Научная статья на тему 'Психологические особенности студентов вузов, обучающихся в разных образовательных средах'

Психологические особенности студентов вузов, обучающихся в разных образовательных средах Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
892
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ / ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАЗНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДАХ / PSYCHOLOGICAL FEATURES OF STUDENTS / PERSONAL FEATURES OF STUDENTS / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ANALYSIS OF PSYCHOLOGICAL FEATURES OF STUDENTS TRAINED IN DIFFERENT EDUCATIONAL ENVIRONMENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чернышова Евгения Леонидовна

Рассматриваются различные социально-психологические и личностные особенности студентов высших учебных заведений в условиях разных образовательных сред. Проводиться сравнительный анализ по результатам исследования студентов духовной семинарии и традиционных высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чернышова Евгения Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF HIGHER EDUCATION STUDENTS TRAINED IN DIFFERENT EDUCATIONAL ENVIRONMENTS

Various social and psychological and personal features of higher education students in conditions of different educational environments are considered. A comparative analysis based on the results of research of students of a theological seminary and traditional higher education institutions is carried out.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности студентов вузов, обучающихся в разных образовательных средах»

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАЗНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДАХ

© 2015 Е.Л.Чернышова

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 01.06.2015

Рассматриваются различные социально-психологические и личностные особенности студентов высших учебных заведений в условиях разных образовательных сред. Проводиться сравнительный анализ по результатам исследования студентов духовной семинарии и традиционных высших учебных заведений. Госзадание Минобрнауки РФ №25.1028.2014/к «Социальная психология религиозного (конфессионального), этно-национального, правового и регуляционно-управленческого сознания в современной России» Ключевые слова: психологические особенности студентов, личностные особенности студентов, образовательная среда, сравнительный анализ психологических особенностей студентов, обучающихся в разных образовательных средах.

Студенчество объединяет молодых людей в разных учебных заведениях и с разными видами обучения - учения, направленное на специальное образование. Можно отметить, что все группы студентов имеют отличительные черты: характер их труда, заключающийся в систематическом усвоении и овладении новыми знаниями, а также новыми способами учебной деятельности, а также в самостоятельном «добывание» той или иной информации, то есть знаний, его основные социальные роли и принадлежности к большой социальной группе - молодежи в качестве ее передовой и многочисленной части. Каждая группа студентов, обучающихся в том или ином вузе характеризуется своими условиями жизни, в которых они обучаются и общаются, труда и быта, социальным поведением и системой ценностных ориентаций.

В понимании образования как области жизни современного социума феномен образовательной среды можно рассматривать как важный фактор образования. Среда выступает как окружение, как совокупность условий и влияний на человека. Идеи развития образовательной среды широко разрабатываются как в исследованиях отечественных психологов и педагогов (Г.А.Ковалев, В.П.Лебедева, А.Б.Орлов, В.И.Панов, А.В.Петровский, В.В.Рубцов, И.М.Улановская, Б.Д.Эль-конин, В.А.Ясвин и др.), так и в зарубежной психологии (А.Бандура, К.Левин, К.Роджерс).

Эмпирической базой исследования стали студенты 3 типов высших учебных заведений по 19 человек. Первая группа состоит из студентов Ду-

о

Чернышова Евгения Леонидовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии. E-mail: Chernyshova [email protected]

ховной семинарии, пастырского факультета, в количестве 19 человек, средний возраст 18 лет, 7 регентш и 12 семинаристов. Вторую группу (в количестве 19 чел., средний возраст 19 лет, в количестве 9 девушек и 10 юношей) представляют студенты ГБОУ ВПО «Самарская государственная областная академия (Наяновой)», (факультет международных отношений) и Самарский государственный университет путей сообщения (электротехнический факультет). Выбор в качестве респондентов учащихся данных высших учебных заведений обусловлен предположением о различных духовно-религиозных, нравственно-этических особенностях в разных образовательных средах. В результате исследования мы выявили психологические особенности студентов светского вуза и представили в виде гистограммы по каждому критерию по методикам «Исследование системы жизненных смыслов»1 автора В.Ю.Котлякова; методика «Личностный рост»2 авторы Д.В.Григорьева, И.В.Кулешовой, П.В.Степанова; «Друг-советчик-1»3 авторы Е.К.Веселова, С.А.Черняева (ДС-1); методика «Шкала эмоционального отклика»4 авторы А.Меграбян и Н.Эпштейн; методика Н.Е.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»5.

1 Котляков, В.Ю. Методика исследования системы жизненных смыслов / В.Ю.Котляков // Сибирская психология сегодня: Сб. научных трудов. - Вып.2. - Кемерово: Куз-бассвузиздат, 2003. - 410 с.

2 Степанов, П.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе/ П.В.Степанов, Д.В.Григорьев, И.В.Кулешова - М.: Академия: АПКиПРО, 2003. - 82 с.

3 Веселова, Е.К. Мировоззрение и нравственный выбор / Е.К.Веселова, С.А.Черняева, М.К.Бисенбиева // Ананьев-ские чтения. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. - С.119 - 121.

4 Морозова Е.А. Динамический мониторинг личностного

развития и семейного образования молодежи: методо-

В результате мы получили, что студенты светского вуза в наибольшей степени (значимости) по показателю Эмпатия имеют среднее значение -70,58 это говорит о том, что студенты хорошо контролируют собственные эмоциональные проявления, не испытывают затруднений в установлении контактов в межличностных отношениях, чаще всего понимают эмоциональные проявления и поступки, в частых случаях находят взаимопонимания с окружающими. По критерию направленности личности, к которым относят альтруистическую, ситуативно-нравственную и безнравственно - эгоистическую направленность, мы получили следующие результаты: альтруистическая направленность личности имеет среднее значение 12,32, проявляется в бескорыстном отношении к людям, выраженного социальной справедливости и стремление к стабильности. В структуре ценностей альтруистически направленной личности важнейшее место занимают полезность и социальная справедливость, терпимость и внутренняя гармония. Среднее значение критерий ситуативно-нравственной направленности личности имеет - 6,79. Про данных студентов можно сказать, что они могут поступать по совести в зависимости от ситуации, что говорит о недостаточной сформированное™ нравственных отношении. Эгоистическая направленность студентов выражается в 6,84: человек заинтересован в себе, то есть себялюбие, предпочитает свои личные интересы интересам других людей, общества, в котором он находится. Наименее значимыми показателям являются Тело - 5,95, Семья - 5,68, Дух - 4,95, Культура - 4,11, Труд - 4,05, Другой - 3,95. Для студента светского учебного заведения отношение к семье и телу наиболее значимы, но все же хотелось отметить большинство современной молодежи ориентированы на одинокое существование они не торопятся создавать семьи, а к тому же заводить детей. Отношение к телесному - Я, рассматривает чувственную радость и удовольствие, а с удовольствием связан мир человеческих желаний и стремлений, то есть основной продут человеческой жизнедеятельности, призван к тому, чтобы приносить удовольствие, это выражается в увеличении комфорта и создании удобства.

К низким показателям, которые в наименьшей значимости находятся среди светской молодежи, это отношение к труду, культуре и духовному - Я. Главное выделим то, что в связи с изменением государства и общества в целом, которое оказало существенное воздействие на человека, отношение к

логия и общие положения: учебно-метод. пособ. / Е.А.Морозова, И.М.Бахман. - Самара, 2014 5 Щуркова, Н.Е. Педагогические технологии / Н.Е.Щуркова. - М.: Педаг. об-во России, 2002. - 224 с.

культуре очень кризисное и не является на данный момент жизни чем-то крайне необходимым для современного человека. Отношение к труду формируется в зависимости от социальных условий деятельности студента, от его отношения к этим условиям и его субъективной предрасположенности к данному виду труда, которая зависит от предшествующего его личного опыта и от его психологических так и физических особенностей.

Рассмотрим результаты по первой методике «Исследование жизненных смыслов», по полученным средним значениям и построения гистограммы видно, что у студентов социальные ценности преобладают - 6,68, над экзистенциональными (4,95) и телесными (4,53) ценностями. Предположительно, что для респондентов важным является социальная значимость, они хотят быть независимыми, для них важен социальный статус в окружающей их компании. Духовные ценности проявляются в духовном содержании светского молодого человека, таких как дорожит своей свободой, своим отдыхом и занятие творчеством. В процессе жизнедеятельности получает удовольствие это выражается в создании удобства и увеличении комфорта как физического, так и психического.

Исследование духовно-нравственной направленности личности показало следующие результаты: по нашим предположениями индекс нравственности (17,63) значимо преобладает у студентов над моральными стандартами (4,74). Нравственность включает в себя некоторую систему приоритетов в наборе жизненных ценностей человека и все это выражается в поведении, оценках и суждениях человека. Это следствие врожденной и можно сказать приобретенной способности различения Добра и Зла. Психологические особенности студентов Духовной семинарии, представлены в виде гистограммы по каждому критерию по методикам «Исследование системы жизненных смыслов» автора В.Ю.Котлякова6; методика «Личностный рост»7 авторы Д.В.Григорьева, И.В.Кулешова,

П.В.Степанова; «Друг-советчик-1»8

авторы

Е.К.Веселова, С.А.Черняева (ДС-1); методика «Шкала эмоционального отклика»9 авторы: А.Меграбян и Н.Эпштейн; методика Н.Е.Щурковой «Размыш-

ляем о жизненном опыте»

6 Котляков, В.Ю. Методика исследования системы жизненных смыслов ....

7 Степанов, П.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе ....

8 Веселова, Е.К. Мировоззрение и нравственный выбор..

9 Морозова, Е.А. Динамический мониторинг ....

10 Щуркова, Н.Е. Педагогические технологии..

80 70 60 50 40 30 20 10 0

П , П , П , П

ГП , П , П

П П

^ сР* ^ #

^ ' ^ V

о

Рис.1. Гистограмма результатов студентов светских вузов

80 70 60 50 40 30 20 10 0

1—1

ГП _ гп п п п п П 1—1 П гп

Ъ

' * у ^ V"// / / /

^ ^ ^

Рис. 2. Гистограмма результатов студентов Духовной семинарии

80 70 60 50 40 30 20 10 0

И

гПГНгьПпгПгПгПГПгП Пи т гь

а Светские вузы

□ ПДС

</ с?* /,/ ,// / / / ,/

>00

¥ # #

ОвГ / / ^ ^

Рис.3. Гистограмма результатов по методикам 1 и 2 группы

К духовным ценностям (7,42) студента семина- ности у них в гармонии с духовным миром, уваже-риста мы отнесем жизнь в целом. Духовные цен- ние к вере в лучшее и вера в Бога, без которых они

не могут существовать. К социальным (3,58), душевным ценностям студента можем отнести как социальное положение и благополучие притом, что это не так важно для него. Телесные ценности имеют низкое значение (0,68) для них удовольствия выражаются в большей степени в общении или же деятельности, это зависит от рода деятельности и состава группы, в которой студент общается и существенное влияние оказывает социум, в котором он находится и его личные качества.

Отношение к духовному Я - 7,32, телесному Я -5,89, другому 5,84, культура - 5,42, труду - 5,16, семье - 4,63. Нами наблюдается, что отношение семьи не так высоко значимо для студента семинарии как отношение к духовному Я. Духовный студент считает себя обязанным участвовать в устроении и улучшении мира. Для него очень важно найти смысл собственной жизни, которую он хочет прожить «по совести». Вопросы совести и чести, смысла жизни очень важны и необходимы для него. Им все же более импонирует роль ведомого, нежели распорядителя собственной жизни.

Исследование духовно-нравственной направленности личности показало следующие результаты: индекс нравственности (22,21) значимо преобладает у студентов над моральными стандартами (2,37). Нравственность включает в себя некоторую систему приоритетов в наборе жизненных ценностей человека и все это выражается в поведении, оценках и суждениях человека. Это следствие врожденной и можно сказать приобретенной способности различения Добра и Зла.

По полученным результатам методики эмоционального отклика мы видим высокий уровень эмпа-тии (72,05), по этому поводу можем сказать, что данные люди легко интуитивно постигают ситуации и сопереживают другим людям (высокая способность к эмпатии), так как эмпатийное чувство занимает огромное место в межличностном общение и не только, так же переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека. Альтруистическая направленность личности (15,68) проявляется в благожелательном и бескорыстном отношении к людям, выраженная в ценностях полезности, социальной справедливости и стремление к стабильности. Не значимыми для них являются благосостояние, забота о себе и честолюбие. Ситуативная нравственная направленность личность (6,37) относит в свою характеристику: поступать по совести время от времени смотря по сложившейся ситуации. Эгоистическая направленность личности (3,05) не присуща студентам семинарии, так как они направлены не на себя, а на учение духовного смысла жизни и помощь люди.

Для сопоставления эмпирических распределений по соответствующим признакам применялся

критерий Пирсона, который отвечал на вопрос, есть различия или нет между студентами Духовной семинарии и светским вузом. Между данными группами выявлено различие, это предположительно может значить что: «духовные ценности» и «духовный мир личности» неразрывно связаны, к ним относится добро, любовь, сочувствие, самопожертвование, уважение, вера в лучше, а также в Бога для верующих, - все это духовные ценности, без которых человек не может жить. Две группы воспитываются и обучаются совершенно разными направлениями и в отличающихся условиях жизни, где-то больше запретов на более раскрепощенную, свободную жизнь, а где-то разрешенность во всех деяниях молодого человека, из представленной гистограммы рис. 3, мы видим, что у студента семинарии духовные ценности преобладают над ценностями светских вузов.

Семинаристы придерживаются определенных, четких правил, так как они находятся в специальных условиях и обязаны выполнять те правила, которые установил социум, нежели студенты светского общества.

По представленной гистограмме мы можем наблюдать существенные различия между представленными группами. Гедонизм - это этическое направление, рассматривающее чувственную радость, удовольствие, наслаждение как ценность, мотив, цель и доказательство нравственного поведения. С удовольствием связан мир человеческих желаний и стремлений. Любой продут человеческой жизнедеятельности, призван к тому, чтобы приносить удовольствие, это выражается в увеличении комфорта и создании удобства, а также в удовлетворении нарастающих потребностей. Наличие гедонического направления у студентов светских вузов и Духовной Семинарии протекает по своим законам и общепринятым правилам, и мы можем увидеть это в воспитании и обучении, то, что они различны, также, как и времяпровождение в социально значимой компании и влияние ее на личность в той или иной мере.

В первую очередь хотелось бы отметить следующее, что в наше время катастрофическое падение значимости и ценности самой семейной жизни, так как большинство современной молодежи сознательно избирают одиночество как некий способ существования. Исследователи современной семьи отмечают молодежь с низким объемом информации о проблеме семьи и самих семейных отношений, и хотелось бы отметить слабую ориентацию подрастающего молодежного поколения на создание семьи и недостаточную подготовку к будущему семейному образу жизни.

Более четкой, простотой мудрости и завершенностью семейных отношений, конечно же, можем

наблюдать в духовной семье. Ценность семьи высоко значима для каждой группы по-своему и так же дорожат своими семейными устоями. Существенная разница лишь в том, что большинство из семинаристов готовятся к принятию в будущем священного сана. Это заставляет относиться к выбору спутницы жизни и к будущему созданию семьи с особой серьезностью.

Женатый священник или диакон после принятия сана продолжает жить со своей семьей, если же по какой-то причине он впоследствии останется без супруги, то вступление в новый брак для него невозможно. У современного молодого человека или девушки иные взгляды на создание своей будущей семьи, они в этом плане более свободны и остальные безучастны в развитии отношений с выбранным партнером.

Таким образом, молодой человек семинарии идет на существенный риск. Ему приходится осознавать, что со своей горячо любимой или любимым реально предстоит провести всю оставшуюся жизнь, и в интересах новобрачных сделать этот союз максимально крепким, совершенно другой взгляд мы можем наблюдать у светской молодежи в том, что они могут позволить себе и как один брак, так и три союза, опираясь на то, что количество брака неограниченно.

Студент Духовной семинарии - можно сказать подлинный альтруист. Он всегда готов помочь другим людям, даже незнакомым, не ожидая просьбы и ответ взамен, что - то с их стороны. Во благо других людей в своих действиях он бескорыстен, готов помочь нуждающимся. Поддержать слабого, не только физически, но и морально поддержать. Ради подобной помощи готов рисковать собственным благополучием.

Предположения о светском студенте такие, что они не прочь оказать помощь нуждающимся, но предпочитает делать это тогда, когда его об этом попросят. Он осторожен в своих действиях во благо других, старается не подвергать риску собственное благополучие. Не доверяет искренности просящих милостыню, и если они оказываются поблизости от него, старается сделать вид, что их не замечает. Испытывает удовольствие, делая подарки, но при этом в глубине души рассчитывает на ответный дар. Если этого не случается, расстраивается. Может изредка думать о каких - либо потребностях и чувствах других людей. Он уверен, что всякое доброе дело должно адекватно вознаграждаться, поэтому прежде чем сделать что-то доброе, не стесняется узнать, а «что ему за это будет». Но это уже присутствует у более современной молодежи на наш взгляд. Каждый молодой человек или молодая девушка того или иного учебного заведения рассматривает себя распорядителем собствен-

ной жизни. Такой человек способен на самостоятельный и ответственный выбор.

Духовный студент считает себя обязанным участвовать в устроении и улучшении мира. Для него очень важно найти смысл собственной жизни, которую он хочет прожить «по совести». Вопросы совести и чести, смысла жизни очень важны и необходимы для него. Им все же более импонирует роль ведомого, нежели распорядителя собственной жизни. Молодежь светского вуза более склонна объяснять свои неудачи неблагоприятным стечением обстоятельств. Вопрос смысла жизни не является определяющим.

В ходе практического исследования выявлено различие между двумя группами, здесь можно добавить, что все студенты проявляют свою личную ответственность за себя и свою жизнь. Вопрос смысла жизни и участия в улучшении мира вокруг себя все же рассматривается у всех, но в разных направлениях и действиях, и временных рамках. Исследование духовно-нравственной направленности личности показало следующие результаты: по нашим предположениями индекс нравственности значимо выше у студентов-семинаристов, по сравнению со студентами светских вузов. Нравственность включает в себя некоторую систему приоритетов в наборе жизненных ценностей человека и все это выражается в поведении, оценках и суждениях человека. Это следствие врожденной и можно сказать приобретенной способности различения Добра и Зла. По полученным результатам методики эмоционального отклика мы видим высокий и средний уровень эмпатии, низкий уровень отсутствует во всех группах, по этому поводу можем сказать, что существенных различий между данными группами не обнаружилось. Мы можем предположить, что данные люди легко интуитивно постигают ситуации и сопереживают другим людям (высокая способность к эмпатии), так как эмпатийное чувство занимает огромное место в межличностном общение и не только, так же переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека. То есть студенты имеют некоторые способности принимать роль и понимать чувства, мысли и установки другого человека. С точки зрения психологии способность к эмпатии считается нормой. Еще можно добавить, что они понимают слова, чувства и жесты своего партнера по общению и другого взаимодействия, что может, служит подсказкой этому партнеру о том, что его понимают и ему сопереживают. Им не затруднительно различать свои обычные эмоции. Теплое, доброжелательное отношение студентов к окружающим их людей. Проникаясь в переживания другого человека, не превращают чужие проблемы в свои.

Таким образом, анализ результатов опроса позволяет сделать вывод о том, что большая часть студентов, принявших участие, способны ясно воспринимать ситуацию «здесь и сейчас», их внимание постоянно переносится вовне. Небольшое количество респондентов демонстрируют эмоциональную скудность по отношению к миру и людям, большая же часть способна чувствовать ценностные основания и на них ориентироваться, это проявляется в эмпатии, сочувствии и милосердии.

Под направленностью личности принято понимать систему устойчивых интересов, потребностей, убеждений, склонностей и идеалов, которые определяют основные направления поведения молодого человека. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в онтогенезе в процессе воспитания и обучения и является свойством личности. Альтруистическая направленность личности проявляется в благожелательном, участливом и бескорыстном отношении к людям, выраженного в ценностях полезности, социальной справедливости и стремление к стабильности. В структуре ценностей альтруистически направленной личности важнейшее место занимают полезность, социальная справедливость, терпимость и внутренняя гармония. Не значимыми для них являются благосостояние, забота о себе и честолюбие. В результате полученных данных мы получили то, что нет различий и данная направленность лич-

ности присуща всем респондентам и светского и духовного вуза. Ситуативная нравственная направленность личность относит в свою характеристику: поступать по совести время от времени смотря по ситуации, говорит о недостаточной сформированности нравственных отношении.

У людей с эгоистической направленности преобладают интересы личной заинтересованности, себялюбия, предпочтения личных интересов интересам других людей, общества, в котором они находятся. Такое поведение в часто встречающихся случаях можно отнести к студентам в светских вузах. Все же у студентов духовного образовательного учреждения все направлено на социум и помощь им, а не только интерес около себя. По результатам всех вышеописанных методик подтверждаются различия формирования психологических особенностей студентов Духовного и Светского учебного заведения в условиях разных образовательных сред. Воспитание и образование современного поколения, обеспечивающее наиболее оптимальное социальное развитие личности в соответствии со своими склонностями, задатками и общественными запросами является одной из первостепенной важности задач нашего общества, нашего государства. Значимость и одновременно сложность этой задачи должны подталкивать на изучение тенденций изменения психологических особенностей молодежи в условиях разных образовательных сред.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF HIGHER EDUCATION STUDENTS TRAINED IN DIFFERENT

EDUCATIONAL ENVIRONMENTS

© 2015 E.L.Chernyshova° Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

Various social and psychological and personal features of higher education students in conditions of different educational environments are considered. A comparative analysis based on the results of research of students of a theological seminary and traditional higher education institutions is carried out.

Keywords: psychological features of students, personal features of students, educational environment, comparative analysis of psychological features of students trained in different educational environments.

Evgenia Leonidovna Chernyshova, Candidate of psychology, Associate professor of Department of general and social psychology. E-mail: Chernyshova [email protected]

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.