УДК 159.99 Terelyanskaya IV, Kurysheva I.V. PSYCHOLOGICAL APPROACH TO THE CONCEPT OF PERSONAL COMPETITVE ABILITY. The article is about the process of adopting the term 'competitive identity' in psychology school in the socio-cultural and historical aspects. It is written about a number of topical issues in the research of competitiveness of the individual in modern Russia.
Key words: competition, competitive, motivation, creativity, professionalism, competitiveness, competition.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ
И.В. Терелянская, психолог, Агентство Психологической Помощи «Камертон», Волжский, E-mail: TerelyanskayaIV@vtz.ru; И.В. Курышева, д-р психол. наук, преп., Волжский гуманитарный институт, В работе в социокультурном и историческом аспектах рассматривается процесс принятия термина «конкурентоспособность личности» в психологии, а также раскрывается ряд актуальных проблем в исследованиях конкурентоспособности личности в современной России.
Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, креативность, мотивация, профессионализм.
О таком свойстве человека как конкурентоспособность в нашей стране стали говорить совсем недавно. В СССР к явлению конкуренции и к способности конкурировать относились предвзято, как к порождению чуждой капиталистической морали. «Большая советская энциклопедия» сообщает: «Конкуренция... - антагонистическая борьба между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров; при капитализме - борьба между капиталистами за получение наивысшей прибыли... В социалистическом обществе... конкуренции нет. Отношения товарищеского сотрудничества и братской взаимопомощи порождают социалистическое соревнование, являющееся прямой противоположностью капиталистической конкуренции» [1]. Т.е. термину «конкуренция» в советском варианте противопоставлялся термин «социалистическое соревнование». Его смысл состоял в том, чтобы на основе творческой инициативы трудящихся равняться на передовиков, помогать отстающим и таким образом добиваться всеобщего подъема экономики, роста и совершенствования производства. Не смотря на отрицательное восприятие конкурентоспособности в СССР, как недостойное образу жизни советского человека, психологи и педагоги, тем не менее, изучали те качества личности, которые являются составными частями этого понятия. В научных работах рассматривалась способность быстро приспосабливаться к изменяющейся действительности (В.М. Зуев, С.В. Кульне-вич, П.М.Новиков и др.), социализация (Г.М. Андреева и др.), мотивация (Л.И. Божович, А.К. Маркова и др.), активность, настойчивость, целеустремленность, воля (К.А. Абульханова-Слав-ская, Б.Г. Ананьев, В.А. Петровский и др.), профессиональное самоопределение (В.П. Зинченко, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников и др.). Но не было предпринято попыток объединить эти качества личности в контексте категории конкурентоспособности, т.к. не существовало социального заказа на человека с такими качествами.
Несомненно, и в годы существования СССР выпускник любого учебного заведения легче вписывался в социальную структуру общества, если обладал хорошими знаниями, участвовал, как тогда говорили, «в общественной жизни» учебного заведения. Такой молодой специалист мог претендовать на более интересную и высокооплачиваемую работу, т.е. обладал, по современным меркам, высокой конкурентоспособностью. Но и его однокурсники, даже при минимальном наборе необходимых знаний и умений, не были выброшены на обочину жизни. Система планирования в советском государстве не позволяла обучать специалистов больше, чем требовалось для народного хозяйства, поэтому выпускники вузов и техникумов никаких проблем с трудоустройством тогда не испытывали. Мало того, работа в соответствии с назначением считалась гражданским долгом молодого специалиста. Выпускник гарантированно получал не только работу по своей специальности, но и дополнительные льготы: бесплатный проезд вместе с семьей до места назначения и провоз имущества, суточные за время нахождения в пути на себя и членов своей семьи, единовременное пособие, отпускные и, главное, обеспечивался жилой площадью за счет предприятия [2]. Т.о., не смотря на кабальную систему распределе-
ния, выпускники вузов и средних специальных учебных заведений в СССР были одной из самых защищенных категорий работников, чего нельзя сказать о современной России. Молодой специалист в наше время не имеет никаких специальных льгот и социальных гарантий со стороны государства и вынужден строить свою трудовую деятельность на равных с остальными участниками трудового процесса. Именно поэтому проблемы конкурентоспособности человека, и студента в частности, являются одними из актуальнейших вопросов на современном этапе.
На сегодняшний день в России в общем завершился этап переосмысления отношения к понятиям «конкуренция» и «конкурентоспособность». Настала пора всесторонней оценки места конкурентоспособной личности во всех сферах общественной жизни. И уже наблюдается другая крайность - многообразие в толковании понятия «конкурентоспособность» в психологии. К тому же, этот термин часто употребляется и в других науках. Например, экономике: конкурентоспособность товара, предприятия; в педагогике: подготовка конкурентоспособного специалиста и др. Сам этот факт свидетельствует о том, что те социально-экономические преобразования, которые наблюдаются в нашей стране, требуют серьезного и глубокого осмысления проблемы конкурентоспособности личности.
Проанализируем понятия «конкуренция» и «конкурентоспособность» в экономическом, биологическом, историческом и социальном аспектах.
Считают, что термин «конкуренция» (от латинского сопсиггеге «сталкиваться», «соперничать») в науку был введен шотландским экономистом XVIII века А. Смитом в книге «Исследования о природе и причинах богатства народов». Он рассматривал конкуренцию как «процесс по достижению богатства или удовлетворению личного интереса» [3]. Возможность конкурировать граждане получают только при наличии трех условий: неприкосновенности собственности граждан, их обязательности и свободы в действиях. «Каждому человеку пока он не нарушает законов справедливости, предоставляется совершенно свободно преследовать по собственному разумению свои интересы и конкурировать своим трудом и капиталом с трудом и капиталом любого другого лица и целого класса». А. Смит считал, что конкуренция - процесс создания общественного блага, через преобразование эгоистичного начала в человеке, т.е. имеет в своем начале социальную природу.
Английский ученый Т.Р Мальтус, продолжая учение А. Смита, связал конкуренцию с численностью населения в стране и неравномерностью распределения богатств [3]. Он впервые употребил выражение «борьба за существование», которым позже воспользовался Ч. Дарвин в своей книге «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благо-приятствуемых пород в борьбе за существование». Ч. Дарвин предложил биологическую теорию эволюции, одним из основных положений которой был отбор на индивидуальном уровне живых организмов в процессе борьбы (конкуренции) за ограниченные ресурсы. По мнению последнего конкуренция бывает пассивной - борьба организмов с неблагоприятными условиями внешней среды, и активной - борьба индивидуумов между собой за выживание.
На примат биологического в конкуренции указывал и австрийский психолог З. рейд. Он утверждал, что изначально природа человека носит агрессивный характер. От этой агрессивности З. Фрейд переходит к другой человеческой черте - врожденной склонности к соперничеству (конкуренции). Т.о. противопоставляя природную базу конкуренции социальной, основоположник психоанализа, тем не менее, соглашается с мнением
А. Смита о том, что изначально в человеке заложено злое начало.
Французский мыслитель Ж.Ж. Руссо наоборот полагал, что изначально человек был добр, но цивилизация сделала его злым и эгоистичным. Вместо термина «конкуренция» он предпочитал использовать термин «соревнование» и считал, что для того, «чтобы возбудить среди людей настоящее соревнование в труде следует показывать, что труд - это не средство избежать голода, а способ достигнуть благосостояния» [1].
Большинство же авторов исходят из того положения, что в человеке изначально присутствует как начало «зла», так и начало «добра», вследствие чего конкуренция приносит не только вред, но и несомненную пользу. Так австрийский социолог Ф. Хайек считал, что хотя результаты конкуренции и приводят к разочарованию и расстройству чьих-то ожиданий, тем не менее ее последствия благотворны как для общества, так и для индивида в целом. Ф. Хайек рассматривает конкуренцию как процесс продвижения вперед, или процедуру «открытия», «обнаружения» нового - новых возможностей и предпочтений, а также способов их удовлетворения. В каком-то смысле конкуренция -это суть механизма координации, распространения и освоения знания» [3]. Конкуренция, по мнению Ф. Хайека, имеет две стороны - субъектную, выраженную в конкурентных преимуществах, и объектную, описываемую конкурентоспособностью. При этом конкуренция дуальна, т.е. имеет как биологические, так и социальные основы своего возникновения. Он считал, что помимо явного профессионального знания (социальная составляющая), человек наделен знаниями и умениями, переданными ему генетически (природная составляющая), о которых он может и не подозревать до возникновения каких-то особых обстоятельств в условиях реальной конкуренции. Следовательно, конкуренция как одна из форм успешного существования личности может быть рассмотрена в психологии и педагогике в контексте самореализации, самосовершенствования и становления личности в процессе социализации.
Подведя итог вышесказанному, можно характеризовать конкуренцию с философской точки зрения - как движущую силу общества; с экономической - как основу существования государства; с биологической - как борьбу за выживание, с социальной - как основное условие профессиональной и социальной успешности человека; с психологической - как самореализацию в социуме.
Термин «конкурентоспособность», широко представленный сегодня в научной психолого-педагогической литературе, появился изначально в экономических теориях. Поэтому конкурентоспособности личности человека на рынке труда можно дать определение, основываясь на общеэкономические понятия конкурентоспособности товара, т.к. на профессиональном рынке выпускники высшей школы, по сути, являются «продавцами» своих знаний, умений и навыков, вступают в конкурентную борьбу между собой за рабочие места. Конкурентоспособный человек обладает более развитой системой знаний, по сравнению со своими конкурентами, необходимыми данному работодателю, профессиональными навыками и способностями, более высокой квалификацией, высокой способностью достигать поставленных целей при умении решать широкий спектр профессиональных задач.
Анализ современной психолого-педагогической литературы, посвященной теории конкурентоспособности, выявил, что од-
Библиографический список
нозначного общепризнанного понятия конкурентоспособности нет. Чаще всего, она ассоциируется с успешностью человека в профессиональной и личностной сферах. Это понятие перекликается в работах психологов с таким понятием, как компетентность: социальная, профессиональная и личностная. Л.М. Митина рассматривает конкурентоспособность личности как интегральное свойство, состоящее из таких личностных качеств, которые позволяют специалисту быть более успешным на профессиональном рынке по сравнению с другими, имеющими такую же подготовку и образование [4]. Принципы концепции Л.М. Митиной рассматриваются в различных исследованиях по педагогике и психологии, где конкурентоспособность представляет собой свойство, рассматриваемое в физиологическом (возраст, внешность, психическое и физическое здоровье, энергичность и т.п.), психологическом (уровень интеллекта, коммуникативные особенности, развитые способности и т.п.) и нравственном аспекте (жизненные ценности, система верований, убеждений и т.п.). «Конкурентоспособность является высшим уровнем проявления способностей как возможностей человека (более широко - потенциала личности), а в современном понимании -конкурентных преимуществ человека» (РА. Фатхутдинов) [5].
Д.С. Котикова под конкурентоспособностью подразумевает «способность личности достигать поставленной цели вне зависимости от видов деятельности в условиях существующего соперничества, благодаря комплексу внепрофессиональных качеств личности» [6]. Эти качества для будущего специалиста Д.С. Котикова подразделяет на внешние (успеваемость, востребованность, коммуникабельность) и внутренние (психологические особенности личности: рефлексия, мотивация, трудолюбие и пр.).
Наиболее емкое понятие конкурентоспособности, по нашему мнению, дал В.И. Шаповалов. Он утверждает, что «конкурентоспособность - это социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и внепрофессиональной жизнедеятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром» [7].
На основании литературного анализа теории и практики исследований проблем конкурентоспособности личности в России и за рубежом мы дали этому феномену следующее определение: конкурентоспособность личности - это социальная способность индивидуума, позволяющая ему быть востребованным в различных сферах деятельности (общественной, личной, профессиональной) на основании его психо-физиологических и личностных качеств и умения презентовать их в условиях ограниченного спроса.
Главная задача, стоящая сегодня перед вузом, - формирование благоприятной среды, обеспечивающей непрерывный интенсивный рост и развитие молодых специалистов, повышение их конкурентоспособности на рынке туда.
Учитывая, что базовой основой качеств, определяющих конкурентоспособность личности, является ее способность к творческому саморазвитию и самореализации, приоритетом образования в XXI в. должна стать парадигма: гарантированное качество образования через творческое саморазвитие и творческую самореализацию. Другими словами, образование будет способствовать становлению человека как конкурентной личности только в том случае, если образование переходит в самообразование, воспитание - в саморазвитие, а развитие - в творческое саморазвитие и творческую самореализацию личности.
1. Большая советская энциклопедия. - М.: «Советская энциклопедия», 1969-1978. - Т. 21.
2. Приказ Министра высшего и среднего специального образования СССР от 18 марта 1968 г. № 220 «Об утверждении Положения о персональном распределении молодых специалистов, оканчивающих высшие и средние специальные учебные заведения».
3. Кравцевич, С.В. Историко-экономические взгляды на формирование представлений о конкуренции. - Чита, 2011.
4. Митина, Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. - М. - Воронеж, 2002.
5. Фатхутдинов, РА. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. - М., 2000.
6. Котикова, Г.П. Управление конкурентоспособностью: учебное пособие. - Кемерово, 2001.
7. Шаповалов, В.И. Конкурентоспособность личности в парадигме инновационного педагогического менеджмента // Ярославский педагогический вестник. - 2003. - № 4.
Bibliography
1. Boljshaya sovetskaya ehnciklopediya. - M.: «Sovetskaya ehnciklopediya», 1969-1978. - T. 21.
2. Prikaz Ministra vihsshego i srednego specialjnogo obrazovaniya SSSr ot 18 marta 1968 g. № 220 «Ob utverzhdenii Polozheniya o personaljnom
raspredelenii molodihkh specialistov, okanchivayuthikh vihsshie i srednie specialjnihe uchebnihe zavedeniya».
3. Kravcevich, S.V. Istoriko-ehkonomicheskie vzglyadih na formirovanie predstavleniyj o konkurencii. - Chita, 2011.
4. Mitina, L.M. Psikhologiya razvitiya konkurentosposobnoyj lichnosti. - M. - Voronezh, 2002.
5. Fatkhutdinov, R.A. Konkurentosposobnostj: ehkonomika, strategiya, upravlenie. - M., 2000.
6. Kotikova, G.P. Upravlenie konkurentosposobnostjyu: uchebnoe posobie. - Kemerovo, 2001.
7. Shapovalov, V.I. Konkurentosposobnostj lichnosti v paradigme innovacionnogo pedagogicheskogo menedzhmenta // Yaroslavskiyj pedagogicheskiyj vestnik. - 2003. - № 4.
Статья поступила в редакцию 14.03.12
УДК 159.99
Terelyanskaya I. V. THE PHILOSOPHIC ETHNOLOGICAL REFLECTION OF THE ETHNONATIONAL CONSCIENCE PHENOMENON. This article reproduces short discourse concerning the questions of creativity and creative potential of a person. Particular attention is paid to the works of scientists engaged in the researching the stated issue. This article also highlights the main components in the description of person creativity.
Key words: creativity, creative potential, creative activity, competitiveness.
И.В. Терелянская, психолог, Агентство Психологической Помощи «Камертон», г.Волжский,
E-mail: TerelyanskayaIV@vtz.ru
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА КРЕАТИВНОСТИ КАК ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ
В статье изложен краткий дискурс по вопросам креативности, творчества, творческого потенциала. Обращается внимание на работы учёных, занимающихся заявленной проблемой, выделяются основные элементы в характеристике креативности личности.
Ключевые слова: креативность, творчество, творческий потенциал, творческая активность, конкурентоспособность.
В настоящее время в связи с развитием научно-технического прогресса, постоянно меняющимися технологиями идет ускорение всех процессов, происходящих в обществе. Бизнес вынужден постоянно предлагать новые и совершенствовать свои старые технологии, рынок требует новые товары и идеи. Так, компания Sony только за 1996 г. выпустила 5000 новых изделий, т.е. более двух новых изделий в час! [1]. Чтобы успешно конкурировать в современном мире, необходимо постоянно находить что-то новое, оригинальное, самому меняться, творить. Изначально такое свойство как креативность требовалось только от представителей творческих профессий: художников, музыкантов, писателей, артистов и т.п. Но сегодня креативность стала рассматриваться как один из обязательных атрибутов успешного делового человека вообще. Быть творческой личностью должен и педагог, и менеджер, и программист, и специалисты многих других профессий, а уж о руководителях и говорить не приходиться. «Творческий подход в управленческой деятельности более выражен тогда, когда менеджер ориентирован на конкуренцию, борьбу, вызов в профессиональной деятельности и не стремится к стабильности. Креативность в структуре личности менеджеров имеет значимую связь с такими карьерными установками, как вызов (внешним условиям) и автономия» [2].
Слово «креативность» имеет латинские корни, обозначает сотворение, созидание (лат. сгеа^о) и подразумевает какую-либо творческую, созидательную, или новаторскую деятельность. Т.о. феномен креативности тесно переплетен с таким явлением как творчество, которое определяется учеными как особая форма человеческой активности. Творчество выполняет преобразующую функцию, и представляет собой глубинную сферу психических процессов человека, основу внутреннего механизма таких когнитивных процессов, как внимание, восприятие, мышление, память, воображение (Л.С. Выготский,
В.Н. Дружинин, Е.П. Ильин, Я.А. Пономарев, и др.). Результатом творчества считают творческий продукт, который отличается от существующих ранее новизной и оригинальностью.
Отношение к творчеству неоднозначно и в разные исторические эпохи существенно менялось. В древнем мире ценился лишь материал и работа мастера, а творческая идея, креативность не имели ценности, плагиат и подделки не считались аморальными деяниями. В Средние века творца не отделяли от ремесленника, ценилось следование неким канонам, поэтому творческая самостоятельность не поощрялась, а порой пресле-
довалась. Признание и возможность жить продажей своего творческого продукта получили представители творческих профессий только в Х!Х-ХХ в.в. Причем результат их творчества использовался лишь в качестве матрицы для выпуска массового продукта. Т.к. затраты на ее тиражирование составляли до 99,9% издержек производства, то ценой затрат на разработку самой матрицы пренебрегали. В постиндустриальную эпоху наблюдается формирование и бурный рост рынка нематериальных товаров типа программного обеспечения, продуктов медиа-культуры и тому подобных, тиражирование которых составляет незаметную долю их стоимости. На этом фоне цена образца возрастает неимоверно. Поэтому и отношение к специалистам, способным создать такой образец, изменилось коренным образом. Сейчас они буквально «на вес золота». Сегодня работодатели все чаще требуют от кандидата на вакантную должность наличие таких качеств как творческий подход и креативность. На этот социальный запрос общества откликнулась и научная мысль -работами по теориям творчества, творческих способностей и креативности (Г. Айзенк, Д.Б. Богоявленская, Д. Векслер, Л.С. Выготский, Дж. Гилфорд, А. Маслоу, Я.А. Пономарев, Р. Стернберг и др.).
Креативность - это, то свойство, которое помогает человеку принимать эффективные решения в огромном море разнообразной, поступающей к нему информации, или, наоборот, в ситуациях информационного вакуума, оно способствует генерации необычных идей, принятию нетрадиционных схем решения проблем. Так, руководитель компании Scandia, обратился к участникам I Всемирной олимпиады интеллектуального спорта, проходившей в Лондоне в 1997 г. со словами: «Выросший мозг уже никогда не сокращается до прежних размеров. Деньги можно взять в долг, процессы можно скопировать, но силы разума нельзя поймать в силки. Оригинал всегда лучше самой хорошей копии. Уникальность бесценна. Умение напрягать ум, оставаясь при этом самим собой, - редчайшее явление, равное взрыву звезды» [3].
На данном этапе в психологии выделяют как минимум четыре подхода к творчеству. Первый подход основывается на концепции, что как таковых творческих способностей не существует, а имеет место только творческое поведение индивидуума, основанное на мотивации, ценности и личностных чертах человека. Интеллектуальность - необходимое, но недостаточное условие творческой активности. Когнитивная одаренность, чув-