Психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников
И. В. Кузнецова
Сопровождение профессионального самоопределения рассматривается в статье как недирективная форма помощи, направленной на развитие и саморазвитие личности. Она активизирует собственные ресурсы человека и способствует запуску деятельности по переводу возникающих трудностей в задачи и поиску путей их разрешения. Значительное внимание уделено изложению ошибок и трудностей при решении задач профессионального самоопределения и возможных путей их разрешения.
Ключевые слова: психологическое сопровождение, недирективная помощь, профессиональное самоопределение, задачи профессионального самоопределения, трудности профессионального самоопределения.
Psychological Accompanying of School-Leavers in Their Self-Determination
I. V. Kuznetsova
Professional self-determination maintenance is considered in the article as a non-directive sort of help which is oriented to the development and self-development of a person. It activates the resources of the person and helps to transform the problems into tasks and to search the ways of their solution. The author pays considerable attention to the description of typical mistakes and difficulties during professional self-determination and the possible ways to solve these problems.
Key words: psychological maintenance, nondirective help, professional self-determination, problems of professional self-determination, difficulties of professional self-determination.
Предваряя изложение материала, зафиксируем некоторую парадоксальность выбранного нами для обсуждения вопроса - сопровождение профессионального самоопределения. Суть кажущегося противоречия заключается в том, что если смысл слова «самоопределение» предполагает, что человек делает это самостоятельно, то, причем здесь участие (сопровождение, помощь, поддержка и т. п.) другого человека?
Действительно, можно заметить, что самоопределение - сложное слово, состоящее из двух частей «само-» и «-определение». Первая часть («само-»), согласно толковому словарю Ожегова, имеет два значения: «часть сложных слов, означающая 1) направленность чего-либо на самого себя .... 2) совершение чего-либо без посторонней помощи ...». Вторая часть - «определение» -среди прочих значений предполагает решение, внесение ясности (преодоление неопределенности), выбор, принятие определенной позиции. Самоопределиться - значит «определить свое место в жизни и в обществе, осознать свои . интересы» [14]. Прояснение собственных желаний, интересов, роли и места в жизни отнюдь не простой процесс. Он предполагает обращение как к собственному внутреннему миру, так и к внешнему окружающему миру, который в отраженном виде становится для человека полем для самоопределения.
Понятия «самоопределение» и «профессиональное самоопределение» соотносятся как общее и частное. Если самоопределение предпола-
гает определение общей жизненной позиции, понимание своего положения в жизни и обществе, то профессиональное самоопределение направлено на определение (уточнение, корректировку) профессиональной позиции на разных этапах профессионализации.
Поиск ответов на многочисленные вопросы, возникающие в процессе профессионального самоопределения: что я хочу на самом деле, каковы мои сильные стороны, что происходит на рынке образования и труда, каковы мои шансы на реализацию привлекательного варианта и т. д.? -предполагает не только самостоятельные пробы и размышления, но и встречи, беседы с различными людьми. Воздействия других подвергаются при этом определенному осмыслению через призму собственных оснований. И роль помогающего специалиста здесь очень уместна.
Признание уместности участия специалистов в процессе профессионального самоопределения не снимает вопроса о характере этого участия. В связи с этим весьма актуальным становится вопрос о специфике сопровождающей деятельности, выяснение того, что значит сопровождать процесс самоопределения. Предложим некоторое рабочее определение, на которое мы опираемся. Сопровождение - это недирективная форма помощи, направленная на развитие и саморазвитие личности, которая активизирует собственные ресурсы человека и способствует запуску деятельности по переводу возникающих трудностей в задачи и поиску путей их разрешения.
Сопровождение деятельности человека по решению задач профессионального самоопределения в практике профориентационной работы предполагает понимание особенностей данной деятельности, характера и содержания решаемых задач, возникающих ошибок и трудностей. Формирование, уточнение, перемена, коррекция профессиональной позиции являются потребностью и необходимы человеку на разных этапах его профессионального становления и развития.
Мы предполагаем, что именно специфика задач, решаемых в процессе профессионального самоопределения на разных этапах профессионального становления и развития, должна быть положена в основу сопровождающей деятельности.
Считаем важным подчеркнуть, что рассмотрение личностной субъектной стороны вопроса не только дань нашим гуманистическим предпочтениям. Подобный интерес продиктован также прагматическим пониманием того, что современная ситуация социально-экономических изменений требует от человека способности к самоопределению, самосозиданию в условиях высокой неопределенности.
Одним из важнейших проявлений опережающей роли образования в социально-экономическом развитии является создание условий для профессионального самоопределения молодежи, «переход от подготовки к профессиональному выбору, основанному на усвоении знаний и умений ..., к подготовке, основанной на многокритериальном выборе, включая оценку ситуации на рынке труда и на рынке образовательных услуг» [5, с. 18].
Современная ситуация все больше требует от человека качеств, обеспечивающих управление собственной жизнью, преодоление неопределенности; разработки различных вариантов и сценариев собственной самореализации.
В связи с этим считаем особо важным подчеркнуть, что система работы по сопровождению профессионального самоопределения должна следовать за деятельностью самой личности по определению собственной жизненной и профессиональной перспективы. «Без понимания психологической структуры и деятельности человека, - справедливо подчеркивал Д. Дьюи, - обра-
зовательный процесс становится делом случая и произвола. Если ему посчастливится совпасть с деятельностью, то обнаружится некоторый прогресс; если же нет, он приведет к противоречиям, разобщению или остановке естественного развития» [5, с. 38].
Профессиональное самоопределение - это деятельностный процесс, включающий решение задач профессионального самоопределения. Ключевые задачи профессионального самоопределения решаются на основе осмысления реальных выборов, осуществления социальных и профессиональных проб и других ментальных и практических действий. Важную роль в процессе самоопределения, наряду с рациональными (осознание, анализ, сопоставление и др.), играют нерациональные компоненты: чувства, переживания, привычки, интуиция.
Среди значимых задач профессионального самоопределения выделяют задачи, связанные с принятием решения о выборе профессии, выработкой путей и способов ее освоения, рассмотрением профессиональных перспектив и др.
Реальный процесс профессионального самоопределения далеко не всегда осуществляется в соответствии с нормативной моделью. Он может характеризоваться разной широтой; степенью согласованности внутренних и внешних факторов; устойчивости (сохранение ценностных ори-ентаций относительно различных видов деятельности), обоснованности (степенью полноты учета внешних и внутренних факторов).
Среди множества причин, обуславливающих необходимость сопровождения процесса профессионального самоопределения, первоочередную роль играют трудности молодых людей, возникающие на разных этапах данного процесса: поиск необходимой информации, выбор наиболее подходящих вариантов, обоснование намеченного выбора, построение образовательной траектории и др.
Анализ литературных данных и обобщение опыта собственной деятельности по сопровождению профессионального самоопределения выпускников позволил нам выявить ряд наиболее часто встречающихся ошибок и трудностей, а также обозначить основные пути их разрешения (см. таблицу ниже).
Таблица
Ошибки и трудности при решении задач профессионального самоопределения и возможные пути их разрешения
Решаемые задачи Возникающие ошибки и трудности Возможные пути разрешения (направления деятельности по сопровождению)
Поиск необходимой информации Отсутствие информации (искаженная, неупорядоченная информация) о ситуации на рынке труда, плохое знание различных сторон выбираемой деятельности, особенно ее содержания Повышение информированности об основных понятиях рынка труда, рынка образовательных услуг, уточнение содержания различных видов деятельности, определение требований, предъявляемых профессией к личности, помощь в детальном анализе выбранной профессии и возможных вариантов занятости
Формирование положительного отношения к труду Отсутствие положительных образцов, опыта успеха в деятельности, удовлетворения от полученных результатов Создание условий для получения опыта успешного осуществления деятельности, повышение значимости профессиональной деятельности, расширение осознания собственного участия в различных видах деятельности
Накопление социального и профессионального опыта Пассивная потребительская позиция, непривлекательность предоставляющихся возможностей для осуществления социальных и профессиональных проб Расширение осознания собственной ответственности в решении вопросов профессионального самоопределения, поиск и акцентирование личностного смысла социальных и профессиональных проб для дальнейшей жизни
Определение смыслов (назначения) будущей профессиональной деятельности Ценностно-смысловая неопределенность, неосознанность ценностно-смысловых оснований собственной жизни Активизация социально-профессиональной позиции, коррекция и формирование социально-профессиональных ценностей и целей, создание образа идеального будущего
Определение профессиональных предпочтений Не сформирован круг профессиональных интересов и увлечений Активизация процесса самопознания и рефлексии, оказание помощи в расширении и анализе спектра профессиональных увлечений и интересов
Оценка собственных профессиональных интересов Широкий круг равновысоких интересов к различным видам деятельности Анализ и ранжирование интересов к различным видам деятельности, соотнесение интересов со способностями, социально-экономическими аспектами выбора профессионального будущего, ситуацией на рынке труда
Оценка собственных возможностей, построение образа «Я» Несформированность способности к самопознанию, невладение методами и способами самооценки, самоанализа, неадекватная самооценка, рассогласование «Я-реального» и «Я-идеального» Формирование способности к самопознанию, составление индивидуальной карты на основе самоизучения, диагностики и сопоставления экспертных мнений, составление списка достоинств, коррекция самооценки и уровня притязаний
Изучение внешней ситуации, ситуации на рынке труда, рынке образования Несформированность способов анализа, незнание источников сбора информации, использование недостоверных источников (слухи, отсутствие необходимых коммуникативных способностей) Повышение информированности о путях получения информации о ситуации на рынке труда, образовательных услуг и т. д. Развитие навыков самостоятельного анализа достоверности получаемой информации
Построение обобщенного образа желаемого профессионального и жизненного будущего Неумение работать с будущим Освоение способов формулирования целей и построения временной перспективы
Рассмотрение различных вариантов (альтернатив), их оценка с точки зрения собственных предпочтений, возможностей, реалистичности, сбор дополнительной информации об альтернативных вариантах Отсутствие «достойных» вариантов, не-сформированность способов и оснований для анализа, отказ от взвешенного анализа Развитие навыков анализа ситуации, определение сильных и слабых сторон, перспектив и ограничений каждого варианта
Формирование личных качеств, необходимых для реализации выбранного варианта Отсутствие возможностей для проявления и развития необходимых качеств, недостаточно пространства для проявления самостоятельности, совершения ответственных выборов Развитие самосознания и повышение самооценки, предоставление возможности для осуществления самостоятельных выборов, определение и развитие навыков поддержания личного пространства
Решаемые задачи Возникающие ошибки и трудности Возможные пути разрешения (направления деятельности по сопровождению)
Оценка сделанного выбора с учетом собранной информации и действий по подготовке, корректировка сделанного выбора Недостаточная способность к обобщению и анализу собранной информации Развитие навыков анализа ситуации, логичности рассуждений и выводов
Определение запасного варианта (вариантов) выбора Запасной вариант не проработан и нереалистичен, запасному варианту не придается должного значения Обозначение значимости запасного варианта, проработка наиболее привлекательных запасных вариантов профессионального выбора
Настрой на реализацию выбранного варианта Социальная незрелость, неготовность к принятию решения и новой социальной активности, отсутствие достаточных сил и энергии для осуществления намеченных планов, тревога по поводу возможной неудачи, неуверенность в себе, в собственных возможностях по реализации намеченных планов Осуществление профессиональных проб для расширения социально-профессионального опыта, формирование навыков самоанализа и анализа сущности различных видов деятельности, освоение алгоритма принятия решения и построения профессиональной карьеры, построение конкретных шагов по реализации профессиональных планов, выработка навыков реализации профессиональной карьеры, сдачи экзаменов и т. д.
На основе анализа психолого-педагогической литературы и обобщения практики собственной работы сформулируем несколько наиболее значимых тезисов относительно сопровождения процесса профессионального самоопределения.
Сопровождать процесс самоопределения -значит, создавать условия для запуска и осуществления самостоятельной деятельности человека по определению собственной профессиональной позиции. Сопровождение ведет к позитивным результатам в том случае, когда оно опирается на деятельность самоопределяющегося человека. Предметом сопровождения является деятельность молодого человека по собственному самоопределению. Это означает следующее: прежде всего, важно понять, что в данный момент делает человек для собственного самоопределения или если не делает ничего, то почему, какие трудности испытывает, что сам может предложить для их разрешения.
Сопровождение - это процесс, который требует чуткого, понимающего отношения к определяющемуся человеку; умения индивидуально подходить к каждому, находить его положительные стороны, поддерживать позитивные силы развития, содействовать разработке индивидуально-ориентированных образовательных и профессиональных проектов.
Сопровождение предполагает наличие у сопровождающего способности к установлению субъект-субъектных отношений, то есть умения устанавливать отношения сотрудничества, способность слушать, чувствовать, выяснять исходную позицию, интересы, потребности, конструктивно относиться к разнице в позициях и мнени-
ях, признавая множественность вариантов (сценариев) профессионального развития. Заниматься сопровождением самоопределения возможно лишь в том случае, когда сопровождающий специалист верит в способность человека самостоятельно двигаться для определения собственной профессиональной позиция, выработки профессиональных и жизненных перспектив. Он не определяется за другого и не пускает дело на самотек.
Сопровождение - это интерактивный процесс, предполагающий постоянную обратную связь, выяснение того, как продвигается самоопределяющийся человек, как оценивает свои возможности, насколько понимает возникающие трудности и др.
Сопровождение необходимо выстраивать в соответствии с уровнем развития способности к профессиональному самоопределению. Древние мудрецы говорили, что можно перейти лишь тот мост, к которому ты подошел. Бессмысленно ставить перед человеком вопросы, которые для него еще не актуальны или на которые он не может дать ответ. Важно, опираясь на исходный уровень мотивационной, информационной, когнитивной, эмоциональной готовности к самоопределению, предложить те ситуации развития, поставить те вопросы, которые будут помогать в решении актуальных задач профессионального самоопределения и способствовать переходу к постановке новых.
Эффективность сопровождающей деятельности зависит от творческого вариативного использования разнообразных средств, позволяющих развернуть силы и деятельность человека на ре-
шение задач профессионального самоопределения: познание себя, изучение мира профессий, ситуации на рынке труда, взвешивание различных условий и факторов выбора и др.
В процессе сопровождения важно помнить о том, что речь идет о профессиональном самоопределении. Это значит, что специалист сам должен уметь хорошо ориентироваться в пространстве самоопределения - мире профессий, ситуации на рынке труда, профессиональных требованиях, путях освоения профессии и т. д.
Библиографический список
1. Абульханова, К. А. Принцип субъекта в отечественной психологии [Текст] / К. А. Абульханова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2005. - Том 2. - № 4. - С. 3-21.
2. Волохова, Е. Д. Вариативный подход к профессиональному самоопределению подростков [Текст] : автореф. ... канд. пед. наук / Е. Д. Волохова. - Ярославль: ЯГПУ, 1994. - 18 с.
3. Гинзбург, М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения [Текст] / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. - 1994. - № 3. - С. 43-54.
4. Гриншпун, С. С. Вопросы активизации профессионального самоопределения [Текст] / С. С. Гриншпун // Вопросы психологии - 1985. - № 6. - С. 15-19.
5. Дьюи, Д. Демократия и образование [Текст] / Д. Дьюи; пер. с англ. - М.: Педагогика-Пресс, 2000. -384 с.
6. Зеер, Э. Ф. Кризисы профессионального становления личности [Текст] / Э. Ф. Зеер, Э. Э Сыма-нюк // Психологический журнал. - 1997. - Т. 18. -№ 6. - С. 35-44.
7. Карпов, А. В. Психология рефлексии [Текст] / А. В. Карпов, И. Скитяева. - М.: Институт психологии РАН. - Ярославль: Аверс Пресс, 2002. - 304 с.
8. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст]: учебное пособие / Е. А. Климов. - М.: Академия, 2004. - 304 с.
9. Ковалева, Н. В. Жизненное самоопределение молодежи в условия социальной нестабильности [Текст] : дис. ... д-ра фил. наук / Н. В. Ковалева. - М., 1997. -323 с.
10. Комплексная методика изучения личности в целях выявления способности к профессиональному самоопределению [Текст]. - Ярославль: УМО по профориентации Минобразования России, 1993. - 85 с.
11. Кудрявцев, Т. В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности [Текст] / Т. В. Кудрявцев, В. Ю. Шегурова // Вопросы психологии. - 1983. - № 2. - С. 51-60.
12. Леонтьев, Д. А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего
[Текст] / Д. А. Леонтьев, Е. В. Шелобанова // Вопросы психологии. - 2001. - № 1. - С. 57-66.
13. Логинова, Е. В. Социально-психологические особенности самоопределения в юношеском возрасте в ситуации нестабильности общества [Текст]: автореф. дис. ... канд. псих. наук / Е. В. Логинова. - Ярославль, 2005. -25 с.
14. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - Изд. 9, испр. и доп. -М.: Советская энциклопедия, 1972. - 816 с.
15. Поваренков, Ю. П. Системогенетический анализ профессионального самоопределения личности [Текст] / Ю. П. Поваренков // Ярославский психологический вестник. - Выпуск 16. - М.; Ярославль: Российское психологическое общество, 2005. - С. 10-14.
16. Поляков, В. А. Профессиональное самоопределение молодежи [Текст] / В. А. Поляков, С. Н. Чистякова // Педагогика. - 1993. - № 5. - С. 33-37.
17. Пряжников, Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение [Текст] / Н. С. Пряжников. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 256 с.
18. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен; пер. с англ. - М.: Когито-центр, 2002. - 396 с.
19. Рожков, М. И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика. Теория и методика воспитания [Текст] : учебное пособие / М. И. Рожков. - М.: Владос, 2008. - 264 с.
20. Самоукина, Н. В. Проблема активности личности в профессиональном самоопределении (к построению развивающей профориентации) [Текст] / Н. В. Самоуки-на // Психологические закономерности профессионализации: межвузовский сборник научных трудов. - Ярославль, 1991. - С. 109-124.
21. Сафин, В. Ф. Психологический аспект самоопределения личности [Текст] / В. Ф. Сафин, Г. П. Ников // Психологический журнал. - 1984. - Т. 5. - № 4. - С. 6573.
22. Федоришин, Б. А. Психологические и методические основы профориентационной работы с учащимися [Текст] / Б. А. Федоришин. - Киев, 1979. - 24 с.
23. Фуку яма, С. Теоретические основы профориентации [Текст] / С. Фукуяма. - М.: МГУ, 1989. - 139 с.
24. Чистякова, С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников [Текст] : методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников / С. Н. Чистякова. - М.: Academia, 2007. - 128 с.
25. Шавир, П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности [Текст] / П. А. Шавир. -М., 1981. - 95 с.
26. Шадриков, В. Д. Мир внутренней жизни человека [Текст] / В. Д. Шадриков. - М.: Университетская книга, Логос, 2006. - 392 с.