ЦЕННОСТНЫЕ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
СТУДЕНТОВ ИСЛАМСКИХ И СВЕТСКИХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
®2011 Далгатов М.М., Магомедова Н.Т., Асадулаева У.М., Гадисова И.А.
Дагестанский государственный педагогический университет
В работе представлены результаты сравнительного исследования ценностно-смысловой сферы личности студентов светских и исламских высших учебных заведений. Обнаружены различия в структуре ценностей студентов обеих групп.
The authors of the article represent the results of the comparative research of the value-sense sphere of secular and Islamic university students’ personality. They found differences in the students’ value structure in both groups.
Ключевые слова: ценностные ориентации, смысложизненные ориентации, ценностно-смысловая сфера личности, структура ценностей, иерархия ценностей, религиозные ценности, ценности современной молодежи.
Keywords: value orientations, life-sense orientations, personality’s value-sense sphere, the value structure, value hierarchy, religious values, modern young people’s values.
Радикальные преобразования, произошедшие в последние десятилетия в различных сферах жизни нашей страны, не могли не затронуть и систему российского образования. Очевидно, что качественные изменения, инновации в образовании - не только следствие, но и причина трансформации общества, поскольку система образования на каждом отдельном этапе развития общественного развития выполняет тот или иной заказ общества.
В последние два десятилетия резко возросло количество богословских учебных заведений, что также можно причислить к социальным инновациям. Во всех республиках Северного Кавказа, включая Дагестан, отмечается резкое увеличение числа исламских учебных заведений. Подобные факты в определенном смысле
свидетельствуют о
заинтересованности общества в образовании, отличном от светского. Любое образование как социальный
институт является носителем определенных ценностей, которые оно культивирует и формирует.
Вместе с тем, наряду с отмеченными выше явлениями, можно констатировать своеобразный
российский парадокс, выражающийся в определенной популярности общечеловеческих ценностей,
планетарного мышления, глобального менталитета, росте национального сознания, интереса к национальным традициям, религии и культуре. На молодежь оказывают влияние разнообразные, нередко
противоречивые социальные ценности как со стороны системы образования, так и общества.
Сегодня нельзя не осознавать, что формирование у учащихся любого типа учебного заведения доброты и милосердия является одной из главных задач всего воспитательного процесса. Представляется важным, чтобы общество смогло справиться с пропагандой насилия и жестокости без серьезных психологических
деформаций личности. В последнее время в мировоззрении значительной части россиян, в том числе учащейся молодежи, присутствуют религиозные понятия и представления, что ведет в определенном смысле к
формированию у личности
гуманистических идей и ценностносмысловых ориентаций, поскольку в религиозной мысли всегда уделялось внимание идее добра, смыслу поступков и их нравственной оценке и т.д.
В имеющихся научных трудах на социально-философском, социологическом,
культурологическом, психологическом уровнях рассмотрены разные аспекты ценностных и смысложизненных ориентаций студентов в системе образования.
В настоящее время ценностные ориентации изучаются как фактор морального выбора мужчин и женщин [1], как механизм социальной регуляции поведения [6, 10]; как
аспект самоактуализации и саморазвития личности [11]; как многомерная, нелинейная, динамично развивающаяся система [3, 4]; как личностная структура [5].
Ценностные и смысложизненные ориентации представляют собой особые психологические
образования, составляющие
иерархическую систему и
существующие в структуре личности в качестве ее элементов. Принятие личностью ценностей автоматически предполагает построение
индивидуальной ценностной
иерархии. На сегодняшний день исследованию рассматриваемой проблемы посвящено достаточно много работ. Вместе с тем нами обнаружено, что комплексное исследование развития ценностной и смысложизненной сферы личности студентов в русле несветского образования не получило достаточного полного освещения в отечественной литературе.
Исследования, в которых делается попытка изучения механизмов формирования ценностно-смысловой
сферы, ценностных ориентаций студентов особенно в системе
исламского образования,
практически не проводились.
Недостаточная теоретическая разработанность рассматриваемых вопросов и необходимость их комплексного исследования
обусловили постановку проблемы наличия специфики в развитии
ценностно-смысловой сферы
личности студентов светских и
исламских вузов. В контексте данной проблемы представляет интерес сравнительный анализ ценностных и смысложизненных ориентаций у студентов светских и исламских учебных заведений. Это, на наш взгляд, позволит выявить основные направления, формы и способы
комплексного воздействия на
ценностную и смысловую сферу молодых людей с целью приведения ее содержания в соответствие с высокими общечеловеческими
гуманистическими приоритетами.
Объектом исследования
выступают ценностные и
смысложизненные ориентации
студентов исламских и светских
высших учебных заведений.
Предмет исследования -
особенности ценностных и
смысложизненных ориентаций
студентов исламских и светских
высших учебных заведений.
Участниками исследования
выступили: 160 студентов
Дагестанского государственного педагогического университета,
Дагестанского государственного университета и Дагестанского филиала Российской правовой академии (г. Махачкала Республики Дагестан), в возрасте от 19 до 21 года, а также 120 студентов Института теологии и международных отношений (г. Махачкала, РД). Диагностика ценностных и смысложизненных ориентаций
студентов осуществлялась с помощью методики «Ценностные ориентации» (М. Рокич), а также с помощью опросника «Личностных ценностей» (Ш.Шварц)
(русскоязычная адаптация В.Н. Карандашева).
По М. Рокичу, система ценностей определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и философии жизни. М. Рокич различает 2 класса ценностей: а) терминальные - убеждение в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; б) инструментальные - убеждение в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Диагностика ценностных ориентаций студентов с помощью методики М. Рокича предполагала прямое ранжирование студентами списка терминальных и инструментальных
ценностей [8].
Опросник Ш. Шварца состоит из двух частей, первая часть - «Обзор ценностей» позволяет изучить
нормативные идеалы, ценности на уровне убеждений, а также структуру ценностей, оказывающую
наибольшее влияние на всю
личность, но не всегда проявляющуюся в реальном социальном поведении. В отличие от неё, вторая часть опросника -
«Профиль личности» изучает ценности на уровне поведения, то есть предпочтения, которые наиболее часто проявляются в социальном поведении личности. Ш. Шварц на основе терминальных и
инструментальных ценностей
выделил десять основных ценностных типов: власть, гедонизм, достижения, универсализм, доброта, самостоятельность, стимуляция, традиции, конформность и безопасность. Диагностика
осуществлялась с помощью процедуры шкалирования.
В структуре терминальных ценностей студентов исламских и светских высших учебных заведений
нами были выделены доминирующие и наименее значимые. Из материалов исследования следует, что наиболее значимыми терминальными
ценностями для выборки, состоящей из студентов исламских вузов, являются «здоровье» (3,27),
«счастливая семейная жизнь» (4,30), «спокойствие в стране» (5,70),
«жизненная мудрость» (5,78),
«наличие хороших и верных друзей» (6,41).
Наименее значимыми ценностями для студентов данной выборки
являются «получение удовольствий»
(15.53), «творческая деятельность» (11,56), «общественное признание»
(11.53), «материально обеспеченная жизнь» (9,80), «свобода поступков и действий» (9,79).
Для молодежи светских вузов значимыми ценностями являются «счастливая семейная жизнь» (4,17), «здоровье» (4,82), «уверенность в себе» (5,56), «наличие хороших и верных друзей» (6,22), «материально обеспеченная жизнь» (7,54).
Наименее значимыми ценностями являются «получение удовольствий» (14,55), «творческая деятельность» (13,51), «красота природы и
искусства» (12,68), «общественное
признание» (11,68), «равенство»
(10,95).
Кластеризация терминальных ценностей верующих студентов образует различные четко выделенные блоки, в которые включены практически все ценности. Первый блок составляют наиболее значимые ценности, в центре которых «счастливая семейная жизнь». По мнению верующих студентов, именно в семье возможно полноценное
духовное, нравственное воспитание подрастающего поколения. Ислам возлагает ответственность на родителей за воспитание детей,
полностью соответствующее духу ислама и основывающихся на достойных нравах и добродетелях. Остальные ценности этой группы
расположились вокруг названной ценности, являясь необходимым
условием для ее реализации.
В ходе беседы со студентами было выяснено, что семья - одна из
важнейших ценностей, для ее
создания, а также для ощущения счастья в семейной жизни
необходимы хорошее здоровье
(общечеловеческая ценность,
занимающая ведущие места в
ранжированном ряде ценностей подавляющего большинства людей всех категорий), наличие друзей и
определенного статуса в обществе. В то же время нужны определенные общесоциальные условия, так как сложно быть в полной мере
удовлетворенным браком, создавать счастливую семью в обстановке социальной, экономической и политической нестабильности.
Студентами исламских вузов
напряжение во внутренней политике, в сфере социальной защищенности, особенно социальная нестабильность на Северном Кавказе, в Дагестане воспринимаются как серьезная проблема, препятствующая
реализации основных, базовых потребностей человека. Так же их беспокоит тот стереотип, который сложился в отношении мусульман, мусульманской религии как воинствующей. В беседах студенты высказывались о том, что они ратуют за мир и мирное сосуществование людей разных конфессий.
На втором месте у студентов исламских вузов блок ценностей, свидетельствующий о том, что для данной молодежной группы значимым фактором является та работа, которая отвечает их интересам, способствует интеллектуальному развитию, постижению жизненной мудрости. Жизненная мудрость, по славам студентов, означает постижение знаний не только духовных, но научных и обыденных. Эффективное выполнение работы, по мнению охваченной исследованием молодежи, предполагает наличие такого личностного качества, как уверенность в себе.
На третьем месте - блок малозначимых ценностей, связанный с материальными благами и
жизненными удовольствиями. Для студентов большую значимость имеют духовные ценности, нежели материальные, потребительские.
При определении степени согласованности терминальных
ценностей у студентов светских вузов наблюдается достаточно сложная мозаичная картина. Возможно выделение четырех крупных блоков, включающих согласованные
ценности. Первый блок - здоровье, счастливая семейная жизнь, любовь, материальная обеспеченность,
наличие верных и хороших друзей и уверенность в себе. Эти ценности являются наиболее приоритетными для молодых людей. Для студентов светских вузов также важна семейная жизнь, но условиями для ее создания и благополучия являются
материальное благополучие и любовь, то есть несколько другие критерии (индивидуалистические ценности), чем указывали верующие студенты.
Второй блок ценностей -общественное признание, свобода поступков и действий, получение
удовольствий, равенство (в
возможностях), независимость
суждений и оценок. Для светской молодежи очень важно
самоутвердиться, достичь
определенных успехов и социального статуса. По-видимому, свобода,
равные возможности и независимость являются условиями достижения успеха и, как следствие,
общественного признания.
Для сравнения следует отметить, что стремление к достижению успеха и самоутверждению не является столь значимым для верующей молодежи. По мнению специалистов, религиозные установки оказывают большое влияние на социальнополитические ориентации и
социальную активность людей. Ориентация на религиозные ценности снижает социальную активность
верующих или препятствует ей,
переводит их энергию, мысли,
чувства и стремления в особое русло, создавая иллюзорную форму
социальной активности (участие в религиозных обрядах и в деятельности религиозных
организаций и общин).
Третий блок взаимосвязанных терминальных ценностей включает в себя жизненную мудрость, интересную работу, познание. Реализация себя в работе, отвечающей интересам, несомненно, предполагает собственное
интеллектуальное развитие и, в конечном итоге, постижение и приобретение мудрости. Но названная группа ценностей для данной возрастной группы является больше перспективной, то есть относится к числу таких, которые можно назвать целями с «отложенным» результатом действия.
Четвертый блок (наименее предпочтительные ценности) - красота природы и искусства, творческая деятельность. Современный мир характеризуется высокой
информатизацией, темпом развития техники и технологий, что
предполагает большую занятость молодежи этой сферой, и времени на познание и изучение природы и искусства не хватает.
Обращает на себя внимание тот факт, что у студентов светских вузов активная деятельная жизнь и спокойствие в стране (мир) оказываются на периферии. Видимо, потому, что эти две ценности
опосредованно действуют на другие, а именно: при реализации всех
ценностей необходима собственная активность субъекта деятельности в обстановке спокойствия и
социальной, политической и
экономической стабильности.
Диагностика инструментальных ценностей позволила выделить определенную иерархическую
структуру, в которой были определены ценности наибольшей и наименьшей значимости.
Доминирующими инструментальными ценностями для студентов исламских вузов являются честность (4,09),
воспитанность (4,17), ответственность (5,72), образованность (5,91),
аккуратность (6,07). Наименее
значимыми ценностями - высокие запросы (13,26), непримиримость к своим и чужим недостаткам (11,78), независимость (11,04), широта взглядов (10,75), чуткость (10,67).
Для студентов светских вузов наиболее значимыми ценностями
являются «образованность» (7,04), «аккуратность» (7,71),
«жизнерадостность» (7,25),
ответственность» (8,06) и
«честность» (7,41). Меньшую
значимость имеют: «высокие
запросы» (12,39), «непримиримость к своим и чужим недостаткам» (12,40), «широта взглядов» (11,27),
«исполнительность» (11,27),
«терпимость к мнениям других» (11,36).
Как видим, различия в системе доминирующих ценностей
обнаружены лишь в отношении «жизнерадостности» и
«воспитанности». Первая - больше значима для студентов светских вузов, вторая - для студентов исламских университетов.
Инструментальные ценности, в отличие от терминальных, образуют достаточно сложную мозаику взаимосвязей, причем данная картина наблюдается при анализе интеркорреляционных связей
ценностей студентов как исламских, так и светских учебных заведений.
Анализ корреляционных связей позволяет выделить несколько групп взаимосвязанных ценностей у студентов исламских университетов. В первую группу вошли конформистские и этические ценности, такие как «честность», «воспитанность», «ответственность», «самоконтроль». Во вторую группу вошли ценности дела: «твердая
воля», «трудолюбие»,
«образованность». В то же время «аккуратность» и «жизнерадостность» сопряжены с двумя первыми группами.
В отдельном блоке объединены ценности самоутверждения, которые имеют меньшую ценность, чем рассмотренные выше, такие как
«высокие запросы»,
«непримиримость к недостаткам своим и чужим».
Анализ степени согласованности ценностей-средств у студентов светских вузов свидетельствует о том, что для них более существенными являются ценности самоутверждения, сопряженные со всеми выделенными блоками ценностей. При выполнении работы, при получении образования, при общении молодой человек стремится самоутвердиться, иметь
определенный общественный статус. Как показывают исследования, у современных молодых людей на протяжении последних лет наблюдается рост устремлений к приобретению определенного статуса в обществе. В то же время исследование показало, что у молодых людей исламских вузов данная ценность, наоборот, оказалась на периферии ценностей-средств.
Нормативные ценности и ценности индивидуальных предпочтений.
Характерной особенностью методики М. Шварца является то, что с ее помощью можно выделить декларируемые ценности, то есть ценности на уровне убеждений, и ценности на уровне поведения, то есть предпочтения, которые часто проявляются в социальном поведении.
Полученные материалы по изучению ценностных и
смысложизненных ориентаций у студентов исламских высших учебных заведений свидетельствуют о том, что у данной категории молодых людей декларируемые ценности совпадают с предпочтениями на уровне поведения, то есть значимость ценностных типов на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов
одинакова. Наиболее значимыми на обоих уровнях являются такие ценностные типы, как
«универсализм» (12,57), «доброта» (9,17), «безопасность» (8,94). Это
говорит в пользу того, что для данной
категории студентов важны
понимание, терпимость, защита
благополучия всех людей и природы, сохранение и повышение
благополучия близких людей, а также безопасность для других людей и
себя, гармония и стабильность общества и взаимоотношений.
Менее значимыми ценностями являются «стимуляция» (3,03),
«власть» (2,94), «гедонизм» (1,20). Молодых людей данной категории не привлекают социальный статус или престиж, богатство, общественное признание. У них нет стремления к наслаждениям и чувственным удовольствиям, к новизне, состязательности и глубоким
переживаниям.
Анализ ценностных и
смысложизненных ориентаций
студентов светских учебных
заведений показал, что ценности «безопасность» (4,74), «достижения» (4,63) и «доброта» (4,61) являются наиболее значимыми для студентов на уровне нормативных идеалов. Н аименее значимые - ценностные типы «стимуляция» (3,52),
«традиции» (3,87) и «универсализм» (3,91).
Мы еще раз получили подтверждение тому, что личный успех через проявление
компетентности в соответствии с социальными стандартами,
связанный с достижениями и амбициозностью, является важной
ценностью современной светской молодежи. В то же время актуальной является потребность в
безопасности, которая, по мнению Ш.Шварца, отражает и коллективную безопасность, и безопасность для личности. Эта потребность включает в себя социальный порядок, безопасность семьи, национальную безопасность, взаимное
расположение, взаимопомощь,
чувство принадлежности.
Наименьший вес имеют
стремление к новизне,
состязательности и глубоким
переживаниям, также низки
потребности в понимании,
терпимости и защите благополучия природы и людей, в уважении
традиций и обычаев.
Как видим, наблюдаются некоторые различия в ценностях у студентов светских и исламских вузов, а именно - большая
направленность первых на
индивидуалистические ценности и материальные блага, и наоборот,
большая направленность вторых на блага духовные и коллективистские ценности.
Наряду с типами ценностей, Ш. Шварц и В. Билски разработали теорию динамических отношений между ними. Каждый тип мотивации имеет цель руководить стремлениями человека, которые, в свою очередь, приводят к согласованным или противоречивым действиям, т.е. конфликт или гармония между ценностями определяют, в конечном счёте, стратегию его поведения. Следует отметить, что у верующих молодых людей структура ценностей и на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов является более совместимой и гармоничной, а значит и поведение имеет меньшую конфликтность. Доминирующие
ценности для них - это ценности самопреодоления («универсализм» и «доброта») и близкие к ним ценности сохранения («безопасность»). К менее значимым испытуемые отнесли ценности самовозвышения («власть», «гедонизм») и изменения
(«стимулирование», «гедонизм»).
У светской студенческой молодежи наблюдается некая амбивалентность ценностных блоков, в частности, значимыми или доминирующими одновременно являются и ценностные типы самовозвышения («достижение»), консерватизма
(«безопасность») и прямо противоположный самовозвышению ценностный тип -
самотрансцендентность («доброта»). Малозначимые ценности включают такие ценностные типы, как открытость к изменениям
(«стимулирование») в
противоположность консерватизму
(«традиции»), самовозвышение
(«власть») - в противоположность самотрансцендентности («универсализм»).
У студентов светских вузов доминирующими являются
«самостоятельность» (2,54), «доброта» (2,33) и «достижения» (2,35). Менее значимыми - «власть» (1,84),
«конформность» (1,86), «традиции»
(1,89). На поведенческом уровне
ценностные блоки также
противоречивы, как и на уровне нормативных идеалов: ценности
самовозвышения («достижения») в
противоположность ценностям
самопреодоления («доброта»).
Каждый ценностный тип обусловливает стремления человека, которые в свою очередь приводят к согласованным или противоречивым действиям. В ценностно-смысловой сфере личности студентов исламских учебных заведений наблюдаем отсутствие конкурирующих
ценностных типов, для молодых людей характерна специфическая
система ценностных ориентаций, отличающаяся тем, что в ней главную роль играют идеи и нормы, вытекающие из религиозной веры. Земное подчиняется неземному, естественное - сверхъестественному. При подобной субординации
ценностей все реальные социальные ценности, вытекающие из
потребностей и интересов человека, рассматриваются как
второстепенные. Главенствующую роль в иерархии ценностей верующих играют общечеловеческие ценности, включенные в религиозные ценности всех мировых религий.
В системе ценностно-смысловой сферы у современной молодежи
доминируют индивидуалистические ценности, связанные с достижениями, успехами в личной и профессиональной сфере, т.е. ценности земной жизни. В то же время у студентов светских учебных заведений в системе доминирующих ценностей отмечаются конкурирующие типы.
На основании проведенного теоретического анализа и эмпирического исследования можно сформулировать следующие выводы:
- Предиктором поведения и
деятельности, успешной
самореализации в будущем молодых людей является согласованная, непротиворечивая система
ценностей.
- Ценностно-смысловая сфера личности студентов обладает целостностью, множественностью входящих в ее структуру ценностей, в самой структуре имеется иерархия, позволяющая определить основные системообразующие элементы.
- В структуре ценностей студентов
исламских высших учебных
заведений большую значимость имеет семья с преобладанием духовных ценностей, нежели
материальных, потребительских. В то же время наименьшую значимость для них имеют те ценности, которые связаны с материальными благами и жизненными удовольствиями.
- Для студентов светских высших
учебных заведений также
доминирующей ценностью является семья, для создания которой необходимо материальное
обеспечение и личный успех в жизни.
Малозначимые ценности связаны с творчеством и получением удовольствий.
- Структура ценностей студентов
исламских высших учебных заведений отличается большей согласованностью, отсутствием
противоположных доминирующих ценностей. В ней преобладают ценности самопреодоления и
сохранения, что в основном отражает коллективистские интересы.
- Структура ценностей студентов
светских высших учебных заведений отличается большей
рассогласованностью доминирующих ценностей, в ней присутствуют конкурирующие ценностные типы самовозвышения и изменения, отражающие личные интересы, и ценности самопреодоления, в
большей степени отражающие интересы группы.
Полученные материалы могут быть использованы педагогами и психологами при составлении программ воспитания гармонично развитой личности, а также теми, кто заинтересован в стабилизации межличностных отношений в
поликультурной,
поликонфессиональной современной молодежной среде.
Примечания
1. Асадулина Ф. Г., Малюгин Д.В. Ценностные ориентации мужчин и женщин как факторы морального выбора // Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 6. С. 48-55. 2. Братусь Б. С. Смысловая сфера личности // Психология личности. Т. 2. Хрестоматия. Самара : Бахрам, 1999. 3. Бубнова С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психол. журнал. 1999. Т. 20. № 5. С. 38-44. 4. Гусева Г. А. Формирование ценностных ориентаций государственных служащих: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 1999. 5. Лебедева Н. М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре // Психол. журнал. 2001. Т. 22. № 3. С. 26-36. 6. Леонтьев Д. А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1996. № 4. С. 35-44. 7. Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. № 1. С. 13-25. 8. Практическая
психодиагностика. Методики и тесты: Учеб. пособие / под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. СПб. : Речь, 2001. 9. Рогов М. Г. Ценностно-мотивационная сфера личности студентов // Ярославский психологический вестник. Вып. 15. Москва-Ярославль : Изд-во «Российское психологическое общество», 2005. 194 с. 10. Яницкий М. М. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово : Кузбассиздат, 2000. 11. Ященко Е. Ф. Исследование ценностно-смыслового аспекта самоактуализации студентов // Вопросы психологии. 2007. № 1. С. 80-89.
Статья поступила в редакцию 29.08.2011 г.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Психологические факторы формирования дезадаптивного поведения личности в условиях социальной нестабильности региона" (№ 11-06-00811а).