Научная статья на тему 'Влияние духовно-нравственной обогащенной образовательной среды на сознание студентов'

Влияние духовно-нравственной обогащенной образовательной среды на сознание студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЗНАНИЕ СТУДЕНТОВ / ОБОГАЩЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / CONSCIOUSNESS OF STUDENTS ENRICHED EDUCATIONAL ENVIRONMENT / SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышова Евгения Леонидовна

Рассматривается понятие духовно-нравственная образовательная среда, влияние внедрения в образовательный процесс духовно-нравственного компонента, проводится сравнительный анализ студентов различных направлений подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE SPIRITUAL AND MORAL ENRICHED EDUCATIONAL ENVIRONMENT ON CONSCIOUSNESS OF STUDENTS

The article discusses the concept of the spiritual and moral educational environment and the influence of introducing a spiritual and moral component into educational process. Comparative analysis of students of different areas of specialization is carried out.

Текст научной работы на тему «Влияние духовно-нравственной обогащенной образовательной среды на сознание студентов»

УДК 159.9

ВЛИЯНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ОБОГАЩЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

НА СОЗНАНИЕ СТУДЕНТОВ

© 2015 Е.Л.Чернышова

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 01.06.2015

Рассматривается понятие духовно-нравственная образовательная среда, влияние внедрения в образовательный процесс духовно-нравственного компонента, проводится сравнительный анализ студентов различных направлений подготовки.

Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России № 25.1028.2014/К по теме «Социальная психология религиозного (конфессионального), этно-национального, правового и регуляционно-управленческого сознания в современной России».

Ключевые слова: сознание студентов, обогащенная образовательная среда, духовно-нравственное развитие.

Духовно-нравственная образовательная среда, как четко структурированная педагогическая технология, имеет возможность целенаправленно и последовательно влиять на формирование личностных, моральных качеств учащихся и направлять их способности на духовную и творческую активность, которая, позитивно влияет на самоусовершенствование, самотворчество, самоактуализацию обучающихся, независимо от их возрастных особенностей.

В отечественной психологии все более заметной и актуальной тенденцией становится идея интеграции современной системы образования и культурно-исторической традиции России, светского и духовного компонентов в образовании. Предпринимаются попытки заложить основы духовной психологии, как особой формы рационального знания о становлении субъективного духа человека в пределах его индивидуальной жизни1.

Духовность, нравственность — базовая характеристика личности, проявляющаяся в деятельности и поведении. В повседневной жизни мы постоянно используем слова «душа», «дух», «духовность» в разнообразных смыслах, которые отличаются неясностью и случайностью в содержании, однако в современном научном и педагогическом знании эти понятия относят только к религиозным воззрениям. Ключевым поня-

тием для поиска новых идей в духовно-нравственном воспитании является понятие «духовность». В педагогических источниках под «духовностью» понимается состояние человеческого самосознания, находящее свое выражение в действиях, словах, мыслях. Она определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры: религией, искусством, философией, комплексом изучаемых в вузе предме-тов2. Сейчас в системе мировосприятия большинства современных людей представление о религии, к сожалению, отсутствует. Для современного человека религия перестала быть значимой частью внутреннего духовного опыта и основой мировосприятия. В сознании большинства она вытеснена в сферу внешних элементов традиционной, социальной культуры (даже архаичной). Утрата основной роли традиционной религии, изменение понимания сути духовности в современной культуре приводят к возникновению кризисных явлений в духовно-нравственной сфере3.

Если судить о понятии «нравственность» по «Словарю русского языка» С.И.Ожегова, то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. В этом определении понятия «духовность» и «нравственность» во многом перекликаются. Кроме того, в научных источниках

Чернышова Евгения Леонидовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии факультета психологии. E-mail: Chernyshova [email protected] 1 Акопов, Г.В. Психологические особенности школьников, обучающихся в условиях духовно обогащенной образовательной среды / Г.В.Акопов, Е.Л.Чернышова. - Казань: РИЦ «ШКОЛА», 2015. - 369 с.

2 Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности / В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев. - М.: Школа-Пресс, 2000. - 421 с.

3 Слободчиков, В.И. Основы психологической

антропологии. Психология развития человека:....

понятия «нравственность» и «мораль» часто раскрываются как равные по значению, но нравственность отражает общечеловеческие ценности, а мораль зависит от конкретных условий жизни различных слоев общества4.

Духовность, по мнению А.С.Арсеньева, - качественная характеристика сознания и самосознания личности, которая отражает гармонию и целостность внутреннего мира; возможность выходить за пределы себя и гармонизировать свое отношение к окружающему миру. Она является не столько образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов, сколько подразумевает осмысление мира и себя в этом мире, непрекращающийся труд души, преобразованию пространства собственного внутреннего мира, стремление к совершенствованию себя, расширению своего сознания5.

Нравственность является сущностью человека, отражающей в себе совокупность эмоциональных чувств, интеллектуальных знаний, трудовых, семейных, социальных, гражданственно-патриотических, экологических отношений, которые связаны с традициями своего народа и с его религией. Нравственность человека должна выражаться в добровольном принятии им Абсолютных нравственных законов и проявляется в поступках и поведении6.

Духовно-нравственное воспитание обязано базироваться на изучении социального и культурного опыта предшествующих поколений, который представлен в культурно-исторической традиции. Система ценностей традиции складывалась на протяжении многих столетий, она вбирала в себя опыт поколений под влиянием истории, природы, географических особенностей территории, на которых жили народы России7.

В Поволжской государственной социально -гуманитарной академии на факультете психологии проводилось исследование по изучению духовно-нравственного сознания студентов различных ВУЗов, в образовательный процесс которых вводился курс по духовно-нравственному воспитанию в разных образовательных средах. Под духовно-нравственной средой мы понима-

ем: духовно-нравственное развитие студентов, изучалось с помощью методики «Диагностика отношения к жизненным ценностям»8; отношение к людям, природе, Родине, изучалось с помощью методики «Личностный рост»9; нравственные качества личности, изучались с помощью методики «Друг-советчик-1»10; склонность к эмпатии, выраженность определялась с помощью методики «Шкала эмоционального отклика»11; нравственную воспитанность, изучалось с помощью методики «Размышление о жизненном опыте»12; брачно-семейные установки, с помощью методики «Моя идеальная семья»13; система жизненных смыслов, изучалась с помощью методики «Исследование системы жизненных смыслов»14. Диагностический материал и данное исследование опиралось на труды Е.А.Морозовой15. В исследовании принимали участие студенты Международного института рынка (МИР) и Самарского государственного университета путей сообщения (СамГУПС). Для обработки результатов использовалась программа Statistica 11.0 с критерием Манна-Уитни, чтобы была возможность исследовать различия между группами студентов в образовательный процесс которых в рамках рабочих дисциплин внедрялась программа по духовно-нравственному воспитанию.

4 Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И.Ожегов. -М.: Изд-во: Оникс, Мир и образование, 2008. - 1200 с.

5 Арсеньев, А.С. Философские основания понимания личности: учебное пособие для студентов вузов / А.С.Арсеньев. - М.: Академия, 2001. - 592 с.

6 Арсеньев, А.С. Философские основания понимания личности:....

7 Разживина, Л.В. Развитие и формирование ценностных ориентации у студентов педагогических вузов: дисканд. пед. наук. 19.00.07 / Разживина Людмила Владимировна. - М., 1990. - 228 с.

8 Морозова, Е.А. Динамический мониторинг личностного развития и семейного образования молодежи: методология и общие положения: учебно-методическое пособие Часть 1. / Е.А.Морозова, И.М.Бахман. - Самара: 2014. - 89 с.

9 Степанов, П.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе/ П.В.Степанов, Д.В.Григорьев, И.В.Кулешова. - М.: Академия: АПКиПРО, 2003. - 82 с.

10 Веселова, Е.К. Мировоззрение и нравственный выбор / Е.К.Веселова, С.А.Черняева, М.К.Бисенбиева // Ананьевские чтения. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. -С.119 - 121.

11 Морозова, Е.А. Динамический мониторинг личностного развития и семейного образования молодежи: методология и общие положения: ....

12 Щуркова, Н.Е. Педагогические технологии / Щуркова Н.Е. - М.: Педагогич. общ-во России, 2002. - 224 с.

13 Морозова, Е.А. Модель семьи как фактор формирования брачно-семейных установок и личностных качеств молодежи / Е.А.Морозова, Т.Ю.Сорокина // Сибирский психологический журнал. - Томск: СПЖ, 2009. - №32. - С. 100 - 104.

14 Котляков, В.Ю. Методика исследования системы жизненных смыслов / В.Ю.Котляков // Сибирская психология сегодня: Сб. науч. тр. - Вып.2. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. - 410 с.

15 Морозова, Е.А. Динамический мониторинг личностного развития и семейного образования молодежи: методология и общие положения: . .

Рис.1. Гистограмма изменений в группе МИР до (1) и после (2) образовательной программы

80,00 70,00 60,00 50,00 40,00 30,00 20,00 10,00 0,00

■ Им ЬшШ жрЖ!!,! I | | аи -

О О

У

V- о °>

/

.к*

Рис.2. Гистограмма изменений в группе СамГУПС до (3) и после (4) образовательной программы

Как показано в рис.1, уровень культурного (К), духовного (Дух) компонентов, уровень индивидуальной нравственности (инд) и эмпатии (Эмпат) у студентов повысился, когда уровень моральной неустойчивости (Мор), наоборот, стал ниже.

Исходя из показателей в рис.2, в контрольной группе явных различий ни по каким компонентам не наблюдалось. В качестве дополнения, было проведено сравнение ВУЗов до и после проведения программы.

На рис.3 видны значительные различия по критериям: социальных ценностей (соц), семей-

ных ценностей (С), моральной неустойчивости (мор), эмпатии (эмпат), а также различия показателей альтруистической направленности (А) и ситуативной нравственности (С).

На рис. 4 значительными различиями являются уровень духовных (экзистенциальных) ценностей (экз) и уровень ситуативной нравственности (С). Результаты исследования экспериментальной группы (МИР) по духовно-нравственному уровню и результаты исследования контрольной группы (СамГУПС) стали приблизительно равны.

Рис.3. Гистограмма различий между группами МИР (1) и СамГУПС (3) до проведения

образовательной программы

Рис.4. Гистограмма различий между группами МИР (2) и СамГУПС (4) после проведения

образовательной программы

При изучении различия в брачно-семейных установках, мы интерпретировали результаты с помощью качественного анализа. Результаты следующие: студенты СамГУПС: уровень общей семейной установки: высокий 26,7%, средний 46,6%, низкий 26,7%. Студенты МИР: уровень общей семейной установки: высокий 20%, средний 73,4%, низкий 6,6%. Средний возраст вступления в брак, по мнению студентов, вне зависимости от ВУЗа - 20 - 25 лет, это говорит о том, что современная молодёжь не торопиться связывать себя узами семейных отношений.

Положительные изменения различных составляющих духовно-нравственной среды можно объяснить тем, что программа, проведенная в

ВУЗе, оказала положительный эффект на духовную и нравственную стороны личности студентов. В духовно-обогащенной образовательной среде позитивный характер отношений студентов к семье, человеку как Другому, культуре, Отечеству, духовному Я сформирован более устойчиво. Уровень морального развития личности учащихся с установками, соответствующими моральным стандартам в среде, обогащенной культурно-нравственным компонентом, возрастает. Уровень нравственной воспитанности учащихся и желательных ценностных отношений к жизни, людям, самим себе в среде, обогащенной культурно-нравственным компонентом, возрастает. У студентов Самарского государственного

университета путей сообщения духовный уровень выше, чем у студентов Международного института рынка и если обобщить результаты сравнения уровня духовности ВУЗов до проведения программы, то можно сделать вывод о том, что определенный уровень нравственности личности влияет и на выбор ВУЗа. В среде, обогащенной культурно-нравственным компонентом, тенденции учащихся в сфере брачно-семейных отношений приближены к более средним значениям (в соответствии с российской культурой). Более системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в духовно-обогащенной образовательной среде.

Настоящее исследование показало, что внедрение в образовательный процесс духовного компонента оправдано. Духовно-нравственная образовательная среда целенаправленно и последовательно влияет на формирование личностных, моральных качеств студентов и направляет их способности на духовную и творческую активность. Поэтому, сегодня является актуальным современный уровень социального развития, научного знания и духовной культуры общества, который оказывает все более сильное влияние на формирование творческого восприятия личностью разнообразной духовно-религиозной информации, поданной в самых различных формах и стилях.

INFLUENCE OF THE SPIRITUAL AND MORAL ENRICHED EDUCATIONAL ENVIRONMENT

ON CONSCIOUSNESS OF STUDENTS

© 2015 E.L.Chernyshova°

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

The article discusses the concept of the spiritual and moral educational environment and the influence of introducing a spiritual and moral component into educational process. Comparative analysis of students of different areas of specialization is carried out.

Keywords: consciousness of students enriched educational environment, spiritual and moral development.

Evgenia Leonidovna Chernyshova, Candidate of psychology, Associate Professor, Department of General and Social Psychology, Faculty of Psychology. E-mail: Chernyshova [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.