УДК 377
раздел ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ
О РОЛИ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ
© Л. Ю. Королева
Казанский национальный исследовательский технологический университет Россия, Республика Татарстан, 420015 г. Казань, ул. К. Маркса, 68.
Тел.: +7 (843) 231 41 19.
ЕтаИ: larianna87@gmail.com
В современных условиях состязательности и соперничества производствам нашей страны нужны конкурентоспособные специалисты, способные достигать успеха в профессиональной деятельности в условиях конкуренции. По нашему глубокому убеждению, одним из условий повышения конкурентоспособности выпускников-дизайнеров является организация образовательного процесса, предусматривающего формирование у них креативных качеств. За подтверждением значимости творческого развития в процессе становления конкурентоспособной личности мы обратились к разным авторам, ведущим исследования в данной области. Нами проведен анализ понятий «конкурентоспособность», «креативность», выявлены признаки конкурентоспособной личности. Также проведен анализ педагогического опыта формирования конкурентоспособности будущего специалиста, который указывает на высокое значение творческого развития в этом процессе. Исследование, представленное в материалах данной статьи, подтверждает наше предположение о том, что простого приобретения знаний, умений и навыков сегодня не достаточно, чтобы стать хорошим специалистом. Необходимо развивать такие стороны личности, которые в наибольшей степени соответствуют индивидуальным задаткам, творческому потенциалу. Анализ литературных источников показал, что креативный специалист обладает важнейшими для успешного осуществления профессиональной деятельности личностными качествами.
Ключевые слова: профессиональная подготовка дизайнера, конкурентоспособность дизайнера, креативность дизайнера, формирование конкурентоспособности, развитие креа-
тивности.
Очевидно, что одной из наиболее существенных личностно значимых проблем сегодня является уровень конкурентоспособности выпускника вуза на рынке труда. В современных условиях состязательности и соперничества производствам нашей страны нужны конкурентоспособные творческие специалисты, способные достигать успеха в профессиональной деятельности в условиях конкуренции. Только для конкурентоспособной личности, как подчеркивает В. И. Андреев, характерны стремление и способность к высокому качеству и эффективности своей деятельности [1]. Конкурентоспособные дизайнеры смогут обеспечить высокий уровень дизайнерских разработок, увеличить конкурентоспособность производимых товаров и российской экономики в целом. Это существенно повлияет не только на макроэкономическую динамику и на изменение удельного веса национальной экономики в общем объеме мирового производства, но и непосредственно на качество жизни людей. Сравнительный анализ требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Дизайн» и работодателей к подготовке специалистов-дизайнеров свидетельствует, что одним из условий повышения конкурентоспособности выпускников является организация образовательного процесса, предусматривающего формирование креативных качеств у студентов-дизайнеров [2-3]. Однако, как
свидетельствуют теория и практика, проблема взаимосвязи между креативной и конкурентоспособной личностью освещена недостаточно полно.
Понятия конкуренция и конкурентоспособность сравнительно недавно проникли в терминологический аппарат педагогики из экономики, где конкуренция рассматривается, как соперничество между производителями товаров и услуг за рынок сбыта. Портер представляет конкуренцию как динамичный и саморазвивающийся процесс, который жизненно необходим как обществу, так и личности. В этом контексте конкуренция - стимул развития личности и смысл ее деятельности. Ряд авторов считают, что конкурентоспособность - это способность отвечать высоким требованиям рынка труда, и определяется она качеством продукта. В системе образования образовательный продукт (выпускник) рассматривается также с точки зрения конкурентоспособности на рынке труда [4].
С. Н. Ярошенко указывает на то, что конкурентоспособность - это интегральное качество личности, и отражает не отдельное свойство или качество, а представляет определенную профессиональную и социально значимую совокупность личностных характеристик [5].
В. И. Андреев определяет конкурентоспособную личность как личность, для которой характерны стремление и способность к высокому качеству и эффективности своей деятельности, а также к
лидерству в условиях состязательности, соперничества и напряженной борьбы со своими конкурентами. Среди множества качеств, которые определяют конкурентоспособность личности, В. И. Андреевым выделены десять стержневых и приоритетных качеств, таких как:
- четкость целей и ценностных ориентаций;
- трудолюбие;
- творческое отношение к делу;
- способность к риску;
- независимость;
- способность быть лидером;
- стремление к непрерывному саморазвитию;
- стрессоустойчивость;
- стремление к непрерывному профессиональному росту;
- стремление к высокому качеству конечного продукта своего труда [1].
П. Н. Осипов, В. С. Суворов определяют конкурентоспособность специалиста как относительно обобщенную характеристику выпускника профессионального учебного заведения, результат интеграции его профессиональной, социальной и личностной компетенций, обеспечивающий ему уверенность в своих силах и способность выдерживать конкуренцию на рынке труда в сравнении с выпускником аналогичных учебных заведений. Профессионализм и личностные качества такого специалиста должны способствовать выпуску конкурентоспособной продукции, процветанию предприятия, фирмы, материальному и психологическому комфорту самого работника. Исследователи указывают на критерии конкурентоспособного выпускника: компетентность и профессиональная мобильность, владение навыками самообразования и повышения квалификации, инициативность и самодисциплина, предприимчивость и деловитость, способность к самоанализу и принятию ответственных решений, достоинство и личная ответственность, способность к защите своих прав и свобод [6].
По мнению Л. М. Митиной, для развития конкурентоспособной личности необходимо развивать рефлексивную личность, способную организовывать свою деятельность и поведение в динамических ситуациях, адекватно реагировать в нестандартных ситуациях, решать проблемы нетрадиционными способами. Целью конкурентоспособной личности, как считает Л. М. Митина, является реализация себя личностно, профессионально, социально, нравственно [7].
Конкурентоспособная личность, в видении И. Катане, прежде всего, конкурирует сама с собой, постоянно самосовершенствуется, борясь со своими недостатками, незнанием, нежеланием и ленью. Эта личность отличается высокой жизнеспособностью в постоянно меняющихся условиях современного мира. И. Катане сформировала и обобщила 26 признаков конкурентоспособной личности, первые
11 из которых являются, по ее мнению, важнейшими признаками:
1) ясные/четкие цели жизни/будущего;
2) трудоспособность и трудолюбие;
3) творчество;
4) способность осмелиться;
5) безбоязненность/небоязнь ошибиться;
6) умение сотрудничать;
7) готовность преодолеть трудности, физическая и духовная выносливость;
8) умение общаться;
9) упорство/неотступность;
10) умение убеждать и защищать свое мнение;
11) способность быть лидером;
12) самостоятельность и независимость в принятии решений;
13) ориентация на успех и вера в свои силы;
14) самокритика и способность к самооценке;
15) самоорганизация своего времени;
16) стрессо-устойчивость;
17) способность самостоятельно учиться;
18) умение использовать разные источники информации;
19) умение использовать свои знания в необычных ситуациях;
20) способность менять свое мышление, отношение, действия в зависимости от приобретенной информации, ситуации и внешних условий/обстоятельств (контекста);
21) умение увлечь и вдохновлять других;
22) желание непрерывно самосовершенствоваться;
23) способность адаптироваться в незнакомой среде;
24) способность совершенствоваться в разных отраслях;
25) желание добиться высокого результата;
26) необходимость в позитивной оценке со стороны других [8].
По мнению многих исследователей, высокого уровня конкурентоспособности может достичь только человек с активной жизненной позицией (Б. Г.Ананьев, Н. А. Бернштейн, П. Я. Гальперин, М. С. Каган, Б. Ф. Ломов, В. Д. Шадриков и др.). Как подчеркивают А. П. Лейбович и Е. А. Рыкова, на конкурентоспособность специалиста влияет не только целостная система универсальных знаний, умений и навыков, но и стремление к ответственности и исполнительности, способность к коммуникации, а также опыту самостоятельной работы [9].
Опираясь на позиции разных авторов (В. И. Андреев, И. Катане, В. И. Шаповалов, С. Н. Ярошенко), конкурентоспособность личности нами рассматривается как интегральное качество личности, представляющее определенную профессионально и социально значимую совокупность личностных характеристик, обеспечивающее высокий профессиональный статус и востребованность на рынке труда в условиях конкуренции.
Конкурентоспособная личность способна сознательно и творчески реализовать профессиональную компетентность, занимает активную жизненную позицию, отличается высокой жизнеспособностью в постоянно меняющихся условиях современного мира. Проведенное нами исследование позволило выявить следующие признаки конкурентоспособной личности:
- способность быстро адаптироваться к новым условиям, к незнакомой среде;
- готовность к постоянному самосовершенствованию в профессиональной и духовной сфере;
- креативность;
- физическая и духовная выносливость;
- трудоспособность и трудолюбие;
- способность быть лидером;
- инициативность;
- умение сотрудничать;
- упорство;
- способность самостоятельно учиться;
- умение действовать в нестандартных ситуациях;
- четкость целей и ценностных ориентаций;
- способность к самоанализу;
- способность к принятию ответственных решений;
- стремление к высокому качеству конечного продукта своего труда [2; 10].
Становление конкурентоспособного специалиста-дизайнера, по нашему мнению, возможно при условии развития его креативных качеств. За подтверждением значимости творческого развития в процессе становления конкурентоспособной личности мы обратились к разным авторам, ведущим исследования в данной области (В. И. Андреев, М. М. Зиновкина, П. Н. Осипов, В. С. Суворов). Так, по мнению П. Н. Осипова, В. С. Суворова, формируя конкурентоспособного выпускника, следует помнить о том, что полученная студентами учебная информация не будет гарантией овладения ими будущей профессиональной деятельностью, если не ввести в учебно-воспитательную деятельность процесс формирования творческого мышления, формирования творческой индивидуальности будущего специалиста. Необходимо включать его в проблемные ситуации, в которых он будет способен открывать новые знания. Формирование творческого мышления исследователи предлагают осуществлять поэтапно:
1 этап. На занятиях предпочтение отдается тренинговым играм, обеспечивающим развитие у учащихся внимания, восприятия, памяти.
2 этап. Доминирующими формами организации обучения становятся интеллектуальные игры, активизирующие мышление.
3 этап. Широко используются организацион-но-деятельностные игры, развивающие творческое мышление, а также уроки-диспуты, уроки-размышления.
На всех этапах обучения элементы творчества -обязательная часть и важное условие организации учебно-воспитательной деятельности. Обучение должно стать проблемно-развивающим [6].
В процессе формировании конкурентоспособной личности М. М. Зиновкина подчеркивает значимость творческого развития. Именно творческая личность, по мнению исследователя, адекватно реагирует на постоянно меняющийся внутренний и внешний мир, социально-экономические условия и содержание деятельности. Активное овладение профессионально-творческой деятельностью и ее эффективная реализация, как утверждает М. М. Зиновкина, подразумевают не только развитие интеграции умений и навыков, выработку индивидуальных способов и приемов выполнения профессиональной работы, но и овладение методологией профессионального творчества, развитие творческого мышления и необходимых креативных личностных качеств. Эффективное становление конкурентоспособной личности реализуется только при условии ее непрерывного творческого саморазвития и самореализации, на что и должно быть направлено современное образование [11].
В. И. Андреев ввел понятие конкурентоспособной творческой личности, которая, по его мнению, определяется совокупностью способностей и личностных качеств, которые обеспечивают высокое качество и эффективность профессиональной творческой деятельности; стремление и способность быть лидером в конкурентной борьбе. В. И. Андреев, посвятивший множество исследований становлению конкурентоспособной творческой личности, выявил следующие главные идеи основ конкурентологии:
- Образование в том случае будет способствовать становлению человека как конкурентной личности, если образование будет переходить в самообразование, воспитание - в самовоспитание, а развитие - в творческое саморазвитие и творческую самореализацию личности.
- Каждому человеку жизнь установила возможность быть конкурентоспособной личностью, но для этого необходимы непрерывное творческое саморазвитие и творческая самореализация.
- Конкурентоспособность личности развивается не иначе, как на основе творческого саморазвития и творческой самореализации в том виде деятельности, где непосредственно осуществляется конкуренция.
- Современное образование, воспитание, развитие и саморазвитие человека как конкурентоспособной личности будет тем успешнее, чем в большей степени профессиональные и личностные качества педагога будут соответствовать понятию
конкурентоспособной личности. Учащимся необходимо как можно чаще показывать и глубже раскрывать эталоны, образцы конкурентоспособных личностей в различных сферах человеческой деятельности - в учебе, науке, искусстве, спорте, в процессе любой профессиональной деятельности.
- Для развития и саморазвития конкурентоспособной личности исключительно важно всестороннее стимулирование лидерских качеств учащихся.
- Конкурентоспособность человека, как и сам человек - явление многомерное и многофакторное. В связи с этим В. И. Андреев изначально исходил из идеи интеграции и систематизации научного знания из области философии, психологии, педагогики, акмеологии, эвристики, этики, риторики, конфликтологии, менеджмента и других наук о человеке с целью выявления условий и закономерностей становления человека как конкурентоспособной личности.
- Исключительно значима творческая рефлексия, которая активно стимулируется в процессе самооценки, самодиагностики личностных качеств в процессе становления конкурентоспособной личности [1].
Таким образом, простого приобретения знаний умений и навыков сегодня не достаточно, чтобы стать хорошим специалистом. Необходимо развивать такие стороны личности, которые в наибольшей степени соответствуют индивидуальным задаткам, творческому потенциалу. Учреждения ВПО сегодня не могут не реагировать на появление нового вектора общественного развития, который ставит перед ними задачу формирования независимой личности, способной неординарно мыслить, активно действовать, принимать решения и нести за них ответственность, анализировать и прогнозировать ситуации, продуктивно и быстро применять приобретенные знания, умения и навыки, отклоняться от традиционных схем; критично оценивать свою деятельность. В ряде ключевых нормативно-правовых документов, обеспечивающих регулирование обновления образовательного процесса в вузе неоднократно указывается на то, что подготовка специалистов должна вестись с учетом интересов личности, потребностей рынка труда и перспектив развития экономики и социальной сферы. Творческое развитие человека относится к одной из приоритетных целей образования. К ним относятся Федеральный закон «Об образовании в РФ», государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 годы [12-13].
Государственные образовательные стандарты ВПО третьего поколения акцентируют внимание на творческом развитии личности. Однако на практике, качество профессиональной подготовки студентов до сих пор оценивается лишь по одному параметру - уровню знаний и умений. Но в реальной жизни знания и умения являются лишь частью личностных свойств, влияющей на успешность деятельно-
сти, общения, поведения специалиста. Чаще же всего успеха в социальной и профессиональной карьере добиваются выпускники, проявляющие активность, эмоционально устойчивые, высокомотивированные, реализовывавшие себя в различных видах деятельности (общественной, экономической, культурной, коммуникативной, научной и т.д.), нестандартно мыслящие, извлекающие выгоду из любой ситуации. Именно формирование таких качеств у студентов работодатели считают приоритетным [14].
Особенно это касается будущих дизайнеров, чья деятельность заключается в формировании материального окружения и организации пространства в интересах современного потребителя с углубленным учетом индивидуальных потребностей каждого человека в определенных эмоционально-психологических условиях жизнедеятельности. На первый взгляд свободное творчество дизайнера в реальности обусловлено целым рядом ограничений. С одной стороны, от дизайнера ждут свежие, оригинальные идеи, яркий и эстетически-завершенный продукт, с другой - дизайнер обязан следовать социально-экономическим, функциональным, технологическим, эргономическим, конструктивным и другим требованиям. Такое положение негативно сказывается на творчестве и в конечном итоге на проектируемом дизайнером объекте. Даже в жестких рамках нескончаемых внешних факторов дизайнер должен сохранять способность к производству новых идей, к активному творчеству [10]. Только креативная личность способна к гибкому и адекватному решению проблем, активному восприятию окружающей действительности, самостоятельному поиску решения задач, саморазвитию, самообразованию и адаптации к новым условиям. Профессионально-востребованным становится тот дизайнер, который действует креативно в ситуации невозможности выбора, т.е создает оригинальный дизайн-продукт с высокими эстетическими и эргономическими качествами на имеющемся оборудовании, с применением имеющихся материалов и средств, согласно требованиям современного потребителя [10]. Сегодня особым образом ставится вопрос о необходимости развития креативности будущих дизайнеров.
Исследователи дают различные трактовки понятию креативности. Креативность, по мнению зарубежных исследователей, - это творческий продукт (Ж. Тейлор), личностные черты (А. Маслоу, К. Роджерс), способность человека отказаться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд), творческое мышление (Т. Рибо, Дж. Уоллес). Многие исследователи сегодня рассматривают креативность как несводимую к интеллекту функцию целостной личности, зависимую от целого комплекса ее психологических характеристик [16]. Соответственно необходимо выявить личностные качества, с которыми она связана.
Дж. Гилфорд выделяет два типа мышления человека: конвергентный - способность найти единственное верное решение проблемы на основе множества усилий; и дивергентный тип мышления - способность порождать множество разнообразных и оригинальных идей в условиях деятельности. Последний тип мышления исследователь считает основой креативности как общей творческой способности.
Дж. Гилфорд указывает на доминирование в креативном мышлении четырех особенностей:
1 - стремление найти собственное оригинальное и необычное решение, стремление к интеллектуальной новизне;
2 - способность видеть объект под новым углом зрения и обнаружить возможность нового использования данного объекта (семантическая гибкость);
3 - способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые скрытые стороны (адаптивная гибкость);
4 - способность к формированию разнообразных новых идей, даже в ситуации, где нет к этому предпосылок [17].
Основываясь на исследованиях, проведенных Дж. Гилфордом, креативность можно определить как дивергентное мышление, характерной особенностью которого является вариативность и разно-направленность поиска различных и в равной степени правильных решений относительно одной и той же ситуации.
В модели Ф. Вильямса рассматриваются две группы креативных факторов.
1. Когнитивно-интеллектуальные творческие факторы:
- беглость мышления - генерирование большого количества уместных идей;
- гибкость мышления - разнообразие типов идей, способность переходить от одной категории к другой, направлять мысль по обходным путям;
- оригинальность мышления - оригинальные нестандартные идеи, отступление от очевидного и общепринятого;
- разработанность мышления - способность к облагораживанию идеи, с целью сделать ее более интересной и глубокой, расширение идеи.
2. Личностно-индивидуальные творческие факторы:
- способность пойти на риск - конструктивное восприятие критики, предполагать возможные неудачи, способность строить предположения, действовать в неконструктивных условиях, защищать собственные идеи;
- сложность (комплексность) - поиск многих альтернатив, способность приводить в порядок неупорядоченное, разбираться в сложных проблемах, сомневаться в единственно верном решении;
- любознательность - проявление интереса к загадкам, головоломкам, игра идеями, размышле-
ние над скрытым смыслом явлений, следовать предчувствию;
- воображение - визуализация и построение мысленных образов, способность воображать несуществующее, доверять интуиции, выходить за грани реального мира [18].
Креативность рядом исследователей рассматривается как творческие интеллектуальные способности, в том числе:
- способность привносить нечто новое в опыт (Ф. Баррон);
- способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения или постановки новых проблем (М. Уаллах);
- способность осознавать проблемы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуаций (И. Торренс);
- способность отказываться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд) [16].
Особый интерес для нас представляют исследования Ю. Р. Варлаковой и Ю. В. Сапугольцева, которые занимались проблемой развития креативности будущих дизайнеров. Ю. Р. Варлакова определяет креативность дизайнеров как «способность личности к творчеству, которая, основываясь на знаниях, умениях и творческом потенциале, характеризуется беглостью, оригинальностью и уникальностью мышления, проявляющимися в умении предлагать большое количество решений поставленной задачи, отклоняться от традиционных схем, и продуцированием отдаленных ассоциаций и необычных ответов» [19]. В. Ю. Сапугольцев рассматривает креативность как отдельный компонент профессиональной компетентности специалиста-дизайнера, указывая на то, что способность к творчеству - это обязательная сущностная характеристика деятельности дизайнера. Исследователь утверждает, что креативность - функция личности, зависимая от целого комплекса ее психологических характеристик и включающая в качестве критериев беглость, оригинальность, гибкость, восприимчивость, метафоричность. Сапугольцев также указывает на то, что развитие креативности определяется образом жизни и деятельности и изменяется с изменением жизнедеятельности [16].
По мнению А. В. Хуторского, креативными качествами являются:
- эмоционально-образные качества: вдохновленность, одухотворенность, эмоциональный подъем в творческих ситуациях, образность, ассоциативность, созерцательность, воображение, фантазия, мечтательность, романтичность, чувство новизны и необычного, чуткость к противоречиям, склонность к творческому сомнению, способность испытывать внутреннюю борьбу, способность к эмпатии, знакотворчество, символотворчество;
- инициативность, изобретательность, смекалка, готовность к придумыванию, своеобраз-
ность, неординарность, нестандартность, самобытность;
- способность к генерации идей, их продуцированию как индивидуально, так и: в коммуникации с другими людьми, с текстом, с объектом познания;
- раскованность мыслей, чувств и движений, сочетающаяся с умением выдерживать нормы поведения, которые задаются в школе, семье, в другой социальной среде;
- проницательность, умение видеть знакомое в незнакомом и наоборот, преодоление стереотипов, способность выхода в иную плоскость или пространство при решении проблемы;
- умение вести диалог с изучаемым объектом, выбирать методы познания, адекватные объекту, умение определять структуру и строение, находить функции и связи объекта с родственными объектами, прогнозирование изменений объекта, динамики его роста или развития, создание новых методов познания в зависимости от свойств объекта;
- прогностичность, предсказательность, формулирование гипотез, конструирование версий, закономерностей, формул, владение нелогическими эвристическими процедурами: интуиция, ин-сайт, медитация;
- наличие личностных результатов образования, отличающихся от образовательных стандартов глубиной, тематикой, мнением, отличным от общепринятого, независимость, склонность к риску;
- наличие опыта реализации наиболее творческих своих способностей в форме выполнения и защиты творческих работ, участия в конкурсах, олимпиадах и др. [20].
Таким образом, в качестве критериев креативности исследователи, как правило, рассматривают комплекс определенных свойств интеллектуальной деятельности, среди которых особое место занимают беглость (количество идей, возникающих за определенный промежуток времени); оригинальность (способность производить нестандартные идеи); восприимчивость (чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, а также готовность гибко и быстро переключаться с одной идеи на другую); метафоричность (склонность использовать символические ассоциативные средства для выражения своих мыслей, умение в простом видеть сложное и, напротив, в сложном - простое, способность производить «фантастические» идеи); изобретательность (умение обернуть любую ситуацию в свою пользу, решать задачи любой сложности), прогностичность (способность к прогнозированию, предопределению, предрешению задач) [11; 16-20]. Очевидно, что, обладая перечисленными качествами и постоянно развивая их, дизайнер сможет достичь высоких результатов в профессиональной деятельности, специфика которой требует от него умения в сжатые сроки производить уместные, интересные и
«редкие» идеи в соответствии с внешними требованиями (потребительскими, технологическими, эргономическими и т.д.) и воплощать их в жизнь, проявляя высокий эстетический вкус.
В заключение необходимо еще раз отметить, что авторы (В. И. Андреев, И. Катане, М. М. Зинов-кина, П. Н. Осипов, В. С. Суворов) в своих исследованиях, посвященных формированию конкурентоспособности личности, подчеркивают высокое значение творческого развития будущих специалистов [1, 6; 8; 11]. Проведенное исследование подтверждает наше предположение о том, что развитие креативности будущих дизайнеров является фактором повышения их конкурентоспособности на рынке труда, указывает на высокое значение креативности как компонента профессиональной компетентности дизайнера. Анализ литературных источников показал, что креативный специалист обладает важнейшими для успешного осуществления профессиональной деятельности личностными качествами: адекватной самооценкой; уверенностью в себе; гибкостью и беглостью мышления; развитым воображением; умением пойти на риск; способностью продуктивно и быстро применять приобретенные знания, умения и навыки; выдавать множество разнообразных оригинальных уместных идей; отклоняться от традиционных схем; критично оценивать свою деятельность. Развитие креативности является, по нашему мнению, той движущей силой, которая способствует повышению конкурентоспособности будущих дизайнеров [10].
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев В. И. Конкурентология: учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. Казань: Центр инновационных технологий, 2006. 470 с.
2. Королева Л. Ю., Хайруллина Э. Р. Формирование конкурентоспособности студентов-дизайнеров технических вузов // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. №5 (166). С. 245-250.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 072500 Дизайн (квалификация (степень) «Бакалавр»): утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. №780. 2010. 4 февраля.
4. Дмитриенко Н. А. Формирование конкурентоспособной личности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. №1 (7). C. 88-92.
5. Ярошенко С. Н. Моделирование конкурентоспособности выпускников вуза // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2012. №26. С. 77-81.
6. Осипов П. Н., Суворов В. С. Как формировать конкурентоспособного специалиста: Пособие для руководителей. Казань: ИСПО РАО, 2000. 100 с.
7. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: МПСИ, 2002. 400 с.
8. Катане И. Новое видение конкурентоспособности личности в педагогике // Мат-лы четвертой Балтийской конференции по гуманной педагогике «Этот путь идем вместе с Любовью». Латвия, Смилтене. URL: http://ujimdo.com.
9. Лейбович А. Н., Рыкова Е. А., Гривина И, В., Гринько B. C. Профобразование и рынок труда: прямая зависимость // Человек и труд. 2000. №8. С. 44-45.
10. Koroleva L. Y., Khairullina E. R., Khisamieva L. G. Development of creativity as a factor of increase of competitiveness of the designer // European Science and Technology: VII International research and practice conference. Munich, 2014. P. 56-58.
11. Зиновкина М. М. НФТМ-ТРИЗ: Креативное образование XXI века. (Теория и практика). М.: МГИУ, 2007. 306 с.
12. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы от 15 апр. 2014 г. №»295. URL: http://минобрнауки.рф/media/events/files/41d4 d43cef83fb872250.pdf
13. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: принят Гос. Думой 21 декабря 2012 г.: Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.: ввод. Федер. законом Рос. Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974
14. Стрелкова О. Ю. Современные требования работодателей к выпускникам вузов // Открытая библиотека научных сборников по гуманитарным дисциплинам. URL: http://utopiya.spb.ru/index.php?option=com_content&view=ar
ticle&id=2898:2011-11-20-14-58-09&catid=112:2011-11-20-12-20-28&Itemid=209
15. Королева Л. Ю. Практические рекомендации по применению методов художественного проектирования в процессе развития творческого мышления будущих дизайнеров // Сборник статей международной научно-практической конференции. «Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд». 8 августа 2014 г. Уфа: Аэтерна, 2014. 35 с.
16. Сапугольцев В. Ю. Развитие креативности будущих дизайнеров костюма: дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2011. 244 с.
17. Шмелев А. Г. Основы психодиагностики: учеб. пособие для студентов педвузов. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 544 с.
18. Гетманская Е. В. Личность: креативные характеристики // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. 2010. №1. С. 25-33.
19. Варлакова Ю. Р. Теория и методика развития креативности будущих дизайнеров-педагогов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. J№4. С. 73-75.
20. Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения: пособие для учителя. М.: ВЛАДОС, 2000. 320 с.
Поступила в редакцию 24.08.2014 г.
ISSN 1998-4812
BecTHHK EamKHpcKoro yHHBepcHTeTa. 2014. T. 19. №4
1587
ABOUT A ROLE OF DEVELOPMENT OF CREATIVITY IN THE COURSE OF FORMATION OF COMPETITIVENESS OF FUTURE DESIGNERS
© L. Y. Koroleva
Kazan National Research Technological University 68 Karl Marx St., 420015 Kazan, Republic of Tatarstan, Russia.
Phone: +7 (843) 231 41 19.
Email: larianna87@gmail.com
In modern conditions of competitiveness and rivalry, the competitive experts capable to achieve success in professional activity in the conditions of the competition are required by production of our country. In our invincible belief, one of the conditions for improving the competitiveness of designers' graduates is the organization of the educational process involving the formation of their creative qualities. For confirmation of the importance of creative development in the process of formation a competitive person, we addressed to various authors providing leading studies in this area. We analyzed the concepts of "competitiveness" and "creativity", we educed characteristics of a competitive person. In addition, we analyzed the pedagogical experience of formation of future expert's competitiveness, which indicates high value of creative development in this process. The research presented in materials of this article confirms our assumption that the mere acquisition of knowledge and skills today is not enough to become a good specialist. It is necessary to develop such areas of the personality, which are the most correspond to individual dispositions and creative potential. The analysis of the literature showed that the creative expert has important personal qualities for successful implementation in professional activity.
Keywords: dedicated training of a designer, competitive performance of a designer, creativity of a designer, formation of competitiveness, development of creativity.
Published in Russian. Do not hesitate to contact us at bulletin_bsu@mail.ru if you need translation of the article.
REFERENCES
1. Andreev V. I. Konkurentologiya: uchebnyi kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya konkurentosposobnosti. Kazan': Tsentr inno-vatsionnykh tekhnologii [Study of Competitiveness: Training for Creative Self-development of Competitiveness], 2006.
2. Koroleva L. Yu., Khairullina E. R. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. No. 5 (166). Pp. 245-250.
3. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 072500 Dizain (kvalifikatsiya (stepen') «Bakalavr»): utverzhden Prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiiskoi Federatsii ot 22 dek-abrya 2009 g. No. 780. 2010. 4 fevralya.
4. Dmitrienko N. A. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i prak-tiki. 2011. No. 1 (7). Pp. 88-92.
5. Yaroshenko S. N. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. 2012. No. 26. Pp. 77-81.
6. Osipov P. N., Suvorov V. S., Kak formirovat' konkurentosposobnogo spetsialista: Posobie dlya rukovoditelei [How to Create a Competitive Specialist: Guide for Managers]. Kazan': ISPO RAO, 2000.
7. Mitina L. M. Psikhologiya razvitiya konkurentosposobnoi lichnosti [Psychology of Development of Competitive Personality]. Moscow: MPSI, 2002.
8. Katane I. Novoe videnie konkurentosposobnosti lichnosti v pedagogike Mat-ly chetvertoi Baltiiskoi konferentsii po gumannoi pedagog-ike «Etot put' idem vmeste s Lyubov'yu». Latviya, Smiltene. URL: http://ujimdo.com.
9. Leibovich A. N., Rykova E. A., Grivina I, V., Grin'ko B. C. Chelovek i trud. 2000. No. 8. Pp. 44-45.
10. Koroleva L. Y., Khairullina E. R., Khisamieva L. G. European Science and Technology: VII International research and practice conference. Munich, 2014. Pp. 56-58.
11. Zinovkina M. M. NFTM-TRIZ: Kreativnoe obrazovanie XXI veka. (Teoriya i praktika) [Continuous Formation of Creative Thinking -Theory of Solving Inventive Problems: Creative Education of the 21st Century (Theory and Practice)]. Moscow: MGIU, 2007.
12. Gosudarstvennaya programma Rossiiskoi Federatsii «Razvitie obrazovaniya» na 2013-2020 gody ot 15 apr. 2014 g. No. 295. URL: http://minobrnauki.rf/media/events/files/41d4d43cef83fb872250.pdf
13. Federal'nyi zakon «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii»: prinyat Gos. Dumoi 21 dekabrya 2012 g.: Odobren Sovetom Federatsii 26 dekabrya 2012 g.: vvod. Feder. zakonom Ros. Federatsii ot 29 dekabrya 2012 g. No. 273-FZ. URL: http://minobrnauki.rf/dokumenty/2974
14. Strelkova O. Yu. Sovremennye trebovaniya rabotodatelei k vypusknikam vuzov Otkrytaya biblioteka nauchnykh sbornikov po gumani-tarnym distsiplinam. URL: http://utopiya.spb.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2898:2011-11-20-14-58-09&catid =112:2011-11-20-12-20-28&Itemid=209
15. Koroleva L. Yu. Sbornik statei mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. «Psikhologiya i pedagogika: teoreticheskii i prak-ticheskii vzglyad». 8 avgusta 2014 g. Ufa: Aeterna, 2014.
16. Sapugol'tsev V. Yu. Razvitie kreativnosti budushchikh dizainerov kostyuma [Development of Creativity of Future Costume Designers]: dis. ... kand. ped. nauk. Orenburg, 2011.
17. Shmelev A. G. Osnovy psikhodiagnostiki: ucheb. posobie dlya studentov pedvuzov [Basics of Psychodiagnostics: Textbook for Students of Pedagogical Institutes]. Rostov n/D: Feniks, 1996.
18. Getmanskaya E. V. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta im. M. A. Sholokhova. Pedagogika i psikhologiya. 2010. No. 1. Pp. 25-33.
19. Varlakova Yu. R. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2011. No. 4. Pp. 73-75.
20. Khutorskoi A. V. Razvitie odarennosti shkol'nikov: metodika produktivnogo obucheniya: posobie dlya uchitelya [Development of Pupil Talents: Methodology of Productive Education: Handbook for Teachers]. Moscow: VLADOS, 2000.
Received 24.08.2014.