www.volsu.ru
ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
DOI 10.15688/jvolsu11.2015.4.10
УДК 159.923.32 ББК 88.3
КОНЦЕПТ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ» В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТАХ
Ирина Васильевна Терелянская
Кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии, Волгоградская государственная академия физической культуры irina.terelyanskaya@yandex.ru, psihology@vgafk.ru
просп. им. В.И. Ленина, д. 78, 400005 г. Волгоград, Российская Федерация
Аннотация. В статье представлен теоретический обзор изменения представления о социальной успешности в трудах философов, социологов и психологов в различные эпохи. Социальная успешность человека рассматривается автором через призму его профессиональной успешности, предполагая продвижение по карьерной лестнице мерилом данного вида успеха. Приводятся результаты авторского эмпирического исследования, проведенного в группе руководителей и их подчиненных, выявившего влияние общих умственных способностей человека на социальную успешность личности.
Ключевые слова: успех, социальная успешность, успешная личность, самоактуализация, креативность, общие умственные способности, руководители и подчиненные.
Понятия «успех», «успешность» прочно „ч вошли в современное языковое поле российс-о кой культуры. Масс-медиа, рассказывая о р^ политиках, бизнесменах, деятелях эстрады, К спортсменах и других известных личностях, Ц широко используют данные конструкты, вно-Н ся в этот вопрос множество различных заб-^ луждений и дезинформируя общество. В то н же время различные гуманитарные и обще® ственные науки тоже по-разному интерпрети-
руют данные понятия, привнося в них свое видение данного феномена. С.И. Ожегов и Д.Н. Ушаков считают, что успех - синоним удачи в каком-либо деле, ее признание обществом, а также одобрение окружающими чьих-либо достижений и достоинств. Успешность, в свою очередь, рассматривается как качество личности, делающей что-либо с успехом, легко, без затруднений, которую сопровождает удача [10 ; 15].
В философии успех трактуется через относительную оценку результата какого-либо действия. В экономике - как победа в конкурентной борьбе, финансовая удача, материальное благополучие, получаемые вследствие высокоэффективных действий или удачного стечения обстоятельств. В политике - как положительный результат какой-либо деятельности, удовлетворяющий потребностям и интересам общества [8].
По утверждению английского социолога Г. Спенсера, у каждого человека существует инстинкт, направленный на успех. Стремление индивида достигать цели, быть успешным - врожденная биологическая программа любого живого существа. Скорость поведенческих реакций, физическая сила, развитое мышление, способность ориентироваться в необычных ситуациях - все это выражение биологической успешности организма. Это позволяет ему со временем занять более высокий статус в группе, а группе - расширить ареал своего обитания. Высокая статусная позиция увеличивает вероятность особи для спаривания, что, в свою очередь, приводит к рождению потомства, обладающего высокими конкурентными свойствами. Все это позволяет виду не только выжить, но и подняться на более высокую ступень в эволюционной борьбе [1].
Тем не менее, по уверениям американского психолога А. Теллегена, жажда успеха у человека только на 46 % обусловлена генами, а на 54 % - воздействием социальной среды. Действительно, первоначально неравенство, возникшее в результате биологического различия между особями по физическим и умственным качествам, личностным особенностям и другим параметрам, не приводило к пожизненному закреплению статуса и передаче его потомкам. Но с разделением труда, появлением зачатков классового общества постепенно происходит создание нормативной и законодательной базы для предпочтения одних социальных групп перед другими. Общество разделилось на богатых и бедных, высоко- и низкостатусных личностей.
Уже древнегреческий философ Платон, размышляя об идеальном государстве, считал, что правитель должен не только создавать законы, но и указывать подданным, что
прекрасно и достойно, а что нет. А образцовый гражданин должен придерживаться этих предписаний так, как будто за их несоблюдение следует законное наказание [24, с. 273]. По мнению великого мыслителя, успешный человек - божественная личность - должен в полной мере развивать свои духовные и физические качества, уметь подчинятся богам и старшим и быть примером младшим, рабам и чужеземцам. Достойный гражданин должен постоянно заниматься военными упражнениями, развивать свою душу и разум. «Многого недостает человеку, чтобы стать божественным, если он не может распознать, что такое единица, два, три и вообще, что такое четное и нечетное; если он вовсе не смыслит в счете; если он не в состоянии рассчитать ночь и день; если он ничего не знает об обращении Луны, Солнца и остальных звезд» [24, с. 181]. В то же время, согласно Платону, успешным может быть только человек свободный, занимающийся достойной для афинянина деятельностью: законотворчеством, правлением и военным делом. Крестьян, ремесленников, торговцев, корабельщиков, содержателей гостиниц и прочий рабочий люд считал людьми низкими, которые, может быть, и неплохи сами по себе, но им или не посчастливилось по жизни, или они были заражены духом стяжательства. Богатый же человек, по мнению Платона, тоже не может считаться образцовым гражданином и успешным человеком. «Ведь богатыми называют тех избранных людей, которые приобрели имущество, оцениваемое огромной суммой, хотя бы сам владелец и был дурным человеком. Но одновременно быть и очень хорошим, и очень богатым невозможно» [24, с. 309]. Аристотель, рассматривая категории успеха, счастья, по образу жизни разделяет людей на три класса: скотский, государственный и созерцательный. Скотского образа, по мнению философа, придерживается большинство людей. Их мерило успеха - низменные наслаждения и удовольствия: еда, питье, леность, любовные утехи. Государственный образ жизни - у людей деятельных и достойных. Их ведущая цель - почет как средство удостовериться в собственных добродетелях. К коим Аристотель относил: мудрость, сообразительность, рассудительность, щедрость и благоразумие.
В отличие от Платона, он не считал знание математики необходимым умением достойного гражданина. Тем не менее главнейшая из добродетелей, по его мнению, - это разум, а следовательно, высшая ступень успешности - это познание истины, созерцание. Человек, живущий созерцательной жизнью, отрешается от страстей, подчиняет их и управляет ими своей волей и разумом. Такой человек здоров душой и телом, счастлив и приносит наибольшую пользу своему народу и государству. В то же время Аристотель уверен, что богатство необходимо человеку и не может быть мерилом нравственных качеств гражданина. Ибо «невозможно или трудно совершать прекрасные поступки, не имея никаких средств. Ведь многие поступки совершаются с помощью друзей, богатства и влияния в государстве, словно с помощью орудий, а лишение иного, например благородного происхождения, хорошего потомства, красоты исключает блаженство. Ибо едва ли счастлив безобразный с виду, дурного происхождения, одинокий и бездетный; и должно быть, еще меньше можно быть счастливым; если дети и друзья отвратительны или если были хорошие, да умерли» [18, с. 115].
Аристотель одним из первых указывает на социальную сторону успешности, считая ее «совершенным благом» для человека. «Совершенное благо считается самодостаточным. Понятие самодостаточности мы применяем не к одному человеку, ведущему одинокую жизнь, но к человеку вместе с родителями и детьми, женой и вообще всеми близкими и согражданами, поскольку человек - по природе существо общественное» [18].
Таким образом, уже в Древней Греции были озвучены требования к успешной личности - к совершенному гражданину идеального государства: преклонение перед богами, уважение к старшим, следование традициям и законам, физическое и нравственное здоровье, выполнение гражданского долга, познание истины.
Взгляды античных авторов на понятия «успех» и «успешность» вначале оказывали воздействие и на мировоззрение в средневековой Европе. Но уже Фома Аквинский спорил с мыслителями древности, утверждая не гармонию, а примат души над телом. Он счи-
тал, что уровень познания душой Бога влияет на красоту тела человека Успешный человек -человек, познавший блаженство созерцать Бога. Так как при земной жизни такое невозможно, то главная задача человека при жизни: стремление к этой цели через приобретение добродетелей. К ним Ф. Аквинский относил три теологические - вера, надежда, любовь - и четыре кардинальные - благоразумие, справедливость, мужество и умеренность. Самая благородная деятельность, по мысли Ф. Аквинского, при помощи интеллекта и воли познать абсолютную истину, то есть Бога. Успех ждет человека, если он приложит собственные усилия, и если на то будет благодать и воля Божья [17, с. 305-410].
Таким образом, в средние века уважаемый, достойный человек - это в первую очередь истово верующий, строго соблюдающий исполнение религиозных обрядов, следующий традициям и предписаниям старших и клириков, умеренный в быту. Грамотность не входила в число добродетелей, особенно для женщин. В те времена кроме монахов редко кто умел читать и писать, даже многие монархи вместо своей подписи ставили крест.
С появлением протестантства успех в жизни стали связывать с достижением материальных благ. Согласно догматам этого направления христианства основная задача личности - славить Бога молитвами и продуктивным трудом. Мартин Лютер учил, что получать маленькую прибыль, когда есть возможность получить большую - это грех перед Богом. Леность, праздность, расточительность - тоже греховны. К добродетелям, помимо веры в Бога, относятся бережливость, профессионализм, честность, прилежность, трудолюбие. Божья благодать проявляется в богатстве и удачливости в делах.
Идеи протестантства заложили основу такого философского учения XIX в., как прагматизм, утверждающего, что достижение намеченной цели, успех в делах - вот главный критерий правильности жизненной позиции. Наличие богатства, личное благополучие - это параметры, по которым мы можем узнать успешного человека. Он энергичен, независим, привык опираться на собственные силы, не боится рисковать, пропитан духом индивидуализма, умеет действовать быстро и реши-
тельно и, конечно же, удачлив во всех своих начинаниях. На сегодняшний день дух прагматизма, провозглашающий богатство как меру социальной успешности, широко распространен в США, Европе, некоторых странах Азии, проник он и в Россию.
Но наряду с прагматизмом появилось противостоящее ему учение Фридриха Ницше. По убеждению Ф. Ницше, воля к власти помогает личности избавиться от оков природы и культуры и приблизиться к идеалу, к Сверхчеловеку. Сверхчеловек сам создает себе мораль, законы и сам управляет своей волей. Он способен к переоценке общих культурных ценностей, к творчеству, к самосовершенствованию. Ницше писал: «...удачный человек приятен нашим внешним чувствам... Ему нравится только то, что ему полезно. Он угадывает целебные средства против повреждений, он обращает в свою пользу вредные случайности; что его не губит, делает его сильнее. Он не верит ни в "несчастье", ни в "вину"; он справляется с собою, с другими, он умеет забывать, - он достаточно силен, чтобы все обращать себе на благо» [23].
Учение о Сверхчеловеке подтолкнуло психологов ХХ-ХХ1 вв. к разработке теорий личности и рассмотрению вопроса об успешной личности. А. Маслоу, например, видел в успешном человеке стремление к самоактуализации [21]; Дж. Дьюи - к движению вперед [3]; Д. Макклелланд и Дж. Аткинсон - к успеху и избеганию неудач [22]; И.В. Куры-шева - к духовности [4 ; 20]; О.В. Люсова - к субъективному восприятию «счастья жизни» [6 ; 7]; И.В. Терелянская - к конкурентоспособности индивида на основе креативности личности [4 ;13 ; 14].
Проведя исторический экскурс понятий «успех», «успешность», «социальная успешность», можно сделать вывод о том, что они отражают одобрение обществом характеристик, свойств и достижений личности согласно нормам и правилам, принятым в данном социуме.
Мы придерживаемся определения, данного Н.В. Михайловой: «Социальная успешность -это определенный уровень социальных достижений, признаваемый успешным в данной стране и ее культурой. Обычно это определенный уровень материального достатка, гармонии са-
мим с собой, профессионального и социального статуса, и социального влияния» [9].
В современной психологической науке существует множество теорий, изучающих понятия «успех», «успешность». Но, несмотря на огромное количество разнообразных подходов к этому вопросу, все известные теории указывают на то, что успешность каждого индивида обусловливается его наклонностями и задатками, а также способностями к определенным видам деятельности - с одной стороны, и особенностями окружающей социальной среды - с другой. Успех или неудачи в любой деятельности человека оцениваются со стороны общества путем признания или неприятия его заслуг. Успешность в различных сферах жизни - это гармоничное сочетание личной активности индивида по достижению поставленных им целей и эффективному преодолению препятствий, мешающих их реализации.
Основываясь на исследованиях Н.В. Лей-фрид, мы выявили качества, приписываемые успешной личности в российском обществе: «наличие дружной семьи, высшего образования, справедливый, реализовался в профессии, настойчивый, целеустремленный, уважаемый, умный, трудолюбивый, добрый, воспитанный, тактичный, активный, талантливый, обаятельный» [5]. Из этого набора мы выбрали тот, который характеризует интеллект сотрудника -индекс общих способностей личности. И проверили, как его уровень влияет на социальную успешность индивида.
Согласно исследованиям, проведенным кандидатом психологических наук Н.В. Лей-фрид с применением методики Х. Азумы и К. Кашиваги в адаптации Н.Л. Смирновой, среди определений успешного человека было такое, как «умный» [5]. Поэтому в своем исследовании из большого спектра составляющих социальной успешности мы остановились на рассмотрении общих умственных способностей человека и их влиянии на социальную успешность личности.
Для проверки выдвинутой нами гипотезы о том, что социальная успешность личности зависит от уровня общих умственных способностей индивида, нами проведено исследование на выборке из 41 человека в возрасте от 20 до 60 лет. Из них - 16 занимали дол-
жности начальников бюро, отделов и управлений, имеющих в подчинении от 5 до 34 человек, остальные - рядовых сотрудников.
Для выявления людей с высоким уровнем самоактуализации личности и определения уровня общих умственных способностей нами использованы следующие методики:
1. Диагностика самоактуализации личности [методика А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина (САМОАЛ)] [17, с. 426-433].
2. Краткий Ориентировочный Тест (Тест КОТ ВН. Бузина, Э.Ф. Вандерлика) [12, с. 56-58].
3. Разработанный автором для самоопределения удовлетворенности и успешности жизни индивида Опросник «Насколько Вы удовлетворены жизнью».
Результаты исследования обнаружили следующие факты: общий уровень самоактуализации всех сотрудников выше 50 %. Причем разница между начальниками и подчиненными незначительна (61 и 58 % соответственно). Тем не менее необходимо отметить, что уровень успешности у руководства в нашем исследовании по всем параметрам в среднем преобладает над аналогичными у исполнителей, кроме такого качества, как автономность (48 и 54 % соответственно). Вероятно, это указывает на то, что в своей профессиональной деятельности подчиненные прежде всего надеются на себя и свои силы, а успех начальника подразделения зависит от слаженной работы всего коллектива в целом, а не только от личного вклада руководителя.
Начальники показывают высокую скорость и точность восприятия, распределение и концентрацию внимания, а также способность к обобщению и анализу материала. Вероятнее всего, на структуру их способностей накладывают отпечаток их профессиональные обязанности, среди которых координация действий многих людей, принятие решений в режиме ограничений по срокам.
Гибкость мышления у испытуемых в эксперименте практически не зависит от занимаемой должности: количество ошибок в задачах по данному параметру и правильных решений одинаково как у подчиненных, так и у их руководителей.
Собственное восприятие успеха у руководителей и подчиненных разнится в два раза.
Только 25 % начальников считают себя людьми успешными, в то время как 50 % исполнителей уверены в своем успехе. При этом большинство руководителей (75 %) уверены, что окружающие считают их успешными. Среди подчиненных в этом уверены только 66 %.
Эмпирическое исследование показало, что уровень социальной успешности, а вместе с ним и самоактуализации, выше у личностей, занимающих руководящие должности. Такие люди стараются добиваться полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. Они хорошо понимают экзистенциальную ценность жизни «здесь и теперь», способны наслаждаться актуальным моментом, не сравнивая его с прошлыми радостями и не обесценивая предвкушением грядущих.
Эта же группа испытуемых показала и наиболее высокие результаты по величине индекса общих способностей личности.
Проведенное нами эмпирическое исследование, анализ полученных результатов позволили нам сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза о том, что социальная успешность личности зависит от уровня общих умственных способностей индивида, подтвердилась.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Болдарева, Е. Ф. Языковая игра как форма выражения эмоций : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.19 / Е.Ф. Болдарева ; ВГПУ им. А.С. Серафимовича. - Волгоград, 2002. - 160 с.
2. Караханян, Е. В. Социально-философская концепция успеха : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 / Караханян Е. В. ; Башкир. гос. ун-т. -Уфа, 2010. - 29 с.
3. Кравченко, А. И. История менеджмента / А. И. Кравченко. - М. : Акад. проект : Трикста, 2005. - 560 с.
4. Курышева, И. В. Анализ подходов к вопросу конкурентоспособности личности / И. В. Курышева, И. В. Терелянская // Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования : межвуз. сб. науч. тр. Вып. 17. - М. : Изд-во Рус.-Амер. ин-та, 2011. - С. 266-270.
5. Лейфрид, Н. В. Особенности социальных представлений об успешном человеке у представителей разных поколений / Н. В. Лейфрид // Новости научно-технического прогресса, 2009. - N° 24. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// www.rusnauka.com/24_NTP_2009/Psihologia/
49167.doc.htm (дата обращения: 12.06.2014). - Загл. с экрана.
6. Люсова, О. В. Имиджелогия женщины-лидера в общественной деятельности / О. В. Люсова // Вестник ВИЭПП. - 2013. - № 1. - С 109-121.
7. Люсова, О. В. Психологическое проектирование «счастье жизни». Жизненное проектирование как условие субъективного благополучия студентов / О. В. Люсова. - Saarbrücken : Изд. дом LAP LAMBERT Acad. Publ., 2015. - 109 с.
8. Мир, Г. Человек Будущего. Трактат о Любви и Этике. Новые открытия о Человеке / Г. Мир. -Тула : ИАМ, 2002. - 400 с.
9. Михайлова, Н. В. Школа социальной успешности / Н. В. Михайлова // Вестник кафедры географии ВСГАО. - Иркутск : Тип. ВСГАО, 2012. - № 14 (6). - С. 11-14 .
10. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М. : Азбуковник. -1999. - 944 с.
11. Орлов, Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера: Беседы психолога со старшеклассниками. Кн. для учащихся / Ю. М. Орлов. - М. : Просвещение, 1987. - 224 с.
12. Пашукова, Т. И. Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов: учеб. пособие / сост.: Т. И. Пашукова, А. И. Допира, Г. В. Дьяконов. - М. : Ин-т практ. психологии, 1996. - 127 с.
13. Терелянская, И. В. Исследование конкурен-тоспосбности студентов вуза как интегральной характеристики личности / И. В. Терелянская // Высшее образование сегодня. - 2012. - N° 4 - С. 62-68.
14. Терелянская, И. В. Психологические подходы к понятию конкурентоспособности личности / И. В. Терелянская, И. В. Курышева // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 2 (33). -С. 236-238.
15. Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова. - М. : Астрель, 2000. - 848 с.
16. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. -М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. - 490 с.
17. Честертон, Г. К. Святой Фома Аквинский / Г. К. Честертон // Вечный человек. - М. : Эксмо, 2004. - 704 с.
18. Bartlett, R. C. Nicomachean Ethics / R. C. Bartlett, S. D. Collins. - Chicago : University of Chicago Press, 2011. - 101 р.
19. BrianJ. Flight Plan: The Real Secret of Success / Т. Brian. - Oakland : Berrett-Koehler Publ., Inc., 2008. - 120 р.
20. Kurisheva, I. V Fundamental psychophysiology of music therapy of neurological diseases / I. V Kurisheva
// Abstracts of the 14-th World Congress of Psychophysiology the Olympic of the Brain of the International Organization of Psychophysiology (I.O.P.) Associated with the United Nations St. Petersburg, Russia, Sept., 8-13, 2008 // International Journal of Psychophysiology, 2008. - Vol. 69, №> 3. - P. 302.
21. Maslow, H. A. Motivation and personality / H. A. Maslow. - N. Y. : Harper and Rowe, 1987. -105 p.
22. McClelland, D. S. Human Motivation / D. S. McClelland. - Cambridge : Cambridge Univ. Press, 1987. - 72 p.
23. Nietzsche, F. Ecce Homo: How To Become What You Are / F. Nietzsche. - Oxford : Oxford Univ. Press, 2009. - 176 p.
24. Plato. Laws / Plato. - Harvard : Harvard Univ. Press, 1988. - 528 p.
REFERENCES
1. Boldareva E.F. Yazykovaya igra kak forma vyrazheniya emotsiy: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk [Language Game as a Form of Expressing Emotions. Cand. philol. sci. abs. diss.]. Volgograd, 2002. 160 p.
2. Karakhanyan E.V. Sotsialno-filosofskaya kontseptsiyauspekha: avtoref. dis.... kand. filos. nauk [Socio-Philosophical Concept of Success. Cand. philos. sci. abs. diss.]. Ufa, Izd-vo BGU, 2010. 29 p.
3. Kravchenko A.I. Istoriya menedzhmenta [History of Management]. Moscow, Akadem. Proekt: Triksta Publ., 2005. 560 p.
4. Kurysheva I.V., Terelyanskaya I.V. Analiz podkhodov k voprosu konkurentosposobnosti lichnosti [Analysis of Approaches to the Question of the Competitiveness of the Individual]. Aktualnye problemy nauki i gumanitarnogo obrazovaniya: mezhvuzovskiy sbornik nauchnykh trudov. Vyp. 17 [Current Problems of Science and Humanities: Intercollegiate Scientific Papers. Iss. 17]. Moscow, Izd-vo Russko-Amerikanskogo instituta, 2011, pp. 266-270.
5. Leyfrid N.V. Osobennosti sotsialnykh predstavleniy ob uspeshnom cheloveke u predstaviteley raznykh pokoleniy [Features of the Social Ideas About a Successful Person in Different Generations]. Novosti nauchno-tekhnicheskogo progressa [News of Scientific and Technical Progress], 2009, no. 24. Available at: http://www.rusnauka.com/ 24_NTP_2009/Psihologia/ 49167.doc.htm. (accessed June 12, 2014).
6. Lyusova O.V. Imidzhelogiya zhenshchiny-lidera v obshchestvennoy deyatelnosti [Imageology of Female Leader in Social Activities]. Vestnik VIEPP, 2013, no. 1, pp. 109-121.
7. Lyusova O.V. Psikhologicheskoe proektirovanie "schastye zhizni". Zhiznennoe
proektirovanie kak uslovie subyektivnogo blagopoluchiya studentov [Psychological Projection of "Happiness of Life". Living Design as a Condition of Subjective Well-Being of Students]. Saarbrücken, LAP LAMBERT Acad. Publ., 2015. 109 p.
8. Mir G. Chelovek Budushchego. Traktat o Lyubvi i Etike. Novye otkrytiya o Cheloveke [The Man of the Future. A Treatise on Love and Ethics. New Discoveries About Man]. Tula, IAM Publ., 2002. 400 p.
9. Mikhaylova N.V. Shkola sotsialnoy uspeshnosti [School of Social Success]. Vestnik kafedrygeografii VSGAO, 2012, no. 1-4 (6), pp. 11-14.
10. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyyslovar russkogo yazyka: 80 000 slov i frazeologicheskikh vyrazheniy [Explanatory Dictionary of the Russian Language: 80000 Words and Phraseological Expressions]. Moscow, Azbukovnik Publ., 1999. 944 p.
11. Orlov Yu.M. Samopoznanie i samovospitanie kharaktera: Besedy psikhologa so starsheklassnikami. Kn. dlya uchashchikhsya [Self-Knowledge and Self-Education: Psychologist's Encounters With the Students]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1987. 224 p.
12. Pashukova T.I. Psikhologicheskie issledovaniya. Praktikum po obshchey psikhologii dlya studentov pedagogicheskikh vuzov [Psychological Research. Workshop on General Psychology for Students of Pedagogic Universities]. Moscow, Institut prakticheskoy psikhologii, 1996. 127 p.
13. Terelyanskaya I.V. Issledovanie konkurentosposbnosti studentov vuza kak integralnoy kharakteristiki lichnosti [The Study of Competitiveness of Students as Integral Personality Characteristics]. Vysshee obrazovanie segodnya, 2012, no. 4, pp. 62-68.
14. Terelyanskaya I.V., Kurysheva I.V. Psikhologicheskie podkhody k ponyatiyu konkurentosposobnosti lichnosti [Psychological
Approaches to the Notion of Personality Competitiveness]. Mir nauki, kultury, obrazovaniya, 2012, no. 2 (33), pp. 236-238.
15. Ushakov D.N., ed. Tolkovyy slovar russkogo yazyka [Explanatory Dictionary of Russian Language]. Moscow, Astrel Publ., 2000. 848 p.
16. Fetiskin N.P., Kozlov W, Manuylov G.M. Sotsialno-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp [Socio-Psychological Diagnostics of Personality Development and Small Groups]. Moscow, Izd-vo In-ta Psikhoterapii, 2002. 490 p.
17. Chesterton G.K. Svyatoy Foma Akvinskiy [Saint Thomas Aquinas]. Vechnyy chelovek [Eternal Man]. Moscow, Eksmo Publ., 2004. 704 p.
18. Bartlett R. C., Collins S. D. Nicomachean Ethics. Chicago, University of Chicago Press, 2011. 101 p.
19. Brian T. Flight Plan: The Real Secret of Success. Oakland, Berrett-Koehler Publishers, Inc., 2008. 120 p.
20. Kurisheva I.V Fundamental psychophysiology of music therapy of neurological diseases. Abstracts of the 14-th World Congress of Psychophysiology the Olympic of the Brain of the International Organization of Psychophysiology (I.O.P.) Associated with the United Nations St. Petersburg, Russia, September 8-13, 2008. International Journal of Psychophysiology, 2008, vol. 69, no. 3, pp. 302.
21. Maslow H.A. Motivation and personality. New York, Harper and Rowe, 1987. 105 p.
22. McClelland D.S. Human Motivation. Cambridge, Cambridge University Press, 1987. 72 p.
23. Nietzsche F. Ecce Homo: How To Become What You Are. Oxford, Oxford University Press, 2009. 176 p.
24. Plato. Laws. Harvard, Harvard University Press, 1988. 528 p.
CONCEPT OF "SOCIAL SUCCESS" IN SOCIO- PSYCHOLOGICAL AND HISTORICAL CONTEXTS
Irina Vasilyevna Terelyanskaya
Candidate of Psychological Sciences, Assistant Professor, Department of Psychology, Volgograd State Academy of Physical Culture irina.terelyanskaya@yandex. ru, psihology@vgafk. ru Prosp. V.I. Lenina, 78, 400005 Volgograd, Russian Federation
Abstract. In this article the author presented a theoretical overview of changing ideas on social success in the writings of philosophers, sociologists and psychologists in different epochs.
Based on research by N.V. Lejfrid, the author has identified quality attributed to successful personality in Russian society: nice and friendly family, higher education, fair, professional,
persistent, dedicated, honorable, smart, hardworking, kind, well-mannered, considerate, active, talented, charming. From this set, the author chose the one that characterized the intelligence index of the general abilities of the individual and checked as it affects social success.
The author in his study takes individual career for one of the components of social success and explores the relationship between common mental abilities and social success of the individual.
The author cites the results of empirical research group of managers and their subordinates, where there is a positive correlation between the level of general mental abilities and social success of the individual.
Key words: success, social success, successful person, self-actualization, creativity, general mental abilities, managers and employees.