Научная статья на тему 'Исследование нравственных приоритетов студентов как составляюшей их личностной духовной культуры'

Исследование нравственных приоритетов студентов как составляюшей их личностной духовной культуры Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
398
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСТВО / ДУХОВНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / НРАВСТВЕННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / МИРОВОСПРИЯТИЕ / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / STUDENT COMMUNITY / SPIRITUAL EVOLVEMENT / MORAL PRIORITIES / VALUE ORIENTATIONS / WORLD PERCEPTION / SPIRITUAL CULTURE OF A PERSON

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Щевелева Галина Михайловна, Зеленина Ангелина Александровна

В статье на основании анализа представлений студентов рассматривается духовно-нравственная атмосфера высшего учебного заведения, обсуждаются их актуальные жизненные приоритеты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Щевелева Галина Михайловна, Зеленина Ангелина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of Undergraduate Students' Moral Priorities as an Important Constituent of Their Personal Spiritual Culture

Based on analysis of students' perceptions, the spiritual and moral atmosphere inside the institution of higher education is presented. The topical aspects of students' life priorities are discussed.

Текст научной работы на тему «Исследование нравственных приоритетов студентов как составляюшей их личностной духовной культуры»

Сиваша; ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ИССЛЕДОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРИОРИТЕТОВ СТУДЕНТОВ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ИХ ЛИЧНОСТНОЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Г. М. Щевелева, А. А. Зеленина

(Воронежский государственный аграрный университет им. императора Петра I)

В статье на основании анализа представлений студентов рассматривается духовно-нравственная атмосфера высшего учебного заведения, обсуждаются их актуальные жизненные приоритеты.

Ключевые слова: студенчество; духовное становление; нравственные приоритеты; ценностные ориентации; мировосприятие; духовная культура личности.

В настоящее время российское педагогическое сообщество серьезно обеспокоено девальвацией духовно-нравственных ценностей в молодежной среде. На государственном уровне принимаются указы, разрабатываются программы и проекты, проводятся парламентские слушания по проблемам духовности. Внимание широкой общественности — ученых, политиков, деятелей культуры и искусства, педагогов — приковано к проблемам, связанным с духовно-нравственным состоянием граждан, от которого зависят будущее государства, его прогресс, место в современном мире. Как отмечает культуролог и философ Г. С. Померанц, «мы живем в эпоху, когда исчезла трудность карабканья вверх по духовной лестнице, ее теперь нет, этой лестницы. Нет верха и низа, нет чувства своего ничтожества, низости, греха. Духовные поиски человечества стали простым материалом для инфантильных игр. Представитель культуры — телекомментатор, составляющий коллаж из покушения на министра, дискотеки и освящения храма» [7, с. 41].

Сегодня общество ставит перед человеком одну очень сложную и противоречивую задачу: приспособить его к быстрой социальной мобильности, но сохранить в душе и в отношении к миру вечные общечеловеческие ценности: любовь, терпимость, милосердие. Каждый решает эту задачу в соответствии со своими моральными качествами и мировоззренческими установками, которые, в свою очередь, формируются в процессе образования. В сложившихся условиях университет должен быть не только об-

разовательным и научным центром, готовящим специалистов с высоким уровнем профессионализма и компетентности, нацеленным на реальные потребности рынка труда, но и духовным центром, отличающимся особой нравственной атмосферой.

В целях определения уровня значимости духовно-нравственной составляющей в жизни студенчества в Воронежском государственном аграрном университете им. императора Петра I нами было проведено исследование, в котором приняли участие 265 студентов разных факультетов. Ответы на вопросы предложенной анкеты должны были охарактеризовать духовно-нравственную атмосферу в высшем учебном заведении, жизненные цели и интересы студентов, актуальное морально-нравственное состояние личности.

Анкета

«Оценка духовно-нравственной атмосферы в вузе»

• Что Вас больше всего интересует в жизни?

• Способны ли Вы контролировать свое поведение?

• Любите ли Вы трудиться?

• Как Вы обычно относитесь к окружающим Вас людям?

• Нуждаетесь ли Вы в поддержке близких людей?

• Считаете ли Вы себя совестливым человеком?

• Есть ли у Вас собственное представление о цели и смысле жизни?

• Согласны ли Вы с утверждением: «Мы живем в обществе корысти, бездуховности, в котором обесценены нравственные нормы?»

© Щевелева Г. М., Зеленина А. А., 2011

• С чем у Вас связано понятие «духовность»?

• Как Вы оцениваете морально-нравственный климат в Вашей группе?

• Что бы Вы сделали, чтобы улучшить духовно-нравственную атмосферу в учебной группе?

• Проводит ли куратор Вашей группы мероприятия или беседы, касающиеся морально-нравственной проблематики?

• Хотели бы Вы изучать в вузе учебные дисциплины, касающиеся духовной культуры и нравственных качеств личности?

В ответах на первый вопрос мнения респондентов разделились. Большинство студентов (27 %) озабочены тем, «как заработать деньги»; 24 % интересует прежде всего учеба; 16 %— досуг. Забота о близких, семья и ее благополучие волнуют 8 % студентов; затруднились ответить, не задумываясь серьезно об этом, 3 % опрошенных. Не определившись конкретно, выбрали все в комплексе — учебу, деньги и досуг — 6 %. Остальные 16 % дали различные собственные ответы: «сама жизнь», «религия», «как помочь другим», «здоровье», «радость», «духовно-нравственное развитие», «самосовершенствование и социализация в обществе» и др. Полученные ответы показывают, что в современном российском обществе постепенно происходит замена духовных идеалов и традиционных ценностей нравственного порядка, характерных для русской культуры, на культ денег, достижение материального достатка любой ценой.

В. М. Пустовалов, проанализировав представленные в научной литературе критерии духовного и нравственного воспитания, выделил среди них развитое чувство самоконтроля, выражающееся в умении руководствоваться в поведении мотивами общественного порядка [8, с. 32]. Как выяснилось, данный критерий присущ 63 % наших студентов; 32 — стараются управлять своим поведением;

3 — не могут это делать; 2 % респондентов не дали ответа на вопрос. Таким образом, у большинства студентов хорошо развито чувство самоконтроля, что,

на наш взгляд, является показателем стремления человека к нравственному самосовершенствованию.

Воспитание нравственной культуры личности тесно связано с трудовым воспитанием. «Тело, сердце и ум человека требуют труда, — утверждает С. Ю. Див-ногорцева, — и если у человека не оказывается своего личного труда в жизни, он теряет истинную дорогу, появляются недовольство жизнью, скука, апатия, самоуничижение» [3, с. 153]. В этом контексте были проанализированы ответы на вопрос «Любите ли Вы трудиться?». Оказалось, что 68 % опрошенных любят»; 19 — работают «иногда, когда их заставляют»; 5 % не любят трудиться. Оставшиеся 8 % привели свои варианты ответов: «не сказал бы, что люблю, но и не избегаю работы», «работаю, когда нравится», «по настроению», «когда как», «не всегда», «не знаю». Был и такой отклик: «кто не работает, тот не ест». Как видим, 32 % опрошенных по тем или иным причинам «не горят» желанием трудиться. Это вызывает некоторые опасения, поскольку от личного труда во многом зависит человеческое счастье. Труд — обязательное условие физического, умственного и нравственного развития. Его отсутствие порождает эгоизм, иждивенческий подход к жизни и людям, беспомощность в простейших житейских ситуациях.

Один из критериев духовно-нравственного становления личности составляет положительное мировосприятие, которое проявляется в том, что человек доброжелателен по отношению к окружающим, независтлив, положительно воспринимает себя, умеет радоваться мелочам, уверен в завтрашнем дне, оптимистичен, ответственен за собственную жизнь, не отделяется от общественных проблем [8, с. 18]. На вопрос, касающийся главной характеристики мировосприятия — отношения к окружающим, — мы получили следующие результаты: 67 % студентов относятся к людям преимущественно доброжелательно; 25 — с большим терпением; 3 % заявили, что окружающие люди их раз-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

дражают. 5 % студентов дали свои варианты ответа: «в основном доброжелательно, но есть люди, которые меня раздражают», «нормально», «по-разному», «в зависимости от настроения и того, с какими людьми общаюсь», «нейтрально», «уважаю людей», «стараюсь быть доброжелательной». Таким образом, большинство респондентов позитивно настроены по отношению к другим людям. Четверть участников опроса испытывают трудности, напряжение в отношениях с окружающими, что указывает на определенные проблемы в их мировосприятии. Наконец, у 3 % опрошенных присутствует явное чувство раздражения в отношениях с людьми. Если в дальнейшем они не будут корректировать свою негативную настроенность, искать общий язык с окружающими, это может привести к серьезным общественным противоречиям.

На вопрос «Нуждаетесь ли Вы в поддержке близких?» почти все студенты (91 %) ответили утвердительно, дополнив формулировку словами: «особенно родных и друзей». О том, что не нуждаются в поддержке или она им необходима не всегда, заявили 4,5 % респондентов; столько же не смогли определиться с ответом.

В современном обществе жизнь «по правде, совести, справедливости» можно сравнить с духовным подвигом. Долг, совесть, стыд относятся к нравственным качествам личности, их пробуждение приводит к рождению человека духовного и утверждению в обществе высокого общественного идеала. «Именно совесть, — отмечает В. И. Патрушев, — ограничивает наши потребности, формирует мотивы наших действий и призвана сберечь нашу индивидуальность, она уводит нас от эгоизма и возвращает к коллективному началу человеческого естества» [6, с. 71]. На вопрос «Считаете ли Вы себя совестливым человеком?» большинство опрошенных (67 %) ответили «да»; не определились с собственным мнением на этот счет 31 %;

2 % респондентов не отнесли себя к разряду совестливых. В одном ответе говорилось, что «совесть — это самое пло-

хое, что может быть у человека». К сожалению, внушительная часть студентов (33 %) пренебрегает таким нравственным качеством, как совесть. Это может привести к тому, что со временем человек перестанет быть честен по отношению к самому себе и окружающим, чувство стыда затихнет и его интенсивность станет убывать.

Проблема смысла жизни, безусловно, актуальна для современного российского общества. По числу самоубийств Россия находится на первом месте в мире. Возраст половины людей, решившихся уйти из жизни, не достигает и 30 лет. А. А. Болдарев замечает, что «в 80 % случаев люди умирают от материального и духовного дискомфорта, утраты смысла жизни» [2, с. 6]. В связи с этим респондентам было предложено ответить на вопрос «Есть ли у Вас собственное представление о цели и смысле жизни?». Оказалось, что 57 % студентов считают представление о своей сегодняшней и будущей жизни целостным и осмысленным; 41 — имеют приблизительное представление об этом, 3 — затруднились ответить или находятся «в поиске»; у 0,7 % опрошенных цель и смысл жизни отсутствуют. Как видим, у большинства участников опроса сложилось четкое представление о цели и смысле своей жизни, но все же у немалого их количества это представление весьма неясное, приблизительное, что свидетельствует об определенных проблемах с формированием мировоззрения. Мировоззрение, являясь ядром структуры личности, одним из уровней духовного воспитания, определяет характер личностного отношения человека к миру, смысл его жизни, нравственные установки человека. Без сформированного мировоззрения не существует и личности как таковой.

С утверждением «Мы живем в обществе корысти, бездуховности, в котором обесценены нравственные нормы» полностью согласны 21 % студентов; «скорее согласны» — 48; «полностью несогласны» — 5; «скорее несогласны» — 21 %. Около 3 % респондентов затруднились ответить; остальные 2 % написа-

ли свои варианты ответов: «согласен, но не полностью», «все с этим соглашаются, но никто не меняет своих принципов в лучшую сторону», «к сожалению, сейчас в мире зло усилилось», «мы живем в прекрасном обществе», «я оптимист, поэтому не будем думать о плохом».

Понятие духовности широко распространено в различных кругах нашего общества, но при этом каждый понимает и трактует его по-своему. Среди опрошенных 34 % связывают данное понятие «с совокупностью моральных качеств»; столько же — «с религией и церковью»;

19,5 % — «с умом, интеллектом, культурой и воспитанностью». Не имеют представления об этом 5 % респондентов.

3 % участников опроса ассоциируют «духовность» со всеми тремя ответами, 2 — «с религией» и «с совокупностью моральных качеств»; 1,5 % — «с совокупностью моральных качеств» и «с умом, интеллектом, культурой и воспитанностью», что говорит об обширности понимания ими этого понятия.

Рассуждая о духовности, студенты обычно имеют в виду существующий у человека резерв знаний, умение вести себя, интеллект, ум, культуру. К источникам духовных ценностей они относят театр, музыку, литературу. Несмотря на светское образование, немалое количество опрошенных связывают понятие духовности с религией. Возможно, это не случайно: первоначально феномены «дух», «духовность» возникли именно в религии. Как подчеркивал Н. А. Бердяев, «духовность, которая всегда связана с богом, есть обретение внутренней силы, сопротивляемости власти мира и общества над человеком» [цит. по: 4, с. 98]; «завоевание духовности есть главная задача человеческой жизни», ибо духовность есть „богочеловеческое состояние“» [1, с. 443]. По словам В. А. Лекторского, «общим, как для религиозного, так и для светского сознания является понимание духовности, которое связывается с выходом за пределы эгоистических интересов, личной пользы, своекорыстия, мелочных расчетов» [5, с. 31].

Для оценки нравственной атмосферы вуза студентам был задан вопрос «Как

Вы оцениваете морально-нравственный климат в Вашей группе?». Как хороший его определили больше половины респондентов (52 %), как «плохой» — 24 %. Вообще не дали оценки 18 % участников анкетирования. 5 % ответили, что нравственный климат в их группе «не самый лучший», «удовлетворительный», «нормальный». Около 30 % студентов (вместе с теми, кто дал собственные варианты) не довольны сложившимся нравственным климатом в коллективе.

Следующий вопрос логически вытекал из предыдущего: «Что бы Вы сделали, чтобы улучшить духовно-нравственную атмосферу в группе?». 49 % опрошенных признались, что не знают; 42 — заявили, что их «все устраивает»; остальные 9 % предложили свои варианты ответов: «проводить нравственные беседы», «ввести основы православия как дисциплину», «больше устраивать совместных дел, мероприятий», «распространять нравственные идеи в студенческой среде», «сдружить всех». Встречались и такие отклики: «бесполезно что-то делать, ничего не поможет», «людей не изменишь», «пробовала, но не получилось».

Очевидно, что духовно-нравственное воспитание молодежи должно быть культуроемким и нравственно-эстетически насыщенным. И. А. Ильин говорил, что одухотворенное обучение и воспитание способствует формированию у молодежи способности творить себя и образы своей жизни.

Во многом успех воспитательной работы зависит от работы кураторов студенческих групп, в ряду важнейших задач которых следует отметить:

— создание условий для приобщения студентов к системе духовных и культурных ценностей, на основе которых формируется отношение к жизни;

— воспитание положительного отношения к труду, деловитости, честности и ответственности в различных системах общественных отношений;

— содействие развитию потребности студентов в здоровом образе жизни, стремлению быть достойным семьянином.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

На вопрос «Проводит ли куратор Вашей группы мероприятия или беседы, касающиеся морально-нравственной проблематики?» 44 % студентов дали положительный ответ; 39 — отрицательный;

14,5 не дали никакого ответа; 2,5 % респондентов заявили, что иногда такая работа проводится, но, по их мнению, подобные беседы должны исходить из семьи.

На завершающий вопрос: «Хотели бы Вы изучать в вузе учебные дисциплины, касающиеся нравственного воспитания личности и вопросов духовной культуры?» — большинство студентов (41 %) ответили утвердительно; 24 — признались, что не хотели бы; 21 — не определились, не знают; 11 — заявили, что им «все равно» и 3 % опрошенных написали, что введение предмета «не поможет», «бессмысленно, так как это дублирование других дисциплин», «такой предмет должен быть тесно связан с православием».

По итогам анкетирования были выявлены определенные проблемные зоны, связанные с мировосприятием, которые требуют рассмотрения, анализа и дальнейшего принятия решений, однако в целом духовно-нравственную атмосферу в вузе можно оценить как благополучную. У большинства опрошенных присутствует интерес к изучению учебных дисциплин, связанных с нравственной культурой. Многие студенты, не удовлетворенные моральным климатом в своей группе, предлагают свои варианты решения проблемы. Доброжелательное отношение к окружающим, совестливость, корректное представление о смысле жизни — все это говорит о развитой духовной культуре студентов.

Проблема сформированности нравственных приоритетов студенчества, их

морального воспитания, духовных потребностей весьма важна для развития личности студента, ее ценностных ориентаций. Сегодня создание общекультурного пространства и определение места студента в нем — одна из ключевых позиций российского образования. Ориентация общества и каждой личности в целом на задачи развития и формирования духовной культуры является необходимым условием решения многих политических, экономических и культурных проблем современности с учетом того, что образование — это не только рынок услуг, но и школа жизни, процесс диалога культур, способствующих моральному становлению студенчества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бердяев, Н. А. Диалектика божественного и человеческого / Н. А. Бердяев. — М. : ООО «Изд-во АСТ» ; Харьков: Фолио, 2003. — 620 с.

2. Болдарев, А. А. Быть борцом — значит быть человеком (И. В. Гете) / А. А. Болдарев // Педагогика. — 2008. — № 3. — С. 3—6.

3. Дивногорцева, С. Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры / С. Ю. Дивногорцева. — М. : ПСТГУ, 2008. — 240 с.

4. Каган, М. С. О духовном / М. С. Каган // Вопр. философии. — 1985. — № 9. — С. 91—102.

5. Лекторский, В. А. Духовность и рациональность / В. А. Лекторский // Вопр. философии. — 1996. — № 2. — С. 31—35.

6. Патрушев, В. И. Ноосферный формат устойчивого развития местного сообщества / В. И. Патрушев // Интеллектуальный потенциал в социально-гуманитарном знании : сб. докл. меж-дунар. науч.-практ. конф. — Губкин : ООО «Ай-кью», 2010. — С. 62—75.

7. Померанц, Г. С. Духовные задачи Европы в XXI веке / Г. С. Померанц // Преподавание истории в школе. — 2002. — № 9. — С. 41.

8. Пустовалов, В. М. Духовно-нравственное становление личности будущего учителя: теория и практика : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В. М. Пустовалов. — Оренбург : ОГПУ 2002. — 38 с.

Поступила 27.06.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.