УДК 159
Н. П. Ансимова, Л. В. Чупрова
Психологическое сопровождение профессионального самоопределения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе общего образования
В статье рассматривается проблема психологического сопровождения профессионального самоопределения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Определяются ключевые особенности, направления развития психологического сопровождения профессионального самоопределения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе общего образования. Значительное внимание уделено изложению трудностей при решении задач профессионального самоопределения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, трудности процесса профессионального самоопределения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, психологическое сопровождение профессионального самоопределения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
N. P. Ansimova, L. V. Chuprova
Psychological Support of Professional Self-Determination of People with Disabilities in the Process of General Education
The article considers the psychological support of professional self-determination of people with disabilities in the process of general education. Here are defined key features and directions of psychological support development of professional self-determination of people with disabilities in the process of general education. Considerable attention is paid to the presentation of difficulties in the solution of professional self-determination problems of people with disabilities.
Keywords: professional self-determination people with disabilities, difficulty of the professional self-determination process of people with disabilities, psychological support of professional self-determination of people with disabilities.
Профессиональное самоопределение - одна из самых сложных проблем для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - лицо с ОВЗ). Первоначально основное содержание проблемы, связанной с профессиональным самоопределением (определением) инвалидов и лиц с ОВЗ, разрабатывалось в рамках дефектологии (Л. С. Выготский, А. И. Дъячков и др.). Огромный вклад в развитие этого направления внесли труды Л. С. Выготского о развитии личности, имеющей биологические нарушения: теория социальной ситуации развития, основанная на понятиях первичных и вторичных нарушений, теория высших психических функций, теория сверхкомпенсации, а также зоны ближайшего и актуального развития. Центральной идеей концепции профессионального самоопределения инвалидов является положение Л. С. Выготского о том, что объективно существует возможность полного «в принципе приближения дефективного ребенка к нормальному типу, к завоевыванию социальной полноценности» [1, с. 71], в том числе и в плане успешного освоения выбранной профессии. Таким образом,
выявляется осознанная индивидуальная и общественная потребность инвалидов в преодолении причин дезадаптации с целью успешной интеграции в среду самостоятельной жизни и деятельности в процессе определения своих профессиональных возможностей.
В 60-е гг. появились работы, продолжающие развитие направления, разработанного еще в 1929 г. заведующим отделением врачебно-профессиональной консультации подростков НИИ профессиональных болезней имени В. А. Обуха профессором А. И. Пахомычевым. Организация деятельности была связана с консолидацией усилий педагогов, психологов и медицинских работников по оказанию специализированной помощи подросткам в их профессиональном самоопределении и социальном становлении. Определяя основное содержание комплексного подхода, он выделил следующие направления деятельности по профессиональной ориентации с подростками группы риска: определить подростку профессию в соответствии с его интересами, способностями, здоровьем; предостеречь подростка от выбора профессии, которая может привести к быстрой
© Ансимова Н. П., Чупрова Л. В., 2017
изношенности его организма; при наличии какого-либо заболевания подыскать подростку профессию, в которой эта опасность минимальна [10].
В 1965 г. в издательстве «Медицина» вышла работа В. М. Левина и Э. С. Рутенбург. В ней авторы, рассматривая вопросы врачебной профессиональной консультации подростков, определяют влияние производственных факторов на выбор будущей профессии подростками, имеющими определенные отклонения в здоровье [5]. По мнению авторитетного исследователя проблемы профориентации А. Д. Сазонова, данная работа впервые заставляет задуматься над вопросами профориентации таких подростков.
Следует также выделить работу Е. К. Малушкиной «Советы школьникам по выбору профессии», адресованную подросткам, имеющим отклонения в физическом развитии. Автором выделяются психофизиологические особенности человека и их взаимосвязь с выбором профессиональной деятельности. В то же время даются советы по самокоррекции врожденных особенностей, отклонений физического развития в процессе профессионального самоопределения, реализации своих профессиональных жизненных планов [6].
Дальнейшее решение проблемы мы находим в работе группы ученых под руководством И. Д. Карцева «Физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям», опубликованную издательством «Медицина» [4].
Несколько позже разрабатываются отраслевые рекомендации для работников социальной защиты, преподавателей, инструкторов, педагогов, работающих с различными категориями подростков с отклонениями в развитии. Так, Министерством социальной защиты населения Российской Федерации в 1992 г. подготовлены методические рекомендации «Особенности проведения профориентации инвалидов, заканчивающих спецшколы и школы-интернаты». Всероссийское общество слепых издало учебно-методическое пособие «Основы трудового обучения и профессиональной ориентации слепых и слабовидящих школьников» [14].
Современное состояние вопроса в той или иной степени отражается в работах С. В. Алехиной, С. Н. Кавокина, Н. М. Назаровой, М. И. Никитиной, В. В. Рубцова, В. Л. Савиных, Л. А. Саркисяна, А. Г. Станевского, А. В. Тюрина и других авторов.
Отмечается, что зонами риска для инвалидов и лиц с ОВЗ в плане профессионального самоопределения является выбор профессии без учета своих профориентационных возможностей. Это проявляется в переоценке собственной личности, своих склонностей и способностей и может привести к дальнейшему ухудшению здоровья.
Рациональное профессиональное самоопределение является одним из главных этапов социально-трудовой реабилитации инвалидов. Ее содержание, формы и методы определяются исходной теоретической концепцией, где ведущее место занимает проблема профессиональной пригодности. В традиционном понимании под профессиональной пригодностью имеется в виду наличие у человека профессионально-важных свойств и качеств, обеспечивающих успешный труд в той или иной профессии. Определение профессиональной пригодности инвалида предполагает совокупность психологических и психофизических свойств, а также специальных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения приемлемой эффективности труда. Необходимым, даже главным, параметром является и наличие у него здоровья. Но недостаточно одного соотнесения его качеств с требованиями профессии. В труде он выступает как целостная личность, которая овладевает мастерством, совершенствует свои навыки, словом, изменяет свою профессиональную пригодность.
В нашей стране люди с ограниченными возможностями здоровья часто не имеют равных с остальными возможности для получения профессионального образования. В большей степени доступна для инвалидов и лиц с ОВЗ система начального и среднего профессионального образования. Если профподготовка и полученная специальность не соответствуют возможностям инвалида или молодого человека с ОВЗ, то они не будут определять возможности его трудоустройства. В этом случае многие столкнутся с проблемой поиска работы или будут вынуждены ее менять. Ущерб, как отмечают Н. Г. Гаубрих, С. Н. Кавокин, наносимый тем самым физическому и психическому состоянию инвалидов, очевиден. Требования со стороны профессии должны соответствовать возможностям человека, в ином случае в самосознании человека накапливается отрицательный жизненный опыт, формируются своеобразные способы решения встающих перед ним задач - уход от проблем, их игнорирование и т. д. [2].
Сущностью профессионального самоопределения инвалидов является понимание особой природы процесса их взаимодействия с окружающей средой с целью интеграции с ней, в том числе в плане профессионального самоопределения. «Недостаток не только изменяет отношение человека к физическому миру, но и влияет также на отношения с людьми. Его несчастье раньше всего изменяет его социальную позицию, социальную установку в среде» [11, с. 82].
Наличие факторов, обусловленных особенностями ограничений здоровья и влияющих на проявление дезадаптированности при выборе профессии инвалидом или человеком с ОВЗ, определяет необходимость уточнения основных понятий, связанных с профессиональным самоопределением в отношении инвалидов и лиц с ОВЗ.
По мнению В. Л. Савиных, профессиональное самоопределение и профессиональное определение инвалидов является составной частью более сложной системы профессиональной ориентации инвалидов, где профессиональное определение -это система комплексного воздействия на инвалида с целью определения способов реабилитации, коррекции, компенсации профессионального выбора и оказания помощи в выборе будущего вида профессиональной деятельности, то есть профессионального самоопределения. В своей монографии он раскрывает следующие понятия [15]:
Профессиональная реабилитация - устранение или замещение отрицательного влияния отклонения в развитии, поведении на возможность выбора профессии, ее освоение и успешную адаптацию к ней через восстановление утраченных функций организма, социально-положительного поведения инвалида.
Профессиональная компенсация - возмещение утраченных функций организма в целях повышения профориентационных возможностей, расширения поля профессионально возможного труда.
Коррекция профессионального выбора - внесение поправок с помощью аргументированной консультации, убеждения, примера (отрицательного или положительного) и т. д. в выбор, сделанный инвалидом самостоятельно. Необходимость коррекции выбора, как правило, связана с наличием у инвалида и лица с ОВЗ заниженной или завышенной самооценки и неадекватного профессионального выбора.
Так как профессиональное самоопределение инвалида и лица с ОВЗ является результатом профессионального определения, мы рассматриваем профессиональное самоопределение личности как
двухсторонний процесс, включающий как внешнее воздействие, так и внутренний процесс развития такой важной смысловой составляющей этого понятия, как «само-», которая предполагает самореабилитацию, самокоррекцию, самокомпенсацию.
В связи с этим профессиональное самоопределение инвалидов или лиц с ОВЗ мы определяем как активную сознательную целенаправленную деятельность личности по определению своих профориентационных возможностей, поиску и выбору поля будущей профессиональной деятельности, самореабилитации, самокоррекции, самокомпенсации своих возможностей в процессе реализации профессиональных жизненных планов с учетом ограничений своего здоровья. При уточнении данного понятия нами был сделан акцент на усиление роли личностного фактора (сознательности) процесса профессионального самоопределения инвалида и лиц с ОВЗ, так как для него в ситуации выбора профессии особенное значение имеет высокая степень личной осознанности в оценке состояния своего здоровья, способностей и возможностей, в выборе адекватного профессионального пути и формы профобразования.
Присутствие того или иного компонента (самокоррекции, самореабилитации, самокомпенсации) в процессе выбора зависит от степени профориен-тационных возможностей инвалида и лиц с ОВЗ, обусловленных характером и глубиной нарушений функций организма. Чем больше степень физического ограничения, тем в большей степени можно говорить о профессиональном определении инвалида и лица с ОВЗ и тем меньше - о его профессиональном самоопределении, и наоборот [7]. При этом профориентационные возможности инвалидов или лиц с ОВЗ следует понимать как социально и природно обусловленную сферу вероятной реализации сил и способностей инвалида или лица с ОВЗ для самостоятельного, осознанного, адекватного выбора профессии с использованием сохранных возможностей в личностной сфере, физическом развитии и возможность успешного ее освоения, а в дальнейшем - успешной профессиональной деятельности.
Отмечая несомненную связь профессионального самоопределения инвалидов и лиц с ОВЗ с проблемой профессионального самоопределения молодежи вообще, мы вместе с тем выделяем присущие первому особые черты, связанные с необходимостью диагностирования особенно-
стей здоровья инвалидов и лиц с ОВЗ, характера его ограничений, осуществления мероприятий по их реабилитации.
При рассмотрении вопросов развития теоретических и научных основ профессионального самоопределения, общественно-политической, социальной и экономической значимости данной проблемы для государства и общества можно прийти к выводу о том, что помощь в профессиональном самоопределении (профори-ентационная помощь) инвалидов и лиц с ОВЗ должна быть выстроена в соответствии с психофизиологическими особенностями личности и что выявление и развитие профессиональных наклонностей должно быть грамотным и своевременным. Профориентационная помощь понимается как способствование развитию субъекта в профессиональном и личностном самоопределении [13].
Основные цели профессионального самоопределения инвалидов, по мнению О. С. Андреевой, С. Н. Пузина, Д. П. Рязанова, В. С. Сазонова и других сотрудников Московского департамента федеральной государственной службы занятости, таковы: достижение сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда; прогнозирование профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности; содействие непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния [12].
Е. М. Старобина, Э. А. Дмитриева в своей статье «Планирование карьеры молодых инвалидов при переходе от школы к трудовой жизни» отмечают, что в целом по стране такие профориента-ционные службы для инвалидов отсутствуют или количество их незначительное, существует необходимость в предусмотрении совершенствования помощи молодым инвалидам
в профсамоопределении по следующим основным направлениям: профессиональная диагностика в процессе профориентации и планирования карьеры; содействие самопознанию и выявлению собственных способностей и возможностей; выявление возможностей профессионального образования для инвалидов; помощь в профессиональном самоопределении, построении личного профессионального плана и др. [16].
Таким образом, в настоящее время нет единой эффективной системы профориентационной работы с инвалидами и молодыми людьми с ОВЗ, так как та работа, которая ведется сегодня в службах занятости, на предприятиях, в органах социальной защиты и других ведомствах, в целом, не удовлетворяет их потребностям. Отсутствие комплексного подхода в решении проблемы профессиональной реабилитации подростков с ОВЗ снижает до минимума возможность реальной помощи в вопросах профессиональной ориентации и профессионального самоопределения. Особенно остро проблема профессионального самоопределения стоит для инвалидов и учащихся с ОВЗ, которые оканчивают школу. Им необходимо определиться не только с выбором профессии, но и с маршрутом профессионального образования. Выбор профессиональной учебной организации для получения профессионального образования является не менее сложным, так как получаемое образование должно отвечать требованиям общедоступности и соответствовать особенностям развития и подготовки обучающихся.
В настоящее время профессиональная реабилитация инвалидов и лиц с ОВЗ является одним из актуальных и приоритетных направлений государственной политики в социальной сфере. Следует отметить, что в системе общего образования субъектов Российской Федерации в настоящее время ведется целенаправленная работа по формированию и совершенствованию научно-методического сопровождения программы пред-профильной, профильной и профессиональной ориентации инвалидов и лиц с ОВЗ в Российской Федерации с учетом принципов дифференцированного обучения и модульной организации учебного процесса. Разрабатываются нормативные документы в ряде структур органов власти, которые указывают на важность создания системы профессионального самоопределения инвалидов и лиц с ОВЗ, дальнейшего обучения в профессиональных образовательных организациях и трудоустройства.
Таким образом, разделяя изложенные взгляды специалистов, ученых и практиков
о необходимости работы по предлагаемым ими направлениям, считаем, что не всякий профессиональный выбор инвалида и лица с ОВЗ будет оправданным в силу того, что проблема выбора профессионального пути осложняется состоянием здоровья и требует длительного времени изучения особенностей здоровья, медицинских противопоказаний к выбору профессии, видов и форм работ
деятельности, не говоря уже об исследовании мотивов, ценностных ориентаций, особенностей психических процессов человека и изучения мира профессий. Выход из сложившейся ситуации мы видим в создании системы психологического сопровождения профессионального самоопределения инвалидов и лиц с ОВЗ в процессе общего образования и создании специальных психологических условий, способствующих формированию готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению на этапе, предшествующем профессиональному образованию.
Опыт собственной работы в рамках процесса профессионального самоопределения школьников-инвалидов и школьников с ОВЗ позволяет подтвердить, что наличие медицинских противопоказаний усложняет процесс профессионального самоопределения и налагает определенную меру ответственности на специалиста, осуществляющего процесс психологического сопровождения профессионального самоопределения инвалидов и лиц с ОВЗ. Роль сопровождающего процесса психологического сопровождения профессионального самоопределения в этом случае повышается. Важно также понимать, что система сопровождения профессионального самоопределения инвалидов и лиц с ОВЗ в процессе общего образования должна включать в работу специалистов других ведомств.
Анализ литературных данных и обобщение опыта собственной деятельности по сопровождению профессионального самоопределения школьников позволил нам выявить ряд наиболее часто встречающихся ошибок и трудностей, перечислим некоторые из них: ошибки, связанные с поиском необходимой информации; ошибки
в формировании положительного отношения к труду; ошибки в накоплении социального и профессионального опыта; ошибки определения смыслов (назначения) будущей профессиональной деятельности; ошибки определения профессиональных предпочтений; ошибки в оценке собственных профессиональных интересов; ошибки в оценке собственных возможностей, построении образа «Я»; ошибки, связанные с неумением проводить изучение внешней ситуации, ситуации на рынке труда и рынке образования, формировать обобщенный образ желаемого профессионального и жизненного будущего и т. д.
Прежде чем говорить о сопровождении и его реальном воплощении в практике специального
образования, рассмотрим понятие «сопровождение».
В толковом словаре термин «сопровождать» трактуется как 'идти вместе с кем-либо в качестве спутника'. «Сопровождать», как объясняет словарь Ожегова, - это значит @следовать вместе с кем-то, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-то» [9, с. 748].
Понятие «сопровождение» введено в науку петербургскими учеными Л. М. Шипицыной, Е. И. Казаковой и трактуется ими как помощь ребенку в принятии решений в проблемных ситуациях, ответственность за действия в которых несет он сам. Е. И. Казакова дает следующее определение сопровождению: это метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.
М. Р. Битянова считает сопровождение системой профессиональной деятельности психолога, ориентированной на создание социально-психологических условий для эффективного общения и психологического развития детей в системе обучения.
В настоящее время система сопровождения проходит этап становления, несмотря на то, что уже многое достигнуто в этой области. Проведенный анализ систем сопровождения показал, что все отечественные подходы построения сопровождения формируются в парадигме содействия [8].
В целом, проанализировав различные концепции и модели сопровождения [3], можно сделать вывод о том, что вопрос психологического сопровождения в образовании рассматривается с точки зрения подхода к развитию личности и как стратегия реализации ее индивидуального потенциала.
Мы предлагаем следующее рабочее определение сопровождения: это форма оказания помощи, направленная на развитие и саморазвитие личности, которая активизирует собственные ресурсы человека и способствует запуску деятельности по переводу возникающих трудностей в задачи и поиску путей их разрешения.
На основе анализа психолого-педагогической литературы и обобщения практики собственной работы сформулируем несколько наиболее значимых тезисов относительно сопровождения процесса профессионального самоопределения.
Сопровождать процесс самоопределения - значит, создавать условия для запуска и осуществления самостоятельной деятельности человека по определению собственной професси-
ональной позиции. Предметом сопровождения является деятельность молодого человека по собственному самоопределению. Это означает следующее: прежде всего, важно понять, что в данный момент делает человек для собственного самоопределения или если не делает ничего, то почему, какие трудности испытывает, что сам может предложить для их разрешения.
Сопровождение характеризуют следующие особенности:
— Сопровождение - это процесс, который требует чуткого, понимающего отношения к определяющемуся человеку; умения индивидуально подходить к каждому, находить его положительные стороны, поддерживать позитивные силы развития, содействовать разработке индивидуально ориентированных образовательных и профессиональных проектов.
— Сопровождение предполагает наличие у сопровождающего способности к установлению субъект-субъектных отношений, то есть умения устанавливать отношения сотрудничества, способность слушать, чувствовать, выяснять исходную позицию, интересы, потребности, конструктивно относиться к разнице в позициях и мнениях, признавая множественность вариантов (сценариев) профессионального развития. Заниматься сопровождением самоопределения возможно лишь в том случае, когда сопровождающий специалист верит в способность человека самостоятельно двигаться для определения собственной профессиональной позиция, выработки профессиональных и жизненных перспектив. Он не определяется за другого и не пускает дело на самотек.
— Сопровождение - это интерактивный процесс, предполагающий постоянную обратную связь, выяснение того, как продвигается самоопределяющийся человек, как оценивает свои возможности, насколько понимает возникающие трудности и др.
— Сопровождение необходимо выстраивать в соответствии с уровнем развития способности к профессиональному самоопределению. Бессмысленно ставить перед человеком вопросы, которые для него еще не актуальны или на которые он не может дать ответ. Важно, опираясь на исходный уровень мотивационной, информационной, когнитивной, эмоциональной готовности к самоопределению, предложить те ситуации развития, поставить те вопросы, которые будут помогать в решении актуальных задач професси-
онального самоопределения и способствовать переходу к постановке новых.
— Эффективность сопровождающей деятельности зависит от творческого вариативного использования разнообразных средств, позволяющих развернуть силы и деятельность человека на решение задач профессионального самоопределения: познание себя, изучение мира профессий, ситуации на рынке труда, взвешивание различных условий и факторов выбора и др.
— В процессе сопровождения важно помнить о том, что речь идет о профессиональном самоопределении. Это значит, что специалист сам должен уметь хорошо ориентироваться в пространстве самоопределения.
Мы считаем, что в системе психологического сопровождения профессионального самоопределения инвалидов и лиц с ОВЗ необходимо осуществить не только индивидуальное, но и системное сопровождение процесса. Однако проведенный анализ литературы показал влияние большого числа факторов на взаимосвязь видов сопровождения. Исходя из этого, необходимо создать систему, адекватно соответствующую всем необходимым требованиям. Целью такой деятельности должно явиться создание целостной системы, гарантирующей оптимальные условия для развития инвалидов и лиц с ОВЗ, с учетом физического и психического развития здоровья. Благодаря созданию подобной системы будут адекватно устранены все вышеперечисленные недостатки в системе психологического сопровождения профессионального самоопределения инвалидов и лиц с ОВЗ в процессе общего образования.
Для этого необходимо осуществить следующие шаги:
— Разработать и теоретически обосновать систему психологического сопровождения профессионального самоопределения инвалидов и лиц с ОВЗ в процессе общего образования, определить условия эффективности реализации системы; при необходимости внести предложения на нормативно-правовом уровне для эффективного взаимодействия в рамках сопровождения профессионального самоопределения инвалидов и лиц с ОВЗ в процессе общего образования.
— Определить группы инвалидов и лиц с ОВЗ и их психологические особенности в рамках создания системы сопровождения профессионального самоопределения инвалидов и лиц с ОВЗ в процессе общего образования; разработать критерии формирования профессионального самоопределения инвалидов и лиц
с ограниченными возможностями здоровья в процессе общего образования, посредством системы.
Библиографический список
1. Выготский, Л. С. К психологии и педагогики детской дефективности [Текст] / Л. С. Выготский // Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей : сб. статистики / под ред. Л. С. Выготского. - М., 1924. - С. 71-73.
2. Кавокин, С. Н. Профессиональная реабилитация и занятость инвалидов [Текст] / С. Н. Кавокин. - М.,
1997.
3. Казакова, Е. П. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике [Текст] / Е. П. Казакова // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. - СПб.,
1998. - 364 с.
4. Карцев, И. Д. Опыт определения медицинских критериев профессиональной пригодности подростков к некоторым видам профессий [Текст] : материалы симпозиума по проблеме проф. пригодности подростков / И. Д. Карцев ; НИИ гигиены детей и подростков АМН СССР. - М., 1963.
5. Левин, В. М. Профессиональная ориентация и врачебная профессиональная консультация подростков [Текст] / В. М. Левин, Э. С. Рутенбург. - Л. : Медицина, 1977. - 278 с.
6. Малушкина, Е. К. Советы школьникам по выбору профессии [Текст] / Е. К. Малушкина. - 2-е изд. -М. : Медгиз, 1961. - 28 с.
7. Методология профессиональной ориентации молодежи в условиях рыночных отношений [Текст] : монография. - Курган : КГУ, 1996. - 104 с.
8. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования : учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов [Текст] / Р. В. Овчарова. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 448 с.
9. Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова; Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М. : Азбуковник, 1999. - 944 с.
10. Пахомычев, А. И. Методика преподавания гигиены на лечебном и педиатрическом факультетах медицинских институтов [Текст] : [Пособие для преподавателей кафедр гигиены лечебного и педиатрич. фак. мед. ин-тов] / сост. проф. А. И. Пахомычевым и сотрудниками кафедры общей гигиены I Моск. ордена Ленина мед. ин-та им. И. М. Сеченова. - М. : Медгиз, 1958. - 144 с.
11. Платонов, К. К. Структура и развитие личности [Текст] / К. К. Платонов. - М. : Наука, 1986. -255с.
12. Профессиональное образование инвалидов [Текст] : межвуз. сб. науч. тр. / под ред.
Л. А. Саркисяна. - M. : MH^ 2000. - ISBN 5-87819058-3. - 117 с.
13. Пряжников, H. С. Профессиональное и личностное самоопределение [Текст] ! H. С. Пряжников. - M. : Воронеж, 1996. - 246 с.
14. Романович, H. А. «Формирование готовности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к профессиональному самоопределению в процессе довузовской подготовки» [Текст] : автореф. ... дис. У H. А. Романович. - Режим доступа : http://www/lib/csu.ru RomanovichNA _ar.pdf (Дата обращения: 17.02.17)
15. Савиных, В. Л. Профессиональное самоопределение подростков группы риска [Текст] : монография / В. Л. Савиных. - Курган : Зауралье, 2000. -332 с.
16. Старобина, E. M. Планирование карьеры молодых инвалидов при переходе от школы к трудовой жизни [Электронный ресурс] У E. M. Старобина и др. -Режим доступа: http://www.humans.ru/humans/48648/h_print_view_t.
Bibliograficheskij spisok
1. Vygotskij, L. S. K psihologii i pedagogiki detskoj defektivnosti [Tekst] / L. S. Vygotskij // Voprosy vospitanija slepyh, gluhonemyh i umstvenno otstalyh detej : sb. statistiki / pod red. L. S. Vygotskogo. - M., 1924. - S. 71-73.
2. Kavokin, S. N. Professional'naja reabilitacija i zanjatost' invalidov [Tekst] / S. N. Kavokin. - M., 1997.
3. Kazakova, E. P. Sistema kompleksnogo so-provozhdenija rebenka: ot koncepcii k praktike [Tekst] / E. P. Kazakova // Psihologo-pedagogicheskoe mediko-social'noe soprovozhdenie razvitija rebenka. - SPb., 1998. - 364 s.
4. Karcev, I. D. Opyt opredelenija medicinskih krite-riev professional'noj prigodnosti podrostkov k nekotorym vidam professij [Tekst] : materialy simpoziuma po probleme prof. prigodnosti podrostkov / I. D. Karcev ; NII gigieny detej i podrostkov AMN SSSR. - M., 1963.
5. Levin, V M. Professional'naja orientacija i vrache-bnaja professional'naja konsul'tacija podrostkov [Tekst] / V. M. Levin, Je. S. Rutenburg. - L. : Medicina, 1977. -278 s.
6. Malushkina, E. K. Sovety shkol'nikam po vyboru professii [Tekst] / E. K. Malushkina. - 2-e izd. - M. : Medgiz, 1961. - 28 s.
7. Metodologija professional'noj orientacii molodezhi v uslovijah rynochnyh otnoshenij [Tekst] : monografija. -Kurgan : KGU, 1996. - 104 s.
8. Ovcharova, R. V. Prakticheskaja psihologija obra-zovanija : ucheb. posobie dlja stud. psihol. fak. universite-tov [Tekst] / R. V Ovcharova. - M. : Izdatel'skij centr «Akademija», 2003. - 448 s.
9. Ozhegov, S. I., Shvedova, N. Ju. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka: 80000 slov i frazeologicheskih vyra-zhenij [Tekst] / S. I. Ozhegov, N. Ju. Shvedova; Ros-sijskaja akademija nauk. Institut russkogo jazyka im.
V V Vinogradova. - 4-e izd., dopolnennoe. - M. : Azbu-kovnik, 1999. - 944 s.
10. Pahomychev, A. I. Metodika prepodavanija gi-gieny na lechebnom i pediatricheskom fakul'tetah medicinskih institutov [Tekst] : [Posobie dlja prepo-davatelej kafedr gigieny lechebnogo i pediatrich. fak. med. in-tov] / sost. prof. A. I. Pahomychevym i sotrudni-kami kafedry obshhej gigieny I Mosk. ordena Lenina med. in-ta im. I. M. Sechenova. - M. : Medgiz, 1958. -144 s.
11. Platonov, K. K. Struktura i razvitie lichnosti [Tekst] / K. K. Platonov. - M. : Nauka, 1986. - 255s.
12. Professional'noe obrazovanie invalidov [Tekst] : mezhvuz. sb. nauch. tr. / pod red. L. A. Sarkisjana. - M. : MII, 2000. - ISBN 5-87819-058-3. - 117 s.
13. Prjazhnikov, N. S. Professional'noe i lichnostnoe samoopredelenie [Tekst] / N. S. Prjazhnikov. - M. : Voronezh, 1996. - 246 s.
14. Romanovich, N. A. «Formirovanie gotovnosti invalidov i lic s ogranichennymi vozmozhnostjami zdo-rov'ja k professional'nomu samoopredeleniju v processe dovuzovskoj podgotovki» [Tekst] : avtoref. ... dis. / N. A. Romanovich. - Rezhim dostupa : http://www/lib/csu.ru RomanovichNA _ar.pdf (Data obrashhenija: 17.02.17)
15. Savinyh, V. L. Professional'noe samoopredelenie podrostkov gruppy riska [Tekst] : monografija / V. L. Savinyh. - Kurgan : Zaural'e, 2000. - 332 s.
16. Starobina, E. M. Planirovanie kar'ery molodyh invalidov pri perehode ot shkoly k trudovoj zhizni [Jel-ektronnyj resurs] / E. M. Starobina i dr. - Rezhim dostupa: http://www.humans.ru/humans/48648/h_print_view_t.