Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения выпускников школ
И. В. Кузнецова
Главным фокусом предлагаемого материала является рассмотрение методов работы по сопровождению профессионального самоопределения. На основе понимания профессионального самоопределения как деятельностного процесса все методы распределены на пять групп в соответствии с решаемыми задачами: мотивационно-смысловыми, личностно-профессио-нальными, информационно-когнитивными, операциональными, эмоционально-энергетическими.
Ключевые слова: психологическое сопровождение, недирективная помощь, профессиональное самоопределение, задачи профессионального самоопределения, трудности профессионального самоопределения.
Psycho-Pedagogical Support of Professional Self-Determination of School Graduates
I. V. Kuznetsova
The main focus of the given material is the consideration of methods of work on support of professional self-determination. On the basis of understanding professional self-determination as an activity process all methods are distributed into five groups according to the problems under consideration: motivational-semantic, personal-professional, information-cognitive, operational, emotional power.
Key words: psychological support, indirect help, professional self-determination, tasks of professional self-determination, difficulties of professional self-determination.
Сопровождение профессионального самоопределения существенным образом зависит от того, как понимается сущность этого процесса. Если поставить во главу угла деятельность личности, направленную на выработку и корректировку собственной профессиональной позиции, то главным приоритетом специалиста, занимающегося сопровождением профессионального самоопределения, будет обеспечение условий для запуска и эффективного протекания. Сопровождение в таком случае мы рассматриваем как недирективную форму помощи, направленную на активизацию ресурсов и возможностей человека по разрешению задач профессионального самоопределения, преодолению возникающих при этом трудностей и препятствий.
Профессиональное самоопределение - это де-ятельностный процесс, протекающий в соответствии с системно-генетическим и системно-функциональным принципами: одна и та же проблема самоопределения выступает по-разному у разных людей, в разном возрасте и при реализации различных функций. Он включает решение различных задач на основе самопознания и анализа ситуации; социальных и профессиональных проб; проектирования и перепроектирования собственного профессионального будущего, осмысления реальных выборов и действий. Важную роль в процессе самоопределения, наряду с рациональными моментами (анализ ситуации, прогнозирование и проектирование, рефлексия и др.), играют нерациональные компоненты: чувства, переживания, привычки, интуиция.
Ключевой характеристикой профессионального самоопределения является преодоление неопределенности на личностно-мотивационном уровне за счет определения и переопределения собственной профессиональной позиции. Профессиональное самоопределение - один из механизмов профессионализации личности, тесно связанный со становлением субъекта профессионального развития. Оно выполняет ряд функций в ходе профессионального выбора, становления и развития человека: профориентационную, проектировочную, идентификационную, организационную, контрольную, регулятивную, адаптационную, компенсаторную и др.
Реальный процесс профессионального самоопределения далеко не всегда осуществляется в соответствии с нормативной моделью. Возникающие противоречия, трудности и ошибки относятся к различным его этапам и компонентам. Затруднительной может быть как сама постановка задач профессионального самоопределения, так и выбор оптимальных способов их разрешения.
Исходя из характера задач, решаемых в процессе профессионального самоопределения, и возникающих при этом ошибок и трудностей, методы работы по сопровождению условно можно разбить на несколько групп:
1. Методы работы по реализации мотивацион-но-смысловых задач направлены на активизацию социально-профессиональной позиции; повыше -ние значимости профессиональной деятельности и профессионального самоопределения, прояснение
профессиональных ценностей, целей и смыслов. Для достижения профессионального успеха значительную часть времени необходимо тратить на прояснение смыслов и планирование. Вместе с тем, именно ценности и смыслы, на которых базируется постановка целей, являются менее всего ясными для человека. Решение мотивационно-смыс-ловых задач можно осуществлять различными способами, наиболее эффективные из которых представлены в таблице ниже.
2. Методы работы с профессионально значимыми качествами направлены на оказание помощи в самопознании, составлении списка своих достоинств как работника, осознание слабых сторон; развитие необходимых профессиональных качеств.
3. Методы работы по реализации информационно-когнитивных задач направлены на расширение информационной основы для профессионального самоопределения, коррекцию и уточнение необходимой информации; обмен опытом в принятии решений и способах сбора
информации. В ситуации изменений весьма актуальным становится умение работать с информацией. Информационно-когнитивная работа может проводиться как в группе, так и индивидуально. Конкретные методы, показавшие свою практическую эффективность, представлены в таблице ниже.
4. Методы решения задач операционного блока направлены на выработку способов (навыков) профессионального самоопределения, профессионального развития и эффективного поведения на рынке труда.
5. Методы решения задач эмоционально-энергетического блока направлены на формирование позитивного самоощущения, актуализацию сил и ресурсов для реализации намеченных целей. От эмоционального состояния и настроя на успех зависит как уровень сложности профессиональных целей, которые ставит перед собой молодой человек, так и возможность их успешной реализации.
Таблица
Методы сопровождения профессионального самоопределения
Методы сопровождения профессионального самоопределения
Задачи других блоков, решаемые данными методами
1. Методы работы по реализации мотивационно-смысловых задач
Рефлексивный активизирующий опрос (беседа, интервью) предполагает размышление над определенными вопросами, например: Какое место в твоей жизни занимает (будет занимать) профессиональная деятельность? Что нужно учитывать при выборе профессии? Что означает успех в профессиональной карьере? Что способствует достижению делового успеха? Чего ты хотел бы достичь в своей профессиональной деятельности? Какой должна быть твоя профессиональная деятельность? Есть ли у тебя личный профессиональный проект? и т. д.
При работе с профессионально значимыми качествами в ходе рефлексивного опроса можно задавать следующие вопросы: Что ты считаешь своими сильными качествами? Каких качеств, на твой взгляд, требуют предпочитаемые тобой профессии? В какой мере они развиты у тебя, что может помочь усовершенствовать их? и др.
Для осознания того, какой информацией и знаниями относительно ситуации выбора владеет человек, можно задать следующие вопросы: Что я уже знаю о ситуации выбора? Какая информация (знания) является значимой для меня в настоящее время? Как и из каких источников я могу получить значимую информацию? Что я могу сделать сам? В чем мне могут помочь другие люди из моего окружения (родители, учителя, друзья, знакомые, профконсультанты)? Что делают другие люди для поиска необходимой для них информации? Какую информацию они считают значимой? Как я буду использовать полученную информацию?_
Работа с профессионально значимыми качествами. Информационно-когнитивные задачи
Анкетирование аналогично интервью, оно предполагает ответы на вопросы. Специально подобранные вопросы, отражая основные факторы профессионального самоопределения и формирования профессиональной готовности, позволяют активизировать процесс и направить его в определенное русло
Работа с профессионально значимыми качествами. Информационно-когнитивные задачи
Сочинение может стать отправной точкой для размышления о своем будущем и желаемой профессиональной судьбе. Чтобы сочинение выполнило активизирующую роль, важно провести предварительную подготовку в форме тематической дискуссии, игры, беседы-«исповеди» какого-либо авторитетного человека
Работа с профессионально значимыми качествами
Тематические рисунки на темы: «Я через десять лет», «Я и моя профессия», «Мое профессиональное будущее» и т. п. с последующим обсуждением можно использовать в ходе индивидуальной консультации и групповых занятий для прорисовки элементов желаемого будущего_
Работа с профессионально значимыми качествами
Игры с профориентационным содержанием. Игра, наряду с другими возможностями, позволяет осуществить «запуск» процессов профессионального самоопределения за счет пробуждения интереса, соревновательности, эмоционального заражения. Удачно проведенная игра как бы взрыхляет почву для последующих шагов и действий.
Профориентационные игры позволяют моделировать различные ситуации: требующие поиска
Информационно-когнитивные задачи. Работа с профессионально значимыми качествами.
Методы сопровождения профессионального самоопределения Задачи других блоков, решаемые данными методами
и анализа профориентационной информации, формирования и совершенствования способов профессионального самоопределения, развития профессионально значимых качеств и др. Игра позволяет создать контекст, в рамках которого профориентационная работа превращается в увлекательное занятие. Среди наиболее известных игр: «Что? Где? Когда?», «Угадай профессию», «Профи-тайм», «Ассоциация», «Открытие фирмы» и др. Для достижения большей эффективности про-фориентационные игры необходимо дополнить другими средствами (фокус-группа, например, с темой «Роль молодежи (моя роль) в построении будущего», турнир «Мой профессиональный проект», целеустроительные технологии и т. д.) Решение операциональных задач
Психотехники целеустроительного характера представляют собой совокупность специальных приемов, которые позволяют прояснить собственные цели, ценности и желания. Конкретные психотехники могут основываться на рациональных и интуитивных механизмах. Приведем пример процедуры «Сосредоточенное мечтание», которая может успешно использоваться в профориента-ционной работе. Она направлена на освоение способов формулирования целей и построения временной перспективы и включает в себя семь шагов: 1. Составление проекта желаемого будущего - того, о чем человек мечтает, кем хочет стать, чем заниматься. Для этого можно в течение 10-15 минут написать все желания, отбросив ограничения, нарисовать свое будущее, составить фильм о собственной жизни, зафиксировав ряд кадров из собственного желаемого будущего, «совершить путешествие» на машине времени и «пройтись» по дорогам своего будущего или сделать что-то другое, что позволит создать образ желаемого профессионального будущего. 2. Определение временной сетки. Если все, что отмечено, относится к завтрашнему дню, следует подумать о дальней перспективе. Если же построенный образ относится к весьма отдаленному будущему - о ближайших шагах. 3. Выбор четырех самых важных целей на этот год, обоснование их важности. 4. Проверка сформированных целей на позитивность, конкретность, ясность представления результатов, достижимость, этичность. 5. Составление списка ресурсов для достижения целей, которыми человек уже обладает, в том числе собственных достоинств, преимуществ, помощников и др. 6. Составление списка ограничений на пути к цели. 7. Составление пошагового плана достижения цели Работа с профессионально значимыми качествами
2. Работа с личностными и профессиональными качествами
Самопознание. Надпись «Познай самого себя», сделанная на стене древнего храма, является одной из важнейших путеводных нитей для достижения успеха в карьере современного человека. В качестве средства самопознания может выступать самодиагностика по одной или нескольким психодиагностическим методикам или обсуждение результатов диагностики в целях выявления и уточнения собственных ценностей, интересов, склонностей, целей, профессионально сильных качеств и др. Наиболее популярными являются следующие методы: «Карта интересов», «Опросник профессиональной готовности», «Метод параллельных профилей», «Опросник терминальных ценностей», «Опросник коммуникативных и организаторских склонностей», «Опросник Айзенка» и т. д. В качестве других методов самопознания могут выступать самооценка себя по заданным параметрам и критериям с опорой на жизненные проявления того или иного качества, анализ мнений (экспертной обратной связи) о себе других людей: педагогов, родителей, друзей и т. д., ведение дневниковых записей, анализ собственных реакций и проявлений в различных жизненных ситуациях Решение мотивацион-но-смысловых задач
Профессиональные и социальные пробы позволяют приобрести опыт выполнения различных видов деятельности, лучше узнать себя, сформировать определенные навыки и качества, значимые для достижения профессионального успеха Решение операциональных задач
Психотехнические упражнения и игры позволяют проанализировать собственные качества, оценить, скорректировать и развить их. Удачными для этого являются процедуры: «Мои достоинства», когда человек составляет перечень своих сильных качеств; «Мои сильные и слабые стороны», «Что я ценю и что хочу изменить в себе», которые позволяют выделить собственную позитивную основу и определить программу самосовершенствования; «Волшебный магазин», где можно «купить» необходимые качества, «заплатив» другими качествами вместе с их «выигрышами», эта процедура позволяет глубоко оценить силу и слабость отдельных качеств и их взаимосвязь с собственным поведением, успехами и неудачами; «Разотождествление», где, раскручивая клубок отдельных сторон и качеств, человек пытается найти глубинную основу собственной личности; «Перевоплощение», когда за счет сравнения себя с живыми и неживыми объектами, предметами и явлениями (если бы я был деревом, цветком, киногероем, инопланетянином...) человеку предоставляется возможность понять собственную целостность; эффективны также психотехнические игры-испытания, направленные на выявление и развитие отдельных познавательных и творческих способностей: памяти, внимания, воображения, мышления. Изучение и развитие личностно-про-фессиональных качеств осуществляются также в ходе учебной деятельности, общения, выполнения социально-профессиональных проб и др. Решение операциональных задач
2. Методы работы по реализации информационно-когнитивных задач
Методы сопровождения профессионального самоопределения Задачи других блоков, решаемые данными методами
Беседы, лекции, диспуты, выставки, читательские конференции и т. п. относятся к наиболее распространенным методам информирования. Они носят целевой характер, затрагивают один или несколько вопросов. В зависимости от решаемых задач может быть проведено как отдельное занятие, так и целый цикл Решение мотивацион-но-смысловых задач
Ответы на вопросы - один из методов интерактивного целевого информирования. Молодой человек, выступая активным хозяином выбора, обращается за получением или уточнением интересующей его информации, например: «Я хочу узнать, где можно получить профессию водителя? Что сегодня востребовано на рынке труда?» и др. Решение мотивацион-но-смысловых задач
Самостоятельная работа с информационно-справочной литературой, автоматизированными поисковыми системами позволяет не только найти нужную информацию, но и существенно расширить информационное поле, а также отработать навыки поиска информации. Использование автоматизированных баз данных о рынке труда, рынке услуг по профессиональному обучению и развитию, службах помощи в профессиональном самоопределении и т. д. позволяет не только расширить информационную основу самоопределения, но и повысить интерес к поиску и анализу профессиональной информации
Экскурсии позволяют увидеть своими глазами рабочий процесс, условия труда, содержание деятельности. В зависимости от конкретных целей экскурсия может носить ознакомительный, про-фессиографический, комплексный или иной характер
Просмотр фильмов (видеофильмов, видеопрезентаций) применяется при отсутствии возможности непосредственно познакомиться с каким-либо видом деятельности. Обзорные фильмы (видеофильмы), кроме того, позволяют сохранить время и познакомиться обзорно с большими блокам информации
Беседы-встречи с представителями различных профессий позволяют учащимся получить информацию не только о содержании, специфике, истории профессии, но и об индивидуальном опыте работы и отношении к любимому занятию
Информационно-справочная консультация предполагает беседу со специалистами с целью получения или уточнения какой-либо информации
«Вернисаж» новых профессий (профессий определенной группы или определенного учебного заведения) может использоваться как самостоятельно, так и в составе какого-либо более общего метода - игры, вечера профессий, праздника защиты профессий, посвящения в профессию и т. д. Суть его заключается в том, чтобы на основании предварительного изучения интересно и ярко представить соответствующую профессию
Мозговой штурм «Источники информации». Использование известного метода для вычленения источников получения информации, необходимой для профессионального самоопределения и развития (разрешение отдельных затруднений и вопросов), позволяет учащимся обнаружить неиспользованные ими ранее способы и оценить эффективность разных способов. Напомним, что этот метод реализуется в несколько этапов. Вначале учащиеся, не оценивая и не критикуя, называют разные источники получения информации: газеты, встречи, информационные выпуски, буклеты и т. д. (чем больше и разнообразнее, тем лучше, здесь может помочь и педагог), а затем оценивают их через призму определенных параметров, таких как реалистичность, полнота, оперативность и т. д.
Взаимная экспертиза. Народная мудрость говорит, что один ум хорошо, а два лучше. Именно на этой мудрости построена процедура взаимной экспертизы. Она может использоваться в разных вариантах. Суть ее заключается в том, что учащиеся, объединившись в пары (обязательным условием является взаимодоверие партнеров), по очереди излагают свою ситуацию и используемые (возможные) способы ее разрешения. Выслушивающий «эксперт» высказывает одобрение и добавляет свои варианты
Составление личного словаря терминов. Составление личного словаря, картотеки, классификации профориентационных понятий и терминов позволяет систематизировать информационную основу профессионального самоопределения, которое может предполагать использование как известных оснований для такого структурирования, так и личностно приемлемых
Взвешивание возможных вариантов выбора может осуществляться с использованием про-фориентационной методики «Весы», в рамках которой прорабатывается предпочтительность различных вариантов выбора на основе последовательной оценки их по значимым основаниям
Составление карты имеющегося опыта. Систематизация имеющегося опыта выполнения различных видов работ, в том числе профессионального и предпрофессионального опыта, может стать основанием для выбора предпочтительного варианта, подготовки профессионального резюме, решения других профориентационных задач. При этом в карту заносится информация о приобретенном опыте, контактах, освоенном оборудовании и др. Решение мотивацион-но-смысловых задач. Работа с профессионально значимыми качествами
Составление свод-анализа ситуации выбора является хорошим способом не только упорядочивания, но и анализа всей информации относительно ситуации выбора. При этом в таблицу заносят сильные и слабые стороны ситуации, возможности и риски Решение мотивацион-но-смысловых задач
4. Решение задач операционального блока
Методы сопровождения профессионального самоопределения Задачи других блоков, решаемые данными методами
Моделирование ситуаций, в том числе с использованием моделирующей видеосъемки. Ситуативно-моделирующая видеосъемка может быть частью поведенческого тренинга, она позволяет оценить навыки и способы поведения в конкретных ситуациях (вступительный экзамен, устройство на работу, беседа с целью получения информации, самопрезентация и т. д.). Схема построения работы с применением моделирующей видеосъемки включает в себя ряд этапов: — моделирование соответствующей ситуации для отработки необходимых умений и навыков; — разыгрывание ситуации (запись реальной ситуации, например, посещение учебного заведения с целью получения информации об имеющихся льготах); — просмотр видеозаписи, выделение удачных способов поведения и способов (ходов), которые хотелось бы изменить (улучшить); — обсуждение других способов поведения в данной ситуации; — выбор другого варианта (способа) поведения для отработки; — отработка другого (других!) способов поведения; — оценка эффективности разных способов поведения и уровня сформированности навыков поведения в соответствующей ситуации
Поведенческий тренинг. Поведенческий тренинг направлен на освоение способов и навыков поведения в различных ситуациях, связанных с выбором и построением профессиональной карьеры: осуществление поисковых действий, телефонного звонка, собеседования с работодателями, экзамены, отборочное тестирование, коммуникация в профессиональных ситуациях: самопрезентация, установление контакта, понимание собеседника, принятие отказа, умение «доносить» собственное мнение, убеждать, доказывать и т. д. Отработка отдельных навыков предполагает активную пробу различных способов, их коррекцию и закрепление в игровых (модельных) и реальных ситуациях. Для активного вовлечения учащихся в процесс тренировки - отработки навыков -необходимо создать мотивацию учащихся для работы, когда каждый считает: «Я хочу, мне важно, необходимо...», - и обеспечить достаточную безопасность. Это предполагает понимание того, что никто не осудит человека из-за отсутствия у него отдельных навыков и способов; что не ошибается только тот, кто ничего не делает; что достоинство человека в его движении, умении освоить новые формы и способы поведения. В ходе поведенческого тренинга можно успешно использовать такие психотехнические игры и упражнения, как «Вакансия», «Трудоустройство», «Первый день работы», «Защита профессионального проекта» и др.
Практические занятия, помимо отработки навыков поведения, могут быть направлены на освоение алгоритма и способов принятия решения, приемов и способов построения профессионального проекта, составления автобиографии, поискового письма, профессионального резюме, портрета, карты навыков и умений и т. д. В ситуации современного рынка труда данные навыки могут позволить выбрать, найти и сохранить хорошую работу - это важнейшая часть профориен-тационной культуры. Этапы практического занятия могут включать самостоятельные попытки составить проект, резюме, письмо, алгоритм-ознакомление с образцами удачных проектов, планов, резюме-правил и принципов их составления, корректировку разработанных материалов и закрепление навыков их составления
5. Решение задач эмоционального блока
Саморегуляция. Существует множество разнообразных способов и приемов саморегуляции, которые могут освоить учащиеся. Эти приемы позволяют достигать и поддерживать душевное равновесие и позитивное самоощущение, что весьма важно при планировании и реализации профессиональной карьеры. Педагог может устроить обсуждение возможностей использования различных способов преодоления напряжения и обретения внутреннего равновесия человеком и предложить учащимся самостоятельно опробовать их. Для ориентировки предлагаем познакомиться с перечнем приемов, составленным нами в ходе семинаров и тренингов, направленных на обсуждение способов саморегуляции, используемых молодыми людьми. Работа с личностными и профессиональными качествами. Решение мотивацион-но-смысловых задач
Программирование успеха. Хорошо понятно, что от внутреннего настроя - ожидания успеха Программирование успеха можно осуществлять) образами, ритуалами, словами и символами. Программирование образами. Этот вид программирования человек использует, когда мечтает, то есть создает на внутреннем экране определенные (идеальные) картинки. В психологии такие фантазирования называют техникой визуализаций (визуальный - зрительный). Программирование словами. Словесное программирование на успех подразделяется на письменное и устное. Письменное программирование может осуществляться в форме дневника, написания писем самому себе, подписания с самим собой контракта (договора) на выполнение решения, письменных настроев - позитивных утверждений относительно своего профессионального будущего: «Я стану хорошим профессионалом», «Я добьюсь высоких результатов и признания в работе!», «Я буду работать в дружном интересном коллективе!» и т. д. Устное программирование включает в себя множество разнообразных приемов - от коротких, из одной фразы, позитивных утверждений или формул самовнушения до длинных и сложных «настроев». Для того чтобы словесный настрой был действенным, необходимо все утверждения фор- Работа с профессионально значимыми качествами
Методы сопровождения профессионального самоопределения Задачи других блоков, решаемые данными методами
мулировать позитивно («Я успешно сдам экзамены» вместо «Я не провалю экзамены), повторять неоднократно, верить в реальность их осуществления. Программирование ритуалами. Ритуалы представляют собой определенные действия или цепочки действий, которые также позволяют настроиться на успех. К традиционным ритуалам, осуществляемым в учебных заведениях, можно отнести праздники и выпускные вечера. Учащимся вручают дипломы (аттестаты), говорят напутствия и пожелания. Можно придумать также определенные стартовые ритуалы для группы (класса) или для отдельного учащегося, которые позволили бы обеспечить наилучшую готовность для реализации намеченных планов
Библиографический список
1. Волохова, Е. Д. Вариативный подход к профессиональному самоопределению подростков [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. Д. Волохова. - Ярославль : ЯГПУ, 1994. - 18 с.
2. Гриншпун, С. С. Вопросы активизации профессионального самоопределения [Текст] / С. С. Гриншпун // Вопросы психологии. - 1985. - № 6. - С. 15-19.
3. Карпов, А. В. Психология рефлексии [Текст] / А. В. Карпов, И. Скитяева. - М. : Институт психологии РАН; Ярославль : Аверс Пресс, 2002. - 304 с.
4. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст] : учебное пособие / Е. А. Климов. - М. : Академия, 2004. - 304 с.
5. Поляков, В. А. Профессиональное самоопределение молодежи [Текст] / В. А. Поляков, С. Н. Чистякова // Педагогика. - 1993. - № 5. - С. 33-37.
6. Пряжников, Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение [Текст] / Н. С. Пряжников. - М. : Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. -256 с.
7. Рожков, М. И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика. Теория и методика воспитания [Текст] : учебное пособие / М. И. Рожков. - М. : Владос, 2008. - 264 с.
8. Федоришин, Б. А. Психологические и методические основы профориентационной работы с учащимися [Текст] / Б. А. Федоришин. - Киев, 1979. - 24 с.
9. Фукуяма, С. Теоретические основы профориентации [Текст] / С. Фукуяма. - М. : МГУ, 1989. - 139 с.
10. Шавир, П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности [Текст] / П. А. Шавир. -М. , 1981. - 95 с.