
и
щ м
ативной связи «между падающим яблоком и законом всемирного тяготения» [Столович, 1999].
Но для того чтобы появилась возможность возникновения «отдаленной ассоциации», считал П.К. Анохин, необходим достаточно широкий круг сведений по различным областям человеческого бытия, а также умение отвлечься от конкретной ситуации, творчески изменить ее с помощью фантазии [Анохин, 1949, с. 20]. В результате постепенно складывается представление о целостном акте творческого процесса, который, если взять за основу известную модель креативного процесса болгарского философа Г. Горнева, может быть представлен в следующим порядке:
- постановка проблемы;
- концентрация внимания и сознательные усилия по ее решению;
- встреча с препятствиями, блокирующими усилия по решению проблемы, которые в конце концов приводят к выпадению процесса решения из сферы сознательной активности;
- неожиданное для самого субъекта интуитивное «озарение», «инсайт», или осознание решения, казалось бы, независящее от всех ранее приложенных умственных усилий;
- проверка и придание логической стройности обоснованию полученного уже решения [Горнев, 1999, с. 27].
Четыре из пяти фаз - это творческие переживания, доступные для наблюдения. Только на четвертой фазе проявляется неосознаваемая познавательная активность. Это позволяет предположить, что творческий процесс, начиная с самых его смутных, неосознанных моментов и кончая самыми ярко осознанными, представляет собой результат совместной работы всех уровней психики. Именно легкость, динамизм переходов с одного уровня на другой, как и более высокая способность регулировать их сознательно, являются одной из решающих способностей творческой личности.
Во многих научных источниках уточняются функции интуиции. Так, С.А. Гильманов, называет следующие: компенсаторная, регулирующая, ориентирующая, оптимизационная, инте-гративная, эвристическая. Именно интуиция как
профессиональное качество базируется на особой образно-эмоциональной модели профессиональной действительности и рассматривается им как качество личности, связанное с педагогическим опытом и творчеством педагога. Таким образом, мы видим, что понятие «интуиция» неисчерпаемо, т.к. бесконечны виды и функции, пути и способы ее возникновения [Гильманов, 1998].
Опираясь на изложенные положения, можно заключить, что интуиции отводится особая роль в структуре творческого процесса и в деятельности педагога, позволяющая непосредственно найти правильное решение быстро и неосознанно. Практические педагоги считают, что те, кто доверяют интуиции, работают более успешно.
Большой вкладв развитиеучения офункцио-нировании отдела головного мозга внесли отечественные ученые XIX-XX веков: И.М. Сеченов, И.П. Павлов и др. В этой связи достаточно устоявшимся является положение о том, что в левом полушарии сосредоточены центры переработки «вербально-знаковой информации в ее экспрессивной форме», речи, дискретно-аналитической оценки, а также наиболее крупные опорно-двигательные центры [Сеченов, 1962]. К функциям правого полушария относятся центры невербального, наглядно-образного восприятия и оценки «распознания сложных объектов, в частности человеческих лиц», центры высших психических функций, в особенности эмоциональный [Павлов, 1952].
Многие выдающиеся ученые отмечали интуитивный, подсознательный характер своего творческого процесса. Морган даже давал творцам прямую рекомендацию: «Насыщайтесь полностью своим предметом... и ждите» [Цит. по: Грановская, Березная, 1991, с. 65]. Однако по мнению P.M. Грановской, творчество ни в коем случае нельзя считать полностью подсознательным процессом. Предварительное накопление материала и критическая оценка результата осуществляются под контролем сознания. Любые жизненные свершения требуют интеграции познавательных и аффективных сил. Если аффективные и когнитивные процессы не слиты в гармоническом единстве, наблюдаются существенные
личностные деформации. Индивид становится «агрессивным, неуверенным, напряженным, лишенным воображения, склонным рассчитывать лишь на готовые формы и правила. Он проявляет признаки тревоги, скуки и становится негибким, у него появляется ощущение неполноценности. В данном случае речь идет о защитной функции интуиции» [Грановская, Березная, 1991, с. 67].
Из приведенных определений понятия «интуиция» видно, что, несмотря на различие толкований интуиции, они имеют нечто общее. Во-первых, это момент непосредственности интуитивного познания, достижимого без предшествующего рассуждения (в отличие от логического мышления). Во-вторых, уверенность в правильности решения результата (достоверность, очевидность). В-третьих, значимость предварительного наполнения знаний (предшествующие знания, опыт). В-четвертых, интуитивные идеи воспринимаются и переживаются скорее чувственно и в образах, чем мысленно. Требуются значительные усилия,чтобы понять и интерпретировать их словами. Применяется в различных областях деятельности, где есть элементы творчества.
Изучение теоретических и практических основ интуиции позволяет построить концепцию педагогической интуиции, которую следует трактовать как быстрый, безотчетный отбор педагогом наиболее эффективных методов и приемов педагогического воздействия в ситуациях недостатка информации о сущности педагогического явления. Именно с помощью интуиции студент способен немедленно выбирать одно из многих решений, например, в результате предвосхищения особенностей восприятия материала или назревающих конфликтов общения, вызванных непредвиденными тенденциями или обстоятельствами, и др. [Кан-Калик, 1990, с. 60].
Согласно концепции педагогической интуиции педагог должен постоянно искать разнообразные методы, приемы, формы совмещения аналитической мыслительной деятельности (с использованием словесно-знаковых систем) с деятельностью, требующей включения образного мышления, помогающей вводить психику учащихся (под контролем их сознания) в состояние,
напоминающее или пограничное с состоянием обмена информацией между сознанием и подсознанием. На подобную последовательность творчества указывал К.А. Тимирязев. Он различал три этапа: вначале интуиция и догадка, затем доказательство и, наконец, эксперимент. В связи с этим можно сделать вывод, что новые понятия первоначально угадываются. Их правильность в момент возникновения не всегда может быть подтверждена формально-логическими построениями, поскольку в их образовании участвуют эмоциональные, субъективные факторы [Тимирязев, 1939, с. 215].
Л.С. Выготский утверждал, что именно через сознание мы проникаем в бессознательное, поэтому мы можем так организовать процессы, чтобы через них вызвать бессознательное [Выготский, 2001, с. 132]. Необходимо совмещать аналитическую деятельность с деятельностью, требующей включения образного мышления. Образы - это язык бессознательного. Именно наглядные образы, и прежде всего образы представления и воображения, стимулируют мыслительный процесс. Именно в воображении, в бессознательном манипулировании представлениями лежит путь к нахождению интуитивных решений [Юнг, 1998]. Однако часто педагог пытается перевести образы на рациональный язык, рассматривать то, что скрыто за их обликом, но ведь можно непосредственно воздействовать на образы, которые тесно связаны с эмоциональным содержанием.
Педагогическая интуиция как эвристический феномен существует и функционирует практически на всех этапах педагогического творчества. Организовать научно-педагогическое наблюдение за интуитивным познанием в педагогической деятельности - вот управляемая педагогическая задача. Технике этих процессов необходимо обучать в вузе.
При создании системы педагогического тренинга в курсе «Эстетические основы педагогического мастерства» мы стремились организовать единство логико-педагогических и субъективно-эмоциональных аспектов, которое поможет будущему педагогу ощутить особенности целостной педагогической деятельности. Предлагае-
<С
а
ч
с m
о
ь
к Щ
w m н о
Рч < ^
о ^ о о
О Й
Ei
W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
"61"
S
X
Н U
м
мая система упражнений состоит из двух больших циклов.
1. Специфический тренинг по развитию эмоциональной природы педагога и его психофизического аппарата, который направлен на развитие речевого аппарата и других выразительных средств педагога: его мимических, пантомимических возможностей и т.п. Здесь одновременно развиваются педагогическое воображение, внимание, наблюдательность, навыки сосредоточения и управления своими психическими состояниями, формируются навыки публичного общения и элементарных педагогических действий.
2. Целостный педагогический тренинг, который предполагает практикум студентов на основе единства логико-педагогического и эмоционально-творческого при осуществлении тех или иных заданий, что позволяет развивать педагогическое мышление и творческие возможности учителя в целом, чему помогают инсценированные упражнения с вводными заданиями. Здесь формируются навыки целостной педагогической деятельности, умение действовать в предлагаемых педагогических обстоятельствах, навыки педагогической импровизации.
Интуитивный поиск в педагогической деятельности отнюдь не является основной формой педагогического мышления и педагогического творчества, которое, естественно, носит сугубо сознательный, управляемый характер, но тем не менее педагогическая интуиция как эвристический феномен существует и функционирует практически на всех этапах педагогического творчества. Организовать постоянное научно-педагогическое наблюдение за интуитивным познанием в педагогической деятельности - вот управляемая педагогическая задача.
Библиографический список
1. Анохин П.К. Проблемы высшей нервной деятельности. М.: Наука, 1949. 240 с.
2. Аристотель. Поэтика. Риторика. СПб.: Азбука, 2008. 224 с.
3. Бройль Л. По тропам науки / пер. с фр. С.Н. Симаковой. М.: Атомиздат, 1962. 160 с.
4. Бунге М. Интуиция и наука. М.: Прогресс, 1967. 152 с.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь: психологические исслед. Психика, сознание, бессознательное. М.: Лабиринт, 2001. 336 с.
6. Гильманов С.А. Диагностика качеств творческой индивидуальности педагога: учеб. пособие. Тюмень: Тюм. гос. ун-т, 1998. 88 с.
7. Горнев Г. Научное творчество и подсознательное мышление // Дайджест российской и зарубежной прессы: Психология обучения. 1999. № 1.
8. Грановская P.M., Березная И.Я. Интуиция и искусственный интеллект. Л.: Книжное изд-во, 1991. 272 с.
9. Декарт Р. Избр. Произв. М.: Политиздат, 1950. 282 с.
10. Кан-Калик В.А., Никандров И.Д. Педагогическое творчество. М., 1990.
11. Кедров Б.М. О творчестве в науке и технике. М.: Молодая гвардия, 1987. 191 с.
12. Лебег А. Об измерении величин: пер. с франц. 3-е изд. М.: Изд-во УРСС, 2005. 200 с.
13. Локк Дж. Избр. филос. произв. М., 1960. Т. 2.
14. Павлов И.П. Полн. собр. соч. М., 1952. Т. 3.
15. Питере Т.Д. В поисках совершенства: уроки самых успешных компаний Америки. М.: Вильяме, 2004. 560 с.
16. Платон. Избранные диалоги. М., 1965.
17. Пуанкаре А. О науке. М.: Наука, 1983. 267 с.
18. Сеченов И.М. Избранные произведения. М.: АПН СССР 1962. Т. 1. 381 с.
19. Стокяло В.А. Гносеология Фомы Аквинского и ее интерпретация западно-германскими неотомистами. М., 1967.
20. Столович Л.Н. Философия. Эстетика. Смех. СПб.; Тарту, 1999. С. 109-178.
21. Тимирязев К.А. Собрание сочинений: в 8 т. М.: Сельхогиз, 1939. Т.8.
22. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М.: Лабиринт, 1998. 250 с.