ЛИЧНОСТНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Захарова А.Н., ДулинаГ.С.
Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, г. Чебоксары, Российская Федерация
В данной статье рассматриваются проблема личностной конкурентоспособности студенческой молодежи в условиях трансформации российского общества. Освещаются проведенные эмпирические исследования личностной конкурентоспособности студентов вуза, ее клинико-психологические и экономико-психологические характеристики.
Ключевые слова: конкурентоспособность; личностная конкурентоспособность; студенты; клинико-психологические характеристики; экономико-психологические характеристики.
PERSONAL COMPETITIVENESS OF STUDENTS IN THE CONDITIONS TRANSFORMATION OF RUSSIAN SOCIETY
ZakharovaA.N., Dulina G.S.
Chuvash State University, Cheboksary, Russian Federation
Analysis of competitiveness studies was implemented. Results of empirical study ofpersonal competitiveness of students (clinical-psychological, economic-psychological characteristics) are provided.
Keywords: competitiveness; personal competitiveness; psychological competitive skills; students; clinical-psychological; economic-psychological characteristics.
В современных социально-экономических условиях, трансформационных процессов, происходящих в российском обществе, актуальной психологической проблемой становится проблема формирования у молодежи качеств конкурентоспособной личности для достижения успеха в конкурентной социально-экономической среде. Актуальность исследования проблемы психологических аспектов конкурентоспособности обусловлена необходимостью также недостаточной разработанностью психологических коррекционных и формирующих мероприятий по данной тематике.
Понятие конкурентоспособности сравнительно недавно вошло в активный словарный запас российского общества. Термин «конкуренция» (от латинского «сталкиваться», «соперничать») в науку был введен шотландским экономистом XVIII века А. Смитом, рассматривающего конкуренцию как процесс по достижению богатства или удовлетворению личного интереса, в книге «Исследования о природе и причинах богатства народов» [13].
Среди современных авторов, которые исследуют различные аспекты проблемы личностной конкурентоспособности можно выделить следующих: В.И. Андреев, A.A. Ангелов-ский, Н.Я. Гарафутдинова, И.В. Дарманская, Д.С. Котикова, Е.В. Максимова, Л.М. Митина, A.B. Плугарева, Т.А. Сливина, Ю.В. Соловьева, С.Д. Резник, A.A. Сочилова, Е.В. Токарева, И.В. Терелянская, И.В. Курышева, С.А. Хазова, E.JI. Холодцева, C.B. Чегринцова
Обширный пласт исследований посвящен проблеме формирования конкурентоспособности будущих специалистов в образовательной среде, поскольку согласно проводящимся исследованиям, выпускники вузов в своем большинстве не готовы к работе в условиях неопределенности экономической действительности.
Большинство исследователей, анализируя психологический контекст конкурентоспособности, подчеркивают компонент успешности и востребованности.
Авторитетный ученый в области конкурентоспособности P.A. Фатхутдинов предлагает следующее определение: конкурентоспособность является высшим уровнем проявления способностей как возможностей человека (более широко — потенциала личности), а в современном понимании - конкурентных преимуществ человека [23].
В трактовке В.И. Шаповалова конкурентоспособность - социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и внепрофессиональной жизнедеятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром [27].
У Л.М. Митиной конкурентоспособность личности - интегральное свойство, состоящее из таких личностных качеств, которые позволяют специалисту быть более успешным на профессиональном рынке по сравнению с другими, имеющими такую же подготовку и образование [14].
В определении Т.А. Сливиной конкурентоспособная личность специалиста рассматривается как субъект профессиональной деятельности, обладающий интегральной, динамической, деятельностной характеристикой — конкурентоспособностью, выражающей сущностные возможности личности и проявляющейся в потребности к успеху и самосовершенствованию, в способности к самореализации, к достижению высокой эффективности своей деятельности, выступая лидером в условиях конкуренции [20].
Д.С. Котикова предлагает рассматривать конкурентоспособность личности как совокупность внепрофессиональных характеристик личности (коммуникабельность, целеустремленность, работоспособность и трудолюбие, рискованность, ответственность и независимость, стрессоустойчивость, креативность, уверенность в себе и лидерские качества, рефлексивность, внимательность, способность к саморегуляции, культурно-нравственные качества, способность к саморазвитию, нацеленность на конечный результат), как важнейший фактор развития личности студентов, их поведения и деятельности [12].
Конкурентоспособность личности — это социальная способность индивидуума, позволяющая ему быть востребованным в различных сферах деятельности (общественной, личной, профессиональной) на основании его психофизиологических и личностных качеств и умения презентовать их в условиях ограниченного спроса [22].
A.B. Плугарева предлагает следующее определение конкурентоспособности личности: конкурентоспособность- это способность успешного осуществления профессиональной деятельности, выражающаяся в искусном управлении, экономическом, организационном творчестве, проявлении инициативы, новаторстве, готовности к риску в условиях рыночных конкурентных отношений [18].
Следует отметить, что в современных научных работах в качестве существенных и значимых признаков конкурентоспособности личности называются очень широкий спектр личностных характеристик, причем достаточно разноплановых: четкость целей и ценностных ориен-таций, интеллектуальный потенциал, самоактуализация, мотивация достижений, адекватная самооценка, коммуникабельность, способность принимать ответственные решения, лидерские качества, умение работать в команде, высокая креативность, ценностно-ориентированная адекватность, готовность к профессиональному самоопределению, стрессоустойчивость, гуманистическая направленность, общекультурные компоненты, стремление к постоянному профессиональному росту и высокому качеству продукта своего труда, ряд других.
Из достаточно широкого спектра предлагаемых качеств, на наш взгляд, наименее изученными являются клинико-психологические и экономико-психологические характеристики личностной конкурентоспособности.
Анализ научных публикаций показал, что в условиях Чувашского региона РФ конкурентоспособности посвящен целый ряд работ, где данный научный феномен рассматривается с экономических позиций [19, 21, 26].
По мнению О.С. Дейнека, авторитетного исследователя экономической психологии, современные исследования конкурентоспособности в экономике и экономической политике, характеризуются двумя основными тенденциями — вниманием к нематериальным факторам конкурентоспособности (знаниям, информации) и выделением гуманитарной составляющей
конкурентоспособности (человеческий капитал, эффективность экономической коммуникации, доверие, справедливость) [1].
Хотя к проблеме конкурентоспособности современные авторы обращаются все чаще, психологическое содержание данного феномена остается пока изученным недостаточно. Исследования психологических аспектов конкурентоспособности в условиях ЧР первоначально велись с такими социальными группами как предприниматели [2,3,5-7], безработные на рынке труда [16,17].
Поиск личностных предпосылок эффективного предпринимательства, готовности студентов к предпринимательской деятельности, на наш взгляд, имеет много общего с проблематикой личностной конкурентоспособности [24, 25].
В последние годы все большее внимание исследователей привлекают психологические основы формирования конкурентоспособности студентов системы высшего и среднего профессионального образования. В условиях Чувашии изучению различных психологических аспектов личностной конкурентоспособности студентов вуза был посвящен ряд исследований [8-11,15,28].
Анализ современного состояния исследований по данной научной проблематике показал, что, несмотря на огромный интерес исследователей к проблеме личностной конкурентоспособности, в настоящее время недостаточно раскрыт экономико-психологический дискурс этой проблемы. На наш взгляд, в условиях трансформации российского общества, является перспективным при изучении конкурентоспособности личности сделать акцент на исследовании таких экономико-психологических аспектов как: психологическая готовность к конкуренции с другими людьми в экономической сфере, выраженности социально-психологических установок на проявление экономической инициативы, восприятие социально-экономической ситуации в стране, богатства и бедности, собственности, уровня экономических притязаний, экономического риска, характеристик субъективного экономического благополучия, ряда других [4].
Так в исследовании, проведенном с позиций экономико-психологического дискурса, было выявлено, что определенной части студентов инженерной специальности присущи социально-психологические установки личности, которые могут стать препятствием для эффективной конкурентоспособной работы. Результаты свидетельствовали о неуверенности, присущей части студентов, в своей будущей конкурентоспособности, собственном экономическом настоящем и будущем [28]. Если в образовательной среде вуза не будет сформирована личностная конкурентоспособность, такие молодые специалистов будут испытывать психологические затруднения при социально-экономических трансформационных процессов в обществе, изменившейся стратегии развития предприятия, внедрении новых технологий.
Другим перспективным подходом к изучению данной научной категории, мало раскрытым в современных публикациях, на наш взгляд, является изучение клинико-психологических характеристик личностной конкурентоспособности. Необходимость обратить внимание на данный
аспект проблематики связана с тем, что современное общества требует личностей, которые способны адаптироваться к чрезвычайно сложным условиям экономической жизнедеятельности, в борьбе за лучший статус в обществе, преодолевать препятствия, достигая поставленных целей, при этом сохраняя свое психическое здоровье и психологическую устойчивость.
Так в исследовании студентов вуза (обучающихся по специальности экономического и гуманитарного профиля), проведенном в 2013 году, было выявлено, что имеется положительная значимая корреляционная взаимосвязь между конкурентоспособностью и самооценкой (р<0,05), с мотивацией на успех (р<0,05) и отрицательная взаимосвязь между конкурентоспособностью и уровнем психопатизации [8, 9 ].
В исследовательском срезе, проведенном в 2014 году, в котором приняли участие студенты вуза психологической и медицинской специальности, было выявлено, что показатель личностной конкурентоспособности имеет значимую обратную корреляционную связь со шкалами невротизации и психопатизации (р<0,01). У большинство респондентов низкий уровень не-вротизации (около 70%), т.е. у большинства студентов, принявших участие в исследовании, выявлены эмоциональная устойчивость и положительный фон основных переживаний (спокойствие, оптимизм). Оптимизм и инициативность, простота в реализации своих желаний помогут сформировать чувство собственного достоинства, социальную смелость, независимость, легкость в общении, что повышает личностную конкурентоспособность [15].
Большинство студентов в каждом из освещаемых исследовательских срезов низко оценивали свою личностную конкурентоспособность, т.е. считали себя неготовыми к формам межличностного взаимодействия, характеризующимися достижением целей в условиях противоборства с добивающимися этих же целей другими индивидами или группами.
Выявленная недостаточно высокая оценка своей личностной конкурентоспособности студентов, на наш взгляд, возможно, связана с отсутствием в программах обучения по различным направлениям и специальностям, учебных дисциплин, предполагающих знакомство и освоение методов эмоциональной саморегуляции, методов психологической рефлексии и разрешения личностных проблем, в практике учебного процесса тренинговых технологий, позволяющих совершенствовать личностные качества, повышающие конкурентоспособность личности (тренинги мотивации достижений, развития лидерских качеств, коммуникабельности).
На основе результатов проведенных исследований, анализа научных источников, была предложена психолого-педагогическая программа, направленная на формирование личностной конкурентоспособности студентов вуза. Их целью является формирование личностных характеристик, умений и навыков, которые помогут студентам в будущей профессиональной деятельности. Материалы исследования нашли свое применение в работе психологической службы вуза и в системе дополнительного образования.
Список литературы
1. Дейнека О.С. Представления о конкурентоспособной личности и конкурентоспособной стране // Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2011. Вып. 1.
2. Дулина Г.С. Психология личностного потенциала предпринимателей. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2006.
3. Дулина Г.С. Социально-психологические аспекты личностного потенциала предпринимателей. Автореферат дисс.....канд-та психол. н. Ярославль, 2004.
4. Захарова А.Н. Психология личностной конкурентоспособности в условиях современных глобальных рисков: экономико-психологический дискурс исследования // Качество и инновации в XXI веке: материалы XII Межд. науч.-практ. конф. 2014. С. 98-103.
5. Захарова А.Н. Психология экономического поведения предпринимателей. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2002. 175 с.
6. Захарова А.Н. Развитие психолого-экономических идей в современной России и Чувашской республике // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2013. № 9. С. 112-130.
7. Захарова А.Н. Экономическая психология: кросс-культурные, социокультурные, региональные особенности. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2013.
8. Захарова А.Н., Данилова В.Г. Конкурентоспособность будущего специалиста и ее формирование в подготовке к профессиональной деятельности II Психологические и социальные аспекты образования: сборник научных трудов. Чебоксары: изд-во ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2014.
9. Захарова А.Н., Данилова В.Г. Конкурентоспособность будущих специалистов: клинико-психологические аспекты II Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2014. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://humjoumal.rzgmu.ru/ page&id=28&page_parent=l (дата обращения: 13.12.2014).
10. Захарова А.Н., Данилова В.Г. Психологические аспекты конкурентоспособности будущих специалистов // Качество и инновации в XXI веке: материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2013.
11. Захарова А.Н., Дулина Г.С., Кудрявцева Ю.П. Психологические и этнопсихологические аспекты конкурентоспособности студенческой молодежи II Культура и искусство: традиции и современность Сборник статей IV Межд. науч.-практ. конф. Уфа, 2016. С. 68-72.
12. Котикова Д.С. Формирование конкурентоспособности личности студента в образовательном процессе вуза: дисс.... к-та психол. н.: Нижний Новгород, 2010.
13. Кравцевич C.B. Историко-экономические взгляды на формирование представлений о конкуренции. Чита: ЧитГУ, 2011.
14. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. Воронеж: МОДЭК, 2002. 400 с.
15. Николаева О.В., Захарова А.Н. Психологические аспекты конкурентоспособности студенческой молодежи // Высшая школа России перед вызовами современности: перспективы развития: материалы VII Межд. учеб.-метод, конф.. Чебоксары, 2015. С. 229-234.
16. Петунова С.А. Конкурентоспособность безработных на рынке труда. Конспект лекций Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2003.
17. Петунова С.А., Григорьева Н.В. Условия формирования конкурентоспособности студентов в процессе их профессионального становления // Вопросы повышения эффективности профессионального образования в современных условиях: материалы VI Межд. учеб.-ме-тод. конф. 2014. С. 207-215.
18. Плугарева A.B. Психологическое сопровождение развития конкурентоспособной личности студента. Автореферат дис. ... канд. психол. н. Пятигорск. 2008
19. Семенов В.Л. Теоретические аспекты конкурентоспособности как экономической категории // Вестник ИжГТУ им. М.Т. Калашникова. 2011. № 3. С. 83-85.
20. Сливина ТА. Формирование конкурентоспособной личности будущего специалиста в образовательном процессе вуза. Автореферат... дис. ... канд. пед. н. Красноярск-2008.
21. Смирнов В.В., Кадышев E.H., Васильев Е.Б. Теоретические основы оценки и обеспечения региональной конкурентоспособности сферы услуг // Экономика и предпринимательство. 2015. №2 (55). С. 328-337.
22. Терелянская И.В., Курышева И.В. Психологические подходы к понятию конкурентоспособности личности // Мир науки, культуры, образования. 2012. №2.
23. Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью организации. М.: Эксмо, 2004.
24. Хащенко Т.Г. Концептуальные основания формирования личностной готовности к предпринимательской деятельности в профессиональном образовании // Российский научный журнал. 2011. № 25. С. 189-194.
25. Хащенко Т.Г. Личностная готовность студентов к предпринимательской деятельности. Автореферат дис.....д-ра психол. н. Тамбов, 2012.
26. Чайникова Л.Н., Чайников В.Н. Оценка и анализ конкурентоспособности регионов (на примере Приволжского Федерального Округа) // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 17 (320). С. 15-23.
27. Шаповалов В.И. Конкурентоспособность личности в парадигме инновационного педагогического менеджмента // Ярославский педагогический вестник. 2003. № 4.
28. Aleksandrov A.Yu., Zakharova A.N., Nikolaev E.L. New challenges in engineering education: personal advancement for better marketability of future professionals //15 International Conference on Interactive Collaborative Learning (ICL) Proceedings. 2015. C. 452-454.